в какой религии нельзя есть конину
Разрешено ли употреблять в пищу конину?
Вопрос: «Можно ли употреблять в еду конину?».
Ответ: «В этом вопросе между учёными имеются разногласия. Некоторые учёные утверждают, что употребление конины (мясо лошади) в еду нежелательно. Такого мнения придерживались Имам Малик и учёные маликитского мазхаба: Абу Ханифа, Аль-Аузаи и Абу Убайда. В качестве довода они приводят то, что Аллах в Коране упомянул лошадь только в качестве животного для верховой езды. Абу Ханифа ещё добавил к этому, что лошадь подобна ишаку по форме копыт, то есть она – однокопытное животное.
А некоторые учёные, такие как Лайс ибн Саад, Аш-Шафии, Абу Саур и другие, придерживаются мнения, что нет нежелательности в употреблении конины. В качестве довода они приводят хадис, который передается от Джафара ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах):
«После битвы при Хайбаре Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам употреблять мясо ишака и заколол для нас лошадь».
Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллаха) пишет об этом следующее:
قَدْ ذَكَرْنَا أَنَّ مَذْهَبَنَا أَنَّهُ حَلَالٌ لَا كَرَاهَةَ فِيهِ وَبِهِ قَالَ أَكْثَرُ الْعُلَمَاءِ، مِمَّنْ قَالَ بِهِ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الزُّبَيْرِ وَفَضَالَةُ بْنُ عُبَيْدٍ وَأَنَسُ بْنُ مَالِكٍ وَأَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ وَسُوَيْدُ بْنُ غَفَلَةَ وَعَلْقَمَةُ وَالْأَسْوَدُ وَعَطَاءٌ وَشُرَيْحٌ وَسَعِيدُ بْنُ جُبَيْرٍ وَالْحَسَنُ الْبَصْرِيُّ وَإِبْرَاهِيمُ النَّخَعِيُّ وَحَمَّادُ بْنُ أَبِي سُلَيْمَانَ وَأَحْمَدُ وَإِسْحَاقُ وَأَبُو يُوسُفَ وَمُحَمَّدٌ وَدَاوُد وَغَيْرُهُمْ، وَكَرِهَهَا طَائِفَةٌ، مِنْهُمْ ابْنُ عَبَّاسٍ وَالْحَكَمُ وَمَالِكٌ وَأَبُو حَنِيفَةَ، قَالَ أَبُو حَنِيفَةَ: يَأْثَمُ بِأَكْلِهِ وَلَا يُسَمَّى حَرَامًا، وَاحْتَجَّ لَهُمْ بِقَوْلِهِ تَعَالَى: <وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً>النحل يَذْكُرْ الْأَكْلَ مِنْهَا، وَذَكَرَ الْأَكْلَ مِنْ الْأَنْعَامِ فِي الْآيَةِ الَّتِي قَبْلَهَا، وَبِحَدِيثِ صَالِحِ بْنِ يَحْيَى بْنِ الْمِقْدَامِ عَنْ أَبِيهِ عَنْ جَدِّهِ عَنْ خَالِدِ بْنِ الْوَلِيدِ قَالَ: «نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ لُحُومِ الْخَيْلِ وَالْبِغَالِ وَالْحَمِيرِ وَكُلِّ ذِي نَابٍ مِنْ السِّبَاعِ» رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَالنَّسَائِيِّ وَابْنُ مَاجَهْ مِنْ رِوَايَةِ بَقِيَّةِ بْنِ الْوَلِيدِ عَنْ صَالِحٍ عَنْ يَحْيَى بْنِ الْمِقْدَامِ بْنِ مَعْدِي كَرِبَ عَنْ أَبِيهِ عَنْ جَدِّهِ عَنْ خَالِدٍ وَاتَّفَقَ الْعُلَمَاءُ مِنْ أَئِمَّةِ الْحَدِيثِ وَغَيْرِهِمْ عَلَى أَنَّهُ حَدِيثٌ ضَعِيفٌ، وَقَالَ بَعْضُهُمْ: هُوَ مَنْسُوخٌ
«Как мы выше упомянули, согласно мнению нашего мазхаба, дозволяется употребление конины, и нет в этом нежелательности, и этого мнения придерживается большая часть учёных, в том числе: АбдуЛлах ибн Аз-Зубайр, Фузаля ибн Убайд, Анас ибн Малик, Асма бинт Абу Бакр, Сувайд ибн Акля, Алькама, Аль-Асвад, Атаъ, Шурайх, Саид ибн Джубайр, Хасан Аль-Басрий, Ибрахим Ан-Нахаий, Хаммад ибн Абу Сулайман, Ахмад, Исхакъ, АбуЮсуф, Мухаммад, Давуд и другие.
Небольшая группа учёных посчитала употребление конины нежелательным. Этого мнения придерживались Ибн Аббас, Малик и Абу Ханифа (да будет доволен ими Аллах). Более того, Имам Абу Ханифа сказал: «Впадает в грех тот, кто поел его (мясо лошади)», но он не называл это харамом (запретным). Эта группа учёных приводит в качестве довода аят:
﴿وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ ﴾
«И коней, и мулов, и ослов (создали), чтобы вы на них ездили, и для украшения». (Сура Ан-Нахль, 8)
В этом аяте не упоминается об употреблении их мяса в еду, а в предыдущем аяте про скот упоминается об употреблении мяса скотины в еду.
Также эти учёные приводят хадис от Халида ибн Валида (да будет доволен им Аллах):
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу мясо лошадей, мулов, ослов и хищников, у которых имеются клыки». (АбуДавуд, Ан-Насаи, Ибн Маджа)
Однако учёные хадиса единодушны в том, что этот хадис является слабым, а некоторые учёные сказали, что этот хадис отменён (мансух, то есть на основании данного хадиса решение не выносится)» («Аль-Маджмуъ»).
Из вышеприведённого становится ясно, что употребление конины в пищу, по мнению большинства учёных, дозволено, и в этом нет нежелательности.
Шамиль Мусаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Можно ли православному есть конину?
В Европе — новый пищевой скандал — во фрикадельках IKEA обнаружена конина. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо за говядину и свинину. Почему именно конина вызвала такой ажиотаж и почему во многих западных странах конское мясо — табуированная еда?
Отвечает протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде:
Насколько я понимаю, недовольство добавлением в продукты конины вместо говядины в ряде европейских стран вызвано, конечно, не запретом на употребление конины в пищу, а несоответствием между этикеткой и продуктом, а также возможным содержанием в конине вредных веществ — лекарств для лошадей.
Что касается разрешения или запрета на употребление конины в православной традиции, на этот счет существуют разные мнения. К примеру, в наиполезнейшей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи следует ответ: «Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т.п.».
Действительно ли православное богословие позволяет группировать коней, крабов, и то, что в данном случае называется словом «сдохла»? Попытаемся объяснить простыми словами. В Ветхом Завете не только все виды пищи, но и весь материальный мир, по сути, подвергается делению на чистое и нечистое. Это разделение, которое имело временный, педагогический и дисциплинарный характер, в Новом Завете упраздняется. Во Христе через соединение Божественной и человеческий природ последняя освящается и обожается, а через нее — весь материальный мир.
Поэтому для христианина в области материи ничего нечистого нет и быть не может. То же относится и к так называемой «женской нечистоте» (тема, к которой столь немногие безразличны!). Видение материального мира (и содержимого тарелки) в подобном свете есть инерция законнического ветхозаветного сознания. Никакого богословия, направленного против «нечистых» собак (в отличие от «чистых» кошек) или же поедания особого рода мяса, морепродуктов, кроликов не существует.
В некоторых культурах есть свои барьеры, однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20).
В Испании конина продается во всех крупных супермаркетах. Стоит она дороже, чем говядина, но значительно вкусней.
Справка
Почему православным нельзя есть конину?
В кругу православных людей нередко ведутся споры о «разрешённых» и «запрещённых» продуктах. Порой предметом таких дискуссий выступает конское мясо. Так уж вышло, что в отличие от кочевых народов и некоторых стран Европы, в России не распространено массовое употребление конины. Связано ли это с многовековым бытом русского народа, в котором конь был помощником и другом человеку или с библейскими учениями? Попробуем разобраться!
Почему православным нельзя есть конину?
Возможно, запрет на конское мясо берёт своё начало ещё со времён Ветхого завета, когда запрещены были следующие продукты.
В Новом завете данная классификация была отменена. Поскольку, Спаситель, явившийся на людскую землю, воплотил в себе божественную и человеческую природу. Через этот союз была освящена природа человека вместе со всем материальным миром. С тех пор в христианстве понятие «нечистота» не распространяется на животный мир, а только на безнравственную сферу жизни человека.
Какие страны предпочитают есть конину, а какие — нет?
Предки наши считали, что в конском мясе находятся вредные для человека вещества. Может, ещё поэтому они не употребляли его в пищу. Вопреки устоявшемуся мнению наших праотцов следует отметить, что гипоаллергенное конское мясо обладает рядом полезных свойств:
Учитывая все полезные свойства конского мяса, им с удовольствием питаются не только представители азиатских народностей, но и такие страны, как:
В силу религиозных убеждений, запрета на употребление «спортивных» животных или гуманного отношения к лошадям, как к братьям нашим меньшим, полностью отказались от конского мяса:
Конина — это не по-русски?
Хотя Россию нельзя строго отнести к числу любителей или противников конского мяса, большинство населения выбирает другое мясо, а не конину. Относится ли это к тому, что ранее «нечистое» мясо разрешалось есть только в нужду и голод. Как это было в Поволжье в тридцатых годах прошлого века или в Великую Отечественную войну. Может с тем, что стойла не подходят для разведения лошадей, а для выращивания коней необходимы просторные пастбища. Так или иначе в православной России редко встретишь любителей подкрепиться мясом конины, хотя на сегодняшний день церковь этого не запрещает.
Можно или нет есть православным конину
Вопрос «разрешённых» и «запрещённых» продуктов часто становится предметом споров в кругах верующих. Многих волнует вопрос, можно ли употреблять в пищу конину.
Можно ли православному есть конину
Священнослужитель мадридского храма Рождества Христова, Андрей Кордочкин, рассказывает, что в ветхозаветном писании пища действительно делилась на чистую и нечистую, как весь окружающий мир. Конина входила в число «нечистых» продуктов.
В Новом Завете эта классификация упразднена. Дело в том, что Христос, явившийся спасителем в человеческий мир, объединяет в себе божественную и человеческую природу. Через это соединение последняя освящается и весь материальный мир вместе с ней.
Следовательно, для православного христианина в земной природе не может быть ничего нечистого.
В богословских учениях нет утверждений, направленных против поедания отдельных видов мяса. Конечно, в каждой культуре есть свои установки и барьеры. Но в христианстве понятие чистоты и нечистоты распространяется только на нравственную сферу жизни человека.
Конина на православном столе
Так сложилось, что лошади — это животные наиболее близкие к человеку. Тем не менее конина является таким же мясом, как и крольчатина, свинина или курятина и его можно есть. Информация из некоторых литературных христианских источников указывает на то, что конина присутствовала на столе, в качестве съедобного блюда.
Бытовало мнение, что в мясе лошадей содержатся вредные для человеческого организма вещества. Возможно, это сыграло свою роль в появлении теории о недопустимости поедания конины.
История
В летописях есть сведения о том, что на Руси конина употреблялась в пищу, но это было скорее от нужды: во время голода, осады или в военных походах. Лошади рассматривались скорее как помощники по хозяйству. Их просто не принято было есть, как собак или кошек. К тому же для разведения лошадей требуются огромные пастбища, ведь это животное нельзя держать в стойле больше 15-20 дней.
Важно! Поэтому мнение о том, что православным нежелательно употреблять мясо лошадей, вероятно, зародилось на фоне традиций, сложившихся в русской культуре по объективным причинам.
Отношение церкви и Библии
Церковь не запрещает есть конину. Ведь в этом мире каждая вещь, одухотворённая или нет, освящена божественной благодатью.
В одном из библейских посланий говорится, что всё, попавшее в чрево, выходит вон, а оскверняет человека то, что исходит из уст и сердца его — злые помыслы и страсти. В библии не существует прямого запрета на поедание конины. Это вопрос культурных традиций и принципов каждого отдельного человека.
В какой религии нельзя есть конину
Конина считается полезным диетическим мясом. В его составе много белка, аминокислот, витаминов и микроэлементов полезных человеческому организму, благодаря которым конина снижает уровень холестерина в крови, улучшает обмен веществ и нейтрализует последствия радиации. И что особенно важно для современного человека, конина обладает низкой калорийностью и его можно есть даже во время диеты.
Казалось бы, такое полезное мясо должно входить в рацион каждого человека, но именно конина регулярно вызывает ажиотаж во многих западных странах, где, несмотря на то, что конское мясо является табуированной едой, недобросовестные производители мясных изделий добавляют его в колбасы, фрикадельки и другие изделия, выдавая его за говядину и свинину.
В наши дни во Франции и Германии конское мясо добавляют в колбасу, в Испании и Исландии конину продают во всех супермаркетах, блюда из конины нередко подают в ресторанах Японии, Бельгии, Италии, Словении и Сербии. В Венгрии, Монголии, Казахстане и Киргизии лошадей специально разводят на мясо. В США и Англии запрещено есть мясо спортивных животных, не едят конину и во всех католических странах. И еще отказываются есть конину цыгане, бразильцы, индейцы и русские…
В отличие от европейцев, которые выражают недовольство из-за добавления в продукты конины вместо говядины и свинины по причине возможного содержания в конском мясе лекарств для лошадей, русские не едят конину, прежде всего, по религиозным соображениям. В книге, которым пользуются многие православные верующие под названием «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи дается следующий ответ: «Все нечистое есть разрешается только во время голода (нужды). В обычные дни следует воздержаться от употребления мяса невыпущенной крови (сдохла), конины, крабов, раков, рыб без чешуи, зайцев, кроликов; а также крови жареной (птиц и зверей) и т.п.».
Однако многие люди сегодня не едят конину не из-за христианского запрета, а потому, что лошади всегда были и до сих пор являются верными помощниками людей. Они испокон веков были самыми нужными животными в быту и военных действиях, поэтому до сих пор люди относятся к лошадям с большой любовью так же, как к домашним собакам и кошкам. Они сторожат наш дом, ловят мышей, возят и пашут, и резать их для мяса для многих кажется варварством.
Несмотря на то, что русские сами не едят конину, их удивляет то, что мусульмане и евреи считают свинью «грязным животным» и отказываются употреблять ее мясо. Запрет на употребление в пищу свинины 4 раза упоминается в Священной книге мусульман Коране с одинаковым текстом в разных аятах: » …из того, что дано, запрещено употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха».
В иудаизме также запрещено употребление свинины. В Библии об этом говорится дважды: «Господь произведет суд над всякою плотью и один за другим погибнут те, кто ест свиное мясо, мерзость и мышей» и «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса ее не ешьте и к трупам их не прикасайтесь».
В наши дни отказываются от употребления свинины, не только мусульмане и евреи, но и русские. Причина этого в следующем:
1. Свиной грипп. Вирус свиного гриппа стал серьезной угрозой для людей во всех странах. Об обнаружении очагов инфекции свиного гриппа регулярно нам сообщают СМИ. Вот и в этом году во многих хозяйствах были усыплены и сожжены огромное количество свиней. А еще стало известно, что свиньи являются переносчиками африканской чумы и японского энцефалита.
2. Ожирение. Свинина содержит много жира, особенно много калорий в свином сале. Если употреблять свинину и сало в больших количествах, то не избежать ожирения и развития всех болезней, сопутствующих ему. Это сердечно-сосудистые заболевания, боли в суставах, гипертония, сахарный диабет, одышка и другие.