в какой работе по словообразованию есть список

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая– слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная– состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная)– объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая– соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная– объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная– объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая– объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Сложение основ

Сложение усеченных основ с целым словом

Аббревиатура

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Источник

Способы словообразования в русском языке

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

б) с помо­щью интерфикса:

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

Морфолого-синтаксический способ словообразования

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

Видеоурок

Источник

Проверочная работа по теме «Основные способы словообразования в русском языке»

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Фамилия, имя _____________________________ _______

1. Соотнесите понятия и определения.

А) Корень 1. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Б) Суффикс 2. Главная часть слова, в которой заключен смысл всех однокоренных слов.

В) Приставка 3. Всё слово без окончания.

Г) Основа 4. Часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Д) Окончание 5. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

2. Определите способ образования слов, выделите морфему (если это морфологический способ).

1. беловатый _____________________

2. лесоруб _____________________

4. диван-кровать ___________________________

3. Образуйте новые слова по аналогии. Укажите способ, которым вы образовали новое слово.

1. вредный – безвредный

6. пеший, ходить – пешеход,

4. Подчеркните слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

В сухих перелесках легко отыщешь бархатистый подберезовик.

5. Сделайте морфемный разбор слов :

Баскетболистка, зеленоватый, переносчик, верблюжонок,

чёрненький, самолётик, земля.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Фамилия, имя _____________________________ _______

1. Соотнесите понятия и определения.

А) Корень 1. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Б) Суффикс 2. Главная часть слова, в которой заключен смысл всех однокоренных слов.

В) Приставка 3. Всё слово без окончания.

Г) Основа 4. Часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Д) Окончание 5. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

2. Определите способ образования слов, выделите морфему (если это морфологический способ).

1. беловатый _____________________

2. лесоруб _____________________

4. диван-кровать ___________________________

3. Образуйте новые слова по аналогии. Укажите способ, которым вы образовали новое слово.

1. вредный – безвредный

6. пеший, ходить – пешеход,

4. Подчеркните слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

В сухих перелесках легко отыщешь бархатистый подберезовик.

5. Сделайте морфемный разбор слов :

Баскетболистка, зеленоватый, переносчик, верблюжонок,

чёрненький, самолётик, земля.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Урок-игра по русскому языку. Презентация к уроку.

Методическая разработка «Система мониторинга по русскому языку»

Научно- исследовательская работа «Язык земли родной»

Презентация по русскому языку на тему «Имя числительное» (3 класс)

Презентация на тему «Как указать на способ совершения действия» ( 9 класс)

Научно- исследовательская работа «Язык земли родной»

Рабочая карточка «Как прекрасен этот мир»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5226871 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Цикл лекций по теме «Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

по теме 2.5. Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова

МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Лекция 1 Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем. ………….…………. 4

Лекция 2 Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка …….. 6 Лекция 3 Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова ……….……. 10

Лекция 4 Методическая система изучения морфемики. Морфемный анализ слова …….. 16

Лекция 5 Трудности изучения морфемного состава слов ……………….………………… 21

мотивации при изучении морфемики ……………………………. ……………………. 23

Список использованных источников ……………………………………….……………….. 27

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Лекции разработаны на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования, учебников и учебно-методических пособий.

В разработке представлены лекции по теме 2.5. Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова.

Лекция 1 Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем.

Лекция 2 Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка.

Лекция 3 Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова.

Лекция 4 Методическая система изучения морфемики. Морфемный анализ слова.

Лекция 5 Трудности изучения морфемного состава слов.

Данная разработка содержат теоретический материал, вопросы и задания для обеспечения осознанности усвоения материала, вопросы для самоконтроля после каждой лекции и список литературы, которым можно воспользоваться для уточнения и углубления знаний по теме.

Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слова.

Звук – тоже минимальная часть слова. НО! Звук не имеет собственного значения.

Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание, интерфикс (соединительный гласный – пар о воз).

Корень – общая часть однокоренных, родственных слов, в которой заключено лексическое значение слова.

Определение из учебника нач. школы

Родственные слова – это слова, которые имеют одинаковую часть и близки по значению.

(лесник, сапожник, печник – имеют общую часть и близки по смыслу – называют людей по их профессиям? Что же получается: исходя из определения, данного в учебнике, – это однокоренные слова?)

В слове может быть один корень и 2 корня.

Слова, имеющие 2 корня, называются сложными (водопад).

Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание выражает грамматическое значение слова (число, падеж, лицо, род).

Окончание изменяется при изменении формы слова.

Форма числа: лес – леса

Форма рода: синий – синяя, синее

Форма падежа: сосна – у сосны, к сосне, под сосной, сосну.

Форма лица: решаю – решаешь, решает

Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? (Изменить слово)

Окончание может быть нулевым (невыраженным звуками). Как его обнаружить? (изменить форму слова)

Основа – часть слова без окончания.

Какие морфемы могут входить в состав основы? (приставка, корень, суффикс)

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и, как правило, служит для образования новых слов.

суффикс –ен- при образовании форм сущ-х, оканчивающихся на –мя (семя, знамя, пламя и т.д.) знамя – знамени и др.

Суффикс может следовать за другим суффиксом (рас-чет-лив-ость) и после окончания (постфикс – сме-ющ-ий-ся)

ТЬ – окончание или суффикс? Принято два варианта выделения данной морфемы.

Способы образования слов.

Приставочный (бабушка – прабабушка)

Суффиксальный (снег – снежок)

Приставочно-суффиксальный (хлеб – нахлебник)

Сложение (город-герой, стенгазета, вечнозеленый)

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение следующих понятий: морфемика, словообразование, морфема

корень, однокоренные слова, окончание, основа, приставка, суффикс.

В чем отличие морфемы от звука?

Как по-другому называются однокоренные слова?

Как правильно объяснить учащимся смысл слов «близки по значению»?

Какие слова называются сложными?

Какое значение заключено в окончании?

Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?

Какие части речи не имеют окончаний?

Какое окончание называется нулевым? Как его обнаружить?

Какие морфемы могут входить в состав основы?

Какие суффиксы являются формообразующими?

Какой морфемой является ТЬ?

Назовите способы словообразования, проиллюстрируйте каждый примерами.

Антонова, Е.С. Русский язык [Текст]: учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.

Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 464 с.

Долбик, Е.Е. Русский язык [Электронный ресурс]: таблицы, схемы, упражнения. Для поступающих в вузы/ Е.Е. Долбик, В.Л. Леонович, В.А. Саникович — Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012. — 312 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24077.html.— ЭБС «IPRbooks»

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка

Попробуйте ответить на вопросы:

Степень освоения до изучения темы

!- хотелось бы уточнить

Степень освоения после изучения темы

! хотелось бы уточнить

Зачем ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Какие знания и умения необходимо сформировать у детей при изучении морфемики и словообразования?

Важен ли определенный порядок в изучении морфем?

Как правильно сформировать понятие о каждой из морфем?

Как правильно разбирать слово по составу? По какому алгоритму действовать?

Как не ошибиться в выделении каждой части слова?

Морфемный анализ и словообразовательный анализ – этот одно и то же?

С какими трудностями могут столкнуться дети при изучении морфемики и словообразования?

Для чего ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

Какие у вас будут предположения?

Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Учеными было установлено, что к школьному возрасту дети начинают на интуитивном уровне овладевать образованием новых слов, но делают это зачастую ошибочно : хочут, выстрельнул, собакина конура, втыкана веточка, спотыкнулся, заместо и т.д.

Сделайте вывод : почему же именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Для того чтобы у детей формировалась грамотная речь, же на начальном этапе обучения начинается изучение морфемики и словобразования.

Задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе

Проверим предположения. С помощью чего мы можем это сделать?

К какому документу нужно обратиться? Примерная ООП НОО

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Задачи изучения морфемики и словообразования

Сформировать представление о составе слова, о морфеме как единице языка (без введения понятия).

Познакомить с основными морфемами – корнем, приставкой, окончанием, суффиксом, основой; дать представление об их значениях.

Познакомить с понятием «родственные (однокоренные) слова». Научить различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Учить образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Понятия морфемики и словообразования: состав слова, основа слова, корень слова, приставка, суффикс, окончание, однокоренные слова, сложные слова, образование слова, гнездо родственных (однокоренных) слов.

В программу начальной школы входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов.

Цель морфемного анализа – определение того, из каких значимых частей состоит слово. Морфемный анализ – разбор слова по составу.

Чем отличается разбор по составу от словообразовательного анализа слова?

Цель словообразовательного анализа определение того, как образовано данное слово.

Такой анализ учащиеся начинают выполнять как специальное задание в сред­них классах. Однако практически младшие школьники устанавливают словообразовательные связи между словами.

К словообразовательному разбору учеников готовят упражнения, которые сопровождаются вопросом: «Почему так назвали?»

Например: (3 класс, 1 часть, В.П. Канакина)

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Этапы изучения морфемного состава слова

Изучение морфемного состава слова в младших классах проходит ряд этапов. Каждый из них имеет свое содержание и требует особой методики работы со словом.

Тема «Состав слова» имеет четкое построение, четкую структуру:

от понятия «родственные слова»

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

к понятию «корень слова»

к понятию «окончание»

к понятиям «приставка» и «суффикс»

к понятию «основа слова»

В некоторых учебниках тема «Суффикс» дается после «Корня», до «Приставки».

В пользу первенства приставки приводится аргумент доступности: приставок мало – их легко запомнить, приставка легко выделяется, слова с двумя приставками встречаются не часто.

Аргументы в пользу первенства суффиксов: они семантически богаче приставок, ориентированы на части речи, разнообразнее и богаче выразительными возможностями – в общем, ценнее для словообразования.

Вопросы для самоконтроля

Для чего ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Назовите задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе.

Перечислите понятия морфемики и словообразования.

Назовите цель морфемного анализа, цель словообразовательного анализа.

Как по-другому называется морфемный анализ?

На каком уровне младшие школьники усваивают словообразовательные связи между словами?

Назовите этапы изучения морфемного состава слова.

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Учебная программа по русскому языку УМК «Школа России».

Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова

Слова, имеющие общую мотивацию, составляют группы однокоренных слов.

Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей сформируется способ (действие), с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов, и в то же время наполнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу».

Нахожу в словах одинаковую часть.

Проверяю, можно ли объяснить каждое слово с помощью одного и того же слова.

Если выполняются об условия, слова – родственные.

Задание. Сравните два фрагмента уроков, на которых ученики выполняли одно и то же задание: найти корень в словах желтеть, желтизна, желток, желторотый, желтуха, желтяк, желтить. В чем Вы видите различие способов объяснения? Какому из них отдаете предпочтение?

1-й учитель. Все слова, которые мы записали, имеют общую часть желт-, и все они сходны по смыслу. Значит, это однокоренные слова.

Материал, позволяющий учить детей устанавливать смысловые связи между словами, имеется в учебнике. Это упражнения, где сопоставляются слова, одно из которых простое, а другое производное, например: В.П. Канакина 2 класс 1 часть с.59

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Более того, есть задания, которые побуждают учащихся обращаться к мотивирующему слову: например: В.П. Канакина 2 класс, 1 часть, с.63

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Как научить выделять в слове корень? Необходимо подбирать однокоренные слова (несколько слов).

Но даже при подборе нескольких однокоренных слов возможны ошибки. Например, включение приставки в корень: записать, запись, записка.

Как действовать при подборе родственных слов?

Подбираем слова разных частей речи.

Пробуем отбросить, добавить или заменить приставку, суффикс.

Необходимо четко разграничивать:

Один и тот же корень и разные корни, которые совпали лишь по звуковому составу (омонимичные корни).

Однокоренные слова и слова-синонимы.

Смелость, храбрость, храбрец, храбрый.

При выделении корня важно также обращать внимание на чередование букв в корне. Если ученики составили группу однокоренных слов снег, снежок, снеговик, снежный, то учитель, уточняя ответы детей, должен сказать: «Эти слова имеют корень снег- (снеж-)».

Обойти явление чередования фонем в морфемах даже на начальном этапе изучения состава слова невозможно, так как ему подвержено подавляющее число слов в русском языке.

Первое грамматическое значение, с которого начинается знакомство школьников с окончанием как особой частью слова, это значение числа всех трех важнейших частей речи. Числовое значение из всех грамматических значений самое понятное для младших школьников. Значение числа выражает реальные различия предметов: один предмет или много предметов.

Во II классе школьники учат: «Окончание служит для связи слов в предложении».

Например, в словосочетании читает книгу слово, называющее действие, может изме­няться «как хочет»: читал книгу, читаю книгу, читаем книгу и т. п., а второе слово ему «подчиняется», выступая в форме определенного падежа: сказать «читает книгой» или «читаю книга» нельзя. И это можно показать детям.

Представление о роли окончания в речи можно сформировать на примере предложения, в словах которого неизвестны окончания.

Общий смысл понятен, но точно нельзя сказать, сколько кошек, сколько мышек и кто кого ловит. Окончание дает возможность установить связь между словами, уточнить мысль.

Формируется всеобщий способ нахождения в слове этой морфемы:

а) изменяется форма слова;

б) сравниваются исходная и полученная формы слова;

в) находится изменившаяся часть.

Например, окончание -ая говорит о том, что это прилагательное женского рода един­ственного числа именительного падежа.

Задание. Пользуясь приведенными выше рассуждениями о сущности окончания, составьте несколько заданий для учащихся; обдумайте и четко сформулируйте цель каждого задания.

Когда ученики начальных классов встретятся с нулевым окончанием у глаголов, как Вы будете работать с этой словоформой?

Приставки и суффиксы

Приставки и суффиксы главным образом выполняют словообразовательную функцию: с их помощью образуются новые слова. Однако в ряде случаев они выполняют роль средства выражения грамматических значений (например, суффикс -л- как показатель формы прошедшего времени глагола).

Как разобрать глагол с суффиксом –л-?

(-л- не входит в основу)

При таком механическом решении задачи мы упускаем из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а из нескольких аффиксов: при-у-красить, укрот-и-тель, уч-и-л и т. п. Если даже учитель будет избегать таких слов, они могут оказаться среди подобранных детьми однокоренных слов.

Кроме того сочетания букв корня могут напоминать детям приставки и суффиксы. (полоса – приставка по, а в слове нет приставки, замок – суффикс ок, а в слове нет суффикса).

Для выделения в слове приставки или суффикса нужно:

подбирать однокоренные слова с разными приставками и суффиксами и без них; (походка – заход, выход, ходит, ход, ходок);

проверять, один ли суффикс, одна ли приставка; (приукрасить, лесник – лес-ник, лес-н-ик)

доказывать существование такой приставки и суффикса подбором слов с аналогичными морфемами.

Необходимо четко разграничивать:

Одну и ту же приставку (суффикс) и разные приставки (суффиксы), которые совпали лишь по звуковому составу (омонимичные).

Морфемы, которые при разном звучании имеют одно значение (синонимичные).

Таким образом, говорить об одной и той же морфеме можно только при совпадении двух ее признаков (одинаковая часть и одинаковое или близкое значение).

сбежАть – движение предмета вниз; сбЕгать – пространственное передвижение предмета туда и обратно

Самая эффективная форма контроля по морфемике – практическое применение знаний и умений при выполнении упражнений.

Кроме того демонстрировать знания по морфемике дети будут при проверке написания корней, суффиксов, приставок, окончаний.

Критерии оценки усвоения раздела: умение разобрать слова по составу, давать определение корня, приставки, суффикса, окончания; использовать знания для орфографических целей; решать познавательные задачи по составу и образованию слов.

Наиболее высокие требования предъявляются к ориентированию в морфемном составе слов.

Вопросы для самоконтроля

Какой способ действия необходимо сформировать у учащихся при усвоении понятия «родственные слова»? Проиллюстрируйте его на примере.

Почему нельзя формально подходить к признаку родственных слов «близки по смыслу»?

Какой прием поможет детям осознать важность объяснения значения родственных слов с помощью одного – мотивирующего слова?

Как научить выделять в слове корень?

Что необходимо четко разграничивать при работе с родственными словами?

На что важно обращать внимание при выделении корня?

Какие функции окончания должны усвоить младшие школьники?

В чем заключается способ нахождения в слове окончания. Проиллюстрируйте его на примере.

Какую ошибку допускают учителя при изучении приставки?

Как должен действовать ребенок при выделении в слове приставки или суффикса?

Что необходимо четко разграничивать при работе с приставками и суффиксами?

Назовите самую эффективную форму контроля по морфемике.

Пользуясь методической литературой, указанной в списке, подберите упражнения, которые будут способствовать усвоению младшими школьниками морфемного состава слова.

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Жиренко, О.Е. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 класс [Текст] / О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина, Л.Н. Яровая. – М.: 5 за знания, 2007. – 240 с.

Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка [Текст]: Методическое пособие для учителей начальных классов / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород, 2012. – 130 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Методическая система изучения морфемики. Морфемный анализ слова

Рассмотрим основные методы обучения, которые используются при изучении морфемики в начальной школе.

Это наблюдение над фактами языка, морфемный анализ слова и конструирование.

Такие методы как словообразовательный и этимологический анализ используются на начальном этапе обучения только как приемы.

1. Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами:

1). Определение значения каждой морфемы в слове.

2). Сравнение слов и наблюдение

над многозначностью морфем (суффикс –ант- симулянт (лицо по отношению к деятельности), лаборант (лицо по отношению к месту работы), конкурсант (лицо-участник совместной деятельности);

над омонимией морфем (по-: значение неполноты признака (погромче, пошире, помягче), значение начала действия (побежать, полететь);

над словообразовательной синонимией (вымазать – измазать – перемазать);

над словообразовательной антонимией (глаз – глазик – глазище).

3). Распределение слов по словообразовательным гнездам ( испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный ) и по словообразовательным моделям

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Береза, поехать, снег, новый, побелка, ветерок.

4). Подбор однокоренных слов: сосна – сосновый, сосняк, сосенка.

Игра «Я из твоей семейки»

Детям раздаются разные слова. К доске выходит ученик со словом. Тот, у кого родственное слово к данному, должен встать и сказать: «Я из твоей семейки» и доказать. Так собирается вся семья родственных слов.

2в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список. Метод конструирования может быть представлен следующими приемами:

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

1). Составление слов по схемам

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

3). Составление слов из морфем

На доске пишется корень, вокруг – различные морфемы (подходящие и неподходящие). Задача – составить как можно больше слов с данным корнем.

Ученики получают карточки с морфемами. Сначала к доске выходит ученик с карточкой корня, остальные сообщают, что могут присоединиться.

Игра «Найди свой домик»

Ученики получают карточки с морфемами.

4 ученика получают карточки с моделями (приставка, корень, суффикс, окончание). По сигналу учителя всем нужно собраться около своей модели.

Морфемный анализ слова

Как разобрать слово по составу?

Попробуйте составить памятку.

Давайте по вашей памятке разберем слово.

Найди в слове окончание:

а) измени форму слова;

б) сравни изменения слова;

Об­означь его рамочкой.

а) подбери однокоренные слова с разными суффиксами, приставками и без них;

Обозначь его дугой.

а) посмотри, есть ли часть слова перед корнем;

б) проверь, одна ли это приставка (попробуй убрать первую приставку, если думаешь, что их две);

г) подбери слова с такой же приставкой.

Обозначь приставку условным значком.

а) посмотри, есть ли часть слова между корнем и окончанием;

б) проверь, один ли это суффикс (попробуй образовать слово без второго, если думаешь, что их два).

в) подбери другие слова с таким же суффиксом (или суффиксами);

Обозначь суффикс условным значком.

Где в учебнике можно найти памятку разбора слова по составу?

Задание 17. Сопоставьте предложенный план с тем, который дан в учебнике. Считаете ли Вы необходимым на начальном этапе указывать в плане каждую операцию? Обоснуйте свое мнение.

Ищу корень. Слово вырубка можно объяснить словом рубить. Тем же словом объ­ясняются слова перерубить, срубить, рубленый, зарубка и т. д. Все эти слова по значению связаны со словом рубить, все имеют одинаковую часть -руб-. Это корень. Обозначаю дужкой.

Слово (на) вырубке состоит из четырех частей; окончания -е, корня -руб-, приставки вы- и суффикса -к-.

Если Ваш ученик ошибается, разбирая слово по составу, не торопитесь сами или с помощью учеников исправлять его ответ. Лучше попросите его: «Расскажи, как ты искал в этом слове корень (суффикс, окончание и т. п.)». Пусть ученик сам найдет верное решение.

При разборе слов по составу следует учитывать изменения, которые происходят в составе слов с течением времени, с развитием языка.

Современный анализ структуры слова направлен на выяснение связей между словами, существующих на данном этапе развития языка. Так, например, слово медведь в современном русском языке связано со словами медвежий, медвежонок, медвежатина, по-медвежьи и некоторыми другими. Если же подойти к тому же слову с позиций истории языка, то окажется, что слово медведь имеет связь со словом мед и со словом еда (см.: Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь. М., 1971. С. 260).

При разборе слов по составу учитель должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы. Не следует брать сложные для морфемного анализа слова.

н., синий (корень +окончание) – лисий (корень + суффикс притяжат. прил. + нул. оконч.)

ВОДОПРОВОДЧИК – перед вторым корнем приставка

Умывать – корень МЫ …испыт ыва ть

слова с историческими чередованиями:

1) чередование гласных:

взя ть – возьм у … рон ять ( мя ть – мнет)

2) чередование согласных:

б – бл люб ить – любл ю

3) выпадение согласных звуков перед – ну: кид ать – ки нуть

Моделирование морфемной структуры слов

Часто моделирование сопровождается конструированием, т. е. подбором слов по составленной модели.

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Когда младшие школьники познакомятся с окончанием, важно научить детей не путать разные слова и изменения слова (словоформы). Их различие хорошо видно на моделях:

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Сопоставляя модели, учащиеся будут отвечать на вопросы:

На какой (каких) моделях показаны разные слова? (На всех.)

Где показаны родственные, но разные слова? (2 и 4.)

Где изображены разные слова с одной и той же приставкой? (1 и 4.)

Где разные слова с одинако­выми суффиксами? (3.)

Где разные неродственные слова? (1, 3, 5.)

Таким образом, модели позволят еще раз показать детям, что любое изменение в основе ведет к появлению нового слова.

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Вопросы для самоконтроля

Назовите методы обучения, которые используются при изучении морфемики в начальной школе.

Назовите приемы, которыми может быть представлен метод наблюдения над фактами языка. Проиллюстрируйте каждый прием.

Назовите приемы, которыми может быть представлен метод конструирования. Проиллюстрируйте каждый прием.

Представьте алгоритм морфемного анализа слова.

Как Вы будете действовать, если ученик допустит ошибку, разбирая слово по составу?

Что следует учитывать при разборе слова по составу?

Какие слова не следует отбирать для морфемного анализа?

Какие модели можно использовать при изучении морфемного состава слова?

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Трудности изучения морфемного состава слов

Можете ли Вы привести примеры ошибок школьников в морфемном анализе слов и объяснить их причины?

1. Учет одного признака родственных слов.

Задание 3. К какой группе отнесете Вы учеников, которые считают родственными словами коза и капуста; крошка и крот; лес и роща; пугало и пуговица? Случалось ли Вам встречаться с подобными ошибками у Ваших учеников? Приведите примеры.

Прежде всего эти ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой едини­цы, формальный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном (звуковом) составе или обращают внимание на буквенный состав суффикса (кор­ня, окончания, приставки), а значение его не раскрывается и т. п.

2. Смешение родственных слов и словоформ.

Следствием неумелой организации работы является и такая распространенная ошибка, как смешение родственных слов и словоформ. Особенно это заметно на началь­ном этапе, когда младшие школьники еще не знают всех изменений основных частей речи. Поэтому при изучении родственных слов нужно проводить тщательную работу по разграничению понятий «родственные слова» и «формы слова».

3. Затруднения из-за плохой фонетической подготовки.

Большие затруднения испытывают учащиеся при разборе слов по составу, если у них плохая фонетическая подготовка, а также если они не понимают особенностей русской гра­фики. Так, если школьник не осознает, что в словах рука и земля одно и то же окончание [а], которое после твердого и мягкого согласного передается разными буквами, у него так и не возникнет представления о существительных одного склонения как о словах, имеющих один и тот же набор окончаний. И значит, он будет затрудняться при проверке безударных падеж­ных окончаний по ударным. Источником ошибок довольно часто служит «замаскированная» морфема. Мы имеем в виду в первую очередь своеобразие передачи на письме звука [й]. Ес­ли младший школьник не понимает, что буква ю в глаголе читаю обозначает не только окончание [у], но и звук [й], который не входит в окончание, то позже, в средних классах, ему уже не понять, как образуются глаголы повелительного наклонения и т. д. и т. п.

4. Ошибки, связанные с историческими изменениями в составе слова.

Разбор слов по составу представляет определенные трудности не только для детей, но и для учителей. На морфемном уровне активнее, чем на других языковых ярусах (например, в морфологии), происходят различные изменения: состав слова упрощается, усложняется и т. п. То, что считалось бесспорным вчера, сегодня подвергается коррекции. Так, например, учителя старшего поколения с трудом соглашаются признать, что в слове прекрасный всего две морфемы: корень и окончание (прекрасный), а слова плот и плотник относятся к разнокоренным и т. п. Без систематического обращения к справочной литературе в работе по со­ставу слова учителю не обойтись.

Вопросы для самоконтроля

Назовите возможные ошибки младших школьников при изучении морфемного состава слова.

Назовите причины этих ошибок.

Укажите пути предупреждения и коррекции ошибок, которые возможны у младших школьников при изучении морфемики.

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Связь морфемики и орфографии. Приемы повышения познавательной мотивации при изучении морфемики

Большинство написаний в русском языке может быть установлено только после того, как выяснится, в какой части слова находится орфограмма.

Случалось ли Вам встречаться с тем, что ученик проверяет, например, безударный гласный в слове козочка словом коза и потому пишет «козачка»? Объясните происхождение подобных ошибок.

Можно выделить две причины, приводящие к ошибкам в ходе подбора проверочных слов.

Случается, ученик проверяет безударный гласный в суффиксе с помощью сильной по­зиции в окончании (например, «котек», потому что о коте)

2. Неумение подобрать морфему с тем же значением также приводит к ошибкам при проверке орфограмм.

На практике не всегда бывает просто решить, действительно ли в словах одинаковые морфемы, т.к. существует, например, явление омонимии не только корней, но также приставок и суффиксов

Дети учатся различать такие морфемы в процессе выполнения упражнений.

Запишите словосочетания в 2 столбика: 1) со словами, в которых суффикс – ист- имеет значение «похожий на что-то» 2) со словами, в которых – ист- означает «иметь в большом количестве».

Голосистый ребенок, серебристый тополь, бархатистая кожа, ветвистое дерево, болотистый край.

Т.о., работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования у них осознанных и прочных навыков право­писания.

Задания, обеспечивающие активную познавательную деятельность учащихся

Выработка осознанных действий невозможна без создания проблемных ситуаций, без использования заданий-«ловушек» и других заданий, обеспечивающих активную познавательную деятельность детей. Рассмотрим примеры таких заданий.

1. Задание, не имеющее правильного ответа.

«Найти, для какого слова окажется проверочным слово пять: опята, пятница, пятнышко, пятнистый». «Исполнитель», хорошо усвоивший понятие «корень слова», скорее всего, назовет слово пятница. Знающий ученик возразит: «Корень этого слова не надо проверять; в нем нет безударных гласных».

2. Задание, содержащее несколько точек зрения.

После их предъявления ставится вопрос: «С кем ты согласен?»

Дети читают диалог, записанный на доске.

Учитель: Вставьте пропущенную букву: за окн-ми.

Витя. Надо писать о. Проверочное слово за окном.

Учитель. Кто согласен с Витей?

Вера. Надо писать а. Проверочное слово из окна.

Петя утверждает, что родственных слов два: тюльпаны и тюлени.

А Алеша и Сам Самыч говорят, что родственных слов в этих предложениях нет.

С кем согласен ты? Почему?

3. Задание, формирующее умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

1) Задания с недостающими данными.

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Аналогичный вид работы со схемой:

с помощью одного вопроса надо найти слово, подходящее к схеме (слова пронесла, придумает, перелетная, записка, подснежники).

Для воспитания привычки «спрашивания» у учителя необходимы задания, перево­рачивающие традиционную вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми. Необходимы задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.

Например: «Я загадала одну из частей слова. Чтобы узнать её, вы можете задать мне не более 3х вопросов». Учитель может отвечать только «да» или «нет».

Вариант игры «Я загадала слово. Задавайте любые вопросы о слове, но ничего не спрашивайте о его значении!»

Дети могут спрашивать о звуко-буквенной форме слова, о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой, короче, активно применить все свои знания о языке, задавая вопросы учителю.

4. Ложное утверждение.

Хорошо, когда ребенок начинает его опровергать, приводя аргументы.

Сторож и сторожка – это слова не родственные, потому что первое называет человека, а второе домик.

5. Неверный способ действия.

Важно не только обнаружить ошибку, но и объяснить, чего не знал тот, кто допустил ее.

Корова и теленок – родственные слова, потому что теленок – детеныш коровы.

6. Другие задания, требующие осознанного выполнения действий.

А) выделите в словах приставку: подумать, подучить, подушка; полет, поле, полевой.

Б) выпишите однокоренные слова: летний, летать, лето; левый, налево, слева, лев.

В) выпишите слова с одним и тем же суффиксом: котик, винтик, химик; читатель, чайник, лесник.

Г) с помощью корня –полз- и нужных приставок передайте значения: двигаться внутрь чего-либо, двигаться изнутри наружу, удаляться от чего-либо.

Д) по предложенным моделям составить слова, однокоренные слову МОРЕ.

в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть списокв какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть списокв какой работе по словообразованию есть список. Смотреть фото в какой работе по словообразованию есть список. Смотреть картинку в какой работе по словообразованию есть список. Картинка про в какой работе по словообразованию есть список. Фото в какой работе по словообразованию есть список

Попробуйте еще раз ответить на вопросы:

Степень освоения до изучения темы

!- хотелось бы уточнить

Степень освоения после изучения темы

! хотелось бы уточнить

Зачем ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Какие знания и умения необходимо сформировать у детей при изучении морфемики и словообразования?

Важен ли определенный порядок в изучении морфем?

Как правильно сформировать понятие о каждой из морфем?

Как правильно разбирать слово по составу? По какому алгоритму действовать?

Как не ошибиться в выделении каждой части слова?

Морфемный анализ и словообразовательный анализ – этот одно и то же?

С какими трудностями могут столкнуться дети при изучении морфемики и словообразования?

Вопросы для самоконтроля

Назовите причины, приводящие к ошибкам в ходе подбора проверочных слов.

Какие упражнения могут помочь предупредить подобные ошибки.

Пользуясь методической литературой, указанной в списке, подберите подобные упражнения.

Назовите упражнения, обеспечивающие активную познавательную деятельность учащихся при изучении морфемики.

Пользуясь методической литературой, указанной в списке, подберите упражнения, которые будут способствовать повышению познавательной мотивации младших школьников при изучении морфемного состава слова.

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Жиренко, О.Е. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 класс [Текст] / О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина, Л.Н. Яровая. – М.: 5 за знания, 2007. – 240 с.

Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка [Текст]: Методическое пособие для учителей начальных классов / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород, 2012. – 130 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Антонова Е.С. Русский язык: учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.

Антонова Е. С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 464 с.

Долбик Е.Е. Русский язык [Электронный ресурс]: таблицы, схемы, упражнения. Для поступающих в вузы/ Е.Е. Долбик, В.Л. Леонович, В.А. Саникович— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24077.html.— ЭБС «IPRbooks»

Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский язык с увлечением: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.

Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 класс. – М.: 5 за знания, 2007. – 240 с.

Литвинко Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород, 2012. – 130 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 256 с.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *