в какой ситуации местный бюджет является дотационным
Статья 138.4. Дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.)
Статья 138.4. Дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
1. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут предоставляться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе с установлением условий предоставления указанных дотаций, а также в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований.
Методика распределения дотаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам отдельных муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться иные дотации, источником финансового обеспечения которых являются дотации, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели. Распределение указанных дотаций между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с распределением, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или правовым актом Правительства Российской Федерации, если бюджету субъекта Российской Федерации предоставляются дотации для двух и более муниципальных образований.
Статья 15. Местный бюджет
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2021 г. (на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.)
ГАРАНТ:
В дополнение см. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских, сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.
В какой ситуации местный бюджет является дотационным
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 23 января 2020 г. N 06-04-11/01/3728 О предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений муниципальными районами, подпадающими под действие пункта 3 статьи 136 БК РФ, и возможности оказания финансовой поддержки поселениям муниципальными районами в целях сбалансированности бюджетов поселений
В соответствии со статьей 142 БК РФ межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов; субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных статьями 133 и 140 БК РФ; субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, установленных статьями 133 и 140 БК РФ; субсидий бюджетам муниципальных образований; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в случаях, установленных статьей 142.2 БК РФ; иных межбюджетных трансфертов.
Согласно статьи 142.3 БК РФ в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ, бюджетам других муниципальных образований могут быть предоставлены субсидии из бюджета муниципального образования в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 142.4 БК РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
Таким образом, БК РФ предусматривается возможность предоставления из бюджета муниципального района бюджетам поселений субсидий и иных межбюджетных трансфертов,
При этом указанное предоставление не связано с отнесением муниципального образования к какому-либо уровню дотационности, установленному финансовыми органами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 136 БК РФ, поскольку в пункте 3 указанной статьи установлен запрет на установление и исполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Что касается оказания финансовой поддержки поселениям муниципальными районами в целях сбалансированности бюджетов поселений, сообщаем следующее.
Предоставление межбюджетных трансфертов в целях сбалансированности бюджетов поселений является задачей регионального уровня власти, а не муниципального района.
Двойное предоставление дотаций на сбалансированность бюджетов поселений (из регионального и районного бюджетов) приведет к дублированию полномочий и усложнению межбюджетных отношений, снижению предоставляемых межбюджетных трансфертов в форме дотаций на выравнивание, которые для поселений являются более предпочтительным способом оказания финансовой поддержки.
В БК РФ предусматривается предоставление дотаций на сбалансированность только на федеральном и региональном уровнях.
Так, статьей 138.4 БК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут предоставляться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе с установлением условий предоставления указанных дотаций, а также в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований. Методика распределения указанных дотаций и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление из бюджета муниципального района таких форм межбюджетных трансфертов бюджетам поселений, как дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, горизонтальных субсидий, иных межбюджетных трансфертов, иных дотаций, полагаем достаточным.
Учитывая изложенное, предложение о предоставлении из бюджета муниципального района бюджетам поселений дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов не поддерживается.
Директор Департамента межбюджетных отношений | Л.А. Ерошкина |
Обзор документа
БК РФ предусмотрена возможность предоставления из бюджета муниципального района бюджетам поселений субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
При этом предоставление не связано с отнесением муниципального образования к какому-либо уровню дотационности.
Минфин не поддержал предложение о предоставлении из бюджета муниципального района бюджетам поселений дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Статья 52. Местные бюджеты
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ статья 52 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
Статья 52. Местные бюджеты
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 52 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, направленные письмом Минфина России от 15 декабря 2006 г. N 06-04-08/01-161
3. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ в часть 6 статьи 52 настоящего Федерального закона внесены изменения
6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
В какой ситуации местный бюджет является дотационным
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические указания о порядке расчета и перечисления из бюджетов поселений и муниципальных районов (городских округов) в бюджет субъекта Российской Федерации субсидий, установленных статьей 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации
I. Общие положения
1. Целью настоящих Методических рекомендаций является оказание методологической поддержки органам государственной власти Российской Федерации по реализации положений статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления порядка расчета и предоставления субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов.
3. Объем субсидий, подлежащих перечислению из бюджетов муниципальных образований в региональный бюджет, рассчитывается до распределения регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
Для каждого типа муниципального образования законом субъекта Российской Федерации может быть установлен свой уровень.
5. Нецелесообразно устанавливать Субсидии тем муниципальным образованиям, которые не могут обеспечить свои расходные полномочия за счет налоговых доходов и получают дотации из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.
7. Объем Субсидий, подлежащий перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации не может превышать 50% от величины превышения подушевых расчетных налоговых доходов в отчетном году над средним уровнем, установленным законом субъекта Российской Федерации.
8. Расчетные налоговые доходы муниципального образования в расчете на одного жителя после исключения межбюджетной субсидии, подлежащей перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не могут быть ниже расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя иного муниципального образования, которое до исключения указанной межбюджетной субсидии имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя.
9. Установление Субсидии для муниципального образования является основанием для его исключения при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитанной исходя из численности жителей.
Установление Субсидии для муниципального образования не является основанием для его исключения при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитанной исходя из уровня бюджетной обеспеченности.
10. Настоящая Методика не применяется в отношении порядка расчета и предоставления субсидий из бюджетов внутригородских муниципальных образований бюджетам городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
II. Методика расчета субсидий из бюджетов поселений, муниципальных районов, городских округов в региональный бюджет
1. Размер субсидий из бюджета поселения, муниципального района (городского округа) в региональный бюджет рассчитывается по следующей формуле:
— размер субсидий из бюджета i-го поселения, муниципального района (городского округа) в региональный бюджет;
— подушевые расчетные налоговые доходы i-го поселения, муниципального района (городского округа) в последнем отчетном году
— численность постоянного населения i-го поселения, муниципального района (городского округа).
Объем межбюджетных субсидий устанавливается равным «0» для муниципальных образований, по которым расчетный объем субсидий в соответствии с указанным расчетом приобретает отрицательное значение.
2. Расчет объема подушевых расчетных налоговых доходов i-го поселения, муниципального района (городского округа) производится по формуле
— объем расчетных налоговых доходов i-го поселения, муниципального района (городского округа);
— расчетные налоговые доходы бюджета i-того муниципального образования по дополнительным нормативам отчислений в случае, если законом субъекта РФ в рамках реализации ст. 58 Бюджетного кодекса РФ установлены дополнительные дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты в счет замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований;
— численность постоянного населения i-го поселения, муниципального района (городского округа).
3. Расчет объема подушевых расчетных налоговых доходов в среднем по поселениям, муниципальным районам (городским округам), установленного в качестве критерия для предоставления бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из местных бюджетов производится по формуле:
Данный показатель рассчитывается по типам муниципальных образований, то есть среднее значение показателя определяется отдельно для поселений и муниципальных районов (городских округов). При этом расчетные налоговые доходы муниципальных районов и городских округов приводятся в сопоставимые условия.
III. Порядок предоставления субсидий
1. Объем Субсидий, подлежащих перечислению из местных бюджетов, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Субсидии из бюджетов муниципальных районов и городских округов учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
Субсидии из бюджетов поселений учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки поселений.
В случае наделения представительных органов муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, Субсидии из бюджетов поселений, входящих в состав территории муниципальных районов, учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда компенсаций.
1. Субсидии, указанные в пункте 1, предусматриваются в местном бюджете в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В случае невыполнения представительным органом муниципального образования указанных требований сумма межбюджетных средств взыскивается за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в порядке, определяемом финансовым органом субъекта Российской Федерации с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.*(4)
3. Сроки перечисления субсидий муниципальными образованиями устанавливаются субъектом Российской Федерации с учетом особенностей организации бюджетного процесса на региональном уровне. Так, например, перечисление Субсидий может осуществляться ежемесячно с начала финансового года, не позднее 25 числа очередного месяца, в размере одной двенадцатой от общего размера Субсидии.
*(1) Бюджеты поселений и (или) муниципальных районов (городских округов).
*(2) Возможно установление иными законами субъектов РФ: законом субъекта РФ о бюджетном процессе, приложением к закону субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период, к законам о региональном фонде финансовой поддержки поселений и региональном фонде финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
*(3) В 2008 году в соответствии с ФЗ от 29.12.2005 г. № 198-ФЗ пороговое значение не может быть ниже 1,3 от среднего уровня подушевых расчетных налоговых доходов муниципальных образований соответствующего типа в отчетном году.
*(4) Приказ Минфина России от 31.10.2007 № 97н «Об общих требованиях к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов».
Обзор документа
Региональным законом может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Федерации субсидий из местных бюджетов. Это возможно, если в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, определенный законом.
Разработаны методические рекомендации об установлении порядка расчета и предоставления таких субсидий. Его рекомендовано прописывать в региональном законе о межбюджетных отношениях.
Объем подлежащих перечислению субсидий рассчитывается до распределения региональных фондов финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов).
Для каждого типа муниципального образования региональным законом может быть установлен свой пороговый уровень.
Нецелесообразно устанавливать субсидии тем муниципальным образованиям, которые не могут обеспечить свои расходные полномочия за счет налоговых доходов и получают дотации из региональных фондов поддержки.
Установление субсидии для муниципалитета является основанием для его исключения при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитанной исходя из численности жителей. При этом в распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитанной исходя из ее уровня, такое муниципальное образование участвует.