в какой религии святой патрик
Святитель Патри ́ кий Ирландский епископ
Дни памяти
Житие
Апостол Крайнего Запада святой Патрикий [*] (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.
Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.
Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.
Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас». Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.
Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви Палладия [1] в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.
Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.
Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.
После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.
Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.
Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.
Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.
Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. /
Адаптир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011
Примечания
[*] Включен в месяцеслов Русской Православной Церкви Священным Синодом 9 марта 2017 г., журнал № 14.
[1] Западная Церковь отмечает его память 6 июля.
[2] См., в частности, жития святителей Колумбы Ионского (память 9 июня – зап.) и Колумбана Люксейского (память 23 ноября – зап.).
[3] Patrick S. Confession. 44–59b // SC. 249. 118–128.
[4] Ирландская традиция рассказывает, что незадолго до своей смерти святой Патрикий посетил святую Бригитту (память 1 февраля – зап.) и попросил ее выткать саван, в котором он и был предан земле.
святой Патрик Ирландский
Биография
Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного – зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.
Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, – из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.
В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.
Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея – когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.
Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедью Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, – это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.
В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему – об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.
Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедью в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину, который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в христианство вождя того или иного клана, – по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь, не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.*
Святому, утверждавшему христианство, приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо – воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.
Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные – не всем, но несомненно одно – Бог всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.
Умер Св. Патрик в 461 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.
Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».
Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
* К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого – наследником его епископской кафедры.
Святой Патрик
Биография
Святого Патрика любят в каждом уголке мира, но более всего в Ирландии. Народ этой страны считает мужчину из глубокой древности своим покровителем. В истории христианства трудно отыскать еще одного такого же реального человека, чья жизнь представляет плотные заросли легенд, басен и сказочных преданий.
Детство и юность
Ранняя биография святого Патрика загадочна и туманна, основана на его собственных мемуарах, а так же состоит из предположений и домыслов историков. Точное место рождения, впрочем, как и год, так и не удалось установить (годы жизни приходятся на середину V века). В «Исповедях» мужчина упоминает местечко Баннавем и Вентре.
Святой Патрик
Английский ученый Чарльз Томас предположил, что это британское селение на землях, колонизированных римлянами. Известно, что отец Патрика Кальпурний – римский офицер-чиновник, по совместительству дьякон. Дед Потит тоже служил священником.
Партик под именем Магон родился в зажиточной семье, которая имела загородную усадьбу и даже рабов. Рос с двумя сестрами. В мемуарах признается в собственной необразованности, впрочем, по обилию ошибок в произведениях, написанных на латинском языке, и так это понятно. Но кое-где мужчина вдруг говорит о блестящем образовании, полученном в отцовском доме.
Святой Патрик в молодости
В 16 лет юноша разделил рабскую долю с тысячами соотечественников. Патрика украли из родного дома и отвезли в Ирландию, где заставили пасти стада овец. Кто именно похитил ребенка – тоже тайна: возможно, разбойники, ходившие под флагами ирландского короля Ниалла, или же выходцы из Шотландии и скотты, представители кельтских племен.
Хозяин дал будущему священнику кличку, назвав того Patricius, что означает «знатный человек, патриций». С тех пор мужчина больше не вспомнил о прежнем имени, всю жизнь пронеся на себе «клеймо» унижений плена, что вполне объяснимо. В неволе поверил в истинного Бога, воздавал хвалы всевышнему днями и ночами напролет – якобы читал по 100 молитв на дню. Имя стало как бы отправной точкой на пути к религии.
Святой Патрик с детьми
Однажды молодому человеку приснился сон, в котором голос сулил скорое возращение на родину. Здесь духовная биография святого перекликается с мотивами из приключений ветхозаветного Моисея. Патрик решился на побег, добравшись до моря, увидел корабль. С трудом, но капитан согласился взять на борт безденежного путника и не пожалел – по дороге благодаря искренним молитвам Бог послал экипажу пропитание из стада свиней и меда.
По неизвестным причинам Патрик вновь попал в рабство к племенам пустыни, теперь всего на 60 дней. С немалым трудом юноша добрался до дома, где во сне его призвал вернуться в Ирландию некий ангел:
«Святой брат, мы умоляем тебя, приди и обрати нас».
Христианское служение
С момента сна жизнь Патрика озарила священная служба, которую в «Исповеди» описывает крайне скупо. Мужчина заступил на службу в церковь в сане дьякона, а в планах было стать епископом. Много путешествовал по свету, обучаясь в монастырях. В 432 году Патрик в одеянии и с полномочиями епископа вернулся в Ирландию, как того и просил ангел. Миссия священника заключалась в том, чтобы проповедовать Евангелие язычникам и христианизировать страну.
Святой Патрик с клеверным листом
На счету Патрика тысячи крещений и исповедей. В церковь потянулись люди из низших слоев общества, паства в основном состояла из рабов, молодых людей и женщин. В списке достижений святого от 300 до 600 храмов, которые он основал по всей Ирландии.
Мужчина кается в рукописной биографии о взятках в виде подарков, которые сыпал как из рога изобилия к ногам правителей и судей в тех местах, где удавалось побывать в образе миссионера. Причем сам мзду не брал. Не везде священника принимали гостеприимно, однажды вместе с единомышленниками угодил в тюрьму и сидел в кандалах.
Икона Святого Патрика
Жизнь Патрика окутана легендами. Одно из преданий гласит, что во время миссионерского похода около озера священник повстречал королевских наследниц Этне и Фелем. Услышав подробности о Боге, девушки захотели креститься, а после обряда тут же пожелали причаститься – настолько велико было желание поскорей увидеть всевышнего. Однако как только Патрик провел обряд, дочери короля пали замертво. Позднее сестер канонизировали.
В другом предании рассказывается о том, что Патрик очистил Ирландию от змей. Историки уверены, что легенду стоит трактовать как аллегорию – под гадами подразумеваются поклонники язычества. Неотъемлемой частью образа святого стал клевер, и тоже благодаря преданию: на примере трилистника Патрик объяснял народу идею Святой Троицы.
Святой Патрик изгоняет змей
Святого Патрика уважают за многие деяния, которые он совершил во имя укрепления христианства в Ирландии, однако миссионером-первопроходцем мужчину не считают. До этого священника в страну пробирались и другие христиане, еще на век раньше. Причем с юга, а не с севера, как Патрик. Например, здесь побывал римский епископ Палладий, которому не посчастливилось обратить достаточно народа в истинную веру – тяжело заболел и спешно уехал на родину.
Историки предполагают, что учения Патрика повлияли и на христианизацию Руси, церковь этого святого добралась до русских земель через варягов.
Смерть
Камень на предполагаемой могиле Святого Патрика
Одни почитатели святого уверены, что Патрик похоронен в городе Даунпатрик на севере Ирландии. Другие считают, что могилу стоит искать в селениях Соул или Арма. Впрочем, разность позиций объясняется преданием: якобы после смерти мощи святого сложили в телегу, запряженную бешеными быками, и где животные решат остановиться, там и быть могиле. Первую ночь ангелы охраняли захоронение, а вскоре за обладание мощами Патрика развернули бойню два неких народа. Однако война окончилась ничьей, потому как Бог защитил святого, ушедшего на покой.
День святого Патрика
В этот день города преображаются. Прогуливаясь по улице, обязательно встретишь зеленого человечка, в неожиданном месте вдруг красуется клевер, добавляют колорита в общую атмосферу протяжные звуки волынок. Пиво льется рекой, в каждом уголке проходят концерты, а в соборах праздничные богослужения.
Празднование Дня святого Патрика
Люди самозабвенно ищут четырехлистный стебель клевера. Того, кто найдет его 17 марта, ждет удача в любом деле, ведь в этот день волшебные божественные силы удваиваются.
В России тоже празднуется День святого Патрика. Так, каждый год 30 марта в храме Петра и Павла при Университете им. Герцена (Санкт-Петербург) проходит конференция общества русско-ирландской дружбы. В церкви проводят молебны перед иконой славного миссионера.
Святой Патрик — самый веселый и добрый христианский святой
Каждый год 17 марта ирландская община по всему миру отмечает День святого Патрика.
Согласно древним источникам, в этот день умер человек по имени Патрик, после своей смерти ставший самым почитаемым святым Ирландии. Он обратил языческую Ирландию в христианство и сделал немало добрых дел для этой страны, при этом он даже не был ирландцем. Не менее удивителен и тот факт, что католическая церковь по сей день не причислила святого Патрика к лику святых.
Достоверно установить, когда именно родился святой Патрик, уже невозможно. В разных источниках указаны разные даты. Сам святой Патрик написал несколько книг, но они не проливают свет на дату его рождения. По примерным подсчетам, наиболее достоверной датой является 385 год.
В книгах святого Патрика («Исповедь» и «Послание к воинам короля Коротика»), в письменных свидетельствах его современников, летописцев и в более поздних манускриптах его настоящие дела и реальные истории о нем тесно переплетены с легендами, суевериями и домыслами. Также эта доблестная сага щедро сдобрена историями других людей — как реальных, так и вымышленных вроде эльфийских королей и волшебника Мерлина, и уже никто не отделит зерна от плевел и не разберет, где правда, а где выдумка.
В своей «Исповеди», написанной на латыни, Патрик утверждает, что родился в городке Bannavem Taburniae, местоположение которого установить не удалось пока никому. Право считаться родиной Патрика по сей день оспаривают несколько географических пунктов в Англии, Уэльсе и Шотландии. В то время большая часть Британского архипелага принадлежала римлянам и страна называлась Римская Британия.
В начале V века начался «передел владений» и Британия перестала быть Римской — ее завоевали племена германцев.
Когда Патрик был подростком, его похитили пираты и продали в рабство в Ирландию, и это был вполне нормальный бизнес по тем временам.
В Ирландии Патрик стал пастухом и шесть лет провел на зеленых склонах, созерцая голубое небо, белоснежных овечек и синеву океана. Вероятно, эта благостная пастораль вселила в него мысли о смирении и направила на путь духовности.
По другой версии, он счел рабство наказанием за неверие, но так или иначе в Ирландии тогда еще просто Патрик стал глубоко религиозным человеком.
Однажды он услышал голос с небес, который повел его по неизвестной тропе, вывел на дорогу, ведущую вдоль моря, и привел в порт — для этого ему пришлось пешком преодолеть около 200 миль. Там ему удалось сесть на корабль и добраться домой, в Англию. Еще месяц он шел пешком в свою деревню.
Через некоторое время Патрик решил, что ему не хватает образования, и отправился в Галлию, где изучал богословие и латынь в разных монастырях. Там он стал священником.
Известна точная дата его прибытия в Ирландию — 432 год. Он вновь услышал голос с небес, призывавший его крестить Ирландию, и он последовал этому зову. В Ирландию он прибыл уже в сане епископа.
Почему трилистник?
На примере трилистника святой Патрик объяснял ирландцам главную догму христианства: Святую Троицу (Отец, Сын, Святой дух). С тех пор клевер (трилистник) стал для ирландцев полуволшебным средством от всех бед и напастей.
Говорят, что на протяжении многих веков, отправляясь на чужбину, ирландцы высушивали и зашивали в ладанку несколько листочков клевера с родных полей: оберег на удачу.
Святой Патрик — креститель Ирландии
Первая проповедь Патрика-миссионера прошла в месте его высадки на ирландскую землю у современного города Saul. Крестьянин, прослушавший его проповедь, так впечатлился его словами, что сразу же принял христианство и позволил ему использовать для служб свой амбар.
Страна была бедной и отсталой, люди — воинственными и необразованными. На пути святого Патрика вставали местные правители, воинственные вожди полудиких лесных племен, а также кельтские друиды, не желавшие отдавать свою паству без боя. Его несколько раз жестоко избивали, грабили, а однажды его даже заковали в кандалы и отправили в тюрьму.
Но с каждым днем все больше людей верило слову святого Патрика, обращаясь в христианство. На своем пути Патрик обретал все больше единомышленников, счет обращенных в христианство шел уже на тысячи. Он основывал монашеские общины, строил церкви, и шел дальше.
Перелом в общественном сознании наступил, когда святой Патрик основал собор и монастырь в городе Armagh (Арма). К тому времени уже больше половины населения страны стало христианами. С тех пор Арма — официальная резиденция духовного лидера ирландских католиков архиепископа Армского. Первым архиепископом Армским был сам святой Патрик.
Мифы и легенды о святом Патрике
О cвятом Патрике рассказывают немало невероятных историй. Самыми непримиримыми его врагами стали кельтские жрецы — друиды, которые бились за свою паству всеми методами: хитростью, силой, ядом и даже магией. Но все было бессильно против силы cвятого Патрика: он одним движением руки тушил огонь, бился с лучшими воинами на посохах-шилейлах, насылал на армию в горном ущелье снежные бури, читал молитву над кубком с отравленным вином и выпивал его не моргнув глазом.
При этом он был добрым и великодушным по отношению к простым людям. В то время христианство насаждалось на языческих территориях огнем и мечом, а Патрику удалось обратить Ирландию в христианство без войны — еще и поэтому его так почитают ирландцы.
Невероятно, но факт: человек, так много сделавший для христианства и католичества, так и не был канонизирован католической церковью.
Одной из самых любимых ирландцами легенд является та, согласно которой святой Патрик однажды, разозлившись на змей, что мешали ему молиться на горе Croagh Patrick за ирландский народ, одним взмахом своего посоха сбросил всех гадов в море.
Правда, палеонтологи утверждают, что в постледниковой Ирландии никогда не было змей, но, возможно, они просто плохо искали.
Но самый дорогой сердцу любого ирландца миф звучит так: святой Патрик, заботясь о здоровье своего народа, пытался убедить людей пить меньше спиртного и чудесным образом уменьшил их обычные стаканы вдвое.
Правда, виски в том виде, в котором мы его знаем, появился почти на 1 000 лет позже, но ведь ирландцы в древности вполне могли пить что-то другое, верно?
Тут непросто пить из мелкой посуды…
Так или иначе, святой Патрик является единственной исторической личностью, которой народ простил даже антиалкогольную кампанию.
Более того, почти в каждой ирландской семье есть хотя бы один Патрик, или коротко Пэдди. Если у вас есть знакомый ирландец или просто Патрик или Патриция, поздравьте их с Днем святого Патрика (или с именинами), они будут рады!
В Ирландии День святого Патрика 17 марта — официальный выходной день.
Во многих странах мира, особенно в тех, где есть большая ирландская диаспора, День святого Патрика отмечается парадом, концертами и веселыми тусовками одетой преимущественно в зеленое публики в совершенно невероятных нарядах.
Впрочем, судите сами.
Почему зеленый?
Потому что это цвет бархатных склонов и долин Ирландии, цвет свежей травы, цвет весны и того самого трилистника. Ирландию называют изумрудным островом, ведь зеленый цвет здесь — повсюду. Несмотря на северное расположение, благодаря Гольфстриму зима здесь очень мягкая и почти круглый год, куда ни бросишь взгляд, видишь лишь зеленые луга.
Начиная с XVII века зеленый стал официальным цветом Ирландской католической конфедерации и являлся символом ирландских патриотов наряду с зелеными ленточками в петлицах и трилистником.
Кровопролитная освободительная борьба ирландцев против британской короны длилась на протяжении нескольких веков, и выражение «надеть зеленое» иносказательно означает «бороться за свободу и независимость». Англичане запрещали британцам носить одежду зеленого цвета и жестоко преследовали тех, кто нарушал это правило, считая, что «зеленые» люди являются сепаратистами и провоцируют народ на беспорядки и борьбу против режима.
Более 800 лет Ирландия оставалась британской колонией. Независимость страна обрела лишь в 1949 году, после того как в 1922 году остров был разделен на Ирландское Свободное государство (Éire) и Северную Ирландию, входящую в состав Великобритании.
Об этой борьбе в народе сложилась песня The Wearing of the Green.
Кто такие лепреконы?
Лепрекон — еще один символ Ирландии (ирл. leipreachán, англ. leprechaun) — персонаж ирландского фольклора, волшебник, исполняющий желания, традиционно изображаемый в виде небольшого коренастого человечка, одетого во все зеленое.
Не совсем понятно, как языческие верования увязываются у ирландцев с религиозностью и хардкорным католицизмом, но лепреконы, наряду с зеленым цветом и трилистником, являются символом Ирландии и Дня святого Патрика.
В честь лепреконов и Дня святого Патрика в американском штате Орегон был открыт самый миниатюрный парк в мире — Милл Эндс Парк.
И на Кипре…
В последние два года мэрия Никосии 17 марта подсвечивается зеленым — мы тоже участвуем в празднике!
Обычно в пабах и клубах устраивают вечеринки с традиционной ирландской едой, веселым рилом и пивом, льющимся через край.
К сожалению, в этом году второй год подряд мероприятия в честь Дня святого Патрика во всем мире были отменены из-за коронавируса.
Однако никто не мешает нам напечь чудесного печенья в форме трилистника, разыскать зеленое пиво и отпраздновать в тесном семейном кругу с самыми близкими — в эти дни нам как никогда нужны позитивные эмоции и вера во что-то доброе.
А для настроения и атмосферы можно посмотреть один из фильмов, посвященных Ирландии — «Тихий человек» / The Quiet Man (1952), «Генерал» / The General (1998), «Кровавое воскресенье» / Bloody Sunday (2001), «Сестры Магдалины» / The Magdalene Sisters (2002), «Ребята из графства Клэр» / The Boys and Girl from County Clare (2003), «Ветер, который качает вереск» / The Wind that Shakes the Barley (2006), «Однажды» / Once (2007), «Голод» / Hunger (2008), «Однажды в Ирландии» / The Guard (2011), «Мальчишник по-ирландски» / The Stag (2013).
Lá fhéile Pádraig sona dhuit!