в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

Муфтии – это высшее духовное сословие в исламе

Правоверные мусульмане обязаны жить по законам, завещанным Аллахом. Строгое их соблюдение – обязанность каждого мусульманина. Они записаны в шариате – своде нравственных законов, которые для каждого правоверного обязательны и непререкаемы. Это божественное руководство в жизни каждого, исповедующего ислам. Муфтий – это высшее духовное лицо. Он в совершенстве знает Коран и правила шариата, исполняет роль судьи, определяет соответствие поступков законам шариата.

Что такое шариат

Чтобы направить людей на истинный путь спасения, Всевышний Аллах послал к ним своих пророков. В мусульманстве Пророк Мухаммад – это последний из пророков, который дал людям шариат, содержащий нормы и правила жизни. При их соблюдении человеку открывается путь к всевышнему наслаждению. Те, кто не соблюдал высший закон, обречены на вечные страдания. Не всегда простому человеку удаётся определить, что угодно Аллаху, а что – нет. Поэтому в исламских государствах существуют муфтии. Это высшие духовные лица, дающие людям разъяснение ислама и выполняющие судебный надзор над исполнением высшего закона мусульман – шариата.

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

Нормы шариата делятся на пять категорий, которые охватывают все человеческие поступки:

С арабского слово «шариат» переводится как «чистая тропа к воде». Вода необходима для физической жизни, шариат – для души и разума. Пророк Мухаммад послан Аллахом к людям, чтобы направить их на чистую тропу, ведущую к Всевышнему.

Муфтий – что это такое?

В принципе, каждый поступок человека оценивается с точки зрения высшего мусульманского закона – шариата, который является не просто кодексом законов, предусматривающим наказание за проступки. Это путь безопасности и нравственности, который проложен самим Всевышним для мусульман. Этот закон трактовался и доносился до каждого мусульманина в молитве и проповеди. Ответственные за его соблюдение – это муфтии.

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

Они досконально знают Коран и шариат, наделены правом выносить свои решения, называющиеся фетва. Решения соответствуют направлениям ислама (шиизм, суннизм), господствующим в определённой стране. Слова «муфтий» арабского происхождения и обозначает «высказывать мнение». Это прямо указывает на его предназначение высказывать своё мнение о правомерности совершенного действия в соответствии с шариатом.

Кроме того, муфтий – это высокообразованный человек, безгранично верящий в Аллаха и зарекомендовавший себя благочестивым и праведным верующим. Ведь именно ему назначено было оценивать любой поступок или решение с точки зрения шариата.

Немного истории

Как гласит история, первые муфтии появились во время правления египетского халифа Умара II. При этом правителе они выполняли роль советников. Их компетенция ограничивалась руководством и разъяснением всех тонкостей Корана и шариата.

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

Первоначально сам пророк Мухаммад руководил молитвой, толковал Коран, судил мусульман. По мере необходимости его замещал Абу-Бакр, который был его заместителем – халифом. В провинциях этими вопросами занимались наместники, которым приходилось совмещать религиозные обряды с обыденными делами, например сбором налогов.

Постепенно стало понятно, что должен быть специальный человек при халифе, следящий за надлежащим исполнением заповедей пророка, руководящий соблюдением шариата. Таким человеком стал муфтий, значение которого в исламе трудно недооценить. Именно такими людьми была сформирована структура мусульманского права. Весь контроль над соблюдением выполнения шариата лег на муфтиев.

Как назначают муфтия

Главного муфтия государства назначал халиф. Главный богослов впоследствии принимал участие в назначении муфтия какой-либо области или провинции. Это делалось для того, чтобы легитимировать решения наместников с точки зрения ислама. В XV веке в Османской империи произошло изменение статуса. Появилось звание верховного муфтия, которое получил высший духовный наставник султана.

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

По определению, муфтий был вторым лицом в империи, который не только на каждое решение султана давал фетву, но и значительно влиял на принятие этих решений. Впоследствии ему было присвоено наивысшее звание шейх-уль-ислам (старейшина ислама). Под его руководством была создана иерархия мусульманских религиозных деятелей на службе государства, другими словами – религиозных чиновников, которые со временем настолько плотно и органично вошли в государственный аппарат, что после распада империи мусульманские государства, образованные в результате этого, включая и саму Турцию, унаследовали эту систему.

Источник

Роль кадиев в жизни уммы

В иерархии мусульманских санов и титулов особое место занимает должность кадия.

Кади (кадий, казый) – это судья, выносящий решения на основе норм Шариата. Также в некоторых случаях кадии могут обладать некоторыми административными функциями.

Исторический экскурс

Первые кадии появились во времена правления второго праведного халифа Умара ибн Хаттаба (р.а.). Необходимость в них возникла в связи с расширением территории Арабского халифата. К тому моменту многие провинции мусульманского государства находились на достаточно большом расстоянии, что затрудняло процесс управления ими из центра.

В те времена кадии фактически становились губернаторами отдалённых провинций и наряду с судебными функциями выполняли ещё и административные. Они назначались напрямую халифом и были подотчётными только перед повелителем правоверных.

В эпоху династии Аббасидов в халифате была введена должность верховного кади, основной обязанностью которого стало назначение кадиев на местах. Кроме того, любой человек, недовольный решением местного судьи, имел право подать апелляцию, которую рассматривал уже верховный кади и выносил своё решение по данному делу.

После распада Арабского халифата и возникновения новых мусульманских государств институт кадиев перекочевал и в эти страны, но в зависимости от местной специфики они обладали разными полномочиями и уровнем влияния. Так, в Египте и Сирии назначались верховные кадии для каждого мазхаба, которые рассматривали дела, касающиеся представителей своей правовой школы.

В Османской империи должность верховного кади и вовсе отсутствовала, так как высшим религиозным лидером страны был шейхуль-ислам. В свою очередь, кади на местах выносили решения как судебные, так и административные. Причём институт кадиев обладал некоторой автономией и даже выносил судебные решения в отношении шехзаде (наследников престола) или визирей государства. Отстранить кадия имел право лишь султан.

В XX столетии кадии утратили былое влияние в мусульманских странах, так как на смену шариатским судам пришли гражданские. В наши дни кадии продолжают осуществлять свою деятельность в некоторых странах, но исключительно в рамках судебной шариатской системы либо местного муфтията.

Кто может стать кадием

К потенциальным кандидатам на этот пост исторически предъявляются некоторые требования. Важнейшим из них служит наличие багажа знаний, который необходим для вынесения судебных решений по различным вопросам. Кади должен хорошо разбираться в коранических науках, хадисоведении, фикхе, акыде и иных религиозных дисциплинах. Кроме того, он должен быть и светски образован, так как вынесение решений по некоторым вопросам невозможно без знания светских наук. При этом кади должен не только знать, но и уметь трактовать священные тексты.

Не менее важен для кадия и его авторитет в обществе. В частности, он не должен обладать плохой репутацией или быть замеченным за совершением тяжких грехов. А своим примером должен демонстрировать образ праведного и богобоязненного человека. Огромную роль в этом играет происхождение судьи, особенно если речь идёт о семье, в которой фактически на посту кадия сын сменяет отца. В этой связи представителю знатного рода богословов или правоведов было проще занять должность кадия.

Вынося решения по тем или иным вопросам, кади должен руководствоваться исключительно постулатами законности и справедливости. Во время судебного процесса он обязан заслушать все стороны конфликта и вынести решение в соответствии с требованиями Шариата.

Кадии в России и СНГ

Институт кадиев в России начал формировать с созданием первого в стране муфтията – ОМДС – Оренбуржского магометанского духовного собрания. Руководителем стал муфтий, который назначал кадиев (казыев) на местах.

В целом, функции казыев в Российской империи была схожими с полномочиями кадиев в других странах. Шариатские судьи имели большое духовное влияние в мусульманских республиках, но не обладали административным ресурсом.

Пост казыя в России занимало немало известных богословов, сыгравших большую роль в истории мусульманской общины страны. Среди них: Ризаэтдин Фахретдин, Кашшаф Тарджемани, Габдулхак Саматов, но особое место среди них занимает Мухлиса Буби – первая женщина-казый в России, избранная на эту должность в 1917 году.

В наши дни на территории бывшего СССР казыи играют скорее номинальную роль, так как шариатские суды остались в прошлом. В России должность казыя существует в нескольких крупнейших муфтиятах страны. Они принимают участие в заседаниях советов улемов, выполняют роль советников муфтиев, но реально весомыми полномочиями не обладают. В некоторых мусульманских регионах также присутствует должность главного казыя, который контролирует деятельность казыев на местах.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Муфтий, его роль и функции

Муфтий – один из высших религиозных санов в суннитском исламе. Арабское слово «муфтий» является однокоренным слову «фетва» (богословское заключение по тому или иному вопросу). То есть муфтий – это священнослужитель, который признаётся религиозным авторитетом и наделяется правом вынесения фетв.

Роль муфтия в мусульманской умме необычайно важна, так как он, пользуясь большим уважением верующих и обладая необходимым багажом знаний, выносит богословские решения по определённому вопросу в соответствии с Кораном и сунной Пророка (с.г.в.). Муфтий вносит ясность в спорные моменты и на основании толкования священных текстов выносит богословские заключения по актуальным вопросам.

Как правило, в каждой стране, где имеется мусульманская религиозная община, избирается или назначается собственный муфтий, который выносит решения с учетом местной специфики. Кроме того, каждая национальная община устанавливает свои правила назначения или избрания того или иного человека на эту должность. Причём, на территории одной страны может осуществлять свою деятельность как один муфтий, так и несколько. Это зависит от особенностей системы организации работы органов мусульманской общины.

Например, на постсоветском пространстве основным мусульманским религиозным органом является Духовное управления мусульман (ДУМ). Как правило, председатель организации автоматически наделяется саном муфтия, что вызывает критику со стороны некоторых священнослужителей. Однако в ряде случаев пост главы ДУМ и муфтия региона занимают разные люди.

В некоторых государствах, на территории которых осуществляют свою деятельность сразу несколько муфтиятов, присутствует институт верховного муфтия, который обладает большими полномочиями, нежели обычные его коллеги в этой стране.

Должность муфтия требует соблюдения ряда условий потенциальным кандидатом:

1. Он должен исповедовать ислам – для добросовестного исполнения обязанностей муфтия человеку, бесспорно, необходимо быть мусульманином.

2. Должен обладать достаточным объёмом знаний – муфтий, являясь духовным авторитетом, обязан хорошо владеть исламскими дисциплинами для принятия верных решений.

3. Должен обладать авторитетом – религиозного лидера выбирают из числа уважаемых и почитаемых людей в обществе, чтобы его решения имели реальную силу, и народ ему доверял.

4. Должен вести себя подобающим образом – муфтий, как духовный наставник, подаёт пример верующим во всём.

5. Должен быть разносторонней личностью – как правило, муфтий выносит фетвы по вопросам, непосредственно связанным с различными сферами жизни общества, такими как питание, медицина, право и так далее. В этой связи ему следует иметь хотя бы базовый уровень знаний о предмете исследуемого вопроса.

В качестве религиозного лидера национальной мусульманской общины муфтий выполняет ряд важнейших функций:

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Знаю одного муфтия сургутской соборной мечети СаматовТагир, который соответствует всем нравственно правовым нормам и выполняет все перечисленные выше функции и больше того. Дай Аллах чтобы в каждой мечети был такой лидер!

В России нужен один Муфтий. Сколько можно их еще разводить? больше 100 штук уже муфтиячут, разве так можно? Скоро мусульман не останется обычных, все муфтиями станут

Источник

Шариатский суд

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

В правовых системах стран мусульманского мира до девятнадцатого века шариатские суды занимали основное место, но с середины девятнадцатого века эта роль стала ослабевать, и на их место стали приходить суды светские, оставив исламским судам лишь рассмотрение тех вопросов, которые касались частной жизни и личного статуса верующих мусульман, вопросы семьи и брака, опеки и наследства, попечительств и прочих моментов, связанных с частной жизнью мусульман.

Основные понятия

Регулирует организацию, правила и юрисдикцию шариатского суда фикх. Регулирование деятельности исламского суда осуществляется теми институтами фикха, которые касаются статуса кади, записи судебных дел, доказательств и свидетельских показаний.

Шариат

Шариат представляет собой понятие очень широкое, в котором объединяются как юридические, так и нравственные аспекты, также в него входят и такие предписания культа, как регламентация исламских религиозных праздников, молитв и поста, а также прочих обязанностей мусульман.

«Шариат» подразумевает под собой совокупность морально-этических, правовых и религиозных норм Ислама, которые распространяются на большую часть жизни верующего мусульманина. В основе Шариата лежат положения, которые содержатся в Священной Книге Коран и Сунне пророка Мухаммада ﷺ (его высказываний и поступков), Шариат охватывает элементы не только конституционного, уголовного или гражданского права, но и права административного, процессуального и семейного, охватывает и этические и моральные нормы, а также нормы поведения, которые установлены в исламском обществе.

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

Возможно вам будет интересно узнать о законах Шариата для женщин

Если рассматривать понятие «фикх», то догматы фикха формулируются как раз на основе положений шариата, и эти нормы регламентируют правоотношения в самых разных сферах как государства и его экономики, так и семьи. В основе фикха лежит не только Сунна и Коран, но также на мнении ученых мусульманской науки, если это мнение согласованно, в том числе и на мнении о рассматриваемом прецеденте известных мусульманских правоведов. За основу берутся школы четырех основных мазхабов: ханафитского имама Абу Ханифы, шафиитского имама аш-Шафии, маликитского имама Малика и ханбалитского имама Ахмада ибн Ханбаля.

В основе фикха могут лежать и элементы обычаев в правовой сфере, имеющих место в культуре разных народов. То есть в основе фикха лежит вся практика судопроизводства Ислама, и некоторые ее элементы порой могут шокировать обывателя из западных стран.

Должность кади была главенствующая роль в таких системах мусульманских государств вплоть до девятнадцатого века, и только позже светские суды вытеснили исламскую судебную систему в большинстве стран Востока, когда ввели в практику применение судов по образцу европейских стран.

Задачи шариатского суда

Перед шариатским судом стоит основная задача: защитить человеческую жизнь, которая является бесценным даром, а также возможностью для мусульманина убедиться в мудрости Создателя, защитить религию и способы ее исповедания, осуществить контроль за тем, чтобы на протяжении всей своей жизни верующий от истинного понимания религии не отклонялся, защитить права человека, иметь свою точку зрения, защитить имущество человека, интеллектуальное и материальное, поскольку имущество обеспечивает для верующего его благосостояние и возможность служить своему ближнему. Еще одна задача состоит в том, чтобы защитить семью и семейные ценности, обеспечить преемственность поколений, поскольку только это дает возможность одному поколению передавать потомкам интеллектуальное наследие и священное знание.

Все эти задачи отражают пять целей религиозного закона Ислама, и если приверженцы Ислама будут следовать всем этим целям, то это будет лучшим способ с их стороны выразить перед Аллахом свое благоговение.

Система наказаний исламского суда

Шариатский суд как любая правовая система имеет четко выраженную систему наказаний, запретов и предписаний. Система Шариата включает в себя строго предписанные обязательные обязанности:

Действия, которые строго запрещены, составляют категорию под названием «харам». К этой категории относятся такие действия, как убийство невинного человека, употребление свинины и алкогольных напитков, воровство или непокорность мужу и родителям.

За разные действия относящихся к категории «харам» установлены разные наказания: от простого предупреждения до смертной казни. За употребление алкоголя (возможно предупреждение) и лжесвидетельство по нормам шариатского суда полагается наказание в виде восьмидесяти ударов плетью, за воровство – отсечение кисти руки (при ряде отягчающих условий), за вероотступничество шариатский суд приговаривает к смертной казни.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии. Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш. В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьиЗдание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России. На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран. В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами. При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право. Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьиВ Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

А муфтий ( / ˈ м ʌ ж т я / ; арабский: مفتي ) Является Исламский юрист имеет право на вынесение необязательного заключения (фетва) на точке Исламское право (шариат). [1] [2] Акт издания фетвы называется ифтах. [3] Муфтии и их фетвы играли важную роль во всем Исламская история, беря на себя новые роли в Современная эра. [4] [5]

Прослеживая свое происхождение до Коран и ранние исламские общины, практика ифта кристаллизовался с появлением традиционных юридическая теория и школы Исламская юриспруденция (мазхабы). [1] [2] В классической правовой системе фетвы, издаваемые муфтиями в ответ на частные запросы, служили для информирования мусульманского населения об исламе, консультирования судов по сложным вопросам исламского права и разработки материального права. [4] В более поздние времена муфтии также издали общественные и политические фетвы, в которых высказывались против доктринальных противоречий, узаконивалась политика правительства или выражалось недовольство населения. [6] [5]

Традиционно муфтий рассматривался как ученый с честным характером, обладающий доскональным знанием Коран, хадис и юридическая литература. [1] Муфтии выступали как независимые ученые в классической правовой системе. [4] Веками, Сунниты муфтии постепенно были включены в государственную бюрократию, в то время как Шииты юристы в Иран постепенно утверждал автономную власть, начиная с ранняя современная эпоха. [5]

С распространением кодифицированных государственных законов и юридического образования западного образца в современных Мусульманский мирмуфтии обычно больше не играют своей традиционной роли разъяснения и разработки законов, применяемых в судах. [3] [4] Однако муфтии продолжали консультировать общественность по другим аспектам шариат, в частности, вопросы, касающиеся религиозных ритуалов и повседневной жизни. [3] [7] Некоторые современные муфтии назначаются государством издавать фетвы, а другие входят в консультативные религиозные советы. [1] Третьи издают фетвы в ответ на частные запросы о телевидение или над Интернет. [5] Современные общественные фетвы затрагивают и иногда вызывают споры в мусульманском мире и за его пределами. [5]

Правовая методология современной ифта часто расходится с предшествующей современной практикой. [8] Хотя распространение современных фетв свидетельствует о важности исламской аутентичности для многих мусульман, было проведено мало исследований, чтобы определить, в какой степени мусульманская общественность продолжает признавать религиозный авторитет муфтиев или прислушиваться к их советам. [8]

Содержание

Терминология

Слово муфти происходит от арабского корня f-t-y, значения которого включают «молодость, новизна, прояснение, объяснение». [4] Ряд связанных терминов происходит от одного корня. Ответ муфтия называется фетва. Человек, который просит у муфтия фетву, известен как Mustafti. Акт издания фетвы называется ифтах. [3] [5] Период, термин футья относится к запросам и изданию фетв. [9]

Происхождение

Согласно исламской доктрине, со смертью Мухаммеда в 632 году Бог перестал общаться с человечеством через откровения и пророков. В этот момент быстро расширяющаяся мусульманская община обратилась к Сподвижникам Мухаммеда, как к наиболее авторитетным голосам среди них, за религиозным руководством, и некоторые из них, как сообщается, сделали заявления по широкому кругу вопросов. Поколение Сподвижников, в свою очередь, было заменено в этой роли поколением Преемники (Таби’ун). [10] Институт ифта таким образом развивался в исламских общинах в формате вопросов и ответов для передачи религиозных знаний, и принял окончательную форму с развитием классических теория исламского права. [4] К 8 веку н.э. муфтии стали признанными экспертами в области права, которые разработали исламское право и разъяснили его применение в практических вопросах, возникающих в исламском сообществе. [2]

В досовременном исламе

Деятельность муфтия (ифтах)

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

Юридическая теория ифта была сформулирована в классических текстах усул аль-фикх (принципы юриспруденции), а более практические рекомендации для муфтиев можно найти в руководствах, называемых Адаб аль-Муфти или Адаб аль-фетва (этикет муфтия / фетвы). [7]

По запросу издается фетва муфтия. [8] Фетвы могут варьироваться от простого ответа да / нет до трактата длиной в книгу. [3] [5] В краткой фетве может быть изложен общеизвестный пункт закона в ответ на вопрос непрофессионала, а в «основной» фетве может быть вынесено решение по беспрецедентному случаю, подробно излагая юридическое обоснование этого решения. [3] [5] Запросы к муфтиям должны были касаться реальных, а не гипотетических ситуаций и быть сформулированы в общих чертах, без упоминания названий мест и людей. Поскольку муфтий не должен был расследовать ситуацию, помимо информации, содержащейся в запросе, запросы по спорным вопросам часто тщательно составлялись, чтобы вызвать желаемый ответ. [6] Понимание муфтием вопроса обычно зависело от понимания местных обычаев и разговорных выражений. Теоретически, если запрос был неясным или недостаточно подробным для вынесения постановления, муфтий должен был изложить эти предостережения в своем ответе. [6] Муфтии часто консультировались с другим муфтием по сложным делам, хотя такая практика не была предусмотрена юридической теорией, которая считала футя как сделка между одним квалифицированным юристом и одним «неквалифицированным» заявителем. [11]

Теоретически ожидалось, что муфтий будет издавать фетвы бесплатно. На практике муфтии обычно получали поддержку из государственной казны, государственных пожертвований или частных пожертвований. Получение взяток было запрещено. [10] [6] До XI или XII века подавляющее большинство юристов занимались другой работой, чтобы содержать себя. Обычно это были профессии низшего и среднего класса, такие как дубление, копирование рукописей или мелкая торговля. [12]

Роль муфтиев

Классический институт ифта похоже на jus responsedendi в Римское право и Responsea в Еврейский закон. [6] [13]

В классической правовой системе муфтии играли три важные роли:

Исламская доктрина рассматривает практику ифта как коллективное обязательство (фарм аль-кифая), которые должны быть разряжены некоторыми членами сообщества. [2] До появления современных школ изучение права было центральным элементом высшего образования в исламском мире. Относительно небольшой класс ученых-юристов контролировал толкование шариата по широкому кругу вопросов, важных для общества, от ритуалов до финансов. Считалось, что квалифицированные юристы обязаны сообщать свои знания посредством преподавания или издания фетв. Идеальный муфтий задумывался как личность, обладающая научными достижениями и образцовой моралью, и к муфтиям обычно подходили с уважением и почтением, соответствующими этим ожиданиям. [6]

Судьи обычно запрашивали мнение муфтия, обладающего более высоким научным авторитетом, чем они сами, по сложным делам или потенциально спорным приговорам. [3] [9] Фетвы обычно поддерживаются в судах, и если фетва игнорируется, обычно это происходит потому, что другая фетва, поддерживающая иную позицию, считается более убедительной. Если сторона в споре не сможет добиться поддержки своей позиции фетвой, она вряд ли продолжит дело в суде, выбрав вместо этого неформальное посредничество или полностью отказавшись от своего иска. [14] Иногда к муфтиям можно было подать прошение о принятии фетвы в отношении уже вынесенного судебного решения, действуя как неофициальный процесс обжалования, но масштабы этой практики и ее механизм менялись на протяжении истории. [15] Хотя в большинстве стран исламского мира от судей не требовалось консультироваться с муфтиями какой-либо политической властью, в Мусульманская Испания такая практика была обязательной, поэтому судебное решение считалось недействительным без предварительного согласования со специалистом-юристом. [16]

Авторы-юристы собрали фетвы муфтиев с высокой научной репутацией и обобщили их в краткие формулировки правовых норм в интересах судей, давая краткое изложение юриспруденции для конкретного случая. мазхаб (юридическая школа). [4] [14] Авторы-юристы искали фетвы, которые отражали социальные условия их времени и места, часто выбирая более поздние юридические заключения, которые расходились с доктриной ранних авторитетов. [14] Исследования Ваэль Халлак и Бабер Йохансен показал, что постановления муфтиев, собранные в этих томах, могли, а иногда и оказывали значительное влияние на развитие исламского права. [2]

В первые века ислама роли муфтия, писателя-юриста и судьи не исключали друг друга. Юрист мог вести учебный кружок, проводить заседание фетвы и выносить решения по судебным делам за один день, посвящая свои ночные часы написанию юридического трактата. Те, кто был способен действовать во всех четырех качествах, считались наиболее опытными юристами. [12]

Квалификация муфтия

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

Основным условием для издания фетв в рамках классической правовой теории было религиозное знание и благочестие. Согласно Адаб аль-Муфти Руководства, муфтий должен быть взрослым, мусульманином, заслуживающим доверия и надежным, с хорошим характером и в здравом уме, бдительным и строгим мыслителем, получившим образование юриста, а не грешником. [10] На практическом уровне статус муфтиев объясняется их репутацией ученых и честных людей. [3] Издание фетв было одним из самых требовательных занятий средневекового ислама, и муфтии были одними из самых образованных религиоведов своего времени. [2]

Согласно теории права, каждый муфтий должен был решать, когда он готов к практике. На практике начинающий юрист обычно несколько лет учится у одного или нескольких признанных ученых, следуя учебной программе, включающей арабскую грамматику, хадисы, право и другие религиозные науки. Учитель решал, когда ученик готов издать фетву, давая ему сертификат (иджаза). [15]

В первые века ислама считалось, что муфтий муджтахид, то есть юрист, способный выносить юридические решения непосредственно из библейских источников посредством независимого обоснования (иджтихад), оценивая достоверность хадисов и применяя или даже разрабатывая соответствующие правовые методологии. Начиная примерно с 1200 г. н.э. теоретики права начали признавать, что муфтии их времени могут не обладать знаниями и юридическими навыками для выполнения этой деятельности. Кроме того, считалось, что основной вопрос юриспруденции уже рассматривался опытными юристами прежних времен, так что более поздние муфтии должны были только следовать юридическим заключениям, установленным в их юридическая школа (таклид). В этот момент понятия муфтий и муджтахид стали известными, и теоретики права классифицировали юристов на три или более уровней компетенции. [17]

В отличие от поста кадифетвы, предназначенные для мужчин в классической системе шариата, могут издавать как квалифицированные женщины, так и мужчины. [13] На практике подавляющее большинство юристов, окончивших продолжительную программу лингвистических и религиозных наук, необходимую для получения квалификации для издания фетв, были мужчинами. [3] Теоретически не допускались и рабы, и слепые или немые люди, занимающие пост судьи, но не муфтия. [10]

Муфтий против судьи

Муфтий и судья играют разные роли в классической системе шариата с соответствующими различиями между фетвой и судьей. када (решение суда):

Учреждения

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

До XI века н.э. любой, кто имел научное признание как исламский юрист, мог издавать фетвы. Однако примерно с того времени государственная должность муфтия стала появляться наряду с частным изданием фетв. В Хорасан, правители назначили главу местных улемов, названных шейх аль-ислам, который также исполнял обязанности главного муфтия. В Мамлюки назначил четырех муфтиев, по одному от каждого из четырех суннитских мазхабов, в апелляционные суды столиц провинций. Османы организовали муфтиев в иерархическую бюрократию с главным муфтием империи, названным шейх аль-ислам наверху. Османский шейх аль-ислам (Турецкий: şeyhülislam), был одним из самых влиятельных государственных чиновников. [6] Писцы просматривали запросы, адресованные османским муфтиям, и переписывали их, чтобы облегчить издание фетв. [6] [5] В Великие Моголы Индия и Сефевидский Иран главный муфтий имел титул садр. [5]

В течение первых нескольких веков ислама муфтии получали образование в неформальных учебных кружках, но начиная с 11 и 12 веков правящие элиты начали создавать высшие религиозные учебные заведения, известные как медресе в попытке заручиться поддержкой и сотрудничеством улема (религиоведы). Медресе, которые в первую очередь были посвящены изучению права, вскоре увеличились во всем исламском мире, помогая распространять исламское образование за пределы городских центров и объединять различные исламские общины в общем культурном проекте. [18]

В некоторых государствах, таких как мусульманская Испания, муфтии были назначены в суды для выполнения консультативных функций. В мусульманской Испании юристы тоже сидели на шура (совет) советуя правителю. Муфтии были дополнительно назначены на другие государственные должности, такие как рыночные инспекторы. [4]

В шиитском исламе

В то время как должность муфтия постепенно входила в состав государственной бюрократии в большей части мусульманского мира суннитов, Шииты религиозный истеблишмент в Иране пошел по иному пути, начиная с эпохи раннего Нового времени. В течение Сефевид правило, независимые исламские юристы (муджтахиды) потребовал полномочий представлять скрытый имам. Под усули доктрина, которая преобладала среди Шииты-двунадесятники в 18 веке и под Каджар династия муджтахиды далее утверждал, что действует коллективно в качестве заместителей имама. Согласно этой доктрине, все мусульмане должны вести высокопоставленный образ жизни. муджтахид носящий название марджа ат-таклид, чьи фетвы считаются обязательными, в отличие от фетв в суннитском исламе. Таким образом, в отличие от суннитских муфтиев, шииты муджтахиды постепенно добивался все большей независимости от государства. [5]

Общественные и политические фетвы

В других случаях муфтии обладали своим влиянием независимо от правителя, и несколько османских и марокканских султанов были свергнуты фетвой. [3] Так случилось, например, с османским султаном. Мурад V по причине его безумия. [5] Публичные фетвы также использовались для оспаривания доктринальных вопросов и в некоторых случаях для провозглашения того, что определенные группы или отдельные лица, исповедующие себя мусульманами, должны быть исключены из Исламское сообщество (практика, известная как такфир). [3] Как в политической, так и в научной сфере доктринальные разногласия между различными государствами, конфессиями или центрами обучения сопровождались противоборствующими фетвами. [6] Муфтии также действовали, чтобы противодействовать влиянию судей и светских чиновников. Формулируя жалобы и законные права населения, общественные фетвы часто побуждали судебную систему, в остальном не реагирующую на действия, обеспечить возмещение. [5]

В современную эпоху

Современные учреждения

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

При европейском колониальном правлении институт дар аль-ифта был основан в ряде медресе (юридических колледжей) в качестве централизованного места для издания фетв, и эти организации в значительной степени заменили независимых муфтиев в качестве религиозных проводников для населения. [6] После обретения независимости в большинстве мусульманских государств были созданы национальные организации, посвященные изданию фетв. Одним из примеров является Египетский Дар аль-Ифта, основанная в 1895 году, которая служила для формулирования национального видения ислама посредством фетв, изданных в ответ на правительственные и частные запросы. [5] Национальные правительства в странах с мусульманским большинством также учредили советы старших религиозных ученых для консультирования правительства по религиозным вопросам и издания фетв. Эти советы обычно являются частью министерства по делам религий, а не министерства юстиции, которое может иметь более жесткое отношение к исполнительной власти. [4]

В то время как главные муфтии в прежние времена руководили иерархией муфтиев и судей, применяющих традиционную юриспруденцию, большинство современных государств приняли правовые кодексы под влиянием Европы и больше не используют традиционные судебные процедуры или традиционно подготовленных судей. Государственные муфтии обычно продвигают такое видение ислама, которое соответствует законам штата их страны. [5]

Хотя некоторые ранние теоретики утверждали, что муфтии не должны отвечать на вопросы по определенным предметам, таким как теология, на практике муфтии занимались вопросами, относящимися к широкому кругу вопросов. Эта тенденция сохранилась и в наше время, и современные муфтии, назначенные государством, и учреждения для ифта отвечать на правительственные и частные запросы по различным вопросам, включая политические конфликты, исламские финансы и медицинскую этику, способствуя формированию национальной исламской идентичности. [3]

Современные муфтии все больше полагаются на процесс иджтихад, т.е. вынесение судебных решений, основанных на независимом анализе, а не в соответствии с заключениями более ранних судебных органов (таклид). [8] В то время как в прошлом муфтии были связаны с определенной школой права (мазхаб), в ХХ веке многие муфтии начали отстаивать свою интеллектуальную независимость от традиционных школ юриспруденции. [6]

Современные средства массовой информации облегчили формы сотрудничества для ифта. Сети муфтиев обычно используются веб-сайтами фетв, поэтому запросы распределяются среди муфтиев в сети, которые по-прежнему действуют как отдельные юристы. В других случаях исламские юристы разных национальностей, юридических школ, а иногда и конфессий (сунниты и шииты) координируют свои действия, чтобы издать совместную фетву, которая, как ожидается, будет иметь больший авторитет у общественности, чем отдельные фетвы. Коллективная фетва (иногда называемая иджтихад джамани, «коллективное правовое толкование») является новым историческим событием, и его можно найти в таких условиях, как советы исламских финансовых институтов и международные советы по фетвам. [8]

Не существует международного исламского органа для урегулирования разногласий в толковании исламского права. An Международная исламская академия фикха был создан Организация исламского сотрудничества, но его юридические заключения не являются обязательными. [4]

Роль в политике

В современную эпоху публичные «войны фетв» отражают политические разногласия в мусульманском мире, от антиколониальной борьбы до Война в Персидском заливе 1990-х годов, когда муфтии в некоторых странах издали фетвы в поддержку сотрудничества с возглавляемой США коалицией, а муфтии из других стран поддержали призыв Ирака к джихаду против США и их пособников. [19] [7]

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

В эпоху Западный колониализмнекоторые муфтии издавали фетвы, стремясь мобилизовать народное сопротивление иностранному господству, в то время как другие были побуждены колониальными властями издать фетвы в поддержку колониального правления. В колониальную эпоху муфтии также неоднократно вмешивались в политический процесс. Например, в 1904 году марокканская фетва уволила европейских экспертов, нанятых государством, в то время как в 1907 году другая марокканская фетва сместила султана за неспособность защитить государство от французской агрессии. 1891 г. табачный протест фетва иранской муджтахид Мирза Ширази, которая запрещала курение, пока действовала британская табачная монополия, также достигла своих целей. [5]

Некоторые муфтии современной эпохи, такие как муфтий Ливанской республики в середине 20-го века и Великий муфтий Султаната Оман, были важными политическими лидерами. [6] В Иране Аятолла Хомейни использовали прокламации и фетвы для введения и узаконивания ряда институтов, включая Совет исламской революции и Иранский парламент. [5] Самой разрекламированной фетвой Хомейни была провозглашение осуждая Салман Рушди до смерти за его роман Сатанинские стихи. [5]

Ошибочные, а иногда и странные фетвы, издаваемые неквалифицированными или эксцентричными людьми, действующими в качестве муфтиев, порой вызывают жалобы на «хаос» в современной практике ифта. [7]

Роль в обществе

в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Смотреть картинку в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Картинка про в какой религии муфтий может выступать в роли судьи. Фото в какой религии муфтий может выступать в роли судьи

Развитие печатных СМИ и распространение Интернета изменили роль муфтиев в современном обществе. [5] В досовременную эпоху большинство фетв, издаваемых в ответ на частные запросы, читалось только петиционером. В начале 20 века реформаторский исламский ученый Рашид Рида ответил на тысячи запросов со всего мусульманского мира на различные социальные и политические темы в регулярных фетва раздел его журнала в Каире Аль-Манар. [7] [6] В конце 20 века, когда Великий муфтий Египта Сайид Тантави издал фетву, разрешающую банковское обслуживание процентов, решение активно обсуждалось в египетской прессе как религиозными учеными, так и мирскими интеллектуалами. [5]

В эпоху Интернета появилось большое количество веб-сайтов, предлагающих читателям по всему миру фетвы. Например, ИсламОнлайн публикует архив заседаний «живых фетв», число которых к 2007 году приблизилось к тысяче, а также биографии муфтиев. Вместе с муфтиями, которые издают фетвы по вызову во время радиошоу и программ спутникового телевидения, эти сайты способствовали появлению новых форм современного искусства. ифта. [5] В отличие от кратких или технических досовременных фетв, фетвы, распространяемые через современные средства массовой информации, часто стремятся быть более обширными и доступными для широкой публики. [7]

По мере того как в наше время влияние муфтиев в зале суда снизилось, наблюдается относительное увеличение доли фетв, касающихся ритуалов, и дальнейшее распространение в чисто религиозных областях, таких как толкование Корана, вероучение и суфизм. Современные муфтии издают фетвы на самые разные темы, такие как страхование, операции по смене пола, исследование Луны и употребление пива. [19] В частной сфере некоторые муфтии стали напоминать социальных работников, давая советы по различным личным вопросам, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. [7] Огромное количество фетв, издаваемых в современном мире, свидетельствует о важности исламской аутентичности для многих мусульман. Однако имеется мало исследований, показывающих, в какой степени мусульмане признают власть муфтиев и прислушиваются к их постановлениям в реальной жизни. [8]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *