в какой ряд следует посадить ребенка если у него острота зрения 40
Нужна ли вашему ребенку первая парта?
Евгения Васильевна Голубева,
зам.главного врача ОПТИК СИТИ,
детский офтальмолог
Обычная просьба родителей звучит так: «Дайте нам, пожалуйста, справку, что ребенку нужна первая парта! А то у нас уже все первые парты давно заняты!»… Многие родители считают, что если их дети будут сидеть близко к доске, то они не только узнают больше, но и не будут «напрягать» глаза, а значит, сохранят хорошее зрение. Встречается и среди учителей такое заблуждение, когда детей в очках обязательно сажают на первые парты, считая, что раз зрение плохое, значит, ребенок должен сидеть близко. И тогда в классе начинается конкуренция за «место под солнцем».
Развенчиваем оба мифа!
Откуда взялись эти мифы? Конечно, от незнания. Ребенок, который хорошо видит, может сидеть на любой парте в классе, и везде ему будет хорошо видно. В течение урока он будет переводить свой взгляд от предметов расположенных близко, например, на парте, на объекты, расположенные вдалеке, тем самым тренировать свою аккомодацию (механизм, который позволяет перенастраивать зрительную систему на разные расстояния). Причем когда человек смотрит вдаль, его зрительная система отдыхает, а мышцы расслабляются. Напротив, работа на близком расстоянии требует затрат, а длительная напряженная работа вблизи ведет к перенапряжению зрения. Отсюда следует вывод: если ребенок с нормальным зрением или с дальнозоркой рефракцией постоянно сидит близко к доске, его глаза все время урока находятся в напряжении. Со временем это напряжение может перейти в близорукость. Надо сказать, что во времена СССР при миопии не торопились выписывать очки, а при их назначении острота зрения не соответствовала 100%. Поэтому и возникала необходимость посадить ребенка поближе. В современных условиях подходы к коррекции миопии изменились. Российские врачи назначают полноценную коррекцию, что позволяет ребенку хорошо видеть вдаль. Поэтому при назначении очков мы настоятельно рекомендуем не стремиться к первой парте, а позволить ребенку сесть подальше, чтобы давать возможность глазам периодически расслабляться.
Памятка по организации занятий детей с нарушением зрения
Елена Баженова
Памятка по организации занятий детей с нарушением зрения
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»
При рассаживании детей на занятиях учитывать остроту зрения:
Iряд : дети с низкой остротой зренияи расходящимся косоглазием:
Детей с расходящимся косоглазием размещают по центру.
Также по центру располагают детей с парезами глазных
мышц в зависимости от остроты зрения.
IIряд: дети с высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием, по центру
При разной остроте зрения обоих глаз необходимо посадить
лучше видящим глазом к центру
При смешанной окклюзии детейрассаживать в таком порядке:
• Окклюзия справа – сидят слева от воспитателя
При рассматривании картин, объектов детей следует располагать:
• в 2-3 ряда, соблюдая лево-правостороннюю окклюзию
• параллельно (слева и справа по одному ряду)
Во время рассматривания картины:
— дети должны иметь возможность подходить к ней
— нельзя допускать ответов с места, пока воспитатель не убедится, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.
— некоторые предметы на картине давать с четко обозначенным контуром
— изображение на картине не должно быть перенасыщено предметами, объектами
— педагог при показе должен пользоваться указкой и находиться справа от картины.
Материал для демонстрации предъявляется не далее 1-2 м от глаз ребенка.
Нижний край доски должен быть удален от пола на 70-75 см.
Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем, коричневом (спокойном) или оранжевом (стимулирующем).
При демонстрации изображений, предметов учитывать то, что количество рассматриваемых объектов должно быть не более 6-8, размером 10х12 (15) см.
Размеры букв и цифр, изображений для наборного полотна не менее 12 см.
Необходимо следить, чтобы изображения, предметы не сливались в единую линию, а хорошо выделялись на фоне по отдельности.
Предметы должны быть яркими по цвету, точными по форме, с четкими деталями.
Цветные изображения располагать с интервалом.
При близком расположении предметов их цвет может меняться: красным с желтым выдаются как оранжевый, фиолетовый с коричневым – как черный, синий – фиолетовым.
Размер индивидуальных пособий:
Предельно минимальные размеры объектов различения:
При аппликации и конструировании размер пособий для детей с низкой остротой зрения должен быть больше 5 см.
На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) время от времени надо отвлекать детей от работы рассказом или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых глазам.
Ни одно занятие не должно проводиться без наглядности.
Некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (черным фломастером, маркером усилить контур изображенных предметов).
Во время рассматривания картины дети должны иметь возможность подходить к ней. Нельзя допускать ответов с места, пока воспитатель не убедится, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.
Для показа обязательно использовать указку (для обведения контура предмета, его частей).
При работе у доски, мольберта ребенок должен находиться со стороны открытого глаза (окклюзия правого глаза – слева, левого – справа).
Педагог должен при показе находиться справа от доски, от мольберта, обязательно лицом к детям.
Детям с нарушением зрения легче фиксировать взгляд на движениях предмета слева направо, справа налево, труднее – сверху вниз, снизу вверх.
При проведении дидактических игр, требующих исключение зрения, обязательно использовать ширму – глаза детям завязывать не рекомендуется.
Для слабовидящих детей лучше использовать зеленый фон и контрастные фигуры.
На темном (черном) фоне хорошо воспринимаются слабовидящими белые, оранжевые, розовые, голубые, желтые, красные, зеленые, светло-серые силуэты различных предметов четкого контура.
Для детей с косоглазием и амблиопией – желтый фон и фигуры красного, оранжевого, зеленого цвета.
С повышением остроты зрения цвет и фон могут быть различными
При миопии и катаракте – темный фон и давать контрастные изображения предметов.
Для детей со сходящимся косоглазием должны быть подставки для соблюдения 45* угла в направлении взора ребенка на картинку. Изображения предметов – крупнее.
Дети с расходящимся косоглазием работают на горизонтальной поверхности, изображения предметов – меньше, иллюстрации небольшого размера
При миопии, глаукоме – вертикальная поверхность
Показ приемов действий (как проделать что-либо) производить сзади (со спины) ребенка.
При работе на доске мел должен быть цветной. Если доска зеленого цвета, то писать на ней надо ярко-желтыми мелками. Это обеспечивает наилучший контраст.
Желательно избегать очень белых листов (в тетрадях, так как очень утомляет зрение. Лучше желтоватые листы. Бумага, на которой пишут, рисуют дети, должна иметь матовую поверхность.
Чернила в используемых ручках могут быть темно-фиолетовые, темно-синие, черные, допускается использование темно-зеленых.
Ручка должна писать мягко, жирно.
Карандаши должны быть достаточно мягкими, хорошо отточенными. Надо пользоваться цветными карандашами насыщенных цветов, следует по возможности избегать применения карандашей светлых тонов.
Нельзя использовать прозрачные линейки, так как они утомляют зрение. Линейки должны быть деревянные, с четкой разлиновкой. Для детей с низкой остротой зрения рекомендуется деления усилить тушью.
Отработанные пособия сразу же убирать.
На занятиях по ознакомлению с окружающим придерживаться следующего алгоритма
прежде всего знакомим с натуральным предметом
При знакомстве с новыми объектами рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как слабовидящим детям требуется больше времени для восприятия, осмысливания.
На занятиях по изобразительной деятельности образцы, демонстрационный материал должен быть в 2-2,5 раза больше детских работ.
Образец выполняется с ярко выраженным контуром – черным, коричневым.
Мелкие детали с целью лучшего восприятия показываются отдельно, в крупном размере.
Раздаточный материал для обследования при рисовании с натуры, лепке – каждому ребенку
Для слабовидящих детей лист для рисования должен быть размером части альбомного листа.
Во время показа приемов рисования красками у воспитателя кисть и образец должны быть большего размера, чем у детей, чтобы линии были четко видны.
При показе способа действия обратить внимание на то, чтобы всем детям было четко видно.
Вместо карандаша можно использовать уголь, фломастер.
При анализе детских работ их количество зависит от возраста :
Младший возраст – 2-3 объекта
Старший возраст – 5-6 объектов
На всех занятиях (в середине занятия) обязательно проводить зрительную гимнастику, физкультминутку, переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, чтобы снять двигательное беспокойство и обеспечить нормальную деятельность коры головного мозга.
Обычно физкультпауза и зрительная гимнастика планируются после того этапа работы на занятии, на котором были значительные нагрузки на зрение или осязание. Можно планировать не одну, а 2 физкультпаузы, зрительные гимнастики.
При проведении зрительной гимнастики желательно делать зрительные упражнения предметно-целенаправленными : использовать различные предметы (геометрические фигуры, изображения листьев, и т. д.)
Во время физкультурной паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные движения для кистей рук.
Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и резкими движениями тела.
Необходимо постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места ребенка вне занятий (свет, поза, подбор игрового материала, за сменой деятельности вне занятий: например, через 15-20 минут игры с наклоном головы сменяют подвижными играми с подъемом головы.
На музыкальном занятии дети с низкой остротой зрения ставятся в колонну за детьми с более высокой остротой зрения, равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.
Можно иногда снимать окклюзию на музыкальных занятиях, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движения в пространстве, его красоты. На праздниках окклюзия снимается для полноты восприятия.
На физкультурном занятии необходима дополнительная подстраховка детей во всех видах движений, так как у детей нарушена координация движений в связи с низкой остротой зрения.
Следует уменьшить дозировку упражнений с наклоном вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнения на животе.
При некоторых видах упражнений окклюзия снимается (при работе с мячом, лазанье, упражнениях на равновесие, чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, так как заклейка ограничивает свободу движений.
ребенка с низкой остротой зрения ставить в паре с лучше видящим ребенком;
при разной остроте зрения глаз ребенка ставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза;
Ребенку со светобоязнью –обязательны солнцезащитные очки
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения Бражнова Валентина Владимировна. Игра- основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления.
Развитие мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения Вследствие неполноценного зрения или его отсутствия слабовидящие или слепые дети затрудняются воспринимать визуально сигналы, поступающие.
Конспект занятия для детей с нарушением зрения «Мебель» Конспекты занятий для детей с ОВЗ (нарушение зрения) Воспитатель: Копылова Анастасия Игоревна МБДОУ «Радуга». ТЕМА: «МЕБЕЛЬ». Программные.
Многофункциональная геометрическая доска «Геоборд» для детей с нарушением зрения В настоящее время можно встретить разные названия данного развивающего пособия для детей. Это и геометрический планшет, и планшет «Геометрик»,.
Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения. Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников с нарушение.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали.
Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Зрение – это способность видеть, то есть ощущать и воспринимать.
Памятка для воспитателя «Правила организации и проведения занятий по формированию речевого дыхания» Правила организации и проведения занятий по формированию речевого дыхания Дыхательные игры и упражнения и речевой материал.
Памятка родителям по организации занятий по заданию учителя-дефектолога Памятка родителям о организации занятий по заданию учителя-дефектолога. 1. Занятия должны быть регулярными и интересными для ребенка. Их.
Советы дефектолога «Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье» Советы дефектолога. Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует.
За какой партой должен сидеть ребенок с плохим зрением, объяснила казахстанский педиатр
Иллюстративное фото: pexels.com
Если у ребенка плохое зрение, а именно ниже 0,4, он должен сидеть только за первой партой, рассказала NUR.KZ Аяулым Сагалова, врач-педиатр поликлиники при Городской клинической больнице №7 города Алматы.
Если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза составляет 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой, пояснила врач-педиатр Аяулым Сагалова. Дети с остротой зрения 0,4-0,6 должны сидеть не дальше второй парты, если у ребенка зрение ниже 0,4, то ему нужно находиться только за первой партой.
Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно: не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию, посоветовала эксперт.
«Детям не стоит перенапрягать зрение, в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут. Выполнение домашних заданий для учащихся 1-2-х классов не должно составлять более полутора-двух часов, для 3-4-х классов – двух часов, старшеклассников – не более трех-четырех часов», – пояснила врач.
Аяулым Сагалова рекомендует ограничить до минимума время, проведенное за компьютером и перед телевизором. Важно соблюдать режим дня, просыпаться и ложиться вовремя, отдыхать днем, избегать стрессов, не перегружаться и следить за гигиеной глаз.
По словам педиатра, чтобы острота зрения у ребенка сохранилась на долгие годы, необходимо сразу создать хорошее освещение его рабочего места.
«Детям необходимо употреблять в пищу продукты, богатые необходимым для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо)», – добавила доктор.
Родителям также стоит контролировать осанку детей: расстояние от глаз до книги или монитора должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным, расстояние до экрана телевизора – от двух до пяти метров.
Врач подчеркнула, что важно показывать ребенка раз в год офтальмологу, а если в семье есть родственники с миопией, то еще чаще. Если назначено ношение очков, то обязательно носить их.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Проверка зрения у детей. Нормы и отклонения.
Зрение помогает детям более подробно познавать окружающий мир. Однако зрительная система довольно хрупкая, уязвимая, и не всегда ребенку удается сохранить хорошее зрительное восприятие, а у некоторых малышей оно имеет врожденные отклонения. Развитию нарушений способствует множество факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. В этой статье мы расскажем, как проверить зрение ребенка, что делать, если обнаружены отклонения.
Детское зрение — особенности
Зрительная система выполняет важнейшие функции, давая ребенку представление о мире, в котором он живет. Без хорошего зрения эта картинка будет неполной, в развитии малыша образуются «пробелы». Нагрузка, которая ложится на органы зрения, велика. И не всегда маленький организм может с ней успешно справиться.
Детское зрение отличается от взрослого, в первую очередь, строением самих органов, отвечающих за визуальное восприятие мира. Глазные яблоки у детей пропорционально более короткие. Именно по этой причине пучки света фокусируются у ребенка не на сетчатке, а непосредственно за ней. Такое состояние свойственно дальнозоркости, и исходя из этого можно смело утверждать, что физиологическая дальнозоркость присуща всем новорожденным.
Глазные яблоки растут наиболее быстрыми темпами в первый год жизни малыша. К 12 месяцам физиологически обусловленная дальнозоркость постепенно отступает. О ее полном исчезновении можно говорить только тогда, когда процесс нормальных параметров глазного яблока завершается. Это происходит обычно в возрасте от 3 до 5 лет.
Формироваться зрение начинает еще в период маминой беременности. И первый триместр ее особенно важен. Большинство практически неизлечимых или трудноизлечимых врожденных пороков органов зрения обычно связывают с этим периодом, когда в процессе закладки и формирования органов возникла серьезная «ошибка».
Новорожденный ребенок практически не различает размеров и формы предметов. Он видит мир, как лоскутное одеяло — скопление более и менее ярких пятен. Фокусировать взгляд малыш начинает в возрасте 1 месяца, а уже в 2-3 месяца самостоятельной жизни он в норме умеет следить глазами за движущимся предметом.
С каждым последующим месяцем хранилище зрительных образов крохи увеличивается, пополняется. Он осваивает речь не только потому, что слышит звуки, но и потому, что видит артикуляцию взрослых и пытается ее механически повторить. Он начинает сидеть, ползать и вставать не только потому, что к этому готовы его позвоночник и мышечная система, но и потому, что он видит, как перемещаются мама и папа и пытается подражать им.
Зрительный нерв и мышцы у детей дошкольного возраста слабые, очень уязвимые.
Именно поэтому так важно ограничивать просмотр телевизора, игры за компьютером, а также любую нагрузку на зрение. Если родители внимательно и правильно относятся к профилактике проблем со зрением, то к 6-7 годам зрительный аппарат ребенка становится достаточно крепким, малыш готов к школе и предстоящим там учебным нагрузкам.
К сожалению, именно в этом возрасте в основном начинают выявляться и первые патологии. Ребенка ведут на медосмотр перед школой, и окулист выявляет то или иное отклонение. Конечно, это не приговор, ведь большинство таких приобретенных нарушений успешно поддаются коррекции. Но проверку зрения родители должны сделать обязательной. И водить ребенка к специалисту не только на медкомиссию, но и для собственного успокоения, чтобы не пропустить начинающуюся болезнь.
Как проверить?
Всем без исключения малышам проводят первую проверку зрения еще в родильном доме. Осмотр этот носит поверхностный характер, его проводят без специального офтальмологического оборудования. Такая диагностика позволяет увидеть грубые врожденные пороки органов зрения — катаракту, ретинобластому, глаукому, птоз. Значительно сложнее на таком осмотре увидеть такие врожденные патологии, как атрофию зрительного нерва и ринопатию недоношенных. Остальные заболевания на первом осмотре увидеть практически невозможно.
Плановые посещения офтальмолога предусмотрены в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 и 12 месяцев. На этих осмотрах доктор уже сможет оценить состояние глазного дна, способность зрачка сокращаться при попадании на него луча света, а также выявить некоторые патологии, которые остались незамеченными в роддоме. В первый год жизни родители не хуже любого врача могут заподозрить проблемы со зрением у своего чада.
Главное — внимательно наблюдать за ребенком. Если в 3-5 месяцев он не фокусирует взгляд на игрушке, если его глазки «дергаются» относительно центра вверх-вниз или влево-вправо, если к этому возрасту малыш не узнает лица родных, то это повод обратиться к офтальмологу внепланово.
Для детей от 6 месяцев до года врачи используют специальные полосатые таблички. Один глаз ребенка мама закроет своей рукой, а доктор покажет белую табличку, половина которой заполнена черными полосками. В норме кроха должен начать рассматривать именно эту полосатую часть. Потом такой же опыт проводят со вторым глазиком. Этот тест дает доктору возможность оценить, оба ли глаза реагируют на зрительный объект. Аппаратным методом врач изучит состояние глазного дна, сокращаемость зрачка.
У детей от двух лет оценивают более широкий спектр показателей нормальности зрения:
физическое состояние органов зрения;
синхронность движения глаз вслед за движущимся предметом;
наличие или отсутствие предпосылок к развитию косоглазия;
фокусировка глаз на близком и отдаленном предмете;
глубина восприятия объемных пространственных предметов.
Ответы на эти вопрос даст осмотр органов зрения с применением специального оборудования, а также серия тестов. Для оценки объемности зрительной функции применяют поляризующие очки, для оценки остроты зрения — таблицу Орловой. На ней нет букв и сложных предметов, которые малыш еще в силу возраста не в состоянии понять. Есть знакомые ему простые изображения — уточка, слоник, звезда, елочка, чайник, самолетик и т. д. На просьбу доктора показать уточку или самолет, ребенок сможет отреагировать, если не движением руки в нужном направлении, так хотя бы направлением взгляда.
Опытному офтальмологу этой реакции будет вполне достаточно, чтобы понять, видит ли малыш нарисованные черно-белые изображения и различает ли их форму. Если на расстоянии пяти метров ребенок различает десятую строку сверху, то его зрение считается стопроцентным. Трудности могут возникнуть только с названиями предметов, потому что не каждый малыш сможет знать очертания чайника или автомобиля. Поэтому предварительно родителям рекомендуется дома, в спокойной обстановке обсудить с ребенком таблицу, показать ему все предметы и отчетливо назвать их.
На следующем возрастном этапе, в школьном возрасте, ребенку будут тестировать остроту зрения по таблице Сивцева. Это самая известная в России таблица, которая основана на изображении букв. В таблице 12 строк и всего 7 букв, которые повторяются в разном порядке — Ш, Б, Ы, К, М, Н, И.
Отличным считается результат, если ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров от таблицы. Уменьшение и увеличение количества увиденных строк сможет сказать врачу, какого типа нарушение зрения присутствует у ребенка и какая нужна коррекция. Следует отметить, что при помощи таблицы Сивцева невозможно установить дальнозоркость. Она определяет только наличие близорукости.
Еще одна популярная таблица для проверки зрения — таблица Головина. В ней нет ни букв, ни картинок, только незамкнутые кольца, повернутые в разных направлениях. Все кольца во всех 12 рядах имеют равную ширину, но с каждым рядом сверху в них они уменьшаются в размере. Напротив каждой строки указано расстояние, с которого человек в норме должен видеть изображение. Оно обозначается латинской буквой D.
Понятно, что доктор на основании одной только информации об увиденных пациентом предметах или буквах, ставить диагноз не будет.
Для диагностики болезней глаз у детей назначаются дополнительные исследования:
Диафаноскопия. Этот метод позволяет установить возможное помутнение внутренних сред глаза, а также обнаружить внутри глаза опухоли или инородные тела. Малышам обследование проводят под общим наркозом, детям среднего и старшего школьного возраста — под местным обезболиванием. Проводить обследование положено только в темном помещении. К глазному яблоку прижимают диафаноскоп и прижимают его с разной силой, перемещая по склере. Таким образом, удается увидеть интенсивность свечения зрачка. Если свечение затруднено или полностью отсутствует, это может говорить о патологическом уплотнении, о заболевании.
Тонометрия. Это обследование тоже проводят в условии стационара, обезболивая ребенку органы зрения или вводя его в состояние медикаментозного сна. Специальный прибор — тонометр при прижатии к глазкам, дает врачу представление об уровне внутриглазного давления.
Экзофтальмометрия. Этот метод позволяет установить выпячивание глаза из орбиты и таким образом диагностировать лимфомы, тромбозы и кровоизлияния, а также другие патологии органов зрения. Для этого офтальмолог использует специальный прибор, напоминающий линейку.
Аглезиметрия. Метод, позволяющий установить чувствительность роговицы глаза. Для этого ребенку со стороны виска доктор незаметно подносит к глазу кусочек ваты, расширяет веки и слегка касается глазного яблока. По выраженности реакции на такое прикосновения судят о степени чувствительности. Иногда врачи пользуются не ватой, а специальным набором диагностических волосков (по методу Самойлова).
Проба Веста. Этот метод позволяет уточнить состояние слезного мешка и проходимость носослезного канала. В глаза ребенку закапывают специальный контрастный состав колларгол или раствор флюоресцеина, носовые ходы закрывают ватными тампонами. Если на вате за отведенное время (не более 7 минут) появятся следы препарата, слезные пути проходимы.
Флюоресцеиновая проба. Этот метод позволяет выяснить, цела ли роговица, нет ли на ней механических повреждений. В глаз ребенку закапывают раствор флюоресцеина, а затем очень быстро промывают глаз физраствором. При помощи бинокулярной лупы и зеркала врач осматривает глаз. Места поражения будут окрашены контрастным веществом, закапанным ранее.
Существуют и другие тесты и методики обследования зрения, которые могут быть назначены ребенку в индивидуальном порядке, если первичный осмотр вызвал некие опасения у врача-офтальмолога.
Самостоятельная проверка
Многих родителей интересует, можно ли проверить остроту зрения ребенка в домашних условиях. В принципе, большого труда это не составит, хотя и большого объема информации из такого обследования родители не получат. Ответить на главный вопрос — видит ли малыш, можно и дома. А вот установить причину, по которой он видит недостаточно или не видит, в домашних условиях никак нельзя.
Зрение ребенка от 3 месяцев до года можно проверить при помощи яркой игрушки. Если ребенок следит за ней глазами, если он на расстоянии 1,5-2 метров видит игрушку в руке у мамы и реагирует на нее, этого вполне достаточно, чтобы заключить, что в целом малыш видит.
Для ребенка от 2 лет мама может распечатать на обычном листе формата А 4 таблицу Орловой. Показать и назвать на листе все предметы, и только потом, повесив лист на уровне глаз ребенка на расстоянии 5 метров от него, спрашивать, какой предмет вы показываете.
Нормой считается, если ребенок увидит каждым глазом все изображения десятой строки (отсчитывать сверху вниз). Допускается не более 1 ошибки. Проводить тестирование нужно в помещении, которое хорошо освещено, лучше всего при дневном свете. На раздумья ребенку дают не более 2-4 секунд, один глаз должен быть закрыт во время проверки второго. Важно, чтобы ребенок не щурился.
Домашние проверки зрения не стоит устраивать слишком часто. Достаточно будет тестировать ребенка раз в 3-4 месяца. Пользоваться такими методиками особенно полезно, если у ребенка не выявлено глазных патологий на очередном осмотре у офтальмолога, но есть предпосылки для развития таких недугов:
генетический фактор — у мамы или папы плохое зрение;
особенности рождения — если малыш появился на свет недоношенным;
если в семье есть родственники, страдающие глаукомой.
Следует знать, что многие нарушения зрения развиваются в детском возрасте постепенно. При этом особых жалоб у малыша не будет, да и симптомы разглядеть будет сложно до тех пор, пока патология не даст о себе знать, а это происходит уже на конечных стадиях. Домашние тесты помогут вовремя заметить тревожные признаки. Если это произошло, не стоит откладывать визит к врачу-офтальмологу.