в какой срок основной экземпляр ленты путеизмерительного вагона с заданием на устранение
Организация работ по устранению неисправностей III и IV степени, выявленных вагоном-путеизмерителем
Согласовано:
Заместитель начальника дороги –
Главный ревизор по безопасности
к приказу начальника дороги
Организация работ
по устранению неисправностей III и IV степени, выявленных
1. Характеристика неисправностей III, IV степени, сочетаний отступлений II, III степени и неисправностей II степени, приближенных к III степени
1.1. К неисправностям II степени, приближенной к III степени относятся отступления, которые, при их не устранении после обнаружения, за период до очередной проверки пути вагоном-путеизмерителем могут достичь величин отступлений III степени, влияющих на плавность хода движения поездов. Устранение неисправностей II степени, приближенной к III степени производится в плановом порядке, но не более 10 суток.
1.2. К III степени относятся отступления, которые, при их не устранении после обнаружения, за период до очередной проверки пути вагоном-путеизмерителем могут достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути. При этом отдельные из них могут перерасти в отступления, требующие уменьшения установленных скоростей или закрытия движения поездов. Работы по устранению неисправностей пути III степени относятся к первоочередным, эти работы выполняются в срок не более 3 суток после выявления отступлений.
1.3. К IV степени относятся отступления, вызывающие увеличение сил взаимодействия пути и подвижного состава до таких значений которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда могут привести к сходу его с рельсов. Поэтому, при наличии хотя бы одной такой неисправности ограничивается скорость движения или закрывается движение поездов (в зависимости от фактической величины отступления). Километр оценивается «неудовлетворительно» и работы по устранению отступлений IV степени должны быть выполнены без промедления в суточный срок.
1.4. Километры, на которых выявлены следующие неисправности пути и их сочетания, оценивается «неудовлетворительно» и работы по их устранению должны быть выполнены без промедления в суточный срок:
-сочетания отступлений в плане III степени с перекосом или просадкой III степени, расстояния между вершинами которых, измеренные по нулевой линии на прямой, накладываются одно на другое;
-три и более смежных отступления в плане III степени на длине 75 м и менее по рихтовочной нити на кривых; на прямых – независимо от нити;
-более 6 (или более 3-х при скорости движения поездов 60 км/ч и менее) отступлений III степени на километре по уровню, перекосам, просадкам, рихтовке (без учета отступлений III степени по ширине колеи);
-отступления III степени по уровню, в плане, перекосы, просадки на мостах и в тоннелях длиной от 25 до 100 м и на подходах к ним по 200 м в каждую сторону, а также на мостах и в тоннелях длиной более 100 м и на подходах к ним по 500 м в каждую сторону;
-до 60 км/час в кривых участках пути с радиусами 850 метров и менее, уложенных на деревянных шпалах, и с радиусами 650 метров и менее на железобетонных шпалах грузовым поездам, имеющим в своем составе порожние вагоны, при наличии следующих последовательностей и сочетаний отступлений:
-трех и более просадок II степени, периодически повторяющихся по обеим рельсовым нитям на длине 30 метров и менее;
-при обнаружении на отрезке длиной 100 метров следующих отступлений:
-восьми и более подряд просадок II степени;
-трех и более отступлений по рихтовке II степени до 20 метров включительно;
-двух и более перекосов II степени при расстоянии между вершинами пик 10 метров и менее;
-при сочетании на длине 12 метров и менее отступлений по рихтовке II степени с длиной 20 метров и менее с перекосом II степени длиной 10 метров и менее или просадкой II степени;
-при наличии хотя бы одной неисправности III степени по перекосам длиной 10 метров и менее, просадкам, отступлениям по рихтовке длиной 20 метров и менее.
2. Порядок действия работников дистанции пути и вагона-путеизмерителя по выявлению, учету, устранению и контролю за устранением неисправностей
Во время прохода вагона-путеизмерителя в режиме реального времени начальник дистанции пути или лицо, исполняющее его обязанности, анализирует получаемую информацию, на основе анализа дает указания инженеру дистанции пути по текущему содержанию на формирование оперативного приказа по дистанции пути «Об устранении выявленных отступлений III, IV степени, сочетаний отступлений II, III степени, потребовавших ограничения скорости движения поездов, II степени, приближенной к III», в котором указывает координату и вид отступления, его размеры и выданное ограничение скорости, а также ведет контроль повторяемости отступлений с использованием журнала учета повторяемости и графики предыдущих проходов вагонов-путеизмерителей. При выявлении отступлений одного вида в связи с происходящим иногда смещением координаты километровой привязки, графические диаграммы необходимо сравнивать путем наложения и сравнения текущей и предыдущей проверки, уделяя внимание соседним пикетам, первому и десятому пикетам соседних километров.
При обнаружении отступлений в содержании рельсовой колеи, требующих ограничения скорости движения поездов, руководитель смены вагона-путеизмерителя по радиосвязи дает заявку дежурному по станции (или поездному диспетчеру) на выдачу предупреждения об ограничении скорости. Инженер дистанции пути, сопровождающий путеизмерительный вагон, формирует бланк уведомления выявленных отступлений, требующих устранения, подписывает руководителем дистанции пути и выдает дорожному мастеру (начальнику участка) отрывной талон, с обязательным указанием ответственного за устранение, датой и временем вручения.
Начальник дистанции пути в оперативном приказе об устранении выявленных отступлений, требующих ограничения скорости, определяет срок устранения каждого отступления и ответственного за устранение.
Руководитель смены вагона-путеизмерителя по окончанию проверки выдает начальнику дистанции пути, под роспись, магнитные носители (CD или FLASH), содержащие информацию о состоянии рельсовой колеи проверенного участка, графические распечатки проверенных километров, ведомость формы ПУ-32. Протоколы корректировок передаются в дистанцию пути не позднее 3 суток после завершения проверки.
Ответственность за своевременную передачу информации несет руководитель сопровождающий вагон-путеизмеритель.
Начальник дистанции пути или заместитель начальника дистанции пути по текущему содержанию пути в течение суток, после получения лент ставит отметки на графических диаграммах проверенных километров пути об очередности и сроках устранения выявленных отступлений и выдает ленты дорожному мастеру (начальнику участка), для организации работы по устранению неисправностей. При планировании работ по устранению отступлений II степени первоочередное внимание уделяется таким отступлениям, которые при не устранении их после обнаружения, могут достичь величин III степени в соответствии.
На километрах, оцененных неудовлетворительно по наличию от 60 до 100 и более отступлений II степени и ограничением скорости 60 км/час, начальником дистанции пути или его заместителем производится анализ графических диаграмм, выдается задание дорожному мастеру или начальнику участка (при участковой системе) на выполнение работ по устранению неисправностей. После доклада о выполнении работ производится натурный осмотр пути руководителями дистанции, составляется акт с письменным докладом в службу пути. Решение об отмене ограничения скорости по набору неисправностей К-100 принимается начальником службы пути после проверки пути вагоном-путеизмерителем (Указание МПС от 01.01.2001 № С-6666), с оформлением регистрируемого оперативного приказа.
Контроль за устранением отступлений II степени возлагается на дорожного мастера или начальника участка (при участковой системе). Неисправности при этом устраняются на основании отметки на графической диаграмме и задания на устранение выявленных отступлений, произведенных начальником дистанции пути или заместителем начальника дистанции пути, в установленные им сроки.
Задание на устранение неисправностей является неотъемлемой частью графика планирования и учета рабочего времени формы ПУ-74 и ежемесячно при отчете начальник дистанции пути рассматривает его выполнение, качество устранения выявленных отступлений. При невыполнении установленного задания начальник дистанции или лицо, его замещающее, определяет причины допущенного срыва, намечает необходимые мероприятия, учитывает при начислении процента премии.
После устранения неисправностей дорожный мастер, начальник участка или бригадир пути делает отметку (должность, дата, роспись) об устранении, используя чистое поле графической диаграммы (отметки об устранении, написанные на графиках контролируемых параметров, делать запрещается).
Начальник дистанции пути, заместитель начальника дистанции, старшие дорожные мастера, дорожные мастера (начальники участков) все выявленные путеизмерителем неисправности III, IV степени, повлекшие ограничение скорости и неисправности II степени, приближенные к III, заносят в книги проверки пути формы ПУ-28 для последующей организации работ по их устранению.
Дорожный мастер (начальник участка) на основании выданных отрывных талонов, оперативного приказа и в соответствии с заданием, организует работу по устранению неисправностей, делает отметку об их устранении на графической диаграмме.
Выполнив работы по устранению выявленных отступлений, дорожный мастер (начальник участка) информирует по телефону диспетчера дистанции пути, который в свою очередь делает отметку в журнале оперативных приказов и ставит в известность начальника дистанции пути и его заместителя по текущему содержанию пути. При нахождении в конторе дистанции пути дорожный мастер или начальник участка (при участковой системе) расписывается в оперативном приказе.
При повторах неисправностей III, IV степени и сочетаний II, III степени ответственность возлагается на лиц, определенных оперативным приказом. Начальник дистанции пути, в целях контроля за сроками устранения обнаруженных неисправностей, ежедневно на планерных совещаниях рассматривает с дорожными мастерами (начальниками участков) ход устранения неисправностей, организует работу по их устранению.
При повторении неудовлетворительной оценки километра на участках пути 1 и 2 класса:
начальник вагона-путеизмерителя сообщает телеграммой в Департамент пути и сооружений, начальнику Куйбышевской дирекции инфраструктуры и начальнику службы пути сведения о повторе неудовлетворительной оценки километра с анализом неисправностей по видам;
руководителями дистанции пути производится натурный осмотр пути, определяются комплексные меры, объем работ, затраты труда, потребность в материалах и механизмах с последующим докладом начальнику службы пути;
начальник службы пути оперативным регистрируемым приказом устанавливает срок выполнения работ, планируя, при необходимости, комплексные работы по оздоровлению пути (ППР, ППВ, смена рельсов);
после выполнения работ в полном объеме осуществляется комиссионная приемка отремонтированного километра под председательством начальника дистанции пути или лица исполняющего его обязанности с оформлением акта и письменного доклада в Департамент пути и сооружений и начальнику Куйбышевской дирекции инфраструктуры для принятия решения об отмене ограничения скорости.
Организация работ и контроль за качеством устранения рассматривается:
— при трехкратном – начальником службы пути.
— более 3-х раз – начальником дирекции по инфраструктуре.
— при двукратном повторении неудовлетворительного километра по результатам проверок вагонами-путеизмерителями рассматривается начальником службы пути.
— при трехкратном – начальником дирекции инфраструктуры.
В ходе расследования определяются причины повторяемости, разрабатываются меры по предупреждению появления неисправностей, оформляется протокол разбора положения дел на околотках и дистанциях пути.
До приведения пути в технически исправное состояние вводится ограничение скорости движения поездов в соответствии с «Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути» от 01.01.2001 № ЦП-774, по фактическому состоянию элементов верхнего строения пути и балластной призмы, на срок до 5 суток, начальником Куйбышевской дирекции инфраструктуры или начальником службы пути на срок до 10 суток, на более длительные сроки предупреждения устанавливаются приказом начальника дороги в суточный срок с момента поступления заявки.
В какой срок основной экземпляр ленты путеизмерительного вагона с заданием на устранение
Рис.2.1. Образец путеизмерительной ленты с записями:
На путеизмерителях с БАС нулевые линии описываются функцией прямой линии, исходя из таких же условий, с помощью программного обеспечения.
На ленте регистрируются и отмечаются границы пикетов и километров.
2.3. Толщина линии записи параметров рельсовой колеи на ленте не должна быть более 0,5 мм.
Количество учитываемых отступлений по ширине колеи и уровню разных степеней при непрерывном их протяжении на длине, соответственно большей 2 и 5 мм, определяется на ленте делением общего непрерывного протяжения данного отступления (отдельно по каждой степени) на отрезки пути, равные единичному отступлению (рис.2.2). При этом отрезки длиной менее 2 мм по ширине колеи и менее 5 мм по уровню, остающиеся от деления, принимаются за одно отступление. Отдельные отступления по ширине колеи и уровню длиной соответственно менее 2 и 5 мм оцениваются как единичные.
Рис.2.2. Порядок расшифровки длинных (многоштучных) отступлений по ширине колеи и уровню:
В приведенных примерах количество отступлений составит:
II-й степени: по ширине колеи ; по уровню
.
III-й степени: по ширине колеи ; по уровню
.
Оценка отступлений IV степени не зависит от их длины и количества.
2.5. Ширина колеи. Измеряется с помощью двух роликов, прижимаемых к внутренним боковым граням головок рельсов обеих нитей на уровне от поверхности катания колеса по рельсу 22 мм. Инструкцией же по текущему содержанию пути ее предусмотрено измерять на уровне 13 мм от поверхности катания. В связи с этим на участках с боковым износом головки рельсов 3 мм и более при определении фактической ширины колеи по записи на ленте (кроме путеизмерителя с длинными лыжами) в нее вносится поправка 3 мм в плюсовую сторону.
Пример 1. На кривом участке при боковом износе головки рельса более 3 мм ширина колеи на ленте составила 1534 мм; с учетом поправки фактическая ширина колеи будет 1534+3=1537 мм.
Пример 2. На кривом участке при боковом износе головки рельса более 3 мм ширина колеи на ленте соответствует 1546 мм; с учетом поправки фактическая ширина колеи будет 1546+3=1549 мм. Движение поездов закрывается.
При зафиксированной вагоном ширине колеи 1542 мм и более, а также 1512 мм и менее, фактическая ширина колеи должна в обязательном порядке проверяться дорожным мастером ручным шаблоном ЦУП.
2.5.1. Ширина колеи в данном сечении пути определяется по величине отклонения записи от нулевой линии, соответствующей номинальному размеру ширины рельсовой колеи (табл.2.1).
Таблица 2.1. Номинальные размеры ширины колеи, мм
Номинальный размер ширины колеи, мм
Прямые и кривые радиусом 350 м и более
Кривые радиусом менее 350 м до 300 м (включительно)
Кривые радиусом менее 300 м
Прямые и кривые радиусом более 650 м
Кривые радиусом от 650 до 450 м (включительно)
Кривые радиусом от 449 до 350 м (включительно)
Кривые радиусом от 349 и менее
2.5.3. При проходе путеизмерителя с роликами или короткими лыжами по крестовинам стрелочных переводов с неподвижным сердечником ширина колеи в зоне крестовины на длине 6 м не измеряется и не оценивается, так как измерительные ролики, во избежание попадания в мертвое пространство крестовины, автоматически отводятся от рельсов.
На стрелочных переводах с подвижным сердечником (с непрерывной поверхностью катания) ширина колеи оценивается по всей длине перевода.
2.6. Положение рельсовых нитей по уровню. Взаимное положение (отклонение) рельсовых нитей по уровню определяется и оценивается по наклону задней (со стороны измерительной тележки) оси колесной пары вагона к горизонту, создаваемому гироскопической платформой измерительной системы.
2.6.1. Степень отклонения рельсовых нитей по уровню от номинального значения определяется величиной отклонения (с учетом масштаба записи) линии записи уровня на ленте от нулевой линии, соответствующей:
2.6.3. Отклонения рельсовых нитей по уровню делятся на плавные отклонения и перекосы пути. К перекосам пути относятся отклонения по уровню в разные стороны при расстоянии между вершинами отклонений, измеренном по нулевой линии на прямой, до 10 мм включительно на ленте (до 20 м на пути), рис.2.3. При этом в перекос входят отклонения по уровню по 2,5 мм на ленте за его вершинами (рис.2.4). Отклонения по уровню за указанными границами перекоса оцениваются как плавные.
Рис.2.3. Перекосы пути на записи уровня
путей сообщения РФ
К III степени относятся отступления, которые, при их неустранении после обнаружения, за период до очередной проверки пути путеизмерительным вагоном могут достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути. При этом отдельные из них могут перерасти в отступления, требующие уменьшения установленных скоростей или закрытия движения поездов. Работы по устранению неисправностей пути III степени относятся к первоочередным.
Требуется немедленно ограничивать скорость движения поездов при выявлении следующих отступлений III степени:
— сочетания отступлений в плане III степени с перекосом или просадкой III степени, расстояния между вершинами которых, измеренные по нулевой линии на прямой, накладываются одно на другое;
— три и более смежных отступления в плане III степени на длине 75 м и менее по рихтовочной нити на кривых; на прямых – независимо от нити;
— более 6 (или более 3-х при скорости движения поездов 60 км/ч и менее) отступлений III степени на километре по уровню, перекосам, просадкам, рихтовке (без учета отступлений III степени по ширине колеи);
— отступления III степени по уровню, в плане, перекосы, просадки на мостах и в тоннелях длиной от 25 до 100 м и на подходах к ним по 200 м в каждую сторону, а также на мостах и в тоннелях длиной более 100 м и на подходах к ним по 500 м в каждую сторону.
Километр, на котором выявлены указанные неисправности пути оценивается неудовлетворительно и работы по устранению отступлений должны быть выполнены без промедления (не более чем в суточный срок).
К IV степени относятся отступления, вызывающие увеличение сил взаимодействия пути и подвижного состава до таких значений которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда могут привести к сходу его с рельсов. Поэтому, при наличии хотя бы одной такой неисправности ограничивается скорость движения или закрывается движение поездов (в зависимости от фактической величины отступления) Километр оценивается неудовлетворительно и работы по устранению отступлений IV степени должны быть выполнены без промедления (не более чем в суточный срок).
Порядок действий работников дистанций пути и вагона путеизмерителя по выявлению учету, устранению и контролю за устранением неисправностей III, IV степени.
При обнаружении отступления, из-за которого скорость уменьшена до 15 км/ч, начальник путеизмерительного вагона телеграфом сообщает об этом
начальнику службы пути и начальнику отделения железной дороги, а о закрытии движения – и начальнику железной дороги. Каждый случай ограничения скорости вагоном-путеизмерителем до 15 км/ч или закрытия движения должен учитываться начальником дистанции пути как случай брака в работе.
Руководители дистанции пути, начальники участков, дорожные мастера все выявленные вагоном-путеизмерителем отступления III IV степени заносят в книги проверки пути формы ПУ-28, ПУ-29 для последующей организации работ по их устранению.
Начальник дистанции пути в оперативном приказе об устранении выявленных отступлений, требующих ограничения скорости, указывает срок устранения каждого отступления и ответственного за устранение. При сочетании или последовательностях отступлений им принимается решение, какое отступление из входящих в сочетание устранять в первую очередь,
чтобы отменить ограничение скорости.
Начальник дистанции пути по окончании проверки пути передает журнал оперативных приказов диспетчеру дистанции пути для проведения работы по передаче приказа руководителям линейных подразделений и осуществлению контроля за устранением отступлений. Оформленный приказ должен быть подписан начальником дистанции пути и незамедлительно ознакомлены все причастные работники: заместители начальника дистанции, начальники участков, старшие дорожные мастера, дорожные мастера.
Ответственность за своевременность передачи информации несет руководитель дистанции пути, сопровождающий вагон – путеизмеритель.
Дорожные мастера и бригадиры пути, получив информацию о выявленных вагоном – путеизмерителем неисправностях, заносят их в книги ПУ-28, ПУ-29 и организуют выполнение работ по их устранению.
Начальник дистанциипути пути или его заместитель по текущему содержанию пути координируют выполнение работ и при необходимости оказывают помощь линейным подразделениям рабочей силой, материалами, техникой
Отступления IV степени, выявленные вагоном-путеизмерителем, устраняются в суточный срок, отмена предупреждений об ограничении скорости движения в таких случаях производится после проверки пути начальником дистанции пути или его заместителем с докладом в суточный срок телеграфом в отдел пути отделения железной дороги, службу пути и Департамент пути и сооружений.
Выполнив работы по устранению выявленных отступлений, руководитель линейного подразделения информирует по телефону диспетчера дистанции пути и делает отметку об устранении в книге ПУ-28 или ПУ-29. При нахождении в конторе дистанции руководитель линейного подразделения представляет письменный доклад.
В случае невозможности своевременно устранить выявленные неисправности дорожный мастер обязан доложить об этом начальнику дистанции пути или его заместителю по текущему содержанию пути, которые должны принять решение об ограничении скорости движения на километре, оказании помощи путевой бригаде, усилении контроля за данным участком пути.
Порядок контроля за устранением отступлений, выявленных вагоном – путеизмерителем.
Департамента пути и сооружений
Журнал оперативных приказов по учету и контролю устранения отступлений III и IV степени, а также
Отступлений, повлекших за собой выдачу ограничений скорости движения поездов
В какой срок основной экземпляр ленты путеизмерительного вагона с заданием на устранение
ПРАВИЛА И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ РАБОТ ПРИ ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ПУТИ
УТВЕРЖДЕНЫ МПС РФ 30.06.1997 N ЦПТ-52
Заместитель начальника Департамента пути и сооружений В.Б.Каменский 30 июня 1997 г.
Подробно рассмотрены особенности и порядок выполнения путевых работ. Приведены наиболее рациональные способы выполнение работ, последовательность отдельных технологических операций, применяемые механизмы и инструменты.
Предназначены для работников путевого хозяйства, ведущих текущее содержание пути.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Характеристика работ по текущему содержанию пути и предъявляемые к ним требования
При текущем содержании пути выполняются работы, связанные с постоянным поддержанием элементов пути (верхнего строения, земляного полотна, искусственных сооружений, переездов, путевых и сигнальных знаков, электрических рельсовых цепей, полосы отвода, снего- и пескозащитных устройств и др.) в состоянии, обеспечивающем безопасный пропуск поездов с установленными скоростями.
Работы по текущему содержанию пути делятся на неотложные, первоочередные и планово-предупредительные.
Состав и объемы указанных работ изменяются в зависимости от вида отступления, конструкции верхнего строения, плана и профиля пути, грузонапряженности, скоростей движения поездов, наработки тоннажа, климатических условий, времени года, применяемых технических средств и др.
Неотложные и первоочередные работы связаны с устранением неисправностей пути, которые либо сами по себе, либо при стечении неблагоприятных обстоятельств (например, при наличии отступления в содержании подвижного состава или нарушений режима ведения поезда и др.) могут стать угрожающими для безопасности движения поездов или перерасти в таковые в период до очередной проверки пути, если их не ликвидировать. Поэтому в зависимости от степени неисправности (ее характера и размеров), она устраняется либо без промедления, либо в первую очередь (в течение двух-трех дней после обнаружения). Такие неисправности возникают в отдельных местах пути, как правило, непредвиденно и их устранение предусматривается по мере обнаружения в процессе осмотров и проверок пути.
К неотложным работам относятся: замена остродефектных или изломавшихся рельсов, остряков и крестовин на стрелочных переводах; устранение отступлений IV степени (и приравненных к ним) в содержании рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона и других путеизмерительных средств или обнаруженных при осмотре пути; устранение разрывов стыков (из-за среза стыковых болтов), слитых зазоров в более чем двух рельсовых стыках подряд в период ожидания повышения температуры рельсов и другие работы, связанные с ликвидацией неисправностей пути, угрожающих безопасности движения поездов.
К первоочередным относятся работы, связанные с устранением отступлений III степени в содержании рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона и других путеизмерительных средств, ликвидацией просадок пути в стыках с выплесками, регулировкой стыковых зазоров в тех местах, где имеются близкие к нулевым зазоры в стыках в период ожидаемого повышения температуры рельсов или предельно растянутые зазоры в период ожидаемого понижения температуры рельсов и др.
Планово-предупредительные работы направлены на предупреждение (профилактику) появления неисправностей пути, вызывающих уменьшение установленных скоростей движения поездов, например, устранение небольших по размерам, но часто повторяющихся по протяжению пути отступлений II степени в содержании рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона, замена отдельных дефектных элементов верхнего строения, закрепление ослабших болтов и др.
В отличие от неотложных и первоочередных планово-предупредительные работы заранее планируются. Они, как правило, выполняются сплошь на участке с отступлениями (звене, пикете, километре, нескольких километрах), например, выправка пути с подбивкой шпал на участке с большим количеством отступлений II степени по уровню, перекосам, просадкам, отклонениям в плане и др.
По назначению и характеру технологических операций планово-предупредительные работы подразделяются на узкоцелевые (самостоятельные), состоящие только из одного вида работ (например, рихтовка пути, закрепление болтов, добивка костылей) и комплексные (аналогичные подъемочному ремонту пути), включающие в себя несколько видов самостоятельных работ, совокупное выполнение которых восстанавливает на длительное время стабильность пути и резко сокращает объемы неотложных и первоочередных работ.
В зависимости от используемых технических средств и численности путевой бригады работы делятся на выполняемые с применением машин, механизмов и ручного инструмента. При этом они могут выполняться как укрупненной бригадой монтеров пути (12-18 чел.), например, сплошная планово-предупредительная выправка пути с применением электрошпалоподбоек, так и малочисленной (2-3 чел.) группой, например, перешивка колеи, довертывание гаек стыковых, клеммных и закладных болтов, шурупов и др.
Бригадир пути и дорожный мастер должны помнить, что прежде чем устранять неисправность пути, необходимо установить первоначальную причину ее появления и ликвидировать при производстве работ. В противном случае в том же месте она быстро появится вновь. Например, если грубая просадка стыка является следствием наличия в нем выплеска, то прежде чем ее выправлять и подбивать шпалы, необходимо прогрохотать загрязненный щебень в шпальных ящиках с выплесками на глубину не менее 10 см ниже подошвы шпал. Если при этом рельс в стыке имеет смятие, его следует наплавить или заменить, а также отрегулировать зазор.
Все путевые работы, выполняемые двумя и более монтерами пути, должны производиться под руководством и постоянным наблюдением освобожденного или неосвобожденного от непосредственного выполнения работ должностного лица в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, которое несет ответственность за правила, технологию, качество выполнения работ и обеспечение безопасности движения поездов при их производстве, а также технику безопасности работающих.
Накануне производства работ, ограждаемых переносными сигналами остановки или уменьшения скорости и требующих следования поездов по месту работ с особой бдительностью, должна даваться заявка о выдаче всем машинистам поездов и других железнодорожных транспортных средств предупреждений об остановке у красного сигнала, снижении скорости и подаче оповестительных сигналов при подъезде к месту работы.
Нельзя приступать к выполнению работ до тех пор, пока их руководитель не убедится, что предупреждения на поезда выдаются. Исключение могут составлять внезапные работы, требующие немедленного ограждения места работ сигналами остановки или уменьшения скорости, о чем сообщается дежурному по станции.
Предупреждения об особой бдительности машинистов локомотивов и других видов рельсового транспорта и подаче ими оповестительных сигналов при подъезде к месту производства работ выдаются также в случаях, предусмотренных Правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве.
От лиц, производящих работы и руководящих передвижением транспортных средств по пути, а также от локомотивных бригад, требуется в таких случаях проявление особой бдительности.
Запрещается: приступать к работе до ограждения места ее проведения сигналами установленным порядком; снимать сигналы до полного окончания работы.
Если работы продолжаются более одного рабочего дня, то они должны так организовываться и выполняться, чтобы к концу каждого рабочего дня обеспечивалось выполнение, в первую очередь, того их комплекса, которым гарантируется безопасное движение поездов в период до следующего начала работ со скоростями, предусмотренными технологическим процессом.
Полным окончанием работ считается выполнение их в таком объеме, который обеспечивает безопасное движение поездов по месту работ с установленными на участке скоростями.
Подготовленный к пропуску поездов путь должен отвечать требованиям, предъявляемым к нему в зависимости от установленной скорости движения. Они изложены в Инструкции по текущему содержанию пути и в Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
На станционных путях запрещается производить работы, требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, без согласия дежурного по станции и без предварительной записи руководителем работ в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, такие работы должны выполняться после получения согласия поездного диспетчера. В этом же журнале делается запись и об окончании работ, производимых на станционных путях и стрелочных переводах; при этом предварительное уведомление об этом может быть передано руководителем работ дежурному по станции телефонограммой с ближайшего от работы поста с последующим оформлением записи в журнале.
Порядок и время производства предвиденных работ, требующих закрытия станционных путей или стрелочных переводов, руководитель работ накануне должен согласовать с начальником станции, а работ, при которых может быть нарушено действие устройств СЦБ, также и с работниками дистанции сигнализации и связи. В таких случаях при производстве работ должен присутствовать электромеханик, который осуществляет и оформляет установленным порядком выключение и включение этих устройств.
Особые требования предъявляются к выполнению работ на бесстыковом пути, связанных с ослаблением его устойчивости, поэтому их разрешается производить при условии, если отклонение в сторону повышения измеренной температуры рельсовых плетей от температуры, при которой они были закреплены, в течение всего времени производства работ не превысит допускаемых значений, приведенных в Технических указаниях по устройству, укладке и содержанию бесстыкового пути. При этом должно учитываться, что в летние солнечные дни температура рельсов и температура воздуха нарастают неодинаково (рис.1.1).
Если же по условиям соблюдения температурных требований не представляется возможным произвести названные работы, их выполнение рекомендуется перенести на утренние часы, когда температура рельсов не превышает допускаемую. При этом ко времени максимального повышения дневной температуры рельсов должны быть полностью закончены отделочные работы, обеспечивающие необходимую сопротивляемость бесстыкового пути поперечному сдвигу при максимальной температуре рельсов. При этом особое внимание должно уделяться месту окончания работы, производимой с подъемкой рельсошпальной решетки или вырезкой балласта из-под шпал.
Рис.1.1. График температуры воздуха (1) и рельсов (2) в солнечный летний день (Центральный регион)
Если и в таких случаях не представляется возможным произвести названные работы, не нарушая расчетного температурного режима бесстыкового пути, то их выполнение следует перенести на более позднее время сезона, когда температура рельсов в дневное время не будет превышать допускаемую, либо перед началом работ произвести разрядку температурных напряжений в рельсовых плетях.
1.2. Технологические процессы путевых работ
Основные работы по текущему содержанию пути выполняются по типовым технологическим процессам, которые устанавливают перечень и последовательность выполнения входящих в них отдельных технологических операций, расстановку монтеров пути, машин и механизмов по месту и времени исходя из условия достижения максимального темпа производительности труда и наилучшего качества работ, наиболее эффективного использования «окон», полного обеспечения безопасности движения поездов и личной техники безопасности работников. Технологические процессы постоянно совершенствуются на базе применения современных машин и механизмов, передовых методов и приемов труда.
Типовые технологические процессы корректируются дистанцией пути с учетом местных условий, но при неизменной последовательности выполнения основных работ (технологических операций), входящих в типовой технологический процесс, при этом могут увеличиваться или уменьшаться перечень и объемы работ, общая численность путевой бригады и расстановка монтеров пути по операциям, продолжительность «окна», фронт работ и др.
К особенностям технологических процессов производства работ по текущему содержанию пути относятся: выполнение работ в «окна» (продолжительностью 2-5 ч) или короткие интервалы (10-20 мин) между поездами; значительный (несколько сотен метров или даже километр) фронт работ, простирающийся узкой (5-8 м) полосой, что затрудняет условия раскладки необходимых материалов и размещения механизмов и приборов из-за необходимости соблюдения габарита; осложненные условия обеспечения техники личной безопасности работников по причине непрекращающегося движения поездов по месту работ или по соседнему пути на двухпутных участках, а также растянутости фронта работ; сезонность производства работ, вследствие чего ограничен период времени, в который выполняются шпалобалластные и земляные работы; производство работ в течение всего года на открытом воздухе, что ухудшает условия выполнения работ и соблюдение требований техники безопасности монтерами пути, снижает производительность труда при неблагоприятной погоде (сильные морозы зимой и высокая температура летом, неудовлетворительная видимость при туманах, метелях и др.).
С целью сокращения времени выполнения отдельной работы или комплекса работ, связанных с нарушением целостности или ослаблением пути, не позволяющими пропускать поезда с установленной скоростью движения, в технологических процессах все работы и отдельные операции делятся на подготовительные, основные и заключительные (отделочные).
К подготовительным относятся работы, не нарушающие целостности пути и не вызывающие необходимости уменьшения установленной скорости движения поездов в период производства данной работы (например, зачистка заусенцев на деревянных шпалах при перешивке рельсовой колеи, выдергивание третьего основного и обшивочных костылей при выправке пути укладкой карточек в зимнее время, снятие в стыке пятого и шестого болтов при одиночной замене рельса, визирование пути при его выправке и др.).
К основным относятся работы, нарушающие целостность пути или его положение в профиле и плане, при которых либо нельзя пропускать поезда (например, снятый или расшитый рельс, поднятый домкратом или сдвинутый в сторону путь), либо требуется ограничение скорости движения поездов (например, крутой отвод пути при выправке или рихтовке, не полностью засыпанные балластом шпальные ящики, частично установленные и закрепленные клеммные болты и др.).
В заключительный период выполняются работы по отделке пути и приведению его в состояние, гарантирующее обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями в течение длительного периода.
В технологических процессах должна предусматриваться уборка с пути в конце рабочего дня и транспортировка к месту хранения или складирования материалов верхнего строения, снятых во время производства работ.
В основе составления технологических процессов лежат нормы времени и нормы выработки монтеров пути и машин, с помощью которых определяется наиболее рациональный темп работ и их последовательность, исключающая непроизводительные потери рабочего времени.
2. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПУТЕВЫЕ РАБОТЫ
2.1. Выправка пути
Основные положения. Необходимость выправки пути (стрелочных переводов) в процессе текущего содержания определяется по путеизмерительным лентам, а также по результатам осмотра и проверки пути бригадиром, дорожным мастером и другими должностными лицами, несущими персональную ответственность за техническое состояние пути и его текущее содержание.
Критериями назначения выправки пути служат: отклонения от норм (номинальных значений) рельсовых нитей по уровню, местным просадкам, отводам возвышения наружных нитей в местах, сопряжения прямых с кривыми, а также неплотное прилегание рельса к подкладкам или шпал к балластной постели и др. (рис.2.1 и 2.2).
Рис.2.1. Признаки необходимости проведения выборочной (неотложной или первоочередной) выправки пути:
При выправке локальных отступлений подбивкой шпал сначала вывешивается и выравнивается в продольном направлении (на глаз или с помощью оптических приборов) рельсовая нить с меньшей величиной просадки; по ней устанавливается в требуемое положение по уровню другая рельсовая нить, после чего производится подбивка шпал, при этом длина подбиваемого отрезка пути определяется по той нити, по которой вывешено (отделено от балластной постели) большее количество шпал.
Подбивка шпал и переводных брусьев может производиться торцовыми подбойками, электрическими шпалоподбойками, выправочно-подбивочно-рихтовочными машинами.
Ручная подбивка, как правило, применяется при неотложной и первоочередной выправках пути, производимых выборочно в интервалы времени между поездами и требующих частого свертывания и развертывания работ для пропуска поездов и перехода бригады от одного места выправки к другому.
Отводы пути при пропуске поездов по месту работ должны быть не круче указанных в табл.2.1.
Рис.2.2. Признаки необходимости проведения сплошной планово-предупредительной выправки пути:
Таблица 2.1 Допускаемые уклоны отводов пути, устраиваемых при пропуске поездов во время выправки пути