в какой стране проходили карлистские войны в xix веке
Карлистские войны
Карли́сты (исп. carlistas ) или апостолики — политическая партия в Испании, в XIX в. принявшая активное участие в трех гражданских войнах (так называемые карлистские). Карлизм был активен на протяжении полутора веков, с 1830-х до 1970-х годов. Карлисты существуют и в современной Испании, хотя уже не играют серьёзной роли в политике.
Содержание
Предыстория
Партия образовалась после издания Фердинандом VII так называемой прагматической санкции (10 июня 1830), в силу которой вопреки господствовавшему с 1713 салическому закону наследницей престола провозглашалась дочь короля Изабелла, а брат его, дон Карлос Старший, устранялся от престолонаследия.
После смерти Фердинанда VII в 1833 вся Испания разделилась на две враждебные партии, одна из которых, поддерживавшая права дон Карлоса и его наследников, получила название карлистской, а другая, стоявшая на стороне Изабеллы и её матери, регентши Марии Кристины, — «кристиносов». Между ними вспыхнула гражданская война, опустошавшая страну в течение 6 лет (1833—1839). На стороне дон Карлоса стояли преимущественно низшие классы населения, руководимые фанатическим духовенством, и горцы северных провинций, главным образом баскских, подозрительно относившиеся к централизационным стремлениям мадридского правительства и надеявшиеся при помощи дон Карлоса отстоять свою местную независимость и свои фуэрос (хартии вольностей), тогда как Мария Кристина и её дочь находили поддержку в либеральной партии, населении Мадрида, городском и военном сословии. Карлисты господствовали в северной и северо-западной части Испании, а кристиносы — в юго-восточной и в самой столице. Борьба этих двух партий привлекала внимание всех европейских правительств, причём Россия, Австрия, Пруссия и итальянские дворы склонялись на сторону карлистов, а Великобритания с Францией — кристиносов.
Первая карлистская война
Восстание карлистов началось в баскских провинциях в первых числах октября 1833: дон Карлос был провозглашен королём Испании под именем Карла V. Восстание быстро охватило все баскские провинции, Наварру и проникло в Старую Кастилию, где главным агитатором был священник Мерино. Положение правительства сделалось особенно трудным с того времени, когда во главе инсургентов стал народный герой Сумалакарреги, обладавший организаторскими способностями и сумевший создать из нестройных отрядов дисциплинированную армию, численность которой беспрестанно увеличивалась. Кристиносские генералы — Кордоба, Мина, Кесада и др. — большей частью терпели поражения. Дон Карлос, изгнанный из Испании ещё при жизни брата за сопротивление прагматической санкции и нашедший приют в Португалии, у своего родственника дон Мигеля, явился теперь на театр военных действий и стал во главе своей партии. Он обещал отдельным провинциям различные льготы и автономию, сообразуясь с особыми стремлениями каждой из них; благодаря этому движение карлистов быстро распространялось и в Арагоне и Каталонии, где предводителем карлистов стал талантливый Кабрера. Почти вся Испания до реки Эбро находилась в руках карлистов. Успехи карлистов продолжались и после смерти Сумалакарреги. В 1836 карлистский генерал Гомес доходил даже до Кордовы. Успехам карлистов способствовали раздоры среди самих кристиносов по поводу издания новой конституции. Дела приняли иной оборот в 1837, когда во главе кристиносов стали энергичные вожди — Эспартеро и Нарваэс. Дон Карлоса, двинувшегося к Мадриду, Эспартеро заставил отступить; затем он сам начал наступательные действия, нанес карлистам ряд поражений, оттеснил их в Пиренеи, усмирил бо́льшую часть северных провинций. В среде карлистов, между тем, начались кровавые раздоры, последствием которых было заключение главнокомандующим армии карлистов Марото договора (31 августа 1839 в Вергаре) с Эспартеро и признание им королевой Изабеллы. Примеру его последовали и другие генералы карлистов, и с тех пор Первую Карлистскую войну можно было считать проигранной. 27 сентября дон Карлос принужден был оставить Испанию и перейти на французскую территорию; Луи-Филипп назначил ему местопребыванием город Бурж. Кабрера продолжал ещё борьбу против кристиносов, но в следующем году и он должен был удалиться из Испании.
Партия карлистов, однако, не исчезла, как не исчезли в обществе клерикально-абсолютистические тенденции и те источники, из которых карлисты черпали свои силы: глубокое влияние на народные массы фанатического духовенства, традиционные стремления отдельных провинций к автономии и поддержанию старинных вольностей. Карлисты то усиливались, то ослабевали, в зависимости от того, насколько велик был престиж правительственной власти, и продолжали видеть в наследниках Дона Карлоса своих вождей и истинных Монархов. Претендентом на испанский престол в конце 1850-х годов являлся граф Монтемолин, сын Дона Карлоса Старшего, принявший имя Карла VI; но попытка его высадиться в Испании была отражена О’Доннелем, а сам он попал в плен. Затем карлистским претендентом (как Хуан III) был младший брат Монтемолина, Хуан, граф Монтисон, отрекшийся от притязаний в 1868 (в конце жизни он оказался претендентом уже на французскую корону).
Вторая карлистская война
Третья карлистская война
Карлизм в XX веке
Претензии дона Карлоса Младшего (1848—1909) на испанский престол унаследовал его сын Хайме (1870—1931), а после его смерти — брат Карлоса Младшего Альфонсо Карлос (1849—1936). Со смертью последнего карлистская ветвь испанских Бурбонов пресеклась.
Согласно салическому порядку престолонаследия, следующей по старшинству в династии Бурбонов ветвью являлись потомки супруга королевы Изабеллы II короля-консорта Франсиско (племянника дона Карлоса Старшего). Поэтому оставшиеся французские роялисты-легитимисты стали считать претендентами на виртуальный французский престол свергнутого испанского короля Альфонсо XIII и его потомков (нынешний глава династии Бурбонов — двоюродный брат короля Хуана Карлоса I Луис Альфонсо (р.1974)).
Испанские карлисты по понятным причинам не признали прав потомков Изабеллы II и Франсиско на престол, поставив под сомнение то, что Франсиско действительно был отцом детей Изабеллы. Новым претендентом стал Хавьер (1889—1977), один из сыновей пармского герцога Роберто, представителя младшей ветви династии Бурбонов.
Испанские карлисты: за Бога, Родину и Короля
Испания. 19 июля 1936 года. Во всех городах страны идут ожесточенные бои между сторонниками «Народного фронта», которые жгут церкви и терроризируют богатых горожан, и армейскими офицерами, пытающимися захватить власть в свои руки. Однако в расположенной на севере страны Памплоне, столице Наварры, события развиваются по иному сценарию. Улицы переполнены людьми в красных беретах, которые поют религиозные гимны и народные песни и вывешивают на фасадах домов монархические красно-желтые флаги. В церквях служат молебны, и веселый колокольный звон разносится по всей округе. Люди на улицах не знают, что это только начало кровопролитной гражданской войны, которую в Наварре будут называть не иначе, как «Крестовым походом», и что именно им предстоит сыграть ведущую роль в этом конфликте. Они – карлисты. Их движение появилось еще в первой половине XIX века и представляет собой особый пласт испанской культуры.
Среди людей, интересующихся историей Испании, бытует «популярное» мнение, что причиной появления карлистов стал династический спор после смерти Фердинанда VII в 1833 году. На престол претендовали брат Короля Карлос Исидро де Бурбон (дон Карлос) и Изабелла, маленькая дочь Фердинанда, поддерживаемая правящей Королевой Кристиной. В результате войны 1833-1840 гг. (Первой Карлистской войны) сторонники дона Карлоса потерпели поражение, а их претендент бежал за границу. В эмиграции образовалась карлистская ветвь династии Бурбонов, чьи представители вплоть до сегодняшнего дня воспринимают себя в качестве легитимных правителей Испании.
Карлос V (1788-1855), претендент на испанский престол
«Династическое» объяснение природы карлизма оставляет без ответа целый ряд вопросов. Почему движение, вызванное внутрисемейным спором, не только воодушевляло жителей Испании на целый ряд восстаний на протяжении всего XIX века, но и сохранилось вплоть до наших дней? Из-за чего борьба одной испанской семьи за права на престол вызвала живой отклик во всей Европе и спровоцировала приток добровольцев из разных стран, самым известным из которых стал русский генерал М. Д. Скобелев, принявший участие в Третьей Карлистской войне 1872-1876 гг.? Более внимательное изучение вопроса об истоках карлизма показывает, что династическая распря стала не причиной, а только поводом к началу войны. Корни же раскола, случившегося в испанском обществе в 30-х годах XIX века, лежат гораздо глубже.
На протяжении XVIII века в Испанию проникают идеи французских просветителей. Часть испанского общества начинает мечтать о конституции, ограничении влияния Церкви и изменении всего уклада жизни. Этих людей, относившихся преимущественно к интеллектуальной элите, называли «либералами» («liberales»). В 1812 году, в разгар борьбы испанцев с наполеоновскими войсками, оккупировавшими Пиренейский полуостров, в Кадисе составляется и принимается первая конституция. Несмотря на то, что всего через два года вернувшийся из французского плена Король Фердинанд VII отменяет ее действие, этот документ на протяжении двух последующих десятилетий продолжает вдохновлять сторонников прогрессивных реформ. В 1820-23 гг., во время так называемого «Либерального трехлетия», им удается взять власть в свои руки и заставить монарха признать конституцию. Стремительные реформы и призывы радикалов к продолжению революции пугают остальные европейские державы, и в 1823 году из Франции в Испанию отправляется военная экспедиция под командованием герцога Ангулемского. Французское войско, известное как «Сто тысяч сыновей Святого Людовика», подавляет начинающуюся революцию и восстанавливает абсолютную монархию, однако либералы не оставляют надежд взять власть в свои руки.
А. Феррер-Далмау. «Атака карлистской кавалерии»
Хотя сторонники карлистов жили во всех регионах Испании, центром движения стал север страны – Наварра, Страна Басков, Каталония и Арагон. Можно проследить следующую закономерность: сельская местность поддерживала дона Карлоса, а крупные города – Марию Кристину. На стороне карлистов выступила большая часть духовенства, мелкие дворяне и крестьяне. Крупные промышленники и жители городов оказались на стороне либералов. Англия и Франция начали оказывать помощь сторонникам Марии Кристины («кристинос»), а дону Карлосу на международной арене сочувствовали Австрия, Пруссия и Россия. Николай I так и не признал законным правительство регентши Марии Кристины и Королевы Изабеллы, и дипломатические отношения между двумя странами были восстановлены только в 1856 году.
Боевые действия в Первой Карлистской войне (1833-1840). Красным цветом выделены районы, в которых действовали отряды карлистов
Томас де Сумалакарреги и де Имас, герцог де ла Викториа, граф де Сумалакарреги (1788-1835)
Карлос VII (1848-1909)
Несмотря на поражение, карлисты не оставили надежд прийти к власти. В 1846-1849 гг. в Каталонии вспыхнул конфликт, известный как Вторая Карлистская война или «Война матинес» (т. е., «тех, кто рано встает», в переводе с каталанского). В 1860 году сын дона Карлоса, граф де Монтемолин (воспринимаемый карлистами в качестве Короля Карлоса VI), высадился в Каталонии и попытался поднять восстание, но был арестован, подписал отказ от претензий на престол и уехал за границу. В 1872-1876 гг. политический кризис в стране и установление республики привели к Третьей Карлистской войне. Молодой дон Карлос VII, внук первого карлистского претендента на трон, возглавил войну, которая снова охватила весь север Испании. В какой-то момент казалось, что положение правительства в Мадриде безнадежно, но, тем не менее, карлистам снова не удалось добиться победы. После войны 1872-1876 гг. карлисты решили попытаться прийти к власти законными методами, хотя отдельные попытки поднять восстание, провозгласив абсолютную монархию во главе с Карлосом VII, предпринимались вплоть до начала XX века.
Хайме III (1870-1931) в форме Русской императорской армии
Карлизм, получивший возможность существовать в легальном правовом поле, был особенно популярен на севере Испании, в первую очередь в Наварре. Здесь организовывались карлистские клубы, в которых молодежь занималась военной подготовкой, а люди постарше обсуждали политические проблемы. В то же время часть карлистов (в том числе претенденты на трон) продолжала жить за границей. Фигура одного из них не может не вызывать у нас интереса. Дон Хайме де Бурбон (1870-1931), сын Карлоса VII, окончил военную академию в Австрии, но поступил на службу в Русскую императорскую армию. Как уже отмечалось, Российская империя традиционно поддерживала карлистов, поэтому выбор испанского принца был неслучаен. Хайме (в нашей армии его называли «Хайме Бурбонский») служил в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку, участвовал в подавлении восстания боксеров в Китае в 1900 году и в русско-японской войне 1904-1905 гг. К 1909 году он дослужился до звания полковника, однако после смерти Карлоса VII принц стал Королем Хайме III (естественно, только с точки зрения своих сторонников). Статус испанского монарха был несовместим со службой в иностранной армии, и Хайме вышел в отставку. Он сохранил прекрасные воспоминания о России, а мундир русской армии до конца жизни висел у него в гардеробе.
Флаг Испанской республики (1931-1939)
К 1936 году карлисты являлись серьезной военной и политической силой в Испании. Их консерватизм и монархическое мiровоззрение шли вразрез с идеологией республиканского режима, установившегося в стране в 1931 году. Карлисты регулярно участвовали в уличных стычках с коммунистами и анархистами, пытаясь защитить свои церкви от нападений. Когда в 1936 году испанская армия подняла мятеж против правительства «Народного фронта», карлисты с самого начала приняли в восстании активное участие. Их вклад в Крестовый поход 1936-1939 гг. сыграл важную роль в победе повстанцев и приходу к власти генерала Ф. Франко. Именно по инициативе карлистов восстание началось под монархическим красно-желтым флагом, а не под трехцветным республиканским. Таким образом, современный флаг Испании обязан своим существованием именно карлистам.
Флаг Королевства Испания
Русские белые эмигранты в карлистском ополчении. Слева направо: В. Гурко, поручик В. В. Боярунас, хорунжий М. А. Сальников, штабс-капитан А. П. Яремчук (данные из книги К. К. Семенова «Русская эмиграция и Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.)
Значок с бургундским крестом и начальными буквами лозунга карлистов (Dios, Patria, Rey)
В чем же заключается идеология карлистов? Ее основным выражением является вышеупомянутый лозунг «За Бога, Родину и Короля» («Por Dios, por la Patria y el Rey»), к которому часто добавлялся и четвертый элемент: «фуэрос» («fueros»), т. е. привилегии отдельных регионов Испании. Как уже было отмечено, карлизм был особенно популярен в Наварре и Стране Басков – областях, исторически обладавших рядом налоговых и таможенных льгот. Когда испанские либералы в XIX веке, вдохновляясь примером французской революции, решили уравнять в правах все провинции Испании, это вызвало недовольство у наваррцев и басков. Дон Карлос, обещавший сохранить все старые традиции и привилегии отдельных провинций, вызывал у их жителей гораздо больше симпатий. Поэтому регионализм всегда играл важную роль в идеологии карлистов. При этом он не переходил в сепаратизм. Карлисты, мечтавшие об автономии и фуэрос северных провинций, никогда не воспринимали себя вне Испании и не строили планов создания независимой Каталонии или Страны Басков.
Регионализм карлистов вытекал из их любви к своей «малой Родине». Подчеркивание культурного своеобразия отдельных провинций всегда играло важную роль в карлистской идеологии. В Каталонии во второй половие XIX века даже сформировалось целое «карлистское» направление в живописи – «Олотская школа» (“Escola d’Olot”). Его представители писали пейзажи, воспевающие сельскую жизнь и красоту родного края. Поэтика деревенской жизни нашла свое отражение и в карлистской поэзии. Например, в написанном уже в XX веке стихотворении Э. Канейи «Карлистский Дон Кихот» (“El Quijote carlista”) в качестве высшей награды рыцаря указывается отнюдь не слава или любовь Дульсинеи, а возможность вернуться в родные места и когда-нибудь еще раз «пролить кровь за святое Дело Короля»:
Torna a casa en la esperanza
De reunirse con su grey
Y que un día en buena ley
A los campos volverá
Y con la sangre abonará
La santa Causa del Rey.
Любовь к сельской Испании, противопоставленной крупным городам, сочетается у карлистов с традиционализмом. Самих себя карлисты часто называли «традиционалистами», а наиболее объемная работа по истории карлизма – 30-томный фундаментальный труд М. Ферреры – называется «История испанского традиционализма» (“Historia del tradicionalismo español”). Эта любовь к традициям отражена и в неофициальном гимне движения, «Марше Ориаменди» (“Marcha de Oriamendi”):
За Бога, Родину и Короля
Сражались наши отцы.
За Бога, Родину и Короля
Будем сражаться и мы.
Ж. Вайреда (1843-1894), карлист и один из основателей «Олотской школы». Картина «Пугало»
При этом было бы некорректно сравнивать карлистов с русскими старообрядцами. В отличие от старообрядцев, категорически не принимавших никаких изменений, карлисты эволюционировали на протяжении своей более чем полуторавековой истории. Они изменяли не только формы борьбы и детали униформы (хотя знаменитый красный берет, еще с Первой Карлистской войны ассоциировавшийся с движением, сохранился до XXI века), но и даже идеологию, что привело к появлению уже в последней четверти XX века такого явления, как «социалистический карлизм» (не ставшего, впрочем, доминирующим среди карлистов). Гораздо ближе к истине было бы сравнение испанских карлистов с русскими славянофилами и немецкими романтиками. Карлизм с его любовью к традициям и локальной культуре и с практически средневековой мистикой – это явление в высшей степени характерное для эпохи романтизма. Его появление в XVII или первой половине XVIII века было бы невозможно, но он прекрасно вписывается в общеевропейский контекст 30-х годов XIX столетия. Неслучайно, что крупнейший карлистский писатель, Рамон Мария дель Валье-Инклан (1866-1936), вдохновлялся образом Дон Жуана, любимого персонажа романтиков, создавая одного из самых известных своих героев – маркиза де Брадомина.
Рамон Мария дель Валье-Инклан и де ла Пенья (1866-1936)
Во второй половине XX века романтизм был уже давно отжившим направлением, и карлисты со своим традиционализмом казались анахронизмом. Движение, становившееся только сильнее после постоянных поражений в XIX веке, оказалось в стане победителей в войне 1936-1939 гг., однако после триумфа оно начало угасать. Карлистский претендент на испанский престол, Хавьер I, участник французского Сопротивления и узник Дахау во время Второй Мiровой войны (после освобождения из нацистского концлагеря он весил всего 45 килограммов), не имел реального политического влияния в Испании, и Ф. Франко, восстанавливая монархию, сделал выбор в пользу представителя другой ветви династии Бурбонов, будущего Короля Хуана Карлоса I. Другим серьезным ударом по карлизму стали реформы Второго Ватиканского собора. Изменения в Католической церкви не увязывались с традиционализмом карлистов, которые, будучи ревностными католиками, вынуждены были подчиниться папе и принять все новшества. Не имеющие ни идеологического, ни политического обоснования своего движения, карлисты в конце XX – начале XXI века превратились в одну из маленьких непарламентских консервативных партий, далекую как от современных либеральных веяний, так и от тоталитарных утопий XX века.
Карлисты на марше. Гражданская война в Испании (1936-1939)
1 Яремчук 2-й А. П. Русские добровольцы в Испании. Сан-Франциско: Глобус, 1983. С. 12.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В какой стране проходили карлистские войны в xix веке
Карли́сты (исп. carlistas) или апостолики — политическая партия в Испании, в XIX в. развязавшая две гражданские войны (так называемые карлистские). Карлизм был активен на протяжении полутора веков, с 1830-х до 1970-х годов. Карлисты существуют и в современной Испании, хотя играют уже маргинальную роль в политике.
Предыстория
Партия образовалась после издания Фердинандом VII так называемой прагматической санкции (10 июня 1830), в силу которой вопреки господствовавшему с 1713 салическому закону наследницей престола провозглашалась дочь короля Изабелла, а брат его, дон Карлос Старший, устранялся от престолонаследия.
После смерти Фердинанда VII в 1833 вся Испания разделилась на две враждебные партии, одна из которых, поддерживавшая права дон Карлоса и его наследников, получила название карлистской, а другая, стоявшая на стороне Изабеллы и ее матери, регентши Марии Кристины, — «кристиносов». Между ними вспыхнула гражданская война, опустошавшая страну в течение 6 лет (1833—1839). На стороне дон Карлоса стояли преимущественно низшие классы населения, руководимые фанатическим духовенством, и горцы северных провинций, главным образом баскских, подозрительно относившиеся к централизационным стремлениям мадридского правительства и надеявшиеся при помощи дон Карлоса отстоять свою местную независимость и свои фуэрос (хартии вольностей), тогда как Мария Кристина и ее дочь находили поддержку в либеральной партии, населении Мадрида, городском и военном сословии. Карлисты господствовали в северной и северо-западной части Испании, а кристиносы — в юго-восточной и в самой столице. Борьба этих двух партий привлекала внимание всех европейских правительств, причем Россия, Австрия, Пруссия и итальянские дворы склонялись на сторону карлистов, а Великобритания с Францией — кристиносов.
Партия карлистов, однако, не исчезла, как не исчезли в обществе клерикально-абсолютистические тенденции и те источники, из которых карлисты черпали свои силы: невежество народных масс, глубокое влияние на них фанатического духовенства, традиционные стремления отдельных провинций к автономии и поддержанию старинных вольностей карлисты то усиливались, то ослабевали, в зависимости от того, насколько велик был престиж правительственной власти, и продолжали видеть в наследниках дон Карлоса своих вождей и истинных монархов. Претендентом на испанский престол в конце 1850-х годов явился граф Монтемолин, сын дон Карлоса Старшего, принявший имя Карла VI; но попытка его высадиться в Испании была отражена О’Доннелем, а сам он попал в плен. Затем карлистским претендентом (как Хуан III) был младший брат Монтемолина, Хуан, граф Монтисон, отрекшийся от притязаний в 1868 (в конце жизни он оказался претендентом уже на французскую корону).
Официально карлизм возникает в 1833 г. после смерти Фернандо VII, не оставившего наследников мужского пола. Юридической основой для консолидации движения стала действовавшая в Испании с 1713 г. «Салическая правда», согласно которой королевская власть должна была перейти к младшему брату Фернандо VII – дону Карлосу. Однако «фернандистская партия» (обуржуазившаяся аристократия, высшие иерархи Католической церкви и зарождающаяся буржуазия) поддержала дочь Фернандо VII, Изабеллу II (1833-1868), с которой связывала надежды на умеренные буржуазно-демократические преобразования и постепенную реализацию политической программы, сформулированной в Конституции 1812 г. Для легитимизации Изабеллы II был введен новый закон о престолонаследии («Прагматическая санкция» 1830 г.), который Фернандо VII под давлением будущей королевы-регентши Марии Кристины и ее окружения подписал перед самой смертью. Противостояние между сторонниками Изабеллы II и дона Карлоса переросло в три гражданские войны (1833-1840; 1846-1849; 1872-1876), получившие название «карлистских».
Первым представителем карлизма, давшим движению свое имя, стал Карлос Мария Исидро де Борбон (в легитимистской генеалогии – Карлос V). Политическая идеология карлизма складывалась из множества элементов и никогда не представляла собой согласованного и единого для всех документа. Праворадикальная ветвь карлизма – интегристы – опиралась на «Манифест федерации чистых реалистов» (1826); ее основу составляли рядовые католические священники, призывавшие к восстановлению Инквизиции. Умеренные – традиционалисты – опирались на «Манифест персов» (1814); мелкопоместная аристократия и крестьянство, составившие костяк движения, придали ему социально-политический и династический характер, противопоставив себя либеральной – промышленной и торговой – буржуазии. Форалистский лозунг – «Король и Фуэрос» – появился первоначально как воинственный клич во время первой «карлистской войны», благодаря которому в ряды карлистов вступило множество добровольцев, что сделало движение действительно массовым. В 1834 г. «форализм» был включен в прокламации дона Карлоса и его «Манифест для арагонцев», которые подтвердили «фуэрос» для Бискайи (область Страны Басков) и Арагона, соответственно. В дальнейшем вокруг идей «форализма» сформировалась парламентская «Карлистская партия» (Partido Carlista), защищавшая после поражения I Республики и реставрации монархии в 1874 г. интересы карлистов в Кортесах под лозунгом «Бог, Родина, Король»; наиболее выдающимися ее представителями и идеологами стали К. Носедаль, Р. Носедаль, Х. Васкес де Мелья и В. Прадера.
Во время гражданской войны (1936-1939) карлисты во главе с М. Фаль Конде поддержали генерала Ф. Франко; их добровольческие подразделения – «Терсиос де Рекетес» («Tercios de Requetés») – внесли значительный вклад в победу над республиканцами в традиционных для карлизма регионах. Однако после гражданской войны карлисты, не получив от победителей подтверждения своих форалистских устремлений, не входят в преобразованную Ф. Франко «Испанскую фалангу» («Falange Española») и оказываются на периферии политической жизни, запутавшись во внутренних противоречиях. Часть карлистов переходит в умеренную оппозицию к франкизму, проводящему жесткую централизованную политику и преследующему любые проявления регионализма во всех сферах общественной жизни. С 1950-х гг. карлизм превращается и в культурно-просветительское движение, занимающееся историческими реконструкциями. С утверждением в 1969 г. Хуана Карлоса I в качестве преемника Ф. Франко на посту главы государства карлисты заключают тактический союз с левой оппозицией, традиционно выступающей за расширение региональных автономий; с 1971 г. карлизм переходит в открытую оппозицию к франкизму.
Со времен демократического транзита карлисты, постоянно лавирующие между правыми и левыми радикалами, не смогли получить заметного политического представительства ни в одном региональном правительстве. В 1986 г. из «Карлистской партии» выделяется «Карлистское традиционалистское сообщество» (Comunión Tradicionalista Carlista) во главе с «легитимным претендентом» на испанский престол Хавьером де Борбон-Парма, выступающее против «левого уклона» в карлизме, ассоциирующегося с идеями о «самоуправляющемся социализме» и с именем другого претендента – Карлоса Уго де Борбон-Парма; КТС имеет последовательно традиционалистскую идеологическую программу и выступает за реализацию «Социальной доктрины Церкви», а также против однополых браков, либерально-демократической реформы в образовании, абортов и уступок баскским террористам. Отзвуки карлизма в современной Испании можно обнаружить и в региональных националистических движениях и партиях, выступающих за предельное расширение региональных автономий вплоть до независимости.