в какой религии следует

В какой религии следует

в какой религии следует. Смотреть фото в какой религии следует. Смотреть картинку в какой религии следует. Картинка про в какой религии следует. Фото в какой религии следует

Как узнать, какая из всех религий является правильной?

Нет никаких сомнений, что при таком количестве различных религий в мире определение того, какая из них правильная, является задачей не из легких. Во-первых, давайте рассмотрим некоторые мысли на общие темы, а затем посмотрим, как подойти к нашей задаче таким образом, чтобы можно было реально сделать правильный вывод о Боге. Проблема наличия разных ответов на конкретный вопрос не является присущей лишь сфере религии. Например, вы можете посадить сотню студентов, дать им сложную задачу по математике и, вполне вероятно, что многие из них получат неправильный ответ. Но значит ли это, что правильного ответа не существует? Вовсе нет. Тем, кто получил неправильный ответ, просто нужно найти ошибку и знать методы, необходимые, чтобы прийти к правильному решению.

Как мы приходим к правде о Боге? Мы применяем систематическую методологию, которая предназначена для отделения истины от заблуждения, используя различные тесты на правду и, в конечном результате, получая набор правильных выводов. Можете ли вы представить себе, к какому результату пришел бы ученый, если бы он, пойдя в лабораторию, начал ни с того, ни с сего смешивать вместе все материалы? Или если бы врач начал лечение пациентов случайными лекарствами, надеясь, что им станет лучше? Ни ученые, ни врачи не применяют такого подхода. Вместо этого они используют систематические методы, которые методически, логически и документально подтверждены и доказывают правильность полученного конечного результата.

В связи с этим, почему многие люди до сих пор полагают, что в теологии – науке о Боге – все должно быть иначе? Почему они считают, что при помощи случайного и несистематичного подхода можно прийти к правильным выводам? К сожалению, многие пользуются именно таким подходом, и это одна из причин, почему существует так много религий.

Тем не менее, вернемся к вопросу о том, как достичь верных выводов о Боге. Какой системный подход следует использовать? Во-первых, мы должны создать основу для тестирования различных теорий, и тогда, следуя как по дорожной карте, мы придем к правильному выводу. Вот возможное основание для использования:

1. Логическая последовательность – утверждения системы верований должны логически связываться и не противоречить друг другу каким-либо образом. Например, конечная цель буддизма – избавление себя от всех желаний. Тем не менее, нужно желать избавления от всех желаний, что является противоречивым и нелогичным принципом.

2. Эмпирическая адекватность – существуют ли доказательства в поддержку определенной системы верований (доказательства рациональные, доказуемые извне и т.д.)? Естественно, что мы имеем право требовать доказательств по важным утверждениям для их проверки. Например, мормоны учат, что Иисус жил в Северной Америке, но нет абсолютно никаких доказательств, археологических или других, в поддержку этого утверждения.

3. Экзистенциальная релевантность – система убеждений должна соответствовать реальности в том виде, как мы ее знаем, и приводить к заметным изменениям в жизни ее последователей. Деизм, например, утверждает, что Бог просто бросил нашу планету во вселенную и не взаимодействует с обитателями. Каким образом такие убеждения могут повлиять на человека в его ежедневной жизни? Если кратко, то никак.

Представленные выше рамки, примененные к теме религии, помогут привести к правильным взглядам на Бога и ответить на четыре важных жизненных вопроса:

1. Происхождение – откуда мы пришли?
2. Этика – как мы должны вести свою жизнь?
3. Смысл – в чем цель жизни?
4. Предназначение – к чему человечество идет?

Но как же можно применить эту систему в поиске Бога? Шаг за шагом, вопрос-ответ – такой подход является одной из лучших тактик для применения. Если сузить список возможных вопросов, то мы придем к следующему:

1.Существует ли абсолютная истина?
2. Взаимодействуют ли разум и религия?
3. Существует ли Бог?
4. Можно ли познать Бога?
5. Является ли Иисус Богом?
6. Заботится ли Бог обо мне?

Для начала нам необходимо знать, существует ли абсолютная истина. Если ее нет, тогда мы на самом деле не можем быть уверены ни в чем (духовном или нет) и, в конечном итоге, станем либо агностиками, сомневающимися в том, что мы можем что-либо знать, либо плюралистами, принимающими любую позицию, потому что не уверены, какая из них, если такова имеется, является правильной.

Абсолютная истина определяется как то, что соответствует реальности, то, что соответствует своему объекту, излагая его, как он есть. Некоторые говорят, что нет такого понятия как абсолютная истина, но такая позиция изначально обречена на провал. Например, релятивисты утверждают: «Вся истина относительна», но следует спросить – является ли это утверждение абсолютно верным? Если так, то абсолютная истина существует, а если нет, тогда какая польза от этого утверждения? Постмодернизм говорит, что правды не существует, но он утверждает, по крайней мере, одну абсолютную истину – что постмодернизм является истиной. В конце концов, существование абсолютной истины становится очевидным.

Кроме того, абсолютная истина, естественно, ограничена и исключает противоположное. Два плюс два равно четыре, и нет каких-либо других возможных ответов. Этот момент становится критическим при сравнении различных систем верований и мировоззрений. Если одна система верований имеет составляющие, которые доказаны истинными, то любые конкурирующие системы с противоположными утверждениями должны быть ложными. Кроме того, нам следует иметь в виду, что на абсолютную истину не влияет искренность или желание. Независимо от того, насколько искренне кто-то пребывает в объятиях лжи, он по-прежнему заблуждается. И ни одно желание в мире не сможет сделать что-то верным или наоборот.

Ответом на первый вопрос будет то, что абсолютная истина на самом деле существует. В связи с этим, агностицизм, постмодернизм, релятивизм и скептицизм являются ошибочными позициями.

Это приводит нас к следующему вопросу о том, могут ли интеллект/логика быть использованы в вопросах религии. Кое-кто утверждает, что это невозможно, но почему нет? На самом деле, логика имеет большое значение при рассмотрении духовных постулатов, поскольку она помогает нам понять, почему некоторые требования должны быть исключены, а другие – приняты. Логика критично важна в опровержении плюрализма (который утверждает, что все утверждения верны, даже противоречащие друг другу, и являются равными и действительными).

Логика также рассеивает позицию «все дороги ведут к вершине горы», используемую плюрализмом. Логика показывает, что каждая система верований имеет свой собственный набор знаков, которые в конечном итоге ведут в радикально отличающихся направлениях. Она демонстрирует, что уместная иллюстрация поисков духовной истины похожа скорее на лабиринт – один путь ведет к истине, в то время как все остальные приводят в тупик. Все религии, возможно, имеют определенное поверхностное сходство, но они отличаются основными направлениями в своих ключевых доктринах.

Вывод следующий: в вопросах религии можно использовать разум и логику. В таком случае, плюрализм (где все истины и позиции в равной степени верны и справедливы) исключается, потому что является нелогичным и противоречит тому, что диаметрально противоположные утверждения могут быть истинными.

Следующий важный вопрос: Существует ли Бог? Атеисты и натуралисты (которые не принимают ничего, кроме физического мира и вселенной) говорят «нет». Хотя по этому вопросу было написано множество трудов, и дебаты не утихали на протяжении всей истории, на него, на самом деле, нетрудно ответить. Для начала следует задать такой вопрос: почему мы имеем что-то, а не ничего? Иными словами, как мы и все вокруг нас тут очутилось? Аргумент на пользу существования Бога может быть изложен очень просто:

Что-то существует.
Невозможно получить что-то из ничего.
Таким образом, необходимое и вечное Бытие существует.

Вы не можете отрицать того, что существуете, потому что вы должны существовать, чтобы отрицать свое существование (что изначально обречено на провал), так что первая предпосылка из вышесказанного верна. Никто не верит, что возможно получить нечто из ничего (то есть, что «ничто» произвело Вселенную), так что и вторая предпосылка верна. Таким образом, третья предпосылка должна быть истиной, что вечное Бытие ответственно за все, что существует.

Эти положения не опровергают атеистического мышления, они просто утверждают, что вселенная является вечным бытием. Тем не менее, проблемой этой позиции является то, что все научные данные свидетельствуют о том, что у Вселенной было начало («Большой взрыв»). И все, что имеет начало, должно иметь причину, поэтому Вселенная имела причину и не является вечной. Так как только два источника вечности являются вечными – Вселенная (что оказалось неверным) и вечный Творец, из этого исходит единственный логический вывод, что Бог существует. Отвечая на вопрос о существовании Бога утвердительно, исключаем атеизм как необоснованную систему верований.

Тем не менее, этот вывод ничего не говорит о том, какой Бог существует, но, что достаточно удивительно, он действительно делает одну радикальную вещь – исключает все пантеистические религии. Все пантеистические мировоззрения гласят, что вселенная есть Бог и вечность. И это утверждение неверно. Таким образом, индуизм, буддизм, джайнизм и все другие пантеистические религии исключаются как недействительные системы убеждений.

Кроме того, мы узнаем кое-что интересное о том Боге, Который создал Вселенную. Он:

• сверхъестественный по Своей природе (так как существует вне Своего создания)
• невероятно могущественный (создал все, что нам известно)
• вечный (единосущный, так как существует вне времени и пространства)
• вездесущий (Он создал пространство и не ограничен им)
• вневременный и неизменный (создал время)
• нематериальный (потому что выходит за пределы пространства)
• личность (безликое не может создать личность)
• необходимый (все остальное зависит от Него)
• безграничный и уникальный (не может существовать двух бесконечностей)
• разнообразен в Своем единстве (так как природа демонстрирует разнообразие)
• интеллектуальный (чтобы создать все)
• целенаправленный (сознательно создал все)
• моральный (нравственный закон не может существовать без законодателя)
• заботливый (в противном случае, нравственных законов не было бы дано)

Эти характеристики очень подходят к Богу иудаизма, ислама и христианства. Что интересно, только эти религиозные течения устояли после опровержения атеизма и пантеизма. Отметим также, что на один из главных вопросов жизни (происхождение) мы можем ответить, что знаем, откуда мы пришли.

Это приводит к следующему вопросу: можем ли мы познать Бога? На данный момент, необходимость религии заменяется чем-то более важным – необходимостью в откровении. От Бога зависит, как открывать Себя Своему творению. Иудаизм, ислам и христианство – все утверждают, что имеют книгу, которая является Божественным откровением человеку, но вопрос в том, какая из них (если таковая имеется) на самом деле правдива? Отодвинув незначительные различия, двумя основными обсуждаемыми вопросами являются: 1) Новый Завет Библии 2) личность Иисуса Христа. Как ислам, так и иудаизм утверждают о неправдивости библейского Нового Завета и оба отрицают, что Иисус является Богом во плоти, в то время как христианство настаивает на истинности этих пунктов.

Относительно Иисуса мы находим очень любопытные вещи. Он утверждал, что есть Богом во плоти. Собственные слова Иисуса (напр., «Авраам еще не родился, а Я уже был и есть»), Его поступки (прощение грехов, принятие поклонения), Его безгрешная жизнь и чудеса (которые Он использовал, чтобы доказать истинность Своих утверждений в ответ на противоположные мнения) и Его воскресение – все поддерживает Его утверждения о Своей Божественности. Авторы Нового Завета подтверждают этот факт снова и снова в своих трудах.

Следовательно, если Иисус является Богом, тогда то, что Он говорит, должно быть правдой. И если Иисус сказал, что Библия является непогрешимой и истинной во всем (а Он так сказал), значит это должно означать, что Библия истинна в своих утверждениях. Как мы уже знаем, два противоположных утверждения не могут быть одновременно истинны. Так что все в мусульманском Коране или писаниях иудаизма, что противоречит Библии, не может быть правдой. На самом деле, ислам и иудаизм терпят неудачу, так как оба они утверждают, что Иисус не является Богом во плоти, в то время как доказательства говорят об обратном. А так как мы действительно можем познать Бога (поскольку Он явил Себя в Своем письменном Слове и во Христе), все формы агностицизма опровергаются. Наконец, еще один важный жизненный вопрос получил ответ – вопрос этики, ведь Библия содержит четкие инструкции о том, как человечество должно вести свою жизнь.

Та же Библия провозглашает, что Бог заботится о человечестве и желает, чтобы все ближе узнали Его. Он заботится настолько, что стал человеком, чтобы показать Своему творению, каким Он есть на самом деле. Много людей стремились стать Богом, но лишь истинный Бог пожелал стать человеком, чтобы спасти тех, кого Он так любит, от вечности в отделении от Него. Этот факт свидетельствует об экзистенциальной значимости христианства, а также является ответом на два последних важных вопроса – о смысле жизни и предназначении. Каждый человек был создан Богом с определенной целью и каждого ожидает своя судьба – вечная жизнь с Богом или вечное отделение от Него. Этот вывод (и факт, что Бог стал человеком во Христе) также опровергает деизм, утверждающий, что Бог не заинтересован в судьбе человечества.

В конце концов, мы видим, что истину о Боге можно найти, и лабиринт мировоззрений может быть успешно пройден при помощи тестирования различных утверждений и систематического исключения обмана. Использование тестов логической последовательности, эмпирической адекватности и экзистенциальной релевантности, в сочетании с формулировкой правильных вопросов, дает правдивые и разумные выводы о религии и Боге. Каждый должен согласиться, что единственная причина верить во что-то заключается в том, что это является истиной. К сожалению, истинная вера является делом воли, и не важно, сколько логических доказательств представлено, но некоторые люди по-прежнему предпочитают отрицать существование Бога, и упускают единственный истинный путь к гармонии с Ним.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Почему Бог допускает существование разных религий?

Приблизительное время чтения: 19 мин.

Если христианство — истинная религия, то почему в мире столько разных верований? Разве Бог не может сделать так, чтобы все религиозные заблуждения и ошибки были исправлены и все стали православными?

Важная оговорка в начале

Это если совсем коротко. А прежде чем пускаться в серьезный разговор по сути заданной темы, нужно сделать важную оговорку.

Слишком часто этот вопрос «почему в мире столько разных религий?» и другие подобные вопросы задают не с целью выяснить истину, а ровным счетом наоборот — из желания отмахнуться от всякого серьезного разговора. Слишком часто за этим вопросом подразумевается другой: а с чего вы взяли, что христианство — это истина? С чего вообще вы решили, будто в мире есть истинная вера? Ведь вон их сколько — разных вер, и приверженцы каждой с пеной у рта убеждают вас, будто только их вера спасительна. Так, может быть, стоит успокоиться и признать, что нет никакой окончательной истины и каждый волен верить, как и во что ему вздумается. (О том, что на самом деле вовсе не безразлично, во что верить, читайте здесь.)

в какой религии следует. Смотреть фото в какой религии следует. Смотреть картинку в какой религии следует. Картинка про в какой религии следует. Фото в какой религии следует

Такая позиция сегодня очень распространена. Ее адепты любят называть себя агностиками, но это не совсем точно. В отличие от агностиков, путем долгих трудов и размышлений пришедших к выводу о невозможности для человека получить точное знание о духовном мире (с чем, кстати, христиане скорее согласны: Бог в Своем существе непознаваем), эти люди заранее отказываются и от трудов, и от размышлений. «Раз религий так много, значит, истины нет, и раздумывать не о чем», — вот их нехитрая логика. Всякий читавший Евангелие узнает за этой логикой ироничную усмешку Понтия Пилата, который, завершая допрос Иисуса Христа, бросил в воздух: Что есть истина? — и, не дожидаясь ответа (вопрос был чисто риторический), развернулся к Спасителю спиной и отправился беседовать с обвинявшими Его первосвященниками и народом (Ин 18: 38).

Если кто-то приступает к чтению этой статьи, желая лишний раз убедить себя, что «истины нет», то не стоит тратить время. А тем, кто готов разбираться по сути, стоит дочитать статью до самого конца.

Бог дорожит свободой человека… Как это понять?

Создавая человека, Бог творил его по Своему образу и подобию. И это предполагает наличие у человека в том числе свободы воли.

Отменить свободу человека, «запрограммировать» его, скажем, на то, чтобы поступать исключительно по совести, значило бы сделать его уже не человеком, а каким-то другим существом. По сути — превратить в зомби. В фильмах ужасов зомби, как правило, страшные и чрезвычайно агрессивные. Но при известном воображении ничто не мешает представить себе и исключительно милого и симпатичного зомби, который всем улыбается, уступает место в метро и вообще в социальном плане безупречен. Но если такое поведение — результат «программирования», то перед нами биоробот, а не человек. Человек принципиально, по самой своей природе свободен.

И множество религий, которые исповедуют разные люди в разных концах света, — это тоже одно из следствий человеческой свободы.

Точнее — свободы, помноженной на грех.

При чем тут грех?

Первозданные люди, Адам и Ева, жили в теснейшем единстве со своим Творцом, Которого могли видеть непосредственно, лицом к лицу, и с Которым могли свободно беседовать. Но это единство было разрушено после того, как Ева, вступив в разговор с сатаной, явившемся в виде змея, поверила клевете на Бога и попробовала плод от древа познания добра и зла. Нарушив таким образом заповедь, данную Богом, она тут же сделала соучастником своего преступления и Адама — предложила запретный плод и ему, и Адам тоже соблазнился легкой возможностью стать как боги, знающие добро и зло (Быт 3: 5), которую посулил древний искуситель.

Грех — это и есть разлад с Творцом, потеря доверительных отношений, контакта с Богом, и как следствие — утрата всяких ориентиров.

Именно это и случилось с людьми, изгнанными из рая. Оторвавшись от Бога и потеряв возможность постоянно лицезреть Его перед собой, они стали мало-помалу забывать, каков Он. Образ Бога в их сознании стал с течением лет трансформироваться. Люди стали представлять себе Бога то как предельно далекую от них грозную силу; то как подобное человеку, хотя и очень могущественное, существо, которое может любить и помогать, а может гневаться и даже мстить непокорным ему созданиям. Кто-то решил, что богов вообще множество и они могут обитать в камнях, деревьях, реках и озерах, в телах животных и даже в изваяниях, созданных человеческими руками. По мере того, как умирали первые люди, знавшие Бога лично, и их ближайшие потомки, слышавшие рассказы отцов, память о Боге все больше истончалась, разрушалась и все чаще подменялась фантазиями, которые могли принимать самые причудливые формы.

Так, с точки зрения христиан, и появилось разнообразие религий, то есть способов восстановить связь с духовным миром. Ведь само слово «религия» чаще всего возводят к латинскому religare, которое как раз и значит «воссоединять, восстанавливать связь».

в какой религии следует. Смотреть фото в какой религии следует. Смотреть картинку в какой религии следует. Картинка про в какой религии следует. Фото в какой религии следует

Каков слон на самом деле, никто из них описать не смог.

Тем более сложной для падшего человека задачей оказалось разобраться, каков Бог. Ведь Бог есть дух (Ин 4:24), и духовно ослепшие люди, конечно, не могли не ошибаться в своих попытках «нащупать» Его.

Разве Бог не мог подсказать заблудившимся людям, где истина?

Именно это Он и сделал, причем с величайшими тактом и любовью. Он не стал искусственным образом вкладывать в человеческие головы единственно верное знание о Себе (хотя много раз возвещал истину через пророков — и кто имел уши слышать, тот слышал). Не стал блокировать все источники ложной информации. Он поступил по отношению к нам, людям, гораздо более благородно и уважительно — Сам стал человеком и явил истину в Своем Лице.

При этом и Христос, и Его ученики, апостолы, подчеркивали: они пришли не научить чему-то абсолютно новому, не нарушить издавна известный закон, но исполнить его (ср.: Мф 5:17). То есть — наполнить смыслом, прояснить, указать конечную цель, ради которой этот закон был дан. Открыть глаза слепцам.

Так христианство дало людям новое знание о Боге? Или наоборот, напомнило им хорошо забытое старое?

Новым в Евангелии было одно — сам Спаситель. Люди увидели, как вырваться из замкнутого круга, в который их загнал грех; как победить неизбежное следствие греха — смерть: нужно креститься во Христа и во всем держаться Его заповедей. Это никак не отменяло того Откровения, которое с древних пор бережно хранили праведники, имевшие опыт личных встреч с Богом. Того Откровения, которое со временем было собрано и зафиксировано в книгах, названных Священным Писанием Ветхого Завета. Это дополняло и объясняло Ветхий Завет.

Первоначально Бог заключал личные заветы, иначе — договоры или союзы, с отдельными праведными людьми, так называемыми патриархами: Ноем, Авраамом, Исааком, Иаковом, Иосифом… Затем Он открылся целому народу — древним евреям, или израильтянам, и заключил с ними завет. Они должны были исполнять закон Божий, данный им через Моисея (в основе этого закона лежали десять заповедей), а Бог обещал им мир и безопасность.

Но не только это обещал Бог Своему народу. На протяжении долгой истории Израиля в нем периодически появлялись пророки — люди Божии, изрекавшие волю Господню, и они говорили: придет время, и в израильском народе родится Мессия (Помазанник, по-гречески — Христос), который спасет всех верных Богу людей от греха и его следствия — смерти. Придет день, когда Сам Бог явится судить все народы, тогда мертвые воскреснут, а затем наступит Царство Божие, в которое войдут все сохранившие верность Богу. Вот что говорил об этом Сам Господь устами пророка Иеремии: Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер 31:33–34).

Все ветхозаветные пророчества о Мессии исполнились с Рождеством Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого. Господь Иисус прожил на земле 33 года; оставил людям несравненное по красоте и мудрости учение о спасении через любовь к Богу и ближнему; собрал общину учеников, на основе которой образовалась христианская Церковь; умер распятым на Кресте, искупив грехи всех людей; а затем воскрес и вознесся к Богу Отцу, пообещав отныне во все дни пребывать со Своей Церковью и послав христианам Духа Святого для наставления их в вере и святости.

Христиане убеждены, что их вера истинная, потому что они ежедневно сталкиваются с действием Божиим, совершающимся в Его Церкви. И прежде всего — в таинствах, особых священнодействиях, когда человек при содействии священника обращается к Богу за конкретной помощью и получает невидимый, но ясно ощутимый благодатный дар, существенным образом меняющий его жизнь.

Но эта вера на чем-то основывается, кроме Библии?

Есть много исторических свидетельств, что вначале люди веровали в Единого Бога, и лишь впоследствии эта вера уступила место языческим (иначе говоря, народным, местным) религиозным культам.

В Единого Бога — Творца всего существующего веровали, скажем, египтяне: они называли Его Атум, а впоследствии — Ра и лишь позднее стали ассоциировать Его с богом солнца, верховным божеством египетского пантеона.

Единобожие долго сохранялось и у индийцев: все их многочисленные божества, в том числе Шива, Вишну и Рама, считались поначалу лишь проявлениями Единого Бога (в священных индуистских текстах Его называют разными именами, например, Праджапати).

Во второй половине I тысячелетия до Р. Х. вера древних израильтян уже была широко известна по всему миру, вызывала большой интерес и имела множество последователей. Достаточно сказать, что в конце III века до Р. Х. книги Ветхого Завета были переведены на международный язык того времени — греческий и не где-нибудь в Израиле, а в египетской Александрии по поручению местного царя. Так родился самый известный и авторитетный перевод Ветхого Завета — Септуагинта («перевод 70-ти толковников»), выдержки из которого присутствуют в том числе и в Евангелии.

Ну а само христианство имеет великое множество независимых свидетельств в пользу своей истинности. Тут и археологические находки, подтверждающие многие факты, описанные в Евангелии. И знаменитая Туринская плащаница, изображение на которой по сей день приводит ученых в изумление, а христиане считают его отпечатком лика Господа Иисуса Христа. И поразительный феномен Четвероевангелия: составляющие его четыре книги написаны разными авторами, разным стилем, с разными смысловыми акцентами и даже с некоторыми различиями в деталях, но все они явно рассказывают одну и ту же историю о Человеке, Который определенно был больше, чем просто человеком. И убедительно оспорить историчность этого рассказа до сих пор никому не удалось.

Но возможно, самым поразительным «доказательством» истинности христианства (если уж использовать слово «доказательство») является сама история Церкви, которая начиналась и почти триста лет продолжалась в условиях жесточайших гонений со стороны императорского Рима; наталкивалась на самые разнообразные препятствия, которые чинили Церкви то правители государств, то еретики и иноверцы; знала расколы и предательства… Однако, несмотря на все это, Церковь не просто устояла, а невиданными темпами росла и расширялась! За две тысячи лет христианство стало самой массовой религией на Земле (на конец 2005 года в мире было более 2 млрд христиан, около 32 % всего населения планеты). А год Рождества Христова и поныне является общепринятой точкой отсчета летоисчисления.

И это при том, что христианство опирается на факты, совершенно невероятные и неприемлемые для рационально мыслящего сознания! Что безграничный и всемогущий Бог стал человеком. Что Он был зачат Девой без участия мужа, наитием Духа Святого. Что бессмертный Творец всего мира был убит озлобленными людьми. Что на третий день Он воскрес из мертвых, а потом вознесся к Богу Отцу — не только духом, но и телом. Для иудеев соблазн, а для еллинов (греков. — Прим. ред.) безумие — так описывал «трезвый» взгляд внешнего мира на ключевые догматы христианской веры апостол Павел (1 Кор 1:23). И тем не менее эти «безумные» догматы привлекли к себе столько верующих сердец, сколько ни одна другая религия!

И что же, одни только христиане обладают монополией на истинное знание о Боге?

Вряд ли тут уместно говорить о монополии. Во-первых, потому, что недостаточно просто знать о Боге. Гораздо важнее — знать Бога: иметь страх Божий (то есть благоговейно почитать Бога и ценить отношения с Ним выше всего остального), поддерживать живую связь с Ним, честно стараться жить по Его заповедям. В Библии все это называется — ходить пред Богом. Такую заповедь давал Сам Господь еще ветхозаветному праотцу Аврааму, когда вступал с ним в личный завет: Ходи предо Мною и будь непорочен (Быт 17:1). У христиан есть много причин быть уверенными, что их знание о Боге гораздо более полное и точное, чем у представителей других религий. Но как знать, не выяснится ли на Страшном суде, что какой-нибудь богобоязненный мусульманин или ревностный даосист на деле знает Бога гораздо лучше, чем теплохладный православный, для которого его вера — это не живые отношения с Живым Богом, а всего лишь благочестивая традиция, унаследованная от бабушек и дедушек…

Во-вторых, истинное знание о Боге не дает человеку никаких дополнительных прав, зато налагает на него много новых обязательств. Человек, знающий истину о Боге, обязан и жить на высоте своей веры. Он не имеет права давать неверующим или иноверцам повод для соблазна, для критических высказываний в адрес христиан: вот они, мол, какие, эти православные.

в какой религии следует. Смотреть фото в какой религии следует. Смотреть картинку в какой религии следует. Картинка про в какой религии следует. Фото в какой религии следует

И в-третьих, во всех крупных религиях, охватывающих значительную часть населения земного шара, есть крупицы (а иногда и значительные элементы) истинного знания о Боге. Иудеи и мусульмане как представители авраамических религий (к которым относится и христианство) знают, что Бог Един, и с уважением относятся к Его заповедям, данным еще в ветхозаветные времена. Приверженцев индуизма — третьей религии в мире по количеству последователей — роднит с христианами мысль о соединении с Божеством как цели всей человеческой жизни. Буддистам принадлежат совершенно согласные с христианским мировоззрением наблюдения о том, что мир в его нынешнем состоянии погружен в страдание (о том же свидетельствует и апостол Павел: вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8:22)) и что состояние окружающего мира в огромной мере определяется духовным состоянием самого человека.

Но христианство — повторим это еще раз — говорит о возможности спасения и о том, что есть Спаситель, Который не просто ищет возможности избавить нас от страдания, но уже искупил наши грехи Своей крестной смертью, уже обещал нам воскресение и жизнь вечную как дар. Нам остается лишь со страхом и трепетом совершать свое спасение (ср.: Флп 2:12), то есть всеми силами стараться жить по Евангелию и доверять Богу, чтобы суметь принять этот дар.

Дело, таким образом, не в какой-то выдуманной «монополии» христиан на знание истины, а в том, чтобы все верное и истинное, известное человеку о Боге, претворить в жизнь, сделать для себя ориентиром.

Многие святые отцы высказывали еще такую мысль: на Страшном суде с каждого из нас будет спрошено не за то, чего мы не знали и потому не сделали, а за то, что знали, но проигнорировали.

Но почему бы Богу не сделать всех христианами?

Мы уже сказали, что свобода — это едва ли не главная отличительная характеристика человека. Есть вещи, которые человека невозможно заставить сделать насильно, если он сам не захочет. И прежде всего это касается веры и любви. Невозможно поверить по принуждению, невозможно полюбить по приказу. И вера, и любовь требуют от человека внутреннего, сердечного согласия, рождаются из внутренней потребности человеческой души.

Такое сходство между верой и любовью не случайно. Сам Бог есть любовь, говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин 4:16). Мы уже упомянули о том, как важно знать Бога — важнее, чем даже знать о Боге. Но невозможно знать Бога, не полюбив Его. Ведь первая и наибольшая заповедь христианства так и звучит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф 22:37–38). А полюбить можно только свободно.

Знаменитый московский проповедник и духовник протоиерей Димитрий Смирнов (ⱡ 2020) часто предлагал своим прихожанам такое рассуждение: давайте представим, что завтра на землю с неба спустится огненный херувим ростом с девятиэтажный дом, сгонит людей из квартир на площадь и громовым голосом прикажет: а ну-ка, все немедленно на колени, кланяйтесь Богу и кайтесь в своих грехах! Что, все люди сразу станут верующими? Конечно, все перепугаются до полусмерти и сделают все в точности, как им прикажут. Но любви к Богу в них от этого не появится, в сердце будет только страх и паника.

Христос начинал Свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк 1:14), но никого не принуждал к этому насильно, потому что уверовать в Евангелие и в Самого Христа можно, только полюбив их. Осознав, что никого лучше и прекраснее Христа во всей истории мира никогда не бывало и не было написано о человеке ничего точнее Евангелия.

Христос первым проявляет любовь к человеку, делает шаг навстречу, добровольно идет на страшную казнь в надежде, что и человек не останется безответным, поймет, что отдать Свою Божественную жизнь за других — это и есть последняя, самая высокая правда, единственная правда, достойная Самого Бога. Тогда человек и станет христианином. И именно поэтому «сделать всех христианами» чудесным образом попросту невозможно. Для этого человека пришлось бы превратить в какое-то другое существо, безвольное и неспособное ни к вере, ни к любви. Но Бог творил именно человека и любит нас такими, какими сотворил.

И еще одно важное соображение, о котором писали многие святые отцы. Человек относится всерьез только к тому, к чему пришел самостоятельно, что тщательно обдумал, что выстрадал, как говорит преподобный Исаак Сирин, «с болезнию сердечною». Только это человек ценит, а «легко полученное скоро и утрачивается». Вспомните, например, как относятся подростки к деньгам, которые получают от родителей на мелкие расходы. Они тратят их, не задумываясь, на что угодно — на игры, на кино, на мороженое, на чипсы, особенно если родители готовы подбрасывать «копеечку» регулярно и не задают лишних вопросов. И только когда человек начинает зарабатывать деньги сам, он узнает им цену.

Так же и с верой. Князь Владимир, прежде чем крестить Русь, вначале пытался насадить по всей стране единообразный языческий культ; после организовал в Киеве большой диспут между представителями разных религий; а потом еще разослал собственных послов по другим странам, чтобы те посмотрели и рассказали ему, как на самом деле живут те, кто присылал к нему своих красноречивых проповедников. Его выбор в пользу христианства был тщательно продуманным и выстраданным лично (неоправданно затянув с крещением, он ослеп — и прозрел, только когда вышел из купели). Потому и русский народ воспринял христианство всерьез, и мученики за веру появились уже в первом поколении по смерти Владимира.

Как замечательно написал сто лет назад русский религиозный мыслитель и православный священник Александр Ельчанинов, «суть веры и религиозной жизни не в принудительной очевидности, а в усилии и выборе. Вера — путь к Богу, опыт, который всегда удается».

Ну а все-таки — почему христианство? Религий же много

Этот вопрос неизбежно следует за вопросом о разнообразии верований. Ответу на него можно посвятить не только статью, но и книгу, и даже множество книг. Но тут мы снова возвращаемся к словам преподобного Исаака Сирина: ценится и хранится только «приобретенное с болезнию сердечною».

Нет смысла рассчитывать, что кто-то разложит тебе все «по полочкам». Человек должен сам сделать свой выбор. И выбор этот делается не за день и не за год, а всей жизнью.

в какой религии следует. Смотреть фото в какой религии следует. Смотреть картинку в какой религии следует. Картинка про в какой религии следует. Фото в какой религии следует

Можно углубиться в изучение любого вероисповедания, но нужно быть готовым к тому, что это потребует большого труда и усердия. Прочесть книги, почитаемые в соответствующей религиозной традиции Священным Писанием; познакомиться с толкованиями на эти книги; внимательно изучить вероучение; узнать живую традицию веры — то, как она преломляется в реальной жизни людей, как влияет на их жизненный строй и уклад; разобраться в богослужебной, обрядовой стороне… Все это потребует многих лет. И все равно узнать веру по-настоящему невозможно до тех пор, пока сам не начнешь жить в соответствии с ней — стараться исполнять установления, делать дела, которые предписываются верой. Так же невозможно почувствовать себя своим в чужом городе, пока ходишь только экскурсионными маршрутами с гидом и не решаешься прокатиться в метро или на автобусе самостоятельно.

Наша жизнь не бесконечна, мы не успеем «попробовать» и христианство, и все остальное, ну разве что совсем «по верхам», не касаясь сути, как те самые «туристы». В действительности постижение веры — любой! — требует большой самоотдачи и длится всю жизнь. Хотим ли мы посвятить жизнь изучению религии, которую исповедуют на другом конце земли? Бог не запрещает нам этого. Но вот вопрос: зачем? В нашем распоряжении, буквально на расстоянии вытянутой руки, сокровище православного христианства. Сокровище это, правда, скрытое (ср.: Мф 13:44) — многие не обращают на него внимания, отмахиваются, словно христианство — это что-то «само собой разумеющееся» и давно набившее оскомину. Но знают ли они христианство на самом деле? Исследовали ли хотя бы малую толику христианского наследия? Как объясняют себе эти люди тот неподдельный интерес и уважение, с которым относятся к христианской традиции даже очень далекие от христианских корней народы — алеуты, китайцы, индийцы? Чем обосновывают нежелание обратиться к той традиции, которая (в отличие от многих других) легко доступна и на нашем родном языке? Почему не хотят зайти в храм (храмы сейчас, слава Богу, открыты), прислушаться к словам молитв, вглядеться без предубеждения в глаза верующих?

У нас прямо под ногами — клад: и Священное Писание, и святоотеческие творения, и просто хорошая христианская литература, и общение с подлинными, искренними христианами; и этот клад многие из нас еще даже и не пытались раскапывать! Конечно, раскапывать это богатство намного труднее, чем рассуждать о «множестве религий». Зато и радость, которую доставляет этот труд, не сравнима ни с чем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *