в какой стране впервые ввели автомобильные номера
116 лет назад впервые в мире были введены автомобильные номера.
25 апреля 1901 года владельцев машин в Нью-Йорке обязали зарегистрировать свои транспортные средства и заплатить за это доллар. Взамен автомобилисты получали табличку с инициалами. В первый же год была выдана почти тысяча номеров.
Праздник цифр и букв. Сегодня исполняется 116 лет со дня появления автомобильных номеров.
Регистрация транспорта была изобретена раньше, чем сам автомобиль. В 1812 году в Российской империи жетоны с номером крепили извозчикам на тулупы, а лошадям — на попоны. Потом начали нумеровать велосипедистов. В конце XIX века и автомобилистов.
Однако днем рожденья автомобильного номера принято считать 25 апреля 1901 года. Тогда владельцев машин в Нью-Йорке обязали зарегистрировать свои транспортные средства и заплатить за это доллар. Взамен они получали табличку с инициалами. В первый же год была выдана почти тысяча номеров.
Первый «именной» номер заказал один знатный немец в качестве подарка своей жене. На нем красовалась надпись «IA1». Расшифровывалась она очень просто: буквы означали инициалы супруги, а цифра «1» указывала, что она у мужа первая и единственная любовь.
В Российской империи первый автомобильный номер был выдан в Риге в 1904 году. Каждый водитель писал, что хотел.
К единому стандарту пришли только в советское время — номер представлял собой одну букву и четыре цифры, написанные белым на черном фоне.
За почти сто лет формат номера не раз претерпевал изменения, буквы и цифры менялись местами, увеличивалось их количество. Всего было проведено восемь реформ.
Кстати, во многих странах, например в Америке, на знаке можно написать все, что угодно. Например, свое имя. У нас такого рода номера запрещены. Правда, на дорогах иногда можно увидеть номера с надписями «Палыч», «Лелик» или «Масяня». Однако за такие художества полагается штраф.
Поэтому те, кто хочет выделиться, охотятся за так называемыми «красивыми номерами». Они могут состоять из одинаковых цифр и букв или быть зеркальными, то есть читаться и слева направо, и справа налево.
Где-то «эксклюзивные» номера продаются легально, и владельцы готовы выложить за них даже больше стоимости самого автомобиля. Например, миллиардеру Роману Абрамовичу британский знак «VIP1» достался за полмиллиона долларов. Шейх Саид Абдул Гаффар Хури из ОАЭ решил на своей машине поставить просто цифру «1» и заплатил за это почти 14,5 миллиона долларов.
История автомобильных номеров
История автомобильных номеров насчитывает немногим более 110 лет, а первые из них появились там, где и были созданы первые автомобили — в Европе. Примечательно, что регистрация транспортных средств существовала еще до изобретения «самодвижущихся машин»: со второй половины XIX века в городах номера присваивали экипажа Извозчикова, а позднее их стали вешать и на велосипеды.
Имеются данные, что первые автономера были выданы в 1899 году в Мюнхене, после чего они появились и в других крупных столицах: в Париже — 1900 год, Нью-Йорке — 1901 год, Лондоне — 1903 год. По другим сведениям, первый номерной знак был установлен на автомобиле в столице Франции в 1893 году. А первым городом Российской империи, где были Введены номерные знаки, оказалась, как ни странно, не столица — Санкт-Петербург, а Рига. Произошло это в 1904 году.
Сначала автомобильные номера содержали только цифры. Машин в ту пору было не очень много, ими владел лишь самые обеспеченны граждане, а потом для каждого автомобиля было достаточно простого цифрового номера.
Однако такая простота имела и обратную сторону — каждая машина регистрировалась только в том населением пункте, где проживал ее владелец, а потом междугородние поездки влекло за собой массу проблем. Каждый крупный город в России начала прошлого века имел право вводит свои номерные знаки, Которые отличались огромным разнообразием форм и расцветок и часто становились предпосылкой путаницы. В Москве знаки на автомобилях меняли раз в год, причем всякий раз они были нового цвета.
Забавно дело обстояло с размерами и способом крепления автомобильных номеров. То, что выдавались в 1912 году, выглядели так: на жесты длиною чуть ли не в аршин (71 см!) Были вырезаны цифры номера. Этот «трафарет» покрывался краской соответствующего году цвета, все это накладывалось на кусок жесты, выкрашенный белой краской, а еще ниже располагалась еще одна жестянка, но уже черного цвета.
Трудно было придумать номерные знаки, менее приспособленны для прочтения: острые углы вырезанных цифр постоянно загибались и даже отламывались, все три слоя мягкой жесты легко сгибались, отчего краска с них быстро слетала, и такой знак очень скоро переставали читаться. Был интересен и способ крепления номера к машине — через две дырки при помощи … шнурков!
Газета «Ауто» писала, что, поскольку специального места для размещения номеров на машинах предусмотрено Не было, чиновники рекомендовали автовладельцам привешивать знаки шнурками на переднюю и заднюю оси своей машины, где они часто гнулись от соприкосновения с мостовой, отрывались и терялись.
Много проблем доставляло автомобилистам и то обстоятельство, что в каждой губернии были свои номера. «Есть такие местности, где власти не признают номерные знаки, выданные в другом городе. Для поезда через их города они требуют Получить знаки, установленные для этой местности», — сетовалы журналисты.
Подобное положение дел НЕ устраивала владельцев машин, которых становилось все больше. Они предлагали ввести автономера, как в Англии, Германии или Франции: четкие и легко различимы, лучше всего — черные с белыми цифрами. Но российские города, кроме разве что Санкт-Петербурга, а не желавшего вводит новые знаки. Общие, стандартные для всей страны номерные знаки появились лишь в СССР.
Помимо цифр, они имели и обозначение региональной принадлежности транспортного средства. Буквы из названия города располагавшегося в нижней части знака. Позже, примерно в 1936 году, появились номера с белыми буквами на черном фоне, где регион уже был зашифрован двухбуквенным сочетанием: например, номер МО 23-12 говорил о том, что машина зарегистрирована в Москве.
После войны оказалось, что многие регистрационные документы на машины утрачены, огромное количество техники было мобилизовано и получило военные номера, а трофеи и машины союзников надо было ставит на новый учет. И в 1946 году в стране появились номера второго стандарта — с черными буквами на желтом фоне.
Началось деление номеров на серии: личные и государственные автомобили, такси и автобусы. Появились номера мотоциклов и специальные — для дипломатического представительств иностранных государств. К концу 50-х годов почти все двойные сочетания букв были исчерпаны, поэтому введенный в 1959 г. новый стандарт содержал уже три буквы.
На номерных знаках тех лет использовались только 27 букв алфавита, буквы Ё, Й, Ъ, Ы и Ь не применялись. Цифр стало обязательно четыре, причем сочетание 0000 никогда в знаках СССР НЕ встречалось. Очередная смена облика произошла в начале 80-х годов — номера стали белыми с черными буквами и цифрами. С 1994 года на машинах появились знаки, Которые выдаются до сих пор — и они сильно отличаются от своих предшественников.
Какими были номерные знаки к автомобилям
Все мы знаем, что такое автомобильные номера. Но большинство из нас вряд ли задумывались, как они появились. Мы собрали интересные факты об автономерах, которым вы удивитесь. Отдельная глава посвящена истории украинских номерных знаков.
Кто первым в мире стал выпускать автознаки
Франция 14 августа 1893 года напечатала Парижский полицейский указ, который обязывал все автомобили, эксплуатируемые в Париже, оснащать номерными знаками. Германия сделала это в 1896 году.
Нидерланды стали первой страной в мире, которая ввела национальный единый стандарт автомобильных номеров. Сначала эти номера были просто последовательно пронумерованы, начиная с 1, но реестр был изменен в 1906 году. Британские номера были введены 1 января 1904 года (в соответствии с законом об автомобилях 1903 года).
Самостоятельный опыт в США
В 1901 году власти Нью-Йорка ввели закон, обязывающий автовладельцев оснащать автомобили номерными знаками, которые идентифицируют транспортное средство. Первое время автовладельцы должны были самостоятельно изготавливать автономера, так как на тот момент в Нью-Йорке еще никто не занимался их производством. Номера обычно изготавливались из кожи, войлока или металла. В качестве идентификатора номер должен был иметь инициалы автовладельца. Еще не было единого стандарта номерных знаков и каждый автомобиль имел свой индивидуальный номер. Но эта система была признана властями неэффективной, и уже в 1909 году Нью-Йорк начал производить свои собственные номера и выдавать их владельцам автомобилей.
Великобритания не меняла свою нумерацию почти 120 лет
Великобритания с момента создания государственного реестра транспортных средств в 1903 году не меняла схему нумерации номерных знаков. Именно поэтому сегодня на дорогах Великобритании можно встретить автомобили с номерами, которые были впервые выданы более 100 лет назад. Например, автомобиль с номером S1 (считается, что это первый автомобильный номер, выданный в Шотландии). Этот номерной знак был продан в 2008 году на аукционе за 400 000 фунтов стерлингов.
Когда номера появились в СССР
13 июня 1920 года в СССР был издан указ “О регистрационных знаках”, который обязывал все транспортные средства иметь передний номерной знак на левом крыле) и задний номер, идентифицирующий авто. Стандартизация же началась в 1927 году, когда ее начал ”Всесоюзный реестр автомобилей и мотоциклов».
В этих правилах впервые были стандартизированы формы номерных знаков, размеры передних и задних номеров автомобилей. Также были разработаны единые стандарты для номерных знаков мототехники. Правда, с введением стандарта цвет, высота символов, ширина рамки продолжали меняться ежегодно.
Но это была не первая в истории попытка ввести учет транспортных средств. Первая была сделана еще в 19 веке, когда власть решила предотвратить уклонения от уплаты налогов владельцами конных экипажей. Именно тогда для этого ввели учет конных экипажей, проезжающих через город. В итоге в 19 веке у каждого кучера и экипажа должен был быть регистрационный номер, который действовал в течение года.
Для того чтобы получить новый номер, необходимо было заплатить налоги. В 1890-х годах, после опубликования государственной резолюции о допуске автомобилей к дорожному движению, велосипеды также стали обязательным предметом для регистрации. Автомобили, появившиеся позже, также нуждались в государственной регистрации.
Но до 1920 годов в СССР не было единого стандарта номерных знаков для транспортных средств. Каждый город имел собственный формат номеров: цвет, размер, фон табличек и т.д., который менялся год от года. Таблички должны были содержать регистрационный номер, состоящий только из цифр, и (необязательно) название города, год выпуска транспортного средства, а также другую информацию, необходимую местными властями.
Первые номера на автомобиле были очень похожи на велосипедные, но в 5-8 раз больше. У них не было точек фиксации, поэтому владельцы автомобилей должны были просверливать в номерах дыры и подвешивать их на веревке.
Введение стандарта для автомобильных номеров в СССР не повлекло изменений для номеров велосипедов, которые продолжали постоянно меняться по форме и цвету до их отмены.
К началу 1930-х годов количество автомобилей и мотоциклов существенно возросло. Люди стали чаще посещать на автомобилях и мотоциклах другие города. В итоге власти решили провести полную регистрацию всех автомобилей и мотоциклов по всей стране. В 1931 году вступил новый единый стандарт для номерных знаков транспортных средств и мотоциклов.
Когда появились металлические штампованные номерные знаки
Первый штампованный металлический номерной знак появился в Западной Вирджинии в 1921 году. Это произвело революцию в индустрии. Это был переход на использование менее прочных материалов, но способных противостоять агрессивной среде и любой погоды. Штампованные номера имели долгий срок службы.
Сегодня все страны мира используют эту же технологию. Так, за это время автомобильные номера как в США, так и в других странах были не раз модернизированы с помощью различных защитных красок и пленок. Но концепция штамповки остается неизменной.
Украинская мощность: 10 миллионов автознаков ежегодно
До 1991 года Украина не имела собственного производителя номерных знаков, довольствуясь поставками из РСФСР. С распадом СССР Россия прекратила поставки номерных знаков и в нашей стране возникла критическая ситуация с регистрацией транспортных средств.
С 1992 года на днепропетровском заводе “Динамо” началось производство первых номерных знаков в истории независимой Украины. Чтобы соответствовать требованиям времени, на базе предприятия было создано украинско-британское акционерное общество с иностранными инвестициями завод «Динамо-Силейр”. Для создания современного предприятия с полным производственным циклом понадобились вложения в размере 3,5 миллиона долларов. После чего мощности завода позволяли изготавливать до 10 миллионов номерных знаков ежегодно.
По инициативе МВД с целью уменьшения транспортных расходов и оперативного решения вопросов обеспечения номерными знаками регионов “Динамо-Силейр” организовал производство в Киеве и всех областных центрах Украины. За прошедшее время “Динамо-Силейр” изготовил более 50 миллионов номерных знаков и является лидером по этому показателю в нашей стране.
Сейчас ведущими украинскими производителями номерных знаков являются предприятия “Завод “Динамо-Силейр” Днепр, ООО “Светофор” Харьков, ПП “Автовин” Черновцы и ООО “Автомотознак” Киев.
10 фактов об истории номерных знаков
Необычные факты об автомобильных номерах, которые удивляют.
Все мы знаем, что такое автомобильные номера, но большинство из нас, вероятно, никогда не задумывались, а как они появились. Сегодня автомобильные номера воспринимаются как должное, но знаете ли вы, что когда-то транспортные средства передвигались по дорогам без номеров? Но с тех пор много воды утекло.
Теперь у всех автомобилей должен быть номерной знак, чтобы передвигаться без нарушения закона по дорогам общего пользования. Многие из нас не задумываются о прошлом номерных знаков или об их эволюции, поскольку они стали настолько обыденным и обязательным компонентом автомобиля, что мы обращаем на них внимание только тогда, когда видим на дороге «красивый номер» или номера других стран.
Мы собрали для вас интересные факты об автомобильных номерах, покопавшись в истории. Эти факты вас могут и удивить, и заинтересовать. Особенно это будет интересно любителям истории нашего мира и тем, кто интересуется историей автомобильного мира. Итак, вот десять фактов об истории номерных знаков.
1. Автовладельцы в Нью-Йорке были обязаны изготавливать номерные знаки самостоятельно в период с 1901 по 1909 год
В начале 20 века власти Нью-Йорка ввели закон, обязывающий автовладельцев оснащать автомобили номерными знаками, идентифицирующими транспортное средство. Примечательно, что первое время автовладельцы должны были самостоятельно изготавливать автомобильные номера, так как на тот момент в Нью-Йорке еще никто не занимался их производством.
Номера обычно делались из кожи, войлока или металла. В качестве идентификатора номер должен был иметь инициалы автовладельца. Как видите, в начале 20 века не было единого стандарта номерных знаков и каждый автомобиль имел свой индивидуальный номер. Но в итоге эта система была признана властями неэффективной, и уже в 1909 году Нью-Йорк начал производить свои собственные номера и выдавать их владельцам автомобилей.
2. Франция стала первой страной в мире, которая выпустила автомобильные номерные знаки еще в 1893 году
Франция была впереди планеты всей, разработав концепцию автомобильных номеров еще в 1893 году. Так что, возможно, этому факту удивятся фанаты Америки, узнав, что США не были даже третьими в списке, кто ввел на своей территории номерные знаки для автомобилей, поскольку эту страну опередили Германия и Нидерланды, которые ввели после Франции в своих странах автомобильные номерные знаки.
Соединенные Штаты впервые же обязали автовладельцев устанавливать номера на транспортные средства только в 1901 году (в Нью-Йорке – см. выше). Так что теперь, зная этот факт, можете во всех грехах по отношению к автомобилистам обвинять Францию, когда в следующий раз будете сидеть в длинной очереди в ГИБДД, получая номерные знаки на свою машину. Для справки: Франция ввела обязательные номерные знаки 14 августа 1893 года Парижским полицейским указом, который обязывал все автомобили, эксплуатируемые в Париже, оснащать номерными знаками.
Германия ввела номера в 1896 году. Нидерланды стали первой страной в мире, которая ввела национальный единый стандарт автомобильных номеров. Первоначально эти номера были просто последовательно пронумерованы, начиная с 1, но это было изменено в 1906 году. Британские номера были впервые введены в действие с 1 января 1904 года в соответствии с Законом об автомобилях 1903 года.
3. В России обязанность иметь автономера появилась только в 1920 году
13 июня 1920 года в нашей стране был издан указ «О регистрационных знаках», который обязывал все транспортные средства иметь передний номерной знак (на левом крыле) и задний номер, идентифицирующий авто. Стандартизация же началась в 1927 году, когда ввели правила, обязывающие власти вести «Всесоюзный реестр автомобилей и мотоциклов».
В этих правилах впервые были стандартизированы формы номерных знаков, размеры передних и задних номеров автомобилей. Также были разработаны единые стандарты для номерных знаков мототехники. Правда, с введением стандарта цвет, высота символов, ширина рамки продолжали меняться ежегодно.
Но это была не первая в истории России попытка ввести учет транспортных средств. Первая была предпринята еще в 19 веке, когда власти решили предотвратить уклонение от уплаты налогов владельцами конных экипажей. Именно тогда для этого ввели учет конных экипажей, проезжающих через города. В итоге в 19 веке у каждого кучера и экипажа должен был быть регистрационный номер, который действовал в течение года.
Для того чтобы получить новый номер, необходимо было заплатить налоги. В 1890-х годах, после опубликования государственной резолюции о допуске велосипедов к дорожному движению, велосипеды также стали обязательным предметом для регистрации. Автомобили, появившиеся позже, также нуждались в государственной регистрации.
Но до 1920 годов в России не было единого стандарта номерных знаков для транспортных средств. Каждый город имел собственный формат номеров: цвет, размер, фон табличек и т. д., который изменялся год от года. Таблички должны были содержать регистрационный номер, состоящий только из цифр, и необязательно название города, год выпуска транспортного средства, а также другую информацию, требуемую местными властями.
Первые номера на автомобили были очень похожи на велосипедные, но в 5-8 раз больше. В первых номерах не было точек фиксации. Поэтому владельцы автомобилей должны были просверливать в номерах дырки и подвешивать их на веревке.
Кстати, введение стандарта для автомобильных номеров в России не повлекло изменений для номеров велосипедов, которые продолжали постоянно меняться по форме и цвету до их отмены.
К началу 1930-х годов количество автомобилей и мотоциклов существенно возросло. Люди стали чаще посещать на автомобилях и мотоциклах другие города. В итоге власти решили провести полную регистрацию всех автомобилей и мотоциклов по всей стране. В 1931 году вступил новый единый стандарт для номерных знаков транспортных средств и мотоциклов.
4. Западная Вирджиния, США, стала первой в мире, кто начал изготавливать металлические штампованные номерные знаки
Первый штампованный металлический номерной знак появился на свет в Западной Вирджинии в 1921 году. Это произвело революцию в индустрии номерных знаков, поскольку это был переход на использование менее прочных материалов, но способных противостоять агрессивной среде и любой погоде. Штампованные номера имели долгий срок службы.
Эта технология зарекомендовала себя наилучшим образом. Сегодня в итоге все страны мира используют эту же технологию при производстве автономеров. Да, за это время автомобильные номера как в США, так и в других странах получили многие косметические изменения и были не раз модернизированы с помощью различных защитных красок, пленок и т. п. Но, несмотря на это, концепция штамповки номерных знаков с тех пор остается прежней.
5. Нехватка металла во время Второй мировой войны заставила многие страны изготавливать номера из других материалов
6. Советские регистрационные номера транспортных средств, выпущенные в 1931 году, имели формат «L-NN-NN»
где L представляет букву кириллицы, а N – число. Каждая регистрация связана с одним транспортным средством. Для каждого транспортного средства выдавалось два номерных знака: передний и задний. Передние номера для мотоциклов должны были быть установлены вдоль переднего крыла транспортного средства, в то время как задние должны были быть установлены перпендикулярно заднему крылу.
В конце 1936 года формат снова изменился. Появилась последовательность в виде двухбуквенного кода регионального реестра, за которым следовали две пары чисел, разделенных дефисом. В итоге получился вот такой формат: «LL NN-NN» шаблон.
В номере использовались буквы русского алфавита, кроме «Ё», «Й», «Ъ», «Ы» и «Ь». Для каждого транспортного средства существовала однолинейная передняя номерная пластина плюс двухстрочная задняя пластина с номерами для мотоциклов, имеющих одинаковый формат, хотя и меньшего размера.
7. Автомобильные коды регионов присваивались в соответствии с кодами субъектов Российской Федерации в порядке, указанном в Конституции РФ
Для каждого административного района Российской Федерации есть свой код, который является общим для всех транспортных средств, зарегистрированных в этом округе. Для каждого кода региона может быть изготовлено 1 726 272 номера [12³×(10³-1)]. Номера из трех нулей запрещены.
Изначально в России использовались коды регионов от 01 до 89 (что соответствовало количеству регионов России по состоянию на 1 января 1993 года). Но в связи с постоянным ростом числа транспортных средств Россия столкнулась с резкой нехваткой номерной емкости. В итоге властями были введены дополнительные кодовые обозначения для ряда регионов. Для этого сначала начали выдавать номера из девятого десятка формата 9х. Например, Москва сначала получила вместо кода 77 код 99. Затем началась выдача номеров в коде 97. Затем, когда номерного ресурса стало не хватать, в России начали выдавать номера формата 1хх, а далее 7хх.
8. Знаете ли вы, почему в России не используется на номерах 20 регион, который формально принадлежит Чечне?
Напомним, что изначально с введением в стране Российского стандарта номерных знаков транспортных средств Чечне был присвоен 20-й автомобильный регион. Но в 2000 году вся серия номерных знаков в коде «20» была аннулирована. Чечне был присвоен новый, 95 регион.
Но почему Чечне отдали регион в коде 95, а 20 регион аннулировали? Точной информации на этот счет нет. По слухам, код 95 был отдан Чечне по просьбе властей, чтобы увековечить память о Первой Чеченской войне, которая, правда, началась в конце 1994 года.
Скорее всего, код региона 95 был присвоен в связи с тем, что первая сотня кодов уже подходила к концу. В итоге власти России выделили Чечне оставшийся регион из числа свободных.
Но зачем было вообще аннулировать 20 регион, первоначально выделенный Чечне для автомобильных номеров? Все дело в криминальной ситуации на авторынке, которая сложилась в 90-е. Давно известен факт, что Чечня в те годы славилась криминальным авторынком. Например, в 90-е в Чечне было легко поставить на учет автомобиль, полученный преступным путем. В том числе легко было поставить на учет переваренный автомобиль, ранее угнанный в Москве. Причем поставить можно было по поддельным документам.
И казалось бы, навести порядок в Чечне было нереально. В итоге власти решили аннулировать все серии номеров в коде 20. Вместо этого власти предложили жителям Чеченской Республики получить новые номера в коде 95. Именно при перерегистрации транспортных средств и были выявлены криминальные автомобили, незаконно поставленные на государственный учет.
9. Где не нужны автомобильные номерные знаки
Как вы думаете, есть ли место на Земле, где автомобили не обязаны иметь регистрационные номерные знаки? А знаете ли вы, что транспортные средства не обязаны иметь номера в Антарктиде? Хотя некоторые автомобили все-таки имеют регистрационные таблички. Все дело в том, что в Антарктиде нет частных автомобилей, также как нет органов регистрации транспортных средств. Так что автомобили, тракторы и вездеходы могут не иметь в этом регионе специальных табличек. В итоге многие автомобили ездят по Антарктиде с номерными знаками той страны, откуда прибыли.
10. Великобритания никогда не меняла свою нумерацию номерных знаков с момента создания реестра в 1903 году
Великобритания с момента создания государственного реестра транспортных средств не меняла схему нумерации номерных знаков. Именно поэтому сегодня на дорогах Великобритании можно встретить автомобили с номерами, которые были впервые выданы более 100 лет назад. Например, можно встретить автомобиль с номером S1 (считается, что это первый автомобильный номер, выданный в Шотландии). Кстати, этот номерной знак был продан в 2008 году на аукционе за 400 000 фунтов стерлингов.