в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Что такое вальдорфская школа. Принципы вальдорфской педагогики

Альтернативные учебные методики все чаще приходят сегодня на смену стандартизированным и унифицированным принципам школьного образования. И вальдорфская педагогика – одна из таких образовательных технологий. Она привлекает отсутствием оценок, индивидуальным планом обучения каждого ученика, развитием творческих способностей ребенка.

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Содержание:

Что такое вальдорфская школа

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика родилась в самом начале ХХ-го столетия, а название свое она получила от одноименной немецкой табачной компании – сотрудники предприятия жаловались, что образование их детей далеко от идеального. По их мнению, упор в учебе делался на зазубривании материала, а другим аспектам, например, творческим или развитию логического мышления, педагоги внимания не уделяли.

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Собственник компании решил разработать совершенно новые принципы образования, направленные на развитие лучших качеств у учеников. Воплотить идею в жизнь взялся педагог из Австрии Рудольф Штайнер, и в 1919 году была открыта первая школа с его методикой преподавания. Сначала в ней учились только дети сотрудников табачной фабрики, но уже через несколько лет подобные учебные заведения широко распространились не только в Германии, но и за ее пределами.

Сегодня в мире открыто более тысячи вальдорфских школ (из них почти два десятка – в России) и около двух тысяч детских садов, работающих на основе этой педагогической методике. В нашей стране существуют также частные вальдорфские дошкольные студии.

Суть вальдорфского образования

Основной идеей методики стала возможность предоставить ученику все пути для развития его способностей. Причем процесс обучения должен проходить в комфортной обстановке, ученик не испытывает страха или иного стресса и не ожидает от учителя никакой оценки знаний (как положительной, так и отрицательной). Кроме собственно школьной программы, большое внимание вальдорфская методика уделяет воспитанию нравственности и других положительных качеств человека: гуманности, доверия, сочувствия, взаимоуважения.

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Ранее начало обучения в вальдорфской школе не приветствуется. Сначала ученик должен в нужной степени созреть эмоционально и только потом можно начинать его учить чему-то и интеллектуально развивать. В любом учебном заведении, работающем по такой методике, царит доброжелательность, а ребенок сам выбирает наиболее привлекательные для него предметы, причем преимущественно гуманитарные.

Принципы вальдорфской педагогики

Учебники в вальдорфских школах тоже отсутствуют, носителем знаний в них выступает учитель. В средних классах на уроках начинают появляться рабочие тетради, словари и атласы, а в старших – специальная литература, причем в одном классе дети могут заниматься по разным книгам.

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Кроме того, обязательно учитываются особенности детской физиологии, в частности, этапы созревания мозга. Первые несколько лет обучения дети занимаются преимущественно рисованием, устной литературой, музыкой, эвритмией Позже акцент смещается на творчество, постановку спектаклей и перформансов для более активного развития абстрактного мышления. И только старшеклассникам начинают преподавать академические дисциплины. Последние годы обучения обязательно содержат в программе производственную (ремесленную) и социальную практику. Последняя организуется в медицинских учреждениях, домах престарелых и других подобных заведениях.

Оценки в вальдорфской школе выставляются только тем ученикам, которые планируют переходить на обучение в традиционное учебное заведение. У остальных выполненные работы преподаватель только анализирует, указывает сильные и слабые стороны, экзамены дети не сдают. В конце четверти или учебного года каждый ребенок получает от воспитателя подробную письменную характеристику своей деятельности.

Если на текущем этапе ученик не может овладеть знаниями в полной мере, или если предмет вызывает у него отторжение, он временно переключается на другие дисциплины.

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Также среди особенностей вальдорфской методики – акцентирование на народном творчестве и культуре. Важную роль играют сюжетно-ролевые постановки – они помогают детям научиться общаться. Обязательно в учебной программе присутствуют занятия, подчеркивающие связь человека с природой: ученики ухаживают за животными и растениями, немало времени проводят на свежем воздухе. В школьной программе обязательно присутствует рукоделие.

Ритм обучения при вальдорфском преподавании – циклический: спокойная деятельность сменяет активную и наоборот, а общение преподавателей с ребенком строится с учетом темперамента последнего и особенностей его восприятия окружающей действительности (визуал он или кинестик, к примеру) и общем типе психики (мыслитель или творец). Важна вовлеченность родителей и других членов семьи: школа организовывает совместные праздники и другие мероприятия.

Плюсы и минусы системы

Среди преимуществ методики – максимально комфортная обстановка при обучении и отсутствие стресса от отметок. Ребенок всесторонне развивает свои творческие способности, а в целом итогом обучения станет масса положительных личностных качеств, позитивный взгляд на мир. Ему на углубленном уровне преподаются гуманитарные дисциплины и ремесла по выбору.

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Однако методика имеет не только достоинства, но и недостатки:

Перейти в младших классах из вальдорфской школы в обычную нелегко: к примеру, до третьего класса там ученики пишут преимущественно только печатными буквами. Кроме того, выпускники этой альтернативной школы, испытывают страх перед экзаменами, так как в процессе своего обучения они с ними не сталкивались.

Кому подойдет методика

Поступление в вальдорфскую школу – отличный вариант для ребенка из семьи, которой близки основы учения Рудольфа Штайнера, среди которых спокойное отношение к материальным благам, уважение к народной культуре, любовь к искусству. Но надо понимать, что детям, склонным к математике, физике и другим точным наукам, такая педагогика может не подойти.

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Выбор методики обучения в пользу вальдорфской должен быть продуманным. Предварительно стоит изучить ее основы и опыт других учащихся, не лишним будет заранее познакомиться с педагогом и только после того, как будут взвешены все «за» и «против», принимать окончательное решение.

Источник

Вальдорфская педагогика: что это и кому подойдёт

Расскажем об особенностях и ключевых преимуществах вальдорфской методики образования.

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

В нашей стране всё больше родителей и детей проявляют интерес к обучению по системе вальдорфской педагогики, которая привлекает безоценочностью, построением индивидуального маршрута обучения и развитием творческого потенциала ребёнка.

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребёнку развиваться в своём темпе.

Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. Они считали, что основой обучения было зазубривание материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось.

Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Он приступил к разработке первой программы вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников фабрики. А позже вальдорфские школы стали популярны в стране и далеко за её пределами.

Суть вальдорфского метода

Основная идея вальдорфской методики воспитания — ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий.

В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не за партой от звонка до звонка.

Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, которая располагает, чтобы ребёнок сам выбирает, что ему интересно. Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания.

Плюсы системы

Минусы системы

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школав какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школаПопробовать бесплатно

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школаПосмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Звонок по России бесплатный

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Смотреть картинку в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Картинка про в какой стране была открыта первая вальдорфская школа. Фото в какой стране была открыта первая вальдорфская школа

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Вальдорфская школа: рассказ мамы

С точки зрения вальдорфской педагогики музыка, пение, живопись, искусство художественного движения (эвритмия) равноценны точным наукам: математике, физике, биологии. Изучение иностранного языка начинается с простейшего диалога или стихотворения, а уроки физики с наглядного эксперимента по электричеству или магнетизму. Ход урока определяется не образовательной программой, а личностью учителя и интересом учеников. От педагога в вальдорфской начальной школе требуются не только знания по общеобразовательным предметам, но и навыки в различных техниках рисования и музыкальная подготовка. Еще одной особенностью является отсутствие оценок, что сводит на нет пагубную конкуренцию и ликвидирует стресс в процессе свободного развития ребенка.

Конечно, обучение от частного к общему придумал не Рудольф Штейнер. Принцип наглядности, предполагающий усвоение знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, сформулировал еще Ян Амос Коменский в XVII веке, назвав его золотым правилом обучения.

Рассказ мамы о вальдорфской школе в Германии

Кроме того, очень привлекала программа для первого класса, включающая английский и французский языки, музыку, эуритмию, ручной труд (где дети учатся вязать!), рисование, спорт.

Что требуется от родителей

Так вот я, при своей недобросовестности, всего лишь должна была ежемесячно посещать родительские собрания, участвовать в мытье и ремонте школы (на второй год меня просто обязали еженедельно мыть школьную кухню), работе в саду, являться на многочисленные общешкольные мероприятия и беседы с учительницей. От этого отказаться уже невозможно. Для настоящих родителей-антропософов еще постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии, всевозможные курсы, еще существует детский кукольный театр (мы одно время туда ходили с младшей) и прочее, и прочее. Кроме этого, учительница за год дважды посещала нашу квартиру, и еще раз нас посетила учительница труда. И два раза нас вызывали на личную беседу.

Все это преследует одну цель, которую учительница (фрау Николай) высказала вполне откровенно: «Обстановка для ребенка дома и в школе не должна различаться. Дома вы должны создать ребенку похожую обстановку, чтобы в школе он не погружался в совершенно новый, чужой ему мир».

Но это им и не нужно! Они живут совсем другим.

Как живут антропософы

Я была в домах нескольких школьных приятелей сына. Обстановка в них резко отличается от обычной.

Я и сама никогда не смотрю телевизор и против того, чтобы дети бесконтрольно пользовались компьютером. Тем более, это вредно для нашего сына. Мы даже с некоторым облегчением отказались от телевизора и выкинули все компьютерные игры. Но от нормальных игрушек мы так и не отказались. увы. И вообще, конечно, обстановка у нас дома не очень «духовная». Недостаточно духовная для этой школы.

У антропософов много детей

Я ходила с дочкой одно время в группу для малышей. Нас было пять мам, в основном, начинающие антропософки (по 1-2 ребенка). Так вот, две мамы из пяти были одинокими, и одна как раз разводилась.

По крайней мере, такое впечатление складывается из общения с этими семьями.

Как правильно воспитывать

Наш сын, как многие дети в Германии, увлечен покемонами. Причем компьютера у него не было, но он достал где-то детские журналы, выучил всех покемонов наизусть. Родственники подарили ему календарь с покемонами, и он повесил этот календарь у себя в детской. Учительница, конечно, это увидела и потом в школе от него требовала, чтобы он этот календарь снял. Специально подарила нам картину (полуабстрактную, с неким ангелом), чтобы мы повесили ее вместо календаря. Сын в свои семь лет еще не научился врать, и делился со мной мучительными сомнениями: «Я не хочу снимать календарь, а фрау Николай меня спросит опять, снял ли я его…». К счастью, фрау Николай об этом календаре вскоре забыла.

Мне не нравятся эти покемоны, но я считаю, что уж совсем зверского давления на ребенка быть не должно. Я стараюсь увлечь его чем-то более полезным. Отец вырезал вместе с ним «Пикачу» из фанеры. а дочке подарили плюшевого «Пикачу», и она его кормит, возит в коляске и укладывает спать. В конце концов, у нас тоже был Чебурашка. Если это в меру, я не считаю нужным идти на принципиальный конфликт с ребенком.

Борьба с покемонами

У других детей ситуация еще серьезнее.

К Кристику часто ходили школьные друзья. Как-то пришел его приятель Маркус, они закрылись в детской и тихо сидели несколько часов. Мельком я увидела, что они играют на маленьком компьютере «Гэйм-бой».

— Ой, мама, только не говори ничего родителям Маркуса! Он взял этот компьютер у своего друга и пришел поиграть ко мне. Дома ему нельзя играть.

Заметьте, Маркусу семь лет! Если в этом возрасте у него такие секреты от родителей, то что будет в тринадцать? В семнадцать?

К примеру, мой сын не мог закрыть футляр для флейты. Она выставила его из класса и велела не возвращаться, пока он сам не закроет футляр. В классе постоянно призывала высмеивать моего сына за то, что у него что-то не получается. К счастью, моего Кристика в то время еще мало волновали насмешки. Если бы он умел обижаться, как нормальные дети, не знаю, во что бы это вылилось.

Как проходят уроки в вальдорфской школе

Вначале все это смотрится даже мило. Правда, такое ощущение, что дети работают, как заведенные. Но по сравнению с нашими школами, где пол-урока можно было бездельничать. может, это и лучше. Однако у детей растет нервное напряжение.

Не позволять расслабляться

К концу первого класса, видя, что попытки вовлечения нас в антропософскую атмосферу не удаются, учительница перешла к более решительным действиям.

Она провела с нами беседу следующего содержания.

Когда мы вышли из школы, волосы у моего мужа стояли дыбом. Он впал в полное отчаяние. К счастью, я тогда уже рассталась с эзотерическими иллюзиями, и к словам учительницы отнеслась с прохладцей.

А было от чего впасть в отчаяние! Я пересказала только содержание речи, но не интонации, и не языковые нюансы (говорилось все же по-немецки). Но даже и по содержанию видно:

Повторяю, я слушала учительницу, уже понимая все про эти пять пунктов. С иронией. И постаралась успокоить мужа.

О врачах

Атмосфера домашнего уюта

Об эффективности вальдорфского образования

Я знала и раньше, что дипломы частных школ в Германии не признаются. То есть чтобы получить обычный диплом, позволяющий поступить хоть в какое-нибудь учебное заведение дальше (хоть на слесаря), мой сын должен будет пересдать кучу экзаменов. Правда, я подумала уже о том, что если в семь лет я могу заставить его заниматься, то будет ли у меня такой же контроль над ним в восемьнадцать лет? В этом возрасте дети зачастую уходят из дома, и тут никакая полиция не поможет. Так хоть у него был бы нормальный диплом! Но я утешала себя тем, что после четвертого класса отдам его в обычную школу.

Заключительный концерт в конце первого класса я смотрела уже другими глазами. Да, когда второклассники хором читают стихотворение по-английски, это впечатляет. Такое ощущение, что они действительно знают язык. Но когда тебе известно, что язык они не знают, а стихотворение это долбят уже полгода ежедневно, к тому же хором. Впечатление уже другое.

Чему-то учат. Во втором классе мы решили переводить сына в обычную государственнную школу. Хорошо, что я догадалась заранее взять программу!

Отношение обычных немцев к таким школам

О религии в вальдорфской школе

В детской группе праздновали день рождения моей дочери (4 года). Воспитательница рассказала: «четыре года назад к маме прилетела крошечная звездочка и сказала: «Меня зовут Алина». И превратилась в хорошенькую девочку». Потом я узнала, что это обычная антропософская легенда. Все это хорошо, но маленькие дети и так с большим трудом умеют отделять выдумку от действительности. Для нас это звучит мило, а дети и в самом деле в это верят.

Нет ничего дороже для родителей, чем жизнь и счастье собственного ребенка. Так хочется, чтобы он получил особенно хорошее образование, хочется дать ему что-то необычное в жизни. И вот, пользуясь этим естественным родительским чувством, антропософы зазывают людей в свои школы. Теперь еще и в России. Но если в Германии антропософия занимает давно отдельную нишу, люди из этой секты отделены от окружающего мира, и «нормальные» дети редко попадают в такие школы, то в России нет антропософской традиции, и в эти школы набирают обычных детей. Даже если родители не являются христианами, даже если они сами эзотерики, я советовала бы всем очень хорошо подумать, прежде чем отдавать ребенка именно в вальдорфскую школу. Учитывая все вышеизложенное.

Источник

Вальдорфская система.

Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении
к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и
укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой
жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе
закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде
базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа
пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость,
инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство
ответственности.
Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира,
общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета,
развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него.
Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать
индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения,
накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут
быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что
программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей
человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и
междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.
Преподавание в вальдофских школах основано на принципах
преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный
период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и
тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и
поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого
отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под
наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности
своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить
в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие
возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить
преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный
опыт.
В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен
проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских
школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные
достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя
действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами
мира.
Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная
с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный
взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные
области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между
явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов
с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до
трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как
география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам,
питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения,
который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе.
Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе
в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами
искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.
В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины
и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще
нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие,
сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению
добра и зла. Вальдофские школы, опираясь на сотрудничество с родителями,
сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на
то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и его всех обитателей. В этом
смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по
истине экологическим.
Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные
самоуправляющиеся учебные организации. В Великобритании они сотрудничают
друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие
международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут
учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе
нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители,
учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной
целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся.
Такая организация — не только модель общины, совместно заботящейся о благе
учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех
лиц, заинтересованных в процветании школы.
«Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человек, чтобы наилучшим
образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос
по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это
единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и
направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его
может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое
поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть
предшествующее»
Рудольф Штейнер

Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики

Рудольф Штайнер (1861—1925), без сомнения, является одним из
интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он —
редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете, все значение которых
было им впервые открыто и сделано плодотворным для культуры; автор
значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель
антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны
мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре,
театральном искусстве, создано новое искусство движения — эвритмия;
основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером
экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни
положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и
банков; наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике
и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с
широким распространением педагогических учреждений — прежде всего детских
садов и школ — работающих на основе созданной им педагогики. Учение и
обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

Возникновение вальдорфская педагогика, идеи лежащие в ее основе и почему
она актуальна для России XXI века?

Напомним, что школьная система ФРГ все еще, — как и в начале века —
подразделена на народную, реальную школу и гимназию. Похожую школьную
систему имели и мы в России до революции. Такое деление уже давно не
оправдывает себя. Однако благодаря негибкости бюрократического аппарата
школьного управления эта система сохраняется до сих пор, хотя и
подвергается резкой критике в течение последних 20 лет. В настоящее время в
Германии бурно обсуждается кризис традиционной государственной
образовательной системы. Об этом пишут в газетах, журналах, говорят по
радио и телевидению. Приведу итоговую цитату комиссии по образованию
бундестага: «Система образования ФРГ не соответствует современному
состоянию общественного развития, несмотря на некоторые частичные реформы и
отдельные корректуры. Она не вносит свой вклад в осуществление всеобщего
права граждан на образование, не соответствует требованиям модернизации и
демократизации». Ведущая идея предполагаемых реформ — идея единой
общеобразовательной школы, отвечающей как индивидуальным запросам ребенка,
так и задачам социализации и профессиональной ориентации, соединяющей
народную, реальную школу и гимназию в интегрированную модель. (Заметим, что
эта идея разделяется, конечно, не всеми. Существуют и другие предложения.)
Кроме этого, осознана необходимость принципа автономии образовательных
учреждений, о котором Штайнер говорил еще в 1919 году как о непременном
условии здорового существования любой современной школы. (Принцип автономии
— один из принципов государственной школьной политики в нашей стране, что
следует всячески приветствовать.)
Оказалось однако что идею такого общего интегрированного образования,
несмотря на все усилия, не так-то легко осуществить как в концепции, так и
на практике. Так, еще в 1949 году, в год 30-летнего юбилея первой
вальдорфской школы, министр культуры земли Штуттгарт Теодор Бойерле назвал
вальдорфскую школу «единственной из известных мне в Германии истинной,
действительно единой школой». Именно поэтому в 1969 году министр культуры
Баден Вюртенберга г-н Хан, указал на то, что «педагогическая работа
вальдорфских школ за последние 50 лет предвосхитила многие существенные
вопросы реформы образования сегодняшнего дня». В настоящее время в связи с
упомянутым выше кризисом государственной системы образования по инициативе
ряда ведущих профессоров Германии образована рабочая группа, состоящая из
представителей официальной государственной педагогической науки и
вальдорфских педагогов и ученых. Темой этого рабочего круга являются острые
проблемы, стоящие перед современным обществом и школой. При этом
вальдорфская педагогика, которая в настоящее время включает в себя и
дошкольные учреждения, и специальные средние и высшие учебные заведения,
рассматривается как ценнейший источник педагогических инноваций для
государственной системы образования.
Один из инициаторов и активных участников этой рабочей группы, проф.
Паулиг, более двадцати лет проработавший в системе образования ФРГ
последовательно учителем, директором школы и последние десять лет — в
органах управления, в своей интересной брошюре «Значение вальдорфских школ
для системы общего образования Федеративной Республики» пишет: «Каждая
государственная нормативная школа от младшей школы до гимназии, также
каждое профессиональное училище — я имею ввиду учителей и руководителей
этих учебных заведений — может бесконечно многому научиться у вальдорфских
школ и учителей». К этому выводу он пришел на основе конкретных наблюдений:
как представитель органов управления он в течение ряда лет наблюдал работу
около десяти вальдорфских школ Германии и Швейцарии.
Повышенному интересу к работе вальдорфских школ способствовала еще и
публикация ряда материалов — исследований биографий бывших вальдорфских
учеников (серия «Исследования к реформе образования N 15», «Образовательный
успех в свете образовательных биографий», 1988 г.), проведенных
независимыми экспертами. Результаты этих исследований оказались достаточно
неожиданными и ярко продемонстрировали реальные плоды вальдорфской
педагогики для всей последующей жизни человека. Также и с точки зрения
рынка труда широкое общее образование, охватывающее «голову, сердце и руки»
оказалось весьма эффективным: «Казавшаяся еще недавно «оторванной от
реальной жизни» педагогическая практика вальдорфских школ благодаря
развитию новых технологий, экологической проблематике, изменениям в
организации труда, постоянным смещениям квалификационных потребностей на
рынке труда оценивается в настоящее время, как удивительно современная».
(Герхард Герц, «Вальдорфская педагогика как инновационный импульс», Бельц-
ферлаг, 1994). Особое внимание участников этой рабочей группы посвящено
экологическому и социальному воспитанию в школе, новым формам школьного
управления и самоуправления, а также методике и дидактике преподавания
естественных наук.
Из сказанного выше видно, почему знакомство с такими педагогическими
системами, как вальдорфская школа, представляются актуальными для нашей
страны в настоящее время. Наша традиционная государственная школа, школа по
преимуществу знаниевая, в условиях которой ученик, чтобы выжить и быть
успешным, должен подчинить свои лучшие годы, период становления, совершенно
абстрактным требованиям обеспечения так называемого «уровня» знаний,
которые будут забыты им через несколько дней после экзаменов. В то же время
другие значимые для любого отдельного человека и для здоровой жизни
общества стороны личности остаются совершенно без внимания. Это в конечном
итоге просто опасно для общества, особенно в эпоху социальной
нестабильности и нарастающего хаоса. Но как объединить старую идею
знаниевого образования и новую идею общечеловеческого? Каков должен быть
дальнейший вектор развития школьной системы? Может быть, классическая
гимназия с греческим и латынью — вот перспективный путь? Или ориентация на
узкопрофессиональную подготовку? На Западе все это уже проходили, и я
думаю, что мудрый учится на ошибках других, чтобы меньше ошибаться самому.

Дальнейшее образование выпускников вальдорфских школ.

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении
вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных
знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую
школу или университет. Да, в ребенке сохраняется непосредственность,
«детскость», да он будет «учиться без страха». Но что касается уровня
знаний. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на
Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не
декларирует подготовку в вуз как свою главную цель. На детей не оказывается
никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это
создает общую атмосферу, в которой ребенку «хорошо». Как правило, дети
любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в
таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в
университет, которую следует начинать уже чуть ли не с детсада. Таково
общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и
родителей.
Однако опыт вальдорфских школ показывает — и в этом опять-таки ее
актуальность для нашего времени, — что это не более чем наше предубеждение.
Так, согласно статистическим данным, количество абитуриентов, успешно
сдавших госэкзамен на поступление в университет, в вальдорфских школах
составляло в процентном отношении к общему числу выпускников в 92, 93, 94
годах соответственно 48,5%, 49,1%, 47,5%. Для сравнения приведу данные по
тем же годам для выпускников госшкол и гимназий: 24,0%, 23,7%, 23,4%. В
этом году, по показателю экзаменов в университет земли Баден-Вюртенберг,
один вальдорфский класс штуттгартской школы занял второе место, а в Берлине
— первое. Для того, чтобы правильно оценить значение этих данных, следует
учесть, что в вальдорфских школах отсутствует селекция (отбор), что туда
попадает повышенное число проблемных детей, а также то, что
целенаправленной подготовки в вуз действительно не проводится. Госэкзамен
на поступление в университет — абитур — школьники сдают добровольно,
проучившись дополнительный тринадцатый год, как это предусмотрено школьной
системой Германии (Общее образование — 12 лет, плюс один год для абитура).
Приведенная выше статистика прочно держится на протяжении более десятка лет
и характерна и для 80-х годов. К сожалению, у меня нет данных по 60 и 70-м
годам, но в целом, я полагаю, тенденция достаточно очевидна. В литературе
также отмечается, что большое количество вальдорфских учеников получают
двойную квалификацию. Например, сдав по окончании школы экзамен реальной
школы, дающий право на получение высшего специального образования, или
получив диплом по специальности — в некоторых вальдорфских школах
интегрирована подготовка по специальности, — ученик сдает потом еще и
абитур. Число таких двойных квалификаций довольно велико и в
вышеприведенных данных не учитывается. Этот факт приводит в недоумение
многих педагогов традиционного типа: в школе вроде бы «ничему не учат», а
на выходе результаты достигаются выше среднего. Как объяснит это? Это может
быть темой отдельной большой статьи. Здесь скажу лишь одно, что
вальдорфская школа формирует у детей мотивацию учиться. Дети учатся с
удовольствием. Как правило, пресыщения школой не наступает (есть,
безусловно, и исключения). Для выпускников вальдорфских школ Швеции вообще
не требуется никаких дополнительных госэкзаменов. В Швеции репутация
вальдорфских школ очень высока, и для выпускника школы достаточного
диплома, выданного самой школой для поступления в университет.
В наших российских условиях вальдорфские школы существуют менее
десяти лет, и старшее звено еще только формируется. Однако в московской
школе несколько учеников для пробы сил сдавали в этом году экзамены в
другие престижные школы и поступили все. Двое перешли в эти школы.
Остальные остались в своей. Недавно я беседовал с мамой мальчика, которая
забрала своего ребенка из московской школы и перевела в школу рядом с
домом. Она очень благодарна школе за все, что получил там ее сын. Но
интересно вот что: согласно ее рассказу учителя школы, в которой учится ее
сын, говорят, что он — единственный ученик в классе, который хочет учиться
и учится с удовольствием.

Правовой статус вальдорских школ

Система образования Германии в политическом смысле определяется
несколькими противоречивыми чертами. С одной стороны, это опыт Третьего
Рейха: после преодоления фашизма перед государством была поставлена задача
воспрепятствовать законодательными средствами тому, чтобы система
образования, управляемая централизованно, могла стать средством
индоктринации и политического влияния правящих политических партий, в
результате чего была создана система образования с подчинением на уровне
субъектов федераций (земель). Децентрализация государственной системы
образования была выдвинута как непременное условие нового немецкого
государства. Помимо государственной школьной системы, Основной Закон ФРГ
(новая Конституция) в статье 7, касающемся школьной системы (разделы 4 и 5)
предусматривает еще и школы, возникшие по инициативе граждан. Интересно,
что при формулировке Основного Закона, касающегося права граждан основывать
негосударственные школы, законодателями Германии была упомянута «пионерская
работа вальдорфских и других реформ-школ». Согласно определению закона
задачей «частных» школ является удовлетворение особых педагогических
интересов, например, религиозных общин. Школа получает разрешение на свою
работу только в случае признания, что она удовлетворяет эти «особые
педагогические интересы», не удовлетворяемые госшколами.
Такое определение закона, а также обозначение свободных школ как
«частных» вызывает протест со стороны свободных школ, которые не преследуют
никаких «частных» интересов. И здесь мы касаемся другой стороны системы
образования ФРГ, отмечаемой в литературе — ее крайней заорганизованности и
бюрократизации, являющейся одной из причин упомянутого выше педагогического
кризиса.
Таким образом, в ФРГ существует, помимо государственной системы
образования система свободных — мы бы их назвали общественными — школ. Но
по сути это общественно-государственные школы, так как все они во-первых,
финансируются государством (до 80%), во вторых — подлежат государственному
контролю и аттестации. Все свободные школы, в свою очередь делятся на
мировоззренческие (в первую очередь католические и протестантские школы) и
школы с особым педагогическим профилем, к которым относят вальдорфские
школы, школы Монтессори и др. Итак, вальдорфские школы — это общественно-
государственные школы с особым педагогическим профилем.
В настоящее время в ФРГ существует 165 вальдорфских школ с общим
числом учащихся свыше 68 500. Требование школьной автономии не является для
вальдорфских школ каким-то диссидентским политическим лозунгом. Оно есть
требование, выдвигаемое по чисто педагогическим мотивам: развитие
индивидуальности ребенка, важнейшей частью которого является развитие
социальных качеств и чувства ответственности, может быть успешным лишь при
непосредственной человеческой встрече между учителем и учениками. Если
учитель — профессионал своего дела, то он не может руководствоваться при
работе с конкретными детьми даваемыми ему извне инструкциями, носящими с
необходимостью общий и принципиальный характер. Представим себе специалиста-
врача, лишенного права поступать на основе своей врачебной компетенции и
совести, когда решения о той или иной терапии принимались бы не консилиумом
врачей (аналогия с вальдорфской педагогической коллегией), но работниками
управления министерства здравоохранения или же директором и администрацией
больницы!
Как я уже упоминал выше, многие инновации, опробованные в
вальдорфских школах, принимаются в государственную школьную систему
Германии. В Швейцарии, в кантоне Берн, рядом государственных школ была
воспринята вальдорфская модель целиком. Год назад, в городе Зиген земли
Нордрайнвестфален открылся муниципальный вальдорфский детский сад. Город
выделил для этой гражданской инициативы шикарный особняк начала века.
Вальдорфский детский сад Зигена — прекрасный пример сотрудничества
конкретных граждан и муниципальных властей.

Религиозное воспитание в вальдорфской школе

Большая часть вальдорфских родителей — католики и протестанты.
Соответственно преподавание религии осуществляется представителями этих
церковных общин по собственному учебному плану, разрабатываемому и
утверждаемому в соответствующих церквях. Есть дети, не принадлежащие ни к
какой конфессии. Им школа предлагает особый курс «свободного христианского
воспитания», так как, по убеждению вальдорфских учителей, религиозное
воспитание не должно целиком отсутствовать в образовании человека. В нем
речь идет, прежде всего, о воспитании «благодарности ко всему, что дается
человеку», благоговения перед Божиим Творением, каковым является весь
окружающий нас видимый мир. Способности на такие чувства есть высшее
проявление человеческого. Кроме этого, детей знакомят с Библией, Евангелием
и религиозной историей человечества. При этом, прежде всего речь идет не о
толкованиях последних, а также не о научной библеистике, но о знакомстве с
самим Священным Писанием и его духом. Курс «свободного христианского
воспитания» — дополнительный и проводится по желанию родителей. В России в
связи с законодательно закрепленным принципом светскости образования
религия в вальдорфских школах не преподается.

Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре
перестройки. Потом — многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов,
основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с
дипломами (1991 г). По иронии судьбы самая первая вальдорфская школа
«Семейный лад», открывшаяся в Москве в 1990 году, возникла по инициативе
православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась
тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее. Ирина Никитина — не
единственный православный вальдорфский учитель. Это интересно отметить
потому, что критику в адрес вальдорфской школы можно часто слышать именно
со стороны некоторых представителей Православной Церкви.
В настоящее время вальдорфские школы, детские сады и педагогические
инициативы существуют во многих городах нашей страны. В Москве известны по
крайней мере четыре школы, одна из которых большая, хорошо оборудованная
школа со стабильным финансовым положением — школа N 1060 в Стремяном
переулке, рядом с метро Серпуховская. В 1991 г. Московский Департамент
выделил для осуществления опытного совместного проекта старое, требующее
ремонта здание, которое было отремонтировано на средства из добровольных
пожертвований, полученных из Германии. Другие школы — маленькие, как
правило, без собственных помещений. Родители вынуждены платить большие
деньги на содержание школы, что, конечно, существенно препятствует росту и
нормальному развитию школ. Школы работают в режиме постоянного острого
финансового дефицита. Кроме этого, есть несколько (около пяти) детских
садов. Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские сады существуют в Санкт-
Петербурге (4), Ярославле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани (2), Самаре,
Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске, Смоленске, Одессе,
Днепропетровске. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так
давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ
России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей,
разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед
общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в
стране является пусть скромным, но все же заметным инновационным движением.

Отношение органов управления образованием к вальдорфским школам на местах

Что касается отношений с властями, то лучше всего известна ситуация в
Москве. Насколько я знаю, отношение к московским школам со стороны
Департамента вполне позитивное, во всяком случае, неизвестны случаи каких-
либо осложнений и конфликтов. В прошлом году школа «Святой Гергий»,
работавшая в помещениях детского клуба с очень сложными детьми и
практически без зарплаты, получила свое помещение. Финансовое положение
школы и до сих пор катастрофическое, но хоть есть крыша над головой.
Особый вопрос — это вопрос аттестации. В состоянии ли вальдорфская
школа обеспечить минимум соответствия требованиям государственных
стандартов? Сразу скажу, что поставленный так вопрос очень абстрактен. Ведь
часто в вальдорфские школы приходят дети, которые по тем или иным причинам
не справлялись с нагрузкой в государственной школе. В вальдорфской школе
они получают шанс, и опыт показывает — об этом можно прочесть и в
упомянутом мной выше исследовании биографий вальдорфских учеников,
проведенном в Германии, — что такие дети к концу обучения очень часто
выходят на весьма высокий уровень. В государственных школах, нацеленных на
достижения прежде всего формальных результатов, это было бы невозможно, что
подтверждается во многих беседах с родителями, которые мне довелось вести
как в Германии, так и у нас. Сложнее с родителями, у которых все в порядке.
Им кажется, что их дети развиваются слишком медленно. Здесь следует
сказать, что согласно «вальдорфской концепции» в возрасте начальной и
средней школы в человеке формируются более глубокие пласты и уровни
личности, которые мы называем «психологическим здоровьем», и на передний
план должны выступать не формальные требования к знаниям — это будет позже,
в старшем звене, — а человеческие отношения с учителем, общее самочувствие
ребенка в школе, атмосфера в школе, а также особая организация
преподавания, которая должна способствовать закладке этого уровня здоровья
(мы различаем три уровня здоровья) к которому относится и закладка
глубинных нравственных ценностей. Все это очень трудно формализовать,
оценить в цифрах и графиках. От того, как учитель стоит на уроке, как он
говорит, как он относится ко всему, что делает, зависит в дальнейшей жизни
человека — сегодняшнего ученика — гораздо больше, чем может показаться на
первый взгляд. Все это идет в подсознание, в более глубокие уровни, в то
время как чисто внешние знания скоро после экзаменов забываются и в
сущности мало нужны человеку в жизни. Этот подход, ставящий более широкие
человеческие задачи перед школой и являющийся ни чем иным, как практической
реализацией принципов гуманизации образования, и составляет специфику
вальдорфского учебного процесса. Хотя идея стандартов и связанная с ними
возможность некоторой школьной автономии и являются прогрессивной по
сравнению с традиционным подходом, который был принят у нас раньше, но они
нуждаются в дальнейшем совершенствовании и конкретизации в соответствии с
принципами гуманизации и индивидуализации. Само слово «стандарты»
ассоциируется с производственной сферой изготовления продукции, но никак не
с педагогикой. Итак, задача соответствовать требованиям госстандартов
привносится в школу извне и с необходимостью наносит ущерб здоровому
учебному процессу. Поэтому школы в этих условиях должны искать компромисс.
Разные школы делают это по-разному, в зависимости от установки конкретных
учителей или администрации какой-либо школы.
Теперь более конкретно о ситуации в разных городах. Школа «Семейный
лад» прошла аттестацию и аккредитацию по начальной школе. В настоящее время
школа готовится к аттестации старшего звена и разрабатывает свои
предложения по методу тестирования учащихся, адекватные специфике работы с
детьми в данной школе. Три года назад успешно прошла аттестацию школа в
Стремяном переулке. В настоящее время она работает в режиме государственной
школы и контролируется местными органами управления. Недавно несколько
учеников девятого класса этой школы для пробы сил сдавали экзамены в
престижные московские школы и поступили все. В Петербурге четыре школы
работают, как государственные и, соответственно, подлежат контролю наравне
с другими государственными школами. Одна школа — негосударственная.
Коллектив этой школы желает работать в соответствии с идеей, чтобы
«государство приняло нас такими, каковы мы есть». При этом, однако, по
заверениям сотрудников школы, речь не идет о несоответствии стандартом.
«Уровень стандартов мы обеспечим. Но нам важно, чтобы аттестация проходила
на основе требований к детям, соответствующим природе ребенка, а не
абстрактным принципам. Ведь очень многое зависит от самой процедуры
аттестации и проверки детей. Принципиально мы считаем, что «стандарты»
должны ориентироваться на педагогику, а не педагогика на стандарты».
Успешно прошли аттестацию и аккредитацию начального звена школы в Жуковском
и Ярославле. Методист Центра развития образования г. Ярославля Полещук
Светлана Михайловна, проводившая аттестацию по поручению Департамента
образования города, на мой запрос прислала развернутое заключение: «В
апреле 1998 была проведена проверка соответствия уровня знаний детей 4-го
класса Свободной вальдорфской школы г. Ярославля государственному
образовательному стандарту. Проверка показала, что знания учащихся на
выходе из начальной школы соответствуют требованиям образовательного
минимума по русскому языку, математике и чтению. Аттестационной комиссией
было отмечено, что в учебный план школы включены предметы, способствующие
развитию творческих способностей детей, что к сожалению не присутствует в
учебном плане нашей традиционной школы. Мы увидели, что в школе работает
коллектив единомышленников. Педагоги школы стремятся к такому методу работы
и к таким человеческим отношениям, в результате которых учителя, родители и
ученики становятся по настоящему близкими людьми. Каждый ребенок в этой
школе — личность. Дети комфортно чувствуют себя на уроке. Они не боятся
высказывать свое мнение, свою точку зрения. Учитель для них прежде всего
друг, что зачастую мы не встречаем в массовой традиционной школе.
Аттестационная комиссия единодушно пришла к выводу о том, что такие школы,
как вальдорфская школа в нашем городе, имеет право на свое существование.
Более того, они являются альтернативой современной традиционной школе,
которая только сейчас делает первые шаги в изменении подходов к ребенку,
ставя главной задачей воспитание личности, что, к сожалению, остается пока
только лозунгом».
Хотелось бы добавить ко всему вышесказанному, что вальдорфское
движение у нас необычайно молодо. Можно сказать, что его научное освоение
еще только начинается. В данной беседе мы коснулись лишь некоторых
аспектов, связанных в основном с тем, чтобы дать элементарную достоверную
информацию. Мы не касались философско-методологических основ, антропологии
развития, интереснейших форм самоуправления школой и многих многих других
сторон и аспектов, представляющих несомненный интерес и актуальность. Все
это мы надеемся будет предметом нашей дальнейшей научной работы. Только
серьезный научный подход может сделать эту безусловно интереснейшую и живую
педагогику актуальной для нашей российской школьной системы, то есть речь,
конечно, не может идти о простом заимствовании. Но, с другой стороны, без
живых школ-лабораторий никакая наука не будет по-настоящему плодотворной
для жизни.
Остается только добавить, что большинство вальдорфских инициатив,
которым сейчас исполнилось шесть—семь лет, начинали свою работу и
продолжают вести ее в очень трудных условиях. Учителя вальдорфской школы в
Жуковском первый год работали практически без зарплаты. В крайне трудных
условиях проходило становление и многих других школ. Хотелось бы выразить
благодарность пионерам вальдорфского движения, а также всем, кто помогает
им в их нелегком труде, за их мужество и стойкость.

Вальдорфская педагогика занимает среди других инновационных начинаний
особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в
Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным
практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская
педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит
общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени.
Детей за уши не вытянуть из школы — явление, которое наблюдается в
ряде вальдорфских школ, речь идет об общей тенденции. Когда я рассказал
дочери, что есть такая школа, где детям хорошо, реакция была лаконичной.
Гуманная школа, о которой пишет Ш. Амонашвили, еще не является доминирующей
в отечественной педагогике и на каких принципах ее строить, тоже остается
довольно неясным. Вальдорфская школа представляет собой вариант такой
гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться.
Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея
общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных
задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков.
Детство и юность не есть подготовка к взрослой «жизни». Они представляют
собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие
физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием
всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие
«целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению,
чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам».
В нашей стране под названием общеобразовательной осуществлялась
односторонняя система политехнической школы, решавшей сугубо специальные
задачи, поставленные перед обществом, в котором человек являлся лишь
средством для достижения каких-то целей. В обществе, где отдельный человек
не является лишь средством, система образования должна быть построена на
общечеловеческой основе. Вальдорфская школа может рассматриваться как
модель такой общеобразовательной школы — нормальной школы для нормальных
детей.
Штайнер исходит из того, что в нашу эпоху человечеству необходимо —
не теряя завоеваний эпохи Нового времени — обрести новое отношение к
духовному миру, который для него являлся реальностью, принципиально
доступной для человеческого познания и исследования. Культуры древности,
каждая по-своему, находились в живой связи с миром духа. Поэтому наука,
искусство и религия в древних культурах составляли единство. Однако внутри
этого единства не могла полноценно развиваться отдельная человеческая
личность. Она получила надлежащую ценность лишь в христианскую эпоху и
только с наступлением Нового времени постепенно приобрела центральное
значение, выразившееся в идее гуманизма. Однако эта культура личности
осуществлялась за счет потери живой связи человека с его духовными корнями
и привела к господству материализма. Дальнейшее движение цивилизации по
этой линии приведет к упадку. Чтобы этого не произошло, необходимо
преодолеть материализм. Этого, по Штайнеру, можно добиться только на основе
новой, уже индивидуальной непосредственной связи человека с миром духа.
Только на этой основе можно здоровым образом соединить болезненный разрыв
между верой и знанием, наукой, искусством и религией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *