в какой стране обучался ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов. Биографическая справка
19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, поэта, реформатора русского языка, художника и историка Михаила Васильевича Ломоносова.
Выдающийся русский ученый, первый русский академик, поэт, реформатор русского языка, художник и историк Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина‑помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.
В декабре1730 г., стремясь получить образование, Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву.
В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно‑греко‑латинскую академию при Заиконоспасском монастыре («Спасские школы»).
В 1735 г. в числе 12 лучших студентов академии он был отправлен учиться в Санкт‑Петербургскую академию наук.
В 1736 г. трое из способных студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет.
В Германии Ломоносов поселился в Мальбурге – в доме Екатерины Елизаветы Цильх, вдовы пивовара и члена городской думы Генриха Цильха, с младшей дочерью которой Елизаветой он обвенчался 6 июня 1740 г.
В июне 1741 г. (по другим сведениям, в январе 1742 г.) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.
В 1749 г. на торжественном собрании Академии наук Ломоносов выступил с речью под названием «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Речь произвела хорошее впечатление и Ломоносов стал пользоваться большим вниманием при дворе, сблизился с любимцем Елизаветы графом Иваном Шуваловым.
Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к Ивану Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.
25 (12 по старому стилю) января 1755 г. Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. 7 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 г. состоялось торжественное открытие университета в здании Аптекарского дома, находившегося на месте Исторического музея. В 1940 г., в дни празднования 185‑летнего юбилея, университету было присвоено имя Михаила Ломоносова.
В марте 1757 г. Ломоносов был назначен советником Академической канцелярии. В ведении Ломоносова находились Академическое собрание, университет, гимназия и Географический департамент.
В 1763 г. Михаил Ломоносов был избран членом Российской академии художеств. В конце жизни Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской (в 1760 г.) и Болонской (в 1764 г.) академий наук.
Умер Михаил Ломоносов 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765 г., похоронен на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры в Петербурге.
Открытия Ломоносова в области химии, физики и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Он выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Известны его труды в области истории.
Ломоносов – крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова и др.
Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне.
В марте 2012 г. будет запущен космический спутник МГУ «Ломоносов», который станет отслеживать связь между высокоэнергичными процессами во Вселенной и атмосферными явлениями.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
Жизненный путь
Родился в семье поморского крестьянина.
В конце 1730 года отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ноябре 1735 года в числе лучших учащихся был направлен в Санкт-Петербург, в университет при Петербурской Академии наук. В сентябре 1736 года его отправили в университет Марбурга, где Ломоносов под руководством Х. фон Вольфа изучал естественные науки и самостоятельно знакомился с теориями стихосложения, бытующими в Германии. В 1739-1740 годах Ломоносов обучался горному делу, металлургии и химии в городе Фрайберг (Саксония)
В 1744 году императрица Елизавета Петровна повелела освободить Ломоносова из-под ареста. В этом году Ломоносов написал работы «Размышления о причине теплоты и холода», «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», переработал «Диссертацию о действии растворителей на растворяемые тела», перевёл на русский язык работу Г. Гейнзиуса «Описание в начале 1744 года явившейся кометы. », а также поставил ряд физических экспериментов.
Летом 1745 года Ломоносов за диссертацию «О металлическом блеске» был избран профессором химии и академиком Петербургской АН. С 1746 года Ломоносов начал читать публичные лекции по физике, для чего перевёл на русский язык учебник «Вольфианская экспериментальная физика» (опубликованно с предисловием Ломоносова в 1746 году). В 1749 году Ломоносов подготовил к печати диссертацию «О действии химических растворителей вообще» (опубликованно в 1750 году). В том же году при подготовке к публичному заседанию АН Ломоносов выступил против предполагавшейся речи Г. Ф. Миллера «Происхождение народа и имени российского», которая, по его мнению, содержала высказывания, порочащие честь русского народа.
В химической лаборатории, построенной в 1748 году, Ломоносов начал опыты по изготовлению цветных стёкол для эксперим. подтверждения создаваемой им теории света и цветов, разрабатывал рецептуру и испытывал заменители для красок, ввозимых из-за границы. В 1752-1753 годах Ломоносов читал студентам Академического университета курс «Введение в истинную физическую химию», проводил с ними занятия в химической лаборатории.
На очередном публичном заседании Академии наук в сентябре 1751 года Ломоносов прочёл «Слово о пользе химии». Это было его первое выступление, посвящённое популяризации науки в России. В химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (называемых смальтами) стёкол. Полученную им смальту Ломоносов использовал для изготовления мозаичных картин. В 1752 году Ломоносов добился указа императрицы на получение земельного надела и крестьян, необходимых для открытия фабрики цветного стекла, и построил близ Ораниенбаума Усть-Рудицкую фабрику цветного стекла, куда перенёс работы по созданию мозаичных картин. Уже в 1754 году фабрика стала поставлять непрозрачное цветное стекло для украшения дворцовых помещений в Ораниенбауме.
В это же время Ломоносов вместе с Г.В. Рихманом занимался изучением природы электричества. По результатам этих работ Ломоносов прочёл в публичном собрании «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», где выдвинул свою теорию образования атмосферного электричества и доказал его полную идентичность «искусственному», получаемому от электростатических машин.
Стремясь к распространению просвещения в России, Ломоносов поддержал идею о создании университета в Москве и, когда И. И. Шувалов составил соответствующее «Доношение в Сенат», написал ему письмо с изложением плана организации университета. С некоторыми изменениями, которые внёс Шувалов, этот план был принят.
Сославшись на работу над «Российской грамматикой», в 1754 году Ломоносов оставил кафедру химии. В 1755 году им была сдана в печать «Российская грамматика» и в основном завершена «Древняя российская история». В 1756 году на публичном собрании Петербургской Академии наук Ломоносов прочёл «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее», в котором изложил свою, отличную от ньютоновой, теорию света и цвета. Позднее там же Ломоносов прочёл «Слово о рождении металлов от трясения земли», где высказал ряд оригинальных суждений о происхождении торфа, каменного угля и нефти.
В 1757 году Ломоносов построил собственный дом, рядом с которым находились его домашняя обсерватория и ещё два небольших дома: для набора мозаичных картин и проживания работников. Во флигеле дома Ломоносов оборудовал домашнюю химическую лабораторию, в которой впоследствии вёл опыты по изготовлению составов для получения зеркальной поверхности создаваемых им отражательных астрономических труб.
С 1757 года Ломоносов занимал пост советника академической канцелярии. В 1758 году был назначен главой Географического департамента Петербургской Академии наук и начал работу по составлению нового «Атласа Российского». Кроме того, он написал «Рассуждение о большей точности морского пути» (прочитано в публичном собрании Академии наук в 1759 году), в котором предложил ряд новых навигационных приборов и инструментов. Вместе с академиком И. Брауном проводил опыты по замораживанию ртути.
После воцарения Екатерины II Ломоносов начинает ещё одно, последнее в своей жизни, крупное предприятие. В «Кратком описании разных путешествий по северным морям и показании возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Ломоносов предложил проложить морской путь на восток вдоль берегов Сибири. По представлению Ломоносова была снаряжена морская экспедиция под командованием В.Я. Чичагова, которая в 1765 и 1766 годах попыталась осуществить идею Ломоносова.
В апреле 1765 года Ломоносов скончался у себя дома на Мойке. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Свою деятельность Ломоносов понимал как продолжение дела образования в России, начатого Петром I. Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить дело Петра Великого, чтобы научились Россияне, чтобы показали своё достоинство».
Работы в области естественных наук
Базируясь на этих представлениях, Ломоносов пытался объяснить наблюдаемые явления, не вводя «подозрительных материй», которыми до него объясняли ряд физических процессов (например, для объяснения горения был введён флогистон). Однако полностью исключить такие материи Ломоносов не смог: для объяснения электрических и магнитных явлений, а также дальнодействия ему снова пришлось ввести специальные материи, через которые механически передаются действия тел. Ломоносов не признавал теории дальнодействия, считая, что она противоречит закону сохранения количества движения (т.к., согласно этой теории, покоящееся тело, притягивая другое, сообщает ему движение, которым само не обладает). Нагревание тел и изменение их агрегатного состояния Ломоносов смог рационально объяснить вращательным движением корпускул. Он считал, что верхнего предела нагрева не существует, т.к. частицы могут вращаться без ограничения угловой скорости. Однако частицы могут прекратить вращение (что соответствует современным представлениям об абсолютном нуле температуры), но на Земле этого достигнуть невозможно.
Представление о вращении частиц и их поступательном движении Ломоносов использовал и для создания собственой кинетической теории газов. Колебательное движение частиц эфира, по Ломоносову, передаёт свет, а передача трёх основных цветов (красного, жёлтого и голубого) осуществляется тремя видами частиц эфира (частицами большого, среднего и малого диаметров). Таким образом, Ломоносовым была создана первая в России научная качественная физическая картина мира. К недостаткам этой картины можно отнести, в частности, невозможность механического объяснения сцепления частиц в твёрдых телах. Не сумев разрешить эту проблему, Ломоносов многие свои физические «диссертации» оставил неоконченными.
Ломоносов попытался превратить химию в науку «об изменениях в смешанном теле» на основе своей корпускулярной теории. Он считал, что химическим разделением можно дойти до некоторых элементарных веществ, которые не могут разделяться и состоят из одинаковых частиц. Такие вещества он назвал началами или элементами и показал, что каждое тело состоит из сложных корпускул, включающих различные сочетания первичных корпускул. Наиболее удачной химической теорией Ломоносова была теория растворения, в которой логически стройно изложен механизм растворения и высказано мнение о причинах экзо- и эндотермических процессов. Ломоносов имел чёткое представление о химически чистом веществе, что не принималось во внимание химиками Европы того времени (и приводило к неоднозначности результатов). Ломоносов ввёл термин «физическая химия», определив её как «науку, объясняющую на основе положений физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях», начал создавать курс физической химии, но и эта его работа осталась неоконченной.
Придавая большое значение практическому применению научных результатов, Ломоносов занимался составлением рецептуры фарфоровых масс и заложил основы научного понимания процесса приготовления фарфора, проводил исследования, которые способствовали развитию фабричного произ-водства «краповой» краски из отечественного сырья. Ломоносов подробно описывал способ получения и очистки «крепкой водки», как в то время называли азотную кислоту. Разработав рецептуру цветных непрозрачных стёкол, Ломоносов занялся созданием из них мозаичных картин, возродив тем самым в России мозаичное искусство.
Ломоносов внёс значительный вклад в развитие наук о Земле. Указывал на важность изучения и освоения Сибири для усиления могущества России и был автором первого проекта Сев.верного морского пути, проектов трёх географических экспедиций в разные концы России (1759-1764), которые позднее осуществили его последователи и ученики. В работе «Рассуждения о большой точности морского пути» (1759) Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места, внёс предложение об организации международной Мореплавательской академии для совместного решения наиболее важных научно-технических проблем мореплавания. Занимался исследованием морских льдов и дал первую их классификацию. Ввёл термин «экономическая география» (1760), предложил статистический и анкетный методы в географических исследованиях. Для составления нового «Атласа Российского» разработал анкету с вопросами по физической и экономической географии, статистике и горной промышленности, собранный с её помощью материал (1760) является ценнейшим первоисточником для восстановления истории горной, металлургической и металлообрабатывающей промышленности.
Ломоносов внёс в науку материалистический подход к изучению явлений природы, доверие к эксперименту как высшему критерию истины, рационализм мышления и многое другое. Его просветительская, популяризаторская деятельность вызвала в обществе новое отношение к науке, не только как к полезному для развития хозяйства и промышленности явлению, но и как к духовной ценности.
Работы в области литературы, филологии и искусства
В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) поставил проблему сосуществования в составе литературного языка церковнославянских «обветшалых» слов и русских народных просторечных элементов; изложил трёх стилей теорию, в соответствии с которой выстроил иерархию литературных жанров. Ломоносов полагал, что базой для создания русского литературного языка должна стать письменная и разговорная речь народа, в то время как из книжных источников и церковнославянского языка в литературном должны остаться понятные и освоенные элементы. Высказал гипотезу об устойчивости основного словарного фонда русского языка, об особенностях его истории, о большой спаянности диалектов. Считал русский язык одним из самых развитых языков мира, выступал за его внедрение в общественную и государственную жизнь.
Занимался также вопросами лексикографии, сравнительно-исторического языкознания, выдвинул понятие «сродственных» и «несродственных» языков, чётко определил группу славянских языков и наметил их деление (на юго-восточные и северо-западные группы), отличал древнерусский язык от старославянского языка.
Сочинения:
Полное собрание сочинений. М.; Л., 1950-1983. Т. 1-11;
Избранные произведения. М., 1986. Т. 1-2.
Иллюстрации:
1. Архив БРЭ. Михаил Ломоносов. Портрет работы неизвестного художника;
2. Архив БРЭ. И. К. Фёдоров. «Императрица Екатерина II у М. В. Ломоносова». 1889. Частное собрание;
3. Фото А.В. Андреева. Памятник М.В. Ломоносову перед зданием Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Скульптор Н.В. Томский;
4. Портрет императора Петра I. Мозаика. 1754. Эрмитаж (Санкт-Петербург). Архив БРЭ;
5. «Полтавская баталия». Мозаика М.В. Ломоносова в здании Академии наук в Санкт-Петербурге. 1762-1764. Фрагмент. Архив БРЭ.
Биография Михаила Ломоносова
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель, получивший мировое признание, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. Работал в области молекулярно-кинетической теории тепла, географии, металлургии, геологии, истории. Ему принадлежит открытие атмосферы у планеты Венеры. Он является основоположником науки о стекле, а также разработчиком проекта Московского университета, который в будущем назвали его именем. Занимался приборостроением, генеалогией.
Основными целями его жизни было развитие российской науки, а также просвещения и экономики. Работал на должности статского советника. В 1745 году получил звание профессора химии. В Санкт-Петербургской Императорской академии наук являлся действительным членом, а также был почётным членом в Королевской академии наук Швеции. Один из самых ярких представителей «универсального человека».
Детство
Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).
Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.
Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.
Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.
Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.
В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.
Учёба
Парень теперь всё время проводил с отцом на промыслах. Вскоре родитель надумал женить сына, но юному Ломоносову этого никак не хотелось, и он прикинулся больным, а в мыслях задумал убежать из дома. Свадьбу отложили, а в конце 1730 года вместе с караваном, идущим с рыбой, Михаил бежал из родных мест. Он заранее всё тщательно обдумал, парень понимал, что есть три места в России, где можно получить хорошее образование – Петербург, Москва и Киев. Его выбор пал на Москву.
Это путешествие действительно было похоже на бегство, потому что он никому ничего не сказал и даже не простился с отцом. Ночью тайно Ломоносов покинул дом, взяв с собою тулуп, две рубахи, немного еды и две книги – всё те же «Арифметику» и «Грамматику», которые сосед, в конце концов, подарил любознательному Михаилу. Караван он нагнал лишь на третий день, попросил у рыбаков разрешения присоединиться к ним и идти дальше вместе. Шли они три недели, и в начале 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.
Здесь Михаил не знал ни единого человека, но умудрился устроиться на учёбу в «Спасские школы». Эта Славяно-Греко-Латинская Академия была в России первым высшим учебным заведением. Чтобы быть принятым на учёбу, Ломоносову пришлось пойти на подделку документов, он выдал себя за холмогорского состоятельного дворянина.
В жизни Ломоносова начался довольно сложный период. Во-первых, нищенское существование, ему приходилось выживать на три копейки (алтын) в день. Во-вторых, ему было на тот момент двадцать лет, а в классе с ним учились маленькие дети, которые постоянно насмехались над взрослым одноклассником. Вдобавок ко всему Ломоносову регулярно приходили письма от отца, который то и дело укорял его.
Но все эти невзгоды не могли сравниться с его сумасшедшей тягой к знаниям. Насмешки детей он стойко переносил, и, пока они развлекались в свободное время, он просиживал в библиотеке за книгами. Поведение Михаила было настолько примерным, а учёба успешной, что в скором времени на него обратило внимание руководство школы. За один год ему удалось освоить программу трёх классов. В качестве лучшего ученика школы Ломоносова посылали на обучение:
За границей
В общей сложности Ломоносов пробыл за границей пять лет.
Три года он учился в Марбургском университете. Здесь Михаил занимался со знаменитым немецким учёным-энциклопедистом и философом Христианом фон Вольфом. В этом учебном заведении он обучался таким наукам, как гидростатика, теоретическая физика, механика, аэрометрия, гидравлика. Выучил немецкий, итальянский и французский языки, научился рисованию, фехтованию и танцам. Из выдававшихся ему положенных денег большие суммы он тратил на приобретение книг, именно здесь за границей Михаил начал собирать свою библиотеку из произведений современных и античных авторов. Помимо естественных наук Ломоносов много времени уделял литературным занятиям.
Затем в течение года он жил и учился во Фрайберге, где занимался с немецким металлургом, химиком и врачом Генкелем. Это был жёсткий, строгий и педантичный человек. Занятия в основном носили практический характер, Михаил с товарищами по учёбе много ездили по рудникам и металлургическим заводам, знакомились с подъёмными машинами и приспособлениями для укрепления шахт. Однако обучение осложнялось тем, что Генкель поручал студентам выполнять черновую работу, а Ломоносов отказывался, у него начались ссоры с преподавателем.
Вдобавок ко всему жизнь Михаила и его товарищей за границей была всё бедственнее, потому что Академия наук нерегулярно высылала средства на содержание, студентам часто приходилось жить в долг. Когда Генкель перестал одалживать студентам деньги, Ломоносов окончательно с ним рассорился и покинул Фрайберг.
В 1740 году он оставил своим товарищам книги, забрал с собою лишь небольшие весы с гирьками и уехал в Лейпциг. Там он хотел встретиться с русским посланником Кейзерлингом, чтобы тот помог Ломоносову уехать в Россию. Посланника не оказалось в Лейпциге, и Михаил ещё год провёл в переездах по Европе, предпринимая попытки вернуться на родину. Хорошо, что к тому времени Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки, у которой студенты остановились по приезду в Марбург в 1736 году. Ему хотя бы было, где жить и что кушать. В 1741 году Михаил вернулся в Россию.
Жизнь и работа в России
Летом 1741 года, после возвращения на родину, Ломоносова направили изучать естествознание под руководством профессора Амману. Никакого жалования ему на период обучения не полагалось. Чтобы как-то выживать, Михаил для Минерального кабинета Кунсткамеры составлял каталог окаменелостей и минералов. Также написал две диссертации по химии и физике в надежде, что их рассмотрят, одобрят и он получит авторский гонорар.
Но его диссертации лежали мёртвым грузом, так как канцелярией Академии наук руководил тогда немец Шумахер, а он способствовал продвижению своих соотечественников.
К счастью Ломоноса, в ноябре 1741 года началось правление императрицы Елизаветы Петровны, Михаил решился написать к ней прошение о присуждении ему должности. И уже в начале 1742 года он был назначен адъюнктом физического класса, получил квартиру на две комнаты, свечи, дрова и 360 рублей годового жалования.
В 1745 году после защиты диссертации «О металлическом блеске» Ломоносов получил звание профессора химии.
В 1749 году при Академии наук проходило торжественное собрание, на котором Ломоносов произнёс своё знаменитое «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». С этого времени Михаил имел успех при дворе, сблизился с фаворитом императрицы Шуваловым И. И., а сама Елизавета Петровна пожаловала учёному мызу Усть-Рудица и четыре окрестные деревни, где он обустроил фабрику мозаики.
В 1757 году Ломоносов стал членом канцелярии Академии наук. Одновременно с этим была опубликована одна из самых известных его работ «Слово о рождении металлов от трясения земли».
В следующем 1758 году он стал управлять в Академии географическим департаментом и начал составление нового «Атласа России».
1759 год ознаменовался в его жизни выходом «Рассуждений о большой точности морского пути». Здесь учёный описал новые изобретённые им приборы, с помощью которых можно будет определять широту и долготу.
В 1761 году вышел его научный трактат «О сохранении и размножении российского народа».
Огромное значение для развития российской науки имели его работы:
Скончался великий учёный в возрасте 53 лет от воспаления лёгких. Это произошло 19 апреля 1765 года. Его похоронили в Александро-Невской лавре.
Личная жизнь
Когда двенадцать лучших студентов были направлены от Академии наук в Германию, они поселились в доме, в котором овдовевшая хозяйка Елизавета-Кристина Цильх сдавала комнаты и таким путём зарабатывала на жизнь. Здесь Ломоносов познакомился с дочерью квартирной хозяйки Елизаветой, она была младше его на девять лет. Любовные отношения между ними завязались не сразу, Михаил долгое время присматривался к девушке, пристально за нею наблюдая.
Но к концу 1739 года, когда студентам нужно было переезжать из Марбурга во Фрайберг, Елизавета уже была беременна от Ломоносова. У них родилась девочка Екатерина, но так как ребёнок появился до свадьбы, то считался незаконнорождённым. Весной 1740 года Ломоносов женился на Елизавете Цильх по реформатскому обряду, венчать их немецкая церковь отказалась из-за разной веры.
На момент отъезда Михаила из Германии в Россию его жена была беременна вторым ребёнком, а также тяжело заболела её мать. Елизавета осталась в Марбурге. В декабре 1741 года у супругов родился мальчик, при крещении его нарекли Иваном, но младенец прожил всего лишь месяц. Вскоре скончалась и мать Елизаветы. Она долгое время ждала новостей от своего мужа, но Ломоносов в России вообще никому не рассказал, что женился и почти два года не вспоминал о своей семье.
В конце концов, Елизавета обратилась в российское посольство и отправила запрос на поиски своего беглого супруга. Узнав о запросе, Ломоносов не отрицал факта своей женитьбы и стал содействовать тому, чтобы жена с дочкой переехали к нему в Россию.
Семья переехала в Петербург, Елизавета приняла православие, супруги обвенчались. Но осенью 1743 года их настигло очередное горе: умерла их первая дочь.
Спустя шесть лет, в 1749 году, у Ломоносовых родилась дочь Елена. В будущем она вышла замуж за домашнего библиотекаря Екатерины II Константинова А. А., родовая линия и фамилия Ломоносовых на этом пресеклась.