в какой стране любимый танец тарантелла
Tarantella
29 апреля отмечается Международный день танца. И наш сегодняшний очерк посвящен знаменитой тарантелле — одному из самых известных итальянских танцев.
Тарантеллу знают и танцуют во всех уголках земного шара. И наверняка мало кто задумывается о том, как появился этот танец и почему у него такое интересное название. Давайте совершим небольшой экскурс в историю.
Хотите узнать, что общего между зажигательной тарантеллой, ядовитым тарантулом и итальянским городом Таранто?
Где и когда появилась тарантелла
С историей тарантеллы связано много интересных фактов и легенд. Они настолько тесно переплетены между собой, что сейчас уже сложно определить, какая же из них лежит в основе.
По мнению современных исследователей, танец возник в Южной Италии уже в XV веке. Относительно его названия существует несколько версий.
Версия вторая. Город Таранто дал имя не самому танцу, а огромному ядовитому пауку тарантулу (по-итальянски tarantola ). Тарантула можно было встретить именно на Юге Италии. Укус этого паука вызывал страшный зуд. Человек, укушенный тарантулом, начинал биться в конвульсиях. Он двигался и подпрыгивал таким образом, что его шаги и жесты напоминали танцевальные движения.
Версия третья. Танец был придуман в терапевтических целях специально для излечения людей, укушенных тарантулом. Считалось, что такие люди заболевали тарантизмом, то есть становились безумными из-за укуса тарантула.
Интересный факт
В XVI веке по всей Италии даже странствовали специальные оркестры. Они играли прямо на улицах, и под эту музыку выходили танцевать все, кто страдал тарантизмом. Многократные повторения одних и тех же ритмических фигур или мелодий гипнотизировали танцующих и помогали им излечиться. Полагали, что через пот и через положительные эмоции организм избавляется от яда тарантула.
Порой подобные танцы продолжались несколько часов. Нередко сами танцоры играли на бубнах и кастаньетах.
Значения термина «tarantella»
А вы знаете, что у этого слова есть несколько значений?
Современная тарантелла
Разумеется, сейчас никто не танцует тарантеллу, чтобы избавиться от яда тарантула. Этот танец можно увидеть везде — и на религиозных церемониях, и на местных праздниках, и даже в святых местах.
В разных регионах Южной Италии существуют разные виды тарантеллы.
А мне больше всего нравится классическая неаполитанская тарантелла. Именно ее предлагаю посмотреть вот на этом видео.
Поздравляю с праздником профессиональных танцоров и всех, кто просто любит танцевать!
Тарантелла (tarantella) — музыкальный символ Италии
Считается, что традиционные итальянские танцы начали формироваться в XV веке. До этого танцевальные движения итальянцев не отличались разнообразием и не имели четких закономерностей и правил.
Эпоха Возрождения изменила отношение к Богу и к культуре в целом. Изменился характер итальянских танцев – появилась легкость, плавность, быстрота в движениях. Шагообразные плавные комбинации стали переходить в так называемые балли – легкие движения в быстром темпе. В танцах появился символизм – держа полную стопу на полу, танцующий как бы соединялся с Землей, вставая на носки – стремился к Божественному.
Знатные итальянцы приглашали хореографа Гульермо Эбрео (Guglielmo Ebreo da Pesaro) и Доменико делла Пьяченца (Domenico della Piacenza) известного в XV веке теоретика по танцевальному искусству, для создания культурного наследия страны. Благодаря этим людям появились новые танцевальные движения, старые танцы были переработаны, многие па были взяты из культуры других народов.
Представляем для вас список самых зажигательных старинных и современных итальянских танцев:
История танца в Италии
Принято считать, что танцевальные традиции в Италии зародились в XV веке, так как ранее это были все же более простые движения, в которых не было четкой закономерности и кодифицированности. В становлении танцевального искусства не обошлось и без «заморских» учителей: известно, что в свое время знатные особы приглашали марокканца Доменико делла Пьяченца и еврейского хореографа Гуглиелмо Эбрео, который был танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте. Именно знаменитые на весь мир Gelosia, Belfiore, La vita cholina появились благодаря Доменико.
Общие характеристики итальянского танца сложились уже в Средневековье:
Эпоха Возрождения также отложила отпечаток на концепции танца того времени: он предназначался для Бога, а значит, все движения должны быть грациозны, легки и по внешнему облику походить на волны Мирового океана. Однако эта необычайная изящность сохранилась в итальянских танцевальных традициях до сих пор.
Упоминания о танцах встречаются и в народных сказках. Так, например, в «Дары феи Кренского озера» содержится следующая фраза.«Между тем дубинка кончила тарантеллу и принялась отплясывать весёлый крестьянский танец трескон»
Танцы эпохи Возрождения. Фото salvatoreloleggio.blogspot.com
Влияние Ренессанса: новые па и балли
В Средневековье итальянские движения под музыку выполнялись шагообразно, плавно, с раскачиваниями. Ренессанс поменял отношение к Богу, что отразилось и на фольклоре. Итальянские танцы приобрели энергичность и живые движения. Так па «на полную стопу» символизировали земное происхождение человека, его связь с дарами природы. А движение «на носках» или «с прыжком» отождествляли стремление человека к Богу и его прославление. На них основывается итальянское танцевальное наследие. Их совмещение получило название «балли» или «балло».
Классификация танцев сложилась еще в Средневековье:
1. Мориски. Вообще, морисками называют крещеных арабов. Отношение к ним в целом было не очень хорошим, однако все без исключения со времена Средневековья любили смотреть на их танцы. В экранизации «Ромео и Джульетты» знатные особы исполняли как раз мориску.
2. Постановочные. Они создавались хореографами и предназанчались для определенных празднеств.
3. Танцы на мотив кватенария, пиве и сальтарелло. Как правило, под одну и ту же музыкальную композицию можно было исполнять разные композиции.
Далее представляем вашему вниманию ряд танцев.
Гальярда (gagliarda)
Гальярда (итал. gagliarda, «веселая», «бодрая») считается одним из древнейших итальянских танцев. Первые упоминания о нем приходятся на XV век. В дальнейшем он получил широкое распространение в Англии, Франции и Германии.
Гальярда считается веселым танцем, в котором большое количество прыжков и скачков. Он парный, однако, его можно исполнять и соло. В нем есть одно основное движение – «пять шагов». Следует также отметить, что в дальнейшем гальярда приобрела более медленный темп. Гальярда по праву считалась придворным танцем.
Гальярда — утонченный придворный танец. Фото it.wikipedia.org
Пиццика: заводная танцевальная схватка
Пиццика – быстрый итальянский танец, производный от тарантеллы. Стал танцевальным направлением итальянского фольклора вследствие появления собственных отличительных особенностей. Если тарантелла – преимущественно массовый танец, то пиццика стал исключительно парным. Еще более заводной и энергичный, он получил некие воинственные нотки. Движения двух танцующих напоминают дуэль, в которой сражаются веселые соперники.
Часто его исполняют дамы с несколькими кавалерами поочередно. При этом, выполняя энергичные движения, барышня выражала свою оригинальность, независимость, бурное женское начало, в результате отвергая каждого из них. Кавалеры поддавались напору, демонстрируя свое восхищение женщиной. Такой индивидуальный особенный характер свойственен лишь пиццике. В некотором роде она характеризует страстную итальянскую натуру. Получив популярность в XVIII веке, пиццика не потеряла ее и до наших дней. Продолжает выполняться на ярмарках и карнавалах, семейных торжествах и театрально-балетных постановках.
Появление нового вида танца привело к созданию соответствующего музыкального сопровождения. Появляется «пиццикато» – способ исполнения произведений на смычковых струнных инструментах, но не собственно смычком, а щипками пальцев. В результате появляются абсолютно другие звуки и мелодии.
Тарантелла (Tarantella) и ее разновидности
Этот танец распространен на Юге Италии, в Калабрии и на Сицилии. Согласно одной из легенд, если человека укусил паук тарантул, то избежать заражения можно, лишь танцуя тарантеллу в течение нескольких часов. Жители в Средневековье верили, что именно это насекомое способно заразить безумием. Пытаясь избавиться от него, народ на улицах исполнял это зажигательный танец. Сама болезнь называлась тарантизмом. Однако позже ученым удалось выяснить, что укус паука вовсе не вызывает помутнение рассудка.
Музыку для этого танца играют на гитаре или тамбурине, его можно танцевать в паре или соло. Люди образуют круг, сначала двигаются ритмично в одну сторону, а затем должны резко поменять направление. Сейчас его также можно увидеть на свадьбах, однако ранее этот танец чуть ли не запрещали: дело в том, что его танцевали люди из низших слоев, и его называли даже похотливым. При кардинале Барберини ситуация изменилась: тарантелла иполнялась при дворе. Несмотря на то, что тарантелла получила широкое распространение на всем юге Италии, классикой все же считается неаполитанская тарантелла.
Посмотреть на исполнение этого экспрессивного танца можно во время фестиваля Notte della Taranta в городе Мелпигнано в провинции Лечче. Одно остается неизменным: тарантелла буквально завораживает, а танцевать ее можно часами.
Тарантелла — визитная карточка Юга Италии. Фото viverecalabria. blogspot.com
Пиццика (pizzica)
Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. ХХ века. Он характерен также для южных регионов: Апулии и Базиликаты. Первые упоминания о пиццике относятся к концу XVIII века, когда знатная особа из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона.
Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола.
В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах, сейчас подобный «дресс-код» встречается гораздо реже.
Широко известна также пиццика с мечами (pizzica-scherma, danza delle spade). Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.
Пиццика — танец эмоций. Фото informatissimo.net
Балет
Балет (Balletto) зародился именно в Италии в эпоху Ренессанса, хотя приобрел популярность во Франции. Само название происходит от итальянского глагола ballare — «танцевать».Изначально балет был танцевальной частью итальянской оперы. Французы, покоренные мастерством итальянских балетмейстеров, приглашали их к своему двору, в результате чего с XVII века именно Франция стала центром балетного мастерства.
Начало эпохе балета дал «Комедийный балет королевы», поставленный при французском дворе итальянцем Бальтазарини де Бельджозо (Baldassare de Belgiojoso) в октябре 1581 года. Первые балеты были основаны на придворных танцах, но со второй половины XVII века зарождались новые жанры, как комедия-балет. В самостоятельный танцевальный жанр балет превратился во второй половине XVIII века уже во Франции.
Итальянские народные танцы
Считается, что традиционные итальянские танцы начали формироваться в XV веке. До этого танцевальные движения итальянцев не отличались разнообразием и не имели четких закономерностей и правил.
Эпоха Возрождения изменила отношение к Богу и к культуре в целом. Изменился характер итальянских танцев – появилась легкость, плавность, быстрота в движениях. Шагообразные плавные комбинации стали переходить в так называемые балли – легкие движения в быстром темпе. В танцах появился символизм – держа полную стопу на полу, танцующий как бы соединялся с Землей, вставая на носки – стремился к Божественному.
Знатные итальянцы приглашали хореографа Гульермо Эбрео (Guglielmo Ebreo da Pesaro) и Доменико делла Пьяченца (Domenico della Piacenza) известного в XV веке теоретика по танцевальному искусству, для создания культурного наследия страны. Благодаря этим людям появились новые танцевальные движения, старые танцы были переработаны, многие па были взяты из культуры других народов.
Представляем для вас список самых зажигательных старинных и современных итальянских танцев:
Гальярда
Гальярда (Gagliarda) – в переводе «веселый» – считается старейшим танцем в Италии. Гальярду исполняли в паре или соло. Основными чертами танца являются скачки и комбинация пяти па. Со временем Гальярда приобрела обыденную чопорность придворных танцев, стала медленной, а к концу XVII века перешла в музыку. После Италии этот танец получил распространение в других станах западной Европы. Гальярда была любимым танцем английской королевы Елизаветы I, и несмотря на быстроту темпа, она танцевала его и в немолодые годы.
Тарантелла
Тарантелла (Tarantella) – зажигательный энергичный танец, популярный в южной италии, особенно в Калабрии и на Сицилии, хотя классическим вариантом считается неаполитанская тарантелла.
По одной из версий название танца происходит от названия итальянского города Таранто. Согласно другой легенде, тарантелла была способом излечиться от безумия, вызванного укусом тарантула – «тарантизма». Быстрый темп, скачки танца якобы помогали разгонять кровь и противодействовать яду паука. В XVI веке по улицам гуляли специальные оркестры, под музыку которых народ часами танцевал тарантеллу. Пары или отдельные танцоры образуют круг во время танца, двигаясь по часовой стрелке, потом неожиданно меняя направление.
Музыка для танца игралась на гитарах, флейтах, ударных или клавишных инструментах, часто сопровождаясь пеним и тамбуринами или кастаньетами в руках танцоров. В средневековье церковь сочла танец воплощением женской похоти и запретила его. Но уже во времена кардинала Барберини танец вновь был разрешен и стал исполняться при дворе. В наше время тарантеллу иногда танцуют на итальянских свадьбах и на Notte della Taranta – фестивале проходящем в Мелпигнано.
Пиццика
Пиццика (Pizzica) – один из видов тарантеллы, родом из Саленто, широко распространенная в Апулии, Базиликате и Калабрии.
Так и тарантеллу, пиццикатанцуется в кругу, сопровождаемая жестикуляцией рук и резкими поворотами. Но в отличие от тарантеллы, пиццику исполняют только дуэтом.
На праздниках в кругу семьи, пару могут составлять однополые родственники. В былые времена обязательным атрибутом танца был платок на плечах женщины. Сам танец похож на ухаживание, когда дама ускользает, а кавалер старался добиться ее расположения, а именно забрать платок. Существует вариант танца с мечами, когда разыгрывались сцены сражений и дуэлей.
Бергамаска
Бергамаска (Bergamasca) был танцем крестьян провинции Бергамо, но быстро стал популярен среди других сословий западной Европы.
Например, заключительным танцем в первой сцене пятого акта комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» был именно бергамаска. Это ритмичный, оживленный танец под соответствующий четкий музыкальный аккомпанемент. И хотя танец вышел из моды, осталось богатое музыкально наследие в композициях Баха, Дебюсси, Росси и других композиторов.
Сальтарелла
Сальтарелла (Saltarello) – популярный в эпоху Возрождения музыкальный жанр, в XVIII веке возродившийся в качестве танца. С итальянского saltare переводится как «прыгать», что отражено в движениях танца – прыжки, поклоны и обороты.
Танец начинается медленно, кавалер приглашает даму на танец, а та делает вид, что не хочет танцевать. После раздается сигнал к началу активных движений, и по ходу танца темп музыки нарастает. С середины XX века сальтарелла популярен на свадьбах, праздниках в честь завершения сбора урожая и карнавалах. Музыка сальтареллы дошла до нас в сюитах и увертюрах Берлиоза, Мендельсона, Кастельоно.
Павана
Павана – медленный придворный бальный танец, который в XV веке пришел на смену бас-дансу.
Павана (La pavana) отличалась изяществом движений, вычурностью манер и торжественностью. Придворные облачались в парчу и бархат, кавалеры носили плащи и шпаги, а платья дам украшали шлейфы. Весь танец состоит из простого или двойного шага, или их комбинации, с периодическими реверансами и сменой положения партнеров. Павану танцевали в начале празднеств и на балах, в народ он не ушел. Считается, что танец появился в городе Падуя (Padova) и также его название схоже с латинским вариантом слова «павлин» – «pavo».
Танцы Сардинии
Народные танцы Сардинии исполнялись, как правило, во время религиозных праздников, в честь удачного урожая или охоты. Часто танцевали вокруг костра, взявшись за руки, тем самым символизируя единение с коллективом. Некоторые танцы, например ballu antigu танцевали без музыки, под пение одного человека. Танец ballu tzivile напоминает движениями польку или мазурку, а во время танца serpentina танцоры образуют своеобразную змейку.
Балет
Балет (Balletto) зародился именно в Италии в эпоху Ренессанса, хотя приобрел популярность во Франции. Само название происходит от итальянского глагола ballare — «танцевать».Изначально балет был танцевальной частью итальянской оперы. Французы, покоренные мастерством итальянских балетмейстеров, приглашали их к своему двору, в результате чего с XVII века именно Франция стала центром балетного мастерства.
Начало эпохе балета дал «Комедийный балет королевы», поставленный при французском дворе итальянцем Бальтазарини де Бельджозо (Baldassare de Belgiojoso) в октябре 1581 года. Первые балеты были основаны на придворных танцах, но со второй половины XVII века зарождались новые жанры, как комедия-балет. В самостоятельный танцевальный жанр балет превратился во второй половине XVIII века уже во Франции.
Как гласит Википедия:
Таранте́лла (итал. Tarantella ) — итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV века в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука тарантул, также как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). «Таково очевидно происхождение судорожных и иных средневековых эпидемий, известных под названием пляски св. Витта и св. Иоанна, народного танца в Италии, носящего название тарантеллы».
Это так сказать официально предлагаемая версия. Однако.
Но давайте сначала посмотрим на этот танец)
Какую бы версию тарантеллы вы не посмотрели, везде будут характерные прыжки и движения ногами, и легкая, незамысловатая, но весьма запоминающаяся музыка.
В XVI веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
Почему тарантизмом поражались чаще всего женщины? Всё просто. Жатвой занимались обычно женщины. А этот паук как раз обитает в засушливых, жарких местах, в полях и садах. Охраняя своё потомство и себя, паук кусает.
Хотя важные разделы, касающиеся проектирования музыкальных инструментов и иллюзорных машин, можно найти во многих других работах, в этой не просто исследуется музыка, её влияние на организм, но и даются практические рецепты, чтобы понять её и использовать на благо всего человечества. Кирхер видел лечение в конкретной танцевальной музыке, благодаря определенным магнитным колебаниям хорошо воздействующим на организм. Ну вы же помните о благотворном влиянии Katzenklavier. Но его лекарство от яда паука тарантула стало более популярным, и любовь к этому «снадобью» живёт по сей день
Афанасий Кирхер создал ‘Antidotum Tarantula’, или «тарантелла». В 1673 году.
Хотя тарантизм был достаточно часто и много описан как форма массовой истерии, связанная с сочетанием традиционной языческо-религиозной культурой района, феномен не был изучен до середины 20-го века. Зато придумано много версий тарантеллы и даже музыкальный фестиваль В Южной Италии — на Сицилии, где каблук «итальянского сапога» и с двух сторон море, именно там есть музыкальный фестиваль, который называется «Таранта».
Вот как говорит о нём Джованни Соллима, написавший современную версию «Antidotum Tarantulaе»
Он берет начало от старинных местных ритуальных танцев, связанных с укусом тарантула… И даже сравнительно недавно — двести-триста лет назад — местные жители говорили: если жена изменила мужу или муж изменил жене — это потому, что человека укусил паук. А чтобы исцелиться, нужно исполнить ритуальный танец. И вот на фестивале они танцуют и поют. Под невероятную музыку, очень сильную. Каждый год на «Таранту» приглашают музыкантов, которые дают концерты, делают аранжировки и тому подобное. Можно посмотреть на Youtube, как это выглядит: один концерт длится четыре-пять часов, собираются тысяч двести зрителей, все танцуют. Это просто невероятно.
Так вот, после того как я во второй раз поучаствовал в фестивале, у меня во всем теле ходили ходуном мелодии тарантелл, это продолжалось несколько месяцев. Можно сказать, что я написал эту вещь, чтобы избавиться от «Таранты», дать ей выход. Конечно, в этом концерте заложен не только концепт тарантизма — мне хотелось выразить свое понимание старой Италии, эпохи Возрождения и барокко.
Вот собственно и его версия.Концертный зал имени Чайковского в Москве во время VIII Международного фестиваля VIVACELLO 25 ноября 2016 года.
А вот так звучит на самом деле «Antidotum Tarantulaе», сыгранное на клавесине и дополненное страницами из его книги «Musurgia Universalis». Удивительно нежное произведение, от которого поднимается настроение
P.S.: К слову сказать, каждый читатель Ленинки (Российской государственной библиотеки) может изучить книги Кирхера. Правда, хорошо бы для этого знать латынь