в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию

Статья «Обучение тому, как учиться»

в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Смотреть фото в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Смотреть картинку в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Картинка про в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Фото в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию

В статье рассказвается об обучении тому, как учиться.

в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Смотреть фото в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Смотреть картинку в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Картинка про в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Фото в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию

Содержимое разработки

«Обучение тому, как учиться»

В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся

(Barber and Mourshed, 2007).

( Руководство для учителя, стр.110)

Широкий профессионализм учителя, который позволяет учителю отойти от узких стандартов подхода к обучению, взамен этому необходимо проявить комплексный подход к профессионализму, когда знания создаются учителем, чем просто принимаются и транслируются им.

Сентябрьские курсы. Нас учили новым подходам в обучении детей. На протяжении одного месяца нас знакомили с особенностями семи модулей и как их внедрять в свою практику. В процесс изменения методики преподавания нужно было вовлечь не только коллег и администрацию школы, а также естественно детей и их родителей, спонсоров, поскольку новые технологии предполагают хорошую материально-техническую базу. Встречи были интересными, обсуждения имели эмоциональную окраску и множество вопросов. Незаметно пролетел месяц и вот практика. Волновало все: с чем столкнусь, найду ли правильное решение, смогу ли создать команду единомышленников и каков будет результат?

Главным толчком для меня явился тезис курсов:

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай действовать мне самому

Как учитель, я должна помочь детям осознавать, и в то же время нести ответственность за собственное обучение, чтобы в будущем они могли добиться успеха в обучении самостоятельно, чтобы на уроках всегда была

мотивация к обучению. Если раньше во главе урока была я, то сейчас в центре внимания находятся мои ученики. Готовясь к урокам, я задавала себе вопрос: Что сумеют сделать мои ученики? Справятся ли? «Ломать» себя и свои убеждения тоже было нелегко. Но веление времени требует изменений, в первую очередь начинать нужно с себя.

Если в настоящее время ключевой фигурой является ученик, то меньше времени и функций остается мне. Планировала уроки так, чтобы дети в процессе исследования добывали знания сами. Невозможно передать мое восхищение от того, как они догадывались, находили источники знаний и какое желание в передаче того, что они узнали! Такие приёмы и методы повышают самооценку самого ребенка. Немаловажно само оценивание, возможность оценить себя, друг друга и дать при этом объективную оценку. «Слабоуспевающие» ученики становились увереннее, и голос их звучал сильнее и четче, когда они исправляли недочеты «сильных» учеников. Я думаю, что новые подходы в обучении вселят чувство ответственности и уверенности в нас и наших детях.

В период практики мной был выбран предмет «познание мира» в 3 классе. После некоторого изменения, мне и моим ученикам уже не хотелось ворачиваться к традиционному обучению. Все уроки были построены не индивидуально, а с учетом работы в парах, мини-группах, группах, меняя свои обязанности, свои роли.

1) познакомить с причинами изменений в явлениях природы;

2) формировать умения применять полученные знания в жизненных ситуациях.

1) развивать речь учащихся

2) развивать умение анализировать, сравнивать, выделять основную мысль

3) развивать умение работать с новой информацией

4) развивать навык систематизации полученных знаний

5) стимулировать навык критического мышления

Воспитывать самостоятельность, активность, тактичность при ведении диалога, бережное отношение к природным телам, предприимчивость.

Детям уже самим хочется начать урок с позитива. И мы начинаем с него. Звучит музыка, мы все улыбаемся, настроение отличное! Учащиеся готовы к дальнейшим действиям, они сосредоточены, внимательны. Можно приступать к опросу домашнего задания.

Очень продуктивно проводить опрос в кругу при помощи мяча. Вопросы задают сами учащиеся, это охватывает сразу две стороны – умение задать вопрос и знание ответа на него. Задание было дано с учетом возрастных особенностей детей, поэтому и вопросы звучат «тонкие » и «толстые».

-Что называется телом?

-Приведи примеры тел, состоящие из одного вещества (из нескольких).

Дополнительная информация из других источников по теме, дети добывали самостоятельно и теперь делятся ею.

-Из каких веществ состоит человек?

-Количество веществ (наибольшее, наименьшее).

Желание добыть то, что я и другие не знают, дают стимул в самообразовании. Но не все дети могут справиться с таким заданием, хотя желание у всех одинаково. Причина проста- нет компьютера, бытовая загруженность родителей.

Готовность групп определена по окончании их представления. Уже никто не отвлекается и ждет дальнейшего развития событий. Продуктивное время как раз приходится на изучение нового материала. Если при традиционной системе обучения это сделала бы я, то при новой – дети, что способствует самостоятельной сформированности навыков обучения.

Прежде чем начать работу в группах, детям предлагается ознакомиться с предстоящим планом работы. Концепт-карта, таблица оценки группы и памятка рефлексии урока приклеены на партах для отработки системности алгоритма действий. Это помогает выработать систему оценивания и существенно сокращает время ответа. Знакомство с заданиями разбирают группой и сразу же приступают к работе. Так как в группах собрались дети с разными способностями, то и выполнение заданий всеми будет зависть от каждого.

Задания: 1. Прочитать текст стр. 34-35

2. Ответить на вопросы.

3. Задание «Каприз твоего времени года»

в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Смотреть фото в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Смотреть картинку в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Картинка про в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Фото в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию

Фото 1 Диалог в форме «Учитель-ученик

А вот задание творческого характера «Нарисуй каприз своего времени года»

неожиданно для меня, было с интересом встречено детьми и решено единогласно, распределив роли между собой! Они уже самостоятельно

попытались взять на себя ответственность за собственное обучение. в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Смотреть фото в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Смотреть картинку в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Картинка про в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Фото в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию

Фото 2 «Каприз моего времени»

в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Смотреть фото в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Смотреть картинку в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Картинка про в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию. Фото в какой стране образовательная реформа обучение тому как учиться посвящена прикладному знанию

Фото 3 Работа группы

На фото слабый ученик в действии – нашел соответствие тел в природных явлениях. Очень хороший прием «Подумаем вместе» сплачивает команду и дает возможность высказаться в ходе беседы, обсудить и прийти к единому мнению группы. Работали все, но мне было интересно, сможет ли защитить кластер слабый ученик? Волновались и дети, и я, и как они хотели ему помочь! Но по мере возможности своих способностей и уже готовому плану ученик справился.

Для меня не всегда понятно, желает ли выступить слабый ребенок, готов ли он, как не дать скучать ему на уроке. Хороший прием «наблюдение» за ним, как вступает в диалог, что предлагает и может ли отстаивать свое мнение? При новой форме обучения, когда дети учатся сами учиться, у учителя появляется такая возможность. Наблюдение ученика А, В и С с целью анализа и дальнейшей постановки стратегической задачи.

Серии проводимых уроков напоминают мне «снежный ком», одна тема вытекает из другой. Существующая взаимосвязь между темами дает возможность повторения и закрепления, отрабатывается механизм запоминания и понимания. Шквал аплодисментов в конце урока подтвердил понимание темы детьми и достигнутой целью урока.

Чтобы знать, о чем думают дети после урока, делать соответствующие выводы в дальнейшей работе по корректировке, я завела рефлексивный журнал, в котором записываются все внутренние мысли учащихся, а также пожелания и предложения коллег. Одно высказывание совпало с моим: «Сегодня был самый классный урок в моей жизни!

Эффективность учебного процесса – это понимание детьми того, как обучаться, а учителем – чему обучать. Для этого, прежде всего, я думаю, нужно:

1) самой отказаться от «слепого» следования шаблонам и стандартам,

2) изучить больше материала по данной теме в сетевом сообществе и дополнительной литературе,

3) провести нечто вроде врачебного консилиума с коллегами по выявлению талантов и одаренностей у каждого ребенка (у нас в школе не так уж и много детей),

4) не гнаться на уроках за количеством решенных задач, а углублять те знания и навыки, которые действительно пригодятся им в практической жизни и к которым они испытывают интерес,

5) не бояться инноваций, быть более открытой для сотрудничества и толерантной,

6) искать пути интеграции с другими предметами, может быть даже очень неожиданными, если в этом есть потребность у учащихся для их дальнейшего развития,

7) больше внимания уделять оцениванию для обучения и психологическому фактору в ходе этого оценивания, дабы не «убить» зачатки интереса ребенка к процессу обучения.

Каким же будет обучение?

Идеи Программы наших курсов помогают как нельзя более эффективно организовать по новому процесс обучении в школе, с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, а также потребности общаться, сотрудничать, познавать мир через общение не только реальное, но и виртуальное, использовать нестандартные методы и приёмы для развития самостоятельности, творчества, инициативы, критического мышления, логики и коммуникабельности учащихся.

Источник

Успешные образовательные реформы ведущих стран мира. Кембриджская система образования.

Рейзвих Наталья Васильевна КГУ «Опорная школа (ресурсный центр)

учитель начальных классов и истории на базе гимназии №9 п. Осакаровка»

Успешные образовательные реформы ведущих стран мира.

Кембриджская система образования.

Изменение условий проживания человека на планете Земля сопровождается целым рядом социальных явлений, требующих от государственных управленческих структур всех стран кардинальных реформ в сфере образовательных технологий. К таким явлениям следует отнести, во-первых, продолжающееся наступление научно-технического прогресса, с совершенствованием методов производства и высвобождением человека, как от рутинного физического труда, так и от управленческой деятельности. А учитель, между прочим, который ведёт уроки, тоже управленец! Во-вторых, появление глобальной информационной сети, подарившей миру неисчерпаемые возможности самообучения и самоконтроля. В-третьих, кризис мировой экономики, который отчётливо высветил многочисленные абсурды рыночных отношений и неустранимые дефекты капиталистической системы хозяйствования, поставив под вопрос необходимость её существования.

Современный мир глобальных информационных технологий бросает обществу новые вызовы, а школы и университеты по-прежнему ориентированы на политические и экономические нужды конкретных стран. Сегодня интересы государств нацелены на ликвидацию безграмотности и профориентацию молодёжи, на поиск инновационных перспектив и на адаптацию национальных систем образования к потребностям общего рынка. В тоже время, масштабная безработица, огромная масса невостребованной рабочей силы, на фоне интенсивного роста общественного самосознания, потребует от грядущих моделей образования задуматься и о потребительском спросе.

Люди становятся умнее, но внедрение технологий и растущие возможности производства оставляют их без работы. Они пополняют армию тех, кто торгует и занимается продвижением услуг населению, но труд менеджеров, дилеров и прочих посреднических звеньев между производителем и потребителем в эпоху информационных технологий недолговечен. Он напоминает танец мотыльков вокруг лампочки. Лампочка, то есть мировая финансовая система, перегорит и танец кончится. Кому в наступающую эпоху будут адресованы услуги докторов и юристов, менеджеров и экономистов? Быть может, если население планеты станет не только более квалифицированным и умным, но и более мудрым, труд многих профессионалов окажется востребованным лишь по минимуму или вовсе лишится спроса?

Как мы видим, глобальной системе образования всех странах мира предстоит адаптироваться к меняющимся геополитическим, демографическим, климатическим и прочим реалиям. Сегодня экономически развитые государства планеты придерживаются таких моделей образования, которые наиболее полным образом отвечают избранному ими сценарию глобализации. Так, американская система просвещения нацелена на индивидуализацию сознания и адаптацию личности к мировой рыночной экономике, что соотносится со стратегическими планами Запада на мондиалистский сценарий глобализации. Образовательная система в России исходит не столько из потребностей личности, сколько из потребностей общества, что полностью согласуется с внешнеполитической стратегией государства на курс к многополярному миру. Попробуем более полно разобраться в том, что сегодня отличает образовательные системы ведущих мировых держав?

Американская модель просвещения с одной стороны не нагружает детей лишними знаниями, с другой стороны, пытается максимально приспособить человека к конкурентным отношениям в условиях рынка. Существует широко распространённое мнение об интеллектуальной ограниченности американского обывателя, при характерной для него сметливости, деловой хватки и предприимчивости. К очевидным недостаткам система образования США относят тот факт, что она не производит ни хорошо образованных граждан, ни профессионально подготовленную рабочую силу. Значительная часть молодёжи желает учиться и получать глубокие знания в отдельных сферах деятельности, и она имеет такую возможность, обучаясь в престижнейших университетах Америки. Таким образом, страна даёт прекрасное образование элите, но не обеспечивают высокий средний уровень.

В азиатских школах, отмечает автор, существуют большие классы, дети сидят по двое или даже по трое, учитель дает общее задание для всех, ученики отвечают вслух перед всем классом, то есть система обучения групповая. В американской школе дети сидят по одному, задания даются педагогом индивидуально, чаще всего в виде тестов, причем для более слабых учеников задания легче. Здесь считают, что главное не обидеть ребенка, не выставить его на посмешище, не нанести ему психологической травмы. Стивенсон доказывает, что в группе ученик быстрее адаптируется к условиям жизни в обществе, и «посмешище» играет роль стимула, побуждающего лучше учиться.

Отличительной чертой образовательной системы Германии является ранняя дифференциация учащихся в соответствии с их успеваемостью. Уже после четырёх лет обучения в начальной школе федеральное законодательство ставит ребёнка и его родителей перед выбором, какую дорогу в жизни ему предпочесть? Целью двухгодичной ориентировочной ступени обучения в немецкой школе является профориентация и осмысление человеком дальнейших жизненных планов. В основную школу идут молодые люди не склонные к интеллектуальной деятельности и предпочитающие практические, рабочие специальности. Наиболее подготовленные ученики делают выбор в пользу реальной школы или гимназии, после которых открывается дорога к вузовскому образованию.

Если в России ранняя ориентация на профессию в системе среднего образования отсутствует, и большинство школьников до 15-16 лет не особенно задумываются о будущем, то в Германии подготовка профессиональных кадров для государственных социальных сфер поставлена на поток. Не в образовательном ли феномене кроются конкретность, расчётливость, исполнительность и точность, характерные черты, присущие высокоорганизованной немецкой нации?

Весьма самобытна государственная образовательная система Японии. Несмотря на то, что в основу японского образования после второй мировой войны была положена американская модель просвещения, отличаются они самым разительным образом. Образование в “Стране Восходящего Солнца” – это культ, всецело поддерживаемый семьей и обществом, поэтому причина длительного технологического превосходства Японии над другими странами кроется в умении японцев терпеливо выслушивать педагогов и работать с учебным материалом.

Учиться, учиться и учиться” – этот ленинский призыв стал главным основополагающими принципом для миллионов молодых японцев, мечтающих преуспеть в конкурентной борьбе со сверстниками, с коллегами, с другими народами и нациями. Учиться, чтобы поступить в престижную школу, учиться, чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, учиться, чтобы попасть на работу в процветающую корпорацию. Помимо обучения в основной школе значительная часть учащихся младших и средних классов и подавляющее большинство старшеклассников в вечернее время посещают дополнительные репетиторские занятия или подготовительные курсы, называемые в Японии дзюку (“школа мастерства”). Подсчитано, что японские дети проводят в стенах школ до 240 дней в году, ежедневно сидят за партой до 8-9 часов, выполняют домашние задания до 2 часов в день, в то время как их американские сверстники учатся лишь 180 дней в году и занимаются выполнением домашних заданий примерно 30 минут.

Такой напряжённый учебный год с множеством экзаменационных стрессов, должен был бы, несомненно, сказаться на психическом состоянии детей и подростков, но в этом вопросе на помощь школе приходит самая прогрессивная религиозно-философская система – дзен-буддизм. Важной особенностью образования в Японии является понятие “кокоро”, означающем идею образования, которая формирует позитивные черты личности человека. На русский язык “кокоро” можно перевести как сердце, душа, разум, гуманизм. Считается, что развитие знаний и навыков в начальной школе, не так важно, как формирование гуманного отношения к окружающему миру. В содержании понятия “кокоро” включаются уважение к человеку и животным, симпатия и великодушие к другим людям, поиск истины, способность чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества. Данный принцип пронизывает содержание всех программ, предметов, всю рутинную ежедневную жизнь.

Японская образовательная система единственная в мире, где существует обязательное высшее образование и где труд учителя оценивается выше труда военных и чиновников. Многие на Западе всерьез полагают, что образование в Японии сводится к обычной зубрежке и не допускает самостоятельного поиска истины, однако секрет японского технологического чуда как раз и заключается в массовой генерации творческих идей. Ноу-хау не рождаются без определённых предпосылок на ровном месте. Для проявления гениальных открытий и изобретений нужны соответствующие условия, и в Японии они старательно создаются.

Система образования в Китае складывалась не без влияния социалистических идей бывшего СССР. Между тем, здесь ещё в 1993 г. была принята «Программа реформ и развития образования», а также программа информатизации образования и создания общенациональной телекоммуникационной сети обучения. В результате проведённых реформ в Китае остаются неграмотными лишь 15 % взрослого населения. Это процент значительно ниже, чем в соседних странах Индии, Пакистане и Бангладеш.

В отличие от Японии, в Китае нет такого культа образования. Поскольку обучение в начальной и средней школе бесплатно, а ориентация на профессию начинается лишь в старших классах, дети спокойно учатся по темам и программам, разработанными и утверждёнными соответствующими ведомствами. В стране существуют множество вузов с уровнем образования вполне сравнимых с американскими колледжами. Цели их сугубо практические – подготовка специалистов для реальных секторов экономики.

Как мы видим модель образования в Китае советская, но с восточной спецификой, выражающейся в безоговорочном почитании авторитетов и неукоснительном следовании традициям. Максимум усердия, терпения, трудолюбия и минимум элементов творчества – фантазии, воображения, самостоятельного поиска истины. Это в России народ-бунтарь, вольнодумец, всерьёз не воспринимает чиновников, учителей и советчиков, а в Юго-Восточной Азии всё наоборот. Здесь почитание – традиция.

Рассмотрим наиболее успешную Сингапурскую модель образования.

Дошкольное образование в Сингапуре начинается для детей в возрасте 3 лет и продолжается 3 года: ясли, первый и второй год (K1 и K2). В рамках детских садов детей обучают общению друг с другом, родному языку, счету. Кроме родного языка (китайского, малайского или тамильского) дети изучают английский.

Все детские сады находятся в частном владении, в том числе под управлением религиозных организаций или частных фондов.

Обучение в начальной школе для сингапурских детей начинается в возрасте 6 лет и разбито на 2 этапа: основной (с 1 по 4 класс) и ориентационный (5 и 6 классы). Обучение в начальной школе обязательно и бесплатно для всех, не смотря на то, что с каждого ученика школой взимается плата в размере 13 сингапурских долларов на покрытие разнообразных расходов. В программу основного этапа начальной школы входит изучение английского языка, родного языка (китайского, малайского, тамильского) и математики, а так же основ гражданственности, посещение уроков рисования, музыки и физической культуры. Начиная с 3 класса в программу вводятся естественные науки. По окончании обучения в начальной школе ученики сдают Выпускной Экзамен Начальной Школы (PSLE), необходимый для переходя на следующую ступень обучения.

Средняя школа делится на несколько направлений: специальное, «экспресс», академическое и техническое. Так же имеется интегрированная и профессиональная программа обучения. Выпускники начальных школ распределяются по направлениям на основании результатов Выпускного Экзамена Начальной Школы (PSLE). Обучение в средней школе длится в среднем 4 года, но может доходить и до 5-6 лет при обучении по академическому профилю и интегрированной программе. Основная разница между специальным и экспресс-направлением заключается в более углубленном изучении родного языка учениками, выбравшими последний профиль. Эти два профиля, специальный и «экспресс», ведут к сдаче экзамена и получению аттестата о полном среднем образовании O-уровня (O-Level). Обучение по нормальному академическому и нормальному техническому профилям ведет к выпускным экзаменам и получению аттестата о среднем образовании N-уровня (N-level). Он считается несколько ниже уровнем чем O-Level, поэтому после его получения выпускники могут сразу поступать в колледжи, институты или политехникумы, в то время как обладатели N-Level могут поступить в технологический или централизованный институт.

Помимо обязательных школьных занятий ученики должны посещать дополнительные кружки актерского мастерства, спортивные секции и.т.д. Оценка успеваемости производится по комбинированной буквенно-числовой шкале: A1/A2 — отлично, B3/B4 — хорошо, C5/C6 — зачет, D7 — минимальная проходная оценка на экзамене или незачет, E8/F9 — неудовлетворительно. Успехи в учебе оцениваются следующим образом: суммируются полученные баллы по система L1R5, где L1 – первый язык, английский или родной язык, а R5 – 5 предметов, в число которых обязательно входит одна дисциплина из числа точных наук, а так же одна гуманитарная дисциплина (кроме религиоведения, родного языка или дополнительных занятий в кружках). Наивысшая оценка по любому предмету — А1 — равна 1 баллу, А2 — 2 баллам, и так далее. Чем меньше баллов наберет ученик — тем лучше. Оптимальный балл — 6 — по одному баллу за родной язык и каждую из 5 дисциплин. Для поступления в неполный колледж необходимо набрать не более 20 баллов.

Теоретические основы Кембриджского подхода к преподаванию

Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего об­разования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подхо­ды, основанные на конструктивистских теориях (Hattie, 2009).

В основу образовательной системы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, за­ложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении, что раз­витие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в препо­давании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.

Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, повер­хностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемон­стрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после заверше­ния ее изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса.

Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредо­точенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими­ развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя явля­ется стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходи­мость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также – осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.

Данная трактовка конструктивистского обучения включает в себя образ мыслей и ряд основ­ных убеждений учителя, а также знания альтернативных действий по отношению к этим убежде­ниям.

Психологи трактуют убеждение как личное предрасположение к действию. Социологи мо­гли бы именовать его как основную ценность. Убеждения учителя оказывают большое влияние при формировании установок, которые впоследствии объясняют принятие решений, и, в итоге – действия в классе. В этой связи обучающий арсенал любого учителя представляет собой совокупность убеждений, знаний и предположений, которые в ситуации взаимосвязи составляют уникальные «обучающие схемы» личности. Пажарес (1992) утверждает, что, при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе. Устойчивая уверенность в том, как долж­ны преподаваться предметы, по мнению исследователя, оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели какая-либо методика или учебник.

Однако глубокие убеждения могут ограничивать восприимчивость учителя к новым идеям. Если учитель с «традиционным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому, прежде всего, необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей.

Эффективность является недостаточно конкретной категорией для определения, если учиты­вать комплекс задач преподавания и множество различных ситуаций, в которых работает учитель. Качество учителя также является сложным феноменом, и на сегодняшний день нет единого мне­ния относительно его содержания и способов измерения. Ведется полемика относительно опреде­ления эффективности учителя, в которой рассматриваются следующие критерии: достижения учителя (его квалификации и пр.), процесс преподавания (используемые методы, подходы в пре­подавании и др.), результативность преподавания (влияние на обучение ученика, его достижения и пр.) или совокупность всех вышеуказанных факторов.

Независимо от используемого подхода утвердились две модели процесса обучения: первая – обучение, направленное на определение перспектив ученика как личности и социального объекта, вторая – обучение как результат отношений между учителем и учеником. Крайне необходимым является понимание того, что при оценивании качеств учителя, оценщик всегда интерпретирует категорию качество, используя определенную систему критериев.

Учебные занятия, построенные на основе конструктивистского преподавания, предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствую­щие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на ста­дии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стре­миться расширять и углублять представления о мироустройстве. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает возможностями для обучения, материалами и пр., но сами ученики должны обладать желанием действовать с це­лью развития собственного понимания предмета.

Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

Barber, M. & Mourshed, M. (2007) How the best schools systems came out on top [ Как лучшие школьные системы выходят на первое место ]. Online at http://mckinseyonsociety.com/how-the-worlds-best-performing-schools-come-out-on-top/ Accessed on 19 th November 2011.

Fenstermacher, G. & Richardson, V. (2005) Making Determinations of Quality in Teaching [ Форми ­ рование определений качества в преподавании ]. Teachers College Record, 107 (1), 186–213.

Hattie, J. (2009) Visible Learning [ Видимое обучение ]. London: Routledge.

Pjares, M. F. (1992) Teachers’ beliefs and educational research: Cleaning up a messy construct [Убеждения учителей и образовательное исследование: приведение в порядок беспорядоч­ной концепции]. Review of Educational Research, 62 (3), 307–332.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *