в какой стране жил пророк заратустра зороастр персия б финикия урарту
1. Как называется древнейшая эпоха в истории человечества?
а) Мезолит;
б) Палеолит;
в) Неолит.
2. Из какого материала изготавливались орудия труда в эпохи Палеолита, Мезолита и Неолита?
а) камень;
б) дерево;
в) железо.
3. Какой город считается древнейшим в истории человечества?
а) Иерихон;
б) Угарит;
в) Чатал-Гююк.
4. Какая форма письменности была самой древней?
а) пиктографическая;
б) иероглифическая;
в) алфавитная.
5. В какой период египтяне строили пирамиды?
а) Новое царств;
б) Среднее царство;
в) Древнее царство.
6. Что использовали египтяне в качестве писчего материала?
а) Папирус;
б) пергамент;
в) бумагу.
7. Кто изобрел клинопись?
а) египтяне;
б) шумеры;
в) финикийцы.
8. Что такое зиккурат?
а) захоронение;
б) жилище;
в) храм.
9. Где существовала Хараппская цивилизация?
а) Индостан;
б) Аравия;
в) Палестина.
10. В какой стране жил пророк Заратустра (Зороастр)?
а) Персия;
б) Финикия;
в) Урарту.
11. Где находилась легендарная Троя?
а) Северная Африка;
б) Малая Азия;
в) Балканы.
12. Где были созданы висячие сады Семирамиды?
а) Мемфис;
б) Вавилон;
в) Афины.
13. Кто из царей Древней Иудеи был признан величайшим мудрецом?
а) Саул;
б) Соломон;
в) Давид.
14. Где зародился буддизм?
а) Индия;
б) Египет;
в) Китай.
15. Кто основал Карфаген?
а) финикийцы;
б) египтяне;
в) филистимляне.
16. Назовите верховного бога древнегреческого пантеона.
а) Зевс;
б) Гермес;
в) Гефест.
17. Какой из греческих богов считался покровителем искусств и предводителем муз, за что был прозван Мусагетом?
а) Аполлон;
б) Дионис;
в) Орфей.
18. Какой герой древнегреческой мифологии прославился 12 подвигами?
а) Геракл;
б) Ахилл;
в) Одиссей.
19. Кто автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»?
а) Геродот;
б) Гесиод;
в) Гомер.
20. Какого греческого ученого считают отцом исторической науки?
а) Гомер;
б) Гесиод;
в) Геродот.
21. Как называется главный храм афинского Акрополя?
а) Парфенон;
б) Пропилеи;
в) Эрехтейон.
22. Кто был первым императором Древнего Рима?
а) Октавиан Август;
б) Юлий Цезарь;
в) Марк Аврелий.
24. Назовите имя самого знаменитого архитектора Древнего Рима.
а) Веспасиан;
б) Вергилий;
в) Витрувий.
25. Где происходили бои гладиаторов?
а) Амфитеатр;
б) театр;
в) цирк.
Заратустра
Биография
Заратустра – жрец, пророк и реформатор древнеиранской религии, названной зороастризмом. Несмотря на легендарный характер сведений о пророке, его мифологизацию и значительные разногласия в датировке биографии, исследователи не сомневаются в реальности существования Заратустры.
Детство и юность
В интерпретациях исследователей жизни пророка разнятся и даты его рождения, и указания мест, где он появился. По одной версии, Заратустра родился в Восточном Иране, в пригороде Тегерана Радесе между VII и первой половиной VI века до н. э.. Но анализ Гат (главной части священных текстов зороастрийцев) относит эпоху деятельности реформатора к XII-X вв. до н.э.
Портрет Заратустры
Старинные мусульманские источники (историки Аль-Хамави и Аль-Бируни) твердят, что место рождения святого – Атропатены, древнее государство, находящееся на территории Южного Азербайджана. А британка Нора Бойс, ученая-иранистка и исследовательница зороастризма, уверена, что жрец родился в городище Синташта – ныне Челябинская область России.
Если верить Гатам (17 гимнов пророка, обращенных к Богу), Заратустра происходил из древнего рода жрецов. Родители пророка – отец Порушаспа и мать Дугдова – произвели на свет пятерых сыновей. Но младенец Заратустра отличался от братьев: родившись, он не заплакал, а засмеялся, убив смехом 2 тысячи демонов.
По традиции новорожденного омыли мочой коровы и запеленали в шкуру овцы. После появления на свет Заратустры вокруг него свершилось немало чудес. Темные силы позавидовали могуществу мальчика, но уничтожить его не смогли: на защиту младенца встала Божественная сила.
Заратустра держит небесную сферу на фреске Рафаэля «Афинская школа»
Имя пророка – типичное для древнего Ирана, распространенное у простых крестьян, обозначает «обладатель старого верблюда». Имя матери – Дугдова (Дайдай) – переводится как «божественная рыба». Впрочем, перевод из греческого дает иную трактовку имени: Зороастр обозначает «золотой свет» или «золотая звезда».
С 7 лет Заратустру приобщали к священству. Учение передавалось посредством рассказов, так как в тот период иранцы не умели писать. Мальчик изучал обряды и мантры (заклинания), которые оставили мудрецы предыдущих поколений.
В 15 лет (возраст зрелости) Заратустра стал священником, мантраном – составителем мантр и заклинаний. Юноша обладал поэтическим даром и сочинял гимны и песнопения.
Пророк
Период жизни Заратустры называют временем нравственного упадка. Эпоха войн и кровавых жертвоприношений, засилья магов и колдунов. В Иране господствовал мадеизм – религия многобожия. Люди верили в Богов огня (Агни), ветра (Ваю), океана (Варун). Заратустра принес на смену политеизму единобожие, провозгласив Мудрого Господа – Ахура-Мазду – главным, умалив значения иных божеств.
Пророк Заратустра
Предание гласит, что в 20 лет Заратустра отверг мирские желания и стал праведником. Десять лет скитался в поисках божественного откровения и в 30, получив его, пустился в странствия, о чем говорится в Гатах.
В праздничный весенний день Заратустра ранним утром отправился к реке, чтобы набрать воды для приготовления сомы – ритуального напитка, который варили из листьев эфедра (кустарник). Напиток вызывал у посвященных возбуждение и «поднимал на ветрах» над смертными.
Набрав чистой воды из середины реки и возвратившись на берег, очищенный Заратустра увидел сияющее существо. Видение позвало будущего пророка за собой и привело к шести другим светящимся фигурам. Из-за света, который они излучали, Заратустра не разглядел собственной тени. Среди божеств, позвавших будущего пророка, главным оказался Ахур-Мазда, которого Заратустра вскоре провозгласил Творцом, призвавшим его на служение.
Средневековое изображение Заратустры
После встречи с Богом Заратустра проповедует иранцам его заветы. Вскоре зороастризм распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан, оказав влияние на мировые религии. Особенность учения пророка состоит в том, что путь к Творцу лежит через праведную жизнь и чистые помыслы, но обрядов и жертвоприношений религия не отрицает.
Проповеди Заратустры не встретили среди соплеменников понимания: мидийцы (запад Ирана) отвергли новую религию, сохранив старую. После изгнания святой 10 лет скитался и подвергался тяжким испытаниям. Единомышленников он нашел на востоке страны и был благосклонно принят правителем Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана.
Сочинения и проповеди Заратустры запечатлели на 12 тысячах бычьих шкур, а главную священную книгу – Авесту – положили в сокровищницу царя. Заратустра обустроился в горах Бухары. Жилье святого – круглую пещеру – украсили символы и изображения созвездий, а на потолке появилось изображение Солнца и планет.
Знак Заратустры
Заратустру называют первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после смерти и последнем суде. Реформатор открыл ученикам, что спасение грешника зависит от совокупности дел, слов и мыслей, а в судный день человек разделит ответственность за судьбу мира.
Учение Заратустры о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и учением Платона. После гибели пророка его последователи перешли на запад Ирана, обратив в зороастризм племя магов.
Личная жизнь
В юности родители будущего пророка подыскали сыну невесту, но Заратустра проявил характер и отверг предлагаемых невест. Причиной отказа жениться на одной из девушек назвал нежелание невест смотреть в глаза – красавицы отворачивали лицо и отводили взгляд. Юноша отправился в странствия.
После встречи с Творцом и его откровений пророк исполнил данный завет, по которому человек обязан оставить после себя потомство, иначе он грешен и несчастен. Дети даруют бессмертие до свершения последнего суда.
Скульптурные изображения Заратустры
Заратустра женился дважды (по иной версии – трижды). Первой супругой стала вдова. Таких жен называли «служащими». Она подарила проповеднику двоих сыновей. Первенец стал скотоводом, второй сын – воином.
Второй женой пророка стала девственница – «правящая» жена. Молодая женщина родила Заратустре сына и трех дочерей. Этот сын – Исад-вастра – стал верховным жрецом зороастризма. По другой версии, четырех детей проповеднику родили две «правящие» жены.
По существующему верованию, после воскрешения святого с ним осталась жена «правящая», ведь вдова после смерти оказывается рядом с первым супругом.
Смерть
Память
Цитаты
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.
Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
1. Как называется древнейшая эпоха в истории человечества?
а) Мезолит;
б) Палеолит;
в) Неолит.
2. Из какого материала изготавливались орудия труда в эпохи Палеолита, Мезолита и Неолита?
а) камень;
б) дерево;
в) железо.
3. Какой город считается древнейшим в истории человечества?
а) Иерихон;
б) Угарит;
в) Чатал-Гююк.
4. Какая форма письменности была самой древней?
а) пиктографическая;
б) иероглифическая;
в) алфавитная.
5. В какой период египтяне строили пирамиды?
а) Новое царств;
б) Среднее царство;
в) Древнее царство.
6. Что использовали египтяне в качестве писчего материала?
а) Папирус;
б) пергамент;
в) бумагу.
7. Кто изобрел клинопись?
а) египтяне;
б) шумеры;
в) финикийцы.
8. Что такое зиккурат?
а) захоронение;
б) жилище;
в) храм.
9. Где существовала Хараппская цивилизация?
а) Индостан;
б) Аравия;
в) Палестина.
10. В какой стране жил пророк Заратустра (Зороастр)?
а) Персия;
б) Финикия;
в) Урарту.
11. Где находилась легендарная Троя?
а) Северная Африка;
б) Малая Азия;
в) Балканы.
12. Где были созданы висячие сады Семирамиды?
а) Мемфис;
б) Вавилон;
в) Афины.
13. Кто из царей Древней Иудеи был признан величайшим мудрецом?
а) Саул;
б) Соломон;
в) Давид.
14. Где зародился буддизм?
а) Индия;
б) Египет;
в) Китай.
15. Кто основал Карфаген?
а) финикийцы;
б) египтяне;
в) филистимляне.
16. Назовите верховного бога древнегреческого пантеона.
а) Зевс;
б) Гермес;
в) Гефест.
17. Какой из греческих богов считался покровителем искусств и предводителем муз, за что был прозван Мусагетом?
а) Аполлон;
б) Дионис;
в) Орфей.
18. Какой герой древнегреческой мифологии прославился 12 подвигами?
а) Геракл;
б) Ахилл;
в) Одиссей.
19. Кто автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»?
а) Геродот;
б) Гесиод;
в) Гомер.
20. Какого греческого ученого считают отцом исторической науки?
а) Гомер;
б) Гесиод;
в) Геродот.
21. Как называется главный храм афинского Акрополя?
а) Парфенон;
б) Пропилеи;
в) Эрехтейон.
22. Кто был первым императором Древнего Рима?
а) Октавиан Август;
б) Юлий Цезарь;
в) Марк Аврелий.
24. Назовите имя самого знаменитого архитектора Древнего Рима.
а) Веспасиан;
б) Вергилий;
в) Витрувий.
25. Где происходили бои гладиаторов?
а) Амфитеатр;
б) театр;
в) цирк.
В какой стране жил пророк заратустра зороастр персия б финикия урарту
Публикуется по изданию: Газета “Курьер”(США). Выпуск 58.
Где жил Заратуштра?
В 1972 году в Центральных Каракумах экспедиция российских археологов под руководством В.И. Сарианиди обнаружила погребенные под песками огромные города и скромные поселения. И уже который год ведутся раскопки никому еще не известной древней цивилизации.
Неохотно выдает пустыня свои тысячелетние тайны. Безводные пески, изнуряющая жара — вот окружающая нас реальность, но реальность теперь и то, что работы идут в столице древней Маргианы. Так называли страну греческие историки. Из персидских клинописных источников мы знаем ее как страну Маргуш. А современные лингвисты с документальной точностью установили, что страна эта под именем Моуру упоминается в древней священной книге зороастрийцев “Авеста”.
До середины XX века все наши сведения о родине древнего пророка Заратуштры (Зороастра) носили отрывочный, полулегендарный характер. Не было полной уверенности и в том, существовал ли в реальности сам пророк.
И вот здесь, в Маргиане, был собран настолько убедительный археологический материал, что мы теперь по-новому сможем взглянуть на проблему возникновения первой мировой религии.
Во II тысячелетии до н.э. в этих песках бурлила жизнь. Дельта реки Мургаб была насыщена ирригационными системами, по которым вода подавалась на пастбища и заливные луга. Находки, которые были обнаружены, говорят о высокой культуре местных ювелиров, гончаров, кузнецов. Руины древних дворцов и храмов позволяют судить о их былом великолепии.
А самое главное — нашлись прямые доказательства существования в Маргиане зороастризма. При раскопках храмового комплекса Тоголок был извлечен из земли культовый сосуд, в котором, как показала экспертиза, находились остатки священного напитка хаомы — о нем упоминается в “Авесте”, книге Святых Писаний, составленной из откровений Заратуштры.
Нашлись и антропоморфные терракотовые статуэтки — “божки зороастрийцев”. И это еще не все. Ведя раскопки Гонурского некрополя, можно было убедиться, насколько велика была роль огня в духовной жизни маргианцев.
И наконец, были найдены уникальные ритуальные сосуды со скульптурными фигурками по венчику, предназначенные для священного напитка.
Даже только того, что перечислено, достаточно, чтобы сделать важное заключение: из всех известных археологических комплексов открытая Маргиана более всего походит на центр зороастрийской религии.
Так кто же такой Заратуштра?
В III тысячелетии до н.э. к востоку от Волги, в южнорусских степях, жил народ, который историки назвали протоиндоиранцами. Вел он, по всей вероятности, полукочевой образ жизни и состоял из жрецов и воинов-пастухов.
Многие ученые считают, что именно к III тысячелетию до н.э. разделился этот народ на два: индоариев и иранцев, отличавшихся по языку, но по-прежнему занимавшихся скотоводством и торговлей с оседлыми соседями.
В середине II тысячелетия до н.э. пастухам нередко приходилось становиться воинами. Именно в то неспокойное время, по некоторым данным — с 1500 по 1200 г. до н.э., жил пророк Заратуштра.
К приведенным сведениям у меня есть существенная поправка. “Вероятнее всего, родина пророка находилась на территории современных Ирана, Средней Азии и Афганистана”, — считает известный российский востоковед И.М. Дьяконов. К такому же выводу пришел и выдающийся итальянский ученый Дж. Ньоли. “Я думаю, что предложенная в моих работах реконструкция “авестийской географии” находит теперь подтверждение в археологическом материале из Маргианы”, — пишет он.
В те времена древние иранские племена почитали богов, воплощавших высшие моральные свойства: бога Митру — олицетворение договора, Анахиту — богиню воды и плодородия, Варуну — бога войны и побед. Уже тогда сложились религиозные обряды, связанные с культом огня и приготовлением священного напитка хаомы для религиозных церемоний.
Заратуштра родился в потомственной жреческой семье. Назвали его именем довольно распространенным. Первая часть “зар” — золотой, желтый, вторая “уштра” — переводится как верблюд. Таким образом, это могло быть обычное “крестьянское” имя, означающее “обладающий золотистыми верблюдами”.
Древнегреческие историки переиначили вторую часть древнеиранского имени в греческое “астр” — звезда. Итак, Заратуштра и Зороастр — имя одного и того же человека, но в первом случае на древнеперсидском, а во втором — на древнегреческом.
В то время очень часто дети перенимали ремесло своих родителей. Зороастр с самого детства стал изучать культовые песнопения и обрядовые церемонии, готовя себя к жреческой профессии. В “Авесте” он называет себя “заотар”, то есть профессиональный жрец. В некоторых частях священной книги даже говорится, что он был женат и имел двух дочерей. И почти везде Зороастр выступает как проповедник новой веры — очень живая и реальная личность. В противоположность многим своим собратьям по жреческому ремеслу, юный Заратуштра не только запоминал устные литургические тексты, но и глубоко задумывался над их содержанием. В тридцатилетнем возрасте его “осенила” истинная вера. Согласно преданию, однажды на рассвете он отправился к реке за водой для приготовления хаомы. И вдруг перед ним возникло видение — сияющее существо Воху-Мана (Благой Помысел). Boxy-Мана привел Заратуштру к богу — Ахура-Мазде. Он начинает выступать с проповедями перед земляками и жителями соседних деревень, объясняя им, что высшим божеством является Ахура-Мазда, “Владыка Мудрости”, “Мудрый Господь”, творец всего сущего, но так и не получает признания. В конце концов, он вынужден оставить родину и искать убежище на чужбине. В “Авесте” сохранились достоверные свидетельства этого события, вложенные в уста гонимого пророка. В них слышится живая человеческая скорбь:
Долго скитаясь, он, наконец, попадает в древнюю страну, правителем которой был некий Виштаспа.
У археологов существует много различных гипотез о местоположении этой страны, но загадка остается неразгаданной и по сей день. Судя по “Авесте”, именно здесь новоявленный пророк сумел добиться своей главной цели — Виштаспа оказывает ему сначала покровительство, а затем и сам становится ревностным его последователем. С этого момента резко меняется судьба самого Зороастра и его учения. Вскоре практически все население становится зороастрийским, а затем новая религия распространяется в соседние области. Сохранилось предание, что по приказанию Виштаспы текст “Авесты” еще при жизни Зороастра был написан золотыми буквами на тридцати тысячах бычьих кож.
По сути, Зороастр не создал новую, а именно реформировал старую религию, вместо множества старых божеств ввел единое высшее божество Ахура-Мазду, объявив себя его пророком.
У зороастрийцев существовало уважительное, если не культовое, отношение к земле, огню и воде, чистоту которых следовало оберегать как собственное тело. Погребальные церемонии запрещали осквернение земли трупами и предписывали особые обряды, когда умершего сначала выставляли на высокое место, чтобы птицы и звери очистили кости от мяса. После очищения кости складывали чаще всего в керамические урны — оссуарии. Зороастризм требовал от своих последователей порядка, призывал к состраданию, к заботе о семье, о родителях, к труду, к выполнению взятых на себя обязательств. Ярким свидетельством тому служит знаменитая триада Заратуштры: добрая мысль, доброе слово, доброе дело.
Поклонение верховному божеству Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню. Ни одна церемония или обряд не обходились без огня. Это был небесный огонь, огонь молнии, огонь, дающий тепло и жизнь человеческому телу, и высший священный огонь, зажигающийся в зороастрийских храмах.
Зороастрийцы создали интересную концепцию мироздания, по которой мир существует на протяжении двенадцати тысяч лет. Вся история его делится условно на четыре периода — в каждом по три тысячи лет. Первый — предсуществование вещей и идей. Это состояние мира называется “менок” — невидимый, духовный. Существовали в этот период прообразы всего, что будет позднее создано на Земле.
Второй — сотворение тварного мира, реального, зримого. Ахура-Мазда создает небо, звезды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка.
От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы.
Третий период — время до появления пророка Зороастра, когда действует царь золотого века Йима Сияющий. В его царстве нет ни холода, ни жары, ни зависти, ни старости, он спасает людей и скот от потока в специальном убежище. В числе праведных этого времени упоминается правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра.
В четвертый период (после Зороастра) в каждом тысячелетии должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями пророка. Последний из них решает судьбу мира и человечества. Он воскресит мертвых, победит зло, уничтожив Ахримана, мир очистится “потоком расплавленного металла”, а все, что уцелеет, обретет вечную жизнь.
В XVIII веке в Иране усиливаются гонения на зороастрийцев со стороны мусульман. В официальных иранских документах их называли “гебры”, что означает “неверный”, подчеркивая приниженное положение на их исконной родине. Судьба разбросала зороастрийцев по всему свету. Сейчас в мире проживает всего около 130 тысяч зороастрийцев.
Заратустра. Пророк и основатель зороастризма
Найдены возможные дубликаты
Только русский мог назвать дочь Поручистой
причём один, явно на стельки
Как известно, США были основана первыми английскими колонистами, большая часть из которых относилась к пуританам. Это были глубоко верующие, набожные люди, немало среди них было и настоящих религиозных фанатиков. Именно по причине религиозных разногласий на Родине, они и подались в Америку, где хотели жить по своим законам.
Позже в Америку приехали миллионы новых поселенцев, большая часть из которых были также протестантами разного толка. Они то и основали ядро американской нации, WASP – белые протестанты-англосаксы. Именно то ядро, которое породило великую страну, но сейчас подвергается многочисленным нападкам, и его стремительно разрушают как извне, так и изнутри. Но, даже несмотря на это, американское общество остается пусть не набожным, но довольно религиозным, хотя бы внешне и формально. Особенно в глубинке, не среди каменных джунглей ЛГБТ-Калифорнии, не в огромных мегаполисах, а той само одноэтажной Америке, где еще бьется сердце старой доброй Америки. Там люди ходят в церкви по воскресениям, отмечают религиозные праздники, а служители Церкви являются очень уважаемыми людьми, многочисленные проповедники собирают многотысячные толпы кающихся грешников.
Тед Артур Хаггард родился в Штате Индиана, городке Йорктаун 27 июня 1956 года. По американским меркам дыра-дырой, центр Северо-Востока, классическая сельская Америка с реднеками, музыкой кантри, полями кукурузы и прочими атрибутами сельской жизни. Именно там, еще силен дух старой Америки.
Его отец был ветеринаром и очень набожным человеком. Он организовал харизматическое движение и возглавил его. Также старался воспитать своих детей христианами, но Теда это не интересовало до 16 лет. Он формально молился, ходил в церковь, но в Бога не верил.
Когда ему исполнилось 16, Артур попал на проповедь к одиозному проповеднику Биллу Брайту, который кроме пасторской деятельности известен как организатор Кампусного Крестового Похода, где он распространял не только Слово Божье, но и претворял активную антикоммунистическую деятельность во времена маккартизма
Проповедь произвела на него такое мощное воздействие, что он вышел после нее возрожденным христианином. Он начал изучать христианскую апологетику, особенно увлекли его книги Льюиса Кэррола. Пусть это не удивляет никого, он был не только математик, писатель, но и глубоко верующий человек, дьякон и богослов.
Еще в школе он проявлять задатки незаурядного лидера, журналиста и оратора. В школьной газете были опубликованы его статьи, направленные на предотвращение ЗППП и нежелательных беременностей. При этом метод, который он рекомендовал для предотвращения, был один – воздержание. Несмотря на то, что газета была школьной, они вызвали общественный резонанс. Настолько громкий, что ему запретили писать новые статьи. И он подал в суд за ограничение свободы слова и прессы, судебные тяжбы были долгими, но решены в его пользу.
Он поступил в Хантингтонский университет по специальности тележурналиста. В первый же год учебы к нему пришло откровение. Он сидел дома, на кухне накрыло озарение, он услышал Глас Святого Духа, который велел ему нести слово Божье.
После окончания колледжа, Тед поступил в Университет Орала Робертса, частный евангельский университет в Оклахоме.
Получив теологическое образование, он поселился в Батон-Руж в Луизиане и работал помощником пастора. В 1978 году женился на Гейл, которая также стала впоследствии христианским оратором. Наставник Теда, миссионер Дэнни Ост, вскоре переехал в Колорадо-Сити и основал собственную церковь. Тед последовал за ним и вместе с женой организовал в 1985 году церковь Новой Жизни.
Первоначально службы проходили в подвале дома, который он снимал. Их посещали всего 22 прихожанина. В 1993 году он с группой прихожан побывал на Святой Земле. Стоя на Елеонской (Масляничной) горе, на которой молился Иисус Христос перед арестом, и где произошло его Вознесение, Тед во второй раз услышал голос Святого Духа. Он благословил его на христианское служение.
После этого события его дела резко пошли в гору. Вскоре церковь насчитывала уже 14 тысяч прихожан, самый большой приход в Колорадо-Сити. Его религиозное движение было включено в Национальную ассоциацию евангелистов США – одну из крупнейших религиозных объединений в США, насчитывающую свыше 30 миллионов человек. Тед стал одним из самых известных проповедников Америки, уважаемой и авторитетной фигурой.
На своей религиозной ниве Тед прослыл как один из самых ярых борцов с гомосексуализмом. Он осуждал гей-отношения и резонно называл их препятствием к Спасению. Потому что в Библии написано:
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, 6:9.
Не прибавить, ни убавить.
Но даже для религиозного деятеля он развил уж слишком бурную деятельность. Кроме выступления по телевидению, на площадях и стадионах, выпуска душеспасительных брошюр, он ходил по гей-клубам, где выступал перед публикой этих заведений и предлагал посетить его службы. На фоне этого он прослыл настоящим несгибаемым религиозным борцом с грехом и нонконформистом, что его избрали лидером и духовным наставников Национальной ассоциации евангелистов США. Он достиг вершины Олимпа и почивал на лаврах. Но недолго, скоро ему предстояла с громким шумом скатиться вниз.
В тот год в Колорадо слушали закон об однополых браках, Тед выступал категорически против (хотя не возражал против легализации однополых партнерских отношений), и написал петицию, которую подписали все его 14 тысяч прихожан. Майк смотрел по телевидению общественные слушания и с удивлением узнал в Теде своего давнего дружка Арта. Он позвонил ему и сказал, что предаст их отношения гласности. Артур предлагал ему в качестве откупных полмиллиона долларов, но Майк проявил принципиальность.
Первую реакцию Теда на эти обвинения можно описать двумя словами:
Он отрицать его связь с Майком и вообще свои гомосексуальные наклонности. Мол я не такой, меня просто мутит от одного вида мужской волосатой задницы, а истинный натурал, а не какой-то там гомосек.
Но, несмотря на такие горячие уверения, у его коллег по вере и журналистов возник резонный вопрос
Три года о нем не было ни слуху, ни духу. Служители Национальной ассоциации евангелистов США, т. н. Министры взяли на контроль его поведение и жизнь, проводили надзор над ним и экспертизу. После чего в 2007 году один из «министров» Тим Хаггард заявил, что Тед полностью гетеросексуален.
С тех пор он ведет пастырскую деятельность в «Животворящей церкви», пятеро детей родили ему внуков, пишет назидательные книги, где позиционирует себя раскаявшемся грешником, которого Господь Бог не раз наделил благодатью. Но прежний успех ему не повторить никогда
@Paulus1977, согласен быть модератором в сообществе?
Культурный релятивизм и психические расстройства
Автор: Дмитрий Сувеев.
Несколько лет назад по сети гуляла копипаста с названием типа «25 фраз, за которые вас 25 лет назад отправили бы в психушку». Все они строились вокруг мысли, что пришедшие в нашу жизнь коммуникационные технологии до неузнаваемости изменили наше восприятие вещей в сравнении с недавним прошлым. Действительно, присутствовавшие там реплики типа: «скинь мне фото на мыло», «будешь в лесу – перезвони» и т.п., еще в 90-х выглядели бы бессвязным бредом сумасшедшего. Возможна и другая ситуация: некий человек вам рассказывает, что в доме у него живет невидимое существо. Оно регулярно скрипит половицами, перекладывает вещи с места на место, изводит домашних животных, путает хвосты и гривы лошадям. По ночам оно садится на грудь хозяину дома и начинает душить мохнатыми лапами. В то же время, если его задобрить, оно начинает помогать, предотвращать беду, отводить стороной воров и пожары. Здесь уже современному человеку стоит начать разговаривать с собеседником ласково, во всем с ним соглашаться и поскорее вызывать врача. Ведь перед нами явно психбольной.
Но тогда к категории полоумных должны относиться и наши недавние крестьянские предки, потому как описанное невидимое существо очень похоже на домового или скотника, в существовании которых восточные славяне не сомневались до начала XX века.
Действительно, в подавляющем большинстве человеческих сообществ господствуют взгляды, для которых в психиатрии присвоен отдельный код МКБ. Племена, живущие традиционным укладом, верят в колдовство, черную магию и объясняют причины происходящих событий с этих позиций. Вокруг них живут духи, колдуны и прочие сказочные существа. Они ревностно верят в приметы, болезни, а несчастные случаи объясняют порчей и сглазом, а поскольку ни первая, ни второй ничем не фиксируются, это рождает крайнюю форму подозрительности к окружающим: соседям, родственникам. С точки зрения психиатрии такие представления укладываются в рамки т.н. религиозно-архаического бредового комплекса (РАБК), который объединяет в себя религиозные (мистические, мессианские, религиозного реформаторства, греховности) и архаические (колдовства и одержимости) бредовые фабулы. Но тогда безумцами пришлось бы считать поголовно жителей большей половины земного шара, и это без учета людей предыдущих эпох.
В настоящее время антропология, этнография и другие науки, изучающие человеческие сообщества, стоят на позициях так называемого культурного релятивизма, который признает, что все культуры уникальны и имеют собственные системы ценностей. Это означает, что понятие нормы, в том числе психической, относительно и для каждого социума оно свое. Поэтому не стоит всех оценивать меркой европейца, взращённого на рационализме и научном подходе.
Например, для среды университетских профессоров верить в колдовство – не норма, если какой-то член-корреспондент РАЕН чрезмерно увлекся каббалистическими практиками, его надо показать психиатру. Если же человек родился в средневековой деревне и утверждает, что колдовства нет, заговоренные амулеты не приносят удачу, а бытие определяет какая-то там квантовая механика и теория суперструн, то с большой вероятностью перед нами не гений, а больной. По крайней мере, с точки зрения окружающего коллектива.
Отсюда может родиться и обратное заблуждение: если с точки зрения культурного релятивизма норма подвижна, то выявить психиатрическое заболевание в традиционном обществе невозможно. Но это не так. Российский антрополог Ольга Христофорова в 90-х гг. несколько лет прожила в деревне староверов в Верхнем Прикамье. Ни колхоз, ни советская власть не отучили ее обитателей глядеть на мир глазами магического мышления, а Перестройка эти взгляды усилила. Там все смотрят на своих соседей, как на «портунов», которые много чего «сделали» окружающим (отправили на тот свет корову, навели болезни, вызвали пожар и т.д.). Короче, обычная современная деревня, у меня в области такие тоже есть.
Но даже на общем фоне Христофорова выделила двух старушек: Ефросинью Никитьевну и Нину Игнатьевну. Обе объясняют все окружающие события с точки колдовства и сглаза. Рассказы обеих можно запросто признать за бред РАБК. Ефросинью Никитьевну окружают «еретики»-колдуны. Она списывает свои старческие болячки на козни соседок: одна наслала головную боль, вторая – звон в ушах и т.д. В поисках исцеления она обошла всех старообрядческих и православных священников в округе, но ничего не помогло. К концу беседы Никитьевна даже начала подозревать, что с самой этнографом-антропологом не все чисто и выпроводила ее из хаты восвояси. Нина Игнатьевна рассуждает очень похоже со своей односельчанкой: ей постоянно что-то «делает» колдунья соседка. Но если у Ефросиньи Никитьевны механизм передачи порчи происходит в виде, что кто-то за ее спиной дунул-плюнул-нашептал, то Игнатьевна действительно видит в руках у «портунов» змей, на нее летят насекомые, невидимые для окружающих, которые забираются под одежду. А на коже во время приступов у старушки высыпают бугры и пятна. Проанализировав две истории, Ольга Христофорова приходит к выводу, что в первом случае перед нами особенности характера, а во втором – явная психиатрическая патология.
Культурная среда часто определяет сюжет бреда, который посещает головы психически больных. Российские психиатры отмечают, что с падением популярности Наполеона, как исторической персоны, он заметно реже стал посещать палаты дурдомов. Зато с конца 80-х – начала 90-х к ним валом повалили жертвы колдовства, непризнанные мессии, пророки и тому подобные персонажи.
Некоторые относят к культурно-специфическим синдромам и шизофрению в том виде, в каком знают ее европейцы. По крайней мере, в 70-х гг. XX века в Ирландии зафиксировали мировой рекорд по числу госпитализированных шизофреников. Это заинтересовало многих ученых, в том числе молодого антрополога Сидни Шепер-Хьюз, которая отправилась в ирландскую глубинку, чтобы разобраться с причинами этого явления. Шепер-Хьюз пришла к выводу, что сама среда ирландских деревень продуцирует людей, очень похожих на шизофреников. Дело в том, что Ирландия – островная страна с малоземельем. В 70-е она начала свой путь по интеграции в Евросоюз, отчего маленькие фермы начали массово разоряться. Многие старики доживали свой век в одиночестве. Чтобы перенести тяжелые зимы они с радостью были готовы лечь в психлечебницу. Кроме того, родственники были рады сплавить поскорее одинокого старика в больницу, чтобы он освободил земельный участок. Помимо перечисленных чисто практических причин на картину шизофрении накладывалось ирландское мировосприятие, не слишком отличавшееся от взглядов в верхнекамской деревне, о которой шла речь выше. Также на рост шизофреников повлияло изменение в брачном поведении на селе. После наступившей эмансипации девушки смогли сами выбирать себе женихов и за поиском лучшей партии уезжали в города или в Америку. Парни же проявляли застенчивость и неумение общаться. Они не имели социальных навыков, как им заводить знакомства, так как традиционно было принято, что сватать их будут родители. В итоге в ирландских деревнях появился пласт одиноких, замкнутых, социально не адаптированных мужчин, у которых с годами возрастала эмоциональная холодность, характерная для шизофреников. Ирландские психиатры же получали образование в Великобритании, поэтому, когда они приезжали к себе на родину и начинали практиковать, не зная местных особенностей, возникала ситуация гипердиагностики несчастных, но не слишком больных людей.
Таким образом, к выявлению психических расстройств в разных культурах и эпохах следует подходить с осторожностью. В научно-популярной литературе весьма популярен жанр, когда психиатры или нейробиологи направо и налево расставляют диагнозы известным личностям прошлого, совершенно не учитывая контекст той среды, в которой они жили. Так делать нельзя. Ведь без прямого обследования и сравнения с окружающими можно не только неверно поставить диагноз, но и здорового исторического деятеля записать в больные. Ведь психиатрическая диагностика – вещь далеко не универсальная.
Автор: Дмитрий Сувеев.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Была ли жена у библейского Бога?
Некоторое время назад мне на глаза попался опубликованный на пикабу текст с довольно странным заголовком: «Как звали жену библейского Бога и сколько у них было детей. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе». Поскольку я уже несколько лет занимаюсь изучением историко-культурного контекста Библии, мне сразу стало понятно, что это всего лишь очередной вброс по типу «британские учёные доказали». Таких текстов в интернетах огромное множество и можно было бы его просто проигнорировать, но, признаться честно, у меня немного подгорело из-за того, что этот низкопробный материал набрал целых 274 тысячи просмотров, а более 5000 читателей добавило его в «избранное». Для того, чтобы восстановить справедливость и честь уважаемых пикабушников, которых автор этого текста попытался нехило оттаскать за нос, я решил провести критический анализ его «расследования» и показать, что он не имеет никакого отношения к науке, а является лишь плодом фантазии автора, скрывающегося за ником Ecclesiasteus.
Я сомневаюсь, что пост наберёт много просмотров, поскольку большинство людей гораздо больше интересуют «жаренные» факты, а не сухой научный анализ. Поэтому свой пост я адресую только тем людям, которые способны думать самостоятельно и мыслить критически.
Итак, начиная свой текст, наш автор приглашает читателей провести «небольшое расследование», из которого всем должно стать ясно,
. как корректировался текст Библии, чтобы скрыть языческое прошлое библейского бога и почему приходится переписывать Библию даже сегодня.
Он также обещает рассказать читателям о последних научных открытиях
Итак, основной месседж нашего автора состоит в том, что 1) Библия искажалась на протяжении всей истории (и искажается до сих пор), чтобы скрыть от людей правду и что 2) последние научные открытия это подтверждают. Давайте обратимся к тексту нашего автора и посмотрим, удалось ли ему это доказать и действительно ли его слова подтверждаются научными открытиями.
Эпизод 1. Искажена ли Библия? (Или «Борьба с ветряными мельницами»)
Наш автор начинает своё доказательство со следующего утверждения:
Мне не раз приходилось слышать, как религиозные проповедники часто утверждают, что текст Библии невероятно точен, а распускаемые атеистами слухи о переписывании Библии в прошлом являются чушью: неизменность текста Священного Писания подтверждается текстами Кумранских свитков, которые «не 100% идеально, но абсолютно» (фраза доктора философии и евангелиста Александра Болотникова в видео на 29:40) совпадают с современными переводами Библии.
Вероятно, тому, кто совершенно не в теме, эта фраза может показаться весьма правдоподобной. Однако в действительности она не имеет совершенно ничего общего с реальностью. Разберём её по порядку:
I) Обращение к мнению каких-то абстрактных религиозных проповедников некорректно, поскольку, автор обещал раскрыть «научные основы православной культуры». Религиозных проповедников существует великое множество. Вероятно, среди них действительно есть те, кто утверждает нечто подобное. Однако ни к православию, ни к любой другой традиционной христианской конфессии такой взгляд на историю Библии отношения не имеет.
Проблема наличия разночтений осознавалась в Церкви с первых веков её существования. Так, знаменитый церковный мыслитель Ориген ещё в первой половине III в. составил так называемые Гекзаплы (от греч. др.-греч. Ἑξαπλᾶ — «шестичастная») – Библию, содержащую пять основных вариантов библейского текста и транскрипцию еврейского текста. Целью этого труда было выверение наиболее точного текста Библии. Гекзаплы никогда ни от кого не скрывались, были общедоступны, ссылки на них можно найти у многих церковных авторов первого тысячелетия. В библейских толкования той эпохи очень часто можно встретить фразу: «а в таком-то переводе стоит другое слово». Наличие небольших разночтений между разными переводами Библии было для всех очевидным фактом и никому не приходило в голову делать из этого сенсацию. Как же факт составления Гекзапл можно совместить с утверждением нашего автора о том, что религиозные проповедники учат об абсолютной точности Библии? Если бы это было так, то появление и повсеместное использование этого труда было бы невозможно.
Но, может быть, так было только в древности, а сейчас церковники и «религиозные проповедники» всё-таки скрывают истину от простых людей? Тоже нет. В любой современной семинарии, т.е. учебном заведении, готовящем будущих священнослужителей, изучается такой предмет, как библейская текстология.
Основное пособие по текстологии Ветхого Завета, составленное израильским учёным Э.Товом
Основное пособие по текстологии Нового Завета (одни из авторов (Б. Мецгер) был верующим пресвитерианином)
Целью этой науки является изучение истории библейского текста, сохранившегося в тысячах античных и средневековых рукописей, особенностей различных вариантов текста и попытка реконструкции оригинального текста Библии, свободного от каких-либо искажений. Реконструированный библейский текст издаётся в т.н. «критических изданиях», содержащих указание на все наиболее значимые разночтения, встречающиеся в различных рукописях. Основными критическими изданиями Библии являются Гёттингенская Библия (древнегреческий оригинал), Biblia Hebraica Stutgartensia (еврейская Библия), издание Нестле-Алланда (Новый Завет) и некоторые другие. Эти издания составляются не религиозными организациями, а научными институтами, которые едва ли можно заподозрить в стремлении «скрыть от людей правду» (хотя кто знает. ), эти книги общедоступны, поэтому даже если кто-то и захотел бы «скрыть правду о Библии», у него бы это просто не получилось, потому что всё возможные искажения уже были выявлены текстологами и занесены в критические издания.
Опять же возникает вопрос: если религиозные люди считают Библию абсолютно точной (как утверждает наш автор), то как же учащиеся семинарий (т.е. те самые «религиозные проповедники») могут изучать текстологию, которая просто невозможна без признания того, что между библейскими рукописями встречаются разночтения?
Итак, представление об абсолютной неизменности Библии, о котором говорит наш автор, не имеет никакого отношения ни к православию, ни к одной другой традиционной христианской конфессии.
. распускаемые атеистами слухи о переписывании Библии в прошлом являются чушью.
. неизменность текста Священного Писания подтверждается текстами Кумранских свитков, которые «не 100% идеально, но абсолютно» (фраза доктора философии и евангелиста Александра Болотникова в видео на 29:40) совпадают с современными переводами Библии.
Далее, в качестве подтверждения своих слов о том, что верующие считают Библию абсолютно точной, наш автор приводит искажённую цитату адвентистского пастора Александра Болотникова, который рассказывая о кумранских текстах и явно оговорившись, произнёс фразу «не 100% идеально, но абсолютно», очевидно имея ввиду, что идеального совпадения всё же не было. Однако наш автор зацепился за эту оговорку и процитировал её в качестве подтверждения своей мысли и как доказательство тупости верующих.
Кроме того, он исказил и общий смысл слов пастора: вопреки утверждению нашего автора, А. Болотников говорит (29:30-50) о совпадении Кумранских текстов не с современными переводами (как утверждает наш автор), а с немецким переводом Библии Мартина Лютера (XVI век, Карл! При чём тут современные переводы?).
Даже если мы представим, что это цитата была бы приведена корректно, то какое отношение имеет мнение адвентистского пастора (напомним, что адвентистская церковь считается sекtой) к «научным основам православной культуры», которые наш автор обещает раскрыть в самом начале своего опуса?
Итак, в сухом остатке мы получаем следующее:
А) Ещё не начав своё «расследование», автор совершил грубую методологическую ошибку, представив в качестве объекта критики маргинальную точку зрения на историю библейского текста, не разделяемую ни православными, ни представителями традиционных христианских конфессий.
Б) В качестве одного из основных аргументов сослался на оговорку;
В) В качестве аргумента использовал фразу, которая в контексте речи относилась к другому предмету.
Из этого можно сделать следующий вывод: либо он совершенно не понимает, о чём говорит, либо сознательно вводит своих читателей в заблуждение.
Далее, «обосновав» свою мысль о том, что верующие считают Библию абсолютно неизменной и создав таким образом «ветряную мельницу», наш автор начинает героический с ней бороться, показывая, что между разными переводами Библии имеются разночтения:
Затем, обнаружив несовпадение между приведёнными библейскими переводами, наш автор приходит в недоумение:
Ой. А почему сыны Израилевы внезапно превратились в ангелов божьих? Какой же из этих вариантов верный, что нам говорят Кумранские свитки, которые «не идеально, но абсолютно»?
Дальше, вопрос о значении Втор.32:8-9 решается в зависимости от того, как интерпретировать словосочетание «бней элохим».
I) Сторонники теории о развитии Израильской религии из ханаанской очень хотят увидеть здесь указание на сыновей угаритского бога Эля. Именно эту интерпретацию и берёт на вооружение наш автор. Однако «ханаанская теория», хотя и является довольно популярной в действительности никогда не была доказана и является лишь одной из многих других. Естественно, её сторонники (в частности, Дж. Дей, на которого и ссылается наш автор) стремятся всеми возможными способами обосновать свою точку зрения. Но давайте посмотрим, на чём строится интерпретация «бней элохим» как сыновей бога Эля.
II) Гораздо более правдоподобное предположение высказывают американский библеист, профессор Дж. Тигэй и американский специалист по Ветхому Завету, профессор М. Хейзер. Они считают, что «бней элохим» вполне можно отождествить с богами языческих народов, под властью которых оказались все народы земли после Вавилонского столпотворения [5]. Хейзер также предпринимает оригинальную попытку (стр. 71) связать Втор.32:8 с 70-ю сынами угаритского бога Эля, которые в свете негативного восприятия «бней элохим» оказываются ложными богами или, в более привычной нам терминологии, «падшими ангелами» (там же). Однако, как мы уже показали, предположение о связи между 70 народами и «бану ашерат» не имеет достаточно убедительных оснований.
Итак, мы выяснили, что нет достаточных оснований отождествлять «бней элохим» с богами ханаанского пантеона; что есть некоторые основания понимать «бней элохим» в отрицательном смысле как «богов языческих народов»; и что наиболее древним и распространённым является восприятие «бней элохим» как ангелов-покровителей народов. Но в любом случае говорить о «сокрытии языческого прошлого библейского Бога» во Втор.32:8 не приходится.
И тем не менее некоторое искажение первоначального варианта Втор.32:8 всё же имело место в истории: это замена «бней элохим» на «бней исраэль» (сыновей Израиля). Сложно сказать точно, где и когда оно возникло. Однако уже в начале II в. христианский автор Иустин Философ обозначает его как иудейское. Этот вариант встречается также в таргумах. В частности, в Таргуме Псевдо-Йонатана сказано: כסכום מניין שׁובעין נפשׁתא דישׁראל דנחתו למצרים (. по числу семидесяти душ Израиля, спустившихся в Египет). Встречается оно и в позднеантичном переводе Библии на сирийский язык Пшитто, однако там он соседствует с оригинальным чтением «бней элохим». Таким образом, в первом тысячелетии традиция чтения «по числу сынов Израилевых» имела место в основном в среде раввинистического иудаизма и лишь в некоторых христианских общинах.
Профессор Джефри Тигэй объясняет появление этого варианта стремлением переписчиков убрать из текста то, что могло подтолкнуть людей к ложной интерпретации, подвергающей сомнению всемогущество Творца, разделяющего власть, с ангелами [6]. Здесь наш автор мог бы воскликнуть: «так ведь я же это и хотел всем показать! Смотрите, Библию искажали, чтобы скрыть прошлое библейского Бога!». Однако его радость была бы преждевременной, поскольку проф. Тигэй добавляет, что внесение подобных правок не носило системного характера. Одни потенциально «опасные» пассажи действительно исправлялись (в т.ч. Втор.32:8), а другие столь же «опасные» оставались нетронутыми (Быт.6:1-4, Пс.98:7 и др.). Это подталкивает его к выводу, что при переписывании каждой библейской книги каждый переписчик или школа писцов, к которой он принадлежал, сами принимали решения, относительно того, считать ли оригинальный текст потенциально опасным. Это могло зависеть от времени, места и обстоятельств, в которых осуществлялось переписывание текста [7].
Итак, по всей видимости, стих Втор 32:8 действительно подвергся правке какого-то иудейского писца, однако это было сделано не для того, чтобы «скрыть языческого прошлое Яхве», но для того, чтобы свести к минимуму появление нежелательных интерпретаций. (В конце концов, каждая община сама принимает решение о том, как следует толковать тот или иной стих и было бы странно её за это осуждать). Кажется очевидным, что если бы те, в чьих руках находилась Библия, хотели скрыть «языческое прошлое», то они бы исправили все места, свидетельствующие об этом, однако, как мы выяснили, таких систематических «чисток» никогда не было.
Нам осталось разобраться с тем, как же получилось, что вариант «по числу сынов Израиля» попал в Библию короля Иакова и в русский Синодальный перевод. Ответ на этот вопрос очень простой. В ту эпоху, когда были осуществлены эти переводы (начало XVII, XIX вв.) в науке господствовало представление о том, что масоретский текст является наиболее точным по сравнению с другими. Поэтому переводы Ветхого Завета делали именно с него. В церковно-славянской Библии, которая в подавляющем большинстве случаев воспроизводит текст Септуагинты, сохранился более древний и более близкий к оригиналу вариант: «по числу ангелов Бога». Такова история появления этих разночтений. Их появление результат длительной истории передачи текста, а не следствие чьего-то злого умысла.
Завершим наш рассказ рассмотрением ещё одного перла, выданного нашим автором. Итак, мы остановились на следующем фрагменте его «расследования»:
Ой. А почему сыны Израилевы внезапно превратились в ангелов божьих? Какой же из этих вариантов верный, что нам говорят Кумранские свитки, которые «не идеально, но абсолютно»? Кто это вообще такие ангелы Израилевы или как их там? О чём вообще речь, чему равно их число и почему это так важно? Итак, существует фрагмент свитков Мертвого моря 4QDeutj, который отражает написание интересующего нас стиха во времена, когда Библия еще даже не была полностью написана. Вот он.
Обнаружив разночтение между русским, английским и церковно-славянским текстом, наш автор обращается к замечательной кумранской рукописи 4QDeut_j, содержащей фрагмент Втор.32:8.
Рукопись под шифром 4QDeut_j, содержащая фрагмент Втор.32:8: בני אלוהים (бней элохим).
Наш автор утверждает, что этот фрагмент настолько древний, что
отражает написание интересующего нас стиха во времена, когда Библия еще даже не была полностью написана.
Эта фраза совершенно очевидно свидетельствует о том, что он имеет очень смутные представления об истории создания кумранской библиотеки, а также не знаком с научной литературой её описывающей. В действительности учёные датируют рукопись 4QDeut_j довольно конкретным временем: серединой I в. по Р.Х [8], а не мифическими временами, «когда Библия ещё даже не была написана». К моменту создания этой рукописи все ветхозаветные книги уже были давно написаны.
Приведя очень впечатляющую фотографию древней рукописи, наш автор приступает как её толкованию:
В качестве финального аккорда наш автор пишет следующее:
И здесь мы окончательно убеждаемся в том, что он не обращался ни к каким первоисточникам, потому что в рукописи 4QDtq, на которую он ссылается, просто нет тех слов, которые он приводит. Вот скриншот критического издания этого текста 2010 года [10] :
Интересующий нас фрагмент выделен красным.
Как можно видеть, единственное, что осталось от текста книги Второзаконие в рукописи 4QDtq это два слова из девятого и десятого стихов 32-й главы. Больше в этой рукописи ничего нет. Так как же наш автор умудрился увидеть там целых два слова из восьмого стиха, да ещё и отнести их к угаритскому богу Элю?
Итак, мы рассмотрели первую часть «расследования» юзера под ником Ecclesiasteus. Вывод (для автора) и для любителей сенсаций неутешительный: оно ни на йоту не приблизило читателей к заявленной цели: 1) не были раскрыты научные основы православной культуры; 2) тема языческого прошлого библейского Бога оказалась высосанной из пальца. 3) Также удалось выяснить, что автор, не зная древнееврейского языка, берётся за перевод и толкование древних рукописей, а также находит в них несуществующие слова.
Я планирую продолжить разбор оставшейся части текста в следующих публикациях и наглядно продемонстрировать, что в заявлениях нашего автора о том, что Библейские сюжеты были украдены из Вавилона, что описываемых в Библии событий вообще никогда не было, что у библейского Бога была жена и проч. научности не больше, чем в книгах Михаила Задорнова.
Список использованной литературы
[2] Block D. The Gods of the Nations: A Study in Ancient Near Eastern National Theology. Eugene, 2013. P.31.
[3] Whybray R. N. Review of «God’s Conflict with the Dragon and the Sea» by John Day // JTS. №36 (1985). P. 406.
[4] Canaanite Myth and Legends. Second Edition. Ed. by J.C.L Gibson. London/NY, 2004. P.63.
[5] Tigay J. H. Deuteronomy. Philadelphia, 1996. P. 303. (The JPS Torah Commentary); Heiser M.S. Deuteronomy 32:8 and the Sons of God // Bibliotheca Sacra 158 (2001). P. 71.
[6] Tigay J. H. Deuteronomy. Philadelphia,1996. P. 516.
[7] Tigay J. H. Deuteronomy. Philadelphia, 1996. P. 517-518.
[8] Disoveries in the Judean Desert (DJD) XIV. Oxford, 1995. P.77.
[9] Heiser M. The Unseen Realm. Recovering the supernatural worldview on the Bible. Bellingham, 2015. P.31-32.
[10] The Biblical Qumran Scrolls. Transcriptions and Textual Variants. Ed. by E. Ulrich. Leiden/Boston, 2010. P.240.