в какой стране древнего востока возникли цивилизации мохенджо даро и хараппа
Мохенджо даро и Хараппа
Истории расцвета и тайны падения великих древних цивилизаций – это, наверное, главнейшие явления, благодаря которым интерес людей к истории не иссякает с течением веков. Со школьной скамьи каждому знакомы легенды о Древнем Египте. Однако не менее интересными являются мифы о цивилизации Индской, или Хараппской – крупнейшей из тех, что существовали до наступления нашей эры.
Руины Мохенджо даро.
Второе название дано цивилизации, развивавшейся в долине реки Инд в 3300—1300 годах до н.э., в честь одного из городов, экономическое и культурное развитие которого достигли поразительных высот – лежащего близ реки Рави города Хараппа. В 20-х годах 20 века древнеиндийский город был обнаружен археологами, а в начале 21 века на его месте планировалось построить парк развлечений. Тем не менее, обнаруженное на первых стадиях строительства наследие Хараппы – многочисленные древние артефакты, предметы быта и культуры – защитили город от его полного уничтожения. Находки археологов доказали, что в городе, численность населения которого составляла чуть менее 25 тысяч человек, были развиты монументальное строительство, мелкая скульптура и бронзовая металлургия.
Еще более поразительным открытием завершились раскопки под руководством индийского археолога Р. Банарджи в области сегодняшней пакистанской провинции Синд. В 1922 году был обнаружен «Холм Мертвецов» – город Мохенджо-Даро, который был признан не только административным центром Хараппской цивилизации, но и одним из первых городов, возникших на территории Южной Азии. На блоге ancient-east.ru есть целый раздел посвященный древним городам, предлагаю ознакомится.
Город Мохенджо даро — еще фото.
Мохенджо-Даро по оценкам археологов был основан 2600 года до н. э., что делает его современником крупнейших городов других древнейших цивилизаций – Египетской и Месопотамской. Численность населения в период расцвета достигала порядка 40 тысяч человек, но главная особенность и ценность древнего города – это его тщательно выверенная, практически идеальная планировка. Еще одни поразивший исследователей факт – это наличие в городе системы общественных туалетов и канализации, которые признаются чуть ли не первыми в истории человечества.
Особенности городов Мохенджо даро и Хараппа
В общем, прогулка по древним Хараппе и Мохенджо-Даро могла бы доставить немало удовольствия как торговцу из Месопотамии, с которой у Индской цивилизации были налажены прочные торговые связи, но и современному туристу. Оба города выстроены по двухуровневой системе, что свидетельствует о развитии институтов власти и наличии классового разделения. Нижний уровень, заселенный простолюдинами, торговцами, мастерами и первейшим «средним классом», был поделен на кварталы, соединенные прямыми, как проспекты, и искривленными улочками. В центральной же части города, на искусственно созданной возвышенности располагалась укрепленная башнями из обожжённого кирпича Цитадель – обиталище правящей верхушки. На месте цитадели в Мохенджо-Даро археологами были обнаружены зернохранилище (очевидно, для защиты урожая от наводнений), бассейн и как минимум два зала собраний. Данные находки навели ученых на мысль, что Мохенджо-Даро был городом-государством, чья жизнь строилась на установке выгодных торгово-экономических отношениях, не подчиненных законам какой-либо религии. Об этом свидетельствует также факт отсутствия в городе руин храмов или дворцов и, напротив, наличия среди находок археологов многочисленных гирь для весов и тисненых печатей, указывающих на централизацию контроля торговых отношений внутри города и за его пределами.
Древний город Хараппа
Учитывая все вышеперечисленное получается, что Мохенджо-Даро был уникальным, процветающим и крайне прогрессивным городом. Поэтому ученых до сих пор мучает вопрос, по какой причине настолько развитая цивилизация могла исчезнуть практически мгновенно (в исторических масштабах конечно).
Загадки и гипотезы смерти городов
Еще одно объяснение, сочетающее в себе невероятное и вполне реальное – это гипотеза российского химика М. Т. Дмитриевева об уникальном природном явлении, спровоцированном повышенной концентрацией плазмы в атмосфере: город пал из-за тысяч единовременно появившихся шаровых молний.
Загадка Хараппской цивилизации – это невозможность неоспоримого доказательства какой-либо теории падения ее центров. Остается только принять как факт, что ни педантичность планировки, ни гениальные для своего времени инженерные решения не смогли спасти города от некой стихийной силы, вынудив жителей покинуть их навсегда.
Тоже интересные статьи
Оцените пожалуйста статью 🙂
Мохенджо-Даро и Хараппа: история, оставленный город, древняя цивилизация и теории об исчезновении
Что нам известно об истории нашей цивилизации? По факту не так и много: последние 2000 лет описаны относительно подробно, однако не всегда достоверно. Складывается впечатление, что исторические факты подгонялись под определенный сценарий, но это делалось не всегда тщательно, так что то здесь, то там обнаруживаются противоречия. Например, происхождение и гибель городов Мохенджо-Даро и Хараппы вызывает много вопросов. Существует несколько версий ответов, но все они требуют убедительных доказательств. Обсудим это.
Первые археологические изыскания
Земля не слишком охотно расстается со своими тайнами, но иногда преподносит сюрпризы археологам. Так происходило и с раскопками в районе Мохенджо-Даро и Хараппы, где исследователи впервые побывали в 1911 году.
На регулярной основе раскопки начались в этих местах в 1922 году, когда индийскому археологу Р. Банарджи улыбнулась удача: были найдены остатки древнего города, который впоследствии получил название «Город мертвецов». Работы в долине реки Инд продолжались до 1931 года.
Возглавлявший исследования британских археологов Джон Маршалл проанализировал найденные артефакты на территориях, удаленных друг от друга на 400 км, и сделал вывод об их тождественности.
Следует отметить, что понятия «Индская цивилизация», «Мохенджо-Даро и Хараппа» в археологии сходны. Название «Харрапа» совпало с одноименным городом, неподалеку от которого в 1920 году начались первые раскопки. Затем они переместились по течению Инда, где и был обнаружен город Махенджо-Даро. Весь ареал исследований был объединен под названием «Индская цивилизация».
Древняя цивилизация
Сегодня древний город, возраст которого варьируется от 4000 до 4500 лет, относится к провинции Синд, являющейся территорией Пакистана. По меркам 2600 года до н. э., Мохенджо-Даро не просто большой, но один из крупнейших городов Индской цивилизации и, судя по всему, бывшая ее столица. Он — ровесник Древнего Египта, а об уровне его развития свидетельствует тщательно продуманный план застройки и сеть коммуникаций.
По какой-то причине город был внезапно покинут жителями почти через 1000 лет после своего основания.
Мохенджо-Даро и Хараппа имеют существенные отличия по сравнению с более ранними культурами, а также с теми, что образовались позднее. Эти города археологи причисляют к зрелой хараппской эпохе, своеобразие которой требует особого исследовательского подхода. Самым худшим было бы «втискивание» цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппа в рамки официального исторического пути развития, неотъемлемой частью которого является теория Дарвина.
Городское устройство
Итак, вернемся к событиям 1922 года, когда взорам исследователей открылись стены, а затем и улицы Мохенджо-Даро. Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи были поражены тем, насколько продуманными и геометрически выверенными были параметры архитектурных сооружений и жилых кварталов. Практически все постройки Мохенджо-Даро и Хараппа были из красного обожженного кирпича и располагались по обеим сторонам улиц, ширина которых местами достигала 10 м. Кроме того, направления кварталов распределялись строго по сторонам света: север-юг или восток-запад.
Строения в городах были выполнены в форме похожих друг на друга упаковок для тортов. Для Мохенджо-Даро особенно характерно следующее обустройство внутренней части дома: центральная часть являлась двором, вокруг которого располагались жилые помещения, кухня и ванная комната. В некоторых строениях имелись лестничные пролеты, что свидетельствует о наличии двух этажей, которые не сохранились. Вероятно, они были деревянными.
Территория древней цивилизации
Территория цивилизации Хараппа или Мохенджо-Даро — от Дели до Аравийского моря. Эпоха ее возникновения восходит к III тысячелетию до н. э., а время заката и исчезновения — ко второму. То есть, за период в тысячу лет эта цивилизация достигла невероятного расцвета, не сопоставимого с уровнем, бывшим до и после нее.
Признаками высокой степени развития являются, прежде всего, система застройки городов, а также имеющаяся письменность и многочисленные прекрасно выполненные творения древних мастеров.
Кроме того, обнаруженные печати с надписями на языке Хараппы свидетельствуют о развитой системе государственного устройства. Однако до сих пор не расшифрована речь более чем пяти миллионов человек, составлявших население Хараппской цивилизации.
Города Хараппа и Мохенджо-Даро — наиболее известные из найденных в долине реки Инд и ее притоков. По данным на 2008 год, всего обнаружены 1 022 города. Большая их часть находится на территории современной Индии — 616, а еще 406 расположены в Пакистане.
Городская инфраструктура
Как уже упоминалось выше, архитектура жилых домов была стандартной, и ее отличие состояло только в количестве этажей. Стены домов были оштукатурены, что, с учетом жаркого климата, было весьма предусмотрительно. Число жителей Мохенджо-Даро достигало примерно 40 000 человек. В городе отсутствуют дворцы или иные постройки, свидетельствующие о вертикальной иерархии управления. Скорее всего, присутствовала система выборности, напоминающая структуру городов-государств.
Общественные здания представлены внушительных размеров бассейном (83 кв. м), который, по мнению некоторых исследователей, имел ритуальное назначение; также найдено зернохранилище, в котором, вероятно, находился общественный запас злаков для посадки. В районе центрального квартала присутствуют остатки цитадели, употреблявшейся как преграда от наводнений, о чем свидетельствует слой красного кирпича, укреплявший фундамент сооружения.
Полноводный Инд позволял земледельцам при помощи ирригационных сооружений собирать урожай дважды в год. Охотники и рыболовы также не сидели без дела: дичи и рыбы в море было предостаточно.
Особое внимание археологов привлекли тщательно продуманные системы канализации и водопроводов, а также наличие общественных туалетов, свидетельствующие об уровне культуры Хараппы и Мохенджо-Даро. Буквально к каждому дому была подведена труба, по которой поступала вода, а нечистоты выводились за пределы города.
Торговые пути
Ремесла в городах Индской цивилизации отличались разнообразием и развивалась, благодаря торговле с такими богатыми странами, как Персия и Афганистан, откуда прибывали караваны с оловом и драгоценными камнями. Расширялись и морские связи, чему способствовала построенная в Лотхале гавань. Именно сюда заходили торговые суда из разных стран, и отсюда отправлялись хараппские купцы в Шумерское царство. Торговали всевозможными пряностями, слоновой костью, дорогими сортами дерева и многими товарами, имеющими спрос далеко за пределами долины реки Инд.
Ремесла и искусство Хараппы и Мохенджо-Даро
В ходе раскопок были найдены украшения, которые носили женщины. Причем живущие повсеместно, от центра древнеиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа до Дели.
Это ювелирные изделия из золота, серебра и бронзы с драгоценными и полудрагоценными камнями, такими как сердолик, красный кварц или перламутровые раковины.
Обнаружены и керамические поделки, отличающиеся своеобразием и местным колоритом, например, посуда красного цвета, украшенная черным орнаментом, а также статуэтки животных.
Благодаря распространенному на этой территории минералу стеатиту («мыльному камню»), отличающемуся мягкой, податливой к обработке природой, мастера Хараппской цивилизации изготавливали множество резных изделий, в том числе и печатей. У каждого купца имелось собственное клеймо.
Найденные предметы искусства Хараппы и Мохенджо-Даро нельзя назвать многочисленными, однако они дают представление об уровне развития древней цивилизации.
В Нью-Дели находится Национальный музей Индии, в котором экспонируются всевозможные артефакты, найденные на этой территории. В нем сегодня можно увидеть бронзовую «Танцующую девушку» из Мохенджо-Даро, а также и статуэтку «Короля-жреца», поражающую тонкостью исполнения резьбы.
О чувстве юмора, присущем мастерам долины Инда, свидетельствуют статуэтки, представляющие жителей древних городов в карикатурном виде.
Катастрофа или медленный упадок?
Итак, судя по найденным артефактам, Хараппа и Мохенджо-Даро — это древнейшие города, рост и влияние которых на Индскую цивилизацию было бесспорным. Именно поэтому поразителен факт исчезновения с исторической арены и с лица земли этой культуры, которая намного по своему развитию опережала эпоху. Что же случилось? Попробуем разобраться и ознакомимся с несколькими версиями, существующими в настоящее время.
Выводы, сделанные учеными после изучения остатков Мохенджо-Даро, были следующими:
Кроме того, имеются непроверенные и документально не подтвержденные данные о высоком уровне радиации, обнаруженном в сохранившихся останках.
Версия № 1: катастрофа связана с водой
Несмотря на очевидные признаки воздействия высокой температуры на город, некоторые исследователи, в частности, Эрнест Маккей (в 1926 году) и Дейлс (в середине XX века), рассматривали в качестве возможной причины исчезновения Мохенджо-Даро наводнения. Ход их рассуждений был следующим:
Вывод: аридизация в результате неуправляемого освоения природных ресурсов привела к экологической катастрофе, следствием которой явились и масштабные эпидемии, что привело к упадку Индской цивилизации и массовому исходу населения в более привлекательные для жизни регионы.
Уязвимость теории
Слабым местом теории наводнения остается момент времени: цивилизация не может погибнуть за столь короткий промежуток. Тем более что истощение почвы и разливы реки не происходят мгновенно: это длительный процесс, который может приостанавливаться на несколько лет, затем снова возобновляться — и так много раз. И такие обстоятельства не могли заставить жителей Мохенджо-Даро резко покинуть свои дома: природа предоставляла им возможность подумать, а иногда давала надежду на возвращение лучших времен.
Кроме того, в данной теории не нашлось места объяснению следов массовых пожаров. Говорилось об эпидемиях, однако в городе, где свирепствует заразная болезнь, людям не до прогулок или рутинных дел. А найденные останки жителей свидетельствуют именно о том, что жители были застигнуты врасплох во время будничных занятий или отдыха.
Таким образом, теория не выдерживает критики.
Версия № 2: завоевательная
Выдвигался вариант о внезапном вторжении завоевателей.
Единственное, что можно утверждать с уверенностью — это внезапность катаклизма и короткая его продолжительность.
Следует отметить некоторую сходжесть выдвигаемой теории с фрагментами «Ригведы», где описывается столкновение ариев, поддерживаемых Индрой, с противниками, которые были уничтожены невероятной силы огнем.
Ученые привезли образцы из Мохенджо-Даро в Римский университет. Специалисты Национального совета исследований Италии подтвердили гипотезу Д. Девенпорта и Э. Винченти: порода подверглась воздействию температуры около 1500 градусов. С учетом исторического контекста в природных условиях ее достичь невозможно, хотя в металлургической печи — вполне вероятно.
Теория направленного ядерного взрыва, как бы невероятно она ни звучала, подтверждается и осмотром города сверху. С высоты четко просматривается возможный эпицентр, в границах которого все сооружения снесены неведомой силой, но чем ближе к окраине, тем ниже уровень разрушений. Все это очень похоже на последствия атомных взрывов в августе 1945 года в Японии. Кстати, японские археологи также отметили их идентичность…
Вместо послесловия
Впрочем, создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер не исключал такой возможности. Следует отметить, что он был весьма увлечен изучением индийского трактата «Махабхарата», в котором описываются катастрофические последствия взрыва, идентичные тем, что можно наблюдать после ядерного. И Д. Девенпорт с Э. Винченти также считают эти события реальными.
Итак, можно предложить в качестве вывода следующее.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Руины этого города на островке в полноводном Инде нашел в 1922 году индийский археолог Р. Д. Банерджи. И данные раскопок подтвердили предание о катастрофе.
В раскопках находили оплавившиеся камни, следы пожаров и исключительно мощного взрыва. Так, в радиусе километра были полностью разрушены все здания. По положению скелетов было видно, что перед гибелью люди спокойно расхаживали по улицам города. Пепелище Мохенджо-Даро чем-то напоминало Хиросиму и Нагасаки после атомных взрывов, где ударная волна и излучение шли сверху.
Давайте узнаем подробности этой истории и этого места …
Среди экспонатов одного из музеев города Дели есть небольшая статуэтка из темного металла Только что закончив танец, застыла, гордо подбоченясь, нагая девушка Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных аплодисментов от зрителей Левой рукой, от запястья до плеча унизанной браслетами, танцовщица оперлась о колено, не без кокетства показывая, что она немного устала — то ли от танца, то ли от тяжести браслетов
Холм, где обнаружили эту находку, был буквально «сложен» из красного обожженного кирпича, которым много лет пользовались строители железной дороги и крестьяне окрестных деревень Так постепенно исчезал с лица земли один из уникальных городов древности — Хараппа.
И только в начале 1920-х годов, после открытия города Мохенджо-Даро, мир узнал о существовании в долине Инда древнейшей цивилизации. Мохенджо-Даро отдален от Хараппы на расстояние почти 3000 километров, но оба города имеют между собой много общего. Разница заключалась лишь в том, что Мохенджо-Даро сохранился лучше.
Индийские ученые Р. Сахни и Р. Банерджи откапывали улицы городов-близнецов и находили в них одинаковые прямоугольные кварталы с четкой планировкой, застроенные одинаковыми кирпичными домами. На огромной площади почти в 260 гектаров разместились целые кварталы и отдельные сооружения Мохенджо-Даро — «Холма мертвых» (так переводится это название). Холм был увенчан буддийской молитвенной ступой, построенной во времена существования Кушанского царства — через 15 веков после гибели великого города.
Некоторые ученые и археологи, устремившиеся сюда из многих стран мира, долго отрицали самостоятельность индийской цивилизации в этом районе, считая ее восточным вариантом шумерской культуры. Другие исследователи, наоборот, полагали, что Хараппа и Мохенджо-Даро не были похожи на своих ровесников из Элама, Шумера и раннединасти-ческого Египта. У городов Двуречья была иная планировка, а строительным материалом служил кирпич-сырец. Только с постепенным освобождением из-под земли новых кварталов и строений миру явилась цивилизация, которую теперь называют протоиндийской.
Письменные источники шумеров рисуют иной образ жизни городов Двуречья и иное мировоззрение их жителей. И тогда ученые стали искать упоминания о вновь открытых городах в «Ригведе» — древнейшем литературном памятнике Индии. Но и там они обнаружили лишь туманные упоминания о «пура», населенном «хитрыми купцами». Однако легенды и предания о богатом и прекрасном городе в долине Инда существовали с незапамятных времен. Но свободные и красивые люди, населявшие этот город, прогневали богов, и те обрушили город в пропасть Как бы подтверждая эти легенды, музеи в результате археологических раскопок пополнялись все новыми и новыми экспонатами. Вот высеченная из камня голова жреца, женские украшения, доски с изображениями жертвенных животных и, наконец, иероглифы, не расшифрованные до сих пор.
До середины 1960-х годов ученые считали, что Мохенджо-Даро не имел укреплений, хотя за 15 лет до этого английский археолог М. Уилер расчистил сооружения, которые можно было бы принять за оборонительные. Цитадель, располагавшаяся в центре Мохенджо-Даро, когда-то была обнесена мощными крепостными стенами толщиной 9 метров. Но полной уверенности в том, что это оборонительные укрепления, у археологов не было. Дальнейшие раскопки показали, что в южной части города тоже была массивная стена, сложенная из кирпича-сырца и облицованная обожженным кирпичом. Но не было установлено, для чего она предназначалась: для защиты от врагов или же для охраны города от наводнений.
От цитадели широкая прямая улица вела к зданию, которое ученые назвали «Залом заседаний». Рядом с ним размещалось вместительное зернохранилище, а неподалеку, на массивном кирпичном фундаменте с вентиляционными проемами, когда-то высилось двухэтажное строение из гималайского кедра.
Мохенджо-Даро был прекрасно распланированным городом: все его улицы проходили строго с севера на юг и с востока на запад, и таким образом они были хорошо защищены от ветров. По строительному уставу ни один дом не должен был выступать за общую линию. Главные улицы пересекались переулками под прямым углом, и потому в городе не было закоулков и тупиков. Длина главной улицы в Мохенджо-Даро составляла 80 метров, ширина — 10 метров, по ней одновременно могли проехать несколько воловьих повозок.
За стенами цитадели размещался нижний город, состоявший из кирпичных домов с плоскими крышами, которые одновременно служили и балконами. Здания возводились из кирпича, который обжигался в открытых ящиках, как и до сих пор это делают индийские крестьяне. Дома в Мохенджо-Даро достигали высоты 7,5 метра, вместо окон в них делались вентиляционные отверстия с решетками из глины и алебастра. Чтобы в дом не попадала пыль с главных улиц, вход в него делался в переулке. Стены и пол обшивались циновками, в домах были сделанные из кирпича ванны, а грязную воду сливали в глиняные сосуды с маленькими отверстиями для просачивания: эти сосуды ставились на землю.
В каждом квартале были общественные колодцы, превосходная для того времени система канализации и водопровод, по которому подавалась на вторые этажи зданий нагретая солнцем вода. В Мохенджо-Даро была и большая общественная баня с кабинами и детским отделением. Из бани вода вытекала по сточной трубе в главный крытый канал, который проходил по каждой улице’ все каналы вливались в большую яму, находившуюся за городом.
Большую часть домашней утвари жители Мохенджо-Даро делали из меди или бронзы; для сельскохозяйственных работ изготовляли лемеха и серпы, для ремесленников — топоры, пилы, лопаты, для воинов — мечи, пики, копья и кинжалы…
Из одежды женщины города носили только короткие юбки с приколотой к ним брошкой, жемчужным поясом или лентой и веерообразный головной убор, в прохладную погоду набрасывали на плечи накидку. Мужчины были еще скромнее в одежде, довольствуясь лишь набедренной повязкой. Никто не носил обуви, зато прическе уделялось огромное внимание, причем большими щеголями были мужчины. Если женщины чаще всего только заплетали косу, то мужчины делали прямой пробор и связывали волосы лентой, иногда собирали их узлом.
Насколько женщины были непритязательны в одежде, настолько взыскательны они были к украшениям. Все носили серебряные украшения и налобные повязки, пояса из позолоченной бронзы, шпильки для волос с фигурными головками и гребни из слоновой кости.
Несмотря на многочисленные исследования, ученых до сих пор продолжают волновать существенные для истории этой цивилизации вопросы. Кто возвел эти города, процветавшие 40 столетий тому назад? К какой расе относились обитавшие здесь люди и на каком языке они изъяснялись? Какая у них была форма правления?
Признаки упадка культуры Мохенджо-Даро стали замечаться около 1500 года до нашей эры. Дома строились небрежнее, и уже не было в городе той строгой линии улиц. О причинах гибели Мохенджо-Даро в ученом мире выдвигалось много различных версий.
Попытаемся объяснить гибель Мохенджо-Даро земными, природными причинами. Что же могло произойти?
Известно, что древние греки и римляне неоднократно описывали «пылающие колесницы», появляющиеся в ночном небе; американские индейцы — «круглые корзины» на небе; японцы — «корабли-призраки» со светящимися огнями. По свидетельству жреца Изекииля, в Палестину около 592 года до н. э. «пришел ветер сильный с севера, и возникло облако великое. И огонь был из него пылающий, и блеск был сильный, а из середины облака выходило сильное сияние». И «Махабхарата» свидетельствует: во время гибели Мохенджо-Даро воздух словно пылал, что было отмечено даже в солнечный день на фоне яркого южного неба!
Таковы факты. Что же по этому поводу может сказать современная наука? Ученые установили, что в атмосфере под воздействием космических лучей и электрических полей образуются химически активные частицы, способные образовывать аэрозольные скопления, которые занимают в атмосфере огромные пространства. Двигаясь в атмосфере, частицы под воздействием электромагнитных полей конденсируются, слипаются, подобно снежному кому, и образуют шары различного диаметра. Такие физико-химические образования были сокращенно названы ФХО. Судя по наскальным рисункам, именно их наблюдали люди и пятьдесят тысяч лет назад. Упоминание о них можно найти в древнеегипетской хронике царствования фараона Тутмоса III: «…на 22-м году, в третьем месяце зимы, в шесть часов дня на небе (появился) светящийся шар, который медленно двигался на юг, наводя ужас на всех, кто его видел».
Существует несколько видов физико-химических образований. Одни, «холодные», могут существовать длительное время, не выделяя энергии и не излучая света. Такие образования, темные, непрозрачные, отчетливо видны на фоне дневного неба, и формой могут быть похожи на мячи для игры в регби. Есть гипотеза о том, что это не что иное, как еще не «разгоревшиеся» шаровые молнии. Поэтому ФХО, по аналогии с шаровыми, были названы черными молниями. Светящиеся ФХО, яркого белого или лимонно-желтого цвета, возникающие независимо от какой-либо грозовой деятельности, называются хе-милюминесцирующими образованиями — ХЛО. Они могут свободно плавать в воздухе, долго оставаться на поверхности земли, быстро перемещаться по причудливым траекториям, «темнеть» и «разгораться» снова.
21 сентября 1910 года жители Нью-Йорка в течение трех часов наблюдали за сотнями атмосферных «светляков», летавших над городом. Другим сентябрьским вечером, уже 1984 года, над угодьями совхоза «Удмуртский» Сарапульского района Удмуртской АССР звездное небо вдруг озарилось, и с высоты посыпались ослепительно белые шары. Петляя и кружась, они плавно опускались на землю. Стало светло как днем. Но эффект был не только световым: в радиусе двадцати километров вышли из строя трансформаторы и линии электропередачи.
Трагедия в Мохенджо-Даро, однако, не уникальна. Общее же количество упоминаний ФХО в литературе превышает 15 тысяч. А 12 августа 1983 года профессор Бонил из обсерватории Закатекас в Мехико сделал первую фотографию ФХО. Сейчас их уже сотни.
Трудно представить, что может произойти, случись подобное с Мохенджо-Даро над современным городом… Человек должен научиться бороться с этим грозным природным явлением. Впрочем, сегодня он не так беспомощен, как в древности. Современная наука располагает достаточно надежным средством для предотвращения взрывов черных молний и для рассеивания ФХО. Для этого используют химические соединения-реагенты. Ученые уже разработали устройства, в которых используется эффект действия реагентов для защиты промышленных производств от проникновения шаровых и черных молний.
Так что окончательного ответа о причинах гибели Мохенджс-Даро наука еще не дала.