в какой стране живут казаки
Кто такие казаки?
Кто такие казаки? Происхождение слова
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».
Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
Казаки на Руси
На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.
С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:
Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.
Современные казаки
Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.
Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.
Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Унтер-офицерские (младшие) чины:
Обер-офицерские (старшие) чины:
Штаб-офицерские (главные) чины:
Генеральские (высшие) чины:
Форма казаков
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другие элементы одежды казака:
Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
Кухня казаков
Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.
Казаки, прославленные Русской Православной Церковью
Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.
Проза
Поэзия
Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)
«Чтобы быть казаком, недостаточно крови» Где и как живут в России настоящие казаки?
П ри слове «казачество» в cознании обывателя всплывает образ человека в форме дореволюционного образца, в кубанке и с шашкой у бедра. Однако казачество очень разнородно, и всех казаков нельзя стричь под одну гребенку. Где-то оно представляет собой объединение единомышленников, в других местах это скорее этническая группа, объединенная общими традициями и происхождением. Краснодарская художница и фотограф Алина Десятниченко несколько лет изучает российское казачество. «Лента.ру» попросила ее рассказать, чем жили и чем живут сейчас кубанские казаки.
«Лента.ру»: Насколько я помню, у тебя есть личные мотивы, которые подтолкнули тебя к созданию этого проекта.
Десятниченко: Корнями я отсюда, но жила до 15 лет в Ташкенте. На юге России казачью тему сложно игнорировать, поэтому в какой-то момент я просто поняла, что пора. Администрация края у нас активно популяризирует казачество, оно везде, и я решила понять для себя — почему.
Казачество — оно разное. С ними все сложно, потому что даже сами казаки говорят, что они не те. В 1920-х годах было такое понятие, как расказачивание. Кто-то связывает его с раскулачиванием, ведь большинство казаков были зажиточными, поэтому на них советская власть обратила такое пристальное внимание. Они работали, содержали большое хозяйство, нанимали тех, кто будет за этим хозяйством следить. А на Кубани было много казаков, и создавалось впечатление, что репрессиям подверглись только они. Некоторые историки выделяют этот период как голодомор и приводят довольно убедительные доказательства его существования.
В некоторых своих историях о казаках я отталкивалась именно от термина «расказачивание». Помимо того что их раскулачивали, казаков зачастую высылали в другие места. Я знаю многих знакомых, которые до сих пор ищут ниточки к своим переселенным родственникам.
Ты поняла для себя, чем было казачество до этого?
Сейчас я нахожусь в процессе. В соавторстве с коллегой я занимаюсь исследованием этой темы — когда же казачество изменилось. И это было не в ХХ веке. Мы отталкиваемся от идеи о том, что это произошло в XVII веке, после Смутного времени.
Как говорит один мой друг, до этого времени у нас была не история, а фэнтези — мало источников, очень вольные трактовки происходящего. Но если брать какие-то общие моменты, то я бы, наверное, сравнила тех казаков с военными вольнонаемными отрядами, которые несли определенную службу за плату. У них были свои взгляды на то, какой должна быть эта служба, как им жить и что делать, но при этом они могли спокойно участвовать в боевых действиях по обе стороны конфликта.
Если разговаривать с казачьими экспертами, часто натыкаешься на очень вольную трактовку тех событий. У нас на юге есть очень уважаемые специалисты — например, бывший атаман Громов, который преподает у нас в КубГУ, возглавляет факультет истории. В 1991 году он инициировал реабилитацию казачества, и с этого-то все и началось.
Казачьи государства: Как и почему они возникли в гражданскую войну?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кубанская республика
Распад Российской Империи ознаменовался не только гражданской войной и массовыми беспорядками. На фоне жесткого передела власти и кровавых расправ над несогласными были провозглашены несколько автономных казачьих республик — Кубанская, Донская, Терская, Амурская, Уральская. Возникли они во многом из-за бессилия центрального правительства, которому не удалось быстро подавить бунты в отдаленных регионах.
Одной из самых долговечных казачьих республик оказалась Кубанская. Не имея большого влияния на исход событий в самом начале революции, в ходе Гражданской войны ее участники заметно нарастили свою мощь. И не просто нарастили, а учредили собственную конституцию и выпустили множество декретов. Законы отделившихся казаков были неугодны центральной власти, но беспрекословно выполнялись на местах.
Уступая другим по численности, Кубанская республика, тем не менее, представляла собой грозную военную силу. Казаки с лихвой восполняли недостаток людей и вооружения удальством. На поле боя им неоднократно удавалось победить офицерские роты, в десятки раз превосходившие их по численности. Даже под ураганным огнем кубанские казаки двигались ровными и правильными рядами, постепенно оттесняя противника и захватывая большое количество пленных. Вполне естественно, что подобное положение дел поднимало настроение в станицах, и желающих встать на сторону кубанцев становилось все больше.
Донская республика
Как и Кубанская республика, Донское войсковое правительство образовалось вскоре после революции 1917 года. Ослепленные обещаниями большевиков прекратить войну, донские казаки поначалу соблюдали нейтралитет. Это позволило красным комиссарам сравнительно легко занять Дон.
Однако после того, как захватчики начали жестко насаждать свои порядки и физически уничтожать всех сопротивляющихся, казаки опомнились. Атаман А.М. Каледин, стоящий во главе Донского войска, быстро организовал мощное сопротивление и выбил красных с занятых позиций. Вскоре после этих событий была провозглашена независимость и принят проект Конституции.
Несмотря на радужную перспективу, донских казаков постигла участь кубанских соседей. Во многом раскол произошел из-за того, что они оказались вовлечены в политические игры белого движения. Хотя не стоит умалять влияния на подобное развитие событий того факта, что донские казаки отказывались воевать на благо России. Располагая значительной военной мощью, они хотели сражаться исключительно за себя: за свою честь и независимость.
Ситуацию усугубляла ярко выраженная замкнутость народа, которая порой доходила до крайностей. Донские казаки не просто считали представителей других национальностей чужаками, они всячески избегали любых контактов с ними. Под запрет ставились смешанные браки, близкое общение и любые другие бытовые вопросы. Казачьи общины проживали настолько обособлено, насколько это было возможно.
Терское казачье войско
Самым уникальным среди казачеств России было, пожалуй, Терское казачье войско. И дело здесь не в судьбе его представителей — она была схожа для всех представителей дореволюционного казачества. Успев организовать республику и разработав дальнейший план действий, терское казачество смогло просуществовать всего лишь около двух лет, после чего его вместе с другими упразднили в 1920 году.
Однако это не помешало терским казакам оставаться самыми колоритными представителями сословия, и они неизменно выделялись благодаря своему внешнему виду и культурным обычаям. Проживая в близком соседстве с кавказскими горцами, терцы вступали с ними в смешанные браки и принимали их в свою армию. Это отразилось на внешнем виде казаков: одетые в кавказские папахи и бурки, с кинжалами наперевес, они совсем не походили на другие кавалерийские войска.
Именно терские казаки стали первой репрессированной этнической группой, которую насильно выселили из родных станиц. Не помогло даже то, что большая их часть боролась за центральную власть. Всех постигла одна и та же участь: оставить родные места живыми или погибнуть, отказавшись уступить дома ингушам, чеченцам и другим представителям новообразованных северокавказских республик.
Другие казачьи войска
Революция и последовавшая за ней война стали переломным моментом в жизни нескольких миллионов русских казаков. Независимо от региона проживания и уклада жизни, они имели общее национальное самосознание и, по большей части, не были солидарны с новым правительством. Как следствие, февраль 1917 года имел для кубанских, донских, терских, уральских, астраханских и оренбургских казаков серьезные последствия.
Отречение императора Николая II от престола внесло смуту в налаженное централизованное управление войск. Основная их масса длительное время находилась в подвешенном и неопределенном состоянии, что не шло на пользу осознанию себя как единой общности. Ситуацию усугубляли капиталистические отношения, которые все глубже проникали в казачью среду, разрушая ее изнутри.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Казаки – национальность или сословие?
По этому поводу версий, как грибов.
Русский историк Карамзин писал: «Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; НО вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям. Казаки, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Казаков составили один народ, который сделался совершенно Русским».
По мнению Л. Гумелева «казачество возникло путем слияния касогов и бродников. Касоги, заселявшие территорию нижней Кубани и Дона в 10 веке, древний народ, позднее ассимилированный адыгами, а бродники – русскоязычный смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки хазар и огузов».
Вернадский вторит: «Казаки – потомки автохтонового праславянского населения Дикого поля».
Евграф Соловьев в книге «Типы Донскихъ казаковъ и особенности ихъ говора» (1908) со скрупулезностью разбирает как лингвистические, фонетические особенности казацкого говора так и антропологию.
(Говор в казацком языке означает – Язык, разговаривать же – гуторить и разговор – гуторь. Пр. ав.).
Вот отрывок:
Въ «Русской Исторiи» Устрялова есть место, где сказано, что донцы составляютъ чудную смесь разноплеменныхъ народовъ, что языкъ ихъ состоитъ изъ разныхъ элементовъ, что въ чертахъ ихъ лиц есть не что азiатское и что казаки гордятся своимъ происхожденiемъ от черкасовъ и даже сами называютъ себя черкасами (?!).
А. Филоновъ въ «Очеркахъ Дона» въ пятидесятыхъ годахъ прошлаго столетiя и В. Ф. Соловьевь въ своей брошюр «Особенности говора Донскихъ казаковъ» въ 1900 году писали, что казаки, несмотря на то, что стоятъ за Русь, что полки ихъ оберегаютъ ея окраины и что все имеютъ рвенiе постоять за честь Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопросъ: «Разве ты не русский?», онъ всегда съ гордостью ответитъ: «Нетъ, я казакъ!».
Казакъ называетъ русскимъ только великоросса, малоросса же величаетъ просто хохломъ.
Казаки самый предпрiимчивый, стойкiй въ своихъ убежденiяхъ, даже до упрямства, храбрый и домовитый народъ.
Казаки верховий люди умеренные, скромные, немного суровые, богобоязненные, почтительные къ старшимъ, однимъ словомъ, более другихъ сохранившiе свой древнiй общинный патрiархалъный образъ жизни. Этими же чертами характера и образомъ жизни отличаются и казаки н которыхъ станицъ, расположенныхъ по среднему теченiю Дона. Между темъ какъ казаки низовыхъ станицъ, большею частью, склонны къ торговле, промысламъ, рыболовству, судоходству и другимъ. Характера они веселаго, легкаго, даже немного ветренаго.
Въ семьяхъ еще довольно прочно держится тотъ высоконравственный древнiй обычай казачества, въ силу котораго совершеннолетнiй сынъ часто не смеетъ при гостяхъ сесть въ присутствiи отца, а почтенные отцы семействъ выслушиваютъ и исполняютъ съ покорностью все, даже прихотливыя, желанiя своихъ престарелыхъ родителей.
Жители низовьевъ Дона называютъ казаковъ верховыхъ станицъ «чигою». Названiе это произошло отъ народа «чиговъ», упоминаемаго римскими и греческими историками съ І по ХІІІ в. и жившаго по восточнымъ берегамъ Азовскаго моря, отъ устьевъ Дона до Таманскаго полуострова.
Жители соседнихъ губернiй, какъ то: Курской, Орловской, Воронежской и Саратовской «чигою» вообще называютъ всехъ казаковъ, но названiе это больше относится до верховыхъ, и, я думаю, называющiе не ошибаются въ ихъ древнемъ происхожденiи отъ народовъ чиговъ. Кличка эта чрезвычайно древняя и дошла до нашихъ дней по преданiю.
Все донские казаки въ настоящее время говорятъ языкомъ русскимъ, но со многими особенностями, резко бросающимися и режущими слухъ впервые прiехавшему на Донъ человеку.
Фонетическiя особенности черкасского говора заключаются въ следующемъ: шипящiе звуки ж, ч, ш и щ въ немъ заменяются свистящими з, ц, с и сц, (что интересно в разных слова употребляется разное сочитание): Миса – Миша, Саса – Саша, Груса – Груша (Аграфена), криса – крыша, невозмозно зить – невозможно жить и обратное: шорокъ (сорокъ), шкажу – скажу, пятнича – пятница, крыша – крыса.
Это характерное см шенiе шипящихъ звуковъ съ свистящими, т. е. «сюсюканье», и теперь довольно рельефно сказывается въ говор жителей на всемъ с верномъ и восточномъ побережьяхъ Чернаго и Азовскаго морей.
На Дону употребляется оченъ много такихъ словъ, которыхъ въ русскомъ языке и совсемъ нетъ. Эти слова черкасскiя, или же самобытныя древне казацкiя.
Имена существительныя: бусорь (дурь, глупость), съ бусорью, т. е. глуповатый; буеракъ (оврагъ), гакъ (лишекъ), галь (стая грачей и галокъ), гладышъ (яйцо), грубка (печь), гульга (шишка на голов ), дротъ (проволока), дрюкъ (толстая палка), дулма (кушанье), жармелка (молодая женщина, проводившая на службу мужа), зарочье (редкость), варка (голова), кандель (лампадка), корецъ (ковшь), кубилекъ (женская одежда), базилеки (запястье, браслетъ), кулючки (потемки), куруша (индюкъ), лагутка (притворный), махоръ (кисть для украшенiй), махотка, (узкiй горшокъ), макитра (круглый горшокъ), бардакъ (большой горшокъ съ широкимъ отверстiемъ), мосты (полы), отсюда мосты банить, т. е. мыть, ожерелокъ (воротникъ), патлы (нечесанные волосы), руда (кровь), саганъ (супникъ), чинакъ (низкая широкая глиняная посуда), сапа (змея), сапетка (вроде корзины), джулунъ (родъ шалаша), уре (каша съ сюзьмой), сюзьма (густое кислое молоко), ерандакъ (широкая воловья телега), тарабарки и ринджиглы (дополнительные дрючки для воловьяго воза), парусъ (брезенть), онъ, же лантухъ, воловишша, веретье и рядно.
Наречiя: надась – третьяго дня; ужотка – немного спустя; давича – передъ этимъ и др.
Имена прилагательныя: маделый (исхудалый, истощенный), кундюбый (кривой), заевой, зайвый (запасный).
Иногда при разговор съ казакомъ просто не понимаешь, о чемъ онъ говорить, какъ будто онъ русскому языку выучился только недавно и по какому-то особенному методу. Языкъ его во рту будто не поворачивается; невольно приходится думать, что великороссiский говоръ не есть природный для казака, что предки его говорили на какомъ-то другомъ наечiи туго поддающагося усилiямъ просвещенiя. Немалую роль въ этомъ играетъ и гордый духъ казачества, смотрящаго на другiе народности, въ томъ числе и на великороссовъ, свысока, а потому и не желающаго у нихъ перенимать ихъ нравы, обычаи, а также ихъ языкъ.
И так, на основании выше сказанного можно утвердительно сказать Казаки – древний народ, имевший свой язык и культуру. Произошел от ассимиляции славяно-тюркского народа с адыгами (черкасами), что интересно, Истории неизвестен этот момент, видимо сие произошло так давно, а Адыги, как и Казаки не вели летописей. Об этом говорит только фонетика казацкого говора. Та же структура и сохранившиеся слова.
Не знаю как адыги, а казаки были воинами и быт этому соответствовал: все устремления были направлены на освоение, поддержку воинского мастерства и заморачиваться на прочее (даже письменность) не было нужды. Веским аргументом того времени являлось Слово. Ко всему: общинная политика, прием решения сходом сохранились вплоть до революции. А жили казаки тем, что соседи, считая за честь (а чаще из предосторожности: желая дружить с казаками, чем ссориться) приглашали казаков к себе в качестве наемного войска. Казаки служили и у турецкого султана, и у персов, и у поляков, у литовцев, и позже на царей российских.
Царская служба (при Иване Грозном) оговаривалась договором, который содержал ряд обоюдных обязательств и привилегий. Вольность казацкую прищемил Петр Первый, который привлек казачество к сотрудничеству и заставил присягнуть российской монархии. С той поры казаки стали российскими подданными и так как собственной письменности не имели то образование получали великоросское.
В царской России в метрических книгах в 5 графе национальность не значилась, записывалось социальное положение, т.е. принадлежность сословию: чиновник, мещанин, князь, крепостной. Казаков несущих военную службу записывали – казак. Его родню: несовершеннолетнего сына, жену – сын казака, жена казака. Если войсковые казаки являлись сословием, как утверждают многие исследователи, то куда определить казацкое купечество, дворян, попов? Получается в сословии определяется ряд сословий? Возможно ли это?
Национальность повсеместно ввели большевики, и все народы её получили, только не казаки. Этому несколько причин.
Во-первых: Казаки считались русскоговорящими, т.к. получали образование в русских школах.
Во-вторых: Новой республике не нужен был свободный и имеющий привилегии народ.
В-третьих: Большинство казаков приняли сторону белого движения.
В-четвертых: Казаки отрицательно восприняли Декрет о Земле. Они никогда не были угнетенными, каждый казак имел свой надел земли, которую определил за казачеством еще Иван Грозный, а Петр Первый узаконил.
Земельная реформа большевиков в отношении казаков от 24 января 1919 года «Циркулярного письма ЦК: «Принять текст циркулярного письма. Предложить комиссариату земледелия разработать практические мероприятия по переселению бедноты в широком масштабе на казачьи земли». Эта директива и положила начало расказачиванию и спровоцировала массовое вооруженное казацкое восстание.
Легко погасить противостояние кадровых военных большевикам не удалось.
Из Директивы ЦК РКП «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» от 29 января 1919 года подписанная Я. Свердловым, а принятая большинством голосов Оргбюро ЦК РКП(б), и разработанная военным ведомством во главе с Троцким:
…учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно
Директива Реввоенсовета Южфронта от 16 марта 1919 года:
… Предлагаю к неуклонному исполнению следующее: напрячь все усилия к быстрейшей ликвидации возникших беспорядков путём сосредоточения максимума сил для подавления восстания и путём применения самых суровых мер по отношению к зачинщикам-хуторам:
а) сожжение восставших хуторов;
б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании;
в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов;
г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;
д) широкое оповещение населения хуторов станиц и т. д. о том, что все станицы и хутора, замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения помощи; примерное проведение карательных мер с широким о том оповещением населения.
В то же время, революционная пресса пишет:
«Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Стомиллионный русский пролетариат не имеет никакого нравственного права применить к Дону великодушие… Дон необходимо обезлошадить, обезоружить и обезножить, и обратить в чисто земледельческую страну».
Террор возымел действие, казаки прекратили сопротивление.
В 1922 году численность населения Дона составляла 50 процентов по сравнению с 1914 года.
В советском паспорте в 5 графе казаки записывались русскими, и фамилии до 1930 года писались с окончанием на русский манер: на ОВ.
После Гражданской войны донское казачество считалось врагами народа долгое время, мужчины не призывались в армию. Только 20 апреля 1936 году вышло постановление ЦИК СССР об отмене ограничений в воинской повинности.