в какой стране придумали красную помаду
История красной помады: от куртизанок до наших дней
Красная помада – культовый символ макияжа, без которого мы уже не можем представить себе индустрию красоты. Казалось бы, мы знаем все об оттенках красной помады, но с ее историей и значением в разные эпохи знакомы далеко не все.
Рассказываем о феномене красной помады с момента ее изобретения до наших дней.
Красная помада – только для куртизанок
Мода на макияж, близкий к нашему повседневному, зародилась во времена Марии-Антуанетты, но даже тогда на насыщенные румяна и пудру решались далеко не все – ярко красили губы только актрисы, танцовщицы и, что неудивительно, куртизанки. В то время помады розовых и светло-ягодных цветов уже начали выпускать, но только в формате бальзамов, что было не очень удобно.
Чуть позже эту проблему решил Эме Герлен (сын основателя бренда Guerlain) – сначала он занимался свечным бизнесом, но позже сделал небольшой стик, в который добавил красящий пигмент. Это и был прототип помады, которая нам хорошо знакома. Стик Эме поместил в красивый футляр, и тогда помаду начали носить и девушки из высшего света. Тем не менее она была очень светлой и совсем не алой, потому что до 1912 года красный цвет губ считался вызывающим и все еще был допустим только для куртизанок.
Красная помада как символ борьбы
Суфражистки во главе с Элизабет Арден (которая основала известную марку косметики Elizabeth Arden) накрасили губы алой помадой в знак протеста против системы.
В начале ХХ века суфражистки во многих странах отстаивали право женщин голосовать и участвовать в выборах. Поскольку предназначение прекрасного пола тогда сводилось к исполнению роли жены, хозяйки дома, матери и не подразумевало участия в политической жизни и предпринимательской деятельности, борьба была революционной. Красная помада с заложенной в ней силой, уверенностью, смелостью и женственностью стала прекрасным способом продемонстрировать преданность своим идеалам.
Более того, суфражисткам удалось изменить общественное мнение о женщинах с алыми губами. Если раньше они ассоциировались с актрисами, танцовщицами и проститутками, то теперь их стали воспринимать как атрибут благочестивых девушек.
Она стала частью униформы суфражисток не только в Америке, но и в Англии, где ею пользовались все активистки движения за женское избирательное право, в том числе их лидер Эммелин Панкхерст. Через несколько лет красную помаду носили уже не только гражданские активистки, но и простые женщины.
Королева Елизавета I, правившая в Англии с 1558-го по 1603 год, была помешана на красной помаде. Она считала, что этот цвет отпугивает дьявола и злых духов. В составе ее помад значились кошениль, которая давала красный цвет, вязкий гуммиарабик (смола из сока акации), яичный белок и сок фигового дерева, который придавал мягкость текстуре.
Макияж Елизаветы был выразительным, но губительным для ее здоровья. Она подводила глаза черным угольным карандашом и наносила на кожу толстый слой свинцовых венецианских белил, которые разбавляла уксусом. Сегодня считается, что подобная смесь на основе свинца вызывает отравление, поражает кожу и провоцирует потерю волос. На картинах современников королева выглядит величественной и бескомпромиссной — во многом благодаря этому контрастному макияжу.
Несмотря на то, что Елизавета I прожила долгую жизнь по меркам той эпохи — она умерла в шестьдесят девять лет, — историки считают, что причиной ее смерти стало заражение крови. Версия, что к кончине ее привело многолетнее использование токсичной косметики на основе свинца, выглядит весьма правдоподобной. Когда она умерла, на ее губах остался слой засохшей помады (исследователи полагают, что толщина его была между четвертью и половиной дюйма) — итог безудержного увлечения косметикой на протяжении всей жизни.
2 июня 1953 года 27-летняя королева Елизавета II торжественно вошла в Вестминстерское аббатство в день своей коронации. Мир замер в ожидании: на его глазах происходило событие международного значения, и оно впервые напрямую транслировалось по телевидению, причем не только в Англии, но и в других странах.
Тем, у кого были цветные телевизоры, посчастливилось увидеть образ королевы во всем его великолепии. На ней было расшитое жемчугом, кристаллами и камнями — бриллиантами, опалами и аметистами — шелковое платье в пол, которое для Ее Величества создал известный британский модельер Норман Хартнелл. Он так много шил для королевской семьи, что снискал звание «члена королевского викторианского ордена, личного портного Ее Величества Королевы и Ее Величества Королевы-матери».
Важной составляющей образа Елизаветы была помада цвета «темное бордо». Ее изготовили специально по случаю церемонии, чтобы оттенок был тон в тон с мантией — малиновой накидкой с отделкой из меха горностая, золотых кружев и филиграни. Оттенок назвали Balmoral в честь замка в Шотландии, где королевская семья проводит каникулы.
Любовь к помадам Ее Величества неоспорима: в арсенале Елизаветы как проверенные временем красные оттенки, так и розовые, которые она полюбила в более зрелом возрасте. Ее любимые косметические марки Clarins и Elizabeth Arden даже получили королевский патент на право именоваться поставщиками двора Ее Величества.
Во время второй мировой войны у женщин стран антигитлеровской коалиции красная помада стала символом сопротивления. С ее помощью они заявляли, что ни невзгодам, ни дефициту, обусловленному карточной системой распределения продуктов и товаров, их не сломить. Алые губы подчеркивали способность преодолевать трудности, смелость, чувство локтя и силу, понадобившиеся женщинам, которые остались в тылу и были вынуждены освоить традиционно мужские профессии. К тому же представительницам прекрасного пола даже в самые страшные времена нравится чувствовать себя привлекательными.
Кроме того, он был фанатичным вегетарианцем, который отвергал любые ингредиенты животного происхождения, а они в то время часто использовались при изготовлении косметики.
Во время войны все товары первой необходимости распределялись по карточкам, в том числе еда, бензин и предметы из жести. Косметику же, особенно такой ее заметный предмет, как красная помада, считали важной для жизни, поскольку она поддерживала дух женщин и питала их чувство собственного достоинства. Многие полагали, что на нее карточная система не должна распространяться.
В Англии Уинстон Черчилль и британское правительство поддерживали эту точку зрения и выдавали красную и любую другую помаду по необходимости, а не по талонам. Как сказал сотрудник министерства снабжения британскому изданию журнала Vogue: «Косметика так же важна для женщин, как табак для мужчин».
Несмотря на первоначальные замыслы властей не ограничивать доступ к косметическим средствам, в военное время они все же подверглись высокому налогообложению и поэтому стали в прямом смысле слова драгоценным товаром — дефицитом. Многие женщины стали использовать сок свеклы для окрашивания губ.
В Америке некоторое время футляры помад производили не как обычно из металла, который уходил на военные нужды, а из пластика. В 1942 году американский Комитет военно-промышленного производства постановил значительно сократить производство косметики. Однако спустя несколько месяцев оно вернулось к своему предыдущему объему из-за выступлений недовольных женщин.
В годы Второй мировой войны наряду с мужчинами на фронт шли и женщины. Расчетливые косметические компании охватил патриотический порыв: решив и родину поддержать, и обогатиться, они начали выпускать целые коллекции для фронтовичек. Самые известные помады того периода — Victory Red («красный победы» — англ.) 1941 года от Elizabeth Arden, Fighting Red («красный борьбы» — англ.) от Tussy и Regimental Red («красный полка» — англ.) от Helena Rubinstein. Британский бренд Cyclax представил свой оттенок Auxiliary Red («красный помощницы» — англ.) как «помаду для женщин на службе» и даже выпустил черно-белые рекламные постеры, на которых слово «помада» было написано ярко-малиновым цветом.
Компания Elizabeth Arden принимала активное участие в военной жизни Соединенных Штатов. Во-первых, она обладала эксклюзивным правом продавать косметику на военных базах. Во-вторых, получила распоряжение от американского правительства разработать специальный оттенок помады для Резерва женского вспомогательного состава морской пехоты, созданного в 1943 году.
Арден назвала цвет Montezuma Red («красный Монтесумы» — англ.) в честь слов гимна морпехов, в котором они обещали сражаться за свою страну везде — «от чертогов Монтесумы до берегов Триполи». Спустя год этот оттенок присоединился к линейке помад Elizabeth Arden и успешно продавался благодаря рекламе, прославлявшей его военное прошлое.
Война заканчивалась, а красная помада по-прежнему оставалась для женщин средством, поднимавшим дух. 15 апреля 1945 года британские войска освободили концентрационный лагерь Берген-Бельзен на севере Германии. Чтобы помочь женщинам воспрять и вернуться к нормальной жизни, британский Красный Крест отправил в лагерь коробки с красной помадой.
Хотя на первый взгляд кажется, что подобная помощь была непрактичной, посылка имела большое значение. Как писал в своих воспоминаниях один из первых офицеров, переступивших порог лагеря смерти, подполковник Мервин Уиллетт Гонин: «Женщины лежат на кроватях без простыней и ночных рубашек, но с алыми губами… У них нет одежды, и они накрывают плечи одеялами, когда встают, но губы у них алые… Наконец-то кто-то вернул им индивидуальность — они снова стали женщинами, а не порядковыми номерами со штампами на плечах».
Безусловно, красная помада не была способна перечеркнуть ужасы войны, которые им пришлось пережить, но она помогала вдохнуть в этих женщин жизнь.
ИСТОРИЯ КРАСНОЙ ПОМАДЫ. MUUUUUST READ!
Ей уже больше пяти тысяч лет. В определённые периоды за её использование судили и даже сжигали на кострах. Но, не смотря ни на что, она по-прежнему популярна, и есть в арсенале каждой из нас:-)
ИСТОРИЯ КРАСНОЙ ПОМАДЫ
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КТО ВО ЧТО ГОРАЗД
Есть разные мнения о том, когда же все-таки появилась красная помада. Некоторые историки уверены – её изобретателями были шумеры, и красить губы женщины начали 5500 лет назад. По другой версии родина помады – Древний Египет, там ей пользовались и женщины, и мужчины. Губы они красили смесью охры, воска, жира и кармина. Клеопатра, например, использовала смесь, полученную из тёртых красных муравьев и жуков. Иногда египтянки красили губы киноварью – это такой минерал на основе ртути.
Поцелуй красавиц нередко становился смертельно опасным.
Говоря о красной помаде, нельзя не упомянуть царицу Нефертити. Её помада была сделана из перламутра раковин морских моллюсков. Первый люкс в макияже:-)
А вот в Древней Греции красить губы официально разрешалось только куртизанкам. Их помада была сделана из красной краски и таких неаппетитных ингредиентов, как овечий пот и экскременты крокодилов. В Древнем Риме красными губами выделялись дамы из богатых семей.
СРЕДНИЕ ВЕКА: КРАСОТА ПОД ЗАПРЕТОМ
Во времена кровавой инквизиции любой, кто выделялся из толпы яркой внешностью, мог тут же отправиться на костёр.
Чтобы выжить, девушки не просто прекратили украшать себя, они стремились стать незаметными. Подтверждение этому можно увидеть на картинах того времени – люди бледные, губы их кажутся бескровными.
Охота на ведьм вынудила красную помаду на время отправиться в подполье.
Правда, были и смелые дамы, которые чтобы придать губам цвет, просто кусали их.
Такой вот выход нашли предприимчивые средневековые девушки:-)
РЕНЕССАНС: МИРОМ ПРАВИТ КРАСОТА
Моду на яркие губы задала английская королева Елизавета I. Она абсолютно спокойно игнорировала утверждение священников, что красная помада – происки дьявола. И красила губы смесью из сока инжира, яичного белка и размолотых красных зёрен кошенили.
Поговаривают, что эту помаду она даже изобрела сама. За королевой потянулись и придворные дамы. Красный – снова в тренде.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ПОД СУД ЗА ГУБЫ, НО НЕ ВЕЗДЕ
В начале XVIII века высшие чины вновь меняют свое мнение о красных губах на резко негативное. А британское правительство даже законодательно запрещает помаду. Девушек, которые красятся, снова называют колдуньями.
То же самое в Америке.
Представляете, мужчина мог в одностороннем порядке аннулировать брак, если его жена без разрешения накрасила губы!
1800-Е ГОДЫ: ПОМАДА ОБРЕТАЕТ ИМЯ
Зато французский двор помаду полюбил. Красились не только дамы, но и мужчины. Так они пытались выделить губы на фоне бороды и усов. Кстати, девочки, словом «помада» мы обязаны кардиналу Ришелье.
Он так любил яблоки, что хотел всегда иметь их под рукой. И тогда его лекарь смешал для кардинала специальное средство с яблочным ароматом. Тот наносил его на верхнюю губу, чтобы всё время ощущать любимый аромат. В итоге от французского «pomme», что в переводе означает «яблоко», и пошло привычное нам слово «помада».
КОНЕЦ XIX ВЕКА: БЬЮТИ-РЕВОЛЮЦИЯ
Вот здесь происходит настоящий прорыв в индустрии красоты. Красная помада становится трендом.
В 1870 году французский бренд Guerlain запускает производство безопасной губной помады. В её составе – экстракт грейпфрута, смешанный со сливочным маслом и пчелиным воском. Помада была помещена в футляр с колесиком, называлась она «Ne m’Oubliez pas», что переводилось как «Не забывай меня».
Первая помада от Guerlain
Первой появляется на публике с ярко накрашенными губами актриса Сара Бернар. И получает шквал негативных отзывов, ведь красная помада всё ещё порицается в обществе. Однако поступок актрисы становится значимым для всей индустрии красоты.
XX ВЕК: ДЕЛО ЗА АЛЫМ!
1900 – 1920 гг. Красные губы феминистки делают символом свободы и самовыражения.
Выступая за права женщин, суфражистки ярко красят губы. Так они пытаются привлечь внимание к своему движению за избирательные права женщин.
Агитационные плакаты. Начало XX века
Именную красную помаду CoCo Rouge презентует в 1924 году Габриель Шанель. Та становится одним из символов Дома Chanel, и выпускается по сей день.
CoCo Rouge, реклама 1924 года
1930 – 1940 гг. Vogue объявил помаду «самым важным косметическим средством для женщин». В разгаре Великая депрессия, но продажи этого бьюти-продукта растут. Даже появляется термин «эффект губной помады». Экономисты используют его для объяснения того, почему потребители продолжают покупать мелкие, «несерьёзные» товары, такие как губная помада, для поднятия настроения во времена финансовых трудностей.
А в 1947 году Кристиан Диор презентует премьерную серию из 8 красных помад Dior Rouge, которые в одночасье становятся легендами.
1950-е
Это по настоящему золотое время красных губ. Актрисы с афиш и телеэкранов красуются с яркими губами. Мэрилин Монро наносила красную помаду по своей собственной технологии аж в пять слоев.
А Элизабет Тэйлор так любила яркую помаду, что даже требовала, чтобы в фильмах с её участием красные губы были лишь у неё.
Не отставали и королевы. Так, например, в 1953 году готовясь к собственной коронации, королева Великобритании Елизавета II заказала индивидуальный оттенок помады в тон своей мантии. Получившийся в результате красный цвет назвали «Балморал» − по имени её замка в Шотландии.
1960-Е И 1970-Е ГОДЫ
Популярность красной помады падает, в тренде – естественность и нейтральные цвета. Тон новой моде задают хиппи. Но с появлением гламура вишнево-красные глянцевые губы вернутся…
XXI ВЕК
В XXI веке ярким губам даже устраивают перфомансы. Так в 2012 году в музее дворца Почетного легиона в Сан-Франциско прошла большая выставка «Ман Рэй и Ли Миллер: Партнеры в сюрреализме». Она отражала историю взаимоотношений режиссера-авангардиста, художника и экспериментатора в области фотографии Ман Рэя и его ассистентки, модели журнала Vogue. Так вот, на выставке была представлена серия фотографий и объектов, посвященных губам его возлюбленной, например, работа Observatory Time — The Lovers, на которой изображен огромный, парящий над лесом рот Ли Миллер. Так губы Миллер обрели статус настоящего произведения искусства. И это только один из примеров.
Ман Рэй, Обсерватория времени
ПРОИЗВОДСТВО ПОМАДЫ
Если раньше помады делали вручную, смешивая различные компоненты, то сегодня это механический процесс. В составе помады теперь пять основных безопасных компонентов: ланолин (жир из шерсти овец), масла (касторовое), натуральные воски, красители и перламутр.
Все ингредиенты в определенной последовательности закладываются в котел, где смешиваются, а затем варятся шесть часов. После, горячую массу переливают в специальные контейнеры, в них она остывает примерно восемь часов. Получаются брикеты весом по 20 кг., их режут на части, снова расплавляют, заливают в формовочные машины, фасуют, охлаждают по специальной технологии и потом уже помещают в тюбики.
ПОМАДА СЕГОДНЯ
Сегодня женщины смело экспериментируют с оттенками помады. На улицах городов можно встретить девушек с тёмными и даже чёрными губами, однако самым популярным по-прежнему остается красный.
Кстати, учёными уже доказано – женщины с красными губами привлекают больше внимания мужчин. Так представители сильного пола задерживают взгляд на женщине с красной помадой на 7,3 секунды. А на ту, чьи губы вообще не накрашены смотрят всего 2,2 секунды. Красим губы, девочки! Кому актуально, конечно! :-)))
Про мои личные помадные лайфхаки читайте в этой статье:)
История красной помады: как ее носили Элизабет Тейлор, Мадонна и Елизавета II
Новая книга Рейчел Фелдер полностью посвящена главному женскому оружию
Элизабет Тейлор
Время шло, и мода менялась: когда в 1960-1970-х годах стал популярен макияж нейтральных тонов, Элизабет Тейлор стала реже красить губы красным. Например, в фильме «Очень важные персоны» она предстала c розовыми губами. Несмотря на это, актриса прекрасно осознавала силу красной помады. Ее многочисленные биографы наперебой рассказывают в своих книгах о курьезе, произошедшем в 1983 году во время съемок телевизионного фильма «Между друзьями». Актрисам массовки велели красить губы незаметной помадой телесного цвета, чтобы не отвлекать внимание от миссис Тейлор. Как только визажист пытался кому-нибудь нанести красную помаду, ему моментально делали выговор: «Никто не красит губы красным, кроме Элизабет».
Фотография Элизабет Тейлор, сделанная в рамках промоушена кинофильмов в 1950-х. На актрисе модная в то время меховая накидка и, конечно же, красная помада. Everett Collection
Мадонна
Свой первый альбом Мадонна выпустила в 1983 году. И уже тогда можно было сказать, что ее музыка неразрывно связана с ее образом, будто они выступают в тандеме. Несмотря на то, что имидж певицы менялся в разные периоды ее творчества, он всегда оставался экстраординарным и чувственным. Наряду с черными кожаными браслетами времен хита Holiday и ремнем с надписью Boy Toy из клипа Like a Virgin Мадонна часто использовала в своем арсенале красную матовую помаду. Певица активно боролась за творческие и сексуальные свободы, и красные губы ей в этом помогали: они не просто органично смотрелись, но и стали символом сексуальности, гламура, дерзости и бунтарства.
Одно из самых ярких выступлений Мадонны с алыми губами состоялось в 1990 году во время турне Blonde Ambition, когда она была на пике популярности. И выступала в эпатажном бюстгальтере с конусообразными чашечками от Жан-Поля Готье и насыщенно-красной матовой помаде c cиним подтоном, созданной для нее сооснователем косметического бренда M.A.C Фрэнком Тосканом. Изначально оттенок назывался Veruschka в честь немецкой модели Верушки фон Лендорф, которая была известна в 1960-х годах и даже снялась в эпизоде легендарной киноленты Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». Верушка не разрешила использовать свое имя, поэтому, выпустив оттенок в продажу, его назвали Russian Red («красный русский» — англ.).
Когда мода на матовую текстуру пошла на спад, компания переименовала оттенок в Ruby Woo («обольстительный рубиновый» — англ.). Russian Red тоже остался в линейке, только теперь это был чуть более темный тон, более нежной сатиновой текстуры. Оба цвета до сих пор являются бестселлерами и представлены в ассортименте бренда, где много других оттенков красного, среди которых оранжеватый Lady danger («леди опасность» — англ.) и алый Chili («чили» — англ.).
Эта фотография, сделанная для промоушена музыкального альбома, запечатлела модные приемы, которыми Мадонна пользовалась на пике своей славы: платиново-белые волосы, нижнее белье вместо верхней одежды и красная помада. Напечатано с разрешения Photofest
Королева Елизавета II
2 июня 1953 года двадцатисемилетняя королева Елизавета II торжественно вошла в Вестминстерское аббатство в день своей коронации. Мир замер в ожидании: на его глазах происходило событие международного значения, и оно впервые напрямую транслировалось по телевидению, причем не только в Англии, но и в других странах. Тем, у кого были цветные телевизоры, посчастливилось увидеть образ королевы во всем его великолепии. На ней было расшитое жемчугом, кристаллами и камнями — бриллиантами, опалами и аметистами — шелковое платье в пол, которое для Ее Величества создал известный британский модельер Норман Хартнелл. Он так много шил для королевской семьи, что снискал звание «члена Королевского Викторианского ордена, личного портного Ее Величества Королевы и Ее Величества Королевы-матери».
Важной составляющей образа Елизаветы была помада цвета «темное бордо». Ее изготовили специально по случаю церемонии, чтобы оттенок был тон в тон с мантией — малиновой накидкой с отделкой из меха горностая, золотых кружев и филиграни. Оттенок назвали Balmoral в честь замка в Шотландии, где королевская семья проводит каникулы.
Любовь к помадам Ее Величества неоспорима: в арсенале Елизаветы как проверенные временем красные оттенки, так и розовые, которые она полюбила в более зрелом возрасте. Ее любимые косметические марки Clarins и Elizabeth Arden даже получили королевский патент на право именоваться поставщиками двора Ее Величества.
Фотопортрет Елизаветы II, сделанный в июне 1953 года, когда ее короновали. Chronicle/Alamy Stock Photo