в какой стране возникла опера
Опера. История зарождения
Опера — это музыкально-драматическое произведение для театра, где речь заменяется пением. Зародился этот жанр в Италии. А именно — во Флоренции, в конце XVI века. Джованни Барди, богатый обожатель искусства, собрал в своём доме Флорентийскую камерату — содружество талантливых музыкантов и поэтов.
Они много рассуждали о музыке. О том, что различные уродливые полифонические нагромождения убивали всю поэзию… Один из наиболее громких и ярких представителей камераты был Винченцо Галилей. И именно он совершил первый шаг к созданию оперы — наложил на музыку отрывок «Божественной комедии» Данте.
Итальянская опера XVII века
Далее последовал новый эксперимент — они решили создать драму, полностью наложив её на музыку. Автором одной из таких драм стал Якопо Пери. Он поставил на одном из придворных торжеств постановку «Эвридика» — успех был ошеломительный!
Не менее важный шаг в развитии оперы совершил итальянский композитор Клаудио Монтеверди. Он сочинил оперу «Орфей». Но Монтеверди не стал следовать принципу «размеренной спокойной речи», а создал куда более драматический речитатив со свободной сменой темпа и яркими интонациями! Кстати, именно благодаря ему в Венеции в 1637 году открылся первый в мире оперный театр.
С тех пор, зародившись в Италии, опера начала активно завоёвывать весь мир…
Комментировать
Опера
Музыка, подарившая надежду узникам Шоушенка
Ария Розины, «Севильский цирюльник». Помните, что пела Фрося Бурлакова?
« | И гремела та самая опера, Где Кармен свово бросила опера… | » |
— Александр Галич |
« | Слов не слышно, непонятно, Непонятно — и плевать! | » |
— Юрий Энтин (вымарано цензурой из мультфильма «Пиф-паф, ой-ой-ой») |
Опера — самый древний, пафосный и сложный (как для исполнителя, так и для слушателя) вид музыкального театра. (А ещё так называется один браузер, но это отдельный разговор.)
Самыми первыми операми обычно считают либо «Дафну» и «Эвридику» Якопо Пери (1598 и 1600), либо «Орфея» Клаудио Монтеверди (1607). Из оперы выросли остальные, более «лёгкие» жанры музыкального театра — оперетта, мюзикл и рок-опера. Оперы пишутся до сих пор, но основной костяк традиционного оперного репертуара приходится на XIX век с некоторыми вкраплениями XVIII и XX.
Фактически опера первоначально задумывалась как возрождение древнеафинской драмы (той самой, Эсхила и Софокла), но поскольку от греческой оперы остались одни либретто (не придумали тогда нотной записи), сходство не всякому заметно.
Главные оперные композиторы: Моцарт, Россини, Верди, Вагнер, Пуччини, из наших — Глинка, Чайковский и Римский-Корсаков. Самые крутые оперы, из которых всё время тащат музыку, и на которые ходят персонажи, когда автор хочет показать их культурность и образованность:
Больше среднему человеку знать необязательно, но ежели хотите прослыть по-настоящему образованным, вот вам ещё пять наводок:
Содержание
Что есть в опере [ править ]
Поединок крутого контральто и контратенора. На кого поставите?
А вот если в ней есть Призрак — она уже не опера, а мюзикл (именно Призрак, а не призрак вообще — подсказывает призрак графини из «Пиковой дамы»). Ещё меньше относится к теме мыльная опера, названная по аналогии с полузабытым сегодня определением вестернов эпохи немого кино «лошадиная опера», от которого образовано также название «космическая опера» (хотя пафос некоторых образцов может их сделать достойными собственно оперы музыкальной).
Распространённые штампы и стереотипы об опере [ править ]
Далеко-о-о не все. Певцы и певицы бывают любых форм, цветов и размеров. Толстые тоже попадаются, но отнюдь не все певцы имеют формы Лучано Паваротти или Монсеррат Кабалье. В современном театре такое вообще не одобряется: певцам часто приходится одновременно с пением активно перемещаться по сцене, а иной режиссёр вообще разденет и прямо в дезабилье петь заставит. Так что обычно певцы и певицы стараются держать себя в форме не хуже голливудских звёзд, к тому же оперное пение само по себе — нехилая спортивная тренировка. Большинство же толстяков — классические тенора и драматические сопрано, и ожирение — скорее их профессиональное заболевание: повышенное напряжение диафрагмы вызывает ложное чувство голода и, при недостаточном стремлении поддерживать спортивную форму, хроническое переедание. [3]
Тоже неправда, по крайней мере, для современного театра. Манера «стой и пой» стала изживать себя уже к 1980-м годам, а сейчас её и вовсе почти не встретишь. Оперные постановки сейчас затейливые и весьма живенькие, и мизансцены выстраиваются достаточно сложно.
Опера
Композитор пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.
Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.
Содержание
История жанра
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.
В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции — Камбер («La pastorale», 1647), в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).
В 1868 году армянский композитор Тигран Чухаджян создает оперу «Аршак II» — первую оперу в музыкальной истории Востока.
Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера — сериа (большая серьёзная опера) и опера — буффа (комическая опера).
В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.
Разновидности оперы
Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.
В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.
Элементы оперы
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.
Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.
Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
Как появилась опера? Развитие оперного искусства в Италии.
Опера — это синтетический жанр, который объединяет все виды искусства: музыка, литература, хореография и т.д.
3 главных компонента оперы- это музыка, сценическое действие и либретто.
Опера возникла во Флоренции. С середины 15 века в Италии был создан кружок интеллектуалов, который назывался «академия». Собрания проходили во дворце графа Джованни Барди, а позже во дворце графа Якопо Корси.
Джованни Барди Якопо Корси
В кружок входили поэты, философы, музыканты, которые увлекались эпохой Древней Греции. Идеологическим главой академии был Венченцо Галилей (отец Галилео Галилея). В своём трактате о музыке Венченцо Галилей отвергал полифонию, так как она затемняла смысл слов.
Люди, входившие в состав академии, хотели воссоздать древнегреческую трагедию, в итоге им удалось создать совершенно новый жанр, который получил название «опера».
Первый, кто попытался написать произведение в этом жанре, это сам Венченцо Галилей. Он взял отрывок из «Трагической комедии» Данте и написал для него музыку.
Многие считают, что первая опера была написана в 1600 году, но на самом деле официальная дата рождения оперы — 1598 год. В этом году была написана опера «Дафна» на либретто поэта Оттавио Ринуччини и музыку Якопо Пери и Якопо Корси. Премьера состоялась во Флоренции во дворце графа Корси, а затем неоднократно повторялась в палаццо Питти. А в 1600 году была создана опера «Эвридика» на либретто и музыку тех же авторов. В этом же году Джулио Каччини написал на то же либретто новую оперу. Эта опера была приурочена к свадьбе Марии Медичи и Генриха IV.
Особенности флорентийской оперы:
Римская опера.
В 20-е – 30-е годы XVII века центр оперного искусства переместился в Рим. Там опера развивалась под покровительством папы Римского – Урбана VIII Барберини. Оперные постановки в Риме проводились во дворце могущественного и богатого итальянского семейства Барберини.
Урбан VIII Барберини
Главное отличие римской оперы заключалось в том, что она имела морально-назидательный характер. Примером такой оперы служит произведение Стефано Ланди– «Святой Алексей». Либретто к этой опере написал Джулио Роcпильози, впоследствии ставший папой римским Климентом IX.Многое взяв от традиционных ярмарочно-балаганных мистерий, одновременно нравоучительных и забавных, «Святой Алексий» Ланди поднимает оперный жанр на совершенно новый уровень, демонстрируя незаурядное чувство юмора, знание законов драматургии, образность и поэтический дар.
Опера в Венеции.
В середине XVII века Венеция – центр оперного искусства.
Венецианская культура отличалась демократическим характером. Теперь оперы ставятся не во дворцах, появляются первые оперные театры.
Первый оперный театр Сан-Кассиано был открыт в 1637 году. Плата за билет была небольшая, поэтому каждый желающий имел возможность увидеть спектакль.
Именно в Венеции опера впервые начала называться «оперой». Что означает это слово? Все очень просто. Опера – это множественное число слова «опус». Соответственно, если опус – это одно сочинение, то опера – это множество сочинений.
Именно в венецианском оперном искусстве появилась такая новая фигура, как импресарио. Импресарио- это руководитель, организатор, человек, который решал вопросы о сюжете, исполнительском составе и т.д.
В связи с тем, что опера была кульминацией карнавального праздника, появились оперные костюмеры и специалисты, которые занимались сценической имажинерией.
Неотъемлемой частью венецианской оперы являлись различные эффектные сцены с катастрофами или магическими происшествиями. За одну оперу могло произойти около 12 смен декораций. Главное в опере-сценическое действие, но музыка уже не имеет такой декламационный характер.
Антонио Чести Франческо Кавалли
Опера в Неаполе.
Неаполь становится центром оперного искусства в 70-е – 80-е годы XVII века. Стоит отметить, что Неаполь на тот момент уже давно закрепил за собой звание столицы вокального искусства. В XVI веке здесь были открыты первые в мире консерватории. Изначально под словом «консерватория» подразумевался дом для детей-сирот, где большое внимание уделялось музыкальным занятиям. Позднее этим словом начали называть музыкальные учебные учреждения. Учеников консерватории учили особой итальянской вокальной технике belcanto (в перев. «прекрасное пение»). Преподавали в то время в консерваториях такие знаменитые композиторы, как Алессандро Скарлатти (ведущая фигура в неаполитанской оперной школе) и Никола Порпора.
Алессандро Скарлатти Никола Порпора
Неаполитанская оперная школа, возникнув несколько позднее римской и венецианской, подытожила и обобщила достижения итальянской оперы 17 в. в области композиторского творчества и исполнительства. Большое значение для её формирования и развития имели традиции неаполитанской бытовой музыки (мелодически богатой и своеобразной по колориту), а также деятельность четырёх неаполитанских консерваторий, выпустивших многих певцов-виртуозов. В Неаполе сложился и утвердился жанр итальянской оперы-сериаи позднее — жанр оперы-буффа, которые получили распространение в других музыкальных центрах Италии, а затем в крупнейших странах Европы.
Завершается процесс формирования структуры оперы:
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
История оперы
Как возникла опера
Человеку любой профессии неплохо знать истоки, корни дела, которому он посвятил свою жизнь. Как зарождалась опера?
Все началось в XVII веке. Именно тогда зародились многие жанры и виды музыкального искусства, в том числе опера, которая оказала в последующие столетия решающее влияние на основные жанры инструментальной музыки и симфонизма. Что такое опера по сути? Это синтетическое искусство, опера объединяет музыку, театр, литературу, танец, живопись. Подумайте сколько всего нужно для оперы: литературный (или какой-то другой) первоисточник, музыка, либретто, декорации, костюмы, освещение, балет, актерское мастерство… И все это в неразрывной связи между собой.
Вы наверняка знаете, что опера родилась в Италии в 1600 году. Началось все с того, что члены кружка Camerata флорентийского мецената Джованни Барди увлеклись возрождением античной музыки. В это общество входили так же Якопо Корси, Винченцо Галилеи (нет, это не однофамилец, а отец Галилео Галилеи), Якопо Пери, Джулио Каччини, Оттавио Ринуччини (поэт). В результате их деятельности образовался монодический одноголосный вокальный стиль и были написаны оперы «Дафна» и две «Эвридики» (первая Ринуччини-Пери, вторая — Каччини) на сюжет «Орфея и Эвридики», который, кстати, будет воплощаться в оперы на протяжении столетий. Тогда же зародился и вечный спор, что важнее — слова или музыка. Слышали когда-нибудь выражение «Prima la musica e poi le parole» (Сначала музыка, а потом уже слова)? Так вот, во флорентийской опере главными были слова, поэт был важнее композитора.
Как вы понимаете, Италия большая, а Рим слишком важен для всей человеческой истории, чтобы не существовало римской оперы… Здесь тоже был кружок, возглавляла который семья Барберини. Они были родственниками Папы Римского, и здесь опера получила клерикальный характер, то есть в ней пропагандировались христианские идеи, прославлялась церковь. Однако, результаты оказались даже лучше, чем у флорентийцев. Здесь были арии, хоры, ансамбли, пели кастраты (женщинам запрещалось петь в опере), появились оркестровые антракты между действиями. Примерами римских опер служат «Святой Алексей» («Il Sant’Alessio») Стефано Ланди и «Галатея» Лоретто Виттори.
Первым крупнейшим оперным композитором можно считать Клаудио Монтеверди (забавно, что в XIX веке появится другой гениальный оперный композитор — просто Верди). Жил он в 1567-1643 годах в Мантуе, а затем в Венеции. Монтеверди стал первым создателем подлинной музыкальной драмы. Он написал еще одного «Орфея» в 1607 году, другой его известной оперой является «Коронация Поппеи» (1642). Монтеверди средствами музыки показывал разнообразные характеры, драматические ситуации.
Конечно, без Венеции в истории становления оперы не обошлось. Венецианская школа стала лидером к середине XVII века. Именно здесь в 1637 году открылся ПЕРВЫЙ публичный оперный театр Сан-Касьяно, то есть опера стала общедоступна. Здесь же появилось то, за что оперу часто ругали: симпатичные мелодии, все внимание на сольное пение, превращение оперы в концерт в костюмах, комические вставки (которые потом переросли в оперу-буффа). Примером оперы венецианской школы служит «Золотое яблоко» Марко Чести.
И куда же вся итальянская культура без Неаполя! Именно этому городу перешла ведущая роль со второй половины XVII века. Здесь образуются Консерватории, первоначально служившие приютами для детей-сирот. И тут же мы знакомимся со вторым из выдающихся оперных композиторов — Алессандро Скарлатти (1600-1725). Он сочинил, только представьте — свыше 100 опер! Теперь арии стали передавать душевные переживания героя, а речитативы двигали действие вперед. Сочинялись арии в форме да капо (da capo) — первая часть, средняя и повторение первой с украшениями на вкус певца. Речитативы делились на сэкко (secco) — в сопровождении клавесина и аккомпаньято (accompagnato) — с богатой мелодической линией и сопровождением оркестра. Сформировалась увертюра.
Что же было в других странах? Неужели только итальянцы додумались до оперы? Конечно нет. Во Франции в конце 1650 годов прошли премьеры французских опер «Неблагодарная немая» и «Пастораль» Камбера на слова Перрена, хотя это были по сути итальянские оперы на французский текст. Они даже первыми получили патент на открытие Королевской академии музыки, но не смогли справиться с обязанностями. Тут на сцену вступает Жан Батист Люлли. Именно он считается родоначальником французской оперы. Интересно, что на самом деле он тоже итальянец — флорентиец. Но тем не менее он так упорно взялся за дело, что создал лучший оркестр в Европе, сочинил 19 опер. Французская опера — это пять актов с прологом и с условностями в сценическом поведении, патетикой, обязательным балетом.
Как насчет немцев? Первая немецкая опера — «Дафна» Генриха Шютца. В 1678 году в Гамбурге был открыт оперный театр. Создатель немецкой оперы — Рейнхард Кайзер. Однако по большому счету немецкая опера началась с Карла Марии фон Вебера, но это было намного позднее.
Что до Англии, то здесь первое имя всему — Генри Перселл. Единственная его опера — «Дидона и Эней», зато какая!
Вот так зарождалась опера в Европе. Что было в России? У нас сначала царило засилье иностранных трупп, итальянской оперы. Потом композитор Франческо Арайа, служивший при русском дворе, написал оперу на слова Сумарокова, а затем уже появились первые русские оперы Фомина, Соколовского, Березовского и других. Но настоящая русская национальная опера начинается с М. И. Глинки.