в какой стране впервые зародился макияж
Для зарегистрированных пользователей
Модели | Фотографы | Стилисты | Модельеры | Модельные агентства | Fashion Kids |
История развития макияжа
Каждое утро женщины проводят перед зеркалом десятки минут, чтобы выглядеть привлекательнее и красивее. Но мало кто задумывается о том, откуда пришла к нам мода «красить лицо». И напрасно.
Родиной косметики считается Древний Восток, где искусство украшения лица и тела достигло высокого развития, но само слово «косметика» происходит от греческого «kosmetike», что означает искусство украшать. Представление об украшении лица и тела у каждого народа было своеобразным. Так, индейцы майя использовали красную мазь с добавлением очень липкой смолы стиракса. Этой смесью они смазывали особый брусок, вроде мыла, с вырезанными на нем узорами, натирали им грудь, руки, плечи. Уже в Древнем Египте косметика использовалась достаточно широко.
Искусством изготовления косметических средств владели в основном жрецы. Состоятельные люди применяли дорогостоящие методы улучшения внешности (красились и женщины, и мужчины), используя для этого специальные вещества, а менее богатые использовали простые «народные» средства. Забота о внешности была для египтянок делом первостепенной важности. Помимо карандаша для бровей им была хорошо известна помада, лак для ногтей, краска для волос, душистая вода и прочие атрибуты арсенала современной женщины. Едкий сок некоторых видов ириса употребляли в качестве румян (раздражение кожи этим соком вызывало красноту, которая сохранялась длительное время). В некоторых случаях косметика имела профилактическое значение. Например, подведение глаз не только женщинами, но и мужчинами предотвращало воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра.
Очень популярны были средства для отбеливания лица. Так, известно, что Клеопатра для сохранения нежности и белизны кожи лица использовала мазь, основным компонентом которой был размельченный крокодилий помет вместе с белилами.
Мода проникла и в Россию. Получили распространения румяна, грим, пудра, белила и др. На Руси для освежения кожи делали массаж с мазями, содержащими экстракты лекарственных трав; женщины из состоятельных семей обязательно накладывали на лицо румяна, специальные белила, сурьмили брови. Только в середине XIX века появились большие предприятия, выпускающие косметические и парфюмерные средства. Содружество медиков, химиков, фармакологов и физиологов способствовало рождению новой науки – косметологии. Постепенно косметика перестала быть только искусством украшения – она стала включать в себя и гигиенический уход за кожей, волосами, ногтями, а также лечение ряда косметических дефектов.
В настоящее время различают медицинскую и декоративную косметику. Первая изучает и разрабатывает методы профилактики и лечения косметических дефектов различного происхождения и подразделяется на профилактическую, лечебную и хирургическую или пластическую. Профилактическая косметика, пожалуй, наиболее важна, поскольку предупредить старение и заболевание кожи значительно легче, чем потом лечить. Она направлена то, чтобы сохранить естественную красоту человеческого тела. Чистота и аккуратность – спутники красоты, поэтому навыки гигиенического ухода за собой надо развивать с девства.
Очень важно научиться с юности сохранять свежесть кожи, красоту волос, белизну зубов и пр. Лечебная косметика включает предупреждение и устранение неблагоприятных изменений кожи, косметических дефектов и заболеваний консервативными методами. Неблагоприятные изменения кожи обычно связаны с возрастом и проявляются потерей упругости, эластичности и мягкости кожи, ее истоньшением, изменением цвета, поредением волос и пр. При неправильном уходе за кожей лица и шеи довольно рано могут появиться морщины, чему способствуют ветер, мороз, солнце, длительное переутомление, болезни, злоупотребление алкоголем, курение. У молодых людей они часто появляются из-за привычки морщить лоб, щурить глаза, а так же вследствие неумеренного применения средств декоративной косметики.
Хирургическая или пластическая косметика стала развиваться в нашей стране сравнительно недавно. Косметические операции производятся с целью устранения некоторых внешних дефектов (морщин на лице, пигментных пятен), исправления формы носа, губ, век, ушных раковин, молочных желез и и др. При этом используют принцип кожной пластики, применяют различные костные и хрящевые трансплантаты. Декоративная косметика подразделяется на бытовую и театральную. Бытовая – это применение различных средств с целью скрыть или сделать менее заметными некоторые дефекты (например, жирность кожи, мелкие рубцы, красноту щек или носа), или оттенить, подчеркнуть какие-то черты лица. В декоративной косметике используется специальный уход за кожей лица и шеи (массаж), уход за ногтями рук (маникюр) и ног (педикюр). К средствам декоративной косметики относятся: всевозможные кремы, пудры, румяна, губная помада, тушь для ресниц, карандаши и краска для бровей. Умение пользоваться косметическими средствами – своего рода искусство, которым необходимо овладеть каждому человеку. Театральная косметика с помощью гримировальных красок позволяет очень сильно менять облик актера, в зависимости от исполняемой им роли.
История возникновения макияжа
Женщины всегда стремятся к красоте – обустраивают жилище, шьют красивые платья, делают причёски и, конечно же, красятся. Кто-то тратит на make up по несколько часов в день, а кто-то всего 20 минут, но без косметики не обходится практически никто. Понятно, что «рисовать» себе лицо представительницы прекрасного начали очень давно, но мало кто знает, с чего это началось. И как вообще появились первая декоративная косметика.
Истоки науки о красоте – Египет, Греция, Рим
А началось всё много веков назад. В те далёкие времена искусством изготавливать краски для лица владели жрецы храмов. Они использовали их при проведении различных ритуалов. В древнем Египте косметику использовали только фараоны и представители высшего сословия. Также специальные масла и составы применяли жрецы при бальзамировании тел правителей, которые отправились в царство Аида.
Термин «косметика» пришёл к нам именно оттуда. Он означает порядок. Как известно, в Греции поддерживали культ красоты, и поэтому искусство создания косметических средств достигло там своего рассвета. Очень большое значение древние греки уделяли эстетике тела. Они занимались спортом и посещали бани. Именно там проводились сеансы массажа, который благотворно влияет на состояние кожи. Женщины уже тогда пользовались косметикой, но в весьма умеренных количествах. Ярко краситься было не принято. Именно в Греции были созданы белила на основе свинца, которые использовали вплоть до 19 века.
Такая пудра помогала скрыть следы различных кожных заболеваний, но со временем наносила большой урон коже лица. Духи и ароматические масла хранили в красиво украшенных сосудах ручной работы. Очень часто они стоили дороже, чем их содержимое.
В Риме косметика пользовалась огромной популярностью. Зажиточные горожанки тратили огромное количество денег на покупку благовоний, массажных масел, румян, белил, помады и средств для окраски волос. Практически все римлянки хотели быть блондинками. Поэтому часто осветляли волосы и нередко оставались лысыми. Осветляющий состав был достаточно вредным, и плохо влиял на структуру и рост волос. Оставшиеся без волос женщины покупали парики.
Римляне возвели в культ процесс омовения. Именно там были открыты первые общественные бани. Стригли людей специально обученные рабы – тонсоресы. Также уже тогда были люди, которые помогали горожанам краситься и подбирать одежду.
Макияж и аскетизм Средневековья
Несмотря на то, что в средние века церковь пропагандировала аскетизм, женщины всегда оставались женщинами. Крестоносцы привозили из своих походов розовую воду, кремы и масла которыми пользовались прекрасные дамы. Вот только любовь к баням в Европе не прижилась, для того чтобы замаскировать неприятный запах знать использовала духи.
Правда, доступны они были представительницам высшего сословия. Тогда же огромной популярностью стала пользоваться беладонна. Настойку из этой травы закапывали в глаза. Она придавала им блеск, однако вследствие её применения можно было потерять зрение.
Церковь негативно относилась к искусству макияжа. Ярко накрашенная женщина в то время, как правило, была либо актрисой, либо проституткой.
Век 17-ый. Король солнце и любовь к пудре
Во времена царствования французского короля Людовика XIV модно было быть очень бледным. Именно поэтому и мужчины и женщины наносили на лицо огромное количество пудры. В России белила тоже прижились после того как Пётр Великий «прорубил» окно в Европу.
В нашей стране косметология как наука появилась только в 19 веке. Научные сотрудники изготавливали не только образцы декоративной косметики, но и гигиенические средства – мыло с отдушками, шампуни, массажные масла.
В конце 19-го века в нашей стране начали открываться косметические фабрики («Товарищество Брокар», «Товарищество Ралле»). Там выпускали первые образцы косметики и духи, которые не уступали по своему качеству французским. В 1908 году косметические средства стали производить на фабриках, и они стали более доступными.
Современная история макияжа
Мода на яркий «раскрас» впервые появилась в начале 20-х годов. Этому способствовало бурное развитие кинематографа и появление звёзд Голливуда. В те времена особой популярностью пользовалась помада ярких оттенков. Кстати в то же время в моду постепенно начал входить загар.
В Америке в 1918 году Макс Фактор (Max Factor) придумал всё самое необходимое для создания макияжа:
— тональный крем;
— пудру;
— румяна;
— накладные ресницы.
Также гримёр из Голливуда первым начал применять на практике теорию о цветотипах. Господин Фактор открыл салон, в котором работало 4 кабинета – для блондинок, рыжих, брюнеток и шатенок. Первым поклонником товаров Max Factor стал Чарли Чаплин.
Тушь-плевательница, первый блеск для губ, кушон: главные вехи истории косметики
Короткая шпаргалка по истории косметики с 1834 года до наших дней — от проделок 14-летнего Юджина Риммеля до мальчика-блогера в рекламе женской косметики.
Хотя косметикой люди пользуются уже 4000 лет, современная косметичка сложилась практически за век. Компактная пудра, помада в стике, классическая тушь — все это придумали для первых феминисток, актрис немого кино и свингующих шестидесятниц. Все и не упомнишь, но вот главные изобретения человечества, без которых сложно представить себе 2017 год.
С чего все начиналось
Базовые предметы макияжа — тушь, помада, румяна и пудра — в том или ином виде существовали всегда. А вот первые бренды появились только в XIX веке. Спрос обеспечивали артисты театра и сообщество маргиналов, которые позволяли себе носить вызывающий макияж. Хотя тушью, румянами, пудрой и духами пользовались практически все — но тайком.
Первому в мире косметическому бренду — Rimmel — скоро исполнится 200 лет. Его основал 14-летний Юджин Риммель, продававший такие странные вещи как, например, туалетный уксус.
Из угля и вазелина Юджин получил первую в мире тушь для ресниц, которую активно рекламировал в газетах того времени. По слухам, ее покупала даже королева Виктория.
Первые известные нам компактные румяна придумали в Bourjois. Они до сих пор существуют в почти неизменном виде и продаются в любом магазине косметики.
Эпоха черно-белого кино
С появлением первых звезд кино краситься стало не просто нормально, а дико модно. Губки бантиком, брови ниточкой, густо накрашенные ресницы — униформа типичной девушки-флэппера, светлого будущего Америки 1920-х. Отсюда — чуть ли не ежегодные релизы все новых косметических средств, появление брендов-гигантов и огромных универмагов, где можно было купить все для макияжа в стиле первой it-girl Клары Боу.
Сеть универмагов Sears начинает продавать компактную пудру в серебристой коробочке с пуховкой. Заказать новинку можно было по каталогу Sears всего за 19 центов.
Привычная нам помада в стике — относительно новое изобретение. Носить ее с собой женщинам пришлось с развитием феминизма: красные губы стали одним из его символов, а поправлять такой цвет приходится часто. Первые стики поднимал небольшой рычажок на боку контейнера.
По заданию кинорежиссера Дэвида Гриффита работавшие на съемочной площадке фильма «Нетерпимость» собрали из парика первые накладные ресницы. Всего за 10 лет они разошлись по всему Голливуду, а с подачи Твигги в 1966 году — и по всему миру.
Появляется знаменитая тушь-плевательница: брусочек черного цвета, с которого продукт набирали щеточкой. Изобретение было несовершенно — одна из покупательниц даже лишилась зрения.
Житель Нэшвилла Джеймс Мейсон-младший запатентовал систему, которая позволяла выкручивать помаду вверх. Именно ей мы пользуемся прямо сейчас.
Прабабушка обычного пузырька с лаком для ногтей была пудрой, которой посыпали ногти и втирали в их поверхность кусочком замши, чтобы придать им здоровый вид.
Специально для голливудских див Макс Фактор придумал блеск для губ. Уж больно эффектно он смотрелся на экране.
Прообразом современного лака для ногтей стала автомобильная эмаль. Формулу на ее основе придумала Мишель Менар, а первым дистрибьютором стал Чарлз Ревсон — основатель Revlon. Он лично бегал по салонам красоты и красил ногти во все оттенки красного, чтобы продемонстрировать продукт в деле.
Хелена Винтерштейн-Камберски засунула тушь для ресниц в тюбик и сделала ее водостойкой. Щеточку, правда, она почему-то оставила снаружи. Тушь все еще продается на официальном сайте ее марки La Bella Nussy и стоит каких-то €9,80.
Эсте Лаудер первой предложила давать покупателям небольшой подарок — например, набор миниатюр. Это позволяло попробовать дорогой крем, не покупая огромную банку, да и вообще было довольно приятно.
Появление цветного кино и телевидения
С появлением в 1950-х сначала черно-белого — а потом и цветного — телевидения и кино мир становится разноцветным. Одри Хепберн, Люсиль Болл, Твигги, Мэри Тайлер Мур — женщины послевоенного времени могли позволить себе быть смешными и дерзкими, а значит, не должны были придерживаться традиционного монохромного макияжа. Красную помаду сменяет бежевая, перламутровая и розовая, а потом и вовсе оттесняет на задний план яркий макияж глаз. В это же время появляются первые наборы теней — до этого каждый цвет приходилось покупать отдельно.
Красная помада внезапно попадает в опалу: ее объявили атрибутом женщин легкого поведения. Компания под названием Gala отреагировала на это всеми оттенками розового. Особой популярностью пользовались светлые перламутровые оттенки, которые сейчас мы ассоциируем с 1960-ми и движением модов.
Только сейчас человечество додумалось до консилера: концентрированного тонального средства, которое маскирует недостатки кожи точечно. От рекламы новинок теперь не скрыться даже в кинотеатре — найдут и расскажут все с экрана.
Появляется цветная тушь: зеленая и фиолетовая.
С модой на загар появляются средства для его имитации. Например, бронзер — компактная пудра цвета молочного шоколада, которую наносят на скулы, переносицу и лоб вместо солнечных ванн.
Марка Clinique открыла первый в мире интернет-магазин косметики. Спасибо им за это.
Появляются первые гибриды макияжа и уходовой косметики — увлажняющие праймеры, тональные кремы с солнцезащитой и другие многостаночники.
В Южной Корее придумали кушон — сложную систему губок, которая помогает нанести тональное средство на лицо, не притрагиваясь к нему. Заодно сюда добавили защиту от солнца и зеркальце, чтобы вы носили крем с собой буквально везде.
Впервые лицом декоративной косметики стал мужчина — CoverGirl наняли бьюти-блогера Джеймса Чарлза демонстрировать новую тушь. С тех пор амбассадорами-мужчинами успели обзавестись Maybelline, Rimmel и MAC.
История макияжа: как и когда он появился?
Макияж – привычное для большинства поколений людей явление. Но какова его история, в каких культурах, в какую эпоху он появился и для чего?
Из глубины веков
Вероятно, история макияжа началась в связи с проведением магических ритуалов. Узоры и рисунки наносились шаманами на лицо и другие части тела людей для защиты от злых сил, перед войной, для привлечения помощи из потустороннего мира, а также для устрашения противника. Шаманы для проведения обрядов также покрывали себя особыми узорами, а египетские фараоны подводили глаза, чтобы защититься от злых духов, способных проникнуть в человеческую душу через органы зрения. Благодаря некоторым племенам Африки, Южной Америки и других континентов, продолжающим вести традиционный образ жизни, мы можем наблюдать это многотысячелетнее ритуальное явление. С другой стороны, Ветхий Завет запрещает наносить на себя письмена (татуировки), как это делают язычники.
Пожалуй, считать родиной косметики (от греч. kosmetike, что значит «искусство украшения») можно Древний Восток. Красились как мужчины, так и женщины, причем представления о том, как украшать лицо и тело у разных народов было специфическим. Весьма активно заботились о внешности египтянки: уголь – вместо карандаша для бровей, кровь черных быков – в качестве темной краски для волос (этим не брезговала и сама Клеопатра, дабы скрыть седину), лак для ногтей, помада, средства для отбеливания зубов из минералов с растениями, толчеными костями и зубами животных и т. п. Макияж использовали и в медицинских целях: египтяне считали, что, подводя глаза, они предотвращают загноение глаз и воспаление век от суховеев и жаркого слепящего солнца. Сборник подобных косметических средств составила упомянутая выше Клеопатра, в нем содержались рецепты и куда менее приятные для современной девушки. Чего только стоят ванны из молока ослицы или размельченный помет крокодила, смешанный с белилами, – лишь бы кожа оставалась нежной и белесой.
Древние греки приписывали изобретение косметических средств богине Афродите. Однако яркий макияж был уделом исключительно гетер – публичных женщин. И подобное отношение к яркому макияжу повторялось в истории не раз. Ксенофонт Афинский писал, что применение красок для лица сродни мошенничеству, ведь это вводит в заблуждение относительно настоящего облика женщины.
Знатные древние римлянки среди других косметических причуд старались всеми средствами сохранить белизну кожи, ведь загар мог быть только у того, кто много работает под солнцем: у раба или простолюдина. «Визажисты» были и в Древнем Риме, назывались они косметами и находились в положении рабов. Косметы покрывали лица своих богатых хозяек свинцовыми белилами, прыщи и бородавки прятали под мушками. Правда, о свойстве свинца оседать в организме, накапливаться и медленно отравлять его в те времена не знали.
Средние века и Новое время
Елизавета I Тюдор
На Руси традиционными косметическими средствами были мука и мел – в качестве белил, свекла – в качестве румян, малина и вишня – в качестве помады, уголь и сажа – в качестве подводки. Лицо умывали водой с кислыми ягодами, например калиной или клюквой. Конечно, средства могли различаться в зависимости от статуса и богатства женщины, а также в зависимости от исторического этапа, обусловленного проникновением иной культуры и моды. Так, в XIX веке в Россию пришла мода на все французское, и уже в 1843 году московская фабрика Альфонса Ралле начала промышленный выпуск косметики.
История макияжа
Точную дату появления косметики узнать, конечно, невозможно. Ритуальное раскрашивание появилось во времена неолита, а с ним, вероятно, пришла и идея украшать себя при помощи «боевого раскраса».
Египтяне ценили красивые и выразительные глаза. Это поймет любой, кто посмотрит на древнеегипетские фрески и статуи, глядящие на нас подведенными миндалевидными глазами.
Но главным знатоком красоты и умением ее навести можно считать, разумеется, царицу Клеопатру, которая еще в I веке до н.э. принимала ванны из ослиного молока с добавлением меда. Скрабом для воплощенной богини служила смесь морской соли и густых сливок, а отбеливающей маской – кашица из белой глины, молока, меда и лимонного сока. Сияющей кожи Клеопатре помогала достичь мазь из медвежьего жира, а «сильных волос до самых кончиков» – мазь, изготовленная из жира льва.
Предотвращали седину экзотичные и кровожадные египтянки при помощи крови черных быков и вороньих яиц. Вместо шампуня использовали взбитые куриные желтки с медом и миндальным маслом. А при помощи чудо-средства из толченых лошадиных зубов, медвежьего жира, жареных мышей и оленьих рогов Клеопатра боролась с облысением своего возлюбленного – самого Юлия Цезаря.
Для «мейкапа» глаз египтянки активно использовали «натуральные» ингредиенты. В качестве зеленых теней им служил толченый малахит, синих – порошок ляпис-глазури, серых – смесь свинцовой руды с сурьмой. Помимо «красоты» такая краска, как считалось, отпугивала насекомых и лечила глаза от нагноения.
Вивьен Ли в роли Клеопатры / ©Flickr
Кроме прочего в круг интересов древнеримских врачей входили уход за кожей, волосами и пресловутый поиск «эликсира молодости». Косметология и медицина шли параллельно друг другу.
Богатые римлянки возили с собой в путешествия стадо ослиц (!), чтобы регулярно принимать ванны из ослиного молока с лепестками роз. Наряду с молоком использовался и выжатый фруктовый сок. Нынешний писк моды – загар – тогда был верным признаком «рабочего класса», поэтому знатные дамы избавлялись от него, как только могли. Для того чтобы добиться томной бледности, римлянки натирали лицо и спину мелом, смешанным со свинцовыми белилами. Откуда римским модницам было знать, что свинец накапливался в организме и медленно отравлял его! Не менее опасен был и «крем красоты» из бараньего жира, картофельного крахмала и окиси олова. Впрочем, кожу он отбеливал замечательно, а это главное. В помадах использовались киноварь и сурик.
Статус женщины определяла прическа. Чем замысловатее она была, тем более знатной являлась дама. Перед выходом в свет каждая уважающая себя римлянка должна была наложить на кожу толстый слой свинцовых белил, подвести глаза, наклеить брови из мышиных шкурок, наклеить ресницы. Зубы покрывались эмалью с кизиловым соком, а то и вовсе вставлялись искусственные, прыщи, бородавки и родинки маскировались мушками. Сатирики опасались, как бы эта конструкция не распалась на куски в самый неподходящий момент.
Начиная с III тысячелетия до н.э. китайцы придавали особое значение ногтям. Ногти считались свидетельством статусности владельца и его умением говорить с богами. Ногти императора поэтому всегда были длинны и ухожены, а дворцовый маникюр превращался в настоящий ритуал. Впрочем, знатные мужчины ограничивались отращиванием ногтей на одном-двух или трех пальцах. Женщины же отращивали все, и длина их ногтей достигала 25 см. Чтобы не сломать такую красоту, китаянки носили на пальцах специальные золотые или серебряные футлярчики. В Египте ногти красили хной, а в Китае изготавливали лак на основе сока лакового дерева, смешанного с желатином и яичными белками. Шесть веков назад китайцы предпочитали золотой и серебряный лак, а в эпоху династии Мин – черный и красный. Потом появился и декор ногтей: их стали расписывать иероглифами, изображениями птиц. Как и сегодня, ногти можно было и попросту нарастить – для этого использовали проклеенную рисовую бумагу.
Самой популярной «косметической» процедурой у во все времена неискушенных русских женщин была баня. Но, конечно, не простая, а с массажем. С ним неплохо справлялся, к примеру, обыкновенный березовый веник. Умывались водой с размытыми ягодами калины, брусники или клюквы. Веснушки сводили при помощи воды, вытопленной из мартовского снега. Маски делали из простокваши, сметаны, куриных желтков и меда. Не гнушались огуречным рассолом и хлебным квасом.
Ну а уникальным средством омоложения, которое сравнивают по эффективности с современным введением гиалуроновой кислоты или хирургической подтяжкой, было так называемое девичье молоко. Говорят, готовили его из спиртовой настойки росного ладана (бензойной смолы), который получали из сока стираксового дерева, растущего в Юго-Восточной Азии. Но на Руси с поставками этого дерева, понятное дело, был напряг. Поэтому русские красавицы использовали в качестве замены молоко нерожавшей козы. Видимо, девицам было проще уговорить козу «на ведание» дать молока, чем раздобыть диковинное дерево.
В качестве макияжа девушки использовали все, что было под рукой: муку и мел – для отбеливания, свеклу – для румян, «красили» губы малиной и вишней, подводили глаза и брови углем или сажей.
Найдены дубликаты
Наша красивее всего)
Не поеду в Японию, сплошной обман
Требует жертв
Разрисованные колени: забытый модный тренд 1920-х годов
Мода всегда была отражением духа времени, и макияж коленок 1920-х годов – не исключение. Флэпперы носили короткие по тем меркам юбки (чуть ниже колена) и приспущенные чулки; румяна для коленок стали одним из способов привлечь внимание к той части женского тела, которая раньше не была столь заметной. Женщины могли выбрать несколько вариантов румян, включая кремовые, порошковые и жидкие.
К середине 1920-х годов румяна на коленках превратились в форму искусства: на этой части женского тела стали появляться настоящие картины. Одни рисовали их сами, используя акварель или масляные краски, а другие полагались на талантливых художников. Дизайн варьировался от простых букв, таких как инициалы их молодых людей или возлюбленных, до цветочных мотивов, пейзажей и даже детальных портретов.
Макияж коленок был связан с бунтом, поэтому историй о подростках, которых ругали родители и исключали из школы из-за данной тенденции, было предостаточно.
Тренд просуществовал около десяти лет, после чего о нём забыли, однако он остаётся примечательным этапом в эмансипации женщин, способом утвердить свою независимость, а также немного позабавиться.
Фотошоп
Китайская реклама средства для снятия макияжа. Жизненно)))
Once Upon a Time in… Hollywood
Автор: Александр Юдинцев.
Эх, славная Америка пятидесятых… К счастью или к сожалению, мне не довелось жить в это время, но кое-что об этой эпохе я могу вам рассказать. Помимо экономического подъёма, увеличения производства, развития технологий и прочих ништяков, Соединённые Штаты сильно преуспели в культурном плане: тут вам и заводные мелодии Элвиса Пресли и Чака Берри, нонконформистская литература битников, упадок кинематографа. Стоп, что?
Да, да, упадок! В послевоенные годы в Америке производство телевизоров выросло настолько, что к середине 50-ых почти каждая домохозяйка могла позволить себе времяпрепровождение перед голубым экраном.
И что же теперь делать Голливуду? Тогда это гигантская лос-анджелесская машина по производству кинолент держалась на пяти китах: Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, 20th Century Fox, Warner Bros. и RKO Pictures. ДиректорА этих компаний почесали затылок и решились пойти на отчаянную и вынужденную меру — производство высокобюджетных картин.
Для начала, давайте вспомним на секунду, что тогда из себя представлял телевизор: маленькая коробочка, в которой бегают чёрно-белые картинки и разговаривают чёрные и белые чёрно-белые люди. Собственно этим недостатком и решили воспользоваться киноделы.
Это образ шестидесятых: остатки прежней роскоши студийной системы, амбиции и Голливуд в состоянии своего рода управляемого хаоса. Война с телевидением проиграна. Энергичные боссы, заставлявшие крутиться все эти камеры, почти исчезли. Звёзды, способные собирать полные залы, рассеялись. Новое Кино постоянно побеждает Старое. Большой Фильм? Почему бы не поднять такую шумиху, чтобы толпы пришли просто из любопытства? Почему бы не снять, например, Клеопатру?
Фильм «Канкан» 1960 года, снятый студией 20th Century Fox, провалился в прокате. Не помогли ни широкоформатная технология, ни Фрэнк Синатра в главной роли.
Как 20th Century Fox пришла к «Клеопатре»
На стыке пятидесятых и шестидесятых, «20th Century Fox», как и её коллегам по цеху, также не приходилось сладко. Финансовые убытки, которые увеличивались с каждым годом, и боязнь кассового провала при прокате очередного проекта вогнали кинокомпанию в кризис.
Директором Fox тогда был Спирос Скурас — человек влиятельный и толковый. И он, наблюдая за медленной деградацией своего детища, нуждался, как никогда, в свежей задумке, а особенно в источнике шуршащих зелёных бумажек.
Спирос Скурас (слева) или же «Папочка Скурас», как называла его Мэрилин Монро
Пеплум (с древнегреческого — одежда, одеяние и т.п.) — это жанр исторического кино, в основе которого используются античные или библейские сюжеты. Киноленты такого жанра обычно нереально эпические и масштабные, в ролях всегда известные актёры, а хронометраж — невероятно длинный. Пеплумы можно сравнить с блокбастерами, так как их тоже делали в основном, чтобы заработать побольше денег.
Помимо этого, Скурас вспоминает, что Fox уже снимала фильм о Клеопатре, правда немой и в далёком 1917 году. Материалы киноленты, пылящиеся где-то на дальних полках, на удивление, находят, и Спирос предлагает Уэнджеру немного дописать уже имеющийся на руках сценарий. Такая халтура идея ремейка продюсера не впечатлила, тем более, что в сценарии почти не было диалогов, но спорить ему не хотелось.
Морис Адлер по прозвищу «Бадди»
Подготовка к съёмкам
Уэнджер грезил тем, что «Клеопатра» будет снята с размахом: в главных ролях звёзды первой величины, масштабные декорации, модные костюмы и тому подобное. В общем, должно было выйти не какое-то среднее «киномыло», а событие десятилетия.
В роли роковой царицы Египта Уэнджер хотел видеть не менее очаровательную актрису Элизабет Тейлор. Черноволосая лицедейка буквально покорила сердце продюсера, в чём он сам не раз признавался, и отговорить его уже было трудно. А ведь отговорить пытались! Скурас предупреждал, что Тейлор — женщина требовательная и капризная. «От неё только и жди проблем!» — говорил директор Fox.
«Королева Голливуда» собственной персоной
Интересный факт: когда Элизабет Тейлор принялась читать сценарий, она была возмущена тем, что первая сцена начинается сразу со знакомства Клеопатры и Цезаря. Актриса назвала свою героиню проституткой и потребовала переписать этот момент.
Режиссера выбирал лично Спирос Скурас, без ведома Уэнджера, который, по его мнению, и без того своевольничал. На режиссерское кресло посадили Рубена Мамуляна, знатока своего дела и просто отличного знакомого директора Fox.
Рубен Мамулян. Снял такие фильмы, как «Знак Зорро» и «Доктор Джекилл и мистер Хайд», а также, одним из первых начал использовать внутренний монолог героя, как средство повествования. Короче, талантище!
Пробы на оставшиеся главные роли — Цезаря, Марка Антония и Октавиана Августа — сильно затянулись из-за забастовок на гильдии киноактёров. Когда всё утихло, Fox попыталась пригласить в фильм звёзд первой величины, но затея успехом не увенчалась, так как все были заняты. В итоге, древнеримских политиков отважились сыграть менее знаменитые лицедеи. Их имена Вам знать не обязательно. Почему? Поймёте позже.
Снимать картину решили в Риме. Благо и теплый мягкий климат, и оснащенные киностудии позволяли поставить фильм такого масштаба. Однако в город на семи холмах удалось отправиться не всем: Уэнджер был вынужден остаться в Нью-Йорке и руководить всем процессом из-за океана. Таким образом, он не мог даже посмотреть, как снимается фильм его мечты на его же деньги.
Съемочная группа, прибыв тем временем в Рим, с ужасом обнаружила, что итальянская столица во всю готовится к предстоящим Летним Олимпийским играм 1960 года. Из-за гостиниц, забитых под завязку туристами, поселиться было попросту негде.
Съёмки надо было продолжать. Что делать-то? И тут из Англии постучали. Британское правительство с распростёртыми объятиями было готово принять съёмочную группу и предлагало компании субсидии, если фильм будет сниматься на их студиях. Лишних денег, как говорится, не бывает, и Fox согласились. Когда же об этом узнал Уэнджер, он всячески пытался отговорить Скуроса, предлагая провести съёмки в Испании. Но тот дал ему деликатно понять, что слушать его не станет и будет снимать там, где захочет.
Лондонская студия Pinewood, в которой и планировали проводить съёмки, не могла идти в никакое сравнение с итальянскими студиями. Тесные павильоны, в которых постоянно царил холод, стали настоящим испытанием для съемочной группы (учитывая, что на дворе уже стояло лето).
Но это далеко не все, что ждало Fox на её тернистом пути. 12 июля компанию потрясает трагедию — умирает Морис Адлер. Если Вы вдруг забыли, он был главой производства, и без его руководства работа над фильмом сильно замедлилось. Лето, по сути, было упущено и к делу вернулись только к сентябрю.
Для Рубена Мамуляна съёмки были, мягко говоря, не простыми. В павильонах, как я уже говорил, было холодно. Настолько, что изо рта валил пар. Очевидно, что большему риску подвергались актёры, который почти весь съёмочный день носили на себе античные костюмы. Худшие опасения подтвердились, когда Элизабет Тейлор слегла с осложнённой простудой. Периодически она возвращалась к работе, но большую часть времени пролежала на больничном.
«Всё это больше напоминало северный полюс, но никак не Египет» (с) Рубен Мамулян
Мамуляну же ничего не оставалось, как снимать сцены без участия Клеопатры. Но и этого он сделать не мог из-за того, что сценарий был элементарно недописан! Даже нанимаемые режиссёром авторы ничем не могли помочь, требуя на работу много времени и денег.
Весной, уже 1961 года, почувствовав себя получше, Тейлор вернулась на съемочную площадку. Но как бы не так! У актрисы началась пневмония, а затем отёк легких. Клеопатру пришлось экстренно госпитализировать и делать ей трахеотомию.
Трахеотомия — хирургическая операция, при которой пациенту делает отверстие в трахее и вставляют туда трубку для дыхания.
Мамулян планировал закончить фильм к февралю 1961 года, что конечно же не удалось. К этому сроку режиссер имел на руках лишь двенадцать минут материала и разработку фильма пришлось заморозить на неопределённый срок.
Элизабет Тейлор в образе Клеопатры. Шрам на шее всячески пытались скрыть гримёры, чтобы он не был виден в фильме. Удавалось не всегда, и самые зоркие зрители могли разглядеть шрам прямо во время просмотра.
Разработка «мёрзла» недолго. Fox не горело желанием бросить начатое дело на полпути и понемногу начало возобновлять работу над фильмом. И тут взъерепенился Мамулян. От него посыпались страшные армянские ругательства и угрозы покинуть проект, если ему не предоставят нормальные условия для съёмок. Кинокомпания режиссёра не испугалась и попросту уволила его.
Но, где же компания возьмёт нового человека? Вмешалась Тейлор и посоветовала Скуросу режиссёра Джозефа Манкевича, с которым она когда-то работала.
Fox связалось с Манкевичем, когда тот мирно отдыхал на островах Карибского моря. Скурос позвонил Джозефу и слёзно начал умолять сесть в режиссерское кресло. Тот отказался и повесил трубку.
Повторная попытка выйти на контакт с неприступным режиссером прошла более успешно. Fox предложила гонорар в миллион баксов, полную свободу действий на съёмочной площадке, а также заверила режиссёра, что к съемкам уже все готово, в том числе и сценарий. Тот дал согласие.
Манкевичу предстояла действительно огромная работа, и он немедля принялся за дело. Первым делом он к чертям выбросил всё то, что наснимал Мамулян, временно отстранил от дел Уэнджера и принялся переписывать сценарий.
Режиссёр видел «Клеопатру» не просто очередным пеплумом с античными смуглыми красотками и рельефными мужиками, а самой настоящей драмой о египетской царице, ее нелегкой жизни и хитрыми дипломатическими играми Египта с Римом. Собственно сам Манкевич говорил:
Моя концепция Клеопатры не имеет отношения ни к Шоу, ни к Шекспиру. И ни к Птолемею, если на то пошло. Клеопатра, которую я задумал — поразительная и бесстрашная женщина. Она почти смогла стать повелительницей, подчинив себе двоих самых сильных мужчин мира, причём оба подвели её. Один был неожиданно убит, второй оказался трусом. Нет, Клеопатра не скроется счастливо в лучах заката. Она умрёт так, как она и умерла, и я обещаю, что у меня в картине никто не будет лениво жевать виноград в горизонтальной позиции.
Рестарт проекта произошёл летом 1961 года, а уже к сентябрю съемочная группа покинула Лондон и обосновалось на итальянской студии Чинечитта. Тут возникла новая проблема: закончились контракты с некоторыми актёрами, в том числе и с теми, что играли Цезаря, Марка Антония и Октавиана Августа. Манкевич пригласил на эти роли Рекса Харрисона, Ричарда Бёртона и Родди Макдуэлла, и те дали своё согласие.
Рекс Харрисон — Гай Юлий Цезарь
Ричард Бёртон — Марк Антоний.
Родди Макдауэлл — Октавиан Август
С декорациям, которые использовались во время съемок в Англии, пришлось попрощаться и строить новые. Съемочной группе достаточно быстро удалось воссоздать множество античных построек, которые располагались не только в павильонах, но и на открытом воздухе.
Декорации гавани в Александрии, построенные на берегу Тирренского моря
Начались съёмки и Манкевич принялся за работу вдвое усерднее и серьезнее. Он продолжал писать сценарий во время съемок, в перерывах между ними, писал днём и ночью, тщательно изучая не только исторические труды по Античному времени, но и тематические пьесы драматургов про Клеопатру, Цезаря и т.д.
Манкевич общается с Клеопатрой
К концу работы режиссер имел писанины на 327 страниц. И если вы вдруг думаете, что это мало, то глубоко ошибаетесь, ведь формат сценария предполагает, что одна страница равняется одной минуте. Получалось, что «Клеопатра» должна была длиться пять часов с хвостиком, и режиссёр, к собственному удивлению, не мог ничего сократить.
Интересный факт: однажды Манкевич обнаружил, что в контракте Тейлор критические дни считались как выходные. Однако случались они слишком часто и режиссёр даже попытался прибегнуть к периодическим медосмотрам Тейлор, но его всё-таки отговорили.
Работа была безусловно изматывающая и Манкевич нередко баловался психотропными препаратами, от которых у него развилась зависимость. Пришлось начать лечение и режиссеру были прописаны инъекции. Во время одной такой процедуры медсестра случайно задела седалищный нерв, и Джозеф оказался парализован на одну ногу. Ему пришлось пересесть в инвалидную коляску и продолжить работу.
Интересный факт: до статисток, разодетых в пикантные античные наряды, нередко домогались статисты. Шлёпали по заднице, например. Дошло до того, что в дело вмешалась Итальянская Коммунистическая партия и обвинила Fox в расовой и половой дискриминации. Ситуацию удалось замять и к статисткам пришлось приставить телохранителей.
Картина привлекала всё больше и больше привлекала внимание общественности: о фильме ходили слухи, в прессе появлялись статьи с критикой, да и само руководство Fox нередко давало интервью журналистам. И вот на фоне всеобщего интереса к проекту случается одна из самых интереснейших историй за всё время работы над картиной.
Создание сцены в Александрийском храме — одного из самых эпичных моментов фильма
Не просто актёрская игра
Ричарду Бёртону не приходилось раньше работать с Элизабет Тейлор, и поэтому его мнение об актрисе было сформировано из первых услышанных им слухов. Актёр считал Тейлор напарницу глупой дурочкой, которая получила всеобщее признание лишь из-за привлекательности, а не из-за таланта.
Всё перевернулось, когда настало время снимать первую любовную сцену между Марком Антонием и Клеопатрой. Герои по сценарию должны были поцеловать друг друга.
Бёртон в тот день пришёл на съемочную площадку в не самом лучшем состоянии. У него болела голова, тряслись руки — в общем всё указывало на то, что прошлый вечер он провёл в прекрасном обществе алкоголя. Тейлор, увидя в каком состоянии её напарник, предложила ему выпить кофе. Когда же Бёртон почувствовал себя получше, он вместе с Элизабет прекрасно отыграл сцену с поцелуем. Настолько прекрасно, что актёры не услышали команды «Снято!» и режиссеру пришлось намекнуть им, что они слишком увлеклись. С этого момента между Бёртоном и Тейлор начались романтические отношения.
Fox как никогда желала закончить работу над фильмом. Съемки шли уже четвертый год, и финансов не хватало настолько, что продюсерами нередко выступали и сами актёры.
Летом 1962 года директором Fox становится Дэррил Занук. Проект несомненно нужно было закончить и Занук начал поступать очень жёстко. Сперва он уволил Скураса и Уэнджера, а затем поставил Манкевичу ультиматум. Во-первых, контракт с Тейлор кончался 9 июня, и с актрисой нужно было доснять все оставшиеся сцены или в противном случае задействовать дублершу. Во-вторых, сам фильм должен был быть готов уже к 30 июня, иначе Fox прекращало финансирование.
Режиссер условия выполнил, однако не без некоторых неприятностей: так, он не успел снять все сцены с Тейлор в нужные сроки и актрисе две недели пришлось работать бесплатно.
Когда же Занук взглянул на окончательный черновой вариант фильма, длившийся 320 мин, он уволил и режиссера, самостоятельно принявшись за монтаж. Но к концу года Дэррил немного остыл, сердце его потеплело и, извинившись перед Манкевичем, он пригласил его обратно в проект. Картина была смонтирована и ушла в прокат.
Постер фильма. «Самая большая вещь, которая произошла в сфере кино за последние годы» — говорил кинокритик Бросли Краузер
В 1963 году мир увидел «Клеопатру». Четырехчасовая эпопея о жизни и смерти египетской владычицы была тепло встречена зрителями, кинокритиками и газетными изданиями. Фильм неоднократно номинировался различными кинопремиями за декорации, костюмы, актёрскую игру и, особенно, режиссуру.
Манкевичу удалось показать в Клеопатре не просто обольстительницу, а многогранную личность — гениального стратега, хитрого дипломата и мудрую женщину. Масштабность декораций и утончённость костюмов до сих пор поражает не только рядового зрителя, но и художников-постановщиков. Даже один единственный макияж главной актрисы вошёл в моду сразу после начала проката.
Однако не всё было так радужно. После окончания съёмок Уэнджер, Мамулян и Скурос навсегда покинули киноиндустрию, а Манкевич вовсе ушёл в долгий отпуск, не желая более никогда не вспоминать о картине.
Четыре года усердной и изнурительной работы и потраченные на производство 44 миллиона долларов показали всю несостоятельность студийной системы Голливуда. Сам же фильм ознаменовал собой закат эпохи пеплумов, проложив дорогу начинающим американским режиссёрам. Но несмотря на всё это, «Клеопатру» можно по праву считать одной из важнейших вех в истории кинематографа…
Этот фильм был зачат в спешке, снимался в истерике и был закончен в слепой панике»
Автор: Александр Юдинцев.
А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)
Клеопатра
Александр Великий отвоевал Египет у персов в 331 г. до н. основал Александрию, один из нескольких городов с таким же названием, хотя со временем Александрия Египетская затмила все остальные. После смерти Александра созданная им огромная империя была разорвана на части его полководцами, стремившимися к единоличной власти в новых царствах. Одним из самых удачливых был Птолемей, сын Лага, который назвался Птолемеем 1 Сотером, или «Спасителем», и сделал Александрию Египетскую своей столицей. Он даже смог переправить маршрут погребального кортежа Александра по другому пути, чтобы тело великого завоевателя было похоронено в Александрии. Династия, основанная Птолемеем, правила страной почти 300 лет и время от времени управляла империей, включавшей не только Египет, но также Киренаику, Палестину, Кипр и отдельные регионы в Малой Азии. Размер ее территории был подвержен изменениям из-за внутренних мятежей или агрессивных притязаний соперничающих царств, таких как Македония эпохи Антигонидов и империя Селевкидов. Баланс сил между тремя соперниками менялся со временем, но к 48 г. до н. э. двое других прекратили свое существование. Македония стала римской провинцией в 146 г. до н. э., а Помпей низложил последнего царя династии Селевкидов в 64 г. до н. э. и поставил Сирию под власть Рима. Македоняне и Селевкиды выбрали путь вооруженной борьбы с Римом и проиграли.
Египет оставался очень богатой страной. Александрия была одним из величайших портов Древнего мира, но сельское хозяйство имело еще большее значение, чем торговля. Ежегодно наступал разлив Нила (так было до строительства Асуанской плотины). Когда вода отступала, крестьяне могли высевать зерно на полях, увлажненных и насыщенных плодородным илом. Масштаб ежегодного наводнения изменялся, и, как сказано в Книге Бытия, голодные годы перемежались с изобильными, но в целом у крестьян всегда оставались избытки урожая. В течение многих столетий несравненное плодородие долины Нила обеспечивало процветание древнеегипетской цивилизации, создавшей поразительные монументы. Впоследствии оно сделало регион привлекательной целью для персидского вторжения, а потом он послужил добычей для македонян. Власть династии Птолемеев всегда твердо опиралась на богатства Египта. С помощью изощренного бюрократического механизма, по большей части унаследованного от предыдущих династий, Птолемеи могли эксплуатировать природные богатства края. Важным компонентом этой системы были храмы, во многих из которых сохранились культы и ритуалы древнеегипетской религии, почти не затронутые влиянием эллинизма. Храмы имели огромные земельные наделы, а также были центрами производства и ремесел и обладали привилегированным положением, в том числе освобождением от большинства налогов. Римляне, попадавшие в Египет, изумлялись плодородию и богатству земли, а также — во всяком случае, по их словам — были шокированы интригами и показной роскошью царского двора.
Клеопатра из сериала «Рим» (актриса Линдси Маршал )
Клеопатра — одна из немногих женщин античного мира, чье имя до сих пор мгновенно узнаваемо, но следует подчеркнуть, что мы знаем о ее молодости и связи с Цезарем гораздо меньше, чем можно было бы предположить. Нам больше известно о последних годах ее жизни и романе с Марком Антонием, но даже здесь следует помнить, что повествования большинства античных авторов были составлены спустя много лет после ее смерти и окрашены пропагандой времен императора Августа, разгромившего флот Антония и Клеопатры. Тем не менее образ царицы сохранил свое очарование, и в течение многих столетий ее изображали на живописных полотнах, в литературных и драматических произведениях, а в наши дни она стала героиней кинофильмов и телесериалов, авторы которых очень вольно и поверхностно интерпретировали сведения античных источников. Нам трудно отступить от популярных образов Клеопатры, но можно начать хотя бы с того, о чем можно говорить с уверенностью. Когда Цезарь прибыл в Египет, Клеопатре исполнился 21 год и она была царицей почти четыре года. Она была чрезвычайно умной женщиной и получила превосходное образование на греческий манер. Впоследствии ей приписывали авторство ряда книг по очень широкому кругу вопросов, от косметики и укладки волос до научных и философских предметов. Клеопатра владела несколькими языками и, как утверждалось, редко нуждалась в переводчике при разговоре с правителями соседних государств. Птолемеи были македонской династией, силой захватившей Египет, но представали перед своими подданными как истинные преемники фараонов. Клеопатра была не первой, кто поддерживал традиционные египетские культы, но, судя по всему, она испытывала особый интерес к подробностям религиозных церемоний. В зрелые годы она называла себя «новой Исидой», выбрав древнюю египетскую богиню (хотя и такую, чей культ распространился по всему Средиземноморью) вместо греческого божества по примеру своего отца. По свидетельству Плутарха, она была первой из династии Птолемеев, кто умел говорить по-египетски. С политической точки зрения это был разумный шаг для монарха, желающего заручиться как можно более широкой поддержкой, а храмы играли исключительно важную экономическую и духовную роль в жизни страны. Египет эпохи поздних Птолемеев был разделен внутренними междоусобицами и сталкивался с подавляющей мощью Рима. Такую силу нельзя было игнорировать, но можно было умиротворить. С учетом истории династии за последние сто лет не приходится сомневаться в решимости Клеопатры и в ее безжалостности в достижении своих целей.
Клеопатра из фильма «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» (актриса Моника Беллуччи)
Чаще всего спрашивают о том, как выглядела Клеопатра и была ли она на самом деле такой красавицей, какой ее представляют. Едва ли мы когда-нибудь получим достоверный ответ на эти вопросы. На монетах ее изображение выглядит довольно суровым — вероятно, потому, что оно должно было создавать ощущение власти и могущества, а не отражать ее действительную или мнимую красоту. На некоторых монетах, отчеканенных в Аскалоне, мы видим юную женщину с несколько более мягкими чертами лица. На протяжении столетий множество бюстов и других скульптурных изображений отождествлялось с Клеопатрой, но лишь немногие из них получили признание в этом качестве. Ее изображения в традиционном египетском стиле, к примеру, на храмовых барельефах, были выполнены по другим художественным канонам и тоже не помогают выяснить подлинный облик Клеопатры. На монетах и бюстах ее волосы неизменно сложены в узел на затылке (в академическом сообществе такая прическа нелицеприятно называется «дынеобразной»), увенчанный короной эллинистической царицы. По-видимому, она действительно имела высокие скулы, но самой выдающейся чертой лица был ее нос, высокий у переносицы, довольно длинный и, возможно, немного крючковатый. Современный романист несомненно назвал бы такой нос «ястребиным». По свидетельству Диона Кассия, она обладала выдающейся красотой. В одном фрагменте из Плутарха, который иногда ошибочно толкуют как противоречащий этому мнению, сказано, что при первой встрече с ней людей поражала не столько ее красота, сколько личное обаяние и нежный мелодичный тон ее голоса. На самом деле Плутарх не отрицает красоту Клеопатры, но полагает, что ее власть над мужчинами имела и другие причины. Красота, как многие считают, заключается в глазах, а разные поколения имеют очень разные представления о совершенстве. Нетрудно вспомнить знаменитых кинозвезд, завладевавших сердцами зрителей и обладавших большой сексуальной притягательностью, не будучи особенно красивыми. Живость и одушевленность черт всегда представляли очень трудную проблему для скульпторов, а изображение на монете просто не в состоянии отразить эти качества.
Клеопатра из фильма «Клеопатра» (актриса Элизабет Тейлор)
В целом можно сказать, что Клеопатра была чрезвычайно привлекательной женщиной и, возможно, оставалась бы такой, если бы жила в любое другое время. Ее приятная внешность сочеталась с проницательным умом, изощренным воображением, остроумием, живостью и огромным обаянием. Если прибавить к этому титул царицы наряду с ее реальным политическим значением, нетрудно понять, почему она завладела сердцами двух величайших римлян той эпохи. Цвет ее волос и оттенок лица остаются неизвестными. В некоторых научных кругах существует расхожее мнение о том, что она была чернокожей, но это не подтверждается никакими доказательствами. Птолемеи были македонянами, но в их жилах также текла греческая кровь с некоторой примесью персидской как следствие династических браков с Селевкидами. Нам ничего не известно о личности бабушки Клеопатры. Существуют также некоторые сомнения насчет ее матери, хотя большинство исследователей признают, что она была родной сестрой, а не дочерью Авлета. Согласно общепринятой гипотезе, бабушка Клеопатры была наложницей, поэтому возможно, что она не принадлежала к македонскому роду, а была египтянкой или даже африканкой. Поэтому нельзя полностью исключить, что в Клеопатре присутствовала некая примесь африканской крови, но у нас нет никаких свидетельств в поддержку этого предположения. С другой стороны, нельзя исключить, что она была блондинкой, поскольку многие македоняне имели светлые волосы. Эта изначальная неопределенность привела к тому, что разные люди совершенно по-разному представляли внешний облик Клеопатры.
Из книги «Юлий Цезарь» Автор Адриан Голдсуорси