в какой стране обучался ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов. Биографическая справка

в какой стране обучался ломоносов. Смотреть фото в какой стране обучался ломоносов. Смотреть картинку в какой стране обучался ломоносов. Картинка про в какой стране обучался ломоносов. Фото в какой стране обучался ломоносов

19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, поэта, реформатора русского языка, художника и историка Михаила Васильевича Ломоносова.

Выдающийся русский ученый, первый русский академик, поэт, реформатор русского языка, художник и историк Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина‑помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.

В декабре1730 г., стремясь получить образование, Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву.
В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно‑греко‑латинскую академию при Заиконоспасском монастыре («Спасские школы»).

В 1735 г. в числе 12 лучших студентов академии он был отправлен учиться в Санкт‑Петербургскую академию наук.
В 1736 г. трое из способных студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет.

В Германии Ломоносов поселился в Мальбурге – в доме Екатерины Елизаветы Цильх, вдовы пивовара и члена городской думы Генриха Цильха, с младшей дочерью которой Елизаветой он обвенчался 6 июня 1740 г.

В июне 1741 г. (по другим сведениям, в январе 1742 г.) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

В 1749 г. на торжественном собрании Академии наук Ломоносов выступил с речью под названием «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Речь произвела хорошее впечатление и Ломоносов стал пользоваться большим вниманием при дворе, сблизился с любимцем Елизаветы графом Иваном Шуваловым.

Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к Ивану Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.

25 (12 по старому стилю) января 1755 г. Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. 7 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 г. состоялось торжественное открытие университета в здании Аптекарского дома, находившегося на месте Исторического музея. В 1940 г., в дни празднования 185‑летнего юбилея, университету было присвоено имя Михаила Ломоносова.

В марте 1757 г. Ломоносов был назначен советником Академической канцелярии. В ведении Ломоносова находились Академическое собрание, университет, гимназия и Географический департамент.

В 1763 г. Михаил Ломоносов был избран членом Российской академии художеств. В конце жизни Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской (в 1760 г.) и Болонской (в 1764 г.) академий наук.

Умер Михаил Ломоносов 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765 г., похоронен на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры в Петербурге.

Открытия Ломоносова в области химии, физики и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Он выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Известны его труды в области истории.

Ломоносов – крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка.

Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова и др.

Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне.

В марте 2012 г. будет запущен космический спутник МГУ «Ломоносов», который станет отслеживать связь между высокоэнергичными процессами во Вселенной и атмосферными явлениями.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Жиз­нен­ный путь

Ро­дил­ся в се­мье по­мор­ско­го кре­сть­я­ни­на.

В конце 1730 года от­пра­вил­ся в Мо­ск­ву, где по­сту­пил в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­скую ака­де­мию. В но­яб­ре 1735 года в чис­ле луч­ших уча­щих­ся был на­прав­лен в Санкт-Пе­тер­бург, в университет при Пе­тербурской Академии наук. В сентябре 1736 года его от­пра­вили в университет Мар­бур­га, где Ломоносов под руководством Х. фон Воль­фа изу­чал ес­тественные нау­ки и са­мо­стоя­тель­но зна­ко­мил­ся с тео­рия­ми сти­хо­сло­же­ния, бы­тую­щи­ми в Гер­ма­нии. В 1739-1740 годах Ломоносов обу­чал­ся гор­но­му де­лу, ме­тал­лур­гии и хи­мии в городе Фрай­берг (Сак­со­ния)

В 1744 году императрица Ели­за­ве­та Пет­ров­на пове­ле­ла ос­во­бо­дить Ломоносова из-под аре­ста. В этом го­ду Ломоносов на­пи­сал ра­бо­ты «Раз­мыш­ле­ния о при­чи­не те­п­ло­ты и хо­ло­да», «О воль­ном дви­же­нии воз­ду­ха, в руд­ни­ках при­ме­чен­ном», пе­ре­ра­бо­тал «Дис­сер­та­цию о дей­ст­вии рас­тво­ри­те­лей на рас­тво­ряе­мые те­ла», пе­ре­вёл на русский язык ра­бо­ту Г. Гейн­зиу­са «Опи­са­ние в на­ча­ле 1744 го­да явив­шей­ся ко­ме­ты. », а так­же по­ста­вил ряд фи­зических экс­пе­ри­мен­тов.

Ле­том 1745 года Ломоносов за диссертацию «О ме­тал­ли­че­ском бле­ске» был из­бран профессором хи­мии и академиком Пе­тербургской АН. С 1746 года Ломоносов на­чал чи­тать пуб­лич­ные лек­ции по фи­зи­ке, для че­го пе­ре­вёл на русский язык учеб­ник «Воль­фи­ан­ская экс­пе­ри­мен­таль­ная фи­зи­ка» (опубликованно с пре­дисловием Ломоносова в 1746 году). В 1749 году Ломоносов под­го­то­вил к пе­ча­ти дис­сер­та­цию «О дей­ст­вии хи­ми­че­ских рас­тво­ри­те­лей во­об­ще» (опубликованно в 1750 году). В том же го­ду при под­го­тов­ке к пуб­лич­но­му за­се­да­нию АН Ломоносов вы­сту­пил про­тив пред­по­ла­гав­шей­ся ре­чи Г. Ф. Мил­ле­ра «Про­ис­хо­ж­де­ние на­ро­да и име­ни рос­сий­ско­го», ко­то­рая, по его мне­нию, со­дер­жа­ла вы­ска­зы­ва­ния, по­ро­ча­щие честь русского на­ро­да.

В хи­мической ла­бо­ра­то­рии, по­стро­ен­ной в 1748 году, Ломоносов на­чал опы­ты по из­го­тов­ле­нию цвет­ных стё­кол для экс­пе­рим. под­твер­жде­ния соз­да­вае­мой им тео­рии све­та и цве­тов, раз­ра­ба­ты­вал ре­цеп­ту­ру и ис­пы­ты­вал за­ме­ни­те­ли для кра­сок, вво­зи­мых из-за гра­ни­цы. В 1752-1753 годах Ломоносов читал сту­ден­там Ака­де­мического университета курс «Вве­де­ние в ис­тин­ную фи­зическую хи­мию», про­во­дил с ни­ми за­ня­тия в хи­мической ла­бо­ра­то­рии.

На оче­ред­ном пуб­лич­ном за­се­да­нии Академии наук в сентябре 1751 года Ломоносов про­чёл «Сло­во о поль­зе хи­мии». Это бы­ло его пер­вое вы­сту­п­ле­ние, по­свя­щён­ное по­пу­ля­ри­за­ции нау­ки в Рос­сии. В хи­мической ла­бо­ра­то­рии Ломоносов раз­ра­бо­тал тех­но­ло­гию из­го­тов­ле­ния цвет­ных про­зрач­ных и не­про­зрач­ных (на­зы­вае­мых смаль­та­ми) стё­кол. По­лу­чен­ную им смаль­ту Ломоносов ис­поль­зо­вал для из­го­тов­ле­ния мо­за­ич­ных кар­тин. В 1752 году Ломоносов до­бил­ся ука­за им­пе­рат­ри­цы на по­луче­ние зе­мель­но­го на­де­ла и кре­сть­ян, не­об­хо­ди­мых для от­кры­тия фаб­ри­ки цвет­но­го стек­ла, и по­ст­ро­ил близ Ора­ни­ен­бау­ма Усть-Ру­диц­кую фаб­ри­ку цвет­но­го стек­ла, ку­да пе­ре­нёс ра­бо­ты по соз­да­нию мо­за­ич­ных кар­тин. Уже в 1754 году фаб­ри­ка ста­ла по­став­лять не­про­зрач­ное цвет­ное стек­ло для ук­ра­ше­ния двор­цо­вых по­ме­ще­ний в Ора­ни­ен­бау­ме.

В это же вре­мя Ломоносов вме­сте с Г.В. Рих­ма­ном за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем при­ро­ды элек­три­че­ст­ва. По ре­зуль­та­там этих ра­бот Ломоносов про­чёл в пуб­лич­ном со­б­ра­нии «Сло­во о яв­ле­ни­ях воз­душ­ных, от элек­три­че­ской си­лы про­ис­хо­дя­щих», где вы­дви­нул свою тео­рию об­ра­зо­ва­ния ат­мо­сфер­но­го элек­три­че­ст­ва и до­ка­зал его пол­ную иден­тич­ность «ис­кус­ст­вен­но­му», по­лу­чае­мо­му от элек­тро­ста­тических ма­шин.

Стре­мясь к рас­про­стра­не­нию про­све­ще­ния в Рос­сии, Ломоносов под­дер­жал идею о со­зда­нии уни­вер­си­те­та в Мо­ск­ве и, ко­гда И. И. Шу­ва­лов со­ста­вил со­от­вет­ст­вую­щее «До­но­ше­ние в Се­нат», на­пи­сал ему пись­мо с из­ло­же­ни­ем пла­на ор­га­ни­за­ции уни­вер­си­те­та. С не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми, ко­то­рые внёс Шу­ва­лов, этот план был при­нят.

Со­слав­шись на ра­бо­ту над «Рос­сий­ской грам­ма­ти­кой», в 1754 году Ломоносов ос­та­вил ка­фед­ру хи­мии. В 1755 году им бы­ла сда­на в пе­чать «Рос­сий­ская грам­ма­ти­ка» и в основном за­вер­ше­на «Древ­няя рос­сий­ская ис­то­рия». В 1756 году на пуб­лич­ном со­б­ра­нии Пе­тербургской Академии наук Ломоносов про­чёл «Сло­во о про­ис­хож­де­нии све­та, но­вую тео­рию о цве­тах пред­став­ляю­щее», в ко­то­ром из­ло­жил свою, от­лич­ную от нью­то­но­вой, тео­рию све­та и цве­та. Позд­нее там же Ломоносов про­чёл «Сло­во о рож­де­нии ме­тал­лов от тря­се­ния зем­ли», где вы­ска­зал ряд ори­ги­наль­ных су­ж­де­ний о про­ис­хо­ж­де­нии тор­фа, ка­мен­но­го уг­ля и неф­ти.

В 1757 году Ломоносов по­стро­ил соб­ст­вен­ный дом, ря­дом с ко­то­рым на­хо­ди­лись его до­маш­няя об­сер­ва­то­рия и ещё два не­боль­ших до­ма: для на­бо­ра мо­за­ич­ных кар­тин и про­жи­ва­ния ра­бот­ни­ков. Во фли­ге­ле до­ма Ломоносов обо­ру­до­вал до­маш­нюю хи­мическую ла­бо­ра­то­рию, в ко­то­рой впо­след­ст­вии вёл опы­ты по из­го­тов­ле­нию со­ста­вов для по­лу­че­ния зер­каль­ной по­верх­но­сти соз­да­вае­мых им от­ра­жа­тель­ных ас­тро­но­мических труб.

С 1757 года Ломоносов за­ни­мал пост со­вет­ни­ка ака­де­мической кан­це­ля­рии. В 1758 году был на­зна­чен гла­вой Гео­гра­фического де­пар­та­мен­та Пе­тербургской Академии наук и на­чал ра­бо­ту по со­став­ле­нию но­во­го «Ат­ла­са Рос­сий­ско­го». Кро­ме то­го, он на­пи­сал «Рас­су­ж­де­ние о боль­шей точ­но­сти мор­ско­го пу­ти» (про­чи­та­но в пуб­лич­ном со­б­ра­нии Академии наук в 1759 году), в ко­то­ром пред­ло­жил ряд но­вых на­ви­гационных при­боров и ин­ст­ру­мен­тов. Вме­сте с академиком И. Брау­ном про­во­дил опы­ты по за­мо­ра­жи­ва­нию рту­ти.

По­сле во­ца­ре­ния Ека­те­ри­ны II Ломоносов на­чи­на­ет ещё од­но, по­след­нее в сво­ей жиз­ни, круп­ное пред­при­ятие. В «Крат­ком опи­са­нии раз­ных пу­те­ше­ст­вий по се­вер­ным мо­рям и по­ка­за­нии воз­мож­но­го про­хо­ду Си­бир­ским океа­ном в Вос­точ­ную Ин­дию» Ломоносов пред­ло­жил про­ло­жить морской путь на вос­ток вдоль бе­ре­гов Си­би­ри. По пред­став­ле­нию Ломоносова бы­ла сна­ря­же­на морская экс­пе­ди­ция под ко­мандованием В.Я. Чи­ча­го­ва, ко­то­рая в 1765 и 1766 годах по­пы­та­лась осу­ще­ст­вить идею Ло­мо­но­со­ва.

В апреле 1765 года Ломоносов скон­чал­ся у се­бя до­ма на Мой­ке. По­хо­ро­нен на Ла­за­рев­ском клад­би­ще Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры.

Свою дея­тель­ность Ломоносов по­ни­мал как про­дол­же­ние де­ла об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии, на­ча­то­го Пет­ром I. Ломоносов пи­сал: «За то тер­п­лю, что ста­ра­юсь за­щи­тить де­ло Пет­ра Ве­ли­ко­го, что­бы нау­чи­лись Рос­сия­не, что­бы по­ка­за­ли своё дос­то­ин­ст­во».

Ра­бо­ты в об­лас­ти ес­те­ст­вен­ных на­ук

Ба­зи­ру­ясь на этих пред­став­ле­ни­ях, Ломоносов пы­тал­ся объ­яс­нить на­блю­дае­мые яв­ле­ния, не вво­дя «по­доз­ри­тель­ных ма­те­рий», ко­то­ры­ми до не­го объ­яс­ня­ли ряд фи­зических про­цес­сов (например, для объ­яс­не­ния го­ре­ния был вве­дён фло­ги­стон). Од­на­ко пол­но­стью ис­клю­чить та­кие ма­те­рии Ломоносов не смог: для объ­яс­не­ния элек­трических и маг­нит­ных яв­ле­ний, а так­же даль­но­дей­ст­вия ему сно­ва при­шлось вве­сти специальные ма­те­рии, че­рез ко­то­рые ме­хани­че­ски пе­ре­да­ют­ся дей­ст­вия тел. Ломоносов не при­зна­вал тео­рии даль­но­дей­ст­вия, счи­тая, что она про­ти­во­ре­чит за­ко­ну со­хра­не­ния ко­ли­че­ст­ва дви­же­ния (т.к., со­глас­но этой тео­рии, по­коя­щее­ся те­ло, при­тя­ги­вая дру­гое, со­об­ща­ет ему дви­же­ние, ко­то­рым са­мо не об­ла­да­ет). На­гре­ва­ние тел и из­ме­не­ние их аг­ре­гат­но­го со­стоя­ния Ломоносов смог ра­цио­наль­но объ­яс­нить вра­ща­тель­ным дви­же­ни­ем кор­пус­кул. Он счи­тал, что верх­не­го пре­де­ла на­гре­ва не су­ще­ст­ву­ет, т.к. час­ти­цы мо­гут вра­щать­ся без ог­ра­ни­че­ния уг­ло­вой ско­ро­сти. Од­на­ко час­ти­цы мо­гут пре­кра­тить вра­ще­ние (что со­от­вет­ст­ву­ет современным пред­став­ле­ни­ям об аб­со­лют­ном ну­ле температуры), но на Зем­ле это­го дос­тиг­нуть не­воз­мож­но.

Пред­став­ле­ние о вра­ще­нии час­тиц и их по­сту­па­тель­ном дви­же­нии Ломоносов ис­поль­зо­вал и для соз­да­ния собственой ки­не­тической тео­рии га­зов. Ко­ле­ба­тель­ное дви­же­ние час­тиц эфи­ра, по Ломоносову, пе­ре­да­ёт свет, а пе­ре­да­ча трёх основных цве­тов (крас­но­го, жёл­то­го и го­лу­бо­го) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тре­мя ви­да­ми час­тиц эфи­ра (ча­сти­ца­ми боль­шо­го, сред­не­го и ма­ло­го диа­мет­ров). Таким образом, Ломоносовым бы­ла соз­да­на пер­вая в Рос­сии на­учная ка­че­ст­вен­ная фи­зическая кар­ти­на ми­ра. К не­дос­тат­кам этой кар­ти­ны мож­но от­не­сти, в ча­ст­но­сти, не­воз­мож­ность ме­ха­нического объ­яс­не­ния сце­п­ле­ния час­тиц в твёр­дых те­лах. Не су­мев раз­ре­шить эту про­бле­му, Ломоносов мно­гие свои фи­зические «дис­сер­та­ции» ос­та­вил не­окон­чен­ны­ми.

Ломоносов по­пы­тал­ся пре­вра­тить хи­мию в нау­ку «об из­ме­не­ни­ях в сме­шан­ном те­ле» на ос­но­ве сво­ей кор­пус­ку­ляр­ной тео­рии. Он счи­тал, что хи­мическим раз­де­ле­ни­ем мож­но дой­ти до не­ко­то­рых эле­мен­тар­ных ве­ществ, ко­то­рые не мо­гут раз­де­лять­ся и со­сто­ят из оди­на­ко­вых час­тиц. Та­кие ве­ще­ст­ва он на­звал на­ча­ла­ми или эле­мен­та­ми и по­ка­зал, что ка­ж­дое те­ло со­сто­ит из слож­ных кор­пус­кул, вклю­чаю­щих различные со­че­та­ния пер­вич­ных кор­пус­кул. Наи­бо­лее удач­ной хи­мической тео­ри­ей Ломоносова бы­ла тео­рия рас­тво­ре­ния, в ко­то­рой ло­ги­че­ски строй­но из­ло­жен ме­ха­низм рас­тво­ре­ния и вы­ска­за­но мне­ние о при­чи­нах эк­зо- и эн­до­тер­мических про­цес­сов. Ломоносов имел чёт­кое пред­став­ле­ние о хи­ми­че­ски чис­том ве­ще­ст­ве, что не при­ни­ма­лось во вни­ма­ние хи­ми­ка­ми Ев­ро­пы то­го вре­ме­ни (и при­во­ди­ло к не­од­но­знач­но­сти ре­зуль­та­тов). Ломоносов ввёл тер­мин «фи­зи­че­ская хи­мия», оп­ре­де­лив её как «нау­ку, объ­яс­няю­щую на ос­но­ве по­ло­же­ний фи­зи­ки то, что про­ис­хо­дит в сме­шан­ных те­лах при хи­мических опе­ра­ци­ях», на­чал со­зда­вать курс фи­зической хи­мии, но и эта его ра­бо­та ос­та­лась не­окон­чен­ной.

При­да­вая боль­шое зна­че­ние прак­тическому при­ме­не­нию на­учных ре­зуль­та­тов, Ломоносов за­ни­мал­ся со­став­ле­ни­ем ре­цеп­ту­ры фар­фо­ро­вых масс и за­ло­жил ос­но­вы на­учного по­ни­ма­ния про­цес­са при­го­тов­ле­ния фар­фо­ра, про­во­дил ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рые спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию фаб­рич­но­го про­из-водства «кра­по­вой» крас­ки из отечественного сы­рья. Ломоносов под­роб­но опи­сы­вал спо­соб по­лу­че­ния и очи­ст­ки «креп­кой вод­ки», как в то вре­мя на­зы­ва­ли азот­ную ки­сло­ту. Раз­ра­бо­тав ре­цеп­ту­ру цвет­ных не­про­зрач­ных стё­кол, Ломоносов за­нял­ся соз­да­ни­ем из них мо­за­ич­ных кар­тин, воз­ро­див тем са­мым в Рос­сии мо­за­ич­ное ис­кус­ст­во.

Ломоносов внёс зна­чительный вклад в раз­ви­тие на­ук о Зем­ле. Ука­зы­вал на важ­ность изу­че­ния и ос­вое­ния Си­би­ри для уси­ле­ния мо­гу­ще­ст­ва Рос­сии и был ав­то­ром пер­во­го про­ек­та Сев.верного мор­ско­го пу­ти, про­ек­тов трёх гео­гра­фических экс­пе­ди­ций в раз­ные кон­цы Рос­сии (1759-1764), ко­то­рые позд­нее осу­ще­ст­ви­ли его по­сле­до­ва­те­ли и уче­ни­ки. В ра­бо­те «Рас­су­ж­де­ния о боль­шой точ­но­сти мор­ско­го пу­ти» (1759) Ломоносов пред­ло­жил ряд но­вых при­бо­ров и ме­то­дов для оп­ре­де­ле­ния дол­го­ты и ши­ро­ты мес­та, внёс пред­ло­же­ние об ор­га­ни­за­ции меж­ду­народной Мо­ре­пла­ва­тель­ской ака­де­мии для со­вме­ст­но­го ре­ше­ния наи­более важ­ных на­уч­но-тех­нических про­блем мо­ре­пла­ва­ния. За­ни­мал­ся ис­сле­до­ва­ни­ем мор­ских льдов и дал пер­вую их клас­си­фи­ка­цию. Ввёл тер­мин «эко­но­ми­че­ская гео­гра­фия» (1760), пред­ло­жил ста­ти­сти­че­ский и ан­кет­ный ме­то­ды в гео­гра­фических ис­сле­до­ва­ни­ях. Для со­став­ле­ния но­во­го «Ат­ла­са Рос­сий­ско­го» раз­ра­бо­тал ан­ке­ту с во­про­са­ми по фи­зической и эко­но­мической гео­гра­фии, ста­ти­сти­ке и гор­ной промышленности, со­б­ран­ный с её по­мо­щью ма­те­ри­ал (1760) яв­ля­ет­ся цен­ней­шим пер­во­ис­точ­ни­ком для вос­ста­нов­ле­ния ис­то­рии гор­ной, ме­тал­лур­ги­че­ской и ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти.

Ломоносов внёс в нау­ку ма­те­риа­ли­стический под­ход к изу­че­нию яв­ле­ний при­ро­ды, до­верие к экс­пе­ри­мен­ту как выс­ше­му кри­те­рию ис­ти­ны, ра­цио­на­лизм мыш­ле­ния и многое другое. Его про­све­ти­тель­ская, по­пу­ля­ри­за­тор­ская дея­тель­ность вы­зва­ла в об­ще­ст­ве но­вое от­но­ше­ние к нау­ке, не толь­ко как к по­лез­но­му для раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва и промышленности яв­ле­нию, но и как к ду­хов­ной цен­но­сти.

Ра­бо­ты в об­лас­ти ли­те­ра­ту­ры, фи­ло­ло­гии и ис­кус­ст­ва

В «Пре­ди­сло­вии о поль­зе книг цер­ков­ных в рос­сий­ском язы­ке» (1758) по­ста­вил про­бле­му со­су­ще­ст­во­ва­ния в со­ста­ве литературного язы­ка цер­ков­но­сла­вян­ских «об­вет­ша­лых» слов и русских на­род­ных про­сто­реч­ных эле­мен­тов; из­ло­жил трёх сти­лей тео­рию, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой вы­стро­ил ие­рар­хию литературных жан­ров. Ломоносов по­ла­гал, что ба­зой для соз­да­ния русского литературного язы­ка долж­на стать письменная и разговорная речь на­ро­да, в то вре­мя как из книж­ных ис­точ­ни­ков и цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка в ли­те­ра­тур­ном долж­ны ос­тать­ся по­нят­ные и ос­во­ен­ные эле­мен­ты. Вы­ска­зал ги­по­те­зу об ус­той­чи­во­сти основного сло­вар­но­го фон­да русского язы­ка, об осо­бен­но­стях его ис­то­рии, о боль­шой спа­ян­но­сти диа­лек­тов. Счи­тал русский язык од­ним из са­мых раз­ви­тых язы­ков ми­ра, вы­сту­пал за его вне­дре­ние в об­щественную и государственную жизнь.

За­ни­мал­ся так­же во­про­са­ми лек­си­ко­гра­фии, срав­ни­тель­но-ис­то­рического язы­ко­зна­ния, вы­дви­нул по­ня­тие «срод­ст­вен­ных» и «не­срод­ст­вен­ных» язы­ков, чёт­ко оп­ре­де­лил груп­пу славянских язы­ков и на­ме­тил их де­ле­ние (на юго-восточные и северо-западные груп­пы), от­ли­чал древ­не­рус­ский язык от ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка.

Сочинения:

Полное собрание сочинений. М.; Л., 1950-1983. Т. 1-11;

Избранные про­из­ве­де­ния. М., 1986. Т. 1-2.

Иллюстрации:

1. Архив БРЭ. Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов. Порт­рет ра­бо­ты не­из­вест­но­го ху­дож­ни­ка;

2. Архив БРЭ. И. К. Фё­до­ров. «Им­пе­рат­ри­ца Ека­те­ри­на II у М. В. Ло­мо­но­со­ва». 1889. Ча­ст­ное со­бра­ние;

3. Фото А.В. Андреева. Па­мят­ник М.В. Ло­мо­но­со­ву пе­ред зда­ни­ем Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та на Во­робь­ё­вых го­рах. Скульп­тор Н.В. Том­ский;

4. По­рт­рет им­пе­ра­то­ра Пет­ра I. Мо­заи­ка. 1754. Эр­ми­таж (Санкт-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

5. «Пол­тав­ская ба­та­лия». Мо­заи­ка М.В. Ло­мо­но­со­ва в зда­нии Ака­де­мии на­ук в Санкт-Пе­тер­бур­ге. 1762-1764. Фраг­мент. Архив БРЭ.

Источник

Биография Михаила Ломоносова

в какой стране обучался ломоносов. Смотреть фото в какой стране обучался ломоносов. Смотреть картинку в какой стране обучался ломоносов. Картинка про в какой стране обучался ломоносов. Фото в какой стране обучался ломоносов

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель, получивший мировое признание, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. Работал в области молекулярно-кинетической теории тепла, географии, металлургии, геологии, истории. Ему принадлежит открытие атмосферы у планеты Венеры. Он является основоположником науки о стекле, а также разработчиком проекта Московского университета, который в будущем назвали его именем. Занимался приборостроением, генеалогией.

Основными целями его жизни было развитие российской науки, а также просвещения и экономики. Работал на должности статского советника. В 1745 году получил звание профессора химии. В Санкт-Петербургской Императорской академии наук являлся действительным членом, а также был почётным членом в Королевской академии наук Швеции. Один из самых ярких представителей «универсального человека».

Детство

Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).

Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.

Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.

в какой стране обучался ломоносов. Смотреть фото в какой стране обучался ломоносов. Смотреть картинку в какой стране обучался ломоносов. Картинка про в какой стране обучался ломоносов. Фото в какой стране обучался ломоносов

Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.

Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.

В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.

Учёба

Парень теперь всё время проводил с отцом на промыслах. Вскоре родитель надумал женить сына, но юному Ломоносову этого никак не хотелось, и он прикинулся больным, а в мыслях задумал убежать из дома. Свадьбу отложили, а в конце 1730 года вместе с караваном, идущим с рыбой, Михаил бежал из родных мест. Он заранее всё тщательно обдумал, парень понимал, что есть три места в России, где можно получить хорошее образование – Петербург, Москва и Киев. Его выбор пал на Москву.

Это путешествие действительно было похоже на бегство, потому что он никому ничего не сказал и даже не простился с отцом. Ночью тайно Ломоносов покинул дом, взяв с собою тулуп, две рубахи, немного еды и две книги – всё те же «Арифметику» и «Грамматику», которые сосед, в конце концов, подарил любознательному Михаилу. Караван он нагнал лишь на третий день, попросил у рыбаков разрешения присоединиться к ним и идти дальше вместе. Шли они три недели, и в начале 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

в какой стране обучался ломоносов. Смотреть фото в какой стране обучался ломоносов. Смотреть картинку в какой стране обучался ломоносов. Картинка про в какой стране обучался ломоносов. Фото в какой стране обучался ломоносов

Здесь Михаил не знал ни единого человека, но умудрился устроиться на учёбу в «Спасские школы». Эта Славяно-Греко-Латинская Академия была в России первым высшим учебным заведением. Чтобы быть принятым на учёбу, Ломоносову пришлось пойти на подделку документов, он выдал себя за холмогорского состоятельного дворянина.

В жизни Ломоносова начался довольно сложный период. Во-первых, нищенское существование, ему приходилось выживать на три копейки (алтын) в день. Во-вторых, ему было на тот момент двадцать лет, а в классе с ним учились маленькие дети, которые постоянно насмехались над взрослым одноклассником. Вдобавок ко всему Ломоносову регулярно приходили письма от отца, который то и дело укорял его.

Но все эти невзгоды не могли сравниться с его сумасшедшей тягой к знаниям. Насмешки детей он стойко переносил, и, пока они развлекались в свободное время, он просиживал в библиотеке за книгами. Поведение Михаила было настолько примерным, а учёба успешной, что в скором времени на него обратило внимание руководство школы. За один год ему удалось освоить программу трёх классов. В качестве лучшего ученика школы Ломоносова посылали на обучение:

в какой стране обучался ломоносов. Смотреть фото в какой стране обучался ломоносов. Смотреть картинку в какой стране обучался ломоносов. Картинка про в какой стране обучался ломоносов. Фото в какой стране обучался ломоносов

За границей

В общей сложности Ломоносов пробыл за границей пять лет.

Три года он учился в Марбургском университете. Здесь Михаил занимался со знаменитым немецким учёным-энциклопедистом и философом Христианом фон Вольфом. В этом учебном заведении он обучался таким наукам, как гидростатика, теоретическая физика, механика, аэрометрия, гидравлика. Выучил немецкий, итальянский и французский языки, научился рисованию, фехтованию и танцам. Из выдававшихся ему положенных денег большие суммы он тратил на приобретение книг, именно здесь за границей Михаил начал собирать свою библиотеку из произведений современных и античных авторов. Помимо естественных наук Ломоносов много времени уделял литературным занятиям.

Затем в течение года он жил и учился во Фрайберге, где занимался с немецким металлургом, химиком и врачом Генкелем. Это был жёсткий, строгий и педантичный человек. Занятия в основном носили практический характер, Михаил с товарищами по учёбе много ездили по рудникам и металлургическим заводам, знакомились с подъёмными машинами и приспособлениями для укрепления шахт. Однако обучение осложнялось тем, что Генкель поручал студентам выполнять черновую работу, а Ломоносов отказывался, у него начались ссоры с преподавателем.

Вдобавок ко всему жизнь Михаила и его товарищей за границей была всё бедственнее, потому что Академия наук нерегулярно высылала средства на содержание, студентам часто приходилось жить в долг. Когда Генкель перестал одалживать студентам деньги, Ломоносов окончательно с ним рассорился и покинул Фрайберг.

В 1740 году он оставил своим товарищам книги, забрал с собою лишь небольшие весы с гирьками и уехал в Лейпциг. Там он хотел встретиться с русским посланником Кейзерлингом, чтобы тот помог Ломоносову уехать в Россию. Посланника не оказалось в Лейпциге, и Михаил ещё год провёл в переездах по Европе, предпринимая попытки вернуться на родину. Хорошо, что к тому времени Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки, у которой студенты остановились по приезду в Марбург в 1736 году. Ему хотя бы было, где жить и что кушать. В 1741 году Михаил вернулся в Россию.

в какой стране обучался ломоносов. Смотреть фото в какой стране обучался ломоносов. Смотреть картинку в какой стране обучался ломоносов. Картинка про в какой стране обучался ломоносов. Фото в какой стране обучался ломоносов

Жизнь и работа в России

Летом 1741 года, после возвращения на родину, Ломоносова направили изучать естествознание под руководством профессора Амману. Никакого жалования ему на период обучения не полагалось. Чтобы как-то выживать, Михаил для Минерального кабинета Кунсткамеры составлял каталог окаменелостей и минералов. Также написал две диссертации по химии и физике в надежде, что их рассмотрят, одобрят и он получит авторский гонорар.

Но его диссертации лежали мёртвым грузом, так как канцелярией Академии наук руководил тогда немец Шумахер, а он способствовал продвижению своих соотечественников.

К счастью Ломоноса, в ноябре 1741 года началось правление императрицы Елизаветы Петровны, Михаил решился написать к ней прошение о присуждении ему должности. И уже в начале 1742 года он был назначен адъюнктом физического класса, получил квартиру на две комнаты, свечи, дрова и 360 рублей годового жалования.

В 1745 году после защиты диссертации «О металлическом блеске» Ломоносов получил звание профессора химии.

В 1749 году при Академии наук проходило торжественное собрание, на котором Ломоносов произнёс своё знаменитое «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». С этого времени Михаил имел успех при дворе, сблизился с фаворитом императрицы Шуваловым И. И., а сама Елизавета Петровна пожаловала учёному мызу Усть-Рудица и четыре окрестные деревни, где он обустроил фабрику мозаики.

в какой стране обучался ломоносов. Смотреть фото в какой стране обучался ломоносов. Смотреть картинку в какой стране обучался ломоносов. Картинка про в какой стране обучался ломоносов. Фото в какой стране обучался ломоносов

В 1757 году Ломоносов стал членом канцелярии Академии наук. Одновременно с этим была опубликована одна из самых известных его работ «Слово о рождении металлов от трясения земли».

В следующем 1758 году он стал управлять в Академии географическим департаментом и начал составление нового «Атласа России».

1759 год ознаменовался в его жизни выходом «Рассуждений о большой точности морского пути». Здесь учёный описал новые изобретённые им приборы, с помощью которых можно будет определять широту и долготу.

В 1761 году вышел его научный трактат «О сохранении и размножении российского народа».

Огромное значение для развития российской науки имели его работы:

Скончался великий учёный в возрасте 53 лет от воспаления лёгких. Это произошло 19 апреля 1765 года. Его похоронили в Александро-Невской лавре.

в какой стране обучался ломоносов. Смотреть фото в какой стране обучался ломоносов. Смотреть картинку в какой стране обучался ломоносов. Картинка про в какой стране обучался ломоносов. Фото в какой стране обучался ломоносов

Личная жизнь

Когда двенадцать лучших студентов были направлены от Академии наук в Германию, они поселились в доме, в котором овдовевшая хозяйка Елизавета-Кристина Цильх сдавала комнаты и таким путём зарабатывала на жизнь. Здесь Ломоносов познакомился с дочерью квартирной хозяйки Елизаветой, она была младше его на девять лет. Любовные отношения между ними завязались не сразу, Михаил долгое время присматривался к девушке, пристально за нею наблюдая.

Но к концу 1739 года, когда студентам нужно было переезжать из Марбурга во Фрайберг, Елизавета уже была беременна от Ломоносова. У них родилась девочка Екатерина, но так как ребёнок появился до свадьбы, то считался незаконнорождённым. Весной 1740 года Ломоносов женился на Елизавете Цильх по реформатскому обряду, венчать их немецкая церковь отказалась из-за разной веры.

На момент отъезда Михаила из Германии в Россию его жена была беременна вторым ребёнком, а также тяжело заболела её мать. Елизавета осталась в Марбурге. В декабре 1741 года у супругов родился мальчик, при крещении его нарекли Иваном, но младенец прожил всего лишь месяц. Вскоре скончалась и мать Елизаветы. Она долгое время ждала новостей от своего мужа, но Ломоносов в России вообще никому не рассказал, что женился и почти два года не вспоминал о своей семье.

В конце концов, Елизавета обратилась в российское посольство и отправила запрос на поиски своего беглого супруга. Узнав о запросе, Ломоносов не отрицал факта своей женитьбы и стал содействовать тому, чтобы жена с дочкой переехали к нему в Россию.

Семья переехала в Петербург, Елизавета приняла православие, супруги обвенчались. Но осенью 1743 года их настигло очередное горе: умерла их первая дочь.

Спустя шесть лет, в 1749 году, у Ломоносовых родилась дочь Елена. В будущем она вышла замуж за домашнего библиотекаря Екатерины II Константинова А. А., родовая линия и фамилия Ломоносовых на этом пресеклась.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *