в какой стране построили первый танк
История создания танков
Для прорыва полевых укреплений колесные броневики были недостаточно вездеходными. Они уверенно двигались только по твердому грунту. В рыхлую землю, снег или грязь узкие колеса проваливались, техника застревала. Воронки, канавы и окопы, заборы и валы тогдашние колесные машины также не могли преодолевать. Это заставило конструкторов разрабатывать бронетехнику на гусеничном ходу.
Первые танки
В 1914–1915 гг. в России, Англии и Франции было предложено несколько проектов гусеничных «бронетракторов», «вездеходов» и «сухопутных крейсеров», но большинство не пошло дальше чертежей и опытных образцов. Самым удачным стал «Маленький Вилли», созданный в 1915 г. англичанами У. Триттоном и У. Вильсоном, взявшими за основу схему гусеничного движителя трактора «Холт». В серию машина не пошла – короткая гусеница не позволяла преодолевать широкие рвы и заборы. У следующей модели – «Большого Вилли» проходимость улучшили, изменив устройство гусеничного движителя.
Французы начали разрабатывать «сухопутные броненосцы» (по аналогии с кораблями-броненосцами) одновременно с англичанами, взяв за основу тот же «Холт». Но французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон» вступили в бой лишь в 1917 г. Форму гусеницы французы изменять не стали, поэтому проходимость их машин была ниже, чем у Mk I. Зато гусеница находилась под корпусом, который ее защищал. «Изюминкой» французских танков была электрическая трансмиссия (система передачи энергии двигателя к движителю – гусеницам), позволявшая управлять машиной одному водителю. У британского Mk I на каждую гусеницу приходилась отдельная коробка передач, и с управлением им еле-еле справлялись 4 человека (водитель, два помощника на коробках передач, командир на тормозах гусениц).
В «Шнейдере» и «Сен-Шамоне» бензиновый двигатель крутил генератор, и ток поступал к электромоторам, вращавшим гусеницы. Водитель регулировал подачу тока на моторы, изменяя направление и скорость вращения гусениц, тем самым заставляя танк поворачивать в движении и даже разворачиваться на месте. «Шнейдер» и «Сен-Шамон» получились настолько легко управляемыми, что орудие можно было наводить по горизонтали поворотом машины. Это позволило отказаться от хрупких конструкций спонсонов или башен и установить более мощное орудие прямо в лобовой броне. Машины такой компоновки позже стали называть самоходными артиллерийскими установками (САУ).
Для управления танками первого поколения и стрельбы из их пушек и пулеметов требовался экипаж из 8–12 человек. Машины, вмещающие такое количество людей, выходили громоздкими и тяжелыми. Они ползали по полю боя со скоростью пешехода, не поспевая за бегущей в атаку пехотой и становясь легкой мишенью для орудий противника. Более мощные двигатели не решали проблемы – массивные и тяжелые, они только увеличивали размер и вес машин. Инженеры искали иные решения.
Оригинальный выход из конструктивного тупика, в котором оказались танки, предложили французы Л. Рено и Э. Эстиен, создатели «Рено FT-17» – первого легкого танка. «Рено FT-17» был настолько прост в управлении, что с ним справлялись всего 2 человека: водитель и командир-стрелок. Большой корпус стал не нужен, и FT-17 в 5 раз более легкий, чем Mk V, даже с простеньким массовым автомобильным двигателем развивал вдвое большую, чем он, скорость.
Маленькие и быстрые FT-17 поспевали не только за пехотой, но и за кавалерией, вместе с которой могли, прорвав оборону, совершить рейд в тылу врага. До конца войны союзники «наклепали» около 3100 простых и дешевых FT-17, а всего в разных странах их выпустили около 8000.
Российская промышленность периода Первой мировой войны не могла наладить выпуск танков. В стране не производилось компактных и мощных двигателей, заводов тоже не хватало. В то же время даже применение закупленных у англичан танков было осложнено слабым развитием сети железных дорог в России. Медленные и часто ломавшиеся машины приходилось везти к месту применения на поездах, и на многие участки огромного русского фронта их просто невозможно было доставить.
Более полезной на русском бездорожье оказалась техника с полугусеничным движителем, изобретенным личным водителем Николая II, французом А. Кегрессом. Еще в 1906–1914 гг. конструктор опробовал свою схему на ряде машин, включая личный «Мерседес» императора. Заднюю – ведущую пару колес конструктор заменил резиновыми гусеницами, получив хорошее сцепление и тягу на мягком грунте. Передняя ось осталась колесной. Это позволило использовать обычное рулевое управление вместо технически сложного метода поворота за счет изменения скорости вращения гусениц.
Автомобили на шасси Кегресса хорошо показали себя на фронте. Когда в 1916 г. в Россию из Англии стали поступать броневики «Остин» на базе одноименного грузовика, часть из них переделали в полугусеничные. Так в Русской армии появился «Остин-Кегресс» – более скоростной, простой и дешевый, чем танки. Благодаря дополнительным опорным каткам, выступавшим спереди и сзади колес и гусениц, он мог потягаться с танками и в проходимости. Но, к сожалению, таких броневиков до конца войны построили немного.
Танки Второй мировой войны
Легкие танки
Вторая мировая война ожидалась маневренной, и главным требованием генералов к танкам становилась скорость. Быстроходные легкие танки должны были входить в прорыв линии фронта и наносить стремительные удары по коммуникациям врага. Легкие танки неплохо повоевали в локальных конфликтах, но в «большой войне» возлагавшихся на них надежд не оправдали.
Легкие танки могли весить от 4–5 т до 15–20 т. По назначению они делились на две группы, названия которых в разных странах различались, но суть была одной: лучшие забронированные, но неторопливые машины поддерживали пехоту, а быстроходные использовались для разведки и рейдов по тылам противника. «Пехотные» танки были в большинстве. Во Франции на вооружении стоял «Рено» R-35, разработанный взамен танка образца 1917 г.
Накануне Второй мировой войны англичане создали довольно удачный танк «Валентайн», он выпускался до 1944 г. В СССР массовым (11 000 шт.) стал Т-26, выпускавшийся в двух вариантах: две башни с пулеметами или одна башня с пушкой. Одновременно, хотя и во вдвое меньших количествах, производили БТ (Быстроходный танк) – семейство из трех модификаций. В военное время выпуск легких танков в СССР продолжался, но их было построено в 2,5 раза меньше, чем средних танков.
В 1930-е годы в разных странах в погоне за скоростью строили танки, которые имели одновременно и гусеницы, и колеса. Конструкция была громоздкой и неудобной в эксплуатации. Американец Д.У. Кристи предложил снимать гусеницы и двигаться на обрезиненных катках большого диаметра. Кроме того, он разработал свечную подвеску (она же – «подвеска Кристи») – надежную и дающую мягкий ход. На пересеченной местности танк Кристи разгонялся почти до 70 км/ч, а на шоссе со снятыми гусеницами мог обогнать легковой автомобиль. Идеи Кристи нашли понимание не только в СССР, где на основе его танка М1931 было создано семейство колесно-гусеничных танков БТ, но и во всем «танковом мире».
Ограничения Версальского договора вынуждали Германию разрабатывать танки под видом тракторов, но когда к власти пришел Гитлер, немецкое танкостроение «вышло из тени». Первым серийным танком стал Pz I (полностью он назывался PzKpfw – от Panzerkampfwagen – «бронированная военная машина»). Война в Испании показала, что у танка слабы бронирование и вооружение, и в 1938 г. его выпуск прекратили. Тем не менее в польской и французской кампаниях 1939–1940 гг. Pz I был самым многочисленным танком вермахта – 1800 шт.
В 1937 г. пошел в производство Pz II, разработчики которого учли опыт первого немецкого танка. Максимальная толщина брони осталась прежней, но новая подвеска и более мощный двигатель сделали «двойку» быстрой и маневренной, а автоматическая 20-мм пушка увеличила ее огневую мощь. Однако для противостояния с Красной Армией Pz II оказался слабоват, и в 1942 г. его перестали производить.
Средние танки
Вторая мировая война быстро показала, что у легких танков нет шансов на успех, и они сошли со сцены. Главной ударной силой воюющих сторон стали средние танки массой 20–30 т. Основное противоборство бронированных машин развернулось на советско-немецком фронте, и именно оно определяло развитие мировой танковой мысли в военные годы.
105 лет танкам: с чего все началось
Прообразы танков разрабатывались задолго до появления британского «Mark I». В их числе черепахообразная повозка Леонардо да Винчи и бронированный 120-тонный поезд изобретателя Э. Буйена. Кроме того, будущее танков довольно подробно описывал фантаст Герберт Уэллс в рассказе «Наземные броненосцы». В 1911 году лейтенант австро-венгерской армии Г. Бурштын разработал боевую машину с гусеницами, напоминающую классический танк, а спустя 4 года рижский конструктор провел испытания колесно-гусеничной машины «Вездеход». Впрочем, обе идеи так и не были реализованы.
После начала Первой мировой воюющие державы достаточно быстро перешли в позиционную войну и зарылись в окопы. Для получения преимущества нужна была механизированная бронированная сила. Летом 1915 года британец сэр Эрнест Суинтон написал письмо фельдмаршалу Джону Френчу, в котором предложил использовать в военных целях гусеничное шасси американского трактора «Холт». Смелое предложение даже попало на стол военному министру Британии, но было отвергнуто. Несмотря на это идея понравилась Первому лорду Адмиралтейства — сэру Уинстону Черчиллю, который поспособствовал началу создания прототипов.
Первым танком в истории стала «Линкольнская машина № 1», собранная всего за 40 дней и с треском провалившая испытания. Конструкторы провели работу над ошибками и к концу сентября 1915 года представили новый экземпляр под названием «Маленький Вилли». Основой машины был 15-тонный трактор «Холт». Инженеры У. Триттон и У. Вильсон поместили двигатель (немецкий Daimler на 105 л.с.) в середину машины и прикрыли его корпусом из котельной стали. Ходовую впоследствии заменили на звеньевые гусеницы с жесткой подвеской, а в лобовой части появилась установка под пулемет «Виккерс». Впрочем, куратор проекта сэр Эрнест Суинтон был уверен, что для решения серьезных боевых задач машина не подходит. Танк должен был спокойно двигаться по склону в 45 градусов, а также преодолевать ров шириной в 2,5 метра.
Конструкторы снова принялись за работу и кардинально изменили конструкцию «Вилли». Обводы гусениц получили форму ромба, а их верхнюю ветвь разместили над корпусом для лучшего зацепа. Направляющее колесо вынесли вперед, борта оснастили бронированными рамами, а вооружение разместили в выступающих боковых казиматах. 2 февраля 1916 года танк представили командованию. Машина произвела спорное впечатление, но первый заказ был подписан. «Вилли» приняли на вооружение под обозначением Mark I, а спустя несколько недель запустили в серию с некоторыми изменениями конструкции.
Первое наступление «Марков» при французской Сомме напугало немцев и обеспечило тактическое преимущество, но также выявило многие недостатки: танки падали в окопы, застревали в воронках и попросту выходили из строя. Из 49 машин на исходные позиции вернулись только 32. Кроме того, 28-тонные гиганты оказались не такими уж и прочными. В ходе атаки немцы вывели из строя 10 машин, еще 7 получили незначительные повреждения. Самыми уязвимыми местами стали ходовая часть и тонкое дно.
Первый бой с применением танков не переломил ход сражения при Сомме, однако британцы смогли всего за 5 часов захватить 10-километровый участок фронта и продавить оборону немцев с минимальными потерями. Выход из позиционного тупика был найден.
Информация о новых боевых машинах быстро разлетелась по всему миру, и военные державы с удвоенным энтузиазмом возобновили разработки наземных броненосцев. Французы дебютировали в апреле 1917 года с Schneider CA1. В отличие от британцев, они оставили на машине шасси от трактора «Холт». Производство стальных монстров начал и Тройственный союз, и осенью 1917 года с конвейера сошел A7V — первый серийный немецкий тяжелый танк. В движение его приводили два двигателя Daimler, от пуль и осколков защищала усиленная броня, а обслуживал машину экипаж из 18 человек. Между тем, уже через год после дебюта британского «Mark I» в производство были запущены «Mark II» и «Mark III». От предшественника эти танки отличались отсутствием хвостового колеса, а также измененными люками и усовершенствованными смотровыми щелями. Всего было построено по 50 машин каждого вида.
Новым словом в линейке тяжелых английских танков стал «Mark IV». Таких машин выпустили 1015 единиц, часть из которых передали французских союзникам. Улучшения затронули броню крыши и бортов, которые теперь лучше защищали от оружейного и пулеметного огня. Топливные баки разместили вне корпуса, выхлопную трубу снабдили глушителем, спонсоны сместили к низу, а в качестве вооружения впервые установили пулемет «Льюис». Именно Mark IV вошел в историю как танк, принявший участие в первой танковой битве.
Какие машины претендовали на роль первого танка в истории, кто такой Бэзил Энрикес и чем закончился бой британских «Марков» против немецких «A7V» в 1918 году смотрите в видео от компании Wargaming.
Первые танки в мире — от самоходок да Винчи до танков-туалетов
На современных войнах танки являются одним из основных видов боевых машин, а до недавнего времени они вообще были самым распространенным механизированным вооружением на планете.
Но как людям вообще пришла в голову идея залезть в здоровенный металлический ящик на гусеницах и поехать убивать друг друга? Попробуем разобраться.
Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах
Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы со времен первых массовых войн. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги, эффективно использовавшиеся в гуситских войнах. Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые являлись крайне уязвимыми и непредсказуемыми.
Уже в те времена люди стали задумываться о самодвижущихся огневых укреплениях, и знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не мог пройти мимо этой темы. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи.
Первая Мировая война и первые английские танки
С появлением первых автомобилей идея применять их в войнах стала очевидна для всех. Поэтому уже перед Первой Мировой почти все армии ведущих держав имели свой парк бронеавтомобилей, да и настоящие бронепоезда тоже были в ходу.
Минусы этих боевых машин были естественными. У бронеавтомобилей — невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов — привязанность к рельсам. Поэтому, когда в ходе затяжных боев армии противоборствующих стран все больше начали окапываться, строить многокилометровые противопехотные заграждения из мин и колючей проволоки, использовать пулеметы и шрапнельные снаряды, буквально выкашивающие наступающую пехоту, инженерам стало понятно — надо что-то делать.
Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу, Уинстон Черчилль ухватился за эту идею и создал Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработки.
Самое любопытное, что тот же Черчилль чуть не похоронил будущее танков, когда захотел реализовать идею майора Томаса Хетерингтона, который предложил создать тысячетонного монстра на огромных колесах, четырнадцати метров высотой и вооруженного корабельными пушками. Опытные инженеры объяснили министру Черчиллю, что эту махину тут же расстреляют из пушек, поэтому разработчики обратились к идее Суинтона о создании машины на основе американского гусеничного трактора Холт-Катерпиллер, который уже давно применялся в армии в качестве тягача.
Битва при Сомме и дебют английских танков
Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.
Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.
Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.
Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.
Танк-туалет и голубиная почта
Связь осуществлялась тоже специфически — для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.
Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).
Немецкие танки и первый встречный танковый бой
Поначалу немцы не восприняли серьезно идею воевать с помощью танков, но когда спохватились — начали срочно клепать свои машины. И все бы ничего, да вот только времени и средств было слишком мало, так что в итоге получился крайне странный металлический монстр — A7V, огромная стальная коробка, трехметровой высоты вагон на гусеницах, длинной в семь метров и весом в тридцать тонн, с 57 мм пушкой, торчащей из носа, и пятью пулеметами. В экипаже при этом было 18 человек!
Самое интересное, что махина имела тридцатимиллиметровую броню и скорость по шоссе — аж 12 км в час. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жуткую жару внутри и постоянный дым из всех щелей.
Но именно эти жуткие самодвижущиеся кастрюли приняли первый встречный танковый бой в истории, который произошел 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне, когда три немецких танка A7V столкнулись с тремя британскими тяжелыми Mark IV и семью легкими танками «Уиппет».
Для обеих сторон бой был совершенно неожиданным, да и британцы вдруг обнаружили, что пулеметное вооружение двух «самок» и всех легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и в бой рванул «самец» — единственный, имевший пушечное вооружение.
Тут уже сказался опыт и маневренность английского танка, который удачным выстрелом смог повредить одну немецкую машину, которую потом бросил экипаж, и заставить остальных отступить, так что, формально, победа осталась за британцами.
Немецкие танки были неплохи, но вот проблема — к концу войны их изготовили 21 штуку, при этом танков у англичан было как мы писали выше — 3177. И это не считая танков Франции.
Вот так начинали свой путь грозные боевые машины современности — как смешные и при этом ужасные грохочущие металлические коробки, ползущие по полю боя с черепашьей скоростью и общающиеся друг с другом с помощью почтовых голубей.
Первые танки: проекты 1841 и 1911
Что было до самых первых танков? Действительно, а что было и какой все-таки проект танка считать самым первым?
К сожалению, «испортить» ответ на этот вопрос пришлось обращением к танку «Пороховщикова», ставшего после статьи 1949 года одним из тех «белых» слонов советской истории, покуситься на которых означало просто кровным образом оскорбить человека. Ведь как здорово все получалось – и паровую машину мы первыми придумали, и с танками англичан обошли. И еще раз убедились в косности царских военных, не так ли? Но…
Оказывается, все намного интереснее, если покопаться в документах того далекого времени. И можно будет из них узнать, что с проектами танков мы действительно обошли и англичан, и австралийца Л. де Моля, вот только в металле машина, о которой пойдет речь, построена не была, впрочем, как и паровой поезд Буйена в 1874 году…
Танк Букоты
Тем не менее восстание все равно было подавлено, и молодой артиллерист уехал во Францию, где в Париже окончил еще и инженерное училище и стал работать инженером-мостостроителем.
Именно он построил первую железную дорогу в Канаде, но жить там не остался, вернулся в Париж, где в 1841–1842 году и создал свой проект танка с паровым двигателем, причем именно на гусеницах. На его колеса, по мнению конструктора, следовало надевать «широкие ремни для более равномерного распределения веса металлической повозки, вооруженной одной или двумя пушками». То есть, очевидно, что это именно гусеницы, поскольку так их в то время и называли.
Кстати говоря, Антанасу Букоте уже можно было выбирать, какую гусеницу на свой танк ставить: например, уже существовал проект гусеничной повозки Кейля с поперечными роликами для облегчения поворота (Англия, 1825).
Для реализации проекта нужны были деньги, и изобретатель решил написать письмо князю А. Черторыскому. Он приложил к нему чертежи, но ответа на свое предложение не получил. Но… продолжал работать над своим проектом и в 1867 году отправил его усовершенствованный вариант французскому императору Наполеону III. И тот этой необычной машиной заинтересовался и передал проект в Военное министерство на экспертизу. Но тут началась Франко-прусская война 1870–1871 годов, в которой Франция потерпела поражение, а во время Парижской коммуны вдобавок еще архив министерства сгорел вместе с чертежами танка Букоты.
Но, как известно, рукописи не горят.
Его проект сохранился в архиве князя Черторыского. В предисловии к которому написано: «Без нее (артиллерии. – В. Ш.) ни одно современное войско не способно успешно сражаться». Но у нее есть главный ее недостаток – ее малоподвижность. Поэтому дальше он пишет: «Большее совершенство артиллерии в передвижениях есть неоспоримое условие победы». То есть его же можно считать и провозвестником самоходной артиллерии, не так ли?
И… все это придумал подданный Российской империи, пусть даже и мятежник?
Но мы многими мятежниками гордимся, так что почему бы нам не гордиться и россиянином литовского происхождения. Канадцы, например, отдают ему должное – первую железную дорогу им построил, а как же!
Танк Бурштыня
Прошло 70 лет. И в 1911 году свой проект танка предлагает поручик австро-венгерской армии Гюнтер Бурштынь.
Его отцом был инженер Адольф (Авель Хаим) Бурсштынь, еврей из Львова, принявший, однако, католичество. Мать Юлиана имела редкую в то время для женщины профессию журналистки. Были у него и два брата: один – дослужился до советника министра, второй – занимался электротехникой и стал профессором.
Как и у многих первых танков, в качестве ходовой части его машины было взято шасси от американского трактора «Холт».
Танк Бурштыня имел следующие размеры: длина − 3,5 метра, ширина − 1,9 метра, высота − 1,9 метра. Толщина брони 8−4 мм, вес 5−7 тонн. Экипаж из 3 человек.
Вооружением должна была служить пушка калибра 37-мм или 40-мм пушка во вращающейся башне и два пулемета. Двигатель − 60 л. с., взятый с грузового автомобиля, должен обеспечить скорость 29 км/ч по дороге и 8 км/ч на пересеченной местности.
Чтобы танк не слишком большой длины мог преодолевать траншеи, Бурштынь предложил поставить на него спереди и сзади дополнительные опоры с катками. Опираясь на них, танк мог бы уверенно форсировать такие препятствия, хотя и неизвестно, не помешали ли бы они брать заграждения из колючей проволоки? Впрочем, никто в то время таких препятствий на поле боя и не предполагал. Считалось, что европейская война, если и разразится в недалеком будущем, то будет, во-первых, маневренной, а во-вторых, продлится не более трех месяцев. Так что, какие уж тут заграждения из колючей проволоки…
К идее Бурштыня австрийские военные отнеслись равнодушно, однако он смог получить на него сначала германский патент No. Zl. 252 815 DRP 28 февраля 1912 года, а затем 25 апреля уже и австрийский No. 53248.
Настойчивости ему было не занимать, и в 1913 году он вторично отправляет австрийскому военному министерству проект своего колесно-гусеничного танка. Именно там на него и была наложена столь часто цитируемая в книгах по истории бронетанковой техники резолюция:
В 30-е годы уже в чине генерала он работал в Военном министерстве, но тут грянул аншлюс, и о Бурштыне вспомнили… немцы.
Хотя он и был полуевреем, Адольф Гитлер лично объявил его «почетным арийцем», и стал он работать на оборонную промышленность гитлеровской Германии. И трудился настолько хорошо, что 31 марта 1941 года и он сам, и его брат Вальтер получили «Кресты военных заслуг с мечами» I и II степени за то, что разработали схемы бронирования персонального автомобиля фюрера. А еще за труды в области развития бронетанковой техники он был награжден «Крестом военных заслуг II и I класса с мечами».
Но судьба в итоге оказалась к нему немилостива.