в какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения
В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»
При наличии в образовательной организации необходимых условий выбор второго иностранного языка родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся осуществляется из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Департамент информирует, что прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) в соответствии с обновленным ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 г. во всех образовательных организациях.
В то же время образовательная организация имеет право принять решение об обучении несовершеннолетних обучающихся 5-9 классов в соответствии с обновленным ФГОС ООО с 1 сентября 2021 г. с согласия их родителей (законных представителей). Данное решение принимается образовательной организацией с учетом возможности создания в образовательной организации условий реализации программы основного общего образования, установленных обновленным ФГОС ООО.
Таким образом, для обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2010, изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» является обязательным.
Дополнительно Департамент информирует, что согласно статье 34 Федерального закона обучающимся предоставляется право на зачет образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30 июля 2020 г. N 845/369.
Порядком установлено, что зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на основании справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей результаты пройденного обучения.
Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся, и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью).
Директор Департамента | Е.Е. Семченко |
Обзор документа
Согласно обновленному ФГОС ООО второй иностранный язык может быть включен в учебный план по заявлению родителей (законных представителей) учеников. При этом он включается в учебный план только при наличии в школе необходимых условий.
Прием на обучение в 5 класс по обновленному ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 г.
Для школьников, обучающихся по ФГОС ООО 2010, изучение второго иностранного языка является обязательным.
Обучающимся предоставляется право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях.
В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ “О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)
Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 32, ст. 5130; N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:
а) в части 5 слова «, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации» исключить;
б) дополнить частью 7 следующего содержания:
«7. В случае, если заказчиком целевого обучения является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, принятый на целевое обучение, при нарушении ею обязательства по трудоустройству такого гражданина расходы федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленные на его обучение, подлежат возмещению данной организацией в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Срок возмещения указанных расходов, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от их возмещения, порядок определения размера этого возмещения в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, указанном в части 6 настоящей статьи, а в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.»;
2) статью 108 дополнить частью 17 следующего содержания:
«17. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части:
1) реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны;
2) копии документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, выданные в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов), предоставляют доступ к образованию и (или) профессиональной деятельности наряду с документами об образовании и (или) о квалификации, документами об обучении, выданными на бумажном носителе.».
Действие положения части 7 статьи 71.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Обзор документа
Субъекты РФ и муниципалитеты смогут самостоятельно определять перечни специальностей и направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение за счет региональных и местных бюджетов соответственно.
Также закреплены положения об электронном (дистанционном) обучении при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС. Выданные в это время электронные (отсканированные или сфотографированные) копии документов об образовании и квалификации, об обучении предоставляют доступ к образованию и профдеятельности наряду с бумажными документами.
Комментарии Российской Газеты
В целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан Российской Федерации, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, постановляю:
1. Установить с 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
2. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, вправе установить дополнительные нерабочие дни до 30 октября 2021 г. и (или) продлить их после 7 ноября 2021 г. с сохранением за работниками заработной платы.
3. Правительству Российской Федерации определить режим работы федеральных учреждений культуры и здравоохранения в нерабочие дни, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящего Указа.
4. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации определить режим работы организаций культуры и здравоохранения, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в нерабочие дни, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящего Указа.
5. Органам публичной власти, иным органам и организациям определить численность служащих и работников, обеспечивающих в нерабочие дни, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящего Указа, функционирование этих органов и организаций.
7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.Путин
Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20.10.2021 г.
Номер опубликования: 0001202110200047
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71 1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Документ является поправкой к
Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 32, ст. 5130; N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:
а) в части 5 слова «, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации» исключить;
б) дополнить частью 7 следующего содержания:
«7. В случае, если заказчиком целевого обучения является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, принятый на целевое обучение, при нарушении ею обязательства по трудоустройству такого гражданина расходы федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленные на его обучение, подлежат возмещению данной организацией в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Срок возмещения указанных расходов, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от их возмещения, порядок определения размера этого возмещения в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, указанном в части 6 настоящей статьи, а в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.»;
2) статью 108 дополнить частью 17 следующего содержания:
«17. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части:
1) реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны;
2) копии документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, выданные в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов), предоставляют доступ к образованию и (или) профессиональной деятельности наряду с документами об образовании и (или) о квалификации, документами об обучении, выданными на бумажном носителе.».
Статья 2
Действие положения части 7 статьи 71 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации В. Путин
Обязательное образование
В отличие от воинской повинности, по общему правилу исполнение этой обязанности гражданами осуществляется по месту жительства и косвенно возлагает на граждан дополнительные материальные затраты сверх тех, что берёт на себя государство для организации и поддержания образовательной инфраструктуры; т.е. обязательное образование может обременять граждан, становясь для них платным.
В целях обеспечения принципа всеобщности образования со второй трети XIX века наиболее развитые государства спорадически практикуют частичное субсидирование частных расходов на начальное образование, не отменяя принцип платности обучения как таковой.
В начале второй трети XX века государства, обеспечившие материально-техническую и кадровую базу образовательной инфраструктуры, а также располагающие возможностью бесперебойного бюджетного финансирования образовательных программ и проводящие активную социальную политику, направленную на повышение уровня и качества жизни, дополняют законы об обязательном образовании конституционными нормами, в соответствии с которым получение бесплатного образования становится безусловным правом граждан.
Содержание
История
Средние века
Новое время
В эпоху протестантской Реформации, в 1524 году, Мартин Лютер пропагандировал идею обязательного школьного образования. Его мотивация заключалась в том, чтобы все прихожане могли самостоятельно читать Библию. Страсбург, в те времена свободный город Священной Римской империи, утвердил это требование в качестве правовой нормы в 1598 году. Обязательность освоения в кругу семьи «легенд и традиций, божественных песнопений и правильных ритуалов почитания своих богов» [11] присуща любой (не только ацтекской) культуре, и это не тождественно определению образования, которое предполагает, в том числе, овладение основами грамотности (при том, что письменности ацтеки не имели).
Современность
Состояние дел с обязательным образованием по странам
Австралия
Великобритания
Германия
Конституция ГДР так же обеспечивала права каждого гражданина на бесплатное образование. Как было сказано в Конституции ГДР: «Каждый гражданин Германской Демократической Республики имеет равное право на образование. Единая социалистическая система образования обеспечивает каждому гражданину последовательное социалистическое воспитание, образование и повышение квалификации».
В 1959 году в ГДР было введено общее обязательное десятилетнее обучение. Средняя школа ГДР осуществляла принципы единства обучения и воспитания и носила политехнический характер. [26]
Индия
Канада
Первые школы в Новой Франции основывались в XVII веке при церквях. Систему школ, финансируемых государством, власти колонии принялись создавать в начале XIX века. Религиозные проблемы (в Верхней Канаде католическое, а в Нижней Канаде — протестантское меньшинства возражали против подхода к изучению Библии со стороны представителей другой веры) были решены тем, что в некоторых районах фактически были созданы две конфессиональные подсистемы народного образования. При создании в 1867 году Канадской конфедерации это положение было узаконено в конституции доминиона — Акте о Британской Северной Америке. В канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор в системе школ присутствовала и третья конфессиональная ветвь — пятидесятники.
В Британской Колумбии не разделённая по «сектам» (англ. non-sectarian ) школьная система была введена ещё в 1872 году, однако в других провинциях Канады процесс отделения церкви от государства продолжался и в XX веке (в Онтарио обучение в школах на религиозной основе было отменено только в 1990 году).
В конце XIX века обострился языковый вопрос в Манитобе. В оригинальной терминологии истории страны этот политический кризис фигурирует именно как школьный вопрос (англ. Manitoba Schools Question ), связанный с наличием в системе народного образования раздельных школ для учеников с английским и французским языком.
Китай
До образования КНР (1949 год) начальным образованием было охвачено лишь одна пятая часть детей школьного возраста. В соответствии с решением Компартии Китая подготовка к введению всеобщего образования началась с августа 1951 года, когда министерство образования провело первую общенародную конференцию по вопросам начального образования и обучения учителей. Тяжёлое наследие оставили годы «культурной революции» (1966–76), когда несколько поколений осталось без адекватного образования.
В 1985 году был опубликован проект образовательной реформы, и в апреле 1986 года был принят Закон об обязательном девятилетнем образовании. К этому времени в стране работало 832.300 школ, в которых обучалось 96% детей в возрасте от 6 до 12 лет. После этого в стране регулярно принимались и осуществлялись проекты, включая строительство школ в отдалённых районах. На крупнейшую из этих программ, начатую в 1995 году, было израсходовано 11,6 млрд.юаней (1,434 млрд.долл.)
К 1999 году обязательным образованием было охвачено 200 миллионов детей и подростков. [32]
Возраст | Образование | Обязательность |
---|---|---|
18-22 | Университет или колледж | Нет |
15-18 | Старшие классы (средняя школа) или профессиональное училище | Нет |
12-15 | Первая ступень средней школы | Да |
6-12 | Начальная школа |
Мексика
Россия
В октябре 1918 года «Положением о единой трудовой школе РСФСР» принцип обязательности обучения всех детей школьного возраста был установлен на уровне законодательного акта единого для всей территории государства. Наряду с этим он устанавливал бесплатность обучения в школах 1-й и 2-й ступени, совместное обучение мальчиков и девочек, а также обязательный учет детей от 6 до 17 лет и снабжение учащихся учебными пособиями, питанием, одеждой и обувью. [41] В течение 1920-х годов в союзных республиках была установлена административная ответственность за соблюдение принципа Обязательности обучения. С середины 1930-х годов это распространилось на на всех учащихся независимо от социального происхождения. В 1970-х годах было введено обязательное среднее образование. [42]
Конституция Российской Федерации и «Закон об образовании Российской Федерации» гарантирует своим гражданам бесплатное получение основного среднего образования до 18-летнего возраста в пределах государственных образовательных стандартов. [42]
Словения
Закон об обязательном образованим в Словении был принят ещё в 1869 году, то есть вскоре после преобразования монархии Габсбургов в Австро-Венгрию. При этом в одних областях Словении продолжительность образования составляла 8-лет, в других — 6-лет (последующие 2 года рассматривались как дополнительное обучение). В первые годы после введения закона Словения, а также Хорватия давали наименьшие показатели фактического охвата детей школьного возраста среди других территорий империи: [43]
Австрия | Венгрия | Хорватия и Словения | Всего | |
---|---|---|---|---|
Всего школ | 18.598 | 16.805 | 1.277 | 36.680 |
Учителей и учительниц | 66.399 | 24.908 | 2.087 | 93.394 |
Детей школьного возраста | 3.478.015 | 2.524.659 | 223.000 | 6.225.674 |
Детей, посещающих школу | 2.872.929 | 2.057.808 | 134.902 | 5.065.639 |
В настоящее время возрастные рамки, охватываемые обязательным образованием, составляют 5–14 лет. По окончании всего девятилетнего курса школы, учащиеся обычно завершают среднее образование в школе (гимназии), профессионально-техническом училище или техникуме. В целом система образования в Словении, включая обязательное, выглядит следующим образом:
Тип программы среднего образования | Низшее профессиональное образование | Среднее профессиональное образование | 4-летнее профессиональное образование | Всеобщее среднее образование |
---|---|---|---|---|
Условия приёма: успешное окончание: | —начальной школы или, по крайней мере, 6 классов восьмилетки (7 классов девятилетки), или полного начального образования в школах для учащихся с особыми потребностями | —начальной школы или низшей ступени профобразования | —начальной школы или низшей ступени профобразования | —начальной школы |
Срок обучения | 2,5 года | 3 года | 4 года | 4 года |
Удостоверение о завершении | Итоговый экзамен | Итоговый экзамен | Профессиональный (квалификационный) экзамен | Выпускной экзамен |
Возможности дальнейшего образования: программы | —среднего, профессионального и профессионально-технического образования | —профессионально-технического образования (после наработки стажа можно сдавать доп. экзамен, и получать высшее профессиональное образование) | —высшего и высшего профессионального образования, по сдаче доп. тестов по предметам выдаётся аттестат гимназии | —обучение в высшей школе |
Тайвань
Финляндия
В Финляндии развита система дошкольного обучения, которое производится в течение года, предшествующего принятию детей в школу. По закону муниципалитеты обязаны обеспечить всем детям 6-летнего возраста бесплатное дошкольное обучение. Оно может осуществляться как в детских садах, так и на базе школ. Дошкольное обучение обязательным не является, однако большинство детей его проходят.