в какой срок должна быть выполнена расшифровка трудных поездок
Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера
В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевых листов. Этот документ — основание для списания горючего в состав расходов для целей бухгалтерского и налогового учета, поэтому важно оформлять его правильно. Мы подготовили обзор внесённых изменений и пример заполнения путевого листа.
Кто должен составлять путевой лист
Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). В нём прописывается маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и пр. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:
Путевые листы составляют индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности или для собственных нужд.
В новых правилах заполнения путевых листов убрали оговорку о том, что путевой лист оформляется только при перевозке пассажиров, багажа и грузов (Приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368). Поэтому может показаться, что теперь даже на пустые транспортные средства надо будет оформлять документ. Но оговорка осталась в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Так как юридическая сила ФЗ № 259-ФЗ выше, чем у Приказа Минтранса, полагаем, что оформлять путевые листы по-прежнему надо только для перевозки грузов, багажа и пассажиров.
Когда составлять путевой лист и сколько он действует
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.
Время оформления | Срок действия | |
---|---|---|
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня | До начала первого рейса | На один день |
Рейс превышает продолжительность смены | До начала рейса | На срок, соответствующий длительности рейса или На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день |
Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.
Вести учет путевых листов и ГМС по правилам — это просто.
Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года
Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2021 по 1 января 2027 года.
Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Рассмотрим важные изменения подробнее.
Изменение 1 — новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»
В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения о перевозке». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.
Видов перевозок пассажиров и багажа в ФЗ предусмотрели всего три: регулярные, по заказам и на легковых такси. Этого точно недостаточно, поэтому в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ Минтранс уточнил порядок заполнения этого реквизита. В графе «Вид перевозки» надо указывать один из следующих видов:
Изменение 2 — «Сведения о транспортном средстве»
Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.
Изменение 3 — порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле
В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».
Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:
Изменение 4 — электронная форма журнала регистрации путевых листов
Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.
Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году
Обязательные реквизиты путевого листа перечислены в Приказе Минтранса от 11.09.2020 № 368 и ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Первая группа даёт право на допуск транспорта к эксплуатации, а вторая — даёт право принять путевой лист к учёту.
Для допуска к эксплуатации
Чтобы на основании путевого листа списать ГСМ, в нём необходимо указать следующие реквизиты (разд. I Приказа № 368):
Наименование и номер. Укажите в бланке название документа и тип транспорта, для которого он составлен. Например, «Путевой лист легкового автомобиля». Нумеруйте путевые листы в хронологическом порядке.
Сведения о сроке действия. Сюда включите срок (число, месяц, год), в течение которого можно совершать поездки по выданному путевому листу. Документ может быть выдан и на несколько дней — в таком случае нужно указать даты начала и окончания срока, когда путевой лист может быть использован.
Сведения о перевозке. Это новый обязательный реквизит с 2021 года. В нём нужно указывать сведения о виде перевозки и сообщения. Эти данные приведены в ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Мы рассказали о них подробнее в разделе с изменениями 2021 года.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Тут нужно указать:
Сведения о транспортном средстве. В путевой лист нужно включить информацию о транспортном средстве:
Сведения о водителе. Эта часть должна содержать:
Если одно транспортное средство используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину. В нём нужно указывать данные водителей, которые первыми выезжают с парковки и последними заезжают. Если путевой лист выписан на нескольких водителей, отметки о предрейсовом медосмотре должны быть в отношении каждого из них.
Для принятия к учёту
Помимо указанных реквизитов, путевой лист, как первичный документ, должен содержать обязательные реквизиты, установленные для всех первичных документов п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Обязательные реквизиты, согласно Закону № 402-ФЗ:
Часто для служебных поездок работники компании используют личные автомобили. Например, директор использует автомобиль для поездок в командировку, а менеджер может ездить на личном автомобиле на встречи с партнерами.
Чтобы подтвердить расходы на ГСМ, каждую поездку нужно отразить в путевом листе.
Дополнительные реквизиты путевого листа
Организации и ИП могут указать в путевом листе дополнительные реквизиты, учитывающие особенности их деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта (п. 7 разд. I Приказа № 368).
Такими дополнительными реквизитами, по мнению автора, могут быть:
Данные реквизиты позволяют организации осуществлять внутренний контроль над обоснованностью списания горючего.
Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь
Форма и порядок заполнения путевого листа
Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.
Бланк, который будете применять, закрепите в учётной политике. Перед этим проверьте, чтобы путевой лист соответствовал всем требованиям к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а не только к обязательным реквизитам листа. Если у вас уже есть утверждённая форма путевого листа, не забудьте доработать её под новые требования 2021 года.
Мы подготовили несколько образцов путевых листов, оформленных по новым правилам.
Образец путевого листа легкового автомобиля на основе типовой формы № 3
Образец путевого листа грузового автомобиля на основе типовой формы № 4-П
Нормы расхода топлива
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте введены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”».
В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
На основании Методических рекомендаций в организациях утверждаются нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.
НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на горюче-смазочные материалы. Но если компания применяет эти нормы, она может подтвердить экономическую оправданность расходов в случае разногласий с налоговой (ст. 252 НК РФ).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Чего на самом деле требует от туристов Роспотребнадзор и законно ли это?
У туристов требования Роспотребнадзора вызывают очень много вопросов. К нашему удивлению, даже сами сотрудники ведомства по-разному толкуют один и тот же документ. Мы подробно разобрали постановление главного санитарного врача. В ответ получили почти 170 комментариев от читателей. Многие просили, чтобы этот документ прокомментировал юрист.
Мы изучили комментарии читателей и выделили важные вопросы:
Редакция путешествий Т—Ж
У многих туристов действительно возникает вопрос: насколько требования Роспотребнадзора соответствуют нормам действующего законодательства? Давайте разбираться.
Что нужно сделать по возвращении из-за границы по требованиям Роспотребнадзора:
Теперь о том, насколько все это законно.
Главный государственный санитарный врач РФ обязал россиян, которые прибывают на самолете, заполнить анкету на госуслугах для возвращения из-за границы. Сделать это нужно до вылета в страну, не позднее регистрации на рейс. Еще одну анкету Роспотребнадзор требует заполнить на борту самолета.
Постановление главного санитарного врача распространяется на всех граждан России, которые прилетают из-за рубежа. Поэтому те, кто отказывается заполнить анкету или забывает это сделать, нарушают установленные нормы. За такое нарушение предусмотрен штраф от 15 до 40 тысяч рублей, а если нарушитель кого-то заразит — от 150 до 300 тысяч рублей.
Некоторые туристы считают, что требование Роспотребнадзора противоречит статье 24 Конституции, согласно которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни не допускаются без согласия гражданина. А еще это якобы противоречит пункту 1 части 1 статьи 6 закона «О персональных данных».
На самом деле закон допускает обработку персональных данных без согласия субъектов персональных данных. Например, если информация нужна для исполнения полномочий исполнительной власти или органов местного самоуправления. Это прописано в пункте 4 части 1 статьи 6 закона «О персональных данных». В ситуации с анкетой Роспотребнадзор собирает данные, чтобы предотвращать распространение коронавирусной инфекции.
Есть мнение, что достаточно написать на бланке «Не даю согласия на сбор, хранение и обработку моих персональных данных» и отдать анкету в таком виде. Но в этом случае велик шанс получить штраф за нарушение требований постановления главного санврача. Штраф можно оспорить в суде, но проблема противостояния гражданина и государственных органов в том, что суды в большинстве случаев становятся на сторону ведомств.
Бывают случаи, когда граждане отказываются заполнять анкеты и не попадают в базу тех, кто должен в течение трех дней сдать тест и предъявить его результат Роспотребнадзору. Но есть риск, что ведомство сравнит списки прилетевших в страну с перечнем тех, кто заполнил анкету и разместил результаты теста, и начнет выписывать штрафы всем, кто окажется в первом списке и будет отсутствовать во втором.
Так получилось с жителем Альметьевска в Татарстане. На его примере можно увидеть, что будет, если не сдать тест на коронавирус после пересечения границы. Он прилетел в Россию из Турции 1 сентября, анкету на госуслугах не заполнил, тест не сдал и, соответственно, результат не разместил. Суд признал его виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и оштрафовал на 15 тысяч рублей.
Механизм реализации требований Роспотребнадзора не проработан и в некоторых моментах противоречит действующим законам. Например, в законодательстве не указано, что гражданин обязан зарегистрироваться на госуслугах. А ответа на вопрос, как загрузить тест на коронавирус на госуслуги, если у человека нет личного кабинета на этом портале, пока не существует. Поэтому, когда Роспотребнадзор обязывает размещать информацию только там, он нарушает права и законные интересы граждан.
Возникает дилемма: само требование Роспотребнадзора заполнить анкету укладывается в рамки действующего законодательства, а вот механизм его реализации в некоторых моментах законы нарушает. Это дает россиянам повод искать обходные пути.
Несмотря на то что есть противоречие, нельзя сказать, что требования Роспотребнадзора незаконны. На это можно ссылаться, только если, например, Конституционный суд вынесет соответствующее постановление. Пока нет заключения компетентного органа, мы можем говорить только о том, что Роспотребнадзор нарушает права граждан, закрепленные другими актами. При этом его требования законны, потому что установлены в рамках компетенции.
Ссылаться на то, что сайт не открывался, не было доступа к интернету или на другие технические причины, тоже не лучший вариант. На госуслугах указан способ решения этой проблемы: если нет возможности самостоятельно заполнить анкету, нужно проследовать по специальным указателям и обратиться за помощью к сотруднику аэропорта.
Как путешествовать во время пандемии
У главного государственного санитарного врача есть полномочия заниматься нормотворчеством — утверждать правила, обязательные для всех. Он вправе принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы об организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В полномочия Роспотребнадзора входит федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства. И как раз эти полномочия реализует ведомство, когда контролирует исполнение требований главного санврача. Поэтому Роспотребнадзор вправе просить в суде штрафовать тех, кто такие требования не соблюдает.
Россияне обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе постановления и предписания должностных лиц, которые осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор. По закону никто не должен нарушать права других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. За это можно получить штраф. Основание — то самое постановление главного государственного санитарного врача.
Формулировки в постановлении главного санитарного врача расплывчаты — отсюда и сложность в трактовке. Дословно текст пункта 2.2 постановления звучит так:
«В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму „Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации“. До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания)».
Из этой формулировки неясно, отводятся эти три дня на все — и сдачу теста, и загрузку результата — или только на сдачу, а разместить результат можно позднее.
Увы, но на это у меня нет однозначного ответа. Власти сами не могут определиться с толкованием этой нормы. В одном случае Роспотребнадзор говорит, что тест на COVID-19 необходимо сдать в течение трех суток со дня пересечения внешней границы Российской Федерации, а результат загрузить через портал госуслуг, когда он будет готов, но не позднее семи дней со дня пересечения границы.
В другом ответе Роспотребнадзор утверждает, что сдать анализ и разместить информацию о результате ПЦР в ЕПГУ надо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию России.
Более того, даже суды никак не могут прийти к единому мнению на этот счет.
Например, один путешественник прилетел в Санкт-Петербург из Стамбула 2 августа и к 00:01 6 августа не разместил результат на портале госуслуг. В отношении него составили протокол об административном нарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Суд признал петербуржца виновным в нарушении требований санитарного врача. В то же время суд принял во внимание, что гражданин прошел обследование 4 августа и в 11:30 6 августа разместил полученный результат на госуслугах.
В результате суд освободил петербуржца от административной ответственности, потому что правонарушение было малозначительным: тест путешественник сдал, результат оказался отрицательным, пропуск срока размещения сведений на портале был незначительным. То есть турист не представлял опасную угрозу для личности, общества или государства.
Я рекомендую трактовать эту норму как три дня на все: сдать тест, получить результат и разместить его на портале госуслуг. Поскольку территориальные органы Роспотребнадзора и суды пока сами никак не могут договориться о единообразном прочтении нормы, лучше исходить из худшего варианта, чтобы потом не отстаивать свою правоту в суде. Высока доля риска, что суд усмотрит нарушение и назначит штраф.
С 17 ноября 2020 года начали действовать изменения в постановление главного государственного санитарного врача от 22.05.2020 № 15, где сказано, что срок выполнения лабораторного исследования на COVID-19 не должен превышать 48 часов от поступления биоматериала в лабораторию до выдачи результата пациенту. Возможно, теперь туристам будет проще уложиться в трехдневный срок со сдачей и размещением результатов на госуслугах.
Роспотребнадзор обязал туристов самоизолироваться до получения результатов теста. Появляется закономерный вопрос: как сдать тест, не нарушая самоизоляцию?
Мнения сотрудников Роспотребнадзора расходятся. Одни говорят, что есть всего два варианта: сдать анализ в аэропорту или на дому. Другие, что можно пойти в лабораторию или поликлинику и сдать анализы там, а потом уже самоизолироваться.
По общему правилу граждане соблюдают самоизоляцию, если временно не ходят на работу, учебу и минимизируют посещение общественных мест. То есть вы можете выйти из дома, чтобы сдать анализ, при условии что примете меры предосторожности: наденете маску и поедете на своем автомобиле или такси, чтобы свести к минимуму контакты с окружающими людьми.
К сожалению, законодатели еще не закрепили понятие «самоизоляция», хотя в нормах, которые требуется соблюдать, оно уже фигурирует. Однозначно сказать, будет ли поход в клинику нарушением режима, нельзя: есть вероятность, что надзорные органы могут по-своему трактовать это понятие, и в этом случае придется отстаивать свои права в суде. Если не готовы рисковать, рекомендую сдавать тест в аэропорту или вызывать сотрудника лаборатории на дом.
Закон действительно предусматривает право отказаться от любой медицинской манипуляции. Но из этого правила есть исключение: медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается, если гражданин страдает заболеванием, которое представляет опасность для окружающих.
При этом россиянам приходится нести дополнительные затраты на тесты, поскольку не во всех регионах анализы можно сдать бесплатно, а тем более бесплатно и быстро. Средняя стоимость теста — 2—3 тысячи рублей. Это недоработка надзорного ведомства, которое не смогло обеспечить граждан возможностью соблюсти требование закона и при этом не нести дополнительных финансовых и временных затрат. Но нежелание нести дополнительные затраты не освобождает от ответственности: не хотите платить за тест, придется заплатить штраф за несдачу теста на коронавирус по прилете из-за границы. Другой вариант: можно отказаться от поездок, тогда не придется платить за исследование.
Выбор в любом случае за вами, но помните, что нарушителю может грозить не только административный штраф, но и уголовная ответственность. Если человек, который уклоняется от прохождения теста, окажется заразным, его действия при наличии явной угрозы массового заболевания можно квалифицировать по статье 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил».
Санкции, которые грозят гражданам по этой статье:
Если из-за нарушения погибнет человек, санкции серьезнее:
Что в итоге
Не стоит отказываться заполнять анкету на госуслугах или на борту самолета. Роспотребнадзор может проверить списки пассажиров, и тогда грозит штраф от 15 до 40 тысяч рублей.
Ссылаться на то, что сайт госуслуг не открывался, не было доступа к интернету или произошли другие технические проблемы, не лучший вариант. Если вы не можете заполнить анкету, обратитесь к сотруднику аэропорта.
Постановление о сдаче тестов и самоизоляции туристов издал главный санитарный врач. У него есть полномочия издавать такие постановления, и туристы должны им следовать. Иначе — штраф.
Медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении тех, кто страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. К ним относится и коронавирусная инфекция.
Если дело дошло до суда, попробуйте доказать, что вы совершили все необходимые действия, но не смогли выполнить требования в срок по не зависящим от вас причинам. Если вы сами виноваты в том, что нарушили требования, попросите суд освободить вас от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Алексей, жаль, что такие мысли и вопросы не появляются у авторов подобных норм и постановлений.
«Медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении тех, кто страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. К ним относится и коронавирусная инфекция.» А если гражданин, в данной ситуации, не страдает короной, например? У нас что теперь презумпция виновности что ли? Поясните, пожалуйста.
к сфере административного права в целом этот принцип не имеет отношения
Григорий, ну тогда клевета.
Сам прошел через все эти манипуляции вместе со всей семьей после поездки в Турцию. Сказать, что вся эта система тестов по прилету сделана «на отвали», это не сказать ничего. Так как из всей большой семьи на бесплатные анализы в поликлинике смогли зарегистрироваться только двое (остальным не хватило талонов), остальные трое человек решили как примерные граждане воспользоваться услугой сдачи теста в аэропорту, потому что это рекламировалось как официальный, более быстрый и удобный путь, пусть и чуть дороже других вариантов. То, что из себя представляла эта сдача анализов в аэропорту, надо было видеть. Огромное помещение, куда согнали прилетевших со всех рейсов — из Турции, из союзных республик и прочих открытых на тот момент направлений. В масках были единицы, санитайзеров не было ни одного — только толпа людей, которая постепенно превращалась в очередь, тянувшуюся к загородке, за которой сидела одна(!) одна, черт возьми, на несколько тысяч человек медсестра, принимающая эти анализы. Поговорив с людьми, которые прилетели транзитным рейсом и ждали вылета в регионы, мы узнали, что некоторые ждут своих результатов по 12 с лишним часов, просто потому что у них нет альтернативы сдать тесты где-то в Москве, они просто вынуждены сдавать их в аэропорту. У нас такая альтернатива была, и мы поехали домой.
Трое бесталонных на следующее же утро пошли делать тесты в частную контору, где нам сказали, что тест нужно сделать в течение трех дней, загрузить на госуслуги фото чека, а результат отправить уже как придется. И тут началась фантасмагория. Когда я отправлял свой тест, меня смутило то, что в анкете не было пункта «тест сдан, результаты ждем», а только «положительный» или «отрицательный» результаты. Звоню в горячую линию, молодой человек на проводе говорит — поставьте отрицательный и не парьтесь. По мне так это тянет на предоставление заведомо ложных сведений. Звоню еще раз, попадаю на другого сотрудника, рассказываю об ответе предыдущего, и получаю в ответ сакраментальное «Кто вам такое сказал?». В итоге загрузил анкету еще раз, когда уже пришел результат. То, что, по факту, я загружал анкеты дважды, видимо, никого не волновало.
С женой и тещей, которым «повезло» получить бесплатные талоны на тесты в поликлинике, получилось вообще весело. Придя в поликлинику и отстояв очередь, они с удивлением узнали, что в поликлинике делают тесты, но не те, которые нужны для анкеты роспотребнадзора. В итоге им все равно пришлось идти в частную контору для сдачи ПЦР. Но это, на минуточку, был уже второй день по прилету, а результаты приходили через два-три дня. Мы решили, будь что будет, и загрузили результаты где-то уже день на пятый, и, судя по всему, все обошлось. Но нервов лично я из всей этой истории потратил на несколько лет вперед.
Ну и самое забавное, что после Турции никто даже насморк не схватил, семейство разболелось куда позже, через пару месяцев — один с работы притащил, другой из детского сада.