в какой стране политология впервые формируется как особая наука и дисциплина
Политология. Тест с ответами #12
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Армия и полиция — это …
силовые ресурсы власти
социальные ресурсы власти
экономические ресурсы власти
культурно-информационные ресурсы власти
Политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали ….
анархизмом
сталинизмом
макиавеллизмом
Граждане России могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, то есть имеют …
всеобщее и свободное избирательное право
всеобщее и ограниченное избирательное право
прямое и косвенное избирательное право
активное и пассивное избирательное право
В основе рыночной экономики лежит практически поведенческая жизненная ориентация, ставящая во главу угла самоценность личности, которая называется:
альтруизм
индивидуализм
эгоцентризм
Основоположник фашизма:
М. Штирлиц
П. Кропоткин
П. Прудон
Н. Махно
Б. Муссолини
В какой стране политология впервые формируется как особая наука и дисциплина?
Во Франции
В России
В США
Небольшой, относительно закрытый круг селектората характерен для _____________ системы рекрутирования элит
селективной
партократической
гильдейской
номенклатурной
меритократической
антрепренерской
Парламентская республика и парламентская монархия похожи:
отсутствием института президентства
правом президента распустить парламент
политической ответственностью правительства перед нижней палатой парламента
принципом формирования правительства
Представление о демократическом режиме как о борьбе наиболее влиятельных групп интересов составляет содержание …
теории полиархии Р. Даля
элитистской теории демократии
теории сообщественной демократии А. Лейпхарта
теории плюралистической демократии
Какое утверждение верно характеризует соотношение гражданского общества и правового государства?
Правовое государство включает в себя гражданское общество
Гражданское общество и правовое государство существуют независимо друг от друга
Правовое государство предполагает наличие гражданского общества
Гражданское общество включает в себя правовое государство
К самым старым методам изучения политологии как науки, относятся ….
социологический
сравнительный
системный
бихеви–оральный
Установите соответствие между типами господства и используемыми качествами для властвования
традиционное —
почтение
рационально-легальное —
эмоции
харизматическое —
разум
Постбихевиоралистская революция началась в …
конце 1970-х гг.
начале 1950-х гг.
начале 1930-х гг.
конце 1960-х гг.
Наиболее слабой стороной либеральной демократии является то, что …
1. часть претендует на целое
2. ради свободы предаются в жертву социальная справедливость и равенство
3. целое становится выше части
4. доминирует однородность и равенство всех перед законом
5. думая лишь о себе, граждане отчуждаются от политики
Политические системы делятся на рабовладельческие, феодальные и буржуазные в зависимости от …
1. типа политического режима
2. развитости гражданского общества
3. типа общественно-экономической формации
4. типа правомерности политической власти
5. господствующего типа политической культуры
Зачем нужна политология
И почему ее полезно изучать даже тем, кто не собирается быть политологом
В 11 классе я победила на олимпиадах «Высшей пробы» по политологии, социологии и обществознанию. Теперь я могу поступить без вступительных экзаменов во многие вузы страны.
Сейчас я колеблюсь между двумя образовательными программами НИУ ВШЭ: «Политология и мировая политика» и «Социология и социальная информатика». Также подумываю над поступлением в СПбГУ.
Но даже если я не пойду в политологи, знание политологии пригодится мне в жизни наравне с финансовой и правовой грамотностью. Объясню, почему.
Что такое политология— немного теории
Политология изучает и решает проблемы общества, связанные с политикой. Она зародилась еще в Древних Греции и Риме, когда философы искали научные способы управления государством.
Затем политология сформировалась в отдельную науку, объединяющую несколько дисциплин: саму политологию, обществознание, социологию, историю, философию, экономику, культуру и управление.
Политолог — это человек, который разбирается во всех этих дисциплинах. Он знает историю политической мысли, анализирует общественную обстановку, объясняет политические процессы и делает прогнозы на основе специальных научных методик.
В каких сферах нужна политология
Я стараюсь не придерживаться стереотипа, что работать нужно по специальности, иначе не добьешься успеха. Ведь политология как наука переживает в России не лучшие времена. По крайней мере, если сравнивать со странами, где демократические институты появились раньше, чем у нас. Поэтому реализоваться по специальности «политолог» довольно сложно.
Я до сих пор задаю себе вопрос: «Смогу ли я обеспечивать себя как политолог и влиять на окружающий мир? Или просто буду заниматься исследованиями, которые никак не отразятся на практике?».
Пока я не могу ответить на эти вопросы. Поэтому заранее узнала, в каких еще сферах применимо знание политологии. Оказывается, можно работать:
Преподавателем социальных наук
Политическим журналистом
Государственным служащим
PR-менеджером в сфере политики
GR-менеджером (взаимодействовать с органами государственной власти)
Менеджером избирательных компаний
Специалистом в сфере международных отношений
Дипломатом
Ученым-политологом
и, собственно, политиком
Но даже если вы не собираетесь работать в политической, социальной или управленческой сферах, знать основы политологии все равно будет полезно. По крайней мере, чтобы быть выше «диванных» политиков.
Как политология связана с обычной жизнью
Мне вспоминается цитата Мошпаламбера: «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Другими словами, мы все живем в обществе, и, значит, так или иначе связаны с политикой. И незнание основ политологии может иметь неприятные последствия в повседневной жизни.
Человек, знающий политологию | «Диванный» политолог |
---|---|
Изучает предвыборные программы кандидатов, чтобы проголосовать осознанно или вовсе воздержаться от участия в выборах | Голосует за того кандидата, которого чаще показывали по телевизору |
Знаком с родоначальниками политической мысли — Платоном и Аристотелем — и их философскими идеями | Самыми выдающимися политологами считает участников вечерних программ на федеральных телеканалах |
Понимает, что его знания ограничены, все время старается их расширить и не считает свою точку зрения единственно верной | Считает себя непризнанным экспертом по внутренней и внешней политике и не принимает никаких возражений |
Знает, что все страны и народы взаимосвязаны и зависимы друг от друга, нет единственной «правильной» нации | Поддается влиянию националистических лозунгов, утверждающих, что одна нация выше другой |
Понимает, что на политику влияют факторы из разных сфер общественной жизни: политической, социальной, экономической и духовной. | Везде ищет теории заговора |
Как и где изучать политологию
Материалы. Изучения этого списка мне хватило, чтобы победить на «Высшей пробе».
Учебники:
А.Ю. Мельвиль, «Политология»
Г.В. Голосов, «Сравнительная политология»
Э. Хейвуд, «Политология»
Первоисточники:
М. Вебер, «Политика как призвание и профессия»
статья Дж. Элейзера про федерализм
эссе И. Берлина «Две концепции свободы»
Интернет. Полезные материалы по политологии можно найти на порталах «InLiberty» и «Неполитолог». Также есть группы во «ВКонтакте», где участники делятся мнениями, выкладывают списки литературы, рассказывают о лекциях и других научных мероприятиях в офлайне. Среди них «Лис Политолог», «Political Science Library», «#WisePolicy», «Моноклер» и «СКVАД».
Олимпиады. В большинстве школ не преподают политологию, а ограничиваются курсом обществознания. Поэтому, если хотите углубить свои знания, стоит поучаствовать в вузовских олимпиадах.
В перечень Российского совета олимпиад школьников входят три олимпиады по политологии:
1. «Высшая проба» (2 уровень)
2. «Ломоносов» (2 уровень)
3. РАНХиГИС (3 уровень)
Остальные олимпиады в перечень не входят и не дают льгот при поступлении. Впрочем, в них все равно можно участвовать из научного интереса или ради тренировки.
Вузы. Специальность «Политология» есть во многих вузах России. Вот список учреждений с самым высоким рейтингом.
Вуз | Факультет | Образовательная программа |
---|---|---|
МГУ имени М.В. Ломоносова | Факультет политологии | Политический менеджмент и связи с общественностью |
Экономическая политика современных государств | ||
Экологическая политика | ||
Политическая регионалистика и этнополитология | ||
Политическая коммуникативистика | ||
Факультет государственного управления | Политология | |
Факультет мировой политики | ||
Факультет глобальных процессов | Глобальные политические процессы и дипломатия | |
СПбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет | Образовательная программа «Политология» | |
НИУ ВШЭ — Высшая школа экономики | Факультет социальных наук (Москва) | Политология |
Факультет социальных наук (Санкт-Петербург) | Политология и мировая политика | |
ТГУ — Томский государственный университет | Философский факультет | Политология |
КФУ — Казанский (Приволжский) федеральный университет | Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций | Политология |
ЮФУ — Южный федеральный университет | Образовательная программа «Политология» | |
Финуниверситет — Финансовый университет при Правительстве РФ | Факультет социологии и политологии | Политология |
УрФУ – Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина | Гуманитарный институт | Политология |
РУДН — Российский университет дружбы народов | Факультет гуманитарных и социальных наук | Политология |
МГИМО — Московский государственный институт международных отношений | Факультет управления и политики | Кафедра мировых политических процессов |
Кафедра политической теории | ||
Кафедра экономической политики и государственно-частного партнерства | ||
Кафедра сравнительной политологии | ||
Факультет международных отношений | Кафедра международных отношений и внешней политики России | |
Кафедра истории и политики стран Европы и Америки | ||
РАНХиГС – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации | Институт общественных наук | Политология |
ЮУрГУ – Южно-Уральский государственный университет | Институт социально-гуманитарных наук | Кафедра социологии и политологии |
ВГУ – Воронежский государственный университет | Исторический факультет | Кафедра социологии и политологии |
МГЛУ – Московский государственный лингвистический университет | Институт международных отношений и социально-политических наук | Политология |
РЭУ – Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | Факультет экономики и права | Кафедра политологии и социологии |
Первые 15 вузов из рейтинга России по специальности «Политология»
Конспект
1. По специальности «Политология» необязательно работать политологом.
2. Чтобы не стать «диванным» политологом, стоит изучить основы политической и философской мысли. Начните с Платона и Аристотеля.
3. Изучать политологию можно не только по учебникам, но и в «поле» — в интернете.
4. Лучший способ углубиться в политологию будучи школьником — участвовать в вузовских олимпиадах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Политология
Рассмотрены основные понятия и проблемы курса «Политология». Изложение общетеоретических проблем курса удачно сочетается с анализом политических процессов в современной России. Отличительной чертой учебника является наличие материалов методического характера, которые дополняют и развивают теоретическую часть. Цель учебника – способствовать приобретению навыков анализа политической жизни, формированию современной политической культуры, норм консенсусных отношений в условиях политического плюрализма, умению понимать и реализовывать свои политические интересы, гражданские права и обязанности. Соответсвует ФГОС ВПО третьего поколения. Для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и преподавателей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Допущено Научно-методическим советом по политологии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по дисциплине «Политология» для студентов высших учебных заведений
А.П. Зиновьев, заведующий кафедрой истории и политологии Государственного университета управления, д-р ист. наук, проф.,
В.С. Комаровский, заведующий кафедрой политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ, д-р филос. наук, проф.
В.И. Буренко, д-р полит. наук, проф. (главы 1–4, 10, 12, тесты, словарь терминов, приложение 1),
В.Г. Ледяев, д-р филос. наук, д-р политики (Ph. D., Manchester), проф. (главы 5, 13),
В.В. Меркулов, канд. филос. наук, доц. (главы 8, 11, 16, 17),
Д.Д. Пеньковский, д-р ист. наук, проф. (глава 7, приложение 2),
А.К. Сковиков, канд. полит. наук, доц. (главы 9, 14, 15),
О.Ф. Шабров, д-р полит. наук, проф. (главы 6, 18)
Раздел I. Историко-методологическое введение
Глава 1. Политология в системе обществознания
§ 1. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность
Как самостоятельная учебная дисциплина политология сформировалась сравнительно недавно. Во второй половине ХIХ в. в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 году во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата.
Важной вехой в истории политологии как науки и учебной дисциплины стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук, объединившей на тот период около 200 исследователей и преподавателей. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО и по инициативе Американской, Канадской, Французской и Индийской национальных ассоциаций политических наук была основана Международная ассоциация политической науки (МАПН). В 1950 году состоялся I конгресс МАПН, в котором приняли участие ученые из 23 стран. С тех пор конгрессы МАПН проводятся регулярно, с интервалом в три года. Последний ХХI-й Всемирный конгресс МАПН состоялся в 2009 г. в г. Сантьяго (Чили). Летом 2012 г. в Мадриде (Испания) пройдет XXII Всемирный Конгресс политической науки. Тема Конгресса: «Перестройка глобальной силы и меняющиеся границы».
Те же авторы, которые переходили грань дозволенного, преследовались, высылались из страны или были вынуждены уезжать за рубеж, чтобы иметь возможность работать в области исследований политики. Здесь следует назвать известные ныне имена авторов, вторгавшихся в область недозволенного (в основном — историки и философы), которые писали «издалека»: А.Г. Авторханов, М.С. Восленский, А.А. Зиновьев, П.М. Егидес, А.М. Некрич, А.Л. Янов и др. Важно отметить, что после смерти Сталина не выходило ни одного периодического издания, специально предназначенного для публичного обсуждения учеными результатов исследований в области политики и власти. Знаковым показателем эмбрионального состояния исследований политики и власти является такой факт: в шестом издании краткого политического словаря, появившегося в 1989 г., т. е. всего только два десятка лет назад, отсутствуют статьи «Власть», «Политическая власть» и многие другие, соответствующие содержанию словаря подобного направления.
С конца 80-х гг. ХХ в., сначала в СССР, а затем в современной России, политология стала активно конституироваться как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина:
♦ вводятся ученые степени кандидата и доктора политических наук;
♦ политологию начинают преподавать в вузах, появляются кафедры и факультеты политологии, разрабатываются учебные программы, курсы и спецкурсы, начинают выходить учебники по политологии, подготовленные российскими авторами;
♦ издаются политологические журналы: «Полис» — с 1991 г., «Власть» — с 1993 г., «Полития» — с 1997 г., «Политические науки. Вестник МГУ» — с 1994 г., «Социология и политология. Вестник МГУ» — с 1994 г. и др.
В феврале 1998 г. состоялся Первый Всероссийский конгресс политологов. О проблемах, которые стояли в центре российской политологии в 90-е гг. прошлого века, может свидетельствовать тематика секций Первого конгресса:
— Секция 1. «Российская государственность: проблемы и тенденции развития»;
— Секция 2. «Становление гражданского общества в России: перспективы демократического развития»;
— Секция 3. «Геополитические интересы России: вызовы и ответы»;
— Секция 4. «Политическое образование в современной России, проблемы преподавания политологии»;
— Секция 5. «Прикладная политология: теория и практика»;
— Секция 6. «Политическая коммуникация: общественное мнение и СМИ»;
— Секция 7. «Проблемы военной политологии».
На Втором Всероссийском конгрессе политологов (апрель, 2000) количество секций и обсуждаемых на них проблем увеличилось.
В апреле 2003 г. в Москве состоялся Третий Всероссийский конгресс политологов. В рамках конгресса дискуссии велись по следующим направлениям: политическая философия, методологические проблемы политических исследований, методика преподавания политологии, история политических идей, политическая антропология, сравнительная политология, политическое управление и политические институты, публичная политика как инструмент российского выбора, политическая регионалистика, политические партии и группы интересов, политические элиты, электоральная политология, гендерные исследования политики, дискурс-анализ, политическая социология, гражданское общество и права человека, транснациональные процессы, мировая политика, конфликты и международная безопасность.
В октябре 2006 г. в Москве прошел Четвертый Всероссийский конгресс политологов. Тема конгресса «Демократия, безопасность и эффективное управление: новые вызовы для политической науки». В конгрессе приняли участие политологи из 51 региона и города России, а также ученые 19 стран.
В ноябре 2009 г. в Москве состоялся Пятый Всероссийский конгресс. Российские политологи и зарубежные гости вели дискуссии по теме «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы».
В целом можно отметить, что российская политология находится в процессе своего становления. Наиболее важные задачи этого этапа: дальнейшее усвоение богатого мирового опыта исследований мира политики; формирование российской школы политологии; выработка наиболее эффективных методов и методологии исследования политики.
§ 2. Предмет, методы и функции политической науки
Как известно, науки характеризуются определенным объектом и относительно самостоятельной специфической областью — предметом исследования.
При рассмотрении вопроса о специфике предмета политологии и ее взаимоотношениях с родственными дисциплинами следует иметь в виду сложившуюся методологию социального познания: с одной стороны, условное выделение и анализ фактов (позитивизм), с другой — ценностей (нормативизм).
Позитивистский подход стремится устранять из анализа политических процессов ценностные факторы и описывает политику такой, как она есть. Одним из современных направлений позитивистского подхода к исследованию политики является теория рационального выбора, согласно которой политология должна исходить из рациональной природы человека, прежде всего озабоченного насущными текущими проблемами и стремлением к увеличению собственных материальных ресурсов. Все это и определяет поведение человека в политической сфере.
Далее, следует иметь в виду, что наряду с понятием «политическая наука» или «политология» широко используется понятие «политические науки». Последнее, как правило, отражает совокупность политических дисциплин, основной задачей которых является исследование политических процессов с точки зрения той или иной обществоведческой дисциплины.
Для более четкого понимания содержания политической науки необходимо обратить внимание и на специфику понятия «политическая теория».
И наконец, понимание предмета политической науки обусловлено тем, как представители тех или иных научных направлений понимают важнейшие детерминанты социального развития, истоки и причины общественно-политических преобразований, место в них политики и власти.
Учитывая сказанное, следует отметить, что объектом политологии бесспорно выступает политическая власть. Закономерности, тенденции, особенности ее формирования и функционирования составляют предмет политической науки.
Однако в рамках этого общепризнанного положения предмет политической науки понимается по-разному. Отсутствие единства в понимании предмета политической науки не является слабостью политологии. В многообразии подходов к этому вопросу отражается объективно многогранное содержание мира политики, теоретическая невозможность в одном определении отразить богатство и динамику ее проявлений. Вместе с тем различные подходы в трактовке предмета политологии дают возможность конкретнее представить специфику этой научной отрасли, ее проблематику.
Итак, с учетом истории и современного состояния политологии рассмотрим некоторые из основных подходов к пониманию предмета политической науки.
Институциональный подход. В рамках этого подхода предметом политологии выступают институты, посредством которых формируется и функционирует политическая власть. В соответствии с этим подходом американская политология изначально концентрировала свое внимание на изучении деятельности государства и различных правительственных учреждений, политических партий, групп давления, конституции. Так, современный американский исследователь Дж. Ганнел отмечает, что в конце ХIХ в. политическая наука понималась как «наука о государстве». Французский политолог М. Прело подчеркивает: «Политология не изучает непосредственно людей и их взаимоотношения. Она не соприкасается с психологией. Она концентрируется на изучении политических институтов в их возникновении, развитии, упадке, исчезновении». В ФРГ широко распространено представление, согласно которому политическая наука — это государствоведение, дополненное анализом динамики государственных институтов. Следует отметить, что институциональный подход имеет давние истоки. Крупнейшие мыслители (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин и др.), анализируя политические процессы, первостепенное внимание уделяли исследованию государства как важнейшего, а долгое время — и единственного политического института общества.
Слабость институционального подхода заключается в том, что формально-статичное понимание предмета политологии оказывается малоэффективным при анализе современных динамичных политических процессов. В этой связи исследователи стали обращать внимание на иные аспекты политической жизни, изучать не столько институты, сколько поведение индивидов или социальных групп в политике. В результате в конце ХХ в. в политологии стала распространяться идея нового институционализма. Если классический институционализм был ориентирован на изучение прежде всего государства, то неоинституционализм дает, во-первых, широкое толкование понятию «институт», рассматривая его как правила игры в обществе, как формально созданные человеком процедуры, которые организуют взаимоотношения людей в обществе; во-вторых, при исследовании политических процессов пытается интегрировать достижения различных школ.
В первой половине ХХ в. недостатки институционализма пытались преодолеть и представители так называемого бихевиористского (поведенческого) подхода к предмету политологии. Под влиянием бихевиоризма (бихевиорализма) [14] политическая наука стала исследовать конкретное поведение индивида как в формальных, так и в неформальных структурах. Американские исследователи Мерриам, Лассуэлл, Госнелл явились основателями этого направления в политологии. Главная цель политической науки при таком подходе — выявление закономерностей поведения людей в сфере политики. Здесь объектом внимания исследователя выступают не политические институты и программы, а реакции людей на политические стимулы. Предметом политологии являются тенденции и закономерности поведения человека как важнейшие детерминанты политических процессов. В бихевиоризме превалирует сциентистская идея изучения поведения человека по аналогии с тем, как, например, физика изучает движение молекулы. Бихевиористы, склоняясь к позитивизму, руководствовались такими принципами, как повторяемость, верификация (проверка выводов эмпирическими данными), квантификация (точная регистрация данных), четкое различение эмпирического и этического и др.
Бихевиористы рассматривают политические институты как пустые раковины, которые наполняются конкретными людьми, действующими по принципу: «стимул — реакция». Однако описывая внешние действия индивида, бихевиоризм упускает из виду ускользающие от наблюдения «внутренние мотивы» человеческого поведения. В связи с этим в конце 60-х гг. ХХ в. бихевиористы поставили перед собой задачу пересмотра некоторых базовых аспектов своего направления. Постбихевиоралисты (так стали называть сторонников нового направления) заявили, что исследование процесса влияния ценностей на поведение человека в политике является неотъемлемой частью политологического исследования.
В качестве развития поведенческого подхода американские исследователи стали применять к политологии некоторые общие аксиомы теории рационального выбора (о которой говорилось выше), распространенной в экономике. Понимание предмета политологии теоретиками рационального выбора и бихевиоралистами, по существу, совпадает, поскольку представители «рационального выбора» признают, что социальные и политические структуры, политика и власть вторичны по отношению к индивиду. Различие заключается только в том, что теоретики рационального выбора при анализе политического поведения индивидов смещают акцент с исследования биопсихических аспектов на исследование рациональных мотивов поведения человека, который, как полагают эти теоретики, действует согласно утилитарному принципу «получение максимальных результатов при минимизации затрат».
Наряду с указанными трактовками предмета политологии, на наш взгляд, необходимо выделять социологическое понимание предмета политической науки. Представители социологического подхода рассматривают политологию как сферу знаний, которая исследует отношения между социальными группами (классы, социальные слои, массы и элиты, правящие и управляемые, этносы и др.) по поводу власти.
Согласно концепции американского исследователя А. Бентли субъектами политики являются прежде всего заинтересованные группы (теория групп), которые и следует изучать политологам. В начале ХХ в. Бентли выпустил книгу «Процесс правления», в которой критиковал политологию за увлеченность в изучении формальных характеристик властных институтов. В противовес этому он выдвинул идею о том, что активность людей обусловлена их интересами, а свои интересы люди защищают посредством объединения в группы на основе общности интересов. В отличие от бихевиористов, по мнению А. Бентли, индивидуальное поведение человека приобретает определенную значимость только в контексте той или иной группы. Некоторые идеи Бентли воспринял теоретик полиархии Р. Даль, он рассматривал политическую жизнь в условиях демократии как процесс взаимовлияния и соперничества заинтересованных групп в давлении на правительственные институты.
И наконец, специфика культурологического подхода к пониманию предмета политологии заключается в том, что представители этого направления рассматривают политику и власть в неразрывной связи с особенностями политической культуры общества. Политическая культура рассматривается как наиболее фундаментальная детерминанта политических процессов, вне которой исследовать власть достаточно полно и точно невозможно.
Очередной, ХХ конгресс (2006) проходил в японском городе Фукуока. Главная тема «Работает ли демократия?» обсуждалась по шести направлениям: «Демократия и новый мировой порядок»; «Кризис и возможности демократии — национальные и международные перспективы»; «Институциональная легитимация, представление интересов и демократическая практика»; «Публичные политики, бюрократия и качество демократии»; «Участие граждан, ценности и идентичность — демократическое включение и исключение»; «Теория, знание и умение совершенствования демократий».
В целом задача политологии заключается в выдвижении и обосновании таких объяснений мира политики, которые можно проверить. И в этом, прежде всего, состоит ответ на вопрос, является ли политология наукой. Политологические знания основаны на накопленном, реальном опыте. Если эти знания проверяются и позволяют прогнозировать политические процессы, политология обнаруживает свои качества как наука.
Знания, получаемые исследователями и складывающиеся в систему наук об окружающем мире и самом человеке, выполняют различные социальные функции.
Рассмотрим важнейшие функции политологии.
1. Познавательная функция политической науки реализуется в исследовании мира реальной политики, его описании и выявлении особенностей, тенденций, закономерностей, действующих в сфере политики и власти.
2. Методологическая функция политологии проявляется:
— в использовании знаний, накопленных этой наукой для дальнейших исследований мира политики;
— применении политологических знаний в качестве теоретической основы конкретными политическими науками (например, электоральной политологией, сравнительной политологией).
3. Прогностически-управленческая функция политологии проявляется в возможности, опираясь на ее научный багаж, прогнозировать ход событий, понимать их и принимать эффективные управленческие решения.
4. Оценочная функция политологии проявляется в способности общественных субъектов, опираясь на науку, выносить суждения о значимости, приемлемости или неприемлемости тех или иных политических фактов. Оценочная функция политических знаний имеет давнюю историю. Известно, что уже древние мыслители (Платон, Аристотель, Полибий и др.), классифицируя государства, обязательно ставили и рассматривали вопрос о приемлемости той или иной формы государства для совместной жизни людей.
5. Социализирующая функция политической науки проявляется в том, что изучение политической науки способствует не только пониманию, но и включению гражданина в политические процессы, формированию современной политической культуры, выработке норм консенсусных отношений в условиях политического плюрализма, умению понимать и реализовывать свои политические интересы, гражданские права и обязанности.
Основные понятия темы: объект науки, предмет науки, категории наук, методы науки, функции науки, политика, политология, политическая наука, идеология, прикладная политология, теоретическая политология, нормативизм, позитивизм, бихевиоризм, социализация, методология, цивилизационный подход.
1. Когда политология стала формироваться как наука и когда стала выступать в качестве учебной дисциплины?
2. Почему политология не преподавалась в высших учебных заведениях в царской России и в советское время?
3. Как охарактеризовать нормативистский подход в качестве метода исследования политических процессов?
4. В чем заключаются особенности позитивизма как метода анализа политических процессов?
5. Что такое «предмет науки» и как понимают предмет политологии представители институционального, бихевиористского, социологического и культурологического подходов?
6. Что такое «методы науки» и какие из них наиболее широко распространены в политологии?
7. Что такое «теория рационального выбора»?
8. Что такое «функции науки» и какие из них присущи политической науке?
Глава 2. Возникновение и развитие политической мысли
§ 1. Политическая мысль Древнего мира
Примерно с середины I тыс. до н. э. начинается активный процесс рационализации политической мысли. Наряду с господствующими мифологическими представлениями о власти формируются такие системы взглядов, в которых зарождаются научные методы и приемы объяснения политических процессов.
Важнейшими вопросами политической классики Древнего мира были вопросы: «Кто и как должен управлять государством?», «Каким должно быть его устройство?».
Многие выдающиеся умы человечества работали над «расшифровкой» заколдованного в мифах отношения между господством и подчинением, порядком и хаосом, человеком и обществом, обществом и природой. Это Конфуций и Шан Ян в Китае, Каутильо (автор трактата Артхашастра [23] ) в Древней Индии, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий в Древней Греции, Цицерон в Риме. В данной главе мы представим вклад только некоторых из них в формирование и развитие политической мысли и политической науки.
Появление разных образов власти так или иначе приводило в движение механизм взаимодействия. Власть могла самостоятельно или была вынуждена в той или иной мере склоняться к определенному представлению о себе. «Правителю, принявшему концепцию Конфуция, вольно или невольно приходилось взваливать на себя и бремя обязанностей благородного мужа». Но и разработчики того или иного идеала власти могли способствовать практической реализации своей концепции власти. Конфуций, как известно, в деле претворения своих идей возлагал большие надежды на сановников, изучавших его теорию. Он отводил им роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов «ли».
Наивысшего развития в Древнем мире политическая мысль достигла в Греции. Платон (427–347 гг. до н. э.) — один из выдающихся греческих умов. Родился будущий философ и политический мыслитель в очень знатной семье. Отец Платона происходил из царского рода Кодридов, мать — из дома афинского реформатора Солона. С малых лет Платона окружали талантливые, образованные люди, умные и острые собеседники, обсуждавшие государственные дела, живо интересовавшиеся философскими вопросами. Огромную роль в жизни Платона сыграла встреча с афинским мудрецом и философом, человеком простого происхождения — Сократом. После смерти Сократа (399 г. до н. э.) Платон на длительный период покидает родину, посещает Египет, Сицилию, Южную Италию. Судьба его родины (кризис и разложение афинского общества), его знакомство с рядом стран, богатая событиями жизнь — все это нашло глубочайшее осмысление и отражение в замечательных политических диалогах Платона: «Государство», «Политик», «Законы» и др. В этих работах Платон уделяет большое внимание толкованию понятий «политика» и «власть», раскрывая их как искусство соединения (плетения) всего многообразия интересов в полисе на общее благо. «Всякая власть имеет в виду благо тех, кто ей подвластен, подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному». Однако не найдя достаточно надежных политических механизмов выявления и утверждения общего блага, в своих проектах идеального государства он склоняется к устранению частной собственности. Частная собственность, как показывает Платон, порождает стяжательство, портит душу человека, провоцирует конфликты в обществе, ведет к войнам между государствами. Именно поэтому в платоновских проектах идеального государства формулируется и обсуждается идея общей собственности.
От Платона берет начало традиция обстоятельной классификации государств и углубленного анализа различных государственных устройств. Не находя в греческом мире совершенного устройства (там, где правят на общее благо), автор выделяет четыре типа несовершенных государств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, согласно платоновскому анализу, неизбежно ведет к наступлению тирании, поэтому автор ставит вопрос о недопущении самого худшего из несовершенных устройств.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — греческий философ, ученый-энциклопедист и политический мыслитель, талантливейший ученик Платона. Родился Аристотель в городе Стагире (Фракия) в семье врача при дворе македонских царей. В 367 году до н. э. он прибывает в Афины и вступает в платоновскую Академию. В 30-е годы, после смерти Платона, покидает Афины и по приглашению македонского двора становится воспитателем Александра — сына царя Филиппа. Возвратившись в Афины, открывает вблизи храма Аполлона Ликейского собственную школу (Ликей). Научные работы Аристотеля поражают многообразием проблем, которые он исследовал, глубиной их анализа, широтой осмысления этических, политических и правовых вопросов античной эпохи. Аристотель — автор таких важных для истории политической науки работ, как «Политика» и «Афинская полития».
Пожалуй, впервые греческий мыслитель называет политику наукой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения, которое доминирует над всеми остальными формами общения. Это общение и называется государственным, или политическим.
Государство (polis), согласно Аристотелю, создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо.
На основе двух критериев — качественного (правление на общее благо или в интересах самих властвующих) и количественного (правление одного, нескольких или большинства) — Аристотель, продолжая традицию, заложенную Платоном, осуществляет детальную классификацию государственного устройства. Он выделяет правильные формы государства — монархия, аристократия, полития и неправильные — тирания, олигархия, демократия.
Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший, Аристотель показывает, что «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» (полития). Выдвинутая Аристотелем идея среднего слоя получила второе дыхание в ХХ в. Создание условий для обеспечения достойной жизни широких слоев населения и тем самым утверждение среднего слоя как преобладающего элемента в структуре общества — эта задача была взята в качестве важной составляющей реальной политики тех государств, в которых сложилась и функционирует современная демократия.
Критикуя уравнительные идеи Платона, Аристотель подчеркивает, что государство по своей природе не может быть до такой степени единым, как того требуют некоторые, и то, что формулируется как высшее благо для государства, ведет его к уничтожению. Для Аристотеля было ясно, «что государство при постоянно усиливающемся единстве перестает быть государством». Мыслитель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия «гражданин». Он рассматривает человека как существо политическое, а понятие «гражданин» (polites) определяется им через участие в суде и власти. Многие идеи Аристотеля и сегодня достаточно актуальны.
В Новое время идеи Полибия и Цицерона о распределении трех властей получили развитие в теории разделения властей Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей.
§ 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
Следует отметить, что именно в этот средневековый период обозначился переход от древней политической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества. Действительно, в Древнем мире политика характеризовалась высшим искусством (Аристотель), общество не мыслилось иначе как политически объединенным народом, государство представлялось в качестве высшей ценности для гражданина. «Из всех общественных связей для каждого из нас наиболее важны, наиболее дороги наши связи с государством» [36] — вот наставление мыслителя, гражданина и государственного деятеля Цицерона римской молодежи. Все модели властного устройства рассматривались в рамках нерасчлененного общества-государства. Древний мир не знал отделенного от общества государства и отделенной от государства религиозной сферы.
В противоположность этому средневековая культура раскалывается, появляются ценности, альтернативные государству. В раннехристианской мысли отсутствует «обожествление» государственной власти, что было особенно характерно для древневосточной культуры и императорского периода Рима.
В Средневековье наряду с государством и вне его появляется религиозный институт — церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на место и роль государства в этом мире. Более того, как в теоретической мысли (Августин, Аквинат), так и во всей средневековой культуре четко просматривается тенденция возвышения религиозно-духовных образцов над политическими, выполнения первыми в лице церкви контрольно-регулирующей функции по отношению к государству. Возникает идея и развивается институт внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти.
Но чтобы появился такой альтернативный государству институт, как церковь, история должна была принести ему в жертву многообразие древнегреческой и римской классики, плюрализм богов и философий. В средневековую эпоху история сконцентрировала дух и верования в одной церкви. Стала зарождаться сила, способная конкурировать с государством, способная вести с ним диалог о власти.
Именно в связи с этим можно говорить о началах формирования идеи и практики гражданского общества в европейской культуре, иных идеалов, более значимых, чем политические. Именно здесь начинает созревать понимание земной власти — как неизбежного зла (зло вытекает из природы человека как свободного творения), так и необходимости ограничения власти государства (царства дьявола) во имя защиты духа человеческого. Характерно, что именно в этот период появляется тема сопротивления земной власти, выдвигается идея различения таких аспектов власти, как ее сущность, происхождение и реализация. В европейской политической мысли значительное внимание этим проблемам уделял Фома Аквинат, в русской политической мысли — Иосиф Волоцкий. Таким образом, в литературе Средневековья в религиозно-философской форме получает теоретическое обоснование идея и практика необходимости регулятивного воздействия на политическую власть.
Никколо Макиавелли (1469–1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Работы: «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия» и др.
Во взглядах на политику и власть он стал активно проводить антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». В контексте размышлений автора под фортуной имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, под доблестью — личные способности и таланты (субъективный фактор) государя в решении политических задач.
Макиавелли отделяет сферу политики и власти от морали и религии, провозглашая первые автономной системой ценностей. Тем самым он открыл путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной области человеческой деятельности и отдельного объекта научного анализа. И этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота и системность общественных связей, разрывается целостность социокультурной ткани, обедняется и искажается понимание сути политики.
Макиавелли вводит в научный оборот понятие «государство» (от лат. status — «состояние») для обозначения политически организованного общества, главным вопросом которого является вопрос о приобретении и удержании политической власти. До Макиавелли для обозначения государства, как указывает известный современный исследователь творческого наследия итальянского мыслителя Е.И. Темнов, в литературе широко использовались понятия: царство, империя, республика, монархия, тирания, полис, цивитас, принципат, доминат, деспотия, султанат и др. [39] Однако после работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось латинское «stato» (staat — в немецком, state — в английском, etat — во французском, estado — в испанском, stato — в итальянском).
Важной причиной политической динамики Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью. Он обосновывал что для стабильных условий предпочтительно республиканское правление, а для осуществления важных преобразований или преодоления хаоса необходима монархия.
§ 3. Политические идеи Нового времени
В Новое время усилиями выдающихся европейских мыслителей разрабатывались такие политологические идеи и доктрины, как «договорная теория происхождения государства», концепция «естественных и неотъемлемых прав человека», теории «народного суверенитета», «разделения властей», «гражданского общества» «правового государства», концепция «социально-классовой природы государства» и др. В этот период были сформулированы основы таких политических идеологий, как этатизм, либерализм, демократия, консерватизм, социализм.
Томас Гоббс (1588–1679) — английский философ и политический мыслитель. В своих работах «О гражданине», «Левиафан…» и др. разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного, или гражданского, состояния общества. Догосударственный этап характеризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспечения мира и безопасности. В разработке своей концепции государства Гоббс выступает теоретиком абсолютной, никому не подконтрольной власти. Однако необходимо иметь в виду, что этатистская [40] концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на революционные события в Англии 1641–1649 гг. Этот период четко показал, что в обществах в период хаоса снижается или утрачивается регулирующая роль традиций, указов и законов. Именно в этой связи единственную надежду на восстановление порядка и недопущение впредь гражданской войны и революции Гоббс возлагает на сильное государство.
Джон Локк (1632–1704) — английский философ и политический мыслитель, родоначальник классического либерализма (от. лат. liberalis — «свободный»). Его основная работа в области политики — «Два трактата о правлении».
Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства закона в государстве. В государстве никто не может быть изъят из подчинения закону. Власть должна, как отмечает английский писатель, управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов. Либеральные идеи Локка получили дальнейшее развитие в концепциях мыслителей ХVIII — ХХ вв.
Шарль Луи Монтескье (1689–1755) — французский политический мыслитель. Работы: «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов» и др.
При рассмотрении политики и власти широко внедрил многофакторный подход. Показывая обусловленность политико-властных явлений множеством природных, социально-экономических, культурных процессов, он говорил о необходимости их всестороннего анализа для уяснения сути политических процессов. Особую роль Монтескье придавал географическим факторам (размеру территории государства, климату, расположению страны и т. д.), поэтому его относят к основателям «географического детерминизма».
Наряду с Локком французский мыслитель широко известен в политической науке как классик теории разделения властей. Необходимость разделения власти автор связывал с условиями обеспечения политической свободы в обществе. Политическая свобода имеет место только там, где не злоупотребляют властью. Но по опыту веков известно, подчеркивает Монтескье, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Таким образом, одним из важнейших условий политической свободы является, согласно Монтескье, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Мы подчеркнем, что в концепции Руссо сфера политики ограничивается до минимума, поскольку исчезает проблема согласования интересов. Принцип властвования большинства выступает как безраздельно господствующее начало в отношениях «общество — власть» и как принцип управления в отношениях «власть — общество». Если в теории Гоббса абсолютизм власти исходит из воли монарха (суверена), то у Руссо — из воли большинства.
Концепция Руссо не вполне вписывалась в формирующуюся в Европе систему социально-экономического и политического развития. Однако с именем Руссо связана разработка идеи народного суверенитета, признания народа в качестве источника всякой политической власти юридическими документами многих государств, представление о недостатках представительной власти народа, толкование народа как естественного «контрагента» государства.
Традиция в размышлениях Берка, — продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное и лучшее, превращая его в основу дальнейшего развития, оплот мудрого правления.
В ХIХ — ХХ веках на основе исследования цивилизационных детерминант политического процесса в общественной мысли сложилось культурологическое направление в анализе политики и власти, в рамках которого находит дальнейшее обоснование тезис о существенной об условленности политико-властного процесса укоренившимися традициями, культурой и менталитетом данного общества.
Проблемы государства глубоко разрабатывали представители немецкой философии. Иммануил Кант (1724–1804) обратил внимание на тесную связь и существенное различие государства (политики), права и морали. Содержание связи он пытался раскрыть посредством понятия «категорический императив». Категорический императив представляет всеобщее, обязательное правило, которым должны руководствоваться все люди как разумные существа. Согласно Канту, он выражает общую норму, суть которой заключена в следующей формуле: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Эта максима выражает общечеловеческий принцип: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тем самым Кант доказывал, что истинная политика возможна только в тесном соединении с моралью. Политика сама по себе трудное искусство, но «истинная политика… не может сделать шага, заранее не отдав должное морали…»
Политическая концепция Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831) обращает внимание на связь государства, права и свободы воли человека.
Карл Маркс (1818–1883) — известнейший немецкий философ, экономист. Также внес значительный вклад в развитие социологии и политической науки. Работы: «Манифест коммунистической партии» (совместно с Ф. Энгельсом), «Немецкая идеология», «Капитал» и многие другие. В марксизме получили наиболее глубокое (философское, экономическое и политическое) развитие и обоснование идеи многих предшествующих теоретиков социализма