в какой стране были дуэли на слонах
Где произошла единственная в мире дуэль на боевых слонах?
Однажды мне довелось попасть в таиландский город Питсанулок. Бродя по местному рынку, я обнаружил, что среди местных сувениров почему-то навязчиво повторяется один мотив: два слона сошлись в ближнем бою. Этакая танковая битва древности.
Тридцать пять лет назад получил я на военной кафедре родного института специальность «командир взвода средних танков». И с тех пор неравнодушен к грозным бронированным машинам. Вот и на эти картинки смотрел заинтересованным взглядом бывшего старшего лейтенанта запаса бывших танковых войск бывшего Советского Союза.
Каждый слоновий «экипаж» состоял из трех человек. На голове — погонщик слона, по нашему рассуждая, «механик-водитель». На спине, на особом кресле, командир «танка». Сзади «командира», с целым набором копий, скажем так, «стрелок».
Хорошая картинка! Я бы даже купил ее, чтобы подарить своему другу, завзятому фанату гремящих и стреляющих железяк. Но впереди было еще много дней отдыха. Покупка потеряла бы в долгой дороге подарочный вид. И я, скрепя сердце, решил чуть попозже выяснить, что же это за великая слоновья битва была.
Так вот, как говорили наши «отцы-командиры» на военной кафедре, докладываю результаты изысканий.
Была, была такая битва. Состоялась она 18 января 1593 года в центральном Таиланде, в нынешней провинции Супханбури. Одним из слонов управлял король Аюттаи Наресуан (1555−1605). На другом слоне находился его противник, бирманский принц Минчит Сра.
Наресуан считается величайшим воином Таиланда. Родился он как раз в Питсанулоке. Его отец был королем в городе-государстве Суккотаи, а мать происходила из королевской династии другого города-государства, Аюттаи.
Главным врагом Сиама (так назывался в то время Таиланд) была Бирма. Так что главные битвы у Наресуана были с главным врагом, с бирманцами. Еще будучи принцем-наследником, он освободил от них родной город своей матери, Аюттаю. В этой битве Наресуан проявил незаурядную храбрость и дерзость. Он был в первых рядах штурмовавших вражеский лагерь. Зажав в зубах саблю, Наресуан первым преодолел частокол-ограду и атаковал противника.
Ведя войны то с Бирмой, то с Камбоджей, король Наресуан захватил значительные территории. В том числе и северное таиландское королевство Ланна со столицей в городе Чианг Май. Благодаря этим завоеваниям Аюттайское королевство расширилось до размеров почти всего нынешнего северного Таиланда. Чтобы было с чем сравнить: по территории это половина Франции.
В это время португальцы уже обогнули Африку, пересекли Индийский океан и прибыли в Индию. Вслед за этой грандиозной своей победой, они начали продвигаться дальше на восток, к Китаю, и оказались в Сиаме. Король Наресуан заключил договор о торговых сношениях сперва с Португалией, а после и с Испанией. Уже в конце правления Наресуана Сиам заключил договор также и с Голландией.
В Аюттае был квартал, в котором селились иностранцы. Король обеспечивал им защиту и покровительство. Государственная религия Сиама, буддизм — религия весьма толерантная. Иностранцам не только разрешалось селиться в столице, но они могли спокойно исповедовать свою религию. В Аюттае было построено несколько церквей.
В 1592 году бирманцы в очередной раз напали на Аюттаю силами двух армий. Одной из армий предводительствовал бирманский принц Минчит Сра. В состоявшейся битве Наресуан управляя боевым слоном, врезался в гущу вражеских войск и, отыскав среди воинов бирманского принца, предложил вместо битвы устроить поединок на боевых слонах.
Эта дуэль — один из любимых эпизодов таиландской истории вообще и военной истории в частности. Ее-то и изображали в разных ракурсах замеченные мною в сувенирных лавках картинки и статуэтки. Наресуан победил, зарубив противника. Бирманцы были отброшены к своим границам, и надолго. По крайней мере, еще сто семьдесят лет после смерти Наресуана Аюттая была в безопасности. А день 18 января отмечается ныне как день королевских вооруженных сил Таиланда.
Университет в городе Питсанулок называется Наресуан. А еще в океане плавает таиландский крейсер под таким именем.
Вместо того чтобы собирать войска, вооружать и обучать их, страны-противники постепенно пришли к такой форме войны, когда в ней участвовало всего лишь несколько человек. Как правило, людьми, участвующими в войне, были сами главы государств — короли, принцы, князья и их ближайшее окружение. Они садились на слонов, брали в руки длинные изогнутые мечи, выезжали куда-нибудь «во чисто поле» и сходились с врагом в поединке. Если монарх оказывался поверженным, значит, считалась побежденной в войне и вся его страна.
Слоновьи дуэли — дело весьма сложное. Во-первых, слон — животное гораздо менее маневренное, чем, скажем, лошадь, а во-вторых, слоны в отличие от лошадей принимали самое непосредственное участие в схватке своих седоков. Ярость всадников быстро передавалась животным, и они вступали в единоборство друг с другом, сплетаясь хоботами и сшибаясь клыками. Дело доходило до того, что слоны поднимались на дыбы и сбрасывали сражающихся монархов на землю. Поэтому слонов нужно было готовить к битве самым тщательным образом.
Даже у обученных слонов с солидным стажем службы не исключены случаи бешенства, потому-то слонов для королевского боя специальные комиссии отбирали со всей мыслимой тщательностью, хитроумными тестами эксперты определяли, достаточно ли энергичен слон, достаточно ли он проворен и храбр и так ли умен, чтобы ему можно было доверить судьбу монарха и всего государства. Все было важно: форма головы и шеи, размер хобота. Рот слона должен быть красным, ноги — крепкими и прямыми, как столбы, уши — большими.
От третьего человека, сидевшего на крупе слона, успех поединка зависел тоже в немалой степени. Он следил за тем, чтобы животное не пошло в неверном направлении, не вышло из подчинения. Но в критические, решающие моменты король брал управление слоном в свои руки (а иногда и в ноги — если руки были заняты), дергая за крюки, привязанные к ушам животного. Нужно было заставить слона не просто напирать, но, главное, наносить мощные удары хоботом и клыками слону противника, захватывая его, выводя из равновесия и просто причиняя сильную боль.
В группу наземного обслуживания входило четверо пеших. Они занимали позицию у ног животного и следили за их безопасностью, ибо слон с раненой ногой сразу же выбывает из строя. (Попробуйте сами представить разъяренного слона, от ног которого вы не имеете права отойти ни на миг, и вы поймете, почему вакансии на столь почетную службу всегда были открыты. )
На битву слон шел без всяких украшений, чтобы ничто не мешало ему двигаться. Перед тем как отправиться в бой, короли или принцы выполняли предписанные обряды».
Самым серьезным образом пытаются одолеть слониху.
Спортивный праздник окончен. Завершает его — к вечеру второго дня — военный парад. На слоновьих спинах устанавливают маленькие крепости. Ощетинившись копьями и мечами, крючьями для захвата слона «противника», занимает в них места экипаж в средневековых доспехах. Звон мечей, сверкание копий, победный рев боевых слонов — вот-вот сцепятся клыками и хоботами соперники, вот-вот, зацепив «противника» крюком, ринутся на абордаж воины.
, Но вдруг все утихает, и «враги» из разных экипажей протягивают руки, вежливо благодарят друг друга за доставленное удовольствие и выражают надежду встретиться на будущий год на слоновьем празднике в Сурене.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Где произошла единственная в мире дуэль на боевых слонах?
Однажды мне довелось попасть в таиландский город Питсанулок. Бродя по местному рынку, я обнаружил, что среди местных сувениров почему-то навязчиво повторяется один мотив. Два слона сошлись в ближнем бою. Этакая танковая битва древности.
Тридцать пять лет назад получил я на военной кафедре родного института специальность «командир взвода средних танков». И с тех пор неравнодушен к грозным бронированным машинам. Вот и на эти картинки смотрел заинтересованным взглядом бывшего старшего лейтенанта запаса бывших танковых войск бывшего Советского Союза.
Каждый слоновий «экипаж» состоял из трех человек. На голове – погонщик слона, по нашему рассуждая, «механик водитель». На спине, на особом кресле, командир «танка». Сзади «командира», с целым набором копий, скажем так, «стрелок».
Хорошая картинка! Я бы даже купил ее, чтобы подарить своему другу, завзятому фанату гремящих и стреляющих железяк. Но впереди было еще много дней отдыха. Покупка потеряла бы в долгой дороге подарочный вид. И я, скрепя сердце, решил чуть попозже выяснить, что же это за великая слоновья битва была.
Так вот, как говорили наши «отцы-командиры» на военной кафедре, докладываю результаты изысканий.
Была, была такая битва. Состоялась она 18 января 1593 года в центральном Таиланде, в нынешней провинции Супханбури. Одним из слонов управлял король Аюттаи Наресуан (1555 – 1605). На другом слоне находился его противник, бирманский принц Минчит Сра.
Наресуан считается величайшим воином Таиланда. Родился он как раз в Питсанулоке. Его отец был королем в городе-государстве Суккотаи, а мать происходила из королевской династии другого города-государства, Аюттаи.
Главным врагом Сиама (так назывался в то время Таиланд) была Бирма. Так что главные битвы у Наресуана были с главным врагом, с бирманцами. Еще будучи принцем-наследником, он освободил от них родной город своей матери, Аюттаю. В этой битве Наресуан проявил незаурядную храбрость и дерзость. Он был в первых рядах штурмовавших вражеский лагерь. Зажав в зубах саблю, Наресуан первым преодолел частокол-ограду и атаковал противника.
Ведя войны то с Бирмой, то с Камбоджей, король Наресуан захватил значительные территории. В том числе и северное таиландское королевство Ланна со столицей в городе Чианг Май. Благодаря этим завоеваниям Аюттайское королевство расширилось до размеров почти всего нынешнего северного Таиланда. Чтобы было с чем сравнить: по территории это половина Франции.
В это время португальцы уже обогнули Африку, пересекли Индийский океан и прибыли в Индию. Вслед за этой грандиозной своей победой, они начали продвигаться дальше на восток, к Китаю, и оказались в Сиаме. Король Наресуан заключил договор о торговых сношениях сперва с Португалией, а после и с Испанией. Уже в конце правления Наресуана Сиам заключил договор также и с Голландией. В Аюттае был квартал, в котором селились иностранцы. Король обеспечивал им защиту и покровительство. Государственная религия Сиама, буддизм – религия весьма толерантная. Иностранцам не только разрешалось селиться в столице, но они могли спокойно исповедовать свою религию. В Аюттае было построено несколько церквей.
В 1592 году бирманцы в очередной раз напали на Аюттаю силами двух армий. Одной из армий предводительствовал бирманский принц Минчит Сра. В состоявшейся битве Наресуан управляя боевым слоном, врезался в гущу вражеских войск и, отыскав среди воинов бирманского принца, предложил вместо битвы устроить поединок на боевых слонах.
Поединок между сиамским королем Наресуаном и бирманским принцем в районе Супханубури. Январь 1593 года |
Эта дуэль – один из любимых эпизодов таиландской истории вообще и военной истории в частности. Ее-то и изображали в разных ракурсах замеченные мною в сувенирных лавках картинки и статуэтки. Наресуан победил, зарубив противника. Бирманцы были отброшены к своим границам, и надолго. По крайней мере, еще сто семьдесят лет после смерти Наресуана Аюттая была в безопасности. А день 18 января отмечается ныне как день королевских вооруженных сил Таиланда.
Университет в городе Питсанулок называется Наресуан. А еще в океане плавает таиландский крейсер под таким именем.
Статья напечатана на сайте Школа жизни
Самые нелепые дуэли в истории
История первая
Дуэль из-за ангорской кошки
Во времена правления всесильного временщика герцога Филиппа II Орлеанского, два гвардейца смертельно поссорились из-за некой красавицы и решили выяснить отношения на живописной набережной при десятках свидетелей. Проблема в том, что все это случилось прямо под окнами королевского дворца. Сражались храбро, проявляя настоящие чудеса фехтования, пока один из них все-таки не ранил другого и дуэль не прекратилась.
Филипп Орлеанский, ставший невольным свидетелем скандала, был чертовски зол — хулиганы своими криками испортили ему званый вечер. Когда обоих привели к герцогу, тот распорядился показать ему ту красавицу, ради любви которой так яростно сражались эти молодые люди.
История вторая
Грязная драка в борделе, которую назвали «дуэлью» только из страха перед правителем
Филипп II Орлеанский
Надо сказать, что упомянутый Филипп Орлеанский отличался не только временным всевластием при малолетнем короле, но и безудержной похотью. Поэтому он не пропускал ни одной юбки, а когда ему было совсем скучно, пускался инкогнито на поиски приключений. Причем для этого у него был собственный духовник, аббат Дюбуа, который едва ли наставлял своего духовного сына в благодеяниях. Вместо этого священник договаривался о досуге и занимался поиском новых куртизанок для герцога.
Однажды приступ желания поразвлечься у Филиппа случился настолько неожиданно, что преосвященный сводник не успел вызвать констеблей для охраны, и герцог отправился в лучший бордель Парижа в компании лишь молодого пажа и самого Дюбуа. Хозяйка дома терпимости, разумеется, тут же выгнала всех страждущих и заперла двери, предоставив всех девочек исключительно благороднейшим клиентам.
На беду, мимо проходили трое дворян, которым захотелось скрасить скучный вечер в том же заведении. Когда они в недоумении обнаружили запертые двери, то в ярости выбили их и набросились на наглецов, которые так беспардонно оккупировали их любимый вертеп. И быть бы беде, если бы юный паж не оказался столь храбр, что в одиночку набросился со шпагой на наглецов. Одного он проткнул сразу, а других отгонял своими бешеными выпадами.
Аббат Дюбуа, даром что божий человек, вместо того, чтобы достать шпагу (которая у него, кстати, имелась) бухнулся на колени и начал молить о пощаде. Только представьте себе картину: визжат полуголые девицы, вопит, стоя на коленях, в буквальном смысле обгадившийся от страха аббат, а рядом, над окровавленным телом, безусый подросток машет шпагой как ветряная мельница. Пастораль завершает фигура правителя страны, который в чем мать родила угрожает карами ада. Вечеринка однозначно удалась!
К счастью, после ранения одного из нападавших, дебоширов удалось угомонить. Когда до них дошло, на кого они подняли руку, те побледнели от ужаса, во всех красках представив себя на эшафоте. К счастью, они были отпущены с миром и клятвой держать язык за зубами, которую, как мы понимаем из самого факта существования этой истории, они явно не сдержали.
История третья
Дуэль, окончившаяся пинками по заднице
То, что коучинг — опасное занятие, было известно еще в Средние века. Но если ты — итальянский тренер по фехтованию в Англии и учишь местных неотесанных мужланов благородному искусству фехтования, это опасно вдвойне. Особенно если сам, как и многие современные тренера-коучи, ничего не понимаешь в том, что преподаешь.
Некий итальянский синьор Рокко обучал англичан искусству боя на рапирах и двуручных мечах и был известен как своим бахвальством, так и оскорбительными замечаниями в сторону собственных подопечных. Видимо, он настолько допек одного из них, некоего Остина Бэггера, что тот пришел к тренеру под окна дома и прилюдно вызвал на поединок.
Синьор Рокко был не робкого десятка и, схватив двуручник, выбежал на улицу. К несчастью, при переизбытке храбрости, ему не хватило собственного хваленого умения. Практически сразу он был свален на землю, рублен мечом по ягодицам и пребольно бит по заду тяжелым английским сапогом.
Но даже унижения и тумаки от Остина Бэггера не образумили синьора Рокко. Немногим позже этих событий он умудрился поссориться с местным лодочником и напал на безоружного с рапирой. Тот сам оказался лихим малым, выхватил весло и надавал им по бестолковой голове итальянца. Но и на этом его страдания не закончились: набежавшие друзья лодочника избили неудачливого тренера лавками. Позор на века!
История четвертая
Настоящая «Санта-Барбара» в мире дуэлей
Если ты распускаешь слухи о ком-то, обвиняя его в трусости — будь готов к тому, что тебя призовут к ответу. Как, например, случилось с некими итальянскими дворянами — сиром де Сарзе и сиром де Веньером.
В 1537 году, во времена царствования Франциска I, некий сир де Сарзе начал распускать слухи про сира де ла Тура, обвиняя его в том, что тот трусливо бежал в битве при Павии, бросив своего короля. А когда сплетника прижали к стенке, попытался перевести стрелки на сира де Гокура, мол он сказал такое, но тот выкрутился, заявив что Сарзе сам ему бахвалился, что слышал о трусости ла Тура от сира де Веньера. Когда же призвали к ответу того, он тут же назвал Сарзе лжецом, чем вынудил вызвать себя на дуэль.
Ситуация, как видите, прескверная. Если вы не смогли разобраться в ней — ничего страшного, это вообще мало кому удалось.
Надо заметить, что все трое благородных сплетников даже не участвовали в той самой битве, отсидевшись под разными предлогами в своих имениях. Взбешенный малодушием и ябедами своих подданных, король назначил время поединка — пусть эти идиоты просто поубивают друг друга.
Ставка на абсурд была сделана верно: оба дуэлянта попросту не умели драться на парных рапирах. Битва, превратившаяся в неуклюжие кривляния на ристалище, так взбесила Франциска, что он в раздражении бросил свой жезл на поле, таким образом прекратив поединок. Так оба глупца покрыли себя несмываемым позором и навсегда вошли в историю как скандалисты и пустомели.
История пятая
История о самом самоубийственном виде дуэли, которая случилась из-за глупости слуг
Так уж получилось, что два дворянина, шестидесятилетний сир де ла Роке и молодой д’Аллемань, получили совместное управление несколькими деревнями. И, конечно, это не могло не привести к противоречиям и ссоре. А началось все с их вредных управляющих, которые поругались на пустом месте, наябедничав господам друг на друга как малые дети.
Последствия не заставили себя долго ждать. Молодой сир д’Аллемань, встретив истошно вопящего управляющего сира де ла Роке, пообещал выбить ему зубы, если тот будет притеснять его слугу. И, конечно, управляющий пожаловался сиру де ла Роке, от себя добавив, что д’Аллемань обещал выбить зубы не только ему, но и самому сеньору.
Пожилой лорд (у которого и так осталось не слишком много зубов) не стерпел оскорбления и вызвал молодого на поединок, хотя тот и попытался примириться. При этом «дедушка» настоял на особом поединке на кинжалах — едва ли не самом варварском способе выяснить отношения, который придумало человечество. Суть этой дуэли такова: два человека крепко держат друг друга за левую руку, а правую используют для того, чтобы наносить удары кинжалом. Выглядит все как наиболее верный способ погибнуть обоим сразу. Собственно говоря, так и вышло.
Всего несколько секунд дуэли — и оба бойца получили раны, несовместимые с жизнью. Следуя самоубийственному кодексу тех лет, секунданты тоже бросились убивать друг друга. Только увещевания умирающего д’Аллемана предотвратили дальнейшее смертоубийство. Однако оба секунданта уже успели тяжело ранить друг друга и тоже едва не отдали Богу душу. Вот так из-за двух слуг, вопящих как базарные бабы, на пустом месте образовалось два мертвеца и два калеки.
История шестая
Дуэль единорогов — или как правильно драться с привязанным к голове оружием
Так как фехтовали они примерно одинаково, вскоре борец полез в ближний бой и уронил противника, сломав при этом себе руку. Тот не растерялся и начал клевать оппонента. Так они и катались по земле, пытаясь энергично заклевать друг друга, как сумасшедшие курицы, пока не изрезали лица и руки и их не растащили сердобольные товарищи. В итоге все закончилось полюбовной ничьей, хотя оба спорщика оказались изуродованы и стали посмешищем.
История седьмая
В которой дамы устраивают дуэль на ногтях
Женские дуэли были не так уж и редки, и чаще всего они полны трагизма. Но вот к началу XX века измельчали не только мужчины, но и трагедии, превратившись в фарс. Примером такого фиглярства стала дуэль писательницы Жорж Санд за внимание знаменитого композитора Ференца Листа с его возлюбленной, графиней Марией д’Агу. Графиня приревновала Жорж и вызвала соперницу на дуэль. При этом битва непременно должна была состояться на ногтях.
Дамы пришли в дом к композитору, видимо чтобы «подлец» знал, из-за кого весь сыр-бор, заперлись в комнате и начали драть друг другу волосы и полосовать лица остро отточенными ногтями. Неизвестно, насколько сильно они друг друга травмировали, но после закончившейся вничью драки, Жорж Санд решила прекратить дружбу с Листом. Очевидно, потому-что оно того не стоило.
В дуэлях есть место храбрости, мужеству, стойкости, а также подлости и обману, крови и трагедии. Но, как мы убедились из этих историй, природа людей такова, что они даже в вопрос жизни и смерти способны привнести немалую долю идиотизма.
Охота на слонов: история и современность
30 августа 1973 года в Кении полностью запретили охоту на слонов — из-за добычи слоновой кости их становилось все меньше. Diletant.media вспоминает драматическую историю сосуществования людей и этих великанов.
Уничтожив мамонтов, люди принялись за слонов. Бивни африканского слона — так называемая слоновая кость — издавна ценились на вес золота. До появления в Африке белого человека слонов добывали немного, поскольку охота на них была очень трудна и опасна. С приходом европейцев, вооруженных мощными ружьями, развернулась настоящая бойня. Слоновая кость приносила баснословные доходы. Из нее делали обложки для книг, ювелирные изделия, вырезали статуэтки религиозного или жанрового характера. Даже Александр Сергеевич Пушкин упоминает слоновую кость в своей «Сказке о царе Салтане»:
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
Кстати, о царях: трон Ивана Грозного целиком покрыт резными пластинками из слоновой кости. Он был сделан в 1547 году. А может быть, и раньше: предполагается, что его в Москву привезла Софья Палеолог — вторая жена Ивана III и племянница последнего византийского императора.
Трон Ивана Грозного
В конце XIX века и вплоть до 30-х годов XX века из Африки ежегодно вывозились бивни более чем от 40 тыс. слонов. К 1880 году, когда торговля слоновой костью достигла максимума, ежегодно от рук охотников погибало 60 — 70 тыс. животных. В 20-х годах XX века во всем мире ежегодно использовали для различных поделок около 600 тыс. кг слоновой кости. Еще в 1925 году в Германии насчитывалось свыше 2200 человек, считавших обработку слоновой кости своим основным занятием. Конечно, такое масштабное уничтожение не могло не сказаться на популяции этих уникальных животных.
В 1933 году в Лондоне была заключена конвенция по охране фауны Африки. На значительных территориях была полностью прекращена промысловая добыча слонов, для охраны животных была создана сеть национальных парков. Позже, в 1965 — 1968 годах, была подготовлена новая, всеобъемлющая Африканская конвенция по охране природы и природных ресурсов, подписанная 38 африканскими государствами и вступившая в силу в июле 1969 года.
Снижение интенсивности добычи слонов в 1930 — 1950 годах наряду с созданием крупных национальных парков и резерватов положительно сказалось на численности животных. В некоторых районах, где слонов считали исчезнувшими, они появились вновь. К тому же в 1940-х годах благодаря развитию производства пластмасс спрос на слоновую кость заметно упал.
Аборигены со слоновьими клыками. Дар-эс-Салам, около 1900 года
Однако в 70-е годы прошлого века на фоне мирового нефтяного кризиса он снова резко вырос. При цене в десятки долларов за фунт слонового бивня один убитый слон приносил куда больше денег, чем годы тяжелого крестьянского труда. Как следствие, браконьерство приняло широкие масштабы. С 1970 по 1980 год численность африканских слонов сократилась с 1,2 млн до 550 тыс. На сленге браконьерсов слонов стали называть «ходячими сейфами», а автомат Калашникова — «чековой книжкой».
Однако положение обострилось в 1997 году, после того как конференция участников СИТЕС в Хараре приняла драматическое решение разрешить поставку в Японию 59 т слоновых бивней из Намибии, Зимбабве, Ботсваны. Немедленно в этих странах было обнаружено множество трупов слонов с вырубленными бивнями. Расчет был сделан на то, что ни один эксперт не сможет отличить бивень слона, убитого браконьерами, от бивня слона, отстреленного по квоте.
Туши 22 слонов, убитых браконьерами с вертолета. Национальный парк Гарамба, Демократическая Республика Конго
Борьба с браконьерством приняла ожесточенный характер. В Зимбабве, например, за убийство слона и сегодня грозит 15 лет тюрьмы, а в некоторых странах рейнджерам, встретившим в саванне вооруженных браконьеров, разрешено без предупреждения открывать огонь.
Слоны приветствуют друг друга
Однако численности слонов угрожают не только браконьеры, но и хозяйственная деятельность человека. Все больше и больше территорий занимаются под хозяйственные нужды, передвижение животных ограничивается только территорией национальных парков. Если в естественных условиях для пропитания одного взрослого слона требуется растительность с площади около 5 кв. км, то в условиях национальных парков на одного слона приходится всего 1 кв. км. Травяной покров не успевает восстанавливаться. Нередко чтобы добраться до верхних веток, слоны валят деревья, сдирают кору со стволов. Там, где лесная растительность деградирует, быстро развиваются заросли колючего кустарника либо злаковые степи, совершенно не пригодные для лесных животных, да и для самих слонов.
Все это диктует необходимость сокращения численности слонов и проведения их плановых отстрелов. Так что охота на слонов существует и сегодня, в виде браконьерства и лицензионного отстрела.