в какой стране жил гулливер
Гулливер
История персонажа
Гулливер (полное имя Лемюэль Гулливер) — удачливый путешественник приключенческой тетралогии Джонатана Свифта, который раз за разом попадает в удивительные страны. В зависимости от обстоятельств, герой проявляет себя по-разному — таким образом автор описывает сложившиеся отношения в обществе в середине XVIII века.
История создания персонажа
Полное название романа звучит так: «Путешествия в некоторые удаленные страны мира в четырех частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей». Идея о написании книги пришла к автору еще в 1720 году. Произведение увидело свет в 1725-26 годах.
Действующее лицо повествования — популярный персонаж в прозе восемнадцатого столетия, традиционно описывавшей приключения и путешествия.
Джонатан Свифт описывал особенности и настроения современного общества. Главные герои в произведении — современники в обличии жителей дальних стран. Писатель рассчитывал привлечь внимание представителей дворянства к порочному образу жизни, который они вели. Когда роман опубликовали, Свифт отказался от затеи, так как понял: мир неисправим.
Часто фамилию Гулливер используют по отношению к человеку высокому, отождествляя его с великаном.
«Путешествия Гулливера» стали своеобразным манифестом Свифта. Разделив повествование на четыре части, автор позволяет взглянуть на персонажа под разными углами. Находясь в стране лилипутов, главный герой акцентирует внимание на чрезмерно преувеличенное самомнение аборигенов. В стране великанов герой ставит под вопрос логику устройства привычной цивилизации.
В третьей и четвертой частях романа темой для обсуждения стали гордыня и отсутствие духовности в личности. Свифт не навязывает читателям мнение, а предлагает сделать самостоятельный вывод, взвесив «за» и «против».
«Путешествия Гулливера» отразили особенность эпохи географических открытий. Поклонники не только фантастического, но и философского жанра нашли на страницах книги немалое число поучительных цитат, которые актуальны и сегодня.
Биография и образ Гулливера
Родился герой в Ноттингемшире, в семье мелкого помещика. Мальчик тянулся к знаниям с самого детства, после школы обучался в Кембридже, а потом практиковался у хирурга. Но настоящей страстью парня оставались путешествия. Совмещая увлечение и работу, он заступил на должность судового врача.
О личной жизни известно мало. Мужчина через три года службы сочетался браком с некой Мери Бертон и осел «на суше». Правда, в скорости финансовый вопрос заставил героя снова выйти в море. Но конкретно медицинский аспект его мало привлекал. С большим интересом Лемюэль стремился к изучению языков и морскому делу.
Говоря о характеристике персонажа, нельзя не сказать о его честности. Мужчина не стеснялся предстать в смешном или непривлекательном свете перед читателями. Это патриот, для которого вопрос чести стоит на первом месте. Ценит дружеские отношения, а вот вопросы более интимных чувств героя волнуют в последнюю очередь. Философские размышления и серьезные умозаключения — не самая сильная сторона персонажа.
Более того, писатель часто словами путешественника высмеивал те вещи, которые он говорил серьезно, и даже с неким восторгом.
Джонатан Свифт разделил повествование на четыре части, давая возможность читателю увидеть четырех героев в образе путешественника. В Лилипутии он грозен и велик, исполин, несущий силу и добродетель среди беззащитных малышей.
В Бробдингнеге, стране великанов, Гулливер становится придворным шутом, так как уступает ростом всем, кто его окружает. При этом его ум и знания оценены представителем голубых кровей.
В летающей Лапуте персонаж предстает пассивным наблюдателем, способным к описанию, но не действиям. В государстве, которое населяют разумные лошади, персонаж испытывает огромную антипатию к самому себе.
Отовсюду Гулливер возвращается в родную Англию, так как не может найти себе место в других странах. В стране гуигнгнмов мужчина остается чужим, потому что мыслит разумно на территории лошадей, но является представителем безумного мира. В финале герой осознает, что изменения в мире невозможны или не будут осуществлены под воздействием слова.
Сам Свифт после публикации книги сокрушался над тем, что слышит обсуждения произведения, но не видит действий, которые привели бы к реформации в обществе и модернизировали бы его.
Гулливер в фильмах
Сюжет о Гулливере популярен в кинематографе, так как предлагает интересный материал для экранизаций. Первый фильм по роману снят в 1902 году, главную роль сыграл актер Жорж Мельес. В России самой успешной кинокартиной, созданной на основе приключений путешественника, была «Дом, который построил Свифт» с Александром Абдуловым в главной роли.
Первый полнометражный одноименный мультфильм для детей, снятый на основе книги Джонатана Свифта, вышел в 1939 году. Сюжет соответствует роману, создатели киноленты изменили саму суть. Если в книге отрицательным персонажем был король Лилипутии, то в мультфильме главным антагонистом стал император Блефуску.
Более вольной экранизацией отличается фильм в жанре научной фантастики под названием «Три мира Гулливера» 1960 года. Создатели картины ввели еще одного основного персонажа — жену доктора Элизабет. Главную роль исполнил актер Кервин Мэтьюз.
В 2010 году Роб Леттерман представил приключенческое кино по мотивам романа Свифта. В сюжете сохраняется основная задумка автора. Только Гулливер (Джек Блэк) попадает в невероятную страну из Бермудского треугольника. Критики не оценили такой подход и дали картине негативные отзывы.
Интересные факты
Цитаты
Самые высокие умственные дарования не могут заменить нравственных достоинств.
Ошибка, совершенная по невежеству человеком, исполненным добрых намерений, всегда может быть исправлена.
Каждая из наций гордится древностью, красотой и выразительностью своего языка, относясь с явным презрением к языку своего соседа.
Честолюбие монархов не имеет пределов.
«Непростые путешествия Гулливера»
Начнем по традиции с минутки истории. Автор сего опуса, Джонатан Свифт, был не только публицистом, поэтом и общественным деятелем, но и самым натуральным англиканским священником, что ничуть не помешало ему всячески богохульствовать в своих книжках. Книги Свифта выпускались либо анонимно, ибо были полны отборной и весьма дерзкой ереси, либо выпускались под псевдонимом. Лишь под одной своей брошюркой Свифт поставил настоящее имя и только потому, что в оной брошюрке речь велась об усовершенствовании английского языка.
В жизни Свифта было предостаточно великих покровителей, включая и монаршие особы, но это не спасло его творчество от пиздюлей, выписанных цензурой. Забавно, но Свифт, будучи англичанином, довольно рьяно боролся за права ирландцев и жил в Дублине, где занимал должность настоятеля собора святого Патрика.
Мировоззрение Свифта легко объясняется его же словами: «Я не питаю ненависти к человечеству, ибо не имею никаких иллюзий на этот счет». В письме к своему другу Александру Поупу, Свифт резко обозначил свою позицию и взгляды на жизнь.
«Я всегда ненавидел все нации, профессии и всякого рода сообщества; вся моя любовь обращена к отдельным людям. Но прежде всего я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком».
Логично, что своими взглядами Свифт пропитал и «Путешествия Гулливера». Получилось настолько ярко, тонко и смешно, что для меня, как и для многих, эта книга до сих пор любима. В ней речь идет о судовом враче Лемюэле Гулливере, который частенько терпит кораблекрушения, словно этот ваш Синдбад-мореход, и благодаря этому посещает страну лилипутов, страну великанов, летающий остров и вполне себе горькую утопию с разумными лошадками.
Путешествие в Лилипутию.
Итак, отплыл наш Гулливер на корабле из Бристоля и в районе Южного моря потерпел крушение. Выжил, естественно, только он один и доплыл на дырявой лодке до некоего острова. Там обессиленный Гулливер и заснул, а когда проснулся, то понял, что связан по рукам и ногам, а на его груди расхаживают крохотные человечки – обитатели этого самого острова, на который выбросило неудачливого хирурга.
Понятно, что силенок у него не было, чтобы разорвать путы и дать лилипутам пиздюлей за такое бесцеремонное обращение со своей персоной, поэтому Гулливер смирился и позволил себя взять в плен. Но после знакомства с королем, он дает клятву, подписывает смешной пакт и получает относительную свободу, что позволяет ему поближе познакомиться с лилипутами и их бытом. И вот с этого момента Свифт начинает подъебывать всех и вся.
Начинает он с того, что в язвительной манере описывает чувство собственной важности и охуения местного королька, который приказывает своим подданным именовать себя сильнейшим в мире монархом. Затем проходится по тори и вигам – политическим партиям родной старушки Англии, которые в Лилипутии предстают в виде низкокаблучников и острокаблучников, подпиливая или удлиняя каблуки, как того велит партия. Сам же король хромает, ибо не может определиться, кому сочувствовать и поэтому носящий одну туфлю с высоким каблуком, а вторую с подпиленным. И здесь любопытный читатель сразу найдет отсылку к английскому королю Георгу Второму, который тоже не мог определиться, кого поддерживать – тори или вигов, и который тоже хромал.
Достается и религии, которая предстает в образе войны остроконечников и тупоконечников, не способных решить, с какого конца правильно разбивать яйца. Куриные, конечно же. Этим сравнением Свифт высмеивал все религиозные войны, которые казались ему мелкими и ненужными. Дальше – круче, ибо Свифт расходится не на шутку и сходств с реальной картиной мира становится невообразимо много. Тут вам и государство Блефуску, с которым воюет король Лилипутии, и которое отделено от этой самой Лилипутии небольшим проливом. Сразу угадывается Франция, с которой у Англии постоянно были терки. Но особо саркастично Свифт высмеял то, что ненавидел больше всего: человеческие пороки, мелочность, жадность и скудоумие. Он прямо насмехается над тем, что должности в государстве лилипутов получают те, кто лучше всего кривляется перед королем и прыгает через палку. Какие там личные качества? При дворе закрепятся только фигляры и прочие разъебаи. Иронично, не так ли?
Путешествие в Бробдингнег.
Во втором путешествии Гулливер уже на себя примеряет образ лилипута, ибо попадает в страну великанов. Брошенный добрыми товарищами, он попадает в семью местного фермера, который начинает показывать Гулливера, как диковинку, всем желающим, и совершенно не считается с потребностями несчастного хирурга, из-за чего оный чуть не помирает в самом начале. К счастью, Гулливера выкупает королева и оставляет при дворе, как разумного зверька. О битвах с осами, обезьянами и карликами я рассказывать не буду, а вот фирменному сарказму Свифта внимание уделю.
В отличие от первого путешествия, где Свифт высмеивал реальное общество повадками лилипутов, здесь он говорит прямо, используя короля великанов – единственного разумного и доброго персонажа этой части злоключений Гулливера.
Рассказ о истории Англии поверг короля в ужас и он, не стесняясь в выражениях, озвучил свое мнение. Позволю себе оставить эту цитату здесь:
Понятно, что Гулливеру отводилась роль разумной и забавной зверушки, но тут в дело вмешался орел, который подхватил во время прогулки походный домик хирурга и швырнул его в окиян, где многострадального Гулливера и обнаружили соотечественники, после чего вернули домой.
Путешествия в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб.
Не сиделось Гулливеру на жопке в родном доме и вот снова он стоит на палубе корабля и, перегнувшись через перила, орошает море вторым завтраком. Нет, на сей раз кораблекрушений не было. Были пираты, которые захватили корабль, а самого Гулливера высадили на необитаемом острове. И снова от смерти доблестного распиздяя спасает чудо в виде летающего острова Лапуту, с которого спускается веревка и поднимает Гулливера наверх.
Гулливер, утомившись от пребывания на летающем острове, просит спустить его вниз и попадает в страну Бальнибарби. Одновременно с этим просыпается и сарказм Свифта, который вновь проходится кнутом без пряника по реалиям жизни. Он насмехается над философами, которые предлагали выбирать в фавориты людей достойных, умных и добродетельных, но в этих строках скользит и личное мнение Свифта, его видение идеального общества, где достоинства человека измеряются не богатством или титулами, а умом и пользой, которую приносит его деятельность.
В Бальнибарби господствует уныние, нищета и разруха и скоро Гулливер узнает о существовании особой Академии в Лагадо, в которой величайшие умы (пиздаболы и фантазеры) денно и нощно корпят над тем, что сделает жизнь лучше. Тут Свифт пускается во все тяжкие и беззастенчиво высмеивает лженауку, бесполезных изобретателей, бизнес-коучей своего времени и прочих паразитов.
Ожидая корабль, что увезет его в родные края, Гулливер посещает еще один остров с непроизносимым названием. На нем обитают чародеи, способные вызывать тени умерших, и бессмертные.
Остаток времени Гулливер посвящает разговорам с известными героями древности, философами и учеными, и Свифт, в который раз, проходится по деградации человечества, сравнивая прошлое с настоящим. Но особо пикантно он посмеялся над бессмертием, представив его в виде человеко-овощей, которые вынуждены влачить жалкую жизнь, покуда небо не падет на землю.
Путешествие в страну гуигнгнмов.
На четвертый раз Гулливер снова наступает на те же грабли, даже с учетом того, что снарядил собственный корабль и стал капитаном. Среди команды оказались нехорошие люди, которым куда веселее было грабить другие суда, чем заниматься унылым купечеством. Они подняли бунт, высадили Гулливера на необитаемый остров и двинулись на Тортугу. Ну и хер бы с ними. Нас же интересует лишь прославленный хирург, чья удача оказалась довольно вероломной девкой.
На этот раз Гулливер очутился в стране, населенной разумными лошадьми. И не просите, я их название не смогу выговорить. В отличие от реальной жизни, люди этой страны стали аналогом грязного скота, а лошади – их хозяевами. Понятно, что Гулливера тут же записали к еху – именно так звались эти существа, но довольно быстро поняли, что Гулливер слишком уж разумен и несет опасность, поэтому ему выделили отдельную полянку и разрешили построить домик. Ну а что же Свифт?
Свифт себе не изменил и с восторгом описал идеальную утопию, попутно утопив в говне человечество. Сам же Гулливер, несмотря на статус почетного пленника, был не против провести остаток жизни в этой стране, но гуигнгнмы решили иначе. В их лошадиных головах возникли мысли, что такой разумный еху, как Гулливер, запросто может подбить остальных еху, устроить бунт и поубивать добродетельных хозяев, а там и технический прогресс на горизонте появится. Поэтому Гулливеру велели строить плот и валить на все четыре стороны, пока не случилась революция. Озлобленный хирург, вернувшись домой, так и не смог побороть привычку смотреть на остальных людей, как на говно, и продолжил превозносить «идеальных» лошадей.
За сравнение человека с еху Свифта неоднократно называли человеконенавистником, а цензура того времени всерьез озлобилась и не хотела выпускать четвертую часть похождений Гулливера, ибо увидела в ней столько ереси, сколько в остальных частях не наблюдалось. Что сказать… Сатира Свифта в очередной раз ударила прямо в цель, воспламенив тысячи тысяч озлобленных жоп. И лишь немногие увидели, что за всей этой циничностью, Свифт всегда верил в лучший мир и не отрицал того факта, что человечество еще сможет измениться и разум восторжествует над грубой силой.
Гулливер
Лэмюэль Гулливер | |
англ. Lemuel Gulliver | |
Гулливер и лилипуты | |
Создатель: | Джонатан Свифт |
Произведения: | тетралогия «Путешествия Гулливера» |
Пол: | мужской |
Национальность: | англичанин |
Дети: | Джонни, Бетти |
Лэмюэль Гулливер (англ. Lemuel Gulliver ) — главный герой тетралогии Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», от чьего лица ведется повествование.
Описание
В произведении Дж. Свифта Гулливер — англичанин, сын мелкого помещика из Ноттингемпшира, третий из пяти сыновей. Три года он учился в Кембридже, и ещё четыре — у хирурга. Увлечением его жизни стали путешествия, которые он совершал в качестве судового врача, но так и не сумел проявить в странствиях свои медицинские навыки.
После трёх с половиной лет службы на море он осел, женился на некоей Мери Бертон (по совету друзей), но потом, когда финансовое положение его ухудшалось, несколько раз снова выходил в море.
Лэмюэль имеет замечательные способности к языкам. Особой приверженности к врачебному делу он не проявляет, больше его, судя по описаниям, занимает морское дело. Человек он обстоятельный, даже чрезмерно честный, не стесняющийся представать перед читателям в непривлекательном или смешном свете. Никаким порокам не подвержен чрезмерно, очень щепетилен в вопросах чести, патриот. Склонен к дружеской привязанности, но в любовных вопросах скорее холоден.
При этом его не назовешь мыслителем, он не блещет остротой ума, достаточно ограничен в суждениях и склонен к восторженности. Он совершенно всерьёз говорит те вещи, которые автор его устами высмеивает.
Нередко фамилию «Гулливер» используют в переносном смысле, подразумевая великана. Однако Гулливер был человеком обычного роста, и гигантом был только с точки зрения лилипутов, а потом и сам оказался лилипутом в стране великанов.
Путешествия Гулливера
Путешествия Гулливера Др. названия: Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей англ. Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of several Ships | |
англ. Gulliver’s Travels | |