в какой стране сбрасывали стариков со скалы

Почему в древности многие народы избавлялись от стариков

в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Смотреть фото в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Смотреть картинку в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Картинка про в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Фото в какой стране сбрасывали стариков со скалы

В далёком прошлом не было ни домов престарелых, ни пенсий, и люди преклонного возраста часто становились обузой для своих близких. Поэтому у многих народов существовал обычай оставлять стариков.

Национальные способы умерщвления

В Древней Греции старых людей умерщвляли по достижении определённого возраста – обычно сбрасывали со скалы.

Прокопий Кесарийский в VI веке сообщал о некоем германском племени, где стариков предавали смерти. В Исландии в XI веке их специально морили голодом, чтобы те умерли.

Ингуши сбрасывали стариков с горы, либо сажали в корзину и относили в специальное место, которое называлось Долиной Смерти. Колхи (древние жители Кавказа) также усаживали своих старцев в корзины и бросали в море.

Скифы же не только убивали стариков: они разрубали их на куски и варили в котлах вместе с мясом быков и овец, а потом съедали.

Монголы имели обыкновение закапывать стариков в землю. У них бытовали пословицы: «внук задушит», «зловещий старик тот, который увидит своих правнучат». Обычай сохранился вплоть до XVIII века.

Буряты проводили церемонию Хэрмэн зэгэтэ-аба. По достижении 70-летнего возраста для стариков устраивали пиршество. Внук старика клал в рот деду кусок бараньего жира и заталкивал внутрь с помощью длинной кости. Как правило, от этой процедуры человек умирал.

Салазки и лубок

Подобные обычаи практиковались и на Руси в дохристианский период. Если верить источникам, древние славяне заводили стариков-родителей, которые уже не могли заботиться о себе сами, в глухой лес и там оставляли.

Дальше ситуация могла развиваться по-разному. Кто-то становился добычей диких зверей, а кто-то умирал своей смертью от голода и холода. Иногда перед тем как оставить в лесу, стариков забивали насмерть ударом по голове. Нередко такую «работу» поручали кузнецам, владевшим тяжёлым молотом.

В русском языке существует такое архаичное выражение, как «посадить на санки» или «посадить на салазки». В украинском есть аналог – «сажать на лубок» или – «пора на лубок». Все это имеет отношение к смерти.

Этнограф Литвинова, пишет: «Людей старых, не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага… Когда этот обычай был запрещён, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали».

Последний случай исследовательнице пришлось наблюдать уже в 80-х годах XIX века в деревне Землянка Полтавской губернии.

А вот свидетельство уездного землемера Пржиборовского: «Обычай этот существует не только в Малороссии, но и в других местах (например, в Новгородской губернии и лесных уездах Минской губернии)… Дети привязывают старика к салазкам и вывозят его, помимо его воли в степь, на мороз…».

Конец культа

Этнографы и фольклористы полагают, что традиция умерщвления стариков была связана не только с тяжёлыми условиями жизни, но и с религиозными культами, и усматривают в этом элементы жертвоприношения.

Так, по словам исследователя Богораза, те же чукчи верили, что если человек умирает от болезни, то его пожирает злой дух – кэле, и после кончины умерший сам превращается в кэле и вредит живым. Поэтому старику «помогали» умереть, и тогда дух его с того света оказывал родным всяческую помощь и поддержку.

Между тем у славянских народов встречается такое предание (в разных вариациях). Отец с сыном отвозят старого дедушку на санях в лес и оставляют там. Мальчик беспокоится об оставленных в лесу санках, а на вопрос отца, зачем они ему, отвечает: «А чтобы отвезти вас с матерью в лес, когда те состарятся».

Источник

Почему древние славяне избавлялись от пожилых соплеменников

В далёком прошлом не было ни домов престарелых, ни пенсий, и люди преклонного возраста часто становились обузой для своих близких. Поэтому у многих народов существовал обычай оставлять стариков.

Национальные способы умерщвления

В Древней Греции старых людей умерщвляли по достижении определённого возраста – обычно сбрасывали со скалы.

Прокопий Кесарийский в VI веке сообщал о некоем германском племени, где стариков предавали смерти. В Исландии в XI веке их специально морили голодом, чтобы те умерли.

Ингуши сбрасывали стариков с горы, либо сажали в корзину и относили в специальное место, которое называлось долиной смерти. Колхи (древние жители Кавказа) также усаживали своих старцев в корзины и бросали в море.

Скифы же не только убивали стариков: они разрубали их на куски и варили в котлах вместе с мясом быков и овец, а потом съедали.

Монголы имели обыкновение закапывать стариков в землю. У них бытовали пословицы: «внук задушит», «зловещий старик тот, который увидит своих правнучат». Обычай сохранился вплоть до XVIII века.

Буряты проводили церемонию Хэрмэн зэгэтэ-аба. По достижении 70-летнего возраста для стариков устраивали пиршество. Внук старика клал в рот деду кусок бараньего жира и заталкивал внутрь с помощью длинной кости. Как правило, от этой процедуры человек умирал.

Салазки и лубок

Подобные обычаи практиковались и на Руси в дохристианский период. Если верить источникам, древние славяне заводили стариков-родителей, которые уже не могли заботиться о себе сами, в глухой лес и там оставляли.

Дальше ситуация могла развиваться по-разному. Кто-то становился добычей диких зверей, а кто-то умирал своей смертью от голода и холода. Иногда перед тем как оставить в лесу, стариков забивали насмерть ударом по голове. Нередко такую «работу» поручали кузнецам, владевшим тяжёлым молотом.

В русском языке существует такое архаичное выражение, как «посадить на санки» или «посадить на салазки». В украинском есть аналог – «сажать на лубок» или – «пора на лубок». Все это имеет отношение к смерти.

Этнограф Литвинова, пишет: «Людей старых, не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага… Когда этот обычай был запрещён, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали».

Последний случай исследовательнице пришлось наблюдать уже в 80-х годах XIX века в деревне Землянка Полтавской губернии.

А вот свидетельство уездного землемера Пржиборовского: «Обычай этот существует не только в Малороссии, но и в других местах (например, в Новгородской губернии и лесных уездах Минской губернии)… Дети привязывают старика к салазкам и вывозят его, помимо его воли в степь, на мороз…».

Конец культа

Этнографы и фольклористы полагают, что традиция умерщвления стариков была связана не только с тяжёлыми условиями жизни, но и с религиозными культами, и усматривают в этом элементы жертвоприношения.

Так, по словам исследователя Богораза, те же чукчи верили, что если человек умирает от болезни, то его пожирает злой дух – кэле, и после кончины умерший сам превращается в кэле и вредит живым. Поэтому старику «помогали» умереть, и тогда дух его с того света оказывал родным всяческую помощь и поддержку.

Между тем у славянских народов встречается такое предание (в разных вариациях). Отец с сыном отвозят старого дедушку на санях в лес и оставляют там. Мальчик беспокоится об оставленных в лесу санках, а на вопрос отца, зачем они ему, отвечает: «А чтобы отвезти вас с матерью в лес, когда те состарятся».

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Источник

Легенда о Скале стариков (полная версия)

На вершину скалы стоит стройный бородатый мужчина. Он только что принёс сюда худого немощного старика. Минута прощания торжественна:

Этот суровый жестокий обычай корнями своими восходит ешё ко временам древних народов. В частности, у спартанцев была своя такая же Тайгетская скала. С неё сбрасывали в пропасть не только стариков, но и больных, немощных людей, а также всех, имеющих физические недостатки. В то суровое время, только сильный, имел право на жизнь.

в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Смотреть фото в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Смотреть картинку в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Картинка про в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Фото в какой стране сбрасывали стариков со скалыСтарожилы аула Калеж рассказывают, что одной из причин существования этого обычая было строгое распределение пищевого ресурса. В семьях было много детей, но скудная земля отнюдь не баловала обильными урожаями, да и охота часто ожидала быть лучшей. В адыгском эпосе о нартах описывается обычай убивать самого старого: «Того, кому пришёл черёд быть убитым, нарты вели к себе, сажали за стол, подносили чашу бахсымы 1 и оставалось ему жить до тех пор, пока выпьет ту чашу бахсымы. Держа в руках по камню, (нарты) сидели в доме наготове и ожидали, когда старик допьет чашу до конца. «. 2 Горцы всегда отличались незаурядным здоровьем и могли жить очень долго. Ста-оикам, как правило, приходилось мотыжить землю, пока они держались на ногах. Только это давало им право на жизнь. В древней Спарте были иные причины. Там шёл искусственный отбор. Современники, приезжая к спартанцам всегда поражались красоте и мужеству этих людей, а также, отсутствию у них стариков и больных. Пожалуй, это была самая первая и откровенная игра в «слабое звено». Но пришли иные времена и от жестокого обычая гориы отказались. С некоторых пор адыги научились уважать и ценить мудрость старцев. Вот что рассказывает об этом местная легенда:

«Было это очень давно. Кто знает, сколько воды утекло в реке Аше? Жил в ауле старик, которого звали Тагир. Труженик был великий. Здоровьем обладал отменным. Старость подошла, а он всё ещё работал, «до седьмого пота» и даже на охоту иногда выбирался, редко возвращаясь без добычи. И вот однажды в лесу свалился в обрыв и повредил себе ногу. Отыскал его старший сын Айтек, принёс домой, выходил, вылечил, да вот только с тех пор уж больше не вставал Тагир с зарёй, а все больше полёживал. Как-то раз, после суровой зимы и очередного неурожая, собрался общеплеменной совет, Хаса. Выступил грозный Тхамата, глава Хасы, и назвал имена стариков, время которых подошло, а, в заключение, он воскликнул:

Содрогнулся Айтек, когда прозвучало имя отца, но виду не подал. Он всё время старался оттянуть эту минуту, сознавая между тем её неизбежность, но пот, время пришло. Вскоре сам Тагир напомнил сыну:

— Пришла пора выполнить волю Хасы, Айтек. Нельзя нарушить древний
закон племени.

Скрепя сердие подхватил Айтек на руки отца и понёс на роковую скалу. Солние уже клонилось к закату, и его последние лучи золотили утёс, когда Айтек с отиом на руках приблизился к вершине скалы. Внезапно он упал, споткнувшись о торчавший посреди тропы камень и выронил Тагира. К своему удивлению он тут же услышал звонкий смех отиа. Ни время, ни место, ничто не указывало на причину столь внезапной перемены настроения старика.

— Послушай, Айтек. А ведь история повторяется. Когда-то, давным-давно, я нёс сюда же своего отца, а твоего деда Айдамира и, можешь себе представить, споткнулся об этот же самый камень; после чего твой дед рассказал мне, что этот же случай вышел с ним и твоим прадедом Теперуко. Так что смотри, когда сын твой понесёт тебя, Айтек, в последний путь, пожалуйста, предупреди его заранее об этом камне, чтобы и тебе не пришлось набить шишек перед последним полётом.

Несмотря на возражения отца, испытывавшего священный ужас перед волей Хасы и опасавшегося за жизнь сына и честь рода, Айтек отнёс старика Тагира в пешеру и устроил его на ложе из папоротника. Солнце уже давно зашло, когда сын вернулся в родной аул.

С тех пор поздними вечерами Айтек тайно прокрадывался к пешере отца и приносил ему всё необходимое для жизни. Случалось, что они до половины ночи вели разговоры, так что сын возвращался домой уже перед рассветом. Никому не говорил он о своей тайне, даже самым ближайшим родичам. Так шло время.

Читатель, нанеси свой регион или населенный пункт на Яндекс-карту Кавказа!

Однажды в ауле наступили голодные времена. Люди стали резать скот и даже лошадей, чтобы прокормиться, но еды всё равно не хватало. Тогда Тагир посоветовал Айтеку выступить на Хасе: «Скажи, чтоб не резали скот, а особенно лошадей; они ешё пригодятся. В голодное время выручит лес. Под прошлогодней листвой сохранилось много каштанов и желудей». Он показал сыну, как выглядят съедобные коренья; рассказал о премудрых способах ловли форели в горных реках; о том, как можно умело поставить силки и западни на лесных зверей.

Советы Тагира, переданные через сына, помогли племени выжить в трудное время. Люди удивлялись рассудительности и мудрости Айтека. Вскоре о нём стали говорить в соседних аулах.

Все повернулись на запад, куда показывал молодой мудрец, и увидели вершины гор, озарённые первыми лучами утреннего Солнца.

Второе состязание заключалось в том, что предлагали сосчитать, сколько капель в Чёрном море? Мудрецы, посовещавшись, единодушно сочли это невыполнимым. И тут вперёд выступил Айтек. Он сказал, что готов это выполнить. По толпе собравшихся людей пробежал удивлённый ропот. Молодой мудрец предлагал совершить невозможное. Всем было очень интересно посмотреть, как же это ему удастся. Айтек сказал, что уже начинает считать, но для точности подсчёта капель ему необходимо выполнение одного условия, чтобы те, кто задал этот вопрос, отсекли бы вначале от моря все реки и ручьи и запретили бы дождям лить.

Третьим заданием было сосчитать, сколько звёзд на Небе. И опять вызвался один Айтек. Он попросил задавших этот вопрос, чтобы они приказали вначале звёздам спуститься пониже, чтобы их можно было бы считать, не задирая при этом головы.

Все присутствующие были поражены мудростью и остроумием ответов молодого джигита, так что в конце состязания Айтека единодушно избрали Тхаматой.

Айтек помнил долгие разговоры с отцом, когда они сидели вместе возле пешеры. Старик за это время рассказал ему много интересного и полезного. Отец передал сыну опыт всей своей долгой жизни.

Айтек стал мудрым Тхаматой. Вскоре ему предстояло ещё одно испытание. С побережья примчались всадники-дозорные и принесли весть, что на большой мыс прибыли заморские галеры, с которых на берег высадились вооружённые до зубов люди свирепого вида. Айтек поспешил в пешеру к отцу за советом. Тагир, выслушав новость, помрачнел. Он хорошо помнил события, произошедшие в дни его молодости. Он остался одним из немногих, кому удалось тогда избежать позорного плена и печальной участи раба где-нибудь на далёком Востоке.

Племя собралось возле пещеры, чтобы узнать, что же скажет им мудрый Тхамата. Каково же было удивление, когда из пешеры вышел древний старец с белой бородой до самого пояса. Поначалу люди, не узнав Тагира, решили, что это сам Великий Бог Тха пожаловал с Небес, воплотившись в ветхого старца. Они пали ниц и молили спасти их. Величественный старец сделал жест следовать за ним в пещеру и повёл племя вглубь горы.

Долго шли люди по подземным лабиринтам. Так долго, что даже счёт времени был ими потерян. И вот, наконец, где-то впереди забрезжил свет. Племя вышло в чудесную зелёную долину, где росли лазоревые цветы, пели птииы, журчали чистые ручьи. На склонах гор лежал свежевыпавший снег, но было как-то, по-весеннему, тепло. Посреди долины росло множество дубов-исполинов.

А пещера, где Айтек скрывал старого Тагира, до сих пор существует неподалёку от Скалы. Сейчас из неё вытекает ручей, хотя во времена Тагира, как говорят старики, там было сухо.

После чудесного разгрома противника, Хаса отменила, наконец, жестокий обычай убивать собственных отцов. Мрачную тропу завалили камнями, и с тех пор никто больше не носил своих стариков на скалу. Напротив, с этого времени был введён новый обычай высоко ценить старейшин племени; окружать их особым почётом и уважением а также всегда, в случае принятия какого либо трудного решения, созывать совет старейшин».

От редакции: Другие материалы о Краснодарском крае доступны на страницах «Кавказского узла» в разделах «Новости», «Статьи», «Интервью», «Энциклопедия» и других.

Примечания:

Автор: Кавказский Узел

Источник

Древняя Спарта: жуткий спартанский обычай убивать стариков

Жуткий спартанский обычай убивать стариков в Спарте занимает особое место среди исторических дискуссий. Миф о том, что там убивали чуть ли не всех подряд (стариков, детей, больных) живее всех живых.

Со Спартой связано уж очень много легенд, отмечают историки. Уж сколько археологи не представляют доказательств и пояснений, в интернете упорно давят на безусловную жестокость спартанцев.

Законы Древней Спарты

Оказалось, что даже история про легендарного царя Ликурга, который составил те самые спартанские законы — тоже миф. Согласно этим законам, в Спарте нужно было соблюдать некий полупервобытный образ жизни: с одеждой одного кроя и цвета, отсутствием роскоши, единообразной формой усов и бород, с жестким воспитанием детей и инфатицидом (умерщвлением слабых младенцев). В придачу к этому, старикам в Спарте была отведена незавидная роль — их тоже отправляли в расход, если верить ликурговым прописям.

Многолетние исторические исследования доказали, что Ликург — это придуманная личность. Скорее всего, миф с законами для Спарты тоже был нужен лишь для того, чтобы показать некое превосходство Рима над Грецией вообще и над спартанцами — в частности.

Законы Ликурга, предписывавшие инфантицид или геронтоцид, никогда не существовали. Археологи много чего интересного нашли по поводу Спарты, но до сих пор нет никакого документа, который подтверждал бы существование подобных законов. Если в Риме есть Законы двенадцати таблиц, которые реально были записаны на этих двенадцати таблицах, пусть до нас даже не дошел оригинальный текст в полном объеме, то Ликурговых записей нет.

Какая роль отводилась старикам в Спарте

в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Смотреть фото в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Смотреть картинку в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Картинка про в какой стране сбрасывали стариков со скалы. Фото в какой стране сбрасывали стариков со скалы

Спарта известна тем, что население воспитывали в жестком духе, уделяя много физической культуре и самодисциплине. А еще в Спарте ценилось наставничество, это когда умудренный опытом воин мог воспитать нового спартанца. Личным примером возможно сделать всё, были уверены древние. И наставничество было превыше любых государственных образовательных учреждений. Как же можно говорить о том, что стариков в Спарте убивали? Нелогично.

Что говорят археологи о сброшенных в пропасть стариках и детях

Современные археологи, покопавшись в ущельях Апофеты, что возле города Спарта, готовы развеять этот миф о сброшенных в пропасть стариках и детях. Историки уверяют, что это изначально было неправдой, и оригинальный вброс сделал философ Плутарх (46–127 годы н. э.). Древнегреческий муж описал Спарту так:

«Отец был не вправе сам распорядиться воспитанием ребенка, он относил новорожденного на место, называемое лесхой, где сидели старейшие сородичи по филе. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам [обрыв в горах Тайгет], считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе».

Однако от современной науки ничего не скроешь: археологи проанализировали останки из Апофеты и сделали вполне определенный вывод, что это кости взрослых людей. В Апофете погибли 46 мужчин в возрасте 18-55 лет. Выводы спектрального анализа коррелируют с другими античными историями, в которых отмечается, что с обрыва в Спарте сбрасывали предателей, пленников и преступников, но никак не детей или стариков.

Источник

В какой стране сбрасывали стариков со скалы

Нарты жили очень долго: многие больше тысячи лет. До ста лет человек еще сохраняет свои размеры, а после – начинает уменьшаться. Когда старики становились маленькими, как грудные дети, нартские невестки держали их в колыбелях, а затем, когда и это становилось невозможно, перекладывали в вычищенные изнутри и высушенные тыквы, которые подвязывали к потолкам. И каждый, кто проходил мимо такой тыквы делал необходимый уход или раскачивал ее, чтобы обитатель мог уснуть. И так продолжалось до тех пор, пока человек не исчезал совсем.

И, конечно, вся тяжесть ухода за стариками была на молодых женщинах. Во многих домах высушенных тыкв висело на потолках так много, что не хватало места. Нарты часто собирались на Хасэ, чтобы придумать, как облегчить труд невесток. Рассуждали так, иначе, но придумать толком ничего не могли.

И так продолжалось, пока однажды один из нартов вдруг не сказал почтенному собранию: «Нарты! Послушайте меня и подумайте. Никто из нас не может сказать, куда деваются наши старики после того, как их последние обиталища оказываются пустыми. Но мы знаем – они не умирают. А это значит, что не умирают и те, кто покидает этот мир до срока. А коль скоро это так, то не будет греха, если мы станем избавляться от тех стариков, кому больше ста лет». Думали долго нарты, но на том и решили – всех, кому больше ста лет сбрасывать со скалы. А скалу ту – самую высокую в стране – назвать Скалой Стариков.
Много поколений сменилось с тех пор, пока пришла очередь нести на Скалу Стариков своего прадедушку одному сельскому парню. И когда он уже поднимался в гору, неся за плечами в корзине старика, споткнулся о камень, что торчал на тропинке. Старик, который до этого не проронил ни звука, вдруг засмеялся. «Чему ты смеешься, дедушка, разве не знаешь, куда я тебя несу?» – спросил правнук. «Знаю, внучек, как не знать, – ответил обреченный. – Просто я вспомнил, что когда тоже нес своего прадеда на Скалу Стариков, споткнулся об этот же камень».

«Не могу я сбросить своего прадеда со скалы», – решил тогда правнук. Так он и поступил, спрятал его неподалеку в горах и стал ухаживать за ним.

Время шло, и никто не догадывался о тайне парня. Но вот однажды верховный князь – владыка тех мест – объявил, что отдаст замуж свою единственную дочь красавицу тому удальцу, который выполнит его задание. И возмечтал юноша как тысячи и тысячи других молодых людей. Ведь задание это казалось несложным: нужно было лишь в назначенный день раньше остальных увидеть луч утреннего солнца. С другой стороны, парень понимал – чем проще задание, тем труднее будет опередить многих, кто решится участвовать в соперничестве.

Он долго думал, в чем потаенный смысл задания князя. И когда уже не было выхода, решил обратиться к своему прадеду. Тот выслушал и ответил: «Внучек! Когда твои соперники соберутся на Скале Стариков, а именно там раньше всего можно увидеть восходящее солнце, не смотри на восток, куда будут обращены взоры всех собравшихся, ты смотри на запад». Обрадовался юноша тому, что услышал и наутро сделал так, как советовал старик. «Вот он – первый луч!» – воскликнул парень, указывая на свет солнца, коснувшийся облаков в противоположной стороне неба.

Князь спросил юношу, как он нашел отгадку к его заданию. Тот не стал лукавить, рассказал все, как было. Князь, попросив пригласить и старика, устроил для молодых пышную свадьбу. Молодожены жили долго, и было у них много детей. А нарты с тех пор перестали сбрасывать стариков, сколько бы они ни жили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *