в какой технологии используется методика создания проблемных ситуаций
Методы проблемного обучения на уроке: что это такое, как создавать проблемные ситуации на уроке? Советы учителя
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.
Методы проблемного обучения — это?
Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.
Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще
Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:
Из недостатков методики можно выделить следующие:
Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.
Когда возможно использование метода проблемного обучения?
Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.
Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.
Способы создания проблемной ситуации на уроке
В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.
С удивлением
1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.
Например, при изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.
2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.
Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?
3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.
Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?
4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).
С затруднением
1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.
Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.
2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.
Например, на уроке географии учитель задает вопрос: «Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?».
Построение урока по методу проблемного обучения
1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.
2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.
3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).
4. «Ага-реакция» — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
6. Проверка, контроль знаний.
Классификация методов проблемного обучения
В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:
Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.
Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.
Использование технологии проблемного обучения с дошкольниками в образовательном процессе
Елена Ленденева
Использование технологии проблемного обучения с дошкольниками в образовательном процессе
Технология проблемного обучения является одной из современных педагогических технологий, которые обогащают субъективный опыт детей, обеспечивают их самостоятельность, развивают способности и творческий потенциал. Данная технология достаточно изучена, и ее актуальность бесспорна. Использование в образовательной деятельности технологии проблемного обучения помогает всесторонне развивать дошкольника, формировать мотивацию достижения успеха, умение задавать вопросы, находить самостоятельно ответы, развивать коммуникативные навыки у детей. При этом основным видом деятельности остается игра. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;
– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставим проблемные задачи.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. В каждом конкретном случае воспитатель сам решает,в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым формам работы.
Таким образом, использование данной технологии актуально в настоящее время. Проблемное обучение является одним из способов решения задачи обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…».
В помощь воспитателям.
Правила создания проблемных ситуаций
1. Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации детей.
3. Проблемная ситуация должна вызывать интерес детей своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных педагогом с целью большей эффектности проблемной ситуации.
Проблемные ситуации по темам.
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чем к ним добраться.
Тема «Дома», «Свойства материалов»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
Путешествуя по пустыне дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
Тема «Измерение длины»
Красной Шапочке нужно как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая.
Ивану Царевичу нужно найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
Тема «Лекарственные растения»
Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?
Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.
Тема «Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы не промочить ноги.
Тема «Язык мимики и жестов»
Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
Тема «Погодные условия»
Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.
Тема «Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
Тема «Стороны света»
Машенька заблудилась в лесу, но не знает как сообщить о себе и выйти из леса.
Знайке необходимо определить уровень жидкостей в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
Тема «Погодные условия»
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино, как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
Золушке нужно уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
Тема «Свойства воздуха»
Незнайка с друзьями пришли на речку, но незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится и думает, что утонет.
Тема «Увеличительные приборы»
Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоиться, что мама не сможет его прочесть из-за маленького шрифта
Тема «Средства связи»
У слоненка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
Тема «Свойства бумаги»
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдет ли для этого бумажный кораблик?
Тема «Свойства копировальной бумаги»
Миша хочет пригласить на свой день рождения очень много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок.
Тема «Свойства магнита»
Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
Тема «Дружба красок»
Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
Проблемные вопросы к занятиям.
(по образовательным областям).
Формирование элементарных математических представлений.
-Зачем нужна людям математика?
-Все ли геометрические фигуры имеют углы?
-Что надо сделать,чтобы из квадрата получилось два треугольника?
-Зачем нужны геометрические фигуры?
-Что надо сделать,чтобы узнать какая полоска шире?
-Как можно измерить высоту предмета,если не иметь линейки?
-Что нужно сделать,чтобы разделить фигуру на равные части?
-Можно ли придумать новую геометрическую фигуру?
-Что нужно сделать,чтобы решить задачу?
-Зачем нужно уметь считать?
Введение в грамоту.
-Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу?
-Из чего состоит слово,если мы его произносим?
-Из чего состоит слово,если мы его пишем?
-Может ли слово состоять только из гласных звуков?
-Может ли слово состоять только из согласных звуков?
-Что образует слог?
-Что определяет границы предложения на письме?
-Что определяет границы предложения в речи?
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
-Что будет,если в сказке появится новый герой?
-Если бы вы оказались на месте героя рассказа,о чем бы подумали?
-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?
-Для чего используются образные слова?
-Можно ли словами «нарисовать» портрет?
-Как бы вы поступили,оказавшись на месте героя произведения?
Изобразительное искусство.
-Можно ли нарисовать портрет без кисточки?
-Что произойдет,если смешать краски между собой?
-Почему цвета называют теплыми и холодными?
-Как при помощи цвета передать настроение?
-Почему рисунок одного и того же предмета у разных людей выглядит непохоже?
-Может ли портрет рассказать о самом человеке?
-Какую картину называют натюрмортом?
-Что получится,если к шарику прикрепить столбик?
-Что будет,если согнуть глиняную палочку?
-Что нужно сделать,чтобы слепить снеговика?
-Что произойдет,если части предмета соединить непрочно?
-Что нужно сделать,чтобы придать образу выразительности?
-Для чего нужно знать правила работы с ножницами?
-Почему говорят : «Семь раз отмерь,один раз отрежь»?
-Что нужно сделать,чтобы за один раз вырезать несколько деталей?
-Можно ли заменить бумагу другим материалом?
-Как узнать,какой материал лучше использовать для работы?
-Что нужно сделать,чтобы вырезать симметричную фигуру?
-Если использовать природный материал,то приемы работы будут такие же как и с бумагой?
-Как узнать,сколько деталей потребуется для постройки?
-Почему шар может катиться,а кубик нет?
-Почему одни постройки из одних и тех же деталей получаются разными?
-Почему одни постройки получаются прочными,а другие нет?
-Можно ли сконструировать поделку из бумаги?
-Что нужно сделать,чтобы из листа бумаги сложить снеговика?
-Какой схеме соответствует постройка?
Развитие элементарных экологических представлений.
-Почему тает снег на ладони?
-Для чего птицы улетают в теплые края?
-Что произойдет,если исчезнут растения?
-Что произойдет,если пересохнут реки?
-Почему зимующим птицам трудно зимой?
-Что произойдет,если времена года наступят не в свой черед?
-Почему хрустит снег под ногами?
-Почему из тучи идет дождь?
-Почему птицы летают,а люди нет?
-Почему днем светло,а ночью темно?
-Можно ли пронести воду в решете?
-Что общего между цифрой четыре и слоном?
-Что нужно сделать,чтобы получить последующее число?
-Зачем кошке мягкие лапки?
Развитие представлений об окружающем мире и о себе.
-Почему при переходе улицы нужно сначала посмотреть налево?
-Что сделать,если надо узнать погоду на улице,не выходя из дома?
-Почему говорят: «Друг познается в беде»?
-Почему холодный снег греет?
-Как можно узнать о времени,если у тебя нет часов?
-Что будет,если изменить материал из которого изготовлен предмет?
-Для чего человек нужны органы чувств?
-Что нужно сделать детям,чтобы праздник прошел весело?
-Для чего придумали ноты?
-Зачем людям нужны песни?
-Можно ли весело петь песню,если у нее грустный характер?
-Может ли музыка быть только грустной или только веселой?
-Почему для танца снежинок используем мелодию вальса,а для солдатиков маршевую музыку?
-Можно ли с помощью музыки передать настроение?
-Зачем нужны правила в подвижных играх?
-Что будет,если не заниматься физкультурой?
-Что надо сделать,чтобы прыжок получился длинным?
-Какие виды спорта вы знаете?
-Что надо сделать,если не получается упражнение?
-При каких условиях команда сможет победить?
-Почему говорят: «В здоровом теле,здоровый дух»?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
(по технологии проблемного обучения дошкольников)
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность ребенка
Постановка проблемы Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска.
Актуализация знаний Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний.
Проверка решения Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений.
Введение в систему знаний Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Результаты поиска размещает в уголок открытий. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъектный опыт. Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска.
Использование ИКТ в образовательном процессе как средство развивающего обучения Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации.
Конспект НОД по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения «Объемные геометрические фигуры» Тема: «Объемные геометрические фигуры» Цель: научи детей различать объемные геометрические фигуры, получить практические навыки в моделировании.
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения Задачи: _ развивать интерес к геометрии; _ закреплять знания детей о геометрических фигурах; _ развивать геометрическое мышление у детей.
Конспект познавательно-коммуникативной деятельности с использованием технологии проблемного обучения «Актёрское мастерство» Конспект познавательно-коммуникативной деятельности с использованием технологии проблемного обучения «Актёрское мастерство – дошколятам…».
Консультация «Формирование творчества в процессе проблемного обучения» Консультация» Формирование творчества в процессе проблемного обучения» Работа с детьми,мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия.
НОД с использованием технологии проблемного обучения в младшей группе Программное содержание: • Расширение представлений детей о характерных приметах зимнего периода, словарного запаса детей. • Развитие умения.
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группе по технологии проблемного обучения развитие речи Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группе по технологии проблемного обучения развитие речи Цель приоритетной.
Роль дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками. Образовательная деятельность с дошкольниками осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Однако.
Сюжетно-игровое занятие по физической культуре «Весёлая ферма» с использованием технологии проблемного обучения Масаты/ Цели: Оздоровление детей посредством корригирующих упражнений подражательного характера. Білімділік/Образовательная :.
Приемы и методы проблемного обучения в детском саду
Ольга Козырева
Приемы и методы проблемного обучения в детском саду
Технологии проблемного обучения в детском саду
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи(1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур,включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;
Проблемное обучениевключает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
4) проверка правильности решения проблемы.
В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах, представляющих собой три вида изложения материала педагогом и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся:
6) методе программированных заданий.
Метод монологического изложения.
Методы рассуждающего изложения.
Метод диалогического изложения.
Метод эвристических заданий.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
Метод исследовательских заданий.
Организуется педагогом путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ребенок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
Метод программированных заданий.
Это метод, при котором обучающиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия.
Бинарные методы обучения:
Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение педагогом фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.
Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа педагога, заучивание изложенных педагогом фактов и выводов без критического анализа и осмысления.
Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения педагогом фактов данной науки, их описание и объяснения.
Практический метод предполагает практические и физические умения как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:
а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.
б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.
Объяснительно-побуждающий метод представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ребенка к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется педагогом, а частично дается обучающимся в виде проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.
Частично-поисковый метод является сочетанием восприятия объяснений педагога обучающимся с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами обучения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Побуждающим методом называется деятельность педагога, которая побуждает активную умственную деятельность детей.
Поисковый метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.
Суть проблемного обучения в детском саду
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?
Выступление на семинаре-практикуме «Использование проблемного обучения в детском саду» В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.