в какой стране больше всего зарегистрированных установок платформы moodle
Программа дистанционного обучения Moodle, что это такое и как ею пользоваться
Непрерывный, стремительный процесс развития информационных технологий уже давно стал частью современной жизни. Общение с друзьями из любого уголка мира, обмен информацией в социальных сетях, заказ и оплата товаров, удаленная работа – вот далеко не полный список того, что можно делать с помощью интернета.
Что такое LMS Moodle и как она работает
Moodle – это современное программное обеспечение, позволяющее учителю и студенту эффективно взаимодействовать онлайн. Расшифровывается аббревиатура как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (в переводе с английского – модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).
Предназначение цифрового образовательного ресурса – организация удаленного обучения. Это инновационная модель получения образования в режиме online из любого удобного обучающемуся места, где есть Интернет. Также понадобится гарнитура, веб-камера, принтер и сканер. Учебная среда может использоваться на любом компьютере или современном мобильном устройстве с доступом во Всемирную сеть.
Рассмотрим подробнее основные элементы работы с программой.
Инсталляция практически полностью автоматизирована и не займет много времени, но лучше поручить ее опытному вебмастеру во избежание каких-либо проблем и недоразумений. Если платформа будет использоваться для учебы в вузе, процедуру регистрации студент проходит уже после зачисления.
Доступ возможен также с мобильных телефонов, естественно, после установки специального приложения. С любыми вопросами по созданию личного кабинета можно обратиться на официальный форум или к администрации проекта.
2. Процесс обучения
Дистанционная учеба – довольно интересный процесс, особенно для тех, кто не представляет своей жизни без всевозможных гаджетов. Учебный материал представлен в виде модулей, включающих методические рекомендации по изучению темы, наглядные и теоретические ресурсы и пояснения к практическим заданиям, ссылки на необходимую литературу.
Создатель курса, ответственный за него преподаватель, постоянно контролирует деятельность подопечных и находится на связи с учениками. СДО предоставляет широкий выбор вариантов общения с преподавателем и сокурсниками: форум, блоги, e-mail, видео-чат, онлайн семинары. Большую часть тем слушатель осваивает сам, но обязательно предусмотрены и лекции в режиме реального времени.
3. Контроль и оценивание знаний
Проверочные тесты, самостоятельные и контрольные работы проводятся систематически на протяжении всего курса. Они могут содержать от 30 до 70 вопросов и оцениваются в баллах. Завершается учебный год экзаменом. Дипломную или курсовую работы в некоторых вузах также можно сдать online. Политика оценивания у каждого заведения своя.
Студенты-очники тоже имеют возможность испытать на себе преимущества интернет-площадки. Она позволяет освободить время на парах от письменных заданий или того, что можно сделать дома, прекрасно дополняет традиционные лекции, давая больше практики, повышает мотивацию учеников.
Возможности образовательной платформы
LMS Moodle является наиболее распространенной среди подобных программ и доступна на десятках языков. Она ориентирована на максимальное приближение дистанционной учебы к очному формату и на постоянное поддержание связи между учителем и обучающимся.
Система очень мобильна, она позволяет педагогу создавать всевозможные веб-курсы и наполнять их учебным контентом. Элементами онлайн курсов выступают различные интерактивные задания, текстовые страницы, словари, ссылки, файлы и многое другое. Программа легка в использовании: удобный интерфейс и возможность менять настройки под себя делают ее доступной и понятной даже неопытному пользователю Интернета.
Итак, перечислим основные особенности программного обеспечения:
Возможности СДО Moodle позволяют организовать действительно качественное обучение на расстоянии. Но только при условии хорошей мотивации слушателей. Трудно заставить кого-то выучить материал, если он сам того не захочет и не приложит усилий.
Также стоит отметить, что общение через Интернет, каким бы частым и приближенным к реальности оно ни было, все же не позволяет полностью заменить эмоциональный контакт с преподавателем во время традиционных занятий.
Moodle – открытое программное обеспечение
Программа дистанционного обучения Moodle была создана в Технологическом Австралийском университете, и с самого начала позиционировалась как открытая, простая в установке и бесплатная образовательная площадка. Все в ней четко структурировано, нет ничего лишнего.
Платформа позволяет максимально сохранить традиционные ценности очного обучения. Она является современной, постоянно развивающейся средой. Каждый желающий может настраивать систему под себя и вносить свои дополнения. Система чатов и форумов, которой пользователи активно пользуются, дает возможность быстро выявить недочеты платформы и исправить их.
Система предоставляет студентам круглосуточный доступ к учебным материалам, оперативную обратную связь с учителями и прогрессивные интерактивные методы закрепления материала. Свыше 200 стран мира уже пользуются преимуществами электронного образования, создавая виртуальные курсы на базе Moodle.
Плюсы и минусы Moodle. Обзор системы
Платформа Moodle горячо любима пользователями по всему миру. Именно её используют большинство российских вузов. Популярностью пользуется также у учебных центров, государственных и частных компаний. Давайте разберёмся, за что же её все так любят.
Плюсы Moodle
— Текст — doc, pdf, xls, csv;
— Изображения — jpeg, png, gif;
— Видео — flv, f4v, f4p, mp4, m4v, m4a, 3gp, mov;
— Аудио — mp3, aac, flac, m4a, oga, ogg, wav.
К сожалению, ничего совершенного не бывает. И Moodle имеет свои недостатки. Но мы подробно разберём каждый, чтобы наглядно продемонстрировать, что они не являются причиной для того, чтобы Moodle перестал быть самым оптимальным решением.
Минусы Moodle
Во-первых, многие пользователи жалуются на то, что шаблоны Moodle откровенно несимпатичны. При оформлении курса можно выбрать одну из стандартных тем, можно скачать понравившиеся с официального сайта, а можно обратиться к специалистам за разработкой уникального дизайна. Персональный подход позволит использовать ваш фирменный шрифт, фирменные цвета, логотип — в общем, привести платформу в полное соответствие с брендбуком вашей компании.
Во-вторых, кому-то Moodle кажется слишком сложным в плане системных требований. Мы считаем, что главное — это хорошенько в них разобраться перед установкой.
Moodle совместим с самыми популярными браузерами:
Для поддержания стабильной работы любой СДО (не только на базе Moodle) рекомендуется использовать самые новейшие версии ПО.
Третий и один из самых часто упоминаемых минусов Moodle — это сложность управления. Действительно, при самостоятельном освоении могут возникнуть трудности с установкой и настройкой. Однако Moodle — это не просто решение для организации дистанционного образования, это ещё и сообщество разработчиков, которые охотно делятся своими идеями в открытом доступе.
Так как разработчик родом из Австралии, то большинство обучающих материалов на английском языке (например, сборник статей по работе с платформой на официальном сайте во вкладке «Документация»). Но и на русском немало обучающих статей, инструкций и форумов, ведь платформа пользуется в России большой популярностью. Самое очевидное — это официальный русскоязычный форум Russian Moodle. Подробные инструкции по работе можно найти на YouTube VС.RU, Хабр и в тематических блогах. На нашем сайте мы также публикуем подробные разборы инструментов и функций Moodle.
Надеемся, что после нашего подробного обзора СДО Moodle стала для вас понятнее. Полезные фишки для работы в Moodle и примеры использования ищи в нашем Telegram-канале.
Выбор серверного окружения или как не нужно ставить Moodle
Поскольку среда дистанционного обучения Moodle является довольно популярной, на специализированных форумах регулярно всплывают обсуждения наиболее подходящего серверного окружения.
Moodle базируется на кросс-платформенных технологиях (LAMP), поэтому приложив время, силы и знания, можно заставить Moodle работать где угодно, от Moemo до Windows. В то же время, ни одна из платформ не является «серебрянной пулей».
Moodle — это профессиональный программный продукт Enterprise-уровня. По сложности, его можно сравнить с корпоративной ERP/CRM-системой. Разработчики сделали его дружественным к пользователю и удобным в администрировании настолько, насколько это возможно. И эта внешняя простота провоцирует дилетантский подход к внедрению: кажется, если специалист успешно справляется с установкой MS Office, администрированием сайта на Joomla или эрудирован в IT-технологиях, он без труда за час справится с установкой Moodle, а, затем, сможет вернуться к основным обязанностям.
Приведу 4 распространенных антипаттерна инсталляции Moodle:
Начинающие Windows-администраторы часто выдают за промышленное внедрение установку ознакомительного пакета на базе XAMPP для Windows. Там всё, как привыкли техники, не сталкивающиеся с серьезным серверным администрированием: готовый комплект, графический инсталлятор, работает без правки конфигурационных файлов. При такой установке из виду упускается неработоспособность множества функций, серьезные проблемы с безопасностью и производительностью, а также полная неготовность таких инсталляций и сделавших их специалистов к любым сбоям.
Первые трудности появляются уже при настройке внешнего доступа из интернет, поэтому форумы пестрят вопросами вида «почему у меня открывается ссылка 127.0.0.1/moodle, а у других — нет? Где вписать новый адрес elearning.world-school-of-everything.narod.ru, чтобы заработало?».
Чаще всего такое внедрение заканчивается разочарованием в Moodle, обвинением продукта во всех проблемах, вызванных некомпетентной установкой. Гораздо хуже, если система успеет прижиться до первого серьезного сбоя: организация потеряет не только деньги, вложенные в наполнение системы контентом, но и репутацию. Вся история обучения, выставленные оценки, информация о пройденных учениками заданиях может быть потеряны: убедить преподавателей и учеников повторить эксперимент во-второй раз будет очень непросто. Впрочем, часто достаточно привлечь квалифицированного инженера и он восстановит всю или большую часть потерянной информации.
Справедливости-ради, следует отметить, что начинающие Linux-администраторы, устанавливающие Moodle командой apt-get install moodle или копированием дистрибутива в /var/www системного веб-сервера находятся примерно там же.
Веб-мастера могут сделать обобщение, что раз Moodle написан на PHP и использует SQL-базу данных, то это — обычный CMS-движок, как Joomla, а значит, его можно по FTP закачать на хостинг за 100 рублей в месяц и нажать кнопку «установить» в интерфейсе администратора. Оставим за кадром, что даже CMS-движкам важных сайтов стоит уделить побольше внимания, компетентности и системных ресурсов. Это обобщение аналогично выводу, что рейсовый автобус — это тот же мотороллер, и его тоже можно парковать в сарае, заправлять смесью бензина и масла, эксплуатировать без обслуживания пока не сломается, а потом ремонтировать во-дворе с помощью набора отвёрток и гаечных ключей: технологии похожи, но разный масштаб, сложность системы, нагрузка и уровень ответственности.
Здесь, в лучшем случае, веб-мастер получит «белую страницу» еще на этапе установки — это сработает защита хостинг-провайдера от превышения системных лимитов. Если бы провайдеры за 100 рублей раздавали всем неограниченные ресурсы — они давно бы разорились на железе. Если ресурсов на установку хватит, пользователи «познакомятся» с защитой хостера чуть-позже: когда начнут наполнять систему материалами, возрастёт нагрузка или начнут использоваться специфичные функции, такие как импорт/экспорт курсов.
Большинство провайдеров стараются по-умолчанию установить побольше библиотек и возможностей, но для полноценного функционирования Moodle их всё-равно не хватает. Помимо медленной и нестабильной работы СДО, могут возникнуть проблемы с исполнением фоновых задач, рассылкой уведомлений, синхронизациями, сетевым взаимодействием, импортом/экспортом, проверкой текстов на орфографию, проверкой вложений на вирусы, работой с формулами, отображением «тяжелого» контента и ряд других трудностей.
Эрудиты — это самый трудный случай. Из них иногда получаются очень хорошие профессионалы, но для этого нужно много времени, терпения и, часто, несколько загубленных проектов и критических сбоев с потерей всего контента. На обсуждаемом этапе они вдохновенно убеждают руководство в целесообразности развёртывания системы на FreeBSD/Mac OSX Server/блейд-сервере/MS SQLServer/чём-угодно-еще и требуют этого от подрядчика, умело оперируя профессиональной терминологией и цитируя авторитетов. Практические же их навыки часто ограничиваются умением заказать виртуальную машину с предустановленной FreeBSD, а бьющий кодировку страниц веб-сервер или иерогливы, вместо дней недели объясняются дефектами самой Moodle, а не неумением эрудита настроить локаль под FreeBSD.
Отличить «эрудита» от эксперта очень просто: у эксперта есть больше трёх успешных внедрений на рекомендованной им технологии, больше двух полностью выполненных внедрения на других технологиях и он уже собрал и протестировал прототип инсталляции Moodle с рекомендованной им технологией.
Всё перечисленное справедливо не только для Moodle, но и для любой другой СДО, ERP/CRM-системы или профессионального интернет-магазина (Magento etc.). Не может быть «простой и лёгкой СДО» потому что сама предметная область сложна и многообразна. Лёгкая СДО в этом смысле похожа на ловушку с широким входом и узким выходом: очень скоро, любой организации станет в ней тесно и некомфортно. Смена уже внедрённого решения во много раз сложнее первоначального внедрения.
Впрочем, есть одно исключение: преподаватели-энтузиасты, внедряющие электронное обучение на общественных началах могут смело игнорировать все мои рекомендации, потому что любая работа, сделанная бесплатно и по собственной инициативе — хороша и достойна уважения. А вот руководители, принимая такой проект в качестве пилота для внедрения, должны поблагодарить и наградить создателя, а затем поручить специалистам переделать техническое решение по всем правилам.
Наша команда выбрала для себя Ubuntu Linux Server, как стабильную, легко и регулярно обновляемую и удобную в администрировании систему. Её бесплатность является немаловажным фактором, так как влияет на общую стоимость внедрения.
Очень важна присущая всем юникс-системам возможность выполнить любые работы из консоли, в том числе удаленно, по ssh, даже на медленном соединении. О небезопасности этой функции говорят только неопытные администраторы, для которых настройка полномочий, ssh-доступов, Firewall и автоблокировки по подозрительной активности в логах сродни магии.
Для нас оказалась очень полезна возможность автоматизации операций написанием скриптов и созданием deb-пакетов. Доступность в Linux бесплатных, но профессиональных инструментов мониторинга, резервного копирования и массового администрирования, систем виртуализации делает эту платформу особенно привлекательной.
Из всех операционных систем и дистрибутивов, которые я видел, Ubuntu Linux Server обладает наибольшей готовностью к развёртываю Moodle, хотя и там требуется установить и настроить десятки дополнительных пакетов. Но применение типовой платфомы позволяет всё это легко автоматизировать. А проблему недостатка на рынке специалистов, свободно ориентирующихся в Linux мы решаем очень просто: Ubuntu Linux является стандартом для всех рабочих мест наших технических специалистов. Любой разработчик, стажер или инженер техподдержки, даже если он не связан с администрированием серверов, невольно привыкает к платформе и тестирует все разработки сразу в том же окружении, что и на сервере.
У других команд специалистов вполне может быть другой опыт: масса успешных проектов на Window, FreeBSD или Max OS X Server. Даже сборщики шкафов и сантехники приносят с собой набор привычных и удобных им инструментов. Поэтому, закончить хочу пословицей: «В умелых руках и палка стреляет». И ни одна платформа не подходит для промышленного внедрения, если специалист делает это впервые.
LmsList.ru
Системы Дистанционного Обучения
Система электронного обучения Moodle: обзор возможностей и функционала
Moodle — веб-приложение, позволяющее создать кастомизированную систему управления обучением.
Для начинающих администраторов Moodle будет полезен подробный гайд по этой системе. В серии статей доступно описаны возможности платформы, инструкция по установке и работе на платформе.
Мартин Дугиамас — создатель Moodle
Первые прототипы системы были созданы в 1999 году Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas), на тот момент студентом Университета Кертин, Австралия. Первый сайт на базе Moodle был создан в 2001 году, а сейчас число сайтов на Moodle перевалило за 1 миллион по всему миру. За это время вокруг Moodle сформировалось большое и сильное сообщество, которое разрабатывает плагины (модули) и делится ими в сети. C помощью плагинов можно создать уникальную систему управления обучением, которая по функционалу будет не хуже современных СДО.
В этой статье мы подробно рассмотрим функционал системы, и оценим, какие задачи может решать платформа.
Платформа хорошо подходит как для задач образовательных учреждений, учебных центров, так и для корпоративного обучения. Но платформа требует обслуживания и настройки — от установки на хостинг, до настройки системы и обновления ее. Если в проекте планируете обучать до 500 сотрудников, выгоднее выйдет коммерческие платформы. Как альтернативу можно рассмотреть iSpring Learn.
Технические требования
Так как Moodle — бесплатная платформа с открытым кодом, вам придется устанавливать ее на сервер самостоятельно. Требования зависят от подключаемых модулей, контента на платформе и количества пользователей. Ниже в таблице указаны рекомендации от разработчиков:
Функционал Moodle
Как установить Moodle
Попробовать Moodle в работе можно разными способами в зависимости от доступных ресурсов и знаний. Первый вариант – можно развернуть локальную версию системы у себя на компьютере. Это потребует знаний по настройке веб-сервера. Второй вариант — использовать платформу https://moodlecloud.com: здесь можно создать свой Moodle сайт бесплатно.
Мы же рассмотрели демо-версию платформы на официальном сайте.
Как получить доступ к пробной версии
Для получения демо-доступа надо перейти на сайт moodle.org, нажать на вкладку Demo в меню сверху и выбрать одну из предлагаемых версий: Mount Orange School (красивая и более-менее функциональная версия), Moodle Sandbox (песочница; полезно для ознакомления, если будете ставить Moodle с нуля) и QA Testing Site (для тестирования плагинов разработчиками). Ниже мы рассмотрим версию Mount Orange School.
Система глазами пользователя
Чтобы зайти как пользователь, надо выбрать Mount Orange School и ввести данные входа для пользователя (логин: student, пароль: moodle). Это откроет главную страницу системы:
Что может делать пользователь в демо-версии:
У Moodle также есть мобильное приложение Moodle Mobile, позволяющее запускать систему на мобильных устройствах (iOS и Android).
Обзор Moodle Mobile на английском языке
Система глазами администратора
Рассмотрим основные функции Moodle с точки зрения администратора.
Управление пользователями
Чтобы добавить пользователя, нужно нажать на вкладку Site Administration, выбрать Users и во вкладке Accounts нажать на Add a new user для ручного добавления или Upload users для импорта из файла.
Пользователям можно присваивать роли. Это можно делать через меню пользователя, однако удобнее управлять через меню администратора. В Site Administration надо нажать на Users, выбрать Permissions, выбрать Assign system roles, выбрать роль, в списке Potential users найти пользователя и нажать Add. В Mount Orange сейчас 13 ролей, но вы можете удалить существующие или добавить свои.
Хотя данных функций в демо-версии нет, в Moodle можно добавить саморегистрацию и приглашение по email через плагин Authentication.
Управление контентом
В Moodle нет встроенного конструктора контента для электронного обучения. Для создания тестов и курсов разработчики советуют использовать Courselab, Easygenerator, iSpring Suite и QuizMaker.
Управление контентом происходит через вкладку Courses в Site Administration. Курсам можно назначать категории (Add a category) и загружать их в систему (Add a new course).
В демо-версии вы можете добавить видео, изображение, текстовый файл, тест, презентацию или SCORM пакет, однако есть предел по размеру загружаемого файла (256МБ).
В демо-версии Mount Orange курсы доступны всем пользователям, поэтому прямого назначения курсов нет. Для назначения курсов вручную есть плагин Enrolment.
Система отчетности
Отчеты выгружаются через вкладку Reports в Site Administration. Здесь есть следующие функции:
Так выглядит система отчетности в демо-версии. Для более конкретных отчетов по курсам и пользователям можно использовать плагин Zoola Analytics или My Feedback.
Какие плагины выбрать для начала
Сообщество Moodle советует следующие плагины для вашей первой системы:
Краткие выводы о возможностях Moodle
Правильнее будет сказать, что Moodle — не СДО, а инструмент для создания системы обучения. Благодаря плагинам и веб-разработке, каждая система на Moodle может выглядеть уникально и иметь функционал, заточенный под конкретные цели. Основной минус в том, что в Moodle нет встроенного редактора курсов, поэтому придется полагаться на внешние платформы, вроде H5P, или лучше создавать курсы в отдельном редакторе, вроде iSpring Suite. Если вы планируете использовать Moodle, то составьте следующий план:
Задачи, для которых подойдет Moodle
Рассмотрим, какие бизнес-задачи может решить Moodle.
Может использоваться для:
Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
Этот список можно дополнить, но предлагаю условиться, что управление учебным процессом мы выносим за скобки, так как здесь потребности разных организаций различаются еще сильнее.
Таким образом вырисовывается архитектура eLearning: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, такие как вебинары, интерактивные лаборатории и т.д. Исходя из этого, появляются требования открытости, масштабирования, стабильности, расширяемости, документированности и устойчивости развития базовой платформы.
Этим требованиям в полной мере соответствует Moodle — Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда. Сравнение Moodle с закрытыми и открытыми аналогами не является темой данной статьи. Скажу лишь относительно внутренней или заказной разработки: приберегите эти ресурсы для действительно специфических задач, таких как разработка хороших учебных ресурсов, симуляций, а также разработку или кастомизацию системы управления учебным процессом. Изобретая собственный велосипед вы всё-равно не догоните команду разработчиков, работающую с 2002 года на полный рабочий день: ядро команды разработчиков свободного ПО Moodle являются штатными сотрудниками фонда Moodle в Австралии, который финансируется региональными партнерами и грантами.
Moodle хорош именно как интеграционная платформа: достаточно стабилен, если не ставить экспериментальные версии (больше 60 тысяч инсталляций выявляют большинство проблем раньше, чем вы их заметите), масштабируем (имеются инсталляции более чем с 1 миллионом пользователей), а модульность и поддержка открытых протоколов интеграции с самого начала были приоритетом разработчиков. Помимо этого, в нём на достаточно высоком уровне реализована поддержка всех типов учебной активности, которую можно было реализовать на используемых технологиях. К сожалению, вебинары требуют сервера потокового вещания, который на LAMP-хостинге не живёт, но большинство открытых или коммерческих продуктов этой категории уже имеют готовые модули интеграции в Moodle.
Процесс установки максимально автоматизирован: пошаговый мастер выполняет большую часть работы, от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Главное не в пасть в заблуждение — лучше эту работу выполнять опытному веб-мастеру, понимающему, как устроен Internet, как работает Apache, как управлять правами доступа в Linux, что такое Cron, как ходит почта из веб-приложения и как уменьшить вероятность её попадания в спам. Установить Moodle можно и без этого, в конце-концов, есть Денвер, вот только за дальнейшую судьбу такого внедрения и стабильность работы я бы не поручился. Если такого специалиста нет, дешевле и надёжнее привлечь стороннего, чем брать в штат и учить своего: на полный день работы по обслуживанию Moodle от одной системы не наберётся, а загруженность разнотипными задачами снижает качество и мотивацию.