якоб лучший друг кони
Конни: она растёт вместе с вашим малышом! Мировой бестселлер, впервые в России!
Мировой бестселлер впервые в России!
Вот уже 20 лет малыши во всём мире растут вместе с Конни. С этими книгами ребёнок перестанет бояться врача, первого дня в садике или школе, поймёт, что животные в доме — это большая ответственность. Серия охватывают все жизненные навыки, с которыми ребенок встречается во время взросления: малыш проживает историю героини, учится и познаёт мир. И начинает понимать, что у каждого поступка есть свои последствия.
По этим книгам ставят мюзиклы, создают радиоспектакли, а Тиль Швайгер снял полнометражный фильм со своей дочерью в роли Конни.
Кто такая Конни?
Конни — это маленькая девочка, у которой в жизни происходит всё то же, что у любого малыша на планете. Что сделала бы Конни в этой ситуации? Конни должна стать лучшей подругой для ребёнка. Поэтому вы и видите надпись на обложке: «Лучший друг Конни».
Она — самый обычный ребенок с совершенно нормальными переживаниями. Вы можете идентифицировать себя с ней, её легко принять как подругу, потому что в ней нет ничего «сумасшедшего», странного и необычного.
От книги к книге девочка Конни становится старше, и юные читатели тоже растут и меняются вместе с ней.
Развиваем жизненные навыки
Каждая книга на примере Конни помогает ребёнку развить и закрепить жизненные навыки, с которыми встречаются все дети в возрасте от 3 до 15 лет:
• как заводить друзей на новом месте;
• как оказывать первую медицинскую помощь и вызывать врача;
• что домашнее животное — это не только игра и развлечение, но ещё и большая ответственность:
• что нельзя разговаривать с посторонними на улице:
• что нужно искать другое решение, когда что-то идёт не по плану, а не капризничать;
• и многое другое.
Эта серия книг — большой помощник для родителей.
Пробуждаем интерес к чтению. Тренируем память
Иллюстрации на каждой страничке точно совпадают с текстом. Малыш сможет считывать историю с картинок. Учите ребёнка читать вместе с Конни!
Изучили все иллюстрации? Предложите малышу рассказать, что происходит на картинках. Развивайте
речь и воображение ребёнка вместе с Конни!
Вы уже прочитали историю? Тогда закройте книгу и предложите малышу вспомнить, про что была эта история. Где папа нашёл котёнка? Как Конни назвала своего нового друга? А как на самом деле звали найдёныша?
Об авторе
Лиана Шнайдер (1957 г.р.) является учительницей начальной школы, немецким писателем детской книги. Она является автором успешной серии книг о Конни. В настоящее время она живёт в Гарбсене недалеко от Ганновера, и продолжает работать учителем, несмотря на успех её книг. После изучения химии и искусства решила стать учителем, и она знает, что дети любопытны и непоседливы. В свободное время она рисует, пишет или читает, а больше всего любит лежать на пляже у любого моря.
Её дочь Конни (Корнелия), которая и вдохновила Лиану написать серию книг, уже повзрослела, выросла.
В серии книг вы увидите малышку Конни (книги для детей до трёх лет), девочку постарше (6 лет), и подростка старше 10 лет. Конечно, у них разные интересы, поэтому и книги разные, они поднимают вопросы, актуальные для детей в этом возрасте.
Когда её дочь Корнелия пришла в детский сад в 1990 году, Лиана Шнайдер написала первую историю. На удачу она послала рукопись издателю, и он заключил с нею контракт и издал знаменитые сегодня истории с иллюстрациями Евы Венцель-Бюргер и Аннетт Штайнхауэр как пикси-книги. Из-за большого успеха появились иллюстрированные книги. На сегодняшний день в Германии существует 60 книг, и каждый год Лиана Шнайдер пишет ещё 4 книги. Всего было продано более 25 миллионов книг, серия про Конни выпущена в 30 странах, включая Францию (Конни здесь зовут Лола), Испанию (Берта), Польшу (Зизия) и Турцию (Элиф). Для того, чтобы привить читателям немецкую культуру, книги о Конни используются в американских университетах и в Германии в интеграции беженцев.
Писательница Лиана Шнайдер позволила Конни взрослеть вместе со своими читателями и развивала книги для детей от 7 лет, от 10 лет и от 12 лет. Для этой «старшей» серии, однако, тексты написаны другими авторами. В 2016 году вышел первый кинофильм под названием Conni & Co с Эммой Швайгер в главной роли. Второй фильм уже в работе.
— Сколько времени требуется, чтобы закончить одну пикси-книгу?
— От первого проекта до публикации — два года.
— Так долго для небольшой книги?
— Да, это трудно себе представить. Но сегодня очень высокие стандарты качества.
Список книг серии о Конни
Иллюстрированные Евой Венцель-Бюргер:
Конни на ферме
Конни печёт пиццу
Конни и котёнок
Конни катается на лыжах
Конни празднует Рождество
Конни в палатке
Конни идёт ко врачу
Конни идёт к стоматологу
Конни в больнице
Конни идёт в детский сад
Конни идёт в школу
Конни учится ездить на велосипеде
Конни учится верховой езде
Конни и морской конёк
Конни играет музыку
Конни играет в футбол
Конни танцует
Конни и новый малыш
Конни и пасхальный кролик
Первый полёт Конни
У Конни день рождения!
Конни переезжает
Конни идёт в зоопарк
Конни помогает маме
Конни болеет
Конни спит в детском саду
Иллюстрированные Аннет Штайнхауэр:
Конни учится печь. 2006
Конни учится печь. 2008
Конни в детском саду. 2009
Конни учится печь. 2009
Конни и времена года (с часами). 2010
Конни потерялась. 2010
Конни у парикмахера. 2010
Конни в горах. 2010
«Альпина Дети» выпустило мировой бестселлер — серию книг «Лучший друг Конни»
В мире уже продано более 40 миллионов книг, по ним ставят мюзиклы, создают радиоспектакли, а Тиль Швайгер снял полнометражный фильм с дочерью в главной роли. Почему история про девочку по имени Конни стала настолько популярной?
«Дети обожают истории про детей. Не про зверюшек, не про выдуманных существ, а про обычных детей, похожих на них. Конни ничем не выделяется. Вот она приходит в детский сад и заводит друзей в первый день. Она идёт к врачу, сначала боится, но потом оказывается, что это совсем не больно. Конни делает то, чему учат её родители, то, что они ей подсказывают. В первые годы жизни ребёнка это особенно важно. Родители направляют и помогают сориентироваться в социальных нормах общества, показывают на своём примере, что такое ответственность, сочувствие, интерес к познанию. Когда дети видят, что Конни такой же, как и они, ребёнок, то могут идентифицировать себя с ней и увидеть в ней друга», — рассказывает главный редактор направления «Альпина Дети» Лана Богомаз.
Серия охватывает все жизненные навыки, с которыми ребёнок встречается во время взросления от 3 до 14 лет. Ассоциируя себя с главной героиней, малыш проживает её историю, учится и познаёт мир.
Пока что в серии вышло четыре книги:
Конни и котёнок
В этой истории малыш на примере Конни поймёт, что у всех поступков есть последствия. Однажды в дом маленькой героини попадает котёнок, и Конни просит его оставить. Кроме игр в её жизни появляются ещё и заботы. Ведь за питомцем нужно ухаживать, водить к ветеринару, убирать разбросанные вещи, приучать к туалету и когтеточке.
Конни помогает маме
Эта книга научит ребёнка действовать самостоятельно и проявлять заботу о близких. Когда мама Конни потянула ногу, у девочки появился шанс доказать, что она уже большая! Конни первый раз отправляется одна в детский сад, сама готовит обед и убирает в доме. Совсем как взрослая. Вместе с главной героиней малыши узнают, как оказать первую помощь, как добраться до врача и вызвать такси. После этой истории ребёнок точно не растеряется, если его близким понадобится медицинская помощь.
Конни идёт в детский сад
Всё новое и неизвестное пугает ребёнка, но с этой книгой он точно не будет бояться первого дня в садике. Вместе с Конни малыш впервые останется без мамы, проведёт день в новом окружении и узнает, как разрешить деликатные ситуации, например, попроситься в туалет в незнакомом месте. А яркие иллюстрации позволят маленьким слушателям детально представить события в детском саду — знакомство с воспитателем, завтраки, игры на детских площадках, празднование дня рождения и много другое.
Конни на ферме
У Конни первые каникулы в деревне, первая поездка на поезде и новые открытия. Вместе с главной героиней и её новой подругой малыш познакомится со всеми обитателями фермы — курочками, свиньями, кроликами, коровами. После этой истории малыш точно не растеряется, если окажется за городом.
2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены
Якоб лучший друг кони
С этими книгами ребенок перестанет бояться врача, первого дня в садике или школе, поймет, что животные в доме — это большая ответственность.
Серия охватывают все жизненные навыки, с которыми ребенок встречается во время взросления от 3 до 15 лет. Ассоциируя себя с главной героиней, малыш проживает ее историю, учится и познает мир.
Онлайн утренник 1 мая
Малыши такие нетерпеливые, так и норовят поскорее перевернуть страницу, не успев дочитать до конца. В книгах про Конни иллюстрации на каждой страничке и они точно совпадают с текстом. Ваш малыш сможет считывать историю с картинок.
Учите ребенка читать вместе с Конни!
Изучили все иллюстрации? Предложите малышу рассказать, что происходит на картинках. Вот папа Конни притормозил, кто преградил ему путь? Куда отправились Конни и ее котенок? Почему Конни прячет котенка в шкаф?
Развивайте речь и воображение ребенка вместе с Конни.
Вы уже прочитали историю? Тогда закройте книгу и предложите малышу вспомнить, про что была эта история. Где папа нашел котенка? Как Конни назвала своего нового друга? А как на самом деле звали найденыша?
Развиваем память вместе с Конни.
Конни отправляется
в школу и знакомится
с новыми друзьями.
Конни в средней
школе: знакомство
с «новичками» в классе
и студентом по обмену.
Вы увлеченная мама, ведете свой блог в социальных сетях и интересно пишете про детские книги?
Нам интересно ваше мнение! Если аудитория вашего блога
более 30 000 человек, получите одну из 20 бесплатных книг
на рецензию.
Напишите на почту Наталье Тенцер n.tentser@alpina.ru, расскажите о себе и своем блоге, мы рассмотрим ваше предложение и обязательно ответим!
Конни придумала Лиана Шнайдер, у которой есть дочь по имени Корнелия. Лиан просто описывала события, которые происходят в жизни ее маленькой дочки. А потом дочка выросла. Так появились книги про девочку 10 и 12 лет.
Первая книга о Конни была опубликованав 1992 году.
Сейчас над серией работают несколько авторов и иллюстраторов, а настоящая Конни уже давно выросла.
«Альпина.Дети» — это новое направление издательства «Альпина Паблишер». Мы издаем книги, которые пробуждают любопытство, помогают найти свое призвание, развивают навыки 21 века. И просто позволяют родителям проводить больше времени вместе с ребенком.
В нашем портфеле мировые хиты и книги современных российских авторов.
С незапамятных времен лошадь считалась одним из самых верных друзей человека. Она воспевалась поэтами в одах, о ней писали великолепные картины и сочинялись целые книги, в которых писали о гордом, красивом, грациозном животном, создавались прекрасные скульптуры этих божественных созданий. О лошадях сложено множество легенд. Хватает одного взгляда, чтобы сердце наполнилось светом и любовью к этим благородным животным, даже те, кто побаивается лошадей, умиляются их красотой издалека. Лошадь издавна служит человеку верой и правдой. Одомашнив ее, человек получил себе в помощь друга и кормильца.
Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом полей,
Сизый пар кипит и пышет
Из пылающих ноздрей;
Полон сил, удал на воле,
Громким голосом заржал,
Встрепенулся конь — и в поле
Бурноногий поскакал!
Скачет, блещущий глазами,
Дико голову склонил;
Вдоль по ветру он волнами
Черну гриву распустил.
Сам, как ветер: круть ли встанет
На пути? Отважный прянет —
И на ней уж! Ляжет ров
И поток клубится? — Мигом,
Он широким перепрыгом
Через них — и был таков!
Веселися, конь ретивый!
Щеголяй избытком сил!
Не надолго волны гривы
Вдоль по ветру ты пустил!
Не надолго жизнь и воля
Разом бурному даны,
И холодный воздух поля,
И отважны крутизны,
И стремнины роковые.
Скоро, скоро под замок!
Тешь копыта удалые,
Свой могучий бег и скок!
Снова в дело, конь ретивой!
В сбруе легкой и красивой,
И блистающий седлом,
И бренчащий поводами,
Стройно-верными шагами
Ты пойдешь под седоком.
Николай Языков, «Конь»
Выбор лошади
Для начала, если вы решились приобрести себе такого друга, как лошадь, необходимо определиться, хотите вы уже подрощенную объезженную лошадку, или готовы взять жеребенка и попытаться воспитать его самостоятельно. Я советую брать подрощенную и объезженную лошадь возраста 5 лет. Вы должны четко понимать, что лошади потребуется огромное количество затраченного вами на нее времени. Если ваше животное будет помогать вам по хозяйству (вспахивать огород, тягать груженную телегу), то следует выбрать среднее или крупное здоровое животное. В том случае, когда вы берете лошадь для души (езда верхом, друг для ребенка), не для тяжелых работ, то советую присмотреться к легкой теплокровной породе.
Обычная рабочая лошадка должна быть сильной и здоровой. У нее должна быть широкая, глубокая грудь. Тщательный осмотр начинают с головы. Нужно определить здоровы ли глаза. Никаких пятен на зрачках, определите реагирует ли зрачок на разную степень освещения, корочек на веках быть не должно. Если зрачок лошади не реагирует на разную степень освещенности, то животное слабо на глаза, может даже быть ослепшим, хотя глаз может выглядеть вполне себе здоровым. Смотрите, не обманитесь!
Осмотрите ганаши (углы нижней челюсти). Там не должно быть трещин, корочек, загноившихся ранок, опухолевых образований. Нормальное расстояние ганашей 8-9 см.
Уши, шея осматриваются на предмет кожных заболеваний. Шея должна быть длинной, пропорциональной телу.
Почему мы любим «Коня БоДжека». Самый подробный анализ мультсериала
Где-то там чуть ниже валяется примерно 20 тысяч символов про то, почему мы считаем «Коня БоДжека» лучшим представителем анимации. На случай, если вам лень читать, просто сразу скажем тут, что основной феномен этого сериала в его качестве, уровне проработанности, искренности повествования и глубине, которую вообще не ждёшь от мультсериала. Наш штатный амбассадор БоДжека Анна Устюжанинова пересмотрела сериал несколько раз и развёрнуто отвечает на вопрос «А что же такого особенного и глубокого в этом вашем „БоДжеке“».
«БоДжек» — самый недооценённый сериал современности. Понятно, почему у него нет огромной фанбазы в России — сериал нужно смотреть исключительно в оригинале, нарратив там сумасшедший. Никому и никогда ещё не удавалось складывать слова так удачно и засовывать в диалоги настолько глубокие метафоры. Но русские субтитры на «Нетфликсе» вышли абсолютно беспощадными. И мы на 2×2, кстати, долго и мучительно спорили, что делать с озвучкой «БоДжека». В итоге сошлись на официальном дубляже. Все стороны конфликта признали, что он неплох — переводчики смогли перевести непереводимое и сохранить смысл, насколько это было возможно. Но как бы то ни было, если вы можете смотреть в оригинале, обязательно так и сделайте. Там гора знаменитостей на озвучке (Рэдклифф, Красински, Кудроу, Брафф), да и в любом случае оригинальный нарратив выигрывает.
Помните, что мнение автора поста может не совпадать с реальностью и любой анализ всегда субъективен. Всё было бы гораздо проще, если бы создатель Рафаэль Боб-Ваксберг сам написал книгу, в которой рассказал бы, что он вложил в сериал. Но ему, похоже, лень, поэтому приходится делать всё самим (никакой помощи в этом доме). И, само собой, ниже миллиард спойлеров ко всем сезонам «БоДжека».
«БоДжека» нельзя назвать ни комедией, ни трагедией, ни даже трагикомедией в привычном понимании. В нём абсолютно уникальное смешение всего и вся, которое нацелено на то, чтобы как можно сильнее разбередить душу зрителям. Вообще, большая часть его жанрового стиля направлена на разрушение концепции ситкомов, в которых персонажи по сути не меняются. Здесь же — всё сугубо про изменения.
Но и без юмора никуда — правда, специфичного юмора. Большая часть шуток в «БоДжеке» основана на чьём-то страдании, за смехом скрыта боль. Например, когда посетители магазина «Хэллоуин в январе» падают и ломают себе конечности, потому что сам магазин не достроен — это смешно, потому что кому-то больно. Или когда Сара Линн протыкает себя ножницами, а потом заклеивает дырку скотчем — это смешно, потому что кому-то больно. Главная функция шуток в «БоДжеке» в создании контраста. Нельзя постоянно кормить зрителя драмой и болью, иначе в какой-то момент это перестанет восприниматься так, как должно. Поэтому создатели напичкали сериал умными и смешными шутками.
Тем не менее, грустных моментов, от которых хочется рыдать в темноте на полу под Radiohead, в «БоДжеке» сильно больше. И это круто выделяет сериал на фоне всяких «Симпсонов» и «Гриффинов», где рычажок драмы включают супер редко.
В общем, в «БоДжеке» всё как в жизни. Где-то смешно, где-то грустно, иногда невыносимо больно, а порой просто равнодушно. Ваксберг создал в сериале условия абсолютной реальности. И в них ассоциации себя с персонажами с экрана выходят на новый уровень.
Герои
Персонажи «БоДжека» идеальны. Это настолько очевидно, что нам лень тратить силы, чтобы это доказывать. Они постепенно эволюционируют, а их арки основаны на ситуациях из реальной жизни, а не голливубских (всё верно написано) фильмах и сказках. Здесь нет «добрых» и «злых» героев (в этом, кстати, заключается одна из основных мыслей сериала — не бывает плохих и хороших людей, бывают плохие и хорошие поступки). Есть серое с оттенками жёлтого, розового, синего и всех остальных цветов.
Все герои «БоДжека» — одинокие и потерянные люди (кошки, псы, кони). У каждого из них внутри чёрная дыра, которую все пытаются заткнуть по-своему. Кто-то — работой, кто-то — развлечениями, а кто-то — алкоголем. И, кажется, именно так и живут реальные люди. У каждого из нас есть своя чёрная дыра, с которой мы всё никак не научимся справляться.
БоДжек
Главный герой сериала — антропоморфный конь в глубочайшем личностном кризисе. Он как-то, с трудом, дотянул до своих 50 годков, но за все эти годы так и не понял, как вообще жить эту жизнь. БоДжек всё время был окружён толпой фанатов, продюсеров, журналистов, но сейчас остался совсем один, и люто от этого страдает. Он понимает, что его жизненные ценности — говно, которое не работает и не приносит никакого счастья. Его ломает, ему больно, и он пытается найти выход и новый смысл жизни, но не может — и обращается к бутылке, чтобы заглушить состояние потерянности.
БоДжеку плохо и тяжело примерно 80 процентов экранного времени, а редкие проблески счастья в его жизни — это скорее исключения, которые делают следующую драму только больнее. Он ненавидит себя и страдает от всего того дерьма, что сам натворил в прошлом, и никак не может вылезти из состояния жертвы.
БоДжек нарушает закон, творит эгоистичную дичь, ломает жизни. Он оправдывает свои поступки чем угодно, лишь бы не брать ответственность: родители в детстве недолюбили или тупые продюсеры не оценили глубину актёрского таланта. Он очень уязвим и под воздействием любого внешнего фактора сразу бежит за помощью к алкоголю, чтобы скрыться от груза собственной никчёмности.
Причем, как это и бывает в жизни, БоДжек не выходит из этого состояния чудесным образом после какой-то мотивационной речи в стиле Тони Роббинса. Он долго живет и тонет в саморазрушении, открывая новое дно с каждым кризисным моментом. И только осознав, что своим образом жизни делает хуже не себе, а окружающим, он наконец-то встаёт на правильные рельсы.
В шестом сезоне создатели показывают, что даже так сильно павший герой еще может спастись, и никогда не поздно хотя бы пытаться. К лучшей версии себя БоДжека в итоге приводит Диана, тем самым донося важную мысль сериала: заботься о ближнем своём и помогай другим, без тебя они могут не выкарабкаться.
Диана
Самый противоречивый персонаж (ярая феминистка, которая дружит с непроходимым сексистом) и за счёт этого самый универсальный и реалистичный.
Диана живая и не ограничена парой вводных предложений о том, как должна себя вести в разных ситуациях. Она всегда поступает по-разному, иногда идя вразрез со своими же убеждениями и словами (например, сначала она собиралась ехать спасать детей от смерти, а в итоге устроилась работать в лайфстайл-журнал). Диана загорается, перегорает, уходит в крайности, никак не может понять, чего на самом деле хочет, боится, радуется, вдохновляется, борется, впадает в уныние, срывается, сомневается. И всё это — нормально.
Диана не только совесть БоДжека, но и голос разума всего сериала. Именно через её персонажа создатели доносят колоссальное количество важных мыслей, которые помогают зрителям (и БоДжеку) хоть что-то осознать. Именно Диана пишет книгу, после которой конь признает, что с ним что-то не так. От всех остальных персонажей ему не так важно слышать, что он хороший, как от голоса разума и души всего сериала. Потому что Диана рубит правду не церемонясь и призывает всех принимать истину такой, какая она есть. Даже её книга про БоДжека — это жёсткая, хлёсткая, но всё же правда.
Нет хороших людей и плохих людей. Мы все просто люди. Иногда делаем хорошие вещи, иногда плохие. И всё, что нам под силу, — пытаться делать больше хороших вещей и меньше плохих.
Диана вдохновляет пытаться стать лучше. И это, пожалуй, идеальное положение морального компаса, который создатели вложили ей в руки.
Принцесса Кэролин
То, как свою чёрную дыру заполняет Принцесса, знакомо почти каждому двуногому: она очень (ОЧЕНЬ) много работает. И пока работа помогает ей абстрагироваться от реального мира, всё идёт в основном классно. А потом случается эпизод Ruthie, и вся её система заполнения чёрной дыры резко перестаёт работать, потому что внутренняя пустота внезапно перестаёт быть внутренней.
Важный мотив персонажа — помощь. Возможно, именно из-за того, что где-то внутри неё сидит невероятное количество нереализованной материнской любви, она прощает окружающих за всё, в том числе БоДжека. Он гораздо слабее Принцессы, она это понимает, поэтому даёт ему поддержку, в которой он нуждается, будь то физическая помощь, прощение или просто немного заботы. При этом, что важно, у Принцессы нет ресурсов на помощь самой себе. Разгребать чужое дерьмо и пачкаться в нём для неё гораздо проще, чем в своём.
Совсем другой формат отношений у Принцессы выстроился с Ральфом и Джудой. Она воспринимает их как равных и самостоятельных партнёров, а не как тех, кому нужна помощь. Правда, к таким людям у Принцессы сильно завышенные ожидания. Поэтому она расстаётся с Ральфом после всего одной неправильно сказанной вещи, но выслушивает бесконечное количество разрушительных историй от БоДжека.
В первых сезонах у Принцессы Кэролин есть все признаки высокофункциональной депрессии. В ней есть огромный запас энергии, который она тратит на работу, спасение утопающих и разгребание чужих факапов. Но это не то, что ей нужно. И пока она не осознает, что её реализация — в семье и взаимной (!) заботе о партнёре, ситуация не становится лучше.
Нет более счастливого момента во всём сериале, чем когда Принцесса держит на руках ребенка и называет его Безымянным проектом Принцессы Кэролин.
Мистер Подхвост
Неунывающий оптимист с репутацией самого задорного парня в Голливубе. Быть таким — в его пёсьей природе, именно поэтому он не рыба, не человек, не конь, а именно лабрадор. Тем не менее, Подхвост не такой простой персонаж, как кажется. И его сложно расколоть, потому что эта скорлупа из бесконечного энтузиазма прекрасно скрывает его внутренние проблемы. С одной стороны, это такое изящное издевательство над зрителем, а с другой — как раз то, что за скорлупой и скрывается. Давайте отталкиваться от главной цитаты Подхвоста, да и одной из важнейших мыслей сериала в целом.
Вселенная — жестокий, бессердечный вакуум. Ключ к счастью не в поиске смысла, а в том, чтобы непрестанно заниматься фигнёй, пока в конце концов не помрёшь.
Ключ к Подхвосту в игнорировании себя и важных вещей/людей, которые его окружают. Возможно, говоря про вакуум Вселенной, Подхвост имел в виду вакуум внутри себя, который он сначала ощущал лишь слегка. Как же так получилось, что чёрные дыры других персонажей не дают им покоя, а пес спокойно её игнорирует? Чтобы нравиться всем, он надел на себя маску счастливчика — и носил её так долго, что начал забывать, кем является на самом деле.
Заметил он это только с помощью Фасольки. Создатели не просто так свели его с другой собакой: наблюдение за тем, как излишний оптимизм мешает ей заметить очевидное и крайне важное (измену), натолкнуло Подхвоста на мысль, что он делает то же самое. А тут ещё и БоДжек выдал ему мудрость про то, что нельзя накапливать внутреннюю боль, надеясь укрыть от неё близких. Вот псу и пришлось переключить свой поток с «наружу» на «внутрь» — остановиться и заняться поисками потерянного «я».
Персонаж, который эволюционировал сильнее всех за шесть сезонов. От беззаботного дурачка, не имеющего никакой связи с реальностью, он вырос в осмысленного парня, который знает, чего хочет от жизни, умеет говорить «нет», расставлять приоритеты и испытывать глубокие чувства.
В первых сезонах Тодд — олицетворение эскапизма и отрицания любой ответственности. Он не хочет принимать взрослый мир и не хочет в нём жить. Тодд постоянно пытается чем-то себя занять, чтобы не думать о серьёзном. Но в какой-то момент взрослость сама прижимает его, подкидывая в голову вопросы о сексуальной ориентации и семье — и Тодд резко взрослеет. Он осознаёт, что нельзя всю жизнь только строить «Диснейленды» и развлекаться.
К финалу сериала Тодд так и не нашёл для себя какой-то цельный смысл жизни, но на фоне всех остальных персонажей он выглядит самым счастливым и полноценным героем. Да, он остался инфантильным и многое воспринимает глазами ребёнка. Но Тодд принял себя, отпустил обиду на маму и БоДжека и внезапно начал задаваться философскими вопросами о предназначении искусства.
Философия
Один из главных посылов сериала (боги, как же много этих главных посылов) — «принимать правду больно, но нужно». И на примере героев раскрываются самые разные варианты того, какую правду нужно принять.
Основная заключается в том, что жизнь бессмысленна. Такая идеология называется экзистенциальным нигилизмом. Это суровая история про то, что никакого великого смысла в нашем существовании на самом деле нет. Примерно об этом же говорил Морти в разговоре с Саммер, когда указывал на свой труп, закопанный на заднем дворе:
Никто не существует по определённой причине. Никто ни к чему не привязан. Все однажды умрут. Пойдем посмотрим телик?
Только Морти сводит всё к юмору, потому что сериал хоть и мрачный и глубокий, но всё-таки комедия. В «БоДжеке» нет подслащения шутками и сглаживания жизненных углов. Больно? Терпи и учись жить с этим.
Каждый герой «БоДжека» по ходу сериала глотает свою горькую пилюлю правды. БоДжек принимает, что он плохой человек и натворил кучу ужасных вещей, но это не приговор, и всегда можно попробовать стать лучше. Принцесса Кэролин осознаёт, что не всё в жизни зависит от тебя, и каким бы классным менеджером/агентом ты ни была, с чем-то справиться всё равно не сможешь. Тодд принимает свою асексуальность и то, что рано или поздно придётся начать жить осмысленно. Диана признаёт, что на самом деле больна и нуждается в помощи. А Мистер Подхвост понимает, что, пытаясь понравиться всем, потерял себя.
Реальность в том, что всё происходящее вокруг в общем и целом бессмысленно. Возможно, поэтому так многое в жизни БоДжека происходит в планетарии — в месте, где человек обычно осознаёт, насколько он ничтожен в масштабах Вселенной. И тут же (уже с мёртвой Сарой Линн рядом) БоДжек толкает свой монолог, в котором собрана как раз вся суть идеологии сериала:
«Диктор: Наша жизнь — лишь краткая вспышка во вселенной, зародившаяся миллиарды лет назад.
БоДжек: Ты слышала? Ещё не конец. Во вселенских масштабах мы просто песчинки, которые однажды исчезнут. Неважно, что мы сделали в прошлом или кем нас запомнят. Важно только настоящее, этот момент. Этот удивительный момент, который принадлежит нам. Да, Сара Линн?»
Есть только три варианта выживания в такой схеме мироустройства.
На старте сериала все герои находятся в точке первого варианта. К финалу — либо приходят к третьему, либо становятся на этот путь. Секретариат же, отвечая на письмо БоДжека в телешоу, говорит:
«В детстве мне часто было грустно. Очень часто. Однажды я начал бегать, и, кажется, это сработало, поэтому я просто продолжал бежать. БоДжек, когда тебе станет грустно, беги, несмотря ни на что».
Так давайте признаем правду: в мире «БоДжека», да и в нашем, не существует никакого великого предназначения и глобальной идеи. Родился, потусил и умер. Это логично подводит ко второй основной идее: ты полностью предоставлен сам себе и несёшь ответственность за все свои действия и поступки. По замыслу создателей, никто и ничто не заставляет нас совершать те или иные поступки — решения принимаем мы сами. Цитируя Диану, «нет никакого глубоко внутри». Цитируя Тодда, «во всех твоих бедах виноват только ты». Ни алкоголь, ни родители, ни злая капиталистическая корпорация, ни нежеланный ребенок, ни залетевшая на первом свидании девушка, ни завал на работе не виноваты. Вся твоя жизнь, все твои настроения — это плоды твоих же действий. Никто не управляет тобой, и ты полностью свободен делать всё, что вздумается. Как говорил Каддливискерс, хомяк, на пару с которым БоДжек создавал «Шоу Коня БоДжека»:
«Только после того, как ты отказываешься от всех обид и установок, ты начинаешь свой путь к поиску счастья»
На этой цитате лично у нас зачесалось где-то в районе «Бойцовского клуба». Разрушь и откажись от всех своих убеждений, от всего, во что веришь, и наконец-то увидишь, что за пределами этого замка находится дивный новый мир, в котором у тебя есть все шансы стать счастливым. Просто нужно делать то, чего ты никогда не делал. Другими словами, перестань верить в судьбу, во что-то великое, в вечные оправдания и просто найди то, что делает тебя счастливым.
Подобную концепцию предлагал философ и писатель Альбер Камю. Он говорил, что вот есть Вселенная, которая не предполагала для человека никакого большого предназначения, а есть человек, который со всей силы пытается найти это предназначение. В этом заключается абсурдность ситуации. Когда осознаёшь её, у тебя есть два пути: пытаться отрицать её бегством и в итоге закончить [Роскомнадзором] или признать её, расслабиться и потихоньку осваивать искусство создания своего счастья в моменте.
Для БоДжека этот переломный момент — финал третьего сезона. Пережив очередной кризис, он садится в машину и пытается убежать от ситуации, но понимает, что это не помогает. Конь отпускает руль и принимает судьбу, готовясь к смерти. А потом видит табун бегущих лошадей, и осознаёт, что всё бессмысленно и тлен, но можно найти какое-то занятие по душе и быть счастливым, вопреки вселенской логике (точнее, её отсутствию).
Важная метафора свободы в «БоДжеке» — вода. Мотив воды и утопания идёт через весь сериал. Мама БоДжека, как он сам говорит в похоронной речи, «всю жизнь тонула за исключением тех редких моментов, когда она вспоминала, что на самом деле умеет плавать». Сам БоДжек тонет в заставке сериала. И только в подводной серии третьего сезона он внезапно осознаёт, что вода (она же свобода) — это на самом деле не страшно и не наказание свыше, и в ней на самом деле можно научиться находить удовольствие.
Повествование
За все 76 эпизодов сериала мы не нашли ни одной несостыковки. Кажется, что создатели продумали в деталях все шесть сезонов ещё до того, как начали рисовать самую первую серию.
Например, можно вспомнить, что в далеких флешбэках со съёмочной площадки «Ржём с Конём» БоДжек как-то сказал Саре Линн: «Никогда не переставай танцевать. Даже если это убьёт тебя и опустошит, никогда не переставай танцевать». В предфинальной и душераздирающей серии Сара Линн поет:
«Стихает звук,
Толпа ушла,
И песню вдруг
Споет игла, Её когда-то пели с тобой.
Не переставай танцевать»
Ни одно слово и ни одна фраза в сериале не существуют в вакууме, не произнесены просто так. Каждое ружьё выстрелит — может, через несколько сезонов, но обязательно выстрелит.
«БоДжек» облекает очень странные и противоречивые эмоции, которые чувствует каждый хомо сапиенс, в слова, тем самым давая нам понять, что мы не одни живем с этим и чувствуем это. Сериал за шесть сезонов даёт нам описания для самых разных эмоциональных состояний, и это не только помогает понять, кто мы и как с этим жить. Главное (сколько раз за статью мы использовали это слово?) — благодаря этому мы получили возможность говорить о своих эмоциях с другими людьми на одном языке — языке Ваксберга.
Отдельную роль в нарративе играют визуальные решения. Например, глитчи в воспоминаниях мамы БоДжека и отсутствие лица Генриетты. Деменция разрушает мозг и стирает память, поэтому многие детали и события на самом деле смазываются и теряются.
Верх сценарного искусства — это уметь так прописывать драму, чтобы каждый её уровень цеплял и бил по самому больному месту. Единственный способ добиться этого — умело миксовать драму с комедией. Делать это нужно ювелирно, чтобы юмор не обесценивал глубину момента, но и чтобы тяжёлые моменты не шли один за другим, иначе их просто невозможно будет прочувствовать.
Идеальный пример — 15 серия шестого сезона. На «БоДжека» вываливают одну тяжёлую историю за другой. Но где-то между фрагментами герой Зака Браффа говорит какую-нибудь глупость, зритель отвлекается и как будто приподнимается над дном, к которому летит со скоростью света.
Тут должен был быть вывод, но свести такой сериал в один абзац не то чтобы сложно — это попросту невозможно. Есть ощущение, что свою главную (на этот раз совсем главную) мысль Ваксберг вложил в уста самого инфантильного персонажа — Тодда: «Разве смысл искусства не в том, что в него вкладывает автор, а в том, что из него извлекает зритель?»
Возможно, задачей «Коня БоДжека» было не дать ответы на экзистенциальные вопросы, помочь пережить травмы, справиться с психическими проблемами. Возможно, сериал стремится создать комфортные условия, в которых зритель сможет посмотреть на сериал и найти в нём ответы на вопросы своей жизни. Ведь Ваксберг попросту не может знать, что волнует каждого человека по отдельности, да и на подобные вопросы нет одного ответа. Всё, что может сделать Ваксберг, — это помочь другим людям в этом разобраться.
My greatest weakness? Ocasionally I give a damn