в какой роли выступает учитель при интерактивном обучении
Роль учителя в процессе организации коммуникативно-интерактивного обучения
Для осуществления организации коммуникативно-интерактивного обучения с целью развития дискутивных навыков у учащихся необходим высокий методический уровень подготовки преподавателя и методический комплекс заданий, соответствующих реализации цели обучения в рамках данной социальной формы учебной деятельности.
В методическом плане значение преподавателя ни в коей мере не снижается, напротив, он выполняет чрезвычайно сложную задачу создания условий для самореализации учащегося в образовательной среде как независимой и ответственной личности. Основная цель при этом заключается в том, чтобы обеспечить формирование у учащегося способности к самостоятельному управлению своей учебной и коммуникативной деятельностью.
Многие зарубежные исследователи (Р. Дюда, Д. Литтл, Р. Смит, Д. Торт-Молони и др.) придерживаются точки зрения, согласно которой преподаватель при организации коммуникативно-интерактивного обучения должен обладать развитой степенью автономии. При этом под автономией преподавателя [42; с.89] понимается его способность анализировать свою педагогическую деятельность с целью выбора наиболее эффективных способов и приёмов обучения. Р. Дюда полагает, что автономия преподавателя проявляется в том, что он подвергает тщательному самоанализу свои представления об учебном процессе, постоянно размышляет и осмысливает свою практику преподавания и способен сделать выбор в пользу своих студентов, заботясь о том, чтобы они были более автономными, и не лишать их возможности выбора.
Следовательно, роль преподавателя в условиях организации интерактивного обучения чрезвычайно сложная и деликатная, т.к. требует высокой степени развития профессиональных умений, включая умения вступать в переговоры с обучающимися и сотрудничать, умения анализировать учебный процесс как с точки зрения его результатов, так и с точки зрения развития автономии обучающихся и, в конечном счёте, нести ответственность за создание условий, которые, обеспечивая саморазвитие обучающихся, повышение их активности в изучении и использовании ИЯ, способствуют одновременно эффективному его изучению.
Выбрав формы и методы в процессе использования интерактивных форм работы, преподаватель решает проблему организации работы учащихся не способом жесткого управления, а созданием условий для саморазвития обучающихся, предоставляя им возможность выбора и большую свободу действий. Это может выражаться в форме:
ё) отчётности о результатах работы.
При оценке успешности работы учащихся преподаватель должен руководствоваться следующими требованиями:
Педагогическая деятельность преподавателя реализуется в определенных педагогических ситуациях. Сама педагогическая (учебная) ситуация представляет собой совокупность разнообразных умственных и учебных действий преподавателя и учащегося- перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметных-преобразующих, исследовательских, контролирующих (самоконтролирующих), оценивания (самооценивания) и т.д. Как отмечал C.Ф.Шатилов, «определенная совокупность таких разнородных действий и определяет ту или иную психолого-педагогическую функцию» [9; c.46].
Но говоря о реализации педагогических функций в целом, нужно подчеркнуть необходимость учета и отражения в этих функциях содержания специфики учебной дисциплины, в нашем случае ИЯ, и самой педагогической деятельности по его преподаванию, в частности, при организации на занятиях работы учащихся. Специфической особенностью педагогической деятельности преподавателя в данном случае является то, что обучение осуществляется в ситуации, где преподаватель должен управлять не только процессом усвоения учащимися учебного (языкового) материала, но и процессом общения и взаимодействия на ИЯ. Поэтому особое значение в данном случае приобретают коммуникативная и организаторская функции. К этой же группе можно отнести и две другие, не менее важные функции преподавателя (выделенные Е.С. Ильинской, [43; c. 501], реализуемые им при организации интерактивного общения на занятии, а именно конструктивную и гностическую.
Конкретизируем содержание данных 4-х важнейших функций преподавателя при организации коммуникативно-интерактивного обучения
Нарастание профессионального опыта преподавателя ИЯ заключается прежде всего в его владении приемами, стимулирующими общение, поддержание целостности коммуникативного процесса и взаимодействия на занятии. Для того, чтобы осуществить этот процесс эффективно, преподавателю важно помнить о тех ролях, которые он должен или может исполнять в течение занятия при организации взаимодействия учащихся, целью которого является формирование и развитие дискутивных умений.
Так, среди них можно выделить следующие:
Выбор той или иной роли зависит от нескольких обстоятельств: личности преподавателя, психологических и индивидуальных особенностей учащихся, этапа урока, типа заданий и т.д. Кроме того, преподаватель может частично совмещать несколько ролей.
Деятельность преподавателя при организации коммуникативно-интерактивного обучения должна заключаться в том, чтобы помочь учащимся решить следующие задачи:
Интерактивное обучение: современные технологии на уроках
Расскажем, что такое интерактивное обучение, почему школы к нему стремятся и как оно реализовано в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда».
В образовании используют три метода обучения: пассивный, активный и интерактивный. Пассивный метод предполагает одно действующее лицо — учителя, который управляет ходом занятий, а ученики выступают в роли слушателей. Часто такую форму практикуют на лекциях в университете.
При активном методе учитель и ученики взаимодействуют друг с другом на протяжении занятия. Есть и третий вариант — интерактивный, о котором мы расскажем ниже.
Что такое интерактивное обучение
Интерактивное обучение — это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением».
Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу.
Принципы
Интерактивное обучение подразумевает:
Средства
Средства обучения — это объекты, которые учитель использует для учебного процесса и презентации материалов.
Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения.
Среди них часто выделяют:
Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.
Формы интерактивного обучения
Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:
Преимущества и недостатки
Преимущества для ребёнка:
Сложности для педагога:
Недостатки метода:
Интерактивное занятие в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»
Для занятий мы используем специальную платформу, на которой проходят вебинары, хранятся записи уроков и контролируются знания. Ребёнку нужен только компьютер, ноутбук или планшет. Выполняя домашние задания на платформе, ученик получает очки опыта.
Учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и моментально получать ответы.
Вебинары включают в себя голосования и опросы, которые помогают взаимодействовать ученикам и преподавателю.
Кроме того, в «Экстернате Фоксфорда» для учеников есть онлайн-клубы по интересам, где они получают новые знания и обмениваются мнениями и новостями: клуб иностранных языков, дискуссионный клуб, театральная студия онлайн, клуб спидкубинга и другие.
Интерактивное обучение помогает сделать уроки интересными, даёт ребёнку возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением и опытом, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Роль и функция преподавателя при дистанционном обучении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Новые роли и функции преподавателя при дистанционном обучении Касьянова Елена Александровна
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения.
Интерактивное взаимодействие в процессе обучения Учащийся и ресурс Учащийся и преподаватель 1.Навигация в рамках ресурса. 2.Выполнение онлайн задания. 1. Личные сообщения 2. Проверка домашних заданий и заданий с открытым ответом 3. Видеоконференции 4.Форумы. Изменение ролей участников образовательного процесса.
Основная роль преподавателя. В традиционной системе образовательного процесса. Дистанционное образование Ученик Учитель Получает готовую информацию Транслирует информацию Ученик Учитель Осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде. Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентность к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся.
Современная роль педагога Консультант Дистанционный тьютор Модератор Куратор дистанционного обучения Создатель информационной образовательной среды. Навигатор в современном информационном океане. Сетевой предметный методист.
Функции преподавателя Планирование учебной работы Организация учебной работы Координирование познавательного процесса обучаемых с применением ИКТ Корректировка преподаваемой дисциплины с применением средств разработки сетевых курсов и мультимедийных технологий Консультирование обучаемых в режиме реального и отложенного времени
Требования к преподавателю Способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникативными технологиями, средствами разработки сетевых курсов; Психологическая устойчивость и умение работать с виртуальными учениками; Готовность к активному обмену информацией с учениками; Умение стимулировать и поощрять работу учеников посредством сетевых технологий и т.д.
реализуемые в письменной форме Электронная почта – самый распространенный, общедоступный и простой способ обмена информацией между двумя или несколькими людьми. Списки рассылки, или как их еще называют «дискуссионные группы», дают возможность организовать общение многих со многими. Одно письмо, направляемое на один электронный адрес дублируется сервером и рассылается всем пользователям, «подписавшимся» на этот список. Форум – позволяет задавать вопросы и получать ответы, высказывать свое мнение по определенным темам. –Электронные доски объявлений используются главным образом для оповещения всех пользователей какой-либо важной и срочной информацией, в отличие от списков рассылки, в гораздо большей степени предназначенных для общения многих со многими. Чаты, или обмен информацией в письменной форме в режиме реального времени, предназначены для оперативного общения между двумя или несколькими пользователями. Технологии коммуникаций
Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией. Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций. Возможность диалога с любым партнером. Возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции. Возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической). Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д. Возможность интерактивного взаимодействия с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи. Что это дает?
Функции преподаватели в интерактивном обучении
Педагогу, внедряющему интерактивные технологии, приходится выступать в разных ролях и выполнять многообразные функции: разработчика и организатора занятия с использованием игровой технологии, консультанта, коммуникатора, психолога [53, 54].
Педагог-игротехник. В практике использования интерактивных технологий не всегда можно использовать готовые игры. Главная причина этого состоит в том, что любая готовая игровая процедура нуждается в адаптации для применения в учебном процессе для конкретного учебного курса. Поэтому педагог в лучшем случае должен адаптировать содержание игровой процедуры или вовсе придумать для своего курса оригинальное содержание и процедуру. Условием успешной реализации этой функции являются знания правил конструирования той или иной игровой процедуры.
Педагог-консультант. Реализация функции консультанта предполагает умение объяснить, в чем смысл игры, каковы ее цели, сформулировать правила и нормы, дать инструкции по ролям, описать процедуру, последовательность ее шагов. Поскольку данная функция реализуется до начала самой игры, то преподавателю предстоит еще до начала игры сделать предположения о распределении ролей среди участников с учетом активности, пассивности, степени эмоциональной регуляции, спонтанности будущих участников. Несомненно, что легче предоставить возможность проявить себя более активным обучающимся, но, решая воспитательные задачи, важно быть внимательным по отношению к неуверенным, пассивным членам группы, которые могут проявить себя в ходе игры при поддержке педагога и всей группы.
Педагог-организатор игры. Эта функция реализуется на всех этапах игры: до ее начала, во время игры и после. Выступая в роли организатора, преподавателю приходится сопровождать весь ход игры: ставить цели, принимать решения, планировать, практически организовывать процесс игры и контролировать ее ход и результаты, а при необходимости корректировать содержание и саму поцедуру.
Организация игрового процесса требует координации работы всех игровых групп, руководства межгрупповой дискуссией, оказания помощи и эмоциональной поддержки, экспертизы содержания работы, контроля за выполнением норм и правил игрового взаимодействия, быстрой реакции на непредвиденные ситуации и сбои, умения управлять конфликтными ситуациями. Организатор также должен позаботиться о помещении для проведения игры, оборудовании, раздаточных материалах. После окончания игровой процедуры организатор должен осуществить рефлексивный анализ итогов, организовать обратную связь, оценить эффективность полученных результатов.
Педагог-коммуникатор. Коммуникативная функция преподавателя является основной составляющей обучающей деятельности. Она проявляется нс только в умении устанавливать контакты с любым типом партнеров, но и эффективно выражать мысли и слушать других, задавать нужные, точные вопросы, углубляющие взаимодействие, точно и грамотно отвечать на вопросы обучаемых, устанавливать обратную связь, вести дискуссию, полемику, вырабатывать эффективные вербальные сценарии для разного уровня обучаемых. В целом коммуникатор является примером конструктивного взаимодействия и инициирует коммуникативное поведение, создающее комфортную и творческую атмосферу сотрудничества для интерактивной деятельности.
Педагог-психолог. Для проведения интерактивных игр преподавателю важно иметь ценностные установки, связанные с «человеческим фактором» в межличностном и деловом общении, что в первую очередь проявляется в безоценочном отношении к личности обучающихся. В практике обучения и воспитания, по нашему мнению, бсзоцсночность трудно достижима. Образование всегда оценивает, и это необходимый компонент любой обучающей деятельности. Преподавателю, педагогу важно научиться оценивать только достигнутые результаты при безусловной поддержке личности обучающегося. Это снимает тревогу по отношению к оцениванию и отметкам у обучающихся, а, следовательно, участники образовательного процесса становятся более спонтанными, творческими, открытыми новому опыту обучения. Проявление внимания к слушателям, ответ- ность как вид отношений, демонстрация теплоты и искренности в отношениях создают наилучшие условия для освоения новых навыков, особенно связанных с коммуникативной компетентностью.
Когда речь идет об интерактивном взаимодействии, понятие «безо- ценочность» включает в себя равноправие партнеров по коммуникации, отсутствие обвинений, отсутствие «оборонительных позиций», доверие и искренность. Это демонстрируется через чувство меры, педагогический такт и эмоциональную сдержанность, а также через способность постоянно контролировать свое поведение и свои отношения с другими людьми. Понимание других людей связано со способностью к эмпатии, которая особенно проявляется во время слушания собеседника, в оказании ему своевременной психологической поддержки.
Таким образом, использование интерактивных технологий предполагает грамотное и профессиональное исполнение разных ролевых функций. Конечно, в реальной практике можно выполнять эти функции нескольким организаторам. Такой опыт распространен в организационно-деятельностных и инновационных играх, которые проводятся на больших предприятиях командой организационных консультантов, тренеров. В учебном и воспитательном процессе у педагога нет другой альтернативы, кроме той, которая предполагает совершенствование личностного игротехнического, коммуникативного потенциала, от которого зависит успех, мастерство и результаты, достигаемые в образовании и воспитании молодого поколения.
В какой роли выступает учитель при интерактивном обучении
Сартасов Анатолий
студент факультета Истории и права, 3 курс
Научный руководитель: Спирина А.В., к.пс.н., доц.
Множество основных методических инноваций сегодня имеют связь с использованием интерактивных методов обучения.
Понятие «интерактив» произошло от английского «interact» («inter» – между, «act» – действие) [1]. Интерактивный носит значение способности взаимодействовать, находиться в режиме беседы с чем-либо или кем-либо.
Под интерактивным обучением понимается специальная форма построения познавательного процесса, целью которой является создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся испытывает чувство успеха, своей интеллектуальной состоятельности, когда учитель и обучающийся являются равноправными субъектами обучения, когда обучающийся принимает активное участие в работе с учителем и своими сверстниками в коллективной, индивидуальной и групповой форме обучения.
При интерактивном обучении работа организована таким образом, что практически все обучающие вовлечены в процесс познания. Осуществляя совместную деятельность, учащиеся вносят свой индивидуальный значимый вклад, при этом происходит обмен знаниями методами деятельности, идеями. При этом в процессе деятельности царит доброжелательная атмосфера и происходит взаимная поддержка, что способствует не только получению новых знаний, но и развитию самой познавательной деятельности, переводя её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.
При интерактивной деятельности предполагается организация и развитие диалогового общения, целью которого является взаимопонимание, взаимодействие, совместное решение общих, но индивидуально значимых задач. Доминирование одного участника или мнения над другим при интерактивном обучении исключается. В процессе диалогового обучения участники учатся критически мыслить и производить решение сложных проблем на основе анализа имеющейся информации и обстоятельств, считаться с альтернативными мнениями, принимать участие в дискуссиях, осуществлять общение с другими людьми. Для этого на занятиях применяется работа в парах, группах и индивидуальная, находят своё применение дидактические и ролевые игры, исследовательские проекты, работа с документами и разнообразными источниками информации. Определённые проблемы решаются преимущественно в группе.
Интерактивное обучение предполагает организацию кооперативного обучения, при котором задания индивидуального характера перерастают в групповые. Вклад в общее дело, вносимый каждым членом группы незаменим и важен для достижения успеха всей группы. Обучающийся при применении интерактивных методов обучения становится полноправным участником процесса восприятия, при этом его опыт является основным источником учебного познания.
Преподаватель не должен давать готовые знания, а должен склонить учащихся к самостоятельному поиску. По отношению к традиционным формам ведения занятий. В интерактивных технологиях изменяется взаимодействие преподавателя и учащегося: задачей педагога является создание условий необходимых для проявления учащимися инициативы. При этом педагогом выполняется функция помощника в процессе обучения, одного из источников информации.
При интерактивном обучении педагог должен:
1) активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся;
2) обеспечивать понимание учащимися информации;
3) индивидуализировать педагогическое взаимодействие;
4) обеспечивать достижение взаимной связи между учащимися при обмене информации.
Помимо этого необходимо выявлять многообразие точек зрения, поддерживать активность участников, облегчать усвоение опыта учащимися, обеспечивать взаимопонимание участников, поощрять творчество участников.
При интерактивном обучении важно придерживать некоторых правил.
1. В работе должны принимать все обучающиеся.
2. Необходимо уделить должное внимание психологической готовности учащихся. Это может помочь в процессе обучения избежать скованности и закрепощённости участников.
3. Обучаемых в интерактивной технологии не должно быть слишком много. Каждый должен быть услышан.
4. Нельзя отклоняться от определённого регламента и процедуры.
5. Отдельное внимание следует уделить делению участников на группы [3].
Интерактивные методы обучения не влекут замену лекционных форм проведения занятий, а помогают лучше усвоить лекционный материал и формируют мнения и навыки поведения. Используя интерактивные методы, педагог лишь осуществляет регулирование процесса и организует его, подготавливает задания и темы для рассмотрения, даёт при необходимости консультации. По мнению В.А. Сухомлинского лучшим учителем является тот, кто забывает о том, что он учитель. Если учитель проявит искренний интерес и «встанет рядом» обучающиеся откликнутся и проявят подлинный интерес в общении.
Участники учебных интеракций используют свой социальный опыт и опыт других людей, при этом они должны вступать в коммуникацию между собой, вместе осуществлять решение поставленных задач, преодолевать возникающие конфликты, находить способы взаимодействия, идти на компромиссы.
Среди преимуществ интерактивных методов обучения можно выделить:
1) пробуждение у обучающихся интерес;
2) поощрение активного участия всех обучающихся в учебном процессе;
3) обращение к чувствам каждого участника учебного процесса;
4) способствование эффективного усвоения учебного материала;
5) формирование у учащихся мнений;
6) формирование жизненных навыков.
Структура урока при использовании интерактивной технологии обучения состоит из 8 этапов.
1. Мотивация. При организации этого этапа необходимо менять способы мотивации от одного занятия к другому.
2. Целеполагание. Сообщение целей учащемуся позволяет дальнейшую деятельность сделать целенаправленной. Педагог учит учащихся формулировать цели урока.
3. Предоставление новой информации. Этот этап позволяет отобрать то, что учащиеся знают, а что им незнакомо и непонятно.
4. Интерактивные упражнения. В их качестве практикуется работа в малых группах. Наилучшим вариантом является наличие в каждой группе учащихся с разным уровнем информативности, что позволяет обучающимся дополнять и обогащать знания друг друга. Каждая группа должна выступать кратко и наиболее информативно.
5. Новый продукт. Учитывая усвоенный учащимися объём информации им даётся возможность сделать свои выводы и выразить свою точку зрения.
6. Рефлексия. На этом этапе предполагается подведение итогов проделанной деятельности учащихся. Этот этап позволяет учащимся выделить новые усвоенные знания, и определить в каких случаях они могут быть применены.
7. Оценивание. Сложность этого этапа заключается в том, что оценка должна стимулировать учащихся для дальнейшей работы.
8. Домашнее задание. После проведения урока с использованием интерактивных методов обучения даются задания, которые предполагают творческое переосмысление изученного материала.
Занятия, построенные на интерактивном обучении, вызывают заметный интерес среди учащихся, прежде всего из-за нарушения привычного и надоевшего порядка работы на занятиях, позволяют каждому стать активным участником учебного процесса, а не быть в роли пассивного слушателя.
Преимуществом данной технологии является вовлечение в активную работу всех обучающихся, в то время как в традиционных технологиях обучениях педагог опирается на более сильного ученика, который быстрее усваивает материал, в то время как слабый «отсиживается» на занятии [2].
Выделяются основные структурные элементы интерактивного обучения:
1. Работа в группах – это разделение всех учащихся на группы по 4-6 участников и постановка задач, которые выполняются в определённый срок. После чего происходит обсуждение и активное слушание. Комментарии педагога по работе группы также необходим.
2. Ролевая игра. При такой форме обучения педагог распределяет роли между учащимися, и они стараются действовать в рамках предложенной ситуации.
3. Мозговой штурм. Достижение результата путём выражения мыслей всех участников, что помогает найти несколько решений по поставленной проблеме. Главным при этом является формулирование проблемы, которую нужно решить, и способствовать выдвижению новых идей. В конце занятия происходит обсуждение и оценка интересных идей.
4. Метод «пресс». Учащиеся стремятся подготовить доказательства и мысли по дискуссионным вопросам. Он помогает обучающимся выражать своё мнения в краткой, чёткой и сжатой форме.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения позволяет оптимизировать сущность и структуру взаимодействия в педагогическом процессе. Использование интерактивного обучения в образовании имеет определённые преимущества, которые определяют их востребованность в современном мире.
1. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С. Воронин – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. – С. 38.
2. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е.В. Коротаева – М., 2002. – С. 23.