в какой теории утверждается что применение того или иного стиля лидерства

Урок 1. Теории и стили лидерства

в какой теории утверждается что применение того или иного стиля лидерства. Смотреть фото в какой теории утверждается что применение того или иного стиля лидерства. Смотреть картинку в какой теории утверждается что применение того или иного стиля лидерства. Картинка про в какой теории утверждается что применение того или иного стиля лидерства. Фото в какой теории утверждается что применение того или иного стиля лидерства
Лидерство – это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох, от седой древности до сегодняшнего дня. Актуальность изучения данной проблематики привела к появлению различных подходов и трактовок понимания этого явления.

Наиболее популярные теории лидерства разработаны в рамках политической психологии, которая изучает политическое лидерство. Постепенно политическое лидерство стало предметом детального анализа и в политологии, где многие исследования ученых связаны именно с этой тематикой.

Содержание:

Помимо политической психологии, лидерство изучается социальной психологией, психологией управления, в менеджменте, отраслями других общественных наук. Рассмотрим более детально основные теории и стили лидерства, которыми оперирует современная наука.

Теории лидерства

Известный французский политолог Жан Блондель считал, что понятие политического лидерства возникло тогда же, когда возникли первые объединения людей. По его мнению, лидерские качества были базисом для оценок политической власти, как авторами Античности, так и краеугольным камнем всех основных элитарных концепций современности.

Классические теории лидерства

Классической по праву считается личностная теория лидерства. Подход к изучению качеств лидера с точки зрения характеристик его личности прослеживается уже в текстах древних авторов. Им присуща тенденция к определению портрета идеального правителя как сборного образа предыдущих успешных лидеров. Ранние работы основывались на том, что лидером может стать лишь тот, кто обладает набором определенных черт (качеств) характера, изучали их на примере предыдущих правителей и давали поведенческие рекомендации. Древнейшими источниками изучения этой теории могут служить индийская «Артхашастра», учение Конфуция об управлении, древнекитайский трактат «Дао дэ цзин»; особняком стоят труды выдающихся мыслителей Античности, особенно Платона («Государство», «Политик», «Законы») и Аристотеля («Политика»).

В XIX веке теория личности «великого человека» трансформировалась в разработанную Т. Карлайлом теорию лидерских качеств (Trait Leadership Theory), которая, по сути, усовершенствовала и придала завершенный вид личностной теории. В отличие от убеждений предшественников, которые отмечали, что лидером нужно родиться, авторы новой концепции (Карлайл, Гальтон), изучая качества характера известных личностей прошлого, сосредотачивали внимание также на внешних атрибутах лидерства, таких как образование, опыт, приобретенный в процессе жизни. Подробнее об этой теории читайте тут.

Еще одна классическая теория лидерства выросла из критики теории черт. Теория среды (Contingency Theory) объясняет лидерство не как набор личных характеристик, а как окружающую среду, ситуацию, которая определяет лидера и его действия. Разработанный в конце 1940-х-начале 1950-х гг., этот подход разделяли Стогдилл, Манн и др. Из их разработок выросли новые концепции лидерства, был применен поведенческий и ситуационный анализ этого явления. В то же время, теория среды стала началом возникновения интеграционного подхода к изучению лидерства, который объединяет ее и теорию черт. Последняя, к слову, разрабатывается многими учеными и сегодня.

Основные современные теории лидерства

Современные исследования лидерства опираются на усовершенствованные подходы к определению и изучению лидерства, выработанные за последние 50 лет.

Поведенческая теория лидерства (Behavioral Theory) в отличие от теории качеств более прогрессивная, поскольку утверждает, что лидерские качества можно приобрести в процессе жизни, научится им, ведь они не всегда присущи человеку от рождения. В результате проведенных в университетах Огайо и Мичигана исследований, ученые пришли к выводу, что в лидерстве преобладают две поведенческие категории – ориентация на задачу и ориентация на людей. Также этот подход детально изучает стили лидерства, что заставляет многих авторов, специализирующихся на проблемах эффективного менеджмента, обращаться к данной теории.

Подробнее о поведенческом подходе в лидерстве вы можете посмотреть данный видеоролик:

Ситуационная теория лидерства (Situational Theory) была разработана в конце 1960-х гг. Полем Херси и Кеном Бланшаром. Этот подход также широко апеллирует к стилям лидерства, но основанным на ситуациях, в которых проявляются лидерские качества и навыки.

Подробнее об этом подходе можно узнать в этом видео:

И теперь пора побеседовать о стилях лидерства.

Стили лидерства

Дж. Гарднер уверен, что «лидерство – это процесс убеждения последователей с целью достижения проводимых лидером идей». Стиль лидерства подразумевает ответ на вопросы: как реализовать планы, как мотивировать людей на достижение поставленных целей? В зависимости от методов и средств, сегодня выделяются следующие стили, характерные для лидеров в политической, деловой, религиозной и других сферах:

Демократический стиль. Предусматривает совместное принятие решений лидером и членами группы, продвижение интересов всех членов группы. Характеризируется высоким уровнем свободы при выполнении рядовыми членами поставленных заданий, доверием и участием лидера.
Авторитарный стиль. Автократический лидер имеет достаточную власть, чтобы принимать решения самостоятельно и навязывать их подчиненным, используя при этом административные методы влияния. В качестве примера авторитарного коммуникативного поведения можно рассматривать регулировщика движения или профессора, который определяет темы рефератов студентов.
Либеральный или стиль невмешательства. Лидер задает лишь общее направление работы и не принимает активного участия в процессе принятия решений, его последователи имеют полную автономию в действиях и сами организовывают процесс.
Патерналистский стиль. Патерналистский лидер действует как отец, родитель по отношению к своим подчиненным. Проявляемая в таком случае забота о последователях имеет следствием полное доверие идеям лидера с их стороны, желание работать под его началом.
Транзакционный стиль лидерства. Наиболее часто применяемый в менеджменте. Лидер такого типа призван мотивировать сотрудников путем разработки системы наград и поощрений с целью поддержания показателей производства.

Дополнительные материалы к данному уроку

Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Теперь, когда мы имеем общее представление о теориях и стилях лидерства, перейдем к уроку о качествах лидера.

Источник

ЛЕКЦИЯ 3. Теории лидерства и стилей руководства. Управленческая психология

Дисциплина «Управленческая психология»

Специальность 42.02.01 «Реклама»

курс III группа: 1р3

Преподаватель: Жданова Наталия Владимировна

ЛЕКЦИЯ 3. Теории лидерства и стилей руководства . (2 часа).

Лидерство как важнейший фактор управления.

Под лидерством обычно понимают способность человека вести за собой других людей для достижения конкретных целей. Лидерство является феноменом, описывающим процессы влияния в группах или организациях, направленные на координацию групповых действий и отношений в ходе достижении групповой цели. Лидерство как важнейший фактор управления стоит в центре современной организации. В современной организации лидерство многогранно, его следует понимать, как планирование, организацию и управление деятельностью группы посредством установления коммуникаций.

К основным элементам процесса лидерства относятся влияние, поддержка, обеспечение добровольного участия и достижение целей.

Лидерство как специфический тип отношений управления предполагает процесс социального взаимодействия и влияния, когда индивид намеренно воздействует на других людей. В отличие от собственного управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей – союзников, которые представляют обязательную оборонную сторону медали, называемой лидерством.

Факторы, составляющие основу лидерства:

объективные и субъективные;

формальные (инструментальные) и неформальные (эмоциональные);

внешние и внутренние.

Лидер (от англ. leader – ведущий руководитель) – это лицо (группа лиц), которое может оказывать реальное влияние на поведение работников.

Для осуществления эффективного руководства менеджер должен обладать лидерским влиянием.

Определяющими чертами при оценке лидера и его поддержке группой являются: энергичность, решительность, настойчивость, целеустремленность, энтузиазм, честолюбие, способности и знания, справедливость коммуникабельность, уверенность в себе и др. Наиболее важными функциями Лидера являются: определение целей и средств их достижения, координация действий членов группы, планирование их совместной работы, поощрение и наказание, информационная, контролирующая, представительская функции и др. Таким образом, лидерство является важнейшим фактором в системе управления современной организации.

В зависимости от того, что считается источником результативности лидерства и какой смысл вкладывается в его феномен, выделяют пять групп теорий лидерства:

1. Теория черт (лидерство и эффективность лидерства рассматривается как свойства личности);

2. Поведенческие теории (эффективность лидерства есть функция поведения);

3. Ситуационные (эффективность лидерства является следствием действия в ситуации);

4. Атрибутивные теории;

Теория личностных качеств лидера объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров определенных личных качеств. Исследованиями выявлено свыше 80 характеристик: физиологических, психологических, интеллектуальных, деловых, личностных. При этом наиболее общими чертами, которые отличают эффективного лидера тех, кого он ведет за собой, являются: честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в себе, адаптивность, способности, знания. Особенно очевидно они проявляются из известных выдающихся лидеров (теория великих людей). Практикой не подтверждается наличие стандартного набора качеств, которые предопределяют эффективное лидерство. Личные качества не гарантируют достижения успеха, а их относительная важность в значительной мере зависит от других факторов, включая ситуацию, в которой находится менеджер.

Поведенческие теории лидерства рассматривают лидерство как набор привычных моделей поведения руководителя. Они указывают, что эффективное руководство зависит не столько от личных характеристик менеджера, сколько от адекватности его поведения ситуации, уровня квалификации и предпринимаемых действий.

Содержание поведенческих теорий разнообразно, но большинство из них представляет поведение лидера на основе двух основных параметров:

поведение, ориентированное на выполнение производственных задач (при игнорировании потребностей и интересов подчиненных);

поведение, ориентированное на человеческие отношения (уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала);

В целом поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективности приемам обучения.

Ситуационные теории лидерства обосновывают, что решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, не отвергая при этом характеристик. В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор оптимального стиля руководства определяется на основе мониторинга управленческой ситуации и анализа природы ее ключевых параметров.

Ситуационные теории лидерства имеют важное практическое значение, поскольку утверждают, множественность оптимальных стилей лидерства в зависимости от стации они указывают на отсутствие единого универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в зависимости от ситуационных факторов.

Атрибутивные теории лидерства утверждают, что лидерство в группе являются не реально существующим феноменом, определяемым качествами личности и поведениям лидера, а результатом субъективных восприятий и социальных представлений подчиненных.

Чем точнее совпадают между воспринимаемыми атрибутами и поведением лидера, с одной стороны, и представлениями подчиненных – с другой, тем выше вероятность, что подчиненные будут воспринимать лидера как лидера и позволят ему осуществлять процесс влияния.

Теории обмена представляют лидерство как сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных. Ведущими среди них является теория диад теория харизматического и трансформационного лидерства. Главным утверждением этих теорий является то, что результативность лидерства напрямую зависит от способности лидера обеспечить адекватное восприятие подчиненными целей его деятельности.

Современные специалисты считают, что лидерство – это сложный социальный процесс, а не следование определенному подходу. Оно обусловлено взаимодействием ряда переменных:

позиции, потребностей и других характеристик его последователей;

характеристики организации (цель, структура, задачи)

социальная, экономическая и политическая среда.

Новые экономические условия приводят к появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства. На основе этих моделей выдвигаются несколько идей управления и лидерства:

поддержка только высоко прибыльных проектов;

управление помимо существующей иерархии;

развитие информационных сетей, объединяющих автономные элементы.

Руководитель, стремящийся добиться эффективного управления, должен обладать прогрессивным типом мышления, предприимчивостью, ключевыми компетенциями, концептуальными способностями, высокой культурой управления.

Стили управления

В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля.

Под стилем управления 11 понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставить делать то, что в данный момент необходимо.

Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», т.е. обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие два и более обстоятельств стили управления.

К «одномерным» стилям управления относят:

Характеристика стилей руководства

Приемы принятия решений

Единично решает все вопросы

Принимая, решение, советуется с коллективом

Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных

Способ доведения решения до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных

Приемы принятия решений

Берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя

Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями

Снимает с себя всякую ответственность

Отношение и инициативе

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Отношение к подбору кадров

Боится квалифицированных работников

Подбирает деловых, грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Отношение к недостатку собственных знаний

Все знает и умеет, гипертрофированное самосознание

Постоянно повышает квалификацию

Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных

Жестко формальный, необщительный

Дружески настроен, любит общаться

Боится общения, общается с подчиненными только по инициативе

Характер отношений с подчиненными

Ровная манера ведения. Постоянный самоконтроль

Мягок, покладист, иногда легковерен

Отношение к дисциплине

Приверженец формальной жесткой дисциплины

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

Требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам

Постоянно использует разные стимулы

Использует поощрение чаще, чем наказание

«Многомерные» стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающих подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними.

Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля управления, основывающегося на двух подходах: первый, ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата и налаживание человеческих отношений; второй – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет реализовывать свои способности.

Вопросы для повторения:

Почему лидерство является важнейшим фактором управления?

Теорий лидерства описать.

Какой стиль управления является на ваш взгляд наиболее эффективным? Пояснить.

1. Вернер Зигерт, Лючия Ланг. «Руководитель без конфликтов» Москва, 2018 год издательство «Экономика».

2. Розанова В.А. «Психология управления» Москва, 2018 года ЗАО «Бизнес-школа», «Интел- Синтез».

3. Лавриенко В.Н. «Психология и этика делового общения» Москва, 2017 года издательство «Юнити»

4. Дейл Корнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Челябинск, 2017 год.

5. Шекшня С.В. «Управление персоналом современной организации». Москва, Бизнес –школа, «Интел –Синтез», 2016 год.

Источник

Тесты по менеджменту с ответами 137 вопросов

1.Система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения называется:

3.Укажите, что не является способом высвобождения персонала?

отмена внутреннего совместительства и сверхурочных работ

4.Теория атрибутивного лидерства относится:

к поведенческому подходу

к ситуационному подходу

к теориям адаптивного руководства +

7.Власть, построенная на силе личных качеств лидера является…

8.Укажите факторы организации, предрасполагающие к внешнему контролю:

благоприятные взаимоотношения в коллективе

авторитарный стиль руководства +

невозможность получить надежную оценку результатов деятельности работников

9.Степень профессиональной подготовки, необходимая для выполнения для данных трудовых функций – это

12.Укажите подход, к которому относится теория Ф. Фидлера:

теория лидерских качеств

теории адаптивного лидерства

13.Выберите правильное суждение:

Руководство устанавливает оптимальный масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных недолжно вызывать тревоги: +

обстоятельство, когда стандарт установлен на низком уровне, и достичь его не составляет никакого труда, оказывает сильное мотивирующее воздействие на людей с высоким уровней потребностей в достижении высоких результатов;

если масштаб допустимых отклонений слишком велик, организация будет реагировать на любые отклонения, что разорительно.

14.Отличительной чертой формальной организации является…

отсутствие единства в действиях ее членов

жесткое давление на ее членов

наличие должностных инструкций и предписаний

сознательная координация действий двух или более лиц +

15.Один из основных принципов планирования предполагает необходимость в работе над планом:

участие только руководителя

участие минимального числа сотрудников

участие максимального числа сотрудников +

16.Какое условие препятствует возникновению формальной организации людей (по Бернарду)?

достижение общей цели

стремление к свободе действий +

желание совместных действий

17.Собеседование с линейным руководителем проводится:

на начальном этапе процесса отбора кадров

на заключительном этапе отбора кадров +

18.Выберите правильное суждение:

конфликт может иметь позитивное значение

конфликт может отрицательно влиять на эффективность организации

верны оба суждения +

19.В чьей теории утверждается, что поведения лидера определяется тремя факторами: отношениями между лидером и подчиненными, структурой задач и должностными полномочиями?

Р. Блейка и Дж. Моутон

21.Согласно Р. Лайкерту, эффективное лидерство предполагает применение:

22.Выберите правильное суждение:

первичные потребности по своей природе есть потребности физиологические и, как правило, врожденные потребности – в пище, воде, потребности дышать, спать и т.д +

вторичные потребности заложены генетически, а первичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, первичные потребности людей различаются в большей мере, чем вторичные

потребности – психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления

23.Выберите правильное суждение:

все формальные организации представляют собой объединение неформальных групп и организаций, созданных без вмешательства руководства +

неформальные группы – это группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса

формальная организация является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности

24.Какая из перечисленных стратегий связана с риском и со значительными расходами?

25.Целью планирования деятельности организации является:

определение целей, сил и средств +

обоснование численности работников

26.Какие основные факторы участвуют в модели мотивации Виктора Врума?

потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе

сложность и напряженность работы и уровень вознаграждения

ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения +

гигиенические факторы, факторы, связанные с характером и существом работы

27.В исследованиях Блейка и Моутон было установлено, что:

наилучшим стилем лидерства является стиль 5.5

наилучшим стилем лидерства является стиль 9.9 +

стиль лидерства зависит от ситуации

28.В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля?

во времени осуществления +

в объеме и методах.

29.Какая из перечисленных теорий мотивации не относится к содержательным теориям:

теория Абрахама Маслоу

модель Портера – Лоулера +

теория Фредерика Герцберга

30.В какой теории утверждается, что применение того или иного стиля лидерства зависит от степени зрелости подчиненных?

в теории Блейка и Моутон

в теории Р. Лайкерта

в теории П. Херси и К. Бланшара +

в теории Врума – Йеттона

31.Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте?

32.К функциям стратегического уровня управления не относятся:

учет запасов сырья

анализ динамики рынка +

33.Наиболее оптимальный размер группы –

34.Согласно концепциям лидерского поведения,

поведение лидера определяется его врожденными качествами

лидеров нужно готовить по специальным программам +

поведение лидеров зависит от поведения его последователей

35.Какой стиль руководства, согласно исследованиям Мичиганского университета, способствует повышению производительности, дает простор творчеству, повышает удовлетворенность трудом?

отношение лидера к работе

отношение к работнику +

36.Старшинство в должности и ее название, расположение и тип рабочего места, кабинета, образование, информированность и накопленный опыт работника определяют…

степень сплоченности группы

37.Какое решение принимается путем голосования?

о приеме на работу

об аттестации сотрудника +

о форме повышения квалификации

это способы стимулирования ухода по собственному желанию +

это методы набора кадров

пути развития карьеры

39.Для каких организаций характерна ситуация, когда плановые органы принимают только основополагающие решения, которые впоследствии детализируются в подразделениях?

с высоким уровнем централизации

со средним уровнем централизации +

для децентрализованных организаций

40.Согласно концепции справедливости, пока работники не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут:

стремиться уменьшать интенсивность труда

стремиться увеличить вознаграждение

возможно и то, и другое +

41.Укажите время появления стратегического планирования:

в 1960 – 1970 –е гг. ХХ в +

42.Концепцию лидерских качеств разрабатывали:

П. Херси и К. Бланшар

Р. Стогдилл и Р. Мани +

43. Укажите, какому типу руководителя соответствуют данные черты: погружены с головой в работу и решение технических проблем. Для них характерен высокий профессионализм, уважение к подчиненным, стремление к совершенству, дисциплине и порядку. Но они не уделяют достаточного внимания самому руководству и, более того, сами склонны к подчинению:

44.Теорию приобретенных потребностей выдвинул

45.В каких случаях обращаются к качественным методам прогнозирования?

отсутствие возможности получить информацию другими методами

нехватка информации, получаемой количественными методами

46.Совокупность прав, обязанностей и ответственности работника, выполняемые им трудовые функции, правовое положение в комплексе характеризуют:

47.В какой теории утверждается, что применение того или иного стиля лидерства зависит от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений?

в теории Блейка и Моутон

в теории Р. Лайкерта

в теории П. Херси и К. Бланшара

в теории Врума – Йеттона +

48.Какую стратегию преодоления конфликта выбирает более сильная сторона при незаинтересованности в предмете конфликта?

49.Выберите неправильное суждение:

в неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Это объясняется тем, что перемены могут нести угрозу существованию неформальной организации;

чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, необходимо разрешить группе участвовать в принятии решений;

похожие люди в группе выбирают более качественное решение +

50.Т. Митчел и Р. Хаус утверждали, что исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если…

получат от этого какую-то личную выгоду +

они будут хорошо представлять эти цели

они обладают соответствующими способностями

51.Какая из перечисленных стратегий преодоления конфликта не относится к структурным?

использование системы вознаграждений

разъяснение требований к работе

примирение через компромисс +

52.Выберите правильное суждение:

по А. Маслоу, потребности, которые не удовлетворены, не действуют как мотиваторы; +

практика менеджмента показала, что наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» А. Маслоу;

согласно теории А. Маслоу, не существует однозначной связи между мотивацией и конечным результатом деятельности из-за действия различных ситуационных факторов.

53.Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля отличает следующее:

высокий моральный уровень

временные рамки, конкретный критерий +

использование косвенных проявлений

54.В каких случаях можно использовать перевод работника?

чтобы расширить опыт работника

когда сотрудник работает неудовлетворительно

и в том, и в другом случаях +

55.Матрица БКГ учитывает:

срочность и важность решений

факторы внутренней и внешней среды

темпы роста и долю рынка +

56.С точки зрения Г. Минцберга, стратегия, формирующаяся полусознательно в голове руководителя на основе интуитивного понимания логики бизнеса и хорошего знания ситуации, называется

Стратегией обучения на опыте

57.Фактическая численность сотрудников называется

58.Укажите тип производственной роли: самый способный и талантливый член коллектива, ищущий пути решения стоящих перед ним проблем. Он бывает пассивен, не собран, неуверен в себе. На практике свои решения реализовать не может, поэтому нуждается в поддержке других людей

59.Более широкие возможности выбора кандидатов, привлечение лиц с новыми идеями и взглядами, общее сокращение вакансий являются преимуществами – это

преимущества найма со стороны +

преимущества внутреннего найма

критерии аттестации кадров

связь между звеньями структуры

61.Какого человека следует выбирать в качестве нового сотрудника в большинстве случаев?

человека, который симпатичен руководителю своими личностными качествами

человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности +

кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе

кандидата, который имеет большие потенциальные возможности

62.Что такое «побуждение»?

условия, в которых человек вынужден осуществлять конкретную деятельность

ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и сконцентрированное на достижение цели (желание сделать что-либо) +

принуждение кого-либо к определенной деятельности

создание заинтересованности кого-либо к конкретной деятельности

63.Выберите неправильное суждение:

степень воздействия на человека одного и того же мотиватора может быть различна в зависимости от того, когда осуществилось его применение;

степень воздействия на человека одного и того же мотиватора является величиной постоянной и не зависит от того, когда осуществилось его применение; +

мотивацию надо воспринимать как вероятностный процесс.

64.Укажите признак функционального конфликта:

позволяет организовать совместный поиск приемлемых для всех сторон решений +

повышает текучесть кадров

65.Второй фазой конфликта является

66.К содержательным теориям относятся

теория ожидания, теория ERG, теория иерархии потребностей

теория иерархии потребностей, теория ERG, двухфакторная модель Ф. Герцберга +

теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера – Лоулера

67.Для каких компаний не характерен принцип «планирует исполнитель»?

68.Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть

69.Концепция атрибутивного лидерства исходит из того, что

лидер выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненных; +

стиль лидерства зависит исключительно от качеств самого лидера;

стиль лидерства определяется поведением лидера, которое в разных ситуациях остается одним и тем же

70.Планы, предписывающие сроки и порядок действий в стандартных ситуациях – это

планы для повторяющихся действий +

планы для неповторяющихся действий

71.Согласно Ф. Фидлеру, когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия менеджера значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, лучше использовать:

стиль руководства, ориентированный на поддержание человеческих отношений

инструментальный стиль руководства +

72.Какая форма конфликта более опасна?

среднесрочный план, результаты проявляются через 3-4 года

среднесрочный план, результаты проявляются через 1-2 года

74.Укажите способ преодоления объективного конфликта:

прекращение существования объекта конфликта +

75.Выберите правильное суждение:

потребности существования, по К. Альдерферу, отражают социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных;

теория К. Альдерфера обосновывает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня; +

согласно К. Альдерферу, движение потребностей идет только снизу вверх.

76.Какая из перечисленных стратегий относится к стратегиям развития?

77.Укажите причину межличностного конфликта:

несовпадение внешних требований и внутренних позиций

столкновение материальных интересов +

несовпадение целей и средств их достижения

78.К поведенческим теориям лидерства относится

теория П. Херси и К. Бланшара

теория Врума – Йеттона

79.Укажите неправильное суждение:

конфликтная ситуация обязательно перерастает в конфликт +

со временем конфликтная ситуация может исчезнуть

конфликтная ситуация может трансформироваться в другую

80.Что является важнейшей функцией управления?

разработка и реализация плана

82.Выполнение работы по принуждению или через экономические стимулы это:

мотивация по статусу

мотивация по результату

83.Какой метод прогнозирования состоит в автоматическом перенесении в будущее существовавших в прошлом тенденций развития организации?

84.Какой вид власти будет наиболее приемлем в исследовательской группе из высококвалифицированных специалистов?

85.«Приступая к выполнению той или иной работы, человек с определенной степенью вероятности ожидает, что затраченные им усилия принесут необходимый результат, который также с той или иной степенью вероятности должен быть замечен руководителем и соответствующим образом вознагражден». Данное положение отвечает:

теории ожиданий Врума +

теории Портера – Лоулера

теории приобретенных потребностей Макклеланда

теории справедливости Адамса

основной штатный состав работников организации +

основной штатный состав работников организации вместе с руководством

штатные и нештатные сотрудники

87.Уход по собственному желанию, увольнение за нарушения трудовой дисциплины являются проявлениями

необходимого оборота по выбытию кадров

88.Сколько стилей лидерства выделяет Ф. Фидлер?

89.Балансовый метод планирования основывается

на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода +

на определении нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции

на применении статистических методов

90.Какую реакцию проявляет группа на указанное поведение человека: человек, совершающий нежелательные действия, если на них не будет положительной реакции, через некоторое время прекратит их…

непоощрение нежелательного поведения +

91.Исследователями штата Огайо было установлено, что наиболее эффективным стилем руководства является стиль, основанный…

на структуре отношений

на отношениях в рамках структуры

при максимальном развитии двух названных переменных

не удалось выявить единственно верный стиль руководства, применяемый при любых условиях +

92.Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

93.Выберите неправильное суждение:

демократичный руководитель позволяет подчиненным участвовать в принятии решений, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы;

автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют;

автократический руководитель намеренно апеллирует к потребностям более высокого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. +

94.Согласно Р. Лайкерту, две формы лидерства, ориентированные на работников, называются:

консультативное и партисипативное +

партисипативное и благожелательное

консультативное и эксплуататорское

95.В каком виде не могут быть представлены цели организации?

96.Описание будущего состояния объекта управления – это

97.Согласно Т. Митчелу и Р. Хаусу, в неоднозначных ситуациях лучше использовать:

стиль, ориентированный на «достижение»

98.Согласно М. Портеру, ориентация на производство достаточно широкого ассортимента товаров и услуг, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, называется…

99.Роли членов групп бывают:

независимые, зависимые и нейтральные

целевые и поддерживающие +

поощряющие и наказывающие

100.Как зависит степень конформизма от характера межличностных отношений в группе?

при дружеских отношениях степень конформизма выше, т.к. они требуют большей уступчивости; +

при дружеских отношениях степень конформизма ниже, т.к. в этом случае люди не боятся отстаивать свое мнение;

на уровень конформизма тип межличностных отношений не влияет.

101. Укажите, какому типу руководителя соответствуют данные черты: создают впечатление бурной деятельности и занятости проблемами организации, стараясь убедить окружающих в своей незаменимости. На самом деле они лишь «скользят по поверхности», дают советы общего плана, не вмешиваясь в реальные процессы:

102.Поведение, ориентированное на контроль – это

действия подчиненных, направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности +

ориентирование на заниженные цели

использование того, что контролеры не знают досконально деятельность подчиненных им сотрудников

ориентирование на завышенные цели

103.Систематизированное описание комплекса качеств, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на данную должность, называется:

104.Согласно Л. Портеру и Э. Лоулеру,

удовлетворение ведет к результативному труду, что прямо противоположно постулатам ранних теорий человеческих отношений

результативный труд ведет к удовлетворению +

удовлетворение и результаты труда вообще не связаны

105.Обогащение труда является:

разновидностью вертикальной карьеры

разновидностью горизонтальной карьеры +

результатом адаптации сотрудника

106.Аттестация работника может осуществляться

и тем, и другим способом +

107.Суть «метода двух шляп» заключается в том, что

в организации должно быть два лидера – ориентированный на работу и ориентированный на работника;

стиль руководства зависит одновременно от личных качеств лидера и от поведения подчиненных;

что в одной и той же фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства. +

108.Какой вид планирования учитывает изменения внутренней и внешней среды?

109.Процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей или целей организации это:

110.Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют выявить отклонения, возникающие в процессе функционирования организации?

111.Согласно Р. Акоффу, вид планирования, который не предусматривает ни возвращения к прошлому, ни движения вперед, целью которого являются выживание и стабильность, называется:

112.Под границами контроля в управлении следует понимать…

количество функций, выполняемых руководителем

объем работ, за выполнение которых несет ответственность определенное лицо +

число функциональных специалистов в структурном подразделении

количество уровней в организационной структуре

113.Выберите правильное суждение:

стимулирование – одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование +

114.К. Альдерфер является автором

теории постановки целей

115.Какой подход к составлению планов применяют организации, располагающие значительными ресурсами?

ориентация на ограниченные ресурсы

ориентация на открывающиеся возможности

оптимизация достигаемых целей. +

116.В какой позиции применяется стратегия длительного поддержания существующего положения?

117.Выберите правильное суждение:

первичная адаптация может быть профессиональной, психофизиологической и социально – психологической;

вторичная адаптация может быть профессиональной, психофизиологической и социально – психологической;

и та, и другая могут быть профессиональной, психофизиологической и социально – психологической +

118.Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?

120.Модель Портера – Лоулера включает элементы:

теории К. Альдерфера и Ф. Герцберга

теории ожидания и теории справедливости +

теории А. Маслоу и Ф. Герцберга

121.Планы, составляемые на период от 1 года до 5, – это планы

122.Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля – это

выбор подходящей единицы измерения

123.Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является:

заключение аудиторской организации

финансовый отчет за прошедший период времени

124.Какой фактор, согласно теории Ф, Герцберга, не относится к мотивирующим?

продвижение по службе

признание и одобрение результатов работы

возможности творческого и делового роста

125.В теории приобретенных потребностей говорится о следующих видах потребностей:

в признании, уважении, самовыражении

в успехе, во власти, в причастности +

существования, связи, роста

126.Субъектами контроля могут быть:

только специально назначенные для этого лица

127.К функциям оперативного уровня управления не относится:

проектирование структуры организации +

128.Укажите тип производственной роли: сам творчески мыслить не способен, но может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе

129.К эталонным стратегиям развития бизнеса не относится стратегия

130.Соотношение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз показано

в матрице Эйзенхауэра

в матрице Бостонской консультативной группы

131.Согласно теории Ф. Герцберга,

«гигиенические» факторы мотивируют людей повышать производительность труда

работник начинает обращать внимание на «гигиенические» факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной +

заработная плата является мотивационным фактором

мера тяготения членов группы друг к другу или группе;

принятие людьми существующего порядка вещей, приспособление к ним и отказ от самостоятельных мыслей и действий; +

степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем.

133.Выберите неправильное суждение:

согласно процессному подходу, поведение личности определяется не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, учетом своих возможностей, последствий выбранного типа поведения;

содержательные теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности;

процессуальные теории определяют потребности, которые заставляют людей действовать определенным образом. +

134.Идеи теории мотивации А. Маслоу больше всего связаны с …

надеждами сотрудника на материальное вознаграждение

желанием работника сократить объем работы

общими потребностями работника +

135.Автором теории справедливости является

136.Выберите правильное суждение

чем выше уровень отношений в организации, тем чаще в качестве средства управления людьми применяется стимулирование

чем выше уровень отношений в организации, тем реже в качестве средства управления людьми применяется стимулирование +

137.Ограниченный выбор специалистов, опасность соперничества, взаимных обид среди персонала; сохранение общего дефицита кадров – это

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *