в какой яме сидит оркестр

Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.

Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Из каких инструментов состоит симфонический оркестр?

— Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов (перечисляю их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. (В составе струнных смычковых — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Деревянные духовые — это флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные — барабаны, литавры, тарелки, треугольники — Прим. ред.).

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Музыканты в оркестре всегда рассаживаются по одной схеме?

— Нет, существует две основные схемы рассадки: немецкая и американская. Идеальной нельзя назвать ни ту, ни другую, ее не существует и поэтому их часто комбинируют.

У немецкой (иногда ее называют бетховенской) схема такая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В середине — виолончели и альты.

В американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а дальше уже альты и виолончели (слева направо).

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

В чем сложность выбора?

— Рассадка — головная боль всех дирижеров. Ведь именно им нужно разместить музыкантов так, чтобы всех было одинаково хорошо слышно. Но идеал так до сих пор и не найден. Например, струнные (виолончели, скрипки и альты) по сравнению с духовыми звучат гораздо тише.

Многие оркестры до сих пор не определились, какая схема рассадки лучше. Так что это остается личным делом дирижера.

В России используют обе схемы и их комбинации. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Оркестр московской филармонии — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там оркестровая яма, все по-другому, места гораздо меньше.

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Бывает, что типы рассадок комбинируют?

— Бывает. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова сидит почти в американской. Группы первых и вторых скрипок сидят рядом, но виолончели и альты — наоборот. Случается, что контрабасистов, например, пересаживают из одной стороны в другую. Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде всего об акустике конкретного зала.

Некоторые дирижеры идут по экстремальному пути. Они могут решить поменять рассадку за два часа до концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

✨Почему оркестр в театре находится в яме?

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Во многих городах имеются красивые здания, которые не похожи на другие и сразу же притягивают взгляд, это – театры. Здесь проводятся представления, мюзиклы, постановки, оперы и прочее. Этот вид искусства является сочетанием литературы, прекрасной музыки, вокала, хореографии и других видов творчества. Конечно же, многие, кто посещал театр, задавались вопросом: а почему оркестр находится в своеобразном углублении? Почему музыканты располагаются там, а не, к примеру, позади представления или же вовсе – сбоку? Ответ на этот вопрос будет дан ниже.

Оркестр представляет собой группу, коллектив, который состоит из музыкантов и дирижера. Главная задача – объединять звуки музыкальных инструментов, чтобы добиться идеального звучания определенной композиции. Слово «оркестр» происходит от древнегреческого «орхестра», что означает круглую площадку, располагающуюся перед театром. Как раз на этой площадке в античном государстве размещался хор или же участники комедии/трагедии.

Не стоит думать, что именно в Древней Греции зародился оркестр, поскольку известно, что еще в Древнем Египте существовало ансамблевое музицирование. Сама оркестровая яма, которая уже используется в современном театре, появилась в эпоху Возрождения, однако тогда и в Средние века носила название капеллы.

На рубеже 16-17 века появилась опера, и тогда в Италии возник современный образ оркестра. Популярность оркестровых групп возросла и только Германия «держалась» до 20-го века за название «капелла».

Как оркестр располагался раньше?

Чуть более трехсот лет тому назад современной оркестровой ямы не было. Тем не менее, считалось, что музыканты все равно располагались в яме. Дело в том, что весь партер в те времена и был той самой ямой, зачастую там был даже земляной пол. Публика театра в те времена стояла и могла свободно перемещаться прямо во время представления. Оркестр же сидел прямо возле зрителей, огороженный специальной перегородкой или ширмой. И из-за перегородки было не всегда хорошо слышно музыку, так как плотная ткань ширмы мешала проникать звукам. Дирижер же стоял лицом к сцене и прямо в центре оркестра, чаще всего на какой-то возвышенности. Он мог стоять и прямо возле края сцены, спиной к оркестровой группе.

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Интересный факт: в Германии (Дрезден) располагается самый старый оркестр в мире. Он именуется как Саксонская государственная капелла. Этому оркестру насчитывается 400 лет.

Когда оркестры стали находится в яме и почему?

Современный образ оркестровой ямы появился во время строительства Байройтского театра. Именно здесь знаменитый композитор и дирижер Рихард Вагнер придумал специальную яму, чтобы исполнять свои произведения с оркестром. Это дало поразительный эффект, так как ярусы оркестровой ямы уходят в землю, исполнителей не видно. Таким образом, установить, откуда именно льется музыка, нельзя. Это создало прекрасный сценический эффект.

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Также на расположение оркестровой ямы, как обязательного атрибута театра, повлияло увеличивающееся количество музыкантов в группе. Ширма, которой раньше был огражден оркестр, гасила звук, и это также было причиной возникновения ям. Перегородку убрали, и теперь все музыканты находились между зрителями и сценой. Так как произведения становились сложнее, и требовалось больше инструментов, яма позволила освободить для них место.

Благодаря яме руководитель оркестровой группы теперь может видеть, что делается на сцене и командовать музыкантами. В современных ансамблях, как правило, насчитывается большое количество музыкантов. Во время исполнения сложных музыкальных произведений очень важно, чтобы дирижер мог своевременно и четко подавать сигналы. Большое пространство ямы позволяет музыкантам расположиться на достаточном расстоянии друг от друга. Таким образом, инструменты во время использования не будут мешать друг другу.

Интересный факт: количество музыкантов в оркестре может варьироваться в пределах 50-110 человек. Все зависит от места выступления и особенностей произведения. Самое крупное выступление по количеству музыкантов состоялось в 1964 году на стадионе «Юллеваал» (Осло). В этом мероприятие приняло участие 20100 исполнителей.

Оркестр не всегда располагается непосредственно перед сценой. Это во многом зависит от конструкции зала. Поскольку многие зрители предпочитают наблюдать за работой дирижера и коллектива, то во время выступления их могут показывать на отдельном экране.

Оркестр вместе с дирижером располагается в яме перед сценой по нескольким причинам. Во-первых, так коллектив освобождает пространство на сцене. Во-вторых, данное расположение положительно сказывается на качестве звука. Дирижер при этом стоит лицом к оркестру на небольшом возвышении и его хорошо видят как музыканты, так и артисты на сцене. Также в яме намного больше свободного пространства для всех участников оркестра. Они располагаются на небольшом расстоянии и не мешают друг другу.

Рубрики:Культура, искусство, история

Метки: оркестр театр

Процитировано 6 раз
Понравилось: 17 пользователям

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестрв какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

✨Оркестровая яма

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Раньше яма ямой не была

Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.

Ямой (по английски pit) назывался в прежние далёкие времена весь партер, потому что это было самое низкое место в театре, часто с земляным полом (par terre – с французского “на земле”), где не было ни кресел, ни даже лавок. Публика там стояла и свободно перемещалась во время спектакля (картинка выше).

И оркестр сидел тут же, отделенный от зрителей какой-нибудь перегородкой. То есть эта часть партера (ямы) называлась тоже ямой, только оркестровой (orchestra pit) или просто – orchestra.

Музыканты сидели на одном уровне со зрителями. Так было в XVII веке, в XVIII и даже в XIX.

Вот, например, оперный театр в Версале (XVIII век):

Театр чешского города Крумлова (гравюра 1798 года).

А это венский театр Ан-дер-Вин, начало 19 века. Контрабасы торчат из оркестра и фактически загораживают зрителям сцену ровно посередине.

Кстати, оркестровые ямы всегда были не только в оперном, но и в драматическом театре, потому что драматические спектакли, как правило, сопровождались музыкой. И её иногда было довольно много. К примеру, популярная музыка из “Пер Гюнта” Грига или “Свадебный марш” Мендельсона были написаны именно для таких спектаклей.

Тем более, что раньше вообще не всегда было деление на оперный и драматический театр. Все спектакли шли на одной сцене, как долгое время у нас в Большом.

Вот постановка шекспировской драмы “Генрих IV” в Королевском театре английского города Бат. 1750 год. Оркестру отвели небольшой загончик)

На картинах Дега видно, что в Парижской опере ещё даже в 80-е годы XIX века музыканты сидели не в реальной яме, а на уровне пола партера.

Эдгар Дега. Оркестр Парижской оперы

Первые ряды зрителей визуально смешиваются по этой причине с оркестрантами.

Эдгар Дега. Балетная сцена из оперы Мейербера “Роберт-дьявол”

А здесь видно, как нахальный меломан в цилиндре с биноклем из первого ряда чуть ли не на голову сел оркестрантам, чтобы разглядеть даму в ложе (и это во время спектакля! представьте, какая была распущенная публика!). Музыканты только условно отделены от зрителей.

Жан Беро. Ложа в партере

В театрах США можно было видеть такие же ямы “без ямы” даже в начале 20 века (обратите внимание на шторку вместо барьера).

Эверетт Шинн. Оркестровая яма в театре на Пятой авеню, 1906 год.

Но идеи о том, что хорошо бы опустить оркестр, чтобы он не маячил своими контрабасами и смычками, витали в воздухе, начиная с 19 века.

Когда в 1825 году был открыт Большой театр в Москве, в нём уже была оркестровая яма в полном смысле этого слова. И это было новым словом в театральном интерьере.

О том, в какую яму погрузили в итоге оркестр театральные архитекторы – в следующем посте (“Каково человеку в оркестровой яме?”.

А пока ещё один вопрос, который противоречиво освещен в источниках.

Где и как стоял дирижер в оркестровой яме?

Сейчас он занимает место на возвышении перед оркестром. Он дирижирует оркестром и показывает вступления певцам.

Сто лет назад и ранее дирижёр стоял в центре оркестра лицом к сцене.

или у самого края сцены, так что оркестр был у него за спиной.

Фактически именно дирижер руководил всем оперным спектаклем.

На следующей картинке Оноре Домье изображён оркестр драматического театра. Пока у актёров на сцене диалог, можно и вздремнуть)

Такая практика существовала до начала 20 века. В Большом театре перестановка дирижёра в современную позицию произошла благодаря инициативе Сергея Рахманинова (он некоторое время занимал там пост дирижёра)

Ещё одна популярная в прошлом позиция дирижёра – сидя за клавесином в правой или левой стороне оркестровой ямы. Примерно так, как на этом фото (оркестровая яма в старинном театре чешского Крумлова).

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Каково тому, кто сидит в оркестровой яме?

Нью-Йоркский театр Дэвида Коха

В этом была и акустическая польза: оркестровое звучание приглушалось и не подавляло певцов на сцене.

Вагнер как театральный инженер

Он устроил для оркестра что-то вроде подземелья нибелунгов: яма уходит глубоко вниз под сцену, и, кроме того, прикрывается с двух сторон навесами, так что звук, отражаясь обо все эти преграды, выходит наверх, к певцам и публике тщательно смешанным и хорошо сбалансированным, как умело приготовленный коктейль.

Вот схема этой грандиозной ямы в разрезе:

А вот как это выглядит в реальности ( в яме толпятся туристы, которых привели на экскурсию):

Оцените масштаб байройтского гения: это людское скопище, причем, исключительно мужское, напоминающее толпу на митинге (её часть скрыта во тьме под сценой), и есть вагнеровский оркестр.

Теперь внутренность ямы выглядит так:

Публика не видит ни дирижёра, ни оркестрантов (Вагнер и хотел, чтобы никто не отвлекался). А оркестрантам виден дирижёр и больше никто. Они тоже не отвлекаются. Идеально придумано.

В этой яме летом бывает довольно жарко, это, конечно, минус. Но музыканты могут приходить на спектакль хоть в шортах и майках, их все равно никому не видно, и это плюс.

Кстати, вследствие этих вертикальных трансформаций и плохой техники безопасности в последние пять лет было уже два случая падений в яму со смертельным исходом: в Большом и в Пермском театрах.

Вот малосимпатичная яма Михайловского театра в Петербурге.

В яме Копенгагенской оперы просторно и комфортно.

Оркестрантам в замкнутом пространстве ямы приходится нелегко: тесно, темновато, иногда душно. Бывает (не часто, к счастью), что со сцены в яму на голову музыкантам падает реквизит. Или какой-нибудь артист там, сверху, теряет ориентацию в пространстве. Чтобы этого не произошло, ямы иногда закрывают специальной сеткой:

Какие бы звезды ни пели или танцевали на сцене, музыканты в яме так и не увидят, как оно всё было. У них перед глазами всегда одна и та же картинка: ноты, дирижёр, балконы, ложи и галерка.

Рубрики:Обо всем

Метки: Оркестровая яма театры

Процитировано 5 раз
Понравилось: 19 пользователям

Источник

Почему оркестр в театре находится в яме?

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Во многих городах имеются красивые здания, которые не похожи на другие и сразу же притягивают взгляд, это – театры. Здесь проводятся представления, мюзиклы, постановки, оперы и прочее. Этот вид искусства является сочетанием литературы, прекрасной музыки, вокала, хореографии и других видов творчества. Конечно же, многие, кто посещал театр, задавались вопросом: а почему оркестр находится в своеобразном углублении? Почему музыканты располагаются там, а не, к примеру, позади представления или же вовсе – сбоку? Ответ на этот вопрос будет дан ниже.

Оркестр представляет собой группу, коллектив, который состоит из музыкантов и дирижера. Главная задача – объединять звуки музыкальных инструментов, чтобы добиться идеального звучания определенной композиции. Слово «оркестр» происходит от древнегреческого «орхестра», что означает круглую площадку, располагающуюся перед театром. Как раз на этой площадке в античном государстве размещался хор или же участники комедии/трагедии.

Не стоит думать, что именно в Древней Греции зародился оркестр, поскольку известно, что еще в Древнем Египте существовало ансамблевое музицирование. Сама оркестровая яма, которая уже используется в современном театре, появилась в эпоху Возрождения, однако тогда и в Средние века носила название капеллы.

Как оркестр располагался раньше?

Чуть более трехсот лет тому назад современной оркестровой ямы не было. Тем не менее, считалось, что музыканты все равно располагались в яме. Дело в том, что весь партер в те времена и был той самой ямой, зачастую там был даже земляной пол. Публика театра в те времена стояла и могла свободно перемещаться прямо во время представления. Оркестр же сидел прямо возле зрителей, огороженный специальной перегородкой или ширмой. И из-за перегородки было не всегда хорошо слышно музыку, так как плотная ткань ширмы мешала проникать звукам. Дирижер же стоял лицом к сцене и прямо в центре оркестра, чаще всего на какой-то возвышенности. Он мог стоять и прямо возле края сцены, спиной к оркестровой группе.

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Интересный факт: в Германии (Дрезден) располагается самый старый оркестр в мире. Он именуется как Саксонская государственная капелла. Этому оркестру насчитывается 400 лет.

Когда оркестры стали находится в яме и почему?

Современный образ оркестровой ямы появился во время строительства Байройтского театра. Именно здесь знаменитый композитор и дирижер Рихард Вагнер придумал специальную яму, чтобы исполнять свои произведения с оркестром. Это дало поразительный эффект, так как ярусы оркестровой ямы уходят в землю, исполнителей не видно. Таким образом, установить, откуда именно льется музыка, нельзя. Это создало прекрасный сценический эффект.

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Также на расположение оркестровой ямы, как обязательного атрибута театра, повлияло увеличивающееся количество музыкантов в группе. Ширма, которой раньше был огражден оркестр, гасила звук, и это также было причиной возникновения ям. Перегородку убрали, и теперь все музыканты находились между зрителями и сценой. Так как произведения становились сложнее, и требовалось больше инструментов, яма позволила освободить для них место.

Благодаря яме руководитель оркестровой группы теперь может видеть, что делается на сцене и командовать музыкантами. В современных ансамблях, как правило, насчитывается большое количество музыкантов. Во время исполнения сложных музыкальных произведений очень важно, чтобы дирижер мог своевременно и четко подавать сигналы. Большое пространство ямы позволяет музыкантам расположиться на достаточном расстоянии друг от друга. Таким образом, инструменты во время использования не будут мешать друг другу.

Интересный факт: количество музыкантов в оркестре может варьироваться в пределах 50-110 человек. Все зависит от места выступления и особенностей произведения. Самое крупное выступление по количеству музыкантов состоялось в 1964 году на стадионе «Юллеваал» (Осло). В этом мероприятие приняло участие 20100 исполнителей.

Оркестр не всегда располагается непосредственно перед сценой. Это во многом зависит от конструкции зала. Поскольку многие зрители предпочитают наблюдать за работой дирижера и коллектива, то во время выступления их могут показывать на отдельном экране.

Оркестр вместе с дирижером располагается в яме перед сценой по нескольким причинам. Во-первых, так коллектив освобождает пространство на сцене. Во-вторых, данное расположение положительно сказывается на качестве звука. Дирижер при этом стоит лицом к оркестру на небольшом возвышении и его хорошо видят как музыканты, так и артисты на сцене. Также в яме намного больше свободного пространства для всех участников оркестра. Они располагаются на небольшом расстоянии и не мешают друг другу.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Что нужно знать об оркестровой яме

Раньше яма ямой не была

Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Музыканты сидели на одном уровне со зрителями. Так было в XVII веке, в XVIII и даже в XIX.

А это венский театр Ан-дер-Вин, начало 19 века. Контрабасы торчат из оркестра и фактически загораживают зрителям сцену ровно посередине.

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Кстати, оркестровые ямы всегда были не только в оперном, но и в драматическом театре, потому что драматические спектакли, как правило, сопровождались музыкой. И её иногда было довольно много. К примеру, популярная музыка из «Пер Гюнта» Грига или «Свадебный марш» Мендельсона были написаны именно для таких спектаклей.

В театрах США можно было видеть такие же ямы «без ямы» даже в начале 20 века (обратите внимание на шторку вместо барьера).

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

В этом была и акустическая польза: оркестровое звучание приглушалось и не подавляло певцов на сцене.

Вагнер как театральный инженер

Особенно актуально это было для опер Вагнера, где оркестр раз в десять мощнее, чем, к примеру, моцартовский. Представьте, каково петь под его «Полёт валькирий»- человеческий голос против ста музыкальных инструментов (а в опере валькирии это как раз пытаются сделать). Дело это совершенно бесполезное, вы сами себя не услышите, а публика и подавно. Поэтому Вагнер придумал новую концепцию баланса голоса и оркестра и воплотил её при строительстве собственного театра в Байройте.

Он устроил для оркестра что-то вроде подземелья нибелунгов: яма уходит глубоко вниз под сцену, и, кроме того, прикрывается с двух сторон навесами, так что звук, отражаясь обо все эти преграды, выходит наверх, к певцам и публике тщательно смешанным и хорошо сбалансированным, как умело приготовленный коктейль.

Вот схема этой грандиозной ямы в разрезе:

в какой яме сидит оркестр. Смотреть фото в какой яме сидит оркестр. Смотреть картинку в какой яме сидит оркестр. Картинка про в какой яме сидит оркестр. Фото в какой яме сидит оркестр

Оцените масштаб байройтского гения: это людское скопище, причем, исключительно мужское, напоминающее толпу на митинге (её часть скрыта во тьме под сценой), и есть вагнеровский оркестр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *