в какой цвет должны быть окрашены элементы грузозахватных приспособлений
В какой цвет должны быть окрашены элементы грузозахватных приспособлений
Cranes. Load-lifting attachments. Safety requirements
Дата введения 2018-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ») и Обществом с ограниченной ответственностью «СКБ «ВЫСОТА» (ООО «СКБ «Высота»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2017 г. N 149-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34016-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.
Введение
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к съемным и несъемным грузозахватным приспособлениям, используемым совместно с грузоподъемными кранами по классификации стандарта ГОСТ 33709.1.
Стандарт не распространяется на грузозахватные приспособления, используемые с кранами, устанавливаемыми на судах и иных плавучих сооружениях, на воздушных судах, космических аппаратах, в шахтах горнодобывающей промышленности, а также кранами оборонного назначения.
Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
1 Область применения
— съемным, подсоединяемым к несъемным грузозахватным приспособлениям (грузозахватным органам) кранов.
Настоящий стандарт не распространяется на ГЗП, используемые с кранами, устанавливаемыми на судах и иных плавучих сооружениях, на воздушных судах, космических аппаратах, в шахтах горнодобывающей промышленности, а также кранами оборонного назначения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.049-80 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.4.026-91* Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001.
ГОСТ 12.4.040-78 Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Обозначения
ГОСТ 1575-87 Краны грузоподъемные. Ряды основных параметров
ГОСТ 2105-75 Крюки кованые и штампованные. Технические условия
ГОСТ 2224-93 Коуши стальные для стальных канатов. Технические условия
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 3241-91 Канаты стальные. Технические условия
ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 6619-75 Крюки пластинчатые однорогие и двурогие. Технические условия
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18477-79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 21753-76 Система «Человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 23002-87 Единая контейнерная транспортная система. Спредеры для контейнеров серии 1. Общие технические требования
ГОСТ 24599-87 Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия
ГОСТ 25573-82 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33715-2015 Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1 и ГОСТ 33715.
4 Сокращения
В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:
5 Общие требования
5.1 ГЗП должны проектироваться с учетом требований и/или мер безопасности, приведенных в настоящем стандарте и с учетом указаний ГОСТ 12.2.003 в части опасностей, не предусмотренных настоящим стандартом.
5.2 При проектировании ГЗП, предназначенных для эксплуатации в исполнении У по ГОСТ 15150 должна предусматриваться температура рабочего состояния в диапазоне от плюс 40°С до минус 40°С, нерабочего состояния и хранения на открытом воздухе до минус 50°С.
При проектировании ГЗП, предназначенных для эксплуатации при температуре ниже минус 40°С, должно предусматриваться исполнение ХЛ по ГОСТ 15150.
Диапазон температур для ГЗП, предназначенных для эксплуатации в других условиях, должен быть оговорен в техническом задании на их разработку (договоре, контракте).
5.3 Грузоподъемность ГЗП рекомендуется устанавливать в соответствии с нормальным рядом грузоподъемностей по ГОСТ 1575.
5.4 Допускается устанавливать грузоподъемность ГЗП в соответствии с техническим заданием на их разработку (договором, контрактом), параметрами транспортных средств и особенностями технологических процессов, для которых они предназначены.
5.6 Грузоподъемность ГЗП, имеющих в составе ветви из каната со стальным сердечником, и используемыми для грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25%; использование для грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.
5.8 Размеры траверс должны быть таковы, чтобы их наружные элементы не выступали (либо выступали не более чем на 100. 150 мм с каждой стороны) за контуры груза (рисунок 1); допускается отступление от этого требования, если оно препятствует сохранной перегрузке груза (рисунок 2).
В какой цвет должны быть окрашены элементы грузозахватных приспособлений
Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация
Cranes. Non-fixed load-lifting attachments and tare. Exploitation
Дата введения 2017-04-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью СКБ «ВЫСОТА», Акционерное общество «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 декабря 2015 г. N 83-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. N 502-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33715-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
Введение
Настоящий стандарт устанавливает требования к безопасной эксплуатации и оценке работоспособности находящихся в работе съемных грузозахватных приспособлений и грузовой тары. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности технологических процессов погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ, выполняемых с применением грузоподъемных кранов.
1 Область применения
1.2 Настоящий стандарт может быть использован при разработке руководств по эксплуатации СГП и Т, проектов производства работ и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов (технологических регламентов), а также при составлении программ профессионального обучения стропальщиков и учебных программ подготовки специалистов в области эксплуатации кранов, при этом он не отменяет указаний эксплуатационных и нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться, если в них изложены более жесткие требования, чем в настоящем стандарте.
1.3 Настоящий стандарт может быть использован при разработке:
— должностных инструкций ответственных специалистов;
— производственных инструкций стропальщиков, а также рабочих основных профессий, допущенных в установленном порядке к дистанционному управлению кранами с пола, в части установления требований к осмотру СГП и Т, проводимому непосредственно перед их применением, а также к безопасным способам использования их в работе;
— производственных инструкций персонала, обслуживающего краны (крановщиков (операторов крана), их помощников, операторов, слесарей), в части установления требований, необходимых для поддержания СГП и Т в работоспособном состоянии.
Настоящий стандарт не распространяется на применение СГП и Т в случаях, связанных с предотвращением или ликвидацией техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий, а также в условиях других чрезвычайных ситуаций.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.604-2000 Единая система конструкторской документации. Чертежи ремонтные. Общие требования
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 12.2.058-81 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации
ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.010-82 Система стандартов безопасности труда. Тара производственная. Требования безопасности при эксплуатации
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 18477-79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 24258-88 Средства подмащивания. Общие технические условия
ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения
ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33714.1-2015 Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33718-2015 Краны грузоподъемные. Проволочные канаты. Уход и техническое обслуживание, проверка и отбраковка
ГОСТ ISO 3864-1-2013 Графические символы. Сигнальные цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования знаков и сигнальной разметки
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 18322, ГОСТ 25866, ГОСТ 33709.1, ГОСТ 33714.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 браковка: Решение о невозможности использования в работе СГП или Т, основанное на оценке соответствия браковочным показателям, принятое и оформленное в установленном порядке ответственными специалистами эксплуатирующей организации или специализированной организацией.
3.2. грейфер: Грузозахватное устройство, предназначенное, как правило, для навалочных грузов, у которого захватом являются поворотные челюсти.
3.2.1 грейфер моторный: Грейфер, навешиваемый на крюк крана, у которого поворотные челюсти приводятся в действие входящим в его комплект машинным приводом.
3.3 захват: Элемент СГП, непосредственно взаимодействующий с грузом. Единичный захват, непосредственно или через соединительный элемент, подвешиваемый к крану или к СГП, является отдельным СГП.
3.4 магнит грузовой: СГП, предназначенное для грузов из ферромагнитных материалов, захватывание и удерживание которых осуществляется посредством воздействия на них магнитного поля.
3.5 обследование: Форма оценки работоспособности СГП или Т, осуществляемая специализированной организацией в соответствии с положениями настоящего стандарта в виде комплекса работ по определению технического состояния, соответствия эксплуатационным (конструкторским) и нормативным документам и соответствия процесса эксплуатации требованиям нормативных правовых актов.
3.6 освидетельствование: Проверка состояния СГП или Т, завершающаяся испытанием статической нагрузкой.
3.7 проверка состояния: Форма оценки работоспособности СГП или Т, осуществляемая ответственными специалистами эксплуатирующей организации по инструкции, разработанной на основе норматива (браковочных показателей) изготовителя и настоящего стандарта, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации.
3.9 оценка работоспособности: Процедура, осуществляемая в форме осмотра, проверки состояния или обследования СГП и Т, с целью определения и прогнозирования их технического состояния, а также возможности и условий безопасной эксплуатации.
3.10 показатель браковочный: Признак или совокупность признаков неработоспособного состояния СГП и Т, установленных руководством по эксплуатации и настоящим стандартом.
3.11 соединительный элемент: Элемент СГП (канатная, цепная или текстильная ветвь, звено, скоба и др.), который в совокупности с элементами, аналогичными по назначению, либо через металлоконструкцию траверсы либо непосредственно соединяет захват с краном.
3.12 строп грузовой (строп): СГП, у которого основным является гибкий элемент, выполненный из отрезка каната, цепи или текстильной ленты. Строп, в зависимости от исполнения, включает в себя одну или несколько ветвей (многоветвевой строп), оснащенных звеном для навески на кран и захватами. Для непосредственной обвязки или зацепки груза гибким элементом, стропы могут быть кольцевыми либо с петлями или звеньями на концах.
3.13 строповка: Технологическая операция, выполняемая перед началом процесса подъема и перемещения груза, с целью соединения последнего с краном. Строповка осуществляется посредством обвязки, зацепки, захватывания груза и/или его подвешивания на крюк крана, с использованием, как правило, СГП.
3.13.1 зацепка: Технологическая операция по соединению захватов СГП либо крюка крана со строповочными элементами груза либо с элементами обвязки груза.
3.13.2 обвязка: Технологическая операция по подготовке груза, не имеющего строповочных элементов, к зацепке грузозахватным приспособлением либо крюком крана, выполняемая, как правило, с использованием кольцевых и петлевых стропов.
3.13.3 захватывание груза: Строповка груза специальным грузозахватным приспособлением (например, грейфером) непосредственно взаимодействующим с грузом.
3.14 строповочный элемент: Специальный элемент конструкции груза (проушина, цапфа, рым, петля), предназначенный для его зацепки.
3.15 тара грузовая (тара): Металлическое, деревянно-металлическое или полимерное средство для складирования, транспортирования и хранения грузов, имеющее строповочные элементы.
ГОСТ 33715-2015
Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация
Купить ГОСТ 33715-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Распространяется на находящиеся в эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и грузовую тару (Т), используемые совместно с грузоподъемными кранами при подъеме и перемещении грузов, и устанавливает требования к процессам эксплуатации СГП и Т, а также определяет порядок и методы оценки их работоспособности, включая периодичность и объем работ, браковочные показатели, требования к условиям проведения проверок и испытаний. Требования стандарта могут быть использованы при оценке работоспособности несъемных грузозахватных приспособлений (грузозахватных органов).
Оглавление
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
5 Приемка и ввод в эксплуатацию
6 Использование в работе
8 Оценка работоспособности
9 Техническое обслуживание и ремонт
Приложение А (рекомендуемое) Форма журнала учета и проверки состояния грузозахватных приспособлений и тары
Приложение Б (обязательное) допуски на предельные величины остаточных деформаций, механических повреждений и износ узлов и элементов грузозахватных приспособлений, металлической тары и грузовых контейнеров
Приложение В (рекомендуемое) Форма акта обследования СГП и Т
Приложение Г (рекомендуемое) План оценки работоспособности съемных грузозахватных приспособлений и тары на 20_г
Дата введения | 01.04.2017 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Актуализация | 01.02.2020 |
Этот ГОСТ находится в:
Организации:
28.12.2015 | Утвержден | Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 83-П |
---|---|---|---|
02.06.2016 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 502-ст |
Разработан | АО РАТТЕ | ||
Разработан | ООО СКБ Высота | ||
Издан | Стандартинформ | 2016 г. |
Cranes. Non–fixed load–lifting attachment and tare. Exploitation
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
33715—
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
Съемные грузозахватные приспособления и тара
Эксплуатация
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения,обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью СКБ «ВЫСОТА», Акционерное общество «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 декабря 2015 г. № 83-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИС0 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. № 502-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33715-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ 33715-2015
Таблица 2 — Рекомендуемое снижение допустимой нагрузки на ветви канатного стропа
Использование не допускается
6.20 При строповке груза с его затяжкой петлей канатным (кольцевым или петлевым) стропом требуется снижать грузоподъемность стропа на 20 %.
6.21 Строповка кольцевыми или петлевыми стропами посредством свободной укладки на них груза (без образования затягивающей петли) должна производиться при наличии на грузе обозначения места строповки и устройств (ограничителей), обеспечивающих необходимое положение стропов и предотвращающих их от смещения в продольном направлении. Строповка загруженных деревянных поддонов и полимерной тары указанным в настоящем пункте способом не допускается.
6.22 Строповку загруженного деревянного поддона или полимерной тары с использованием мно-говетвевого стропа следует производить за две специальные стальные подхватывающие балки, обеспечивающие жесткую опору по всей ширине поддона (для полимерной тары —днища).
6.23 При обвязке груза цепным стропом, звенья цепи должны быть расположены на грузе таким образом, чтобы исключался их изгиб на ребрах груза.
6.24 Груз, обвязываемый кольцевыми и петлевыми стропами либо укладываемый на них, следует опускать и складировать на подкладки, прочность и толщина которых должны обеспечить беспрепятственное извлечение стропов из-под груза, осуществляемое усилием рук стропальщика.
Извлечение защемленных грузом стропов посредством их вытягивания с использованием механизмов крана запрещается.
6.25 Строповка груза, имеющего жесткие строповочные элементы (скобы, петли, проушины, рымы и т. п.), должна осуществляться при соблюдении следующих требований:
— рог крюка должен без каких-либо затруднений, полностью входить в строповочный элемент под воздействием руки стропальщика;
— предохранительный замок крюка должен полностью замыкаться после ввода рога крюка в строповочный элемент;
— расположение строповочного элемента крюка в зеве крюка должно исключать защемление и/или повреждение предохранительного замка при натяжении ветви стропа или выход крюка из зацепления со строповочным элементом при ослаблении стропа;
— при натянутой ветви стропа, вертикальная ось ее крюка и ось ветви должны быть соосны;
— натяжение используемых при строповке ветвей в многоветвевых стропах при подъеме груза должно быть равномерным.
Примечание — При зацепке жесткого строповочного элемента груза крюками многоветвевого стропа, оснащенными предохранительным замком г-образной формы, замыкающимся под воздействием собственной массы, носик крюка должен располагаться со стороны острого угла, образуемого ветвями стропа и горизонталью.
6.26 При зацепке грузов крюками за строповочные элементы должны быть обеспечены зазоры между крюком и указанными элементами (см. рисунок 1):
А1 > 0,07 h, но не менее 3 мм;
Рисунок 1 — Зацепка грузов крюками за строповочные элементы
Д2 £ 0,1 В, но не менее 3 мм.
6.27 Подхватывание предназначенной к подъему тары вилочным захватом должна производиться при наличии в ней предназначенных для этой цели проемов. Тара своей опорной поверхностью должна размещаться на нем устойчиво, без перевеса на сторону. Рабочая длина вил вилочного захвата должна быть не менее 2/3 ширины тары.
6.28 Зацепка груза захватами, входящими в состав траверсы, навешиваемой на один крюк крана, должна выполняться в соответствии с указаниями, приведенными в технологическом регламенте и в руководстве по эксплуатации траверсы. При отсутствии в руководстве по эксплуатации необходимых указаний или схем, зацепку груза следует выполнять всеми имеющимися захватами либо захватами в равном количестве и на равном расстоянии расположенными от устройства для навески траверсы на крюк крана. Исключение составляют траверсы, предназначенные для соединения с краном грузов, имеющих смещенный центр тяжести, при этом использование в работе данных траверс должно осуществляться исключительно в соответствии с требованиями технологического регламента.
6.29 Компоновка и укладка грузов должна обеспечить возможность удобной и безопасной строповки.
6.30 В процессе подъема груза, независимо от его массы, конфигурации и осуществленной схемы строповки, стропальщик, после подъема груза на высоту 200—300 мм, должен остановить подъем, убедиться в правильности и надежности строповки, отсутствии просадки груза, целостности СГП и груза, при отсутствии замечаний подать сигнал крановщику (оператору крана) на дальнейший подъем и перемещение груза.
При подъеме длинномерных и крупногабаритных грузов сигнал на продолжение подъема груза, после проверки, предусмотренной настоящим пунктом, стропальщик подает, предварительно заняв место, определенное технологическим регламентом.
6.31 Строповку груза с затяжкой его петлей (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме фасонного металлопроката и тонкостенных труб).
6.32 Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение в процессе строительномонтажных работ, следует производить только после их постоянного или надежного временного закрепления.
6.33 При постоянном использовании кольцевых и петлевых стропов с кранами фактических групп классификации выше АЗ согласно [1], следует взамен указанных стропов предусмотреть возможность применения автоматических и полуавтоматических грузозахватных приспособлений либо сменных грузозахватных органов, обеспечивающих безопасную и высокопроизводительную работу по подъему и перемещению грузов и разработать соответствующий технологический регламент.
6.34 Для монтажа конструкций и выполнения погрузочно-разгрузочных работ на высоте 1,8 м и более следует использовать СГП с дистанционным управлением расстроповкой.
При отсутствии в конструкции СГП устройства дистанционного управления, в местах расстропов-ки, в том числе в местах разгрузки полувагонов, не оборудованных стационарными эстакадами, должны быть устроены навесные средства подмащивания по ГОСТ 24258.
6.35 В зоне работы кранов, оснащенных механизированными и/или электрифицированными СГП, включая моторные грейферы и магниты, нахождение людей не допускается, при этом в процессе использования в работе магнита необходимо учитывать следующее:
— включение магнитного поля магнита производится только после опускания магнита на груз, который необходимо поднять. После включения магнитного поля груз поднимается на высоту не более 0,5 м и задерживается на несколько секунд (до 10 секунд для металлолома);
-запрещается использовать магниты для подъема горячих металлических предметов, если их температура превышает установленную изготовителем магнита;
— запрещается укладывать грузы с выключением магнитного поля и их сбрасыванием с высоты;
— места производства работ кранами, оснащенными указанными в настоящем пункте СГП, должны быть ограждены и обозначены.
6.36 Перемещать мелкоштучные грузы допускается только в специальной, предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза, при этом тара во избежание самопроизвольного выпадения грузов, должна загружаться на 100 мм ниже ее бортов.
Перемещение кирпича на поддонах без ограждения производится только при разгрузке (погрузке) транспортных средств с земли или на землю, если иное не указано в эксплуатационных документах на поддоны или в технологическом регламенте.
6.37 Совместное использование с башенными кранами тары, разгружаемой на весу, в том числе тары, оснащенной вибраторами (включая условия оснащения вибраторами данной тары), должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными НПА.
ГОСТ 33715-2015
6.38 Для зацепки грузовых универсальных крупнотоннажных контейнеров, соответствующих ГОСТ 18477, либо серии 1 общего назначения (далее — грузовые контейнеры), за исключением грузовых контейнеров типоразмера 1D, в качестве приспособлений для грузоподъемных операций следует применять спредеры, траверсы, штатные вилы погрузчиков, клещевые захваты портальных контейнеровозов и другие захваты, предназначенные для перегрузки контейнеров определенных типоразмеров, поставляемые в комплекте с кранами и другими перегрузочными машинами либо изготовленные по документации, утвержденной в установленном порядке и соответствующие требованиям НПА.
6.39 Для зацепки грузового контейнера за верхние угловые фитинги применяемая траверса должна быть плоскостной или объемной конструкции, оснащенной крюками, поворотными замками или такелажными скобами, закрепленными на канатных либо цепных ветвях (см. рисунок 2), либо непосредственно на металлоконструкции траверсы, с использованием, при необходимости, переходных звеньев.
а) специальными крюками без предохранительных замков; б) крюками с предохранительными замками; в) поворотными замками; е) такелажными скобами.
Рисунок 2 — Зацепка контейнера за верхние угловые фитинги
Крюк без предохранительного замка следует закладывать в полость фитинга в направлении рогом наружу, а крюк с предохранительным замком можно закладывать также рогом внутрь полости фитинга.
6.40 При зацепке контейнеров с использованием плоскостной траверсы за верхние угловые фитинги направления внешних сил, приложенных к верхним отверстиям фитингов, должны быть перпендикулярны верхним плоскостям фитингов. Примеры запрещенных методов подъема приведены на рисунке 3.
ГОСТ 33715-2015
а), б) зацепка линейной траверсой; в) зацепка четырехветвевым стропом
Рисунок 3 — Запрещенные методы зацепки (кроме грузовых контейнеров типоразмера 1D)
6.41 Штабелирование грузовых контейнеров при использовании плоскостной траверсы с ручной строповкой допускается не более чем в два яруса по высоте. При этом в технологических картах должны быть указаны безопасные приемы выполнения операций по зацепке (освобождению) контейнеров.
6.42 Зацепку грузового контейнера типоразмера 1D допускается выполнять четырехветвевым стропом за верхние угловые фитинги, при этом углы а наклона ветвей стропов к горизонтали должны составлять не менее 60 градусов (см. рисунок 4).
6.43 При зацепке грузового контейнера траверсой за нижние угловые фитинги поворотные замки должны соединяться с фитингами таким образом, чтобы линия действия сил отстояла от боковых граней фитингов не более чем на 38 мм (см. рисунок 5). Соприкосновение деталей траверсы с элементами контейнера (кроме фитингов) не допускается. Угол а между линией действия сил и горизонтально при зацепке линейной поперечной траверсой должен быть не менее: для грузовых контейнеров типоразмеров 1АА, 1А —30 градусов; IBB, 1В —37 градусов; ICC, 1C —45 градусов и ГО — 60 градусов (см. рисунок 6).
6.44 Зацепку груженых и порожних грузовых контейнеров как за верхние, так и за нижние угловые фитинги необходимо производить исключительно за четыре угловых фитинга.
6.45 Зацепку грузового контейнера вилочными захватами разрешается производить при наличии у контейнера вилочных проемов.
Запрещается зацепка груженых контейнеров за вилочные проемы, предназначенные для перемещения только порожних контейнеров.
Рисунок 4 — Зацепка грузового контейнера 1D четырехветвевым стропом за верхние угловые фитинги
ГОСТ 33715-2015
Рисунок 5 — Приспособление для зацепки контейнера за нижние угловые фитинги
При наличии на контейнерах типоразмеров ICC, 1C двух или четырех проемов для вилочных захватов:
— при расстоянии между центрами проемов (2050 ± 50) мм разрешается зацепка как порожних, так и груженых контейнеров;
— при расстоянии между центрами проемов (900 ± 50) мм разрешается зацепка только порожних контейнеров.
Зацепка контейнеров вилочным захватом возможна при условии ширины вил не менее 200 мм и обеспечения их входа в вилочные проемы на длину не менее 1825 мм.
Рисунок 6 — Зацепка грузового контейнера линейной поперечной траверсой за нижние угловые фитинги
6.46 Клещевые захваты могут применяться только для зацепки контейнеров, продольные балки днищевой рамы которых имеют специальную конструкцию, предусмотренную для таких захватов [2].
6.47 Зацепки грузовых контейнеров способами, не приведенными в настоящем стандарте, например за угловые фитинги одной боковой или торцевой стенки, допускается производить только с разрешения изготовителя или после тщательной оценки конструкции контейнера с разработкой соответствующего технологического регламента.
6.48 Подъем и перемещение заполненных гибких промежуточных контейнеров для насыпных безопасных грузов (далее — мягкие контейнеры) допускается выполнять в диапазоне температур окружающего воздуха, установленном их изготовителем.
6.49 В случае использования мягких контейнеров при отрицательных температурах, контейнеры в порожнем состоянии должны быть выдержаны при комнатной температуре не менее одного часа до возвращения транспортной оболочке эластичности.
6.50 Загрузка и выгрузка мягких контейнеров зависят от их конструктивных особенностей и выполняются в соответствии с требованиями, изложенными в технологической карте погрузочно-разгрузочных работ, при этом должно быть исключено использование поврежденных контейнеров и контейнеров, а также с находящейся влагой внутри.
6.51 Высота засыпанного в мягкий контейнер груза, в зависимости от формы поперечного сечения контейнера, не должна превышать величины короткой стороны прямоугольника или диаметра основания контейнера более чем в два раза.
6.52 Зацепка загруженных мягких контейнеров, в том числе для поднятия при их опрокидывании, должна осуществляться за все строповочные элементы контейнера.
6.53 Захваты СГП или крюк крана, зацепляемые за строповочные элементы мягких контейнеров, не должны иметь острых кромок и каких-либо дефектов, допускающих возможность повреждения стро-повочных элементов, а края рабочих поверхностей захватов СГП, непосредственно соприкасающихся со строповочными элементами, должны быть закруглены радиусом не менее 5 мм.
6.54 Способы (схемы) строповки мягких контейнеров должны соответствовать пиктограммам, нанесенным на этикетку контейнера или содержащимся в эксплуатационном документе контейнера.
6.55 Зацепку мягких контейнеров, имеющих более одного строповочного элемента, следует выполнять с применением траверс или многоветвевых стропов соответствующей длины, которые должны обеспечить вертикальное или близкое к нему положение строповочных элементов.
6.56 Подъем и перемещение двух и более мягких контейнеров за один рабочий цикл должны выполняться с использованием траверсы, обеспечивающей вертикальное положение контейнеров в подвешенном состоянии.
6.57 Подъем и опускание загруженных мягких контейнеров должны производиться без рывков и резких остановок.
7 Транспортирование
7.1 Транспортирование СГП и порожней тары в условиях эксплуатации с объекта на объект, к месту ремонта, технического обслуживания или хранения осуществляется всеми видами транспортных средств.
7.2 Укладка СГП и Т при транспортировании осуществляется в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации (при необходимости).
7.3 При погрузке и выгрузке СГП и Т должны быть приняты меры, исключающие их повреждение и позволяющие сохранить лакокрасочное покрытие и защитную смазку. Тара, имеющая проемы для вил, может быть погружена и выгружена с использованием вилочных погрузчиков или кранов-штабелеров.
7.4 Доставка к местам использования текстильных ленточных стропов должна осуществляться в таре или водонепроницаемых мешках, при этом укладка стропов для транспортировки должна исключать смятие лент, полученное в результате воздействия масс перевозимых грузов.
7.5 Перевозка грузовых контейнеров по железной дороге, по автомобильным дорогам, морским и речным путем должна осуществляться в соответствии с соответствующими правилами, установленными для данных видов транспорта.
7.6 Разворот грузового контейнера на весу при установке его на транспортное средство следует производить с помощью багров (или специальных шестов), конструкция которых должна исключать повреждение контейнера. Рабочие при этом должны находиться либо на земле, либо на специальном грузовом столе, установленном у платформы транспортного средства.
7.7 В качестве примеров на рисунках 7, 8 и 9 приведены наиболее распространенные устройства для крепления контейнеров к палубе судов и к платформе железнодорожных и автомобильных транспортных средств. На рисунках 10,11 и 12 показаны примеры устройств для крепления контейнеров между собой, применяемых, как правило, совместно с оттяжками.
ГОСТ 33715-2015
7.8 Транспортирование загруженных мягких контейнеров должно осуществляться с соблюдением следующих требований:
-днище и борта полувагонов, вагонов, платформ и кузовов самоходных транспортных средств перед погрузкой в них контейнеров выстилаются плотным картоном;
— выступающие части транспортных средств, способные привести к протиранию и порывам контейнеров, изолируются мягким материалом, а по возможности полностью удаляются.
7.9 Выгрузку мягких контейнеров из полувагонов следует начинать с контейнеров, расположенных в средней части полувагона.
8 Оценка работоспособности
8.1 Формы оценки работоспособности
Оценка работоспособности СГП и Т в период эксплуатации осуществляется в формах:
— ежесменных осмотров, осуществляемых крановщиком (оператором крана) совместно со стропальщиком;
— периодических проверок состояния, проводимых ответственными специалистами эксплуатирующей организации;
— обследований, проводимых специализированной организацией по истечении срока службы СГП и Т, установленного изготовителем, и определяющих возможность установления нового назначенного срока службы, а также условий продолжения их дальнейшей безопасной эксплуатации;
— внеочередных обследований в случаях, предусмотренных 8.2.12.
8.2 Периодичность оценки работоспособности
8.2.1 Используемые в работе СГП и Т должны подвергаться периодическим проверкам состояния не реже, чем в следующие сроки:
-траверсы, грейферы, захваты и тара — каждый месяц;
-стропы —каждые 10 дней.
Редко используемые СГП и Т подвергаются оценке работоспособности в форме осмотра перед выдачей их в работу.
Отнесение СГП и Т к категории редко используемых производится в соответствии с НПА.
Иные сроки периодических проверок, при необходимости завершающиеся испытанием, устанавливаются распорядительным актом эксплуатирующей организации, при составлении которого должны быть учтены особенности конструкции и условия применения СГП и Т.
8.2.2 При постоянном использовании с грузоподъемными кранами, эксплуатирующимися в условиях групп классификации (режима) А7—А8 по [1], стропы и другие СГП, включающие в себя канатные, цепные и текстильные ветви, должны подвергаться проверке состояния не реже одного раза в пять дней.
8.2.3 Для контроля технического состояния элементов, узлов и соединений СГП и Т (за исключением редко используемых), которое невозможно определить в собранном виде, ежегодно, в сроки определенные графиком, утвержденным распорядительным актом эксплуатирующей организации, должна производиться их частичная разборка, осмотр и ревизия. При обнаружении признаков наличия трещин на втулках, в расчетных элементах металлоконструкций траверс и захватов, должны применяться методы неразрушающего контроля.
Сроки выполнения такого контроля целесообразно совмещать с проведением периодического технического освидетельствования, технического обслуживания или текущего ремонта кранов.
8.2.4 Стропы и другие СГП, гибкие элементы которых изготовлены из полимерных материалов на текстильной основе, а также полимерная тара, в том числе мягкие контейнеры, подлежат освидетельствованию:
— не реже одного раза в 3 мес для СГП, для Т — не реже одного раза в 12 мес;
— по истечении срока службы, установленного изготовителем.
Указанные в настоящем пункте СГП, находящиеся на хранении более 6 мес, и полимерная тара, находящаяся на хранении более 24 месяцев, подлежат освидетельствованию перед выдачей в работу и получением разрешения на эксплуатацию.
8.2.5 После замены ветвей многоветвевых стропов и траверс, разъемных звеньев, крюков и других легко заменяемых (без сварки, заплетки, опрессовки и сшивки) расчетных элементов СГП, а также после ремонта расчетных металлоконструкций траверс, захватов и грейферов, включающего замену элементов с применением сварки, СГП подлежат внеочередной проверке состояния, включая испытания статической нагрузкой.
8.2.6 Проверка состояния производственной внутризаводской, межзаводской, а также транспортной оборотной тары, находящейся в непрерывном технологическом цикле (логистическом потоке), должна проводиться в сроки, установленные распорядительным актом эксплуатирующей организации, но не реже одного раза в 6 мес.
8.2.7 Проверка состояния грузовых контейнеров, перегружаемых через морские и речные порты, а также через связанные с ними контейнерные терминалы железнодорожного транспорта, должна проводиться в соответствии с требованиями, установленными НПА, регулирующими безопасность технологических процессов погрузочно-разгрузочных работ в сфере водного и железнодорожного транспорта.
При обращении грузовых контейнеров вне указанных в настоящем пункте логистических потоков, оценка работоспособности проводится в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
8.2.8 Использование СГП и Т в работе возможно при условии положительных результатов оценки работоспособности. СГП и Т сдефектами, повреждениями и несоответствиями, выявленными в результате проверки состояния и подпадающими под браковочные показатели, приведенные в руководстве по эксплуатации или настоящем стандарте, либо забракованные по результатам испытаний, должны быть изъяты из работы.
8.2.9 Если у эксплуатирующей организации имеется намерение продолжить эксплуатацию СГП и Т по истечении назначенного срока службы, установленного в эксплуатационных документах, следует провести их обследование специализированной организацией (для определенных типов и исполнений стропов и полимерной тары данная возможность исключена — они подлежат утилизации). Дальнейшая безопасная эксплуатация СГП и Т за пределами назначенного срока службы возможна при положительном решении специализированной организации.
При отсутствии в эксплуатационных документах необходимых сведений, за назначенные, для СГП принимают сроки службы, приведенные в таблице 3, для тары — в таблице 4.
Проведение обследования СГП целесообразно совмещать с техническим диагностированием кранов, совместно с которыми они постоянно используются. С этой целью может быть допущен перенос
срока обследования СГП до 1 мес, если по результатам последней проверки состояния не выявлены дефекты и повреждения, величины которых превышают установленные руководством по эксплуатации или настоящим стандартом.
8.2.10 Предельный срок периодического продления безопасной эксплуатации СГП и Т (вновь назначенный по результатам первичного или повторного обследования срок службы) составляет не более 50 % от срока службы, назначенного изготовителем или указанного в настоящем стандарте, и может быть сокращен в зависимости от их технического состояния. По этому же показателю, а равно по соображениям экономической целесообразности, может быть ограничено количество повторных обследований.
8.2.11 Для траверс, крупногабаритных захватов, грейферов и металлической тары, с учетом фактического состояния (геометрии, степени повреждения коррозией, наличия повреждений и износа) или подвергнутых восстановительному ремонту, предельный срок продления безопасной эксплуатации может составлять до 100 % от срока службы, назначенного изготовителем или указанного в настоящем стандарте. При необходимости следует выполнить проверочные прочностные расчеты.
Таблица 3 — Сроки службы грузозахватных приспособлений
Тип съемного грузозахватного приспособления