в какой стране возникла опера

Опера. История зарождения

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Опера — это музыкально-драматическое произведение для театра, где речь заменяется пением. Зародился этот жанр в Италии. А именно — во Флоренции, в конце XVI века. Джованни Барди, богатый обожатель искусства, собрал в своём доме Флорентийскую камерату — содружество талантливых музыкантов и поэтов.

Они много рассуждали о музыке. О том, что различные уродливые полифонические нагромождения убивали всю поэзию… Один из наиболее громких и ярких представителей камераты был Винченцо Галилей. И именно он совершил первый шаг к созданию оперы — наложил на музыку отрывок «Божественной комедии» Данте.

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Итальянская опера XVII века

Далее последовал новый эксперимент — они решили создать драму, полностью наложив её на музыку. Автором одной из таких драм стал Якопо Пери. Он поставил на одном из придворных торжеств постановку «Эвридика» — успех был ошеломительный!

Не менее важный шаг в развитии оперы совершил итальянский композитор Клаудио Монтеверди. Он сочинил оперу «Орфей». Но Монтеверди не стал следовать принципу «размеренной спокойной речи», а создал куда более драматический речитатив со свободной сменой темпа и яркими интонациями! Кстати, именно благодаря ему в Венеции в 1637 году открылся первый в мире оперный театр.

С тех пор, зародившись в Италии, опера начала активно завоёвывать весь мир…

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера Комментировать

Источник

Опера

Музыка, подарившая надежду узникам Шоушенка

Ария Розины, «Севильский цирюльник». Помните, что пела Фрося Бурлакова?

«И гремела та самая опера,
Где Кармен свово бросила опера…
»
— Александр Галич
«Слов не слышно, непонятно,
Непонятно — и плевать!
»
— Юрий Энтин
(вымарано цензурой из мультфильма «Пиф-паф, ой-ой-ой»)

Опера — самый древний, пафосный и сложный (как для исполнителя, так и для слушателя) вид музыкального театра. (А ещё так называется один браузер, но это отдельный разговор.)

Самыми первыми операми обычно считают либо «Дафну» и «Эвридику» Якопо Пери (1598 и 1600), либо «Орфея» Клаудио Монтеверди (1607). Из оперы выросли остальные, более «лёгкие» жанры музыкального театра — оперетта, мюзикл и рок-опера. Оперы пишутся до сих пор, но основной костяк традиционного оперного репертуара приходится на XIX век с некоторыми вкраплениями XVIII и XX.

Фактически опера первоначально задумывалась как возрождение древнеафинской драмы (той самой, Эсхила и Софокла), но поскольку от греческой оперы остались одни либретто (не придумали тогда нотной записи), сходство не всякому заметно.

Главные оперные композиторы: Моцарт, Россини, Верди, Вагнер, Пуччини, из наших — Глинка, Чайковский и Римский-Корсаков. Самые крутые оперы, из которых всё время тащат музыку, и на которые ходят персонажи, когда автор хочет показать их культурность и образованность:

Больше среднему человеку знать необязательно, но ежели хотите прослыть по-настоящему образованным, вот вам ещё пять наводок:

Содержание

Что есть в опере [ править ]

Поединок крутого контральто и контратенора. На кого поставите?

А вот если в ней есть Призрак — она уже не опера, а мюзикл (именно Призрак, а не призрак вообще — подсказывает призрак графини из «Пиковой дамы»). Ещё меньше относится к теме мыльная опера, названная по аналогии с полузабытым сегодня определением вестернов эпохи немого кино «лошадиная опера», от которого образовано также название «космическая опера» (хотя пафос некоторых образцов может их сделать достойными собственно оперы музыкальной).

Распространённые штампы и стереотипы об опере [ править ]

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Далеко-о-о не все. Певцы и певицы бывают любых форм, цветов и размеров. Толстые тоже попадаются, но отнюдь не все певцы имеют формы Лучано Паваротти или Монсеррат Кабалье. В современном театре такое вообще не одобряется: певцам часто приходится одновременно с пением активно перемещаться по сцене, а иной режиссёр вообще разденет и прямо в дезабилье петь заставит. Так что обычно певцы и певицы стараются держать себя в форме не хуже голливудских звёзд, к тому же оперное пение само по себе — нехилая спортивная тренировка. Большинство же толстяков — классические тенора и драматические сопрано, и ожирение — скорее их профессиональное заболевание: повышенное напряжение диафрагмы вызывает ложное чувство голода и, при недостаточном стремлении поддерживать спортивную форму, хроническое переедание. [3]

Тоже неправда, по крайней мере, для современного театра. Манера «стой и пой» стала изживать себя уже к 1980-м годам, а сейчас её и вовсе почти не встретишь. Оперные постановки сейчас затейливые и весьма живенькие, и мизансцены выстраиваются достаточно сложно.

Источник

Опера

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Композитор пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.

Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

Содержание

История жанра

Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции — Камбер («La pastorale», 1647), в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

В 1868 году армянский композитор Тигран Чухаджян создает оперу «Аршак II» — первую оперу в музыкальной истории Востока.

Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера — сериа (большая серьёзная опера) и опера — буффа (комическая опера).

В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.

Разновидности оперы

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

Элементы оперы

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Источник

Как появилась опера? Развитие оперного искусства в Италии.

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Опера — это синтетический жанр, который объединяет все виды искусства: музыка, литература, хореография и т.д.

3 главных компонента оперы- это музыка, сценическое действие и либретто.

Опера возникла во Флоренции. С середины 15 века в Италии был создан кружок интеллектуалов, который назывался «академия». Собрания проходили во дворце графа Джованни Барди, а позже во дворце графа Якопо Корси.

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Джованни Барди Якопо Корси

В кружок входили поэты, философы, музыканты, которые увлекались эпохой Древней Греции. Идеологическим главой академии был Венченцо Галилей (отец Галилео Галилея). В своём трактате о музыке Венченцо Галилей отвергал полифонию, так как она затемняла смысл слов.

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Люди, входившие в состав академии, хотели воссоздать древнегреческую трагедию, в итоге им удалось создать совершенно новый жанр, который получил название «опера».

Первый, кто попытался написать произведение в этом жанре, это сам Венченцо Галилей. Он взял отрывок из «Трагической комедии» Данте и написал для него музыку.

Многие считают, что первая опера была написана в 1600 году, но на самом деле официальная дата рождения оперы — 1598 год. В этом году была написана опера «Дафна» на либретто поэта Оттавио Ринуччини и музыку Якопо Пери и Якопо Корси. Премьера состоялась во Флоренции во дворце графа Корси, а затем неоднократно повторялась в палаццо Питти. А в 1600 году была создана опера «Эвридика» на либретто и музыку тех же авторов. В этом же году Джулио Каччини написал на то же либретто новую оперу. Эта опера была приурочена к свадьбе Марии Медичи и Генриха IV.

Особенности флорентийской оперы:

Римская опера.

В 20-е – 30-е годы XVII века центр оперного искусства переместился в Рим. Там опера развивалась под покровительством папы Римского – Урбана VIII Барберини. Оперные постановки в Риме проводились во дворце могущественного и богатого итальянского семейства Барберини.

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Урбан VIII Барберини

Главное отличие римской оперы заключалось в том, что она имела морально-назидательный характер. Примером такой оперы служит произведение Стефано Ланди– «Святой Алексей». Либретто к этой опере написал Джулио Роcпильози, впоследствии ставший папой римским Климентом IX.Многое взяв от традиционных ярмарочно-балаганных мистерий, одновременно нравоучительных и забавных, «Святой Алексий» Ланди поднимает оперный жанр на совершенно новый уровень, демонстрируя незаурядное чувство юмора, знание законов драматургии, образность и поэтический дар.

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Опера в Венеции.

В середине XVII века Венеция – центр оперного искусства.

Венецианская культура отличалась демократическим характером. Теперь оперы ставятся не во дворцах, появляются первые оперные театры.

Первый оперный театр Сан-Кассиано был открыт в 1637 году. Плата за билет была небольшая, поэтому каждый желающий имел возможность увидеть спектакль.

Именно в Венеции опера впервые начала называться «оперой». Что означает это слово? Все очень просто. Опера – это множественное число слова «опус». Соответственно, если опус – это одно сочинение, то опера – это множество сочинений.

Именно в венецианском оперном искусстве появилась такая новая фигура, как импресарио. Импресарио- это руководитель, организатор, человек, который решал вопросы о сюжете, исполнительском составе и т.д.

В связи с тем, что опера была кульминацией карнавального праздника, появились оперные костюмеры и специалисты, которые занимались сценической имажинерией.

Неотъемлемой частью венецианской оперы являлись различные эффектные сцены с катастрофами или магическими происшествиями. За одну оперу могло произойти около 12 смен декораций. Главное в опере-сценическое действие, но музыка уже не имеет такой декламационный характер.

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Антонио Чести Франческо Кавалли

Опера в Неаполе.

Неаполь становится центром оперного искусства в 70-е – 80-е годы XVII века. Стоит отметить, что Неаполь на тот момент уже давно закрепил за собой звание столицы вокального искусства. В XVI веке здесь были открыты первые в мире консерватории. Изначально под словом «консерватория» подразумевался дом для детей-сирот, где большое внимание уделялось музыкальным занятиям. Позднее этим словом начали называть музыкальные учебные учреждения. Учеников консерватории учили особой итальянской вокальной технике belcanto (в перев. «прекрасное пение»). Преподавали в то время в консерваториях такие знаменитые композиторы, как Алессандро Скарлатти (ведущая фигура в неаполитанской оперной школе) и Никола Порпора.

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Алессандро Скарлатти Никола Порпора

Неаполитанская оперная школа, возникнув несколько позднее римской и венецианской, подытожила и обобщила достижения итальянской оперы 17 в. в области композиторского творчества и исполнительства. Большое значение для её формирования и развития имели традиции неаполитанской бытовой музыки (мелодически богатой и своеобразной по колориту), а также деятельность четырёх неаполитанских консерваторий, выпустивших многих певцов-виртуозов. В Неаполе сложился и утвердился жанр итальянской оперы-сериаи позднее — жанр оперы-буффа, которые получили распространение в других музыкальных центрах Италии, а затем в крупнейших странах Европы.

Завершается процесс формирования структуры оперы:

Источник

Опера и вокал

Сайт для вокалистов

в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

История оперы

Как возникла опера

Человеку любой профессии неплохо знать истоки, корни дела, которому он посвятил свою жизнь. Как зарождалась опера?

Все началось в XVII веке. Именно тогда зародились многие жанры и виды музыкального искусства, в том числе опера, которая оказала в последующие столетия решающее влияние на основные жанры инструментальной музыки и симфонизма. Что такое опера по сути? Это синтетическое искусство, опера объединяет музыку, театр, литературу, танец, живопись. Подумайте сколько всего нужно для оперы: литературный (или какой-то другой) первоисточник, музыка, либретто, декорации, костюмы, освещение, балет, актерское мастерство… И все это в неразрывной связи между собой.в какой стране возникла опера. Смотреть фото в какой стране возникла опера. Смотреть картинку в какой стране возникла опера. Картинка про в какой стране возникла опера. Фото в какой стране возникла опера

Вы наверняка знаете, что опера родилась в Италии в 1600 году. Началось все с того, что члены кружка Camerata флорентийского мецената Джованни Барди увлеклись возрождением античной музыки. В это общество входили так же Якопо Корси, Винченцо Галилеи (нет, это не однофамилец, а отец Галилео Галилеи), Якопо Пери, Джулио Каччини, Оттавио Ринуччини (поэт). В результате их деятельности образовался монодический одноголосный вокальный стиль и были написаны оперы «Дафна» и две «Эвридики» (первая Ринуччини-Пери, вторая — Каччини) на сюжет «Орфея и Эвридики», который, кстати, будет воплощаться в оперы на протяжении столетий. Тогда же зародился и вечный спор, что важнее — слова или музыка. Слышали когда-нибудь выражение «Prima la musica e poi le parole» (Сначала музыка, а потом уже слова)? Так вот, во флорентийской опере главными были слова, поэт был важнее композитора.

Как вы понимаете, Италия большая, а Рим слишком важен для всей человеческой истории, чтобы не существовало римской оперы… Здесь тоже был кружок, возглавляла который семья Барберини. Они были родственниками Папы Римского, и здесь опера получила клерикальный характер, то есть в ней пропагандировались христианские идеи, прославлялась церковь. Однако, результаты оказались даже лучше, чем у флорентийцев. Здесь были арии, хоры, ансамбли, пели кастраты (женщинам запрещалось петь в опере), появились оркестровые антракты между действиями. Примерами римских опер служат «Святой Алексей» («Il Sant’Alessio») Стефано Ланди и «Галатея» Лоретто Виттори.

Первым крупнейшим оперным композитором можно считать Клаудио Монтеверди (забавно, что в XIX веке появится другой гениальный оперный композитор — просто Верди). Жил он в 1567-1643 годах в Мантуе, а затем в Венеции. Монтеверди стал первым создателем подлинной музыкальной драмы. Он написал еще одного «Орфея» в 1607 году, другой его известной оперой является «Коронация Поппеи» (1642). Монтеверди средствами музыки показывал разнообразные характеры, драматические ситуации.

Конечно, без Венеции в истории становления оперы не обошлось. Венецианская школа стала лидером к середине XVII века. Именно здесь в 1637 году открылся ПЕРВЫЙ публичный оперный театр Сан-Касьяно, то есть опера стала общедоступна. Здесь же появилось то, за что оперу часто ругали: симпатичные мелодии, все внимание на сольное пение, превращение оперы в концерт в костюмах, комические вставки (которые потом переросли в оперу-буффа). Примером оперы венецианской школы служит «Золотое яблоко» Марко Чести.

И куда же вся итальянская культура без Неаполя! Именно этому городу перешла ведущая роль со второй половины XVII века. Здесь образуются Консерватории, первоначально служившие приютами для детей-сирот. И тут же мы знакомимся со вторым из выдающихся оперных композиторов — Алессандро Скарлатти (1600-1725). Он сочинил, только представьте — свыше 100 опер! Теперь арии стали передавать душевные переживания героя, а речитативы двигали действие вперед. Сочинялись арии в форме да капо (da capo) — первая часть, средняя и повторение первой с украшениями на вкус певца. Речитативы делились на сэкко (secco) — в сопровождении клавесина и аккомпаньято (accompagnato) — с богатой мелодической линией и сопровождением оркестра. Сформировалась увертюра.

Что же было в других странах? Неужели только итальянцы додумались до оперы? Конечно нет. Во Франции в конце 1650 годов прошли премьеры французских опер «Неблагодарная немая» и «Пастораль» Камбера на слова Перрена, хотя это были по сути итальянские оперы на французский текст. Они даже первыми получили патент на открытие Королевской академии музыки, но не смогли справиться с обязанностями. Тут на сцену вступает Жан Батист Люлли. Именно он считается родоначальником французской оперы. Интересно, что на самом деле он тоже итальянец — флорентиец. Но тем не менее он так упорно взялся за дело, что создал лучший оркестр в Европе, сочинил 19 опер. Французская опера — это пять актов с прологом и с условностями в сценическом поведении, патетикой, обязательным балетом.

Как насчет немцев? Первая немецкая опера — «Дафна» Генриха Шютца. В 1678 году в Гамбурге был открыт оперный театр. Создатель немецкой оперы — Рейнхард Кайзер. Однако по большому счету немецкая опера началась с Карла Марии фон Вебера, но это было намного позднее.

Что до Англии, то здесь первое имя всему — Генри Перселл. Единственная его опера — «Дидона и Эней», зато какая!

Вот так зарождалась опера в Европе. Что было в России? У нас сначала царило засилье иностранных трупп, итальянской оперы. Потом композитор Франческо Арайа, служивший при русском дворе, написал оперу на слова Сумарокова, а затем уже появились первые русские оперы Фомина, Соколовского, Березовского и других. Но настоящая русская национальная опера начинается с М. И. Глинки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *