в какой стране ученые обнаружили ячменные зерна возраст которых 17 тыс лет
Текст книги «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
Автор книги: Владимир Пасечник
Жанр: Биология, Наука и Образование
Текущая страница: 9 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]
§ 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки
1. Какие признаки характерны для растений класса однодольных?
2. Чем простой околоцветник отличается от двойного?
3. Что называют узлом стебля?
4. Что такое междоузлия?
Семейство Лилейные. Это семейство насчитывает около 4 тыс. видов. Все лилейные растения обладают всеми уже известными нам признаками однодольных: их зародыш имеет одну, а не две семядоли; корневая система растений, выросших из семян, мочковатая, а не стержневая; жилкование листьев дуговое или линейное, а не сетчатое; цветки с простым околоцветником, а не двойным.
Семейство лилейных представлено главным образом многолетними травянистыми растениями (рис. 128). Все они имеют корневища или луковицы. Листья ланцетные, линейные или других форм. У большинства цветки собраны в соцветия, лишь у немногих цветки одиночные (рис. 129). Интересно, что некоторые из лилейных, например алоэ и драцену, выращивают как комнатные растения, а у себя на родине они могут вырасти в крупное дерево.
Для знакомства со строением цветка лилейных рассмотрим одиночный цветок тюльпана с простым раздельнолистным околоцветником (рис. 130). Ярко окрашенные листочки околоцветника расположены двумя кругами – 3 в наружном и 3 во внутреннем круге. Шесть тычинок также расположены по 3 в двух кругах. Центр цветка занимает крупный пестик, короткий стебель которого заканчивается трёхлопастным рыльцем. Формула цветка: *О3+3Т3+3П1. Плоды у тюльпана – сухие многосемянные коробочки. Семена с эндоспермом, окружающим зародыш.
Рис. 128. Растения семейства лилейных
Рис. 129. Безвременник великолепный и ландыш майский
Рис. 130. Строение цветка тюльпана
У ландыша майского цветки имеют простой околоцветник со сросшимися листочками и собраны в соцветие кисть, плоды сочные – ягоды.
Таким образом, лилейные имеют цветки с простыми сростнолистными и раздельнолистными околоцветниками из 6 листочков, с 6 тычинками и 1 пестиком. Плоды у лилейных либо коробочки, либо ягоды. Зародыш в семени окружён эндоспермом.
Многие лилейные выращиваются как овощные (спаржа, репчатый лук, чеснок) и как декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты) растения. Есть среди лилейных и ядовитые растения (вороний глаз, ландыш майский), обладающие также лекарственными свойствами.
Семейство Злаки. Семейство злаков входит в класс однодольных. В нашей стране злаки – травянистые растения с мочковатой корневой системой и стеблями, узлы которых обычно более толстые, чем междоузлия (рис. 131). Злаки растут в результате деления клеток в основании каждого междоузлия. Такой рост называют вставочным.
У большинства злаков (пшеницы, ржи, тимофеевки) междоузлия стебля полые, а узлы заполнены тканями. Такой стебель называют соломиной. Но у некоторых злаков (кукуруза, сахарный тростник) заполнены тканями и междоузлия.
Листья злаков, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием. Выше узла, от которого отходит лист, стебель охватывает влагалище – широкое основание листа, имеющее вид трубки. Влагалище защищает нежные делящиеся клетки, находящиеся в основаниях междоузлий. Именно наличие влагалищ отличает злаки от растений других семейств. В месте отхождения листовой пластинки от влагалища находится плёнчатый вырост – язычок. Он не позволяет воде проникнуть между стеблем и влагалищем.
Рис. 131. Растения семейства злаков
Цветки злаков мелкие и невзрачные, они образуют простые соцветия – колоски, нередко составляющие сложные соцветия – сложный колос, метёлку. Почти у всех злаков у основания каждого колоска находятся две колосковые чешуи. Число цветков в колосках у разных злаков различно – от одного до нескольких. Цветки большинства злаков имеют по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Формула цветка: ↑O(2)+2T3П1.
В односемянном плоде злаков – зерновке околоплодник и семенная кожура срослись. В семени эндосперм не окружает зародыш, а примыкает к нему сбоку, непосредственно прилегая к единственной семядоле, так называемому щитку. Отдельные зерновки культивируемых злаков обычно называют зёрнами, а их массу – зерном.
Наибольшее хозяйственное значение имеют такие зерновые культуры семейства злаков, как пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, рис, овёс. В тропических странах культивируют сахарный тростник. Из его стеблей получают сахар.
В семейство злаков входят и дикорастущие травы, например пырей ползучий, тимофеевка луговая, ковыли.
Пырей ползучий – злостный корневищный сорняк. Его соцветие – длинный и узкий сложный колос. Размножается пырей вегетативно кусочками корневища.
Тимофеевка луговая – одно из наиболее ценных кормовых растений с узким цилиндрическим колосовидным соцветием – султаном.
Ковыль – многолетний засухоустойчивый злак, типичный для степей. Пучки его корней широко разрастаются и глубоко проникают в землю, образуют плотный дёрн. Узкие длинные листья ковыля приспособлены к экономному расходованию влаги. Цветки собраны в редкую метёлку. Зерновки одеты цветковыми чешуями, причём наружная имеет длинную перистую, пушистую и лёгкую ость. Благодаря этим остям зерновки могут пролетать большие расстояния. Когда ветер затихает, зерновка опускается, острым нижним концом вонзается в землю и постепенно с помощью ости ввинчивается в неё.
Строение пшеницы (ржи, ячменя)
1. Рассмотрите корневую систему злакового растения. Чем она отличается от корневых систем растений класса двудольных?
2. Рассмотрите стебель пшеницы (ржи, ячменя). Как называют такой стебель? В чём его особенность?
3. Изучите строение листа злаков. Рассмотрите основание листа – влагалище. Какое оно имеет значение для растения?
4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как его называют?
5. Выделите из соцветия цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите цветковые чешуи. Сколько тычинок в цветке? Найдите пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?
6. Рассмотрите плод пшеницы. Как его называют?
СЕМЕЙСТВО ЛИЛЕЙНЫЕ. СЕМЕЙСТВО ЗЛАКИ. СОЛОМИНА. КОЛОСКОВЫЕ ЧЕШУИ. ЦВЕТКОВЫЕ ЧЕШУИ
1. Какие растения семейства лилейных вы знаете?
2. На основании каких признаков лилейные растения отнесены к классу однодольных?
3. В чём сходство и различие в строении цветков тюльпана и ландыша?
4. Какие плоды бывают у лилейных растений?
5. Какой стебель называют соломиной?
6. Как соломина растёт в длину?
7. Каковы отличительные признаки семейства злаков?
8. Какие культурные и дикорастущие злаки вы знаете?
Чем можно объяснить, что среди растений семейства лилейных часто встречаются первоцветы?
На основании строения цветка злаков предположите, каким способом опыляются эти растения. Приведите доказательства своих предположений.
• Вблизи Еревана создан единственный в мире заповедник пшеницы. Учёные утверждают, что здесь на 89 га неорошаемой пустоши можно встретить почти все известные науке виды дикорастущей пшеницы.
• Группа учёных обнаружила в 20 км севернее Асуана (Египет) ячменные зёрна, возраст которых 17 тыс. лет. До сих пор самыми старыми считали культурные семена, найденные в Сибири. Их возраст 9 тыс. лет.
§ 30. Культурные растения
1. Какие культурные растения вам известны?
2. Какова роль культурных растений в жизни человека?
Капуста – наиболее ценное культурное растение из семейства крестоцветных. Человек выращивает капусту уже более 4 тыс. лет. Наши предки – славяне первыми изобрели способ её заквашивания.
Предком культурных сортов капусты была капуста дикая, встречающаяся и в наши дни в некоторых районах Средиземноморья. Это небольшое растение с высоким стеблем и округлыми листьями, не образующими кочана. За много веков выращивания человек вывел самые разнообразные сорта и разновидности капусты (рис. 132).
В нашей стране больше всего распространена капуста белокочанная. Это двулетняя культура. В первый год жизни из семян развиваются растения с коротким стеблем-кочерыгой и крупными округлыми листьями, образующими кочан. На второй год жизни из пазушных и верхушечных почек кочерыги развиваются высокие стебли с листьями и соцветиями. Бледно-жёлтые цветки капусты имеют такое же строение, как у всех растений семейства крестоцветных, и собраны в соцветие кисть. Плоды – стручки с семенами – созревают осенью.
У краснокочанной капусты листья окрашены в фиолетово-красный цвет. В этой капусте в 4 раза больше витамина А, чем в белокочанной.
Рис. 132. Разновидности капусты
Цветная капуста – ценный диетический продукт. В пищу употребляют плотные белые соцветия из недораспустившихся цветков, расположенных на толстых цветоножках.
Брюссельскую капусту выращивают ради маленьких кочанчиков, образующихся в пазухах листьев и содержащих большое количество легкоусвояемых белков, витаминов С и А.
Кольраби не имеет кочана, но образует шаровидное утолщение стебля, напоминающее по вкусу капустную кочерыгу.
Кроме того, выращивают савойскую, листовую, кормовую и другие разновидности капусты.
Выращивая капусту, необходимо регулярно её поливать, рыхлить почву, подкармливать, бороться с сорняками, вредителями и болезнями. Все разновидности капусты влаголюбивы и требовательны к плодородию почв.
Яблоня – зимостойкая культура семейства розоцветных. Она выдерживает морозы до 30 °С. Яблоки употребляют в пищу в свежем виде, их сушат, мочат, приготовляют из них соки, компоты, варенье, повидло, мармелад.
В зависимости от времени созревания плодов сорта яблони делят на летние, осенние и зимние. Плоды летних сортов (папировка, белый налив) созревают в июле-августе; осенних (коричное полосатое, осеннее полосатое, боровинка, анис полосатый) – в сентябре; плоды зимних сортов (апорт, антоновка обыкновенная, ренет Симиренко, пепин шафранный) снимают с деревьев в октябре. Плоды зимних сортов хорошо хранятся до самой весны. При хорошем уходе яблоневые сады дают более 200 ц плодов с 1 га.
Яблоня – перекрёстноопыляемое растение: чтобы завязывались плоды, необходимо опыление цветков пыльцой другого сорта. Поэтому в саду должно быть не менее трёх взаимоопыляемых, одновременно цветущих и вступающих в плодоношение сортов. Яблоню размножают вегетативно прививкой. Деревья яблони в зависимости от сорта и подвоя достигают в высоту 4–10 м. В последние годы при размножении яблони используют слаборослые подвои, которые дают возможность получать невысокие деревья, удобные для ухода и уборки урожая. Яблони на слаборослых подвоях начинают плодоносить на 3–4-й год.
Саженцы плодовых деревьев высаживают осенью и весной (рис. 133). Ямы для посадки деревьев готовят заблаговременно. Их глубина должна быть 0,7–0,8 м, а диаметр – не менее 1 м. При подготовке ямы верхний плодородный слой почвы складывают на одну сторону, а нижний – на другую. На дно ямы насыпают холмиком верхний слой почвы, в который добавляют органические и минеральные удобрения. Сажают деревца вдвоём. Один человек опускает саженец в яму на нужную глубину, второй расправляет по холмику корни и засыпает их рыхлой землёй. Для лучшего контакта корней с почвой саженец слегка потряхивают, а почву хорошо уплотняют. Необходимо следить, чтобы корневая шейка саженца находилась выше уровня почвы на 5–8 см. В этом случае при осадке почвы в яме она окажется вровень с поверхностью. Саженцы на слаборослых подвоях следует заглублять до места прививки – это способствует образованию более глубокой корневой системы и лучшей устойчивости деревьев. После посадки саженцы поливают (2–3 ведра воды). Весной по мере роста дерева производят обрезку, формируя крону яблони. Приствольные круги ежегодно перекапывают и под деревья вносят органические и минеральные удобрения. Деревья необходимо защищать от грызунов и вредителей.
Рис. 133. Посадка саженцев
Картофель – одно из самых известных и ценных растений семейства паслёновых. Его родина – Южная Америка, где и сейчас растут дикие виды картофеля. В Европу картофель был завезён в середине XVI в. испанцами. Сначала его выращивали как декоративное растение, украшая им клумбы и причёски придворных красавиц. И только в конце XVII в. в европейских странах картофель стали разводить ради получения съедобных клубней. В Россию картофель завезли во времена Петра I.
В настоящее время выведено много сортов картофеля, отличающихся высокой урожайностью и хорошими вкусовыми качествами. В клубнях картофеля, кроме крахмала, содержатся и другие вещества, ценные для организма.
Картофель также широко используют для откорма сельскохозяйственных животных. Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт и другие продукты.
Цветки картофеля имеют такое же строение, как у всех растений семейства паслёновых. Их плохо посещают насекомые из-за отсутствия нектара, поэтому цветки, как правило, самоопыляются. К осени созревают плоды – крупные зеленоватые ягоды с семенами внутри (рис. 134). Растения из этих семян вырастают небольшие, с мелкими клубнями. Поэтому семена картофеля используют только при выведении новых сортов, а размножают эту культуру обычно вегетативным способом – клубнями.
Рис. 134. Цветки, плоды и общий вид картофеля
Картофель – растение умеренного климата. Он хорошо растёт и даёт высокие урожаи в солнечную прохладную погоду при частых, но не обильных дождях, на лёгких, хорошо удобренных почвах.
Некоторые виды дикого картофеля обладают высокой сопротивляемостью многочисленным видам насекомых-вредителей. Учёные работают над выведением новых сортов культурного картофеля, который тоже был бы устойчив к вредителям.
К семейству паслёновых относятся и такие ценные пищевые растения, как томаты, баклажаны, красный, или однолетний, перец (рис. 135).
Родина томатов – Южная Америка. В нашу страну эти растения привезены в 1850 г. из Западной Европы и широко распространились. Плод томата – крупная, сначала зелёная, позже оранжево-красная ягода – содержит много полезных веществ.
Рис. 135. Плоды культурных растений семейства паслёновых
Баклажаны и красный перец тоже разводят ради вкусных и богатых витаминами плодов.
Горох посевной – типичное растение семейства мотыльковых, одно из древнейших культурных растений. Родина гороха – горы Афганистана и Северо-Западной Индии. Горох – однолетнее травянистое растение. Сложные листья гороха оканчиваются ветвистыми усиками, которые цепляются за опору и поддерживают тонкий слабый стебель. Цветок и плод имеют характерное для мотыльковых строение (рис. 136).
Семейство мотыльковых включает много ценных пищевых культур. К ним, кроме гороха, относятся фасоль, соя, чечевица, арахис. Семена сои и арахиса, кроме белков, содержат много жиров. У арахиса плоды с семенами созревают под землёй, поэтому их часто называют земляными орехами.
Подсолнечник – высокое однолетнее растение с крупными цельными листьями. На верхушке его стебля расположено огромное соцветие корзинка, покрытое снизу листочками обёртки (см. рис. 127).
Привезённое из Мексики растение с ярко-жёлтым соцветием назвали в Европе «цветком солнца». Многие годы его выращивали как декоративное. В нашу страну подсолнечник попал в XVIII в. тоже как декоративное растение. И лишь через много лет люди обнаружили хозяйственную ценность семян подсолнечника.
Рис. 136. Цветки, плоды и общий вид гороха посевного
Теперь подсолнечник – важнейшее масличное растение, которое возделывают главным образом в степной полосе на чернозёмных почвах. Его семянки содержат много жира, который из них выжимают для получения масла. Подсолнечное масло – ценный пищевой продукт, его используют при изготовлении маргарина, халвы, а также олифы, лаков, мыла. Подсолнечник служит хорошим кормом для животных, в северных районах его выращивают на силос.
В корзинке подсолнечника бывает до 1 тыс. цветков. Среди них различают трубчатые и ложноязычковые (см. рис. 127). В ложноязычковых цветках, расположенных по краю корзинки, нет ни тычинок, ни пестиков. Они лишь привлекают насекомых, опыляющих рыльца малозаметных трубчатых цветков, из завязей которых развиваются плоды семянки.
Из других пищевых растений семейства сложноцветных у нас широко возделывают топинамбур, или земляную грушу, и салат. Находят применение в качестве пищевых два вида цикория, полынь-эстрагон, употребляемая как пряность, артишок, разводимый ради мясистого съедобного цветоложа, и др.
Лук – ценное овощное растение. Насчитывается около 400 видов луков. Родина их – Китай и Средняя Азия. Подземная часть растения – видоизменённый побег луковица, от которой вниз отходят придаточные корни, а вверх поднимаются листья и цветоносный стебель. Цветки лука, имеющие типичное для лилейных строение, собраны в шаровидное соцветие, плод – коробочка.
Запах и вкус лука обусловлены эфирным луковым маслом и сахарами. Он богат витаминами В и С. Лук и чеснок содержат фитонциды – летучие вещества, угнетающие многие виды бактерий и вирусов. Поэтому их используют как средство против некоторых инфекционных заболеваний, например гриппа.
Пшеница – одно из древнейших культурных растений (рис. 137). Её возделывают уже более 10 тыс. лет. Зерновки пшеницы находили при раскопках первых поселений человека и даже в пирамидах египетских фараонов.
Известно более 20 видов пшеницы, каждый из которых имеет много сортов. Однако все виды и сорта пшеницы обладают общими признаками.
Как у большинства злаков, стебель пшеницы – соломина с хорошо заметными узлами. У одного растения может быть от 2 до 12 и более стеблей. Листья у пшеницы длинные, узкие, с параллельными жилками; хорошо развиты листовые влагалища. Соцветие – сложный колос. Он состоит из многих колосков. На оси каждого колоска сидят две колосковые чешуи, а за ними – от 2 до 7 цветков.
У цветков пшеницы типичное для злаков строение: 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки, пестик с 2 рыльцами. В ещё закрытых цветках происходит самоопыление. Плод – зерновка.
Сорта пшеницы делят на две группы: твёрдые и мягкие. Эндосперм зерна твёрдой пшеницы плотный, на разрезе он блестит, как стекло. Эта пшеница очень требовательна к почве и климату. Поэтому её выращивают главным образом в южных и юго-восточных районах нашей страны, например на Кубани и в Поволжье, где много тепла и света, а почвы плодородные.
Эндосперм зерна твёрдой пшеницы почти на четверть состоит из белка, называемого клейковиной. Обилие клейковины ценится в хлебопечении. Белый хлеб высшего сорта, а также лучшие сорта макарон получают именно из зерна твёрдой пшеницы.
В зерновках мягкой пшеницы эндосперм рыхлый, мучнистый, менее богатый белками. Эта пшеница менее требовательна к почве и теплу, поэтому она распространена почти повсеместно.
В нашей стране возделывают как озимую, так и яровую пшеницу. Яровую пшеницу высевают ранней весной, за лето она успевает созреть и дать урожай зерна. Озимую пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы, пшеница кустится и перезимовывает под снегом. Весной она снова трогается в рост и созревает раньше яровой, принося более высокий урожай.
Рожь – ветроопыляемое растение. Каждый колосок её сложного колоса содержит 2 хорошо развившихся цветка и 1 недоразвившийся. Зерновка ржи узкая, длинная. Мука из зерновок ржи тёмная, из неё выпекают ржаной хлеб.
Ячмень также имеет соцветие сложный колос. В каждом колоске по одному цветку. При цветении ячменя происходит самоопыление, но в жаркое сухое лето возможно и перекрёстное опыление. Ячмень – скороспелое хлебное растение. Зерновки ячменя используют для изготовления ячневой и перловой круп, а также для откорма свиней и домашней птицы.
Овёс отличается от ячменя и ржи. На веточках его раскидистого соцветия метёлки расположены колоски, в каждом из которых по 2–3 цветка. В них происходит самоопыление. Из зерновок овса в основном получают толокно, овсяную крупу, геркулес, также это кормовая культура. Овёс холодостоек, его выращивают в средней полосе и в северных районах нашей страны.
Просо, как и овёс, имеет соцветие метёлку. Его стебли не только кустятся, но и ветвятся. Просо – крупяная культура. Получаемую из него крупу называют пшеном. Теплолюбивое растение просо хорошо переносит засуху, поэтому его возделывают главным образом в южных районах европейской части страны.
Рис – ценная зерновая культура. Его выращивают в южных районах на поливных землях.
Кукуруза – один из самых крупных злаков высотой до 2–3 м и более. Корни её сильно разрастаются в пахотном слое и уходят в почву на 150 см и более. От нижней части стебля отходят крупные придаточные корни, окучивание способствует их развитию. Стебель кукурузы толстый и не полый. Длинные широкие листья имеют параллельное жилкование.
Кукуруза однодомна. Пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении. Пестичные цветки имеют округлую завязь с длинным шелковистым столбиком, заканчивающуюся двулопастным рыльцем, и собраны в соцветие сложный початок (рис. 138). Початки развиваются в пазухах листьев, они одеты зелёной обёрткой из видоизменённых листьев. Тычиночные цветки образуют раскидистое соцветие метёлку, расположенную на верхушке стебля и состоящую из колосков, в каждом из которых по 2 цветка с 3 тычинками. Пыльца созревает раньше, чем на этом же растении из обёрток початков появятся рыльца. Поэтому самоопыления у кукурузы почти не бывает. Ветер переносит пыльцу на рыльца соседних растений.
Корни кукурузы нуждаются в хорошем доступе воздуха. Почву нужно тщательно обрабатывать перед посевом и рыхлить летом. Кукуруза светолюбива. Её высевают рядами, далеко отстоящими друг от друга. Она относительно засухоустойчива, но всё-таки каждому растению требуется не менее литра воды в сутки. Кукуруза очень теплолюбива. Её убирают до наступления заморозков, так как взрослые растения повреждаются даже при 1 °С.
В районах с умеренным климатом зерно кукурузы большинства сортов часто не успевает вызревать. В средней полосе это растение выращивают на силос для скармливания сельскохозяйственным животным. За последние годы выведены сорта, дающие зрелое зерно не только в средней полосе страны, но и в Сибири. Кукуруза – ценная зерновая, продовольственная и кормовая культура.
1. От какого растения произошли культурные сорта капусты?
2. Какое строение имеет цветок капусты?
3. Какие плодовые растения семейства розоцветных вам известны?
4. Какие культурные растения семейства паслёновых вам известны?
5. Как использует человек культурные растения семейства злаковых?
У себя на родине, в Южной Америке, картофель и томаты – многолетние растения. Почему у нас их выращивают как однолетние?
Выясните, какие сорта капусты выращивают в вашей местности.
Задания для любознательных
1. Осенью выкопайте с корнем кочан капусты. Положите его в подвал и храните при температуре около 0 °С. Корни засыпьте влажным песком. В январе посадите капусту в горшок с огородной землёй. Поставьте поближе к свету, поливайте и следите за её ростом в течение двух месяцев. Результаты наблюдений записывайте.
2. Подготовьте подробный рассказ «Посадка и уход за яблоневым садом».
3. Проведите наблюдения за опылением и развитием плодов у плодово-ягодных растений семейства розоцветных.
4. Выясните, какие сорта пшеницы и других злаковых культур выращивают хозяйства вашего района. Какова их урожайность?
5. Используя дополнительную литературу и материалы сети Интернет, познакомьтесь с историей введения в культуру и агротехникой культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в вашей местности.
Краткое содержание главы
Изучив растения из нескольких семейств, вы убедились, что они очень разнообразны. Чтобы было легче разобраться в этом многообразии, растения объединяют в группы, используя признаки сходства и различия, по которым можно судить о степени их родства.
Растения, принадлежащие к одному виду, сходны по строению, жизнедеятельности, при скрещивании дают плодовитое потомство, похожее на родительские растения.
Растения разных видов, объединённые в роды, происходят от общих предков. Растения, принадлежащие к одному семейству, также родственны, но это родство более отдалённое.
Семейства объединяют в порядки, порядки – в классы, классы – в отделы, отделы – в царства.
Сходство в строении растений, относящихся к разным отделам, позволяет сделать вывод об их родстве и единстве происхождения в далёком прошлом.
Практически все сельскохозяйственные растения относятся к различным семействам покрытосеменных. Человек выращивает их, чтобы получить продукты питания, корма для животных, сырьё для промышленности. Культурные растения были выведены из дикорастущих. Они происходят из разных стран с различным климатом и нуждаются в разных условиях жизни (тепле, влаге, свете, питательных веществах).
При получении высоких урожаев необходимо знать биологические особенности выращиваемой культуры, чтобы правильно проводить агротехнические мероприятия. Необходимо помнить, что нарушение агротехники может нанести вред не только растениям, но и окружающей среде.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.