в какой секции будет происходить активация генераторов огнетушащего аэрозоля при принудительном сдо
В Поездку
Все для локомотивной бригады
5. Выбор и установка режимов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля
5.1. При включении питания БКИУ на нем автоматически установится режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля такой – же, что и у БКИУ других секций, входящих в локомотив. Если БКИУ остальных секций в этот момент будут выключены, то будет автоматически установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ».
5.2. Для изменения режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля используется кнопка «РЕЖИМ» в правой части лицевой панели БКИУ. При каждом ее нажатии режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля изменяется:
5.3. Текущее значение режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля отображается одним из 3-х светодиодов группы «РЕЖИМ» в правой части лицевой панели блока БКИУ.
5.4. Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля во всех секциях локомотива изменяется синхронно (с задержкой не более 3 секунд).
Принудительный запуск генераторов огнетушащего аэрозоля происходит через 30 секунд после трехкратного нажатия кнопки «ПУСК» на лицевой панели блока БКИУ или закрытия дверей тепловоза.
5.6. Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ» используется для ускоренного запуска генераторов огнетушащего аэрозоля при возникновении пожара в соседней секции при отсутствии там людей. В этом режиме запуск генераторов огнетушащего аэрозоля возможен только при нажатии кнопки «ПУСК». В этом режиме штатный (произошло срабатывание одного и более пожарных извещателей в одном пожарном шлейфе) запуск генераторов огнетушащего аэрозоля происходит сразу после однократного нажатия кнопки «ПУСК» (при условии, что все двери секции локомотива, где обнаружено возгорание, закрыты). Принудительный запуск генераторов огнетушащего аэрозоля происходит после трехкратного нажатия кнопки «ПУСК» на лицевой панели блока БКИУ.
5.7. Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ»
Используется во время длительной стоянки тепловоза, когда локомотивная бригада на длительное время покидает тепловоз. При установке этого режима включается прерывистый звуковой сигнал встроенного в БКИУ зуммера. Если все двери секции закрыты, включаются световые оповещатели «АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН». В этом режиме при срабатывании одного пожарного извещателя в любом пожарном шлейфе секции
включатся звуковой оповещатель и световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ», табло «ПОЖАР», подсветка кнопки «ПУСК» БКИУ. При срабатывании двух и более пожарных извещателей в пожарном шлейфе секции кнопка «ПУСК» соответствующего БКИУ начнет светиться прерывисто и при условии, что все двери секции закрыты, начнется отсчет 30-ти секундной задержки. Открытие любой двери
секции в это время приведет к прекращению отсчета задержки, при закрытии всех дверей отсчет задержки начнется с начала. После окончания отсчета задержки кнопка «ПУСК» на лицевой панели БКИУ начнет светиться непрерывно. После этого СПСТ активирует генераторы огнетушащего аэрозоля основной очереди.
При возвращении локомотивной бригады в тепловоз режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» должен быть заменен на режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»
В Поездку
Все для локомотивной бригады
8. Инструкция для локомотивной бригады по эксплуатации СПСТ
При эксплуатации системы СПСТ и возникновении пожара локомотивная бригада должна руководствоваться «Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе» ЦТ-ЦУО-175 (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N E-1672у).
8.1. Подготовка к использованию.
Для подготовки системы СПСТ к использованию необходимо произвести следующие действия:
В других секциях тепловоза необходимо осуществить такие же действия для включения блоков БК и БКИУ. Если после включения блоков БКИУ и БК тепловоза звучит непрерывный звуковой сигнал, то необходимо нажать кнопку «ЗВУК ОТКЛ», сигнал должен отключиться.
8.2. Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара, если локомотивная бригада находится в тепловозе.
Локомотивная бригада путем осмотра должна убедиться в возникновении пожара. После визуального обнаружения пожара локомотивная бригада должна принять меры к тушению пожара. При локальном возгорании использовать для тушения ручные огнетушители, а при пожаре в 2-х и более узлах применить СПСТ.
Для этого необходимо остановить тепловоз, следуя указаниям «Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе» ЦТ-ЦУО-175 (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N E-1672у).
После остановки локомотива перед тем как локомотивная бригада покинет тепловоз необходимо снять тормозные башмаки для закрепления данного состава и в течении 15 минут закрепить состав.
После нажатия кнопки «РЕЗЕРВ» активируется резервная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.
Помните! При принудительном запуске генераторов огнетушащего аэрозоля (система пожарной сигнализации не обнаружила возникновение пожара) активация генераторов огнетушащего аэрозоля будет происходить в секции, где три раза нажата кнопка «ПУСК».
8.3. Действия локомотивной бригады при установке тепловоза в отстой (локомотивная бригада находится вне тепловоза).
Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения
Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ) предназначена для раннего автоматического обнаружения пожара по уровню задымленности, его оперативной регистрации с выдачей машинисту информации как о пожаре, так и о неисправностях системы, с указанием соответствующего места в электровозе и тушения пожара в автоматическом режиме и ручном режиме управления.
СПСТ состоит из блока коммутации А171 (шкаф №3), блоков контроля индикации и управления А161 и А162 (шкаф кабины за местом машиниста-инструктора), блока резервного питания А174 (шкаф №3), световых оповещателей A165(166) (поперечная стенка кабины за местом машиниста), A167 (в кузове на первом конце), A168 (в кузове на втором конце), A169 (под кузовом на первом конце слева от подножки), A170 (под кузовом на втором конце слева от подножки) и звукового оповещателя BA9 (в кузове по центру электровоза), пультов дистанционного управления A163 (на первом конце рамы кузова слева от подножки) и A164 (на втором конце рамы кузова слева от подножки), регистратора пожарных состояний А172 (шкаф №3), адаптера радиостанции А173(Шкаф №3), генераторов огнетушащего аэрозоля ET1,ET12 (в кузове на первом конце вдоль проходного коридора), тепловых пускателей SK61-SK66 (В кузове на первой, второй, третьей, четвертой, пятой крышке), концевых выключателей SQ20-SQ23(Над каждой входной дверью в кузов), дымовых извещателей SK91, SK91 (Поперечная стенка кабины 1 (2) над дверью) SK93-SK102 (В кузове на верхних частях шкафов с оборудованием) и тепловых извещателей SK103(В кузове на первой крышке), SK104(В кузове на четвертой крышке), включенных в четыре шлейфа пожарной сигнализации.
Для этого в первой секции электровоза:
— на блоке резисторов БР (блоке коммутации БК) перевести автоматический выключатель во включенное положение.
— ключ (находится в комплекте БКИУ) вставить в замочную скважину на передней панели БКИУ и повернуть по часовой стрелке до упора, открыть дверцу, прикрывающую органы управления.
— на блоке БКИУ перевести тумблер «ВКЛ» во включенное положение и проконтролировать выполнение «стартовой программы»:
— свечение всех индикаторов БКИУ, звуковой сигнал (длительность-1 секунда),
— последовательное свечение строк дисплея, соответствующих данной секции,
— двойной звуковой сигнал (подтверждение удачной самодиагностики),
— последовательное свечение столбцов дисплея БКИУ, соответствующих данной секции (проверка пожарных шлейфов секции),
— включение индикаторов строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ», соответствующих всем секциям электровоза и индикатора «ручной».
Если Система обнаружила возгорание в кузове электровоза, то при срабатывании одного или более извещателей в пожарном шлейфе кузова на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ» гаснет, а красный светодиод строки «ПОЖАР» начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ».
По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи.
Звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях включаются.
Локомотивная бригада путем осмотра должна убедиться в возникновении пожара. После визуального обнаружения пожара локомотивная бригада должна принять меры к тушению пожара. Для этого необходимо остановить электровоз.
После остановки локомотива необходимо:
— убедиться, что на блоке БКИУ установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» (если установлен другой режим, то необходимо установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»).
— убедиться в отсутствии людей и принять меры к недопущению их в секцию, где произошло возгорание,
— убедиться, что все двери секции, в которой произошло возгорание закрыты (на дисплее БКИУ световой индикатор «двери» данной секции должен быть погашен), если двери открыты, то закрыть их;
— отломать блокировочную скобу над кнопкой «ПУСК» на лицевой панели БКИУ;
— нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ один раз;
— в течение 30 секунд покинуть электровоз;
После остановки локомотива перед тем как локомотивная бригада покинет электровоз необходимо взять тормозные башмаки для закрепления данного состава.
— после выхода из электровоза необходимо тщательно закрыть все двери;
— через 30 секунд после закрытия дверей произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;
Если очаг возгорания не ликвидирован и пожар продолжается, необходимо:
— открыть блок ПДУ той секции электровоза, где обнаружено возгорание;
— откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «РЕЗЕРВ» в блоке ПДУ;
После нажатия кнопки «РЕЗЕРВ» активируется резервная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.
Если Система не обнаружила очаг возгорания, а пожар обнаружен локомотивной бригадой путем осмотра кузова электровоза, необходимо:
— убедиться, что на блоке БКИУ установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» (если установлен другой режим, то необходимо установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»).
-убедиться в отсутствии людей и принять меры к недопущению их в секцию, где произошло возгорание,
— убедиться, что все двери секции, в которой произошло возгорание закрыты (на дисплее БКИУ световой индикатор «двери» данной секции должен быть погашен), если двери открыты, то закрыть их;
— отломать блокировочную скобу над кнопкой «ПУСК» на лицевой панели БКИУ той секции, где произошло возгорание;
— нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ три раза с интервалом между нажатиями не более 3 секунд, дожидаясь звукового подтверждения после каждого нажатия.
— в течение 30 секунд покинуть электровоз;
После остановки локомотива перед тем как локомотивная бригада покинет электровоз необходимо взять тормозные башмаки для закрепления данного состава.
— после выхода из электровоза необходимо тщательно закрыть все двери;
— через 30 секунд после закрытия дверей произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;
Помните! При принудительном запуске генераторов огнетушащего аэрозоля (система пожарной сигнализации не обнаружила возникновение пожара) активация генераторов огнетушащего аэрозоля будет происходить в секции, где три раза нажата кнопка «ПУСК».
Если развитие возгорания будет делать 30-ти секундную задержку перед запуском генераторов огнетушащего аэрозоля недопустимой, необходимо использовать режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ».
В этом случае необходимо:
— установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ»
— открыть одну из боковых дверей секции;
— отломать блокировочную скобу над кнопкой «ПУСК» на лицевой панели БКИУ;
— нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ один раз;
— после выхода из электровоза необходимо тщательно закрыть все двери;
— сразу после закрытия дверей произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.
Если развитие возгорания не позволяет произвести запуск генераторов огнетушащего аэрозоля из кабины машиниста, где находится блок БКИУ, необходимо срочно покинуть электровоз.
После выхода из электровоза необходимо:
— тщательно закрыть все двери;
— открыть блок ПДУ той секции электровоза, где обнаружено возгорание;
— откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «ОСНОВНОЙ» в блоке ПДУ;
— после нажатия кнопки «ОСНОВНОЙ» в блоке ПДУ без всякой задержки независимо от состояния дверей и режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;
Если очаг возгорания не ликвидирован и пожар продолжается, необходимо откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «РЕЗЕРВ» в блоке ПДУ;
После нажатия кнопки «РЕЗЕРВ» активируется резервная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.
При работе по системе многих единиц или при наличии в локомотиве секций оборудованных КТС-УАСП возможна активация генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди при помощи блока УСЛ-Д. Условием активации будет обнаружение системой возгорания и закрытое состояние дверей секции. При нажатии кнопки «ПУСК ОСН» УСЛ-Д произойдет активация генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди во всех секциях СПСТ, где обнаружен пожар в кузове.
Эксплуатационные ограничения при возникновении пожара
В каждой кабине электровоза предусмотрено наличие (веревки) аварийного покидания кабины. В случае возникновения пожара и при невозможности покинуть локомотив через двери необходимо:
— остановить электровоз и отключить электропитание;
— плотно закрыть дверь кабины во избежание распространения огня с потоком воздуха при сквозняке;
— включить систему пожаротушения в ручном режиме (в случае если автоматический режим работы системы пожаротушения невозможен);
— осуществить связь с диспетчером и сообщить ему о случившемся пожаре;
— открыть боковое окно;
— покинуть электровоз, воспользовавшись аварийной веревкой.
Режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» применяется при нахождении локомотивной бригады в тепловозе и является основным режимом работы Системы.
Режим «РУЧНОЙ» применяется при нахождении локомотивной бригады в тепловозе и используется при экстренном тушении пожара в секции, где отсутствуют члены локомотивной бригады.
При отсутствии сработавших извещателей и неисправностей на блоках БКИУ светится линейка индикаторов желтого цвета строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ.
При определении неисправности (обрыва) в цепях запуска генераторов огнетушащего аэрозоля на дисплее БКИУ начинает светиться красный индикатор строки ГЕНЕР в столбце, соответствующем данной секции, встроенный зуммер БКИУ выдает непрерывный звуковой сигнал.
Если в каком-либо пожарном шлейфе появляется обрыв или короткое замыкание, на дисплее БКИУ начинает светиться красный индикатор «ОБРЫВ» строки в столбце неисправного шлейфа, а желтый светодиод строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ» в этом столбце гаснет, встроенный зуммер БКИУ выдает непрерывный звуковой сигнал. По линии связи информация о неисправности передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи.
Если СПСТ находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» (на лицевой панели БКИУ светится индикатор «АВТОМАТИЧЕСКИЙ», светятся световые оповещатели «АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН», звучит прерывистый зуммер блока БКИУ):
— при срабатывании одного извещателя в пожарном шлейфе кузова на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ» гаснет, а красный светодиод строки «ПОЖАР» начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ». По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях включаются;
— при срабатывании двух и более пожарных извещателей в кузове одной секции тепловоза на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ». По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях, кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ секции, где обнаружено возгорание начинает светиться прерывисто. Если все двери секции закрыты, начинается отсчет 30-секундной задержки до выдачи команды на активацию генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди. Через 30 секунд генераторы огнетушащего аэрозоля основной очереди активируются.
Если СПСТ находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» (на лицевой панели БКИУ светится индикатор «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ):
— при срабатывании хотя бы одного извещателя в пожарном шлейфе кузова на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ». По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи; включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях;
— при срабатывании двух и более пожарных извещателей в кузове одной секции на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ». По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях.
Активация генераторов огнетушащего аэрозоля в режиме «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» возможна только с помощью кнопки «ПУСК», либо с помощью кнопок запуска генераторов огнетушащего аэрозоля на блоках ПДУ при этом двери локомотива должны быть закрыты.
Если СПСТ находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ» (на лицевой панели БКИУ светится индикатор «РУЧНОЙ)
— при срабатывании одного и более пожарных извещателей в кузове одной секции на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ». По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях.
Активация генераторов огнетушащего аэрозоля в режиме «РУЧНОЙ» возможна только с помощью кнопки «ПУСК», либо с помощью кнопок запуска генераторов огнетушащего аэрозоля на блоках ПДУ.
Таблица 4 – Условия запуска и способы отмены запуска генераторов огнетушащего аэрозоля.
Запуск генераторов огнетушащего аэрозоля резервной очереди может быть произведен не ранее чем через 1 минуту после запуска генераторов первой очереди.
При нахождении тепловоза в депо дежурному по депо отправляется сообщение об обнаружении пожарной ситуации по радиоканалу через поездную радиостанцию с указанием номера локомотива.
Информация о срабатывании извещателей в шлейфах пожарной сигнализации, неисправностях в цепях пожарных шлейфов в цепях запуска генераторов огнетушащего аэрозоля и фактах их запуска записывается в энергонезависимую память всех БКИУ. Объем памяти – 256 событий. При полном заполнении памяти самые старые записи автоматически стираются.
6.8.7 Формирование локомотива.
Формирование локомотива производится на ремонтном предприятии или в депо при изменении числа или замене секций в тепловозе. При этом для правильного обмена информацией между БКИУ, СПСТ каждой секции присваивается номер от 1 до 3.
На каждом БКИУ должны быть установлены перемычки (перемычки адресации), определяющие номер секции и число секций в локомотиве. Для установки перемычек необходимо отвинтить четыре винта на передней поверхности блока БКИУ и снять крышку. Под крышкой находятся клемные колодки, на которые необходимо установить перемычки, согласно табл. 3.1. Перемычки входят в комплект поставки БКИУ. После установки перемычек необходимо установить крышку на место, закрутив четыре винта.
6.8.8 Взаимодействие элементов СПСТ секций.
СПСТ каждой секции локомотива может функционировать как автономно, так и в качестве части СПСТ локомотива. БКИУ всех секций объединены в информационную сеть (токовая петля).
Информационная сеть обеспечивает:
-отображение на дисплее каждого БКИУ информации о состоянии элементов СПСТ всех секций,
-синхронное изменение режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля во всех секциях,
-включение световых и звуковых оповещателей во всех секциях при обнаружении возгорания в любой секции,
-запуск генераторов огнетушащего аэрозоля в секции, в которой обнаружено возгорание, при помощи кнопки «ПУСК» на лицевой панели блока БКИУ любой секции (в режимах «РУЧНОЙ» и «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»),
-запись информации обо всех изменениях состояния элементов СПСТ и фактах запуска генераторов огнетушащего аэрозоля в энергонезависимую «ПАМЯТЬ СОБЫТИЙ» всех БКИУ.
6.8.9 Выбор и установка режимов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля.
6.8.9.1 При включении питания БКИУ на нем автоматически установится режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля такой – же, что и у БКИУ других секций, входящих в локомотив. Если БКИУ остальных секций в этот момент будут выключены, то будет автоматически установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ».
6.8.9.2 Для изменения режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля используется кнопка «РЕЖИМ» в правой части лицевой панели БКИУ. При каждом ее нажатии режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля изменяется:
«АВТОМАТИЧЕСКИЙ» > «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» > «РУЧНОЙ»> «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».
6.8.9.3 Текущее значение режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля отображается одним из 3-х светодиодов группы «РЕЖИМ» в правой части лицевой панели блока БКИУ.
6.8.9.4 Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля во всех секциях локомотива изменяется синхронно (с задержкой не более 3 секунд).
6.8.9.5 Основной (рабочий) режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ». Этот режим используется во время движения и на стоянках когда в локомотиве присутствуют члены локомотивной бригады. В этом режиме запуск генераторов огнетушащего аэрозоля возможен только при нажатии кнопки «ПУСК». В этом режиме штатный (произошло срабатывание пожарных извещателей в пожарном шлейфе кузова тепловоза) запуск генераторов огнетушащего аэрозоля происходит через 30 секунд после однократного нажатия кнопки «ПУСК» (при условии, что все двери секции тепловоза, где обнаружено возгорание, закрыты). Принудительный запуск генераторов огнетушащего аэрозоля происходит через 30 секунд после трехкратного нажатия кнопки «ПУСК» на лицевой панели блока БКИУ или закрытия дверей тепловоза.
6.8.9.6 Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ» используется для ускоренного запуска генераторов огнетушащего аэрозоля при возникновении пожара в соседней секции при отсутствии там людей. В этом режиме запуск генераторов огнетушащего аэрозоля возможен только при нажатии кнопки «ПУСК». В этом режиме штатный (произошло срабатывание одного и более пожарных извещателей в одном пожарном шлейфе) запуск генераторов огнетушащего аэрозоля происходит сразу после однократного нажатия кнопки «ПУСК» (при условии, что все двери секции тепловоза, где обнаружено возгорание, закрыты). Принудительный запуск генераторов огнетушащего аэрозоля происходит после трехкратного нажатия кнопки «ПУСК» на лицевой панели блока БКИУ.
6.8.9.7 Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ»
Используется во время длительной стоянки тепловоза, когда локомотивная бригада на длительное время покидает тепловоз. При установке этого режима включается прерывистый звуковой сигнал встроенного в БКИУ зуммера. Если все двери секции закрыты, включаются световые оповещатели «АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН». В этом режиме при срабатывании одного пожарного извещателя в любом пожарном шлейфе секции включатся звуковой оповещатель и световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ», табло «ПОЖАР», подсветка кнопки «ПУСК» БКИУ. При срабатывании двух и более пожарных извещателей в пожарном шлейфе секции кнопка «ПУСК» соответствующего БКИУ начнет светиться прерывисто и при условии, что все двери секции закрыты, начнется отсчет 30-ти секундной задержки. Открытие любой двери секции в это время приведет к прекращению отсчета задержки, при закрытии всех дверей отсчет задержки начнется с начала. После окончания отсчета задержки кнопка «ПУСК» на лицевой панели БКИУ начнет светиться непрерывно. После этого СПСТ активирует генераторы огнетушащего аэрозоля основной очереди.
При возвращении локомотивной бригады в тепловоз режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» должен быть заменен на режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»,
6.8.10 СБРОС системы.
Для проверки достоверности отображения текущего состояния СПСТ используется кнопка «СБРОС», расположенная под крышкой в верхней части передней панели БКИУ.При нажатии этой кнопки напряжение с пожарных шлейфов секции снимается и микропроцессор БКИУ выполняет стартовую программу. Этапы выполнения стартовой программы даны в таблице 4.1
Этап тестирования | Состояние элементов индикации | Результат тестирования |
Проверка элементов индикации | В течение 1 сек. включены все светодиоды дисплея БКИУ и встроенный зуммер | Элементы индикации БКИУ исправны |
Проверка источника питания шлейфов | Все индикаторы выключены | Источник питания шлейфов исправен |
Включены все светодиоды 2-х столбцов дисплея БКИУ | Неисправность источника питания шлейфов. | |
Проверка схемы контроля токов пожарных шлейфов | Последовательное свечение строк дисплея в столбцах, соответствующих данной секции, двойной сигнал зуммера | Схема контроля токов пожарных шлейфов исправна. |
Последовательное свечение строк дисплея в столбцах, соответствующих данной секции, отсутствие двойного сигнала зуммера, прерывистое свечение одной или нескольких строк в столбцах соответствующих данной секции | Схема контроля токов пожарных шлейфов неисправна. | |
Проверка пожарных шлейфов | Последовательное свечение столбцов дисплея, соответствующих данной секции, включение светодиодов строки «дежурный режим» в столбцах соответствующих данной секции | Пожарные шлейфы исправны |
Последовательное свечение столбцов дисплея, соответствующих данной секции, включение светодиодов строк «обрыв» или «кз» в столбцах, соответствующих данной секции | Пожарные шлейфы неисправны. | |
Проверка связи с БКИУ других секций | Включение светодиодов в столбцах, соответствующих другим секциям | БКИУ других секций включены, связь с ними установлена. |
В столбцах, соответствующих другим секциям нет включенных светодиодов, зуммер выдает прерывистый сигнал | БКИУ других секций выключены или связь с ними отсутствует. |
После выполнения стартовой программы на пожарные шлейфы подается питающее напряжение, БКИУ непрерывно контролирует состояние пожарных шлейфов, цепей запуска генераторов огнетушащего аэрозоля, дверей секции, обменивается информацией с БКИУ других секций и отображает текущее состояние СПСТ.
6.8.11 Индикация состояния Системы.
В таблице 4.2 дано соответствие между состояниями СПСТ и включением светодиодов дисплея БКИУ.
В таблице 4.3 дано соответствие между состояниями системы СПСТ и включением световых и звуковых оповещателей.
Включен оповещатель | Состояние СПСТ |
Световые оповещатели «АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН» | Установлен режим ПУСК АВТОМАТИЧЕСКИЙ+ все двери секции закрыты |
Световые оповещатели «ГАЗ УХОДИ» световые оповещатели «ГАЗ НЕ ВХОДИ», звуковой оповещатель | В одной из секций обнаружено возгорание |
Идет отсчет задержки перед запуском генераторов огнетушащего аэрозоля в данной секции | |
С БКИУ секции дана команда на запуск генераторов огнетушащего аэрозоля в данной секции |
6.9 Стеклоочиститель электрический ПЦ.001.000
Стеклоочиститель, в соответствии с рисунком 30, предназначен для очистки лобового стекла от атмосферных осадков, загрязнений, инея.
Основными элементами стеклоочистителя являются преобразователь напряжения ПЦ.001.020.350, моторедуктор ПЦ.001.015П, Л, пантографное устройство ПЦ.001.014, кулачковый переключатель ПЦ.001.030, выключатель автоматический (установлен на пульте машиниста), бачок стеклоомывателя с насосом ПЦ.001.005.01.
Преобразователь является двухканальным полупроводниковым прибором и преобразует бортовое напряжение постоянного тока до 24В. Преобразователь устанавливается внутри средней тумбу пульта управления под технологическим лючком столешницы.
Моторедуктор предназначен для обеспечения плавного, без заеданий перемещения щетки по смоченному жидкостью или атмосферными осадками стеклу с двумя частотами от 30+4 до 70 возвратно поступательных движений, при этом регулирование частоты перемещения щетки – ступенчатое.
Моторедуктор представляет собой механизм, состоящий из электродвигателя постоянного тока на напряжение 24В с рабочим током до 3А и цельнолитого редуктора с углом размаха рычага щетки стеклоочистителя 80°±4°.
Моторедуктор крепится к пластиковому лючку, который в свою очередь крепится к лобовому обтекателю кабины.
Конструкция моторедуктора стеклоочистителя и электрическая схема обеспечивает возврат устройства очистки стекла в исходное «парковое» состояние при отключении питания переключателем.
Пантографное устройство со щеткой стеклоочистителя приводится в движение от электродвигателя.
Кулачковый переключатель предназначен для непосредственного управления режимами очистки стекла. Установка кулачкового переключателя производится на панель пульта управления.
Автоматический выключатель предназначен для защиты от сверхтока и оперативного управления участком электрической сети и устанавливается на среднюю тумбу пульта управления под лючком столешницы.
Стеклоомыватель состоит из бака вместимостью 2л с электронасосом постоянного напряжения 24В, комплекта форсунок, комплекта трубок с переходниками и кнопки управления.
Бак с насосом устанавливается в кабине в левой тумбе пульта управления (со стороны помощника машиниста). Форсунки стеклоомывателя крепятся к рычагу стеклоочистителя с помощью защелки.
Для равномерного распределения воды на щетки стеклоочистителя необходимо производить регулировку направления струи воды в форсунке при помощи иголки. Иголка вставляется в шарик форсунки, который поворачивают для выбранного направления струи.
Кнопка управления устанавливается на пульте управления.
6.10 Система кондиционирования воздуха кабины машиниста (СКВ)
6.10.1 Назначение и устройство системы кондиционирования воздуха СКВ-4,5-БТ25.
Система кондиционирования воздуха СКВ-4,5-БТ25 предназначена для обеспечения и автоматического поддержания требуемых параметров микроклимата в кабине машиниста тепловоза. Параметры микроклимата обеспечиваются совместной работой СКВ с системой энергоснабжения тепловоза, а так же конструкцией самой кабины (включая теплоизоляцию, конструкцию и компоновку воздуховодов и раздаточных устройств).
В состав СКВ на одну кабину входит (размещение блоков на тепловозе – в соответствии с рисунком 32):
— установка кондиционирования воздуха (УКВ);
— блок управления и коммутации (БУК) в соответствии с рисунком 31;
— пульт управления (ПУ) в соответствии с рисунком 31;
— статический преобразователь частоты и напряжения (ПЧ);
— блок смешения и фильтрации (БСФ);
— реле температуры, размещаемые в кабине машиниста (2шт.);
— электропривод воздушного клапана для перераспределения потока приточного воздуха в режимах «Отопление»/«Охлаждение».
— воздушные каналы наружного, приточного, рециркуляционного воздуха, канал для охлаждения конденсатора 1);
— комплект электрических кабелей 2).
СКВ обеспечивает работу в следующих режимах:
Работа СКВ в режимах «Охлаждение» и «Отопление» обеспечивает поддержание заданной температуры в кабине с точностью + 2 ºС.
В качестве хладагента в УКВ используется озонобезопасный хладон R134а. Охлаждение конденсатора УКВ обеспечивается наружным воздухом. Для слива водяного конденсата из воздухоохладительного отделения УКВ предусмотрен штуцер слива.
6.10.2 Работа системы в автоматическом и ручном режимах.
При работе СКВ в режиме «Автоматическое регулирование» осуществляется автоматическое поддержание параметров микроклимата кабины с использованием двух реле температур, установленных в кабине машиниста и настроенных на требуемые значения температуры для обогрева (режим «Отопление», переключатель выбора режима работы в положении «Отопление») и охлаждения (режим «Охлаждение», переключатель выбора режима работы в положении «Охлаждение») и установленных в кабине машиниста.
При работе СКВ в режиме «Ручное регулирование» автоматическое поддержание параметров микроклимата кабины не осуществляется.
Данный режим является вспомогательным и может быть использован при проведении пусконаладочных и регламентных работ, проверке работоспособности СКВ (в режимах «Отопление» и «Охлаждение»), а также в случае отказа реле температуры как временная мера по поддержанию микроклимата в кабине.
Для выбора режима «Ручное регулирование» необходимо отключить режим «Автоматическое регулирование», для чего перевести переключатель режима регулирования в нижнее положение. В остальном, действия по управлению СКВ в режимах ручного и автоматического регулирования аналогичны.
Назначение переключателей ПУ-4,5-БТ25 и БУК-4,5-БТ25 указано в таблице 5.
Переключатель | Назначение |
Переключатель режима регулирования | Позволяет включить режим автоматического поддержания параметров микроклимата (соответствует положению переключателя «Автоматическое регулирование»). |
Переключатель выбора режима работы | Позволяет выбрать режим работы СКВ. Переключатель имеет 6 положений: «Охлаждение»; «Вентиляция»; «Откл.»; «Отопление» (одно из положений 1, 2 или 3) |
Переключатель «Управление мощностью секции электрокалорифера переменной мощности» | Позволяет управлять секцией электрокалорифера от сети переменного напряжения. Кнопка должна быть включена при выборе режима «Отопление». «Автоматическое регулирование» |
Назначение индикаторов ПУ-4,5-БТ25 и БУК-4,5-БТ25 указано в таблице 6
6.10.3 Работа СКВ-4,5-БТ25 в режиме «Вентиляция»
1 Перевести переключатель выбора режима на ПУ из положения «Откл.» в положение «Вентиляция». Происходит включение приточного вентилятора УКВ. Загорается светодиод «Приточный вентилятор». Загорается светодиод «Клапан подачи приточного воздуха. Клапан в положении «Охлаждение».
Одновременно на ПУ загораются светодиоды «Приточный вентилятор» и «Преобразователь».
Перевести переключатель выбора режима на ПУ из положения «Вентиляция» в положение «Откл». Происходит выключение приточного вентилятора УКВ. Гаснет светодиод «Приточный вентилятор».
6.10.4 Работа СКВ-4,5-БТ25 в режиме «Охлаждение»
1 Перевести переключатель режима регулирования в положение «Автоматическое регулирование».
2 Перевести переключатель выбора режима на ПУ из положение «Откл.» в положение «Охлаждение». Происходит включение приточного вентилятора УКВ. Загорается светодиод «Приточный вентилятор» на ПУ и БУК. Происходит включение компрессора. Загорается светодиод «Компрессор» на ПУ и БУК. Загорается светодиод «Клапан подачи приточного воздуха. Клапан в положении «Охлаждение».
Одновременно на ПУ загораются светодиоды «Приточный вентилятор» и «Преобразователь». На БУК загораются светодиоды «Готовность преобразователя», «Приточный вентилятор».
В режиме «Автоматическое регулирование» в кабине поддерживается температура, значение которой устанавливается «Термостатом охлаждения». При этом периодически происходит включение и выключение компрессора УКВ.
Любое повторное включение компрессора УКВ возможно не ранее чем через 5-6 минут после его предыдущего выключения. В течение этого отрезка времени включение компрессора блокируется. При этом на ПУ возможно загорание светодиода «Задержка включения компрессора».
При температуре окружающей среды ниже 288 К (15 °С), БУК блокирует включение компрессора УКВ.
В процессе работы компрессора происходит периодическое включение/выключение вентилятора конденсатора. Соответственно на БУК загорается/гаснет светодиод «Вентилятор конденсатора».
Перевести переключатель выбора режима на ПУ из положения «Охлаждение» в положение «Вентиляция». Происходит выключение компрессора и вентилятора конденсатора. На БУК и ПУ гаснет светодиод «Компрессор». На БУК гаснет светодиод «Вентилятор конденсатора».
Через не более 2-х минут, после погасания светодиода «Компрессор» перевести переключатель режима работы на ПУ в положение «Откл.». Происходит выключение приточного вентилятора УКВ. На ПУ гаснет светодиод «Приточный вентилятор». На БУК гаснет светодиод «Клапан подачи приточного воздуха. Клапан в положении «Охлаждение».
В режиме «Охлаждение» включение электрокалорифера блокируется.
6.10.5 Работа СКВ-4,5-БТ25 в режиме «Отопление»
1. Перевести переключатель режима регулирования в положение «Автоматическое регулирование».
2. Перевести переключатель выбора режима на ПУ в положение «Отопление» (одно из положений 1, 2, 3). Проконтролировать включение приточного вентилятора. Контрольная лампа на ПУ «Приточный вентилятор» должна гореть. Контрольная лампа «Электрокалорифер» на ПУ горит. Контрольная лампа «Клапан в положении «Отопление» на БУК горит.
Одновременно, на ПУ загораются светодиоды «Преобразователь».
Примечание. Для быстрого нагрева кабины машиниста необходимо перевести переключатель выбора режима на ПУ в положение «Отопление 3». При этом подача наружного воздуха будет прекращена на 30 мин. или до 1-го срабатывания реле температуры.
Проконтролировать, что переключатель на БУК «Управление мощностью секции электрокалорифера переменной мощности» находится в положении «Вкл.».
Перевести переключатель на ПУ из положения «Отопление» в положение «Откл.». Проконтролировать выключение электрокалорифера. Контрольная лампа «Электрокалорифер» на ПУ должна погаснуть. Проконтролировать выключение приточного вентилятора. Контрольная лампа «Приточный вентилятор» на ПУ должна погаснуть.
6.11 Оборудование тепловоза системой КЛУБ-У
КЛУБ-У рассчитано для применения на всех типах локомотивов, моторовагонных подвижных составах (МВПС) и других несъёмных самоходных подвижных единицах на железнодорожном ходу.
КЛУБ-У предназначено для повышения безопасности движения поездов в поездной и маневровой работе, автоматизации процесса расшифровки результатов записи параметров движения и обеспечения достоверности расшифровки на участках, оборудованных путевыми устройствами АЛСН, АЛС-ЕН, системой координатного регулирования движения поездов на базе цифрового радиоканала.
КЛУБ-У выполняет следующие функции:
– Приём информации из каналов АЛСН и АЛС-ЕН с защитой от ложного приёма разрешающего сигнала из канала АЛС-ЕН при сходе изолирующих стыков;
– Отслеживание проследования границ блок-участков при приёме информации из канала АЛС-ЕН по смене синхрогрупп сигнала;
– Переключение сигнала «К» на БИЛ-УТ и БИЛ-В-ПОМ на «Б» при одновременном нажатии кнопку ВК на БИЛ-УТ и рукояток РБС и РБП;
– Запрет безостановочного проезда светофора с запрещающим сигналом;
– Уменьшение значения допустимой скорости движения тепловоза при движении к светофору с запрещающим сигналом до 20 км/ч при отсутствии данных электронной карты;
– Уменьшение значения допустимой скорости движения тепловоза при движении к светофору с запрещающим сигналом до 0 км/ч при наличии данных электронной карты;
– Запрет перехода в режим «Маневровый» при «К», «КЖ» и «БМ» на БИЛ-УТ и БИЛ-В-ПОМ;
– Игнорирование сигналов каналов АЛСН и АЛС-ЕН на БИЛ-УТ и БИЛ-В-ПОМ и индицирование сигнала «Б» на БИЛ-УТ и БИЛ-В-ПОМ при нахождении в режиме «Маневровый»;
– Отображение машинисту информации необходимой для работы в режимах «Поездной» и «Маневровый»;
– Определение параметров движения тепловоза по информации от устройства спутниковой навигации (географической координаты), датчиков угла поворота (пройденного пути, скорости) и электронной карты участка (железнодорожной координаты);
– Сравнение фактической скорости движения с допустимой и снятие напряжения с ЭПК при превышении фактической скорости над допустимой;
– Исключение самопроизвольного ухода поезда (скатывания);
– Контроль исправности датчиков угла поворота;
– Осуществление однократного и периодического контроля бдительности машиниста;