в какой стране не задают домашнее задание в школе
Почему финские школьники делают меньше домашних заданий, но достигают больших успехов?
Почему выходит так, что финская молодежь проводит меньше времени в школе, делает меньше домашней работы, но в итоге добивается чуть ли не лучших результатов в мире?
Многие родители, обеспокоенные огромной нагрузкой на детей в школе, хотели бы знать ответ на этот вопрос. Они начинают задумываться о целесообразности больших объемов домашних заданий, которые им приходится выполнять вместе с детьми, ведь финские школьники отлично справляются, не доставляя при этом никаких неудобств своим мамам и папам.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает, что «самое удивительное в финских школах то, что у их учеников меньше часов в школьной программе, чем у любого другого государства — члена ОЭСР».
Долгие летние каникулы
Это еще одно противоречие между школами и семьями — не всем родителям по карману дополнительный месяц каникул. Середина июля. Пока английские и уэльские школьники маются в школе, финские дети уже шестую неделю отдыхают на каникулах, ведь летние каникулы в Финляндии длятся около 10-11 недель.
Разница в том, как дети проводят лето, довольно большая. При этом Саку Туоминен, глава проекта HundrEd (игра слов: Hundred — сотня, Education — образование), сообщил, что родители в Финляндии не хотят увеличивать время пребывания их детей в школе.
И для полноты картины добавим: финским детям необязательно начинать ходить в школу до достижения семилетнего возраста. Тем не менее большинство начинают раньше. Но когда дело доходит до тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), Финляндия на 6-м месте, а Великобритания занимает лишь 23-е в чтении. Что касается математики — Финляндия на 12-м, а Великобритания на 26-м.
Так в чем же проблема? Почему финские школьники заканчивают школьный год раньше, учатся меньше, а результат получается лучше?
В честь празднования столетней годовщины дня независимости в следующем году Финляндия запускает проект, в ходе которого она поделится секретом своего успеха с другими странами.
Уважение к учителям
У детей меньше домашней работы, если сравнивать с Великобританией, и репетитор в Финляндии довольно редкое явление.
Ключевой концепт финляндской образовательной системы — это доверие. Родители верят, что школа знает, как принимать правильные решения, как обеспечивать достойный уровень образования, а школы, в свою очередь, доверяют учителям. Преподавание здесь считается престижной работой, и учителя соответствуют своему высокому статусу.
Этот подход отличается от общепринятого в Англии, где всё строится на проверках, тестах, постановках целей и общественной подотчетности. Все это приводит к тому, что “хвост виляет собакой”, а не собака хвостом.
Но прежде чем делать выводы о том, что такой легкий финский подход должен быть повсеместным, взгляните на то, как дети в Сингапуре и Южной Корее учатся по технике “hothousing”, что означает долгие часы интенсивного запоминания огромных массивов информации с раннего возраста. Там дети также справляются лучше, чем в школах Великобритании, но подход к образованию строится на долгих часах усердной учебы и постоянном давлении.
Планирование на долгие годы вперед
Это все приводит к мысли о том, что системы образования не формируют новое поколение, а топчутся на месте и всего-навсего отражают современное общество. В то же время финская школьная система неотделима от культуры, которой она служит.
Это сплоченное, справедливое и эффективное общество, и у него есть постоянная, надежная система школьного обучения, соответствующая ему. Все выглядит так, как будто другие страны навсегда застряли в той системе образования, которую они унаследовали.
Но стоит упомянуть, что ситуация в Финляндии не всегда была такой. Их образование построено на фундаменте реформ, начатых в 1970-х и 1980-х годах, которые превратили обычную школьную систему в лидирующую во всем мире.
Рассел Хобби, лидер Национальной ассоциации старших преподавателей (NAHT), видит в этом фундаменте стабильность. И это основное отличие школ в Финляндии от школ в других странах.
«В Финляндии есть долгосрочный подход к политике в области образования, и это означает, что планы остаются в силе в течение значительного периода времени, давая им возможность работать», — говорит он и добавляет: «В то же время в Англии верно обратное. Правительство небрежно относится к политике образования из-за одержимости гимназиями и академиями, оставляя без внимания современные реалии в сфере образования».
Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия уже перешагнули через среднее количество часов обучения в день по стандартам ОЭСР. И нет никаких признаков того, что эти цифры собираются сокращать.
Более того, в Англии собираются выделить дополнительные средства на то, чтобы продлить учебный день в средней школе, хотя у британских учеников и так на 150 школьных часов больше, чем у их финских ровесников.
Домашние задания дают результат
Глава образования ОЭСР Андреас Шлейхер говорит, что дополнительные часы имеют непосредственное отношение к лучшим результатам. Он говорит: «Если дать хотя бы один дополнительный час в неделю на естественные науки, вы сами сможете убедиться, как это повлияет на средние показатели».
Это, конечно, всё правда, но хватит ли этих мер для того, чтобы догнать такие страны, как Финляндия, ведь они, по словам того же Шлейхера, «обеспечивают лучшее качество в обучении за меньшее количество часов».
Что затрагивает еще одну проблему образования. Проблему баланса между количеством и качеством.
Если сократить часы и увеличить школьные каникулы — чем это обернётся для работающих родителей и как это повлияет на стоимость ухода за ребёнком? Если и забыть про все эти проблемы с переизбытком часов и короткими каникулами, еще не все понятно с домашней работой.
Даже если финнам она не нужна, исследования показывают, что выполнение домашнего задания даёт значительное позитивное влияние на успехи в школе.
Профессор Сьюзан Халлам из Института образования уверена, что есть «убедительные доказательства» того, что домашнее задание действительно улучшает достижения детей. Исследование Департамента образования показало, что студенты, которые выполняли два-три часа домашней работы в сутки, имели почти в 10 раз больше шансов лучше сдать экзамены, чем те, кто не делал домашнего задания.
Да, финское образование, конечно, хорошее, но на данный момент все, что остается нам, — продолжать проводить бессонные ночи с нашими детьми, помогая им доделать домашнюю работу.
Угадай, в какой стране отменили домашние задания?
По мнению экспертов, задания на дом снижают мотивацию к учебе.
В Министерстве просвещения Израиля решили упразднить обязательные домашние задания в начальной школе (по шестой класс включительно). С сегодняшнего дня все материалы дети будут получать только на занятиях в классах, а дома – отдыхать.
Вместо домашнего задания министерство рекомендует поощрять школьников больше читать в послеобеденные часы.
Если какие-то школы и будут задавать ученикам уроки на дом, то им придется сократить объем до минимума. Но и в данном случае учителям будет запрещено наказывать тех, кто не сделает домашнюю работу.
Министерство просвещения Израиля пришло к выводу, что домашние задания не ведут к повышению успеваемости и уровня знаний, а, наоборот, наносят большой урон мотивации к учебе. Согласно минпросу, педагоги часто используют домашнее задание в качестве наказания. Например, задают большой объем работы на дом тем, кто плохо вел себя на уроке. Отмечается, что «домашка» детей портит жизнь и взрослым, так как на этой почве нередко возникают конфликты. Кроме того, многие учителя склонны задавать на отработку дома то, на что не хватило времени во время урока.
Эксперты считают, что эффективность таких заданий низка, так как многие дети не способны освоить материал самостоятельно.
Тем не менее, не все педагоги согласны с нововведением минпроса. Некоторые полагают, что домашние задания необходимы для закрепления полученных на уроках знаний, особенно в таких предметах, как математика, родной и английский языки.
«Школа должна прививать детям умение работать, в том числе и самостоятельно».
«Трудно понять, как, например, дети освоят математику, если перестанут выполнять упражнения», – говорят противники реформы. По их мнению, отмена домашней работы навредит отстающим ученикам. А ты за или против отмены д/з?
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Россия не Финляндия: нужны ли школьникам домашние задания?
Россия не Финляндия: нужны ли школьникам домашние задания?
Источник: https://regnum.ru/
Сегодня родителям нужно заботиться о навыках, которыми обладает их ребенок, считают педагоги
Принцип отсутствия домашних заданий, существующий в финской школьной системе, невозможно применить для российских школ. Отечественная система образования ориентирована на фундаментальность знаний, а финская — на практические навыки, заявила директор челябинского лицея-интерната для одаренных детей Ирина Рузаева, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
«Ставится вопрос, почему мы не можем перейти на финскую систему. У них другая система образования, ориентированная на практико-ориентированные методы. У нашей системы — ориентированность на фундаментальность знаний», — пояснила педагог на круглом столе «Зачем нужны домашние задания?», состоявшемся 13 октября в пресс-центре «Аргументы и факты».
Выпускник российской школы должен знать химию, физику, математику, русский язык, историю, даже если выберет гуманитарное направление деятельности, отметила Рузаева. Педагоги же в такой системе поставлены в определенные рамки — они отвечают за качество знаний.
Поводом для встречи экспертов стали публикации в сети, в которых родители школьников жалуются на большую загруженность детей домашними заданиями. Так, в одной из заметок, собравшей большое количество комментариев и широко растиражированной другими пользователями, говорится о «комплексе материнской вины».
Мать школьницы признается, что не может заставить дочь-подростка делать уроки, не может и постоянно помогать ей с заданиями, так как устает после работы и хочет по вечерам пообщаться с близкими. Женщина приводит пример многих стран, в том числе Финляндии, где уроки на дом не задают.
Проблема перегруженности российских школьников действительно существует и ни для кого не является секретом, отметила декан факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Наталья Лукиных. Она добавила, что задуматься о ежедневном графике ребенка стоит и родителям, которые зачастую не позволяют школьнику садиться за уроки без их контроля, в результате чего процесс затягивается до позднего вечера.
«Мы очень редко даем детям право на ошибку», — отметила она и пояснила, что детям стоит делать уроки самостоятельно, пусть даже ошибаясь.
Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобразования Челябинской области Михаил Елагин сравнил перегруженность школьников с гипервитаминозом, когда организм страдает от переизбытка веществ, жизненно необходимых в небольших дозах.
«У нас есть санитарные нормы и правила, в которых очень четко определен объем домашних заданий. Во вторых и третьих классах — 1,5 часа, в четвертых и пятых классах — два часа, шестые — восьмые — 2,5 часа, девятые-одиннадцатые — всего 3,5 часа в день», — сказал специалист.
Сегодня родителям нужно заботиться о навыках, которыми обладает их ребенок, считает Ирина Рузаева. Речь идет о самоорганизации, ответственности за результат своей деятельности, о понимании ребенка, что он успевает или не успевает, а также о том, чего именно он хочет достичь сам, пояснила она.
По мнению эксперта, выполнение уроков — в большей степени обязанность самого ребенка, а не родителей. Кроме того, современные родители зачастую весьма амбициозны и сами перегружают школьника дополнительными секциями и занятиями.
«Нынешняя форма образования перестроена так, что существует развиваемый — ребенок — и сопровождающий — тот, кто развивает этого ребенка. Все слышали такие термины как наставничество, тьюторство, сопровождение. Но сейчас эта роль сопровождения в итоге перекладывается на родителей», — отметила председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва.
По словам эксперта, лишь некоторая часть родителей может себе позволить не работать и все свободное время уделять обучению ребенка, но большинство — не может. Им приходится, возвращаясь домой в восемь вечера, садиться с ребенком за уроки.
«Перегрузка детей — это следствие перегрузки школ. Очень много проверок, экспертиз, очень много ожиданий», — отметил Марс Вахидов, преподаватель химии в лицее № 77.
Педагог удивился попытке сопоставить школьные системы России и Финляндии.
«Как можно сравнить с финской школой… Какая задача у Финляндии в мире и какая — у России. Перед Россией какая задача? У нас добрая традиция — «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», — сказал он, пояснив, что каждый родитель хочет выдающихся успехов своего ребенка в какой-то из областей.
Кроме того эксперты посоветовали родителям, чьи дети перегружены заданиями, попытаться перестроить распорядок дня, учить детей управлению собственным временем и следить за учебными планами, которые есть у каждой образовательной организации. Педагоги также призвали родителей школьников стремиться к диалогу со школой.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В английских школах отменили домашние задания
У английских школьников праздник — ученикам младших классов отменили обязательные домашние задания. Прежде ребята в возрасте от 7 до 11 лет должны были минимум полчаса проводить за выполнением уроков.
— Теперь каждый учитель сам будет решать, какой объем домашней работы надо задать ученикам, — объявил радостную весть министр образования.
— Дети смогут больше времени проводить с родителями. Послабление касается только учеников начальных классов, ведь домашняя работа — очень важный элемент обучения.
Педагогическое новшество стало ответом на требования родителей разгрузить вечера для семейного досуга. Мамы и папы восстали против непомерных, по их мнению, объемов домашних работ.
Вмешались и вездесущие британские ученые — по их мнению, маленькие дети испытывают постоянный стресс из-за необходимости каждый день делать обязательные уроки.
— Если отменить домашние задания, ребенок забудет две трети того, что изучал на уроке, это особенность памяти младших школьников, — не одобрила британского нововведения российский методист Ольга Узорова. — Когда ученик приходит домой, у него до сна есть еще шесть-семь часов. Если из этого времени он час-полтора проведет за учебниками, ничего страшного не произойдет.
Российские педагоги уверены: сама домашняя работа у младших школьников больших проблем не вызывает. По СанПиНам, ученики 2 — 3-х классов должны выполнять все задания за 1,5 часа. Сложность в другом — если ребенок не может сосредоточиться и заставить себя плотно посидеть за задачками, начинает отвлекаться, тогда выполнение домашки растягивается на долгие часы и превращается в проблему для всей семьи.
Кроме того в каких странах не задают домашнее задание:
«Детский сад, а не школа». Какие «домашки» задают детям в разных странах?
АиФ.ru узнал, что задают в школах разных стран: учат ли там стихи и ставят ли оценки за невыполненные домашние задания?
Германия, Мюнхен. Юлия, трое детей, младшим дочери и сыну по 9 лет
Домашние задания в Германии сильно зависят от класса. Например, во втором классе могут задать страницу примеров по математике или написать одну страницу прописей ручкой. В немецких школах считается, что если работаешь простым карандашом и всегда можешь стереть написанное, то мотивация к учебе повышается, а страх сделать ошибку сильно снижается. Поэтому первоклассники пишут карандашами.
Стихи в немецких школах учить почти не задают. А вот читать нужно каждый день хотя бы по 10 минут. Книги любые, по желанию.
Главное, чтобы ребенок читал ежедневно, а что — не важно, хоть комиксы. Нужно наработать технику и развить любовь к чтению.
Вот, например, задачи по математике во втором классе: нужно разложить числа на десятки и единицы. Плюс еще одна страница математических упражнений по желанию. Это «задания со звездочкой», то есть дополнительные. Мы не стали делать, так как дочка уже устала. Так часто задают: часть — обязательные задания, часть — по желанию.
В восьмом классе гимназии — задачи и уравнения по математике, выучить новую порцию слов по английскому, французскому и испанскому, подучить материал по химии и физике.
Задают, в принципе, прилично. Но многое из этого дети успевают сделать на продленке. У них специально на это время там выделено. Остальное — дома.
Вот, например, задание по немецкой литературе: выучить правила определения стиля «краткий очерк». Прочитать текст, определить, в каком жанре он написан, и выписать основную структуру текста в тетрадь. А по истории задали прочитать две страницы учебника про французскую революцию.
Оценки за домашнюю работу ставят редко. В начальной школе такого вообще нет — просто исправляют ошибки, если есть. А в средней и старшей школе заранее предупреждают, что работа на оценку.
Великобритания, Блэкпул. Арина, четверо детей. Учатся в школе трое: 18, 16 и 11 лет
Я живу в Англии уже 12 лет. Мы сюда переехали из Латвии. И за всё это время я ни разу не слышала от своих детей, что они не хотят идти в школу.
Моей старшей дочери 22 года, и она уже учится в университете. Вторая — в Sixth Form. Это два обязательных года перед университетом в колледже для старших подростков от 16 до 18 лет.
Мой средний сын последний год учится в High School. Это средняя школа — промежуточное звено между начальной и старшей школой. Младшая дочка — в начальной школе. Так что я знаю все этапы образования Великобритании. Более того, сама была помощником учителя в школе.
В Англии дети идут в школу с 5 лет. С 1 по 6 класс — это начальная школа. Они учат буквы, больше играют. Всё как в детском саду. До 6 класса домашку практически не задают. Всё стараются делать в школе с детьми.
По пятницам после ланча у них есть «голден-тайм». Детки, у которых с успеваемостью все в порядке, играют, а те, которые не успевают, подходят к учителю, и он им объясняет или читает с ними.
Я лично за 12 лет ни с одним ребенком домашку не делала.
Сейчас младшей по теме дают читать книги. Она их прочитывает быстрее, чем надо. Только на карантине, когда были задания, присылали по электронной почте. Их надо было сделать до пятницы, но она успевала до вторника и дальше ничего не делала.
В Hight School немного по-другому, но дети тоже умудряются всё делать в школе. Остаются пара презентаций да несколько задач по математике. У них тут другой подход к решению примеров. Я им даже помочь не могу. Они считают не в столбик, а в линию. Я не понимаю, как это.
Посмотрите, какие навыки важно развить до школы:
Стихи наизусть учат очень мало, и то по желанию. Не зазорно читать с листа. Шекспира наизусть не рассказывают, и им по этому поводу никто вообще ничего не говорит.
Мы выросли на том, что ты должен сделать лучше всех. Здесь мотивация другая — ты должен сделать лучше по своим силам, а не выпрыгнуть из своих штанов.
Нидерланды, Утрехт. Рина, дочь 16 лет
Я живу в Нидерландах больше 20 лет. У меня двое детей. Старший уже взрослый. Второй дочке — 16 лет, она ходит в среднюю школу.
Голландская система образования очень сильно отличается от российской. У меня очень много претензий к этой системе как у человека, который учился в Советском Союзе и России. Тут система заточена на то, что идет селекция детей по их умственным способностям. И это происходит официально на государственном уровне.
Все дети идут в школу с 4 лет. Но на самом деле это такой детский сад при школе. Никто их не сажает за парты.
С 4 до 6 они играют в здании школы, как у нас в детском саду в подготовительной группе. Только с 6 лет начинается обучение, как у нас в первом классе.
Официально принято не давать домашние задания. Но школы сильно отличаются и зависят от своей статистики. Потому что здесь в 12 лет ребёнок сдаёт экзамен, на основании которого определяется его будущее. В зависимости от того, как он его сдал, он либо сможет поступить в университет, либо пойдёт в ПТУ.
Поэтому школы, которые занимаются полировкой своего престижа, негласно дают детям домашние задания, чтобы те лучше сдали этот экзамен и, соответственно, подняли рейтинг учебного заведения.
Дочь учится в средней школе. Ей задают типа курсовых писать, а потом их защищать.
Ещё какие-то творческие работы дают. Дети делятся на направления — гуманитарный или технический класс. Она гуманитарий. Ей дают задания по обществоведению, истории, экономике, литературе. У неё 4 языка иностранных. Например, недавно задали написать эссе, придумать диалог на иностранном языке, а ещё выучить Шекспира и разыграть сценку с одноклассниками.
В старшей школе уже групповые задания, приближенные к университетским. При этом курсовые не оцениваются по оформлению и количеству строк, главное — содержание. Иногда смотрю — я никогда бы такое учителю не понесла, для меня это черновик. Формализма здесь нет. Учитель посмотрит и работу, выполненную «на коленке», и поставит оценку.
Норвегия, Осло. Ирина, двое сыновей
Мой сын учился в Норвегии со 2 по 7 класс. Домашних заданий там не дают. Это бы развивало детей. Всё, что до 7 класса, в Норвегии считается «начальной школой». Писать можно только карандашом. Задания — не сложнее, чем вписывать пропущенные буквы в слова. Ручка запрещена. Оценок тоже не ставят. Всё это сделано якобы во имя равноправия.
Технику чтения проверяют до 7 класса. Учитель выходит с каждым учеником отдельно, чтобы не слышали «позора». Одним словом, детский сад, а не школа.
Сингапур. Татьяна, дочь первоклассница, 7 лет
Я живу в Сингапуре восемь лет. В этом году моя дочь пошла в местную школу в первый класс. Я долго думала, отправить её в местную или международную школу, и в итоге решила выбрать местную. Хотя бы потому, что сингапурская система образования считается сильнейшей в мире.
Преподавание ведётся в Сингапуре на английском языке. Помимо этого, с первого класса дети изучают так называемые материнские языки, к которым относятся китайский, тамильский и малайский. При желании можно запросить замену на один из европейских языков (французский или немецкий), но в этом случае вам придётся учить ребёнка самостоятельно.
Начиная с первого класса детям задают много домашней работы. Основное внимание уделяется английскому, второму языку, физической культуре и математике.
Чуть позже добавляется наука. По большинству предметов есть интерактивные приложения, в которых дети могут заниматься как внутри школьной программы, так и делать дополнительные активности. К примеру, мы на постоянной основе используем приложение для изучения математики и китайского. Общение учителей с родителями идёт через специальный портал, на котором можно отследить успеваемость ребёнка и все объявления, связанные с учёбой.
Сегодня нам по математике задали счёт до 100, примеры на сложение, умножение и вычитание. По английскому языку — повторить грамматику. Плюс работа в приложении на компьютере и на дополнительных порталах по предметам — там гибрид игр и образования.
Вообще, у ребёнка много учебников и других распечатанных материалов, и каждый день по всем дают те или иные задания. И всё это в первом классе! Во втором-третьем классе количество домашней работы сильно возрастает, так что к четвертому-пятому классу дети занимаются учебой практически всё время. Поэтому в Сингапуре очень развито репетиторство и школы дополнительной подготовки.