в какой программе авторы предлагают использовать прием свободное дирижирование
В какой программе авторы предлагают использовать прием свободное дирижирование
В сообщении используется опыт, преподавателя курса «Слушание музыки» в музыкальной школе при Тульском колледже искусств Т. В. Рыбкиной, а также примеры из собственной практики.
Автор статьи предлагает разные способы активизации эмоциональной сферы детей через движение, пластику. Рыбкина считает, что пластическое воплощение музыки разных стилей и жанров применимо к любым разделам курса.
Музыку невозможно познать, минуя телесные движения. Движение является важнейшим коммуникативным каналом. По изученным данным, объем информации, передаваемый в момент коммуникации вербальными средствами, не превышает 7%, звуковыми – 38%, тогда как на долю невербальных средств общения приходится 55% информации.
Об огромной пользе применения двигательных компонентов в обучении детей активно заявляет педагогическая наука. Ограничение индивидуальных творческих (в том числе двигательных) проявлений ребенка в процессе многолетнего обучения, основанного на зазубривании готовых истин, является фактором задержки интеллектуального (духовного) развития.
Академик В. Базарный, согласно разработанной им программе под названием «Спасем детей – спасем Россию», считает, что угасание психомоторных функций у современных детей является следствием сидячего обучения и прямо ведет к деградации художественных (творческих) способностей.
Авторитетная система К. Орфа давно проложила дорогу пластическим движениям на уроках сольфеджио, хора, ритмики и специальности. Только музыкальная литература остается на периферии этих процессов.
Речь идет о корректном использовании пластических приемов в процессе слушания и восприятия музыки.
ИНТОНАЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
— форма работы, которая рассчитана на детей младшего возраста. Ее цель – помочь ребенку научиться понимать содержание музыки путем создания реальных пластических образов. Движения могут использоваться как дополнение или замена словесных определений.
Так, обычное разделение детьми музыки на «веселую» и «грустную» обедняет восприятие, создает штампы.
Эмоция напрямую связана с жестом, поэтому движение целесообразно использовать вместо слов. Но для этого, автор методики считает, что надо уметь находить в музыке сами образы движения.
Далее предлагается несколько рекомендаций автора принципов подбора музыкального материала для интонационно-пластических этюдов.
Безусловное первенство здесь имеет программная музыка, предполагающая предметную конкретизацию. Здесь образы движения очерчены ярко, вплоть до зримых музыкально-пластических иллюстраций.
Т. Рыбкина приводит различные примеры пластических этюдов, используя музыкальный материал пьес «Мальчик с пальчик» М. Равеля, «Приглашение к трепаку» П. Чайковского «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского и др.
Мне показались интересными и доступными для детей младших классов музыкальные портреты персонажей из сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Это образы кошки, утки, птички, дедушки и Пети. А также, ученикам не составит особого труда смоделировать движения животных из сюиты Сен-Санса «Карнавал животных», т.к. сама изобразительность музыки «просится» пластически реализоваться.
Из собственного опыта преподавания курса «Слушание музыки» могу порекомендовать темы, где движение может стать составной частью и слушания, и анализа музыкальных средств.
Например, по теме «Танцы», знакомясь с полькой, вальсом, русской плясовой, ученики сами предлагают движения, используя танцевальную практику детского сада. Движения могут придумываться в процессе обсуждения характера изучаемой музыки.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКЕ
В программе, разработанной Кабалевским, предлагаются следующие темы для начальной школы.
По мнению Кабалевского, идея тематического объединения программы очень плодотворна. Автор считал, что «тематическое построение программы создает условия для достижения целостности урока, единства всех составляющих его элементов». Опираясь на прогрессивные идеи советской музыкальной педагогики, высказанные Б.В.Асафьевым, Б.Л. Яворским, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбоймом и другими музыкантами-педагогами, Д.Б. Кабалевский рассматривает процесс музыкального воспитания как творческий, направленный во всех формах и видах занятий с детьми на раскрытие их творческих возможностей. В «Основных принципах и методах экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы» Кабалевский пишет, что все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
Таким образом, историческое наследие теории и практики музыкального воспитания в начальных классах общеобразовательной школы стало базой для реформирования структуры и содержания урока музыки. Современные поиски в данной области показывают заинтересованность педагогов в новом взгляде. Сюжетно-тематический урок музыки отражает эту тенденцию.
В учебной программе по музыке для начальной школы непременно должно быть отражено следующее:
· 2) включение таких важных составляющих, как духовная (церковная) музыка и музыкальная культура родного края (фольклор). При их изучении необходимо учитывать особенности и традиции музыкальной культуры конкретного региона;
· 3) направление работы по интеграции художественных дисциплин;
· 4) включение музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе против школьных неврозов, которые сегодня поражают не только учащихся, но и учителей;
· 5) современный музыкальный досуг школьников;
· 6) отбор музыкального материала для хорового пения, который осуществляется самим учителем начальной школы на основе национальных особенностей музыкальной культуры народа и традиций каждого конкретного региона России.
Пониманию музыки как источника духовного общения и средства воссоздания теплоты человеческих отношений в современном педагогическом процессе отвечают следующие программы:
«Музыка» для I класса четырехлетней начальной школы. Разработана И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.
«Духовная музыка: Россия и Запад». Разработана И.В. Кошминой, В.В. Алеевым.
«К вершинам музыкального искусства». Разработана под руководством М.С. Красильниковой.
Указанные программы, направленные на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства, адекватны структуре эстетического воспитания, представляющей комплекс элементов:
· развитие психологической основы эстетической культуры;
· повышение культуры восприятия и оценки художественно-эстетических явлений;
· содержательное обогащение процесса духовной жизни, образование эстетических потребностей;
· поиск и становление ориентации в мире эстетических ценностей;
· воспитание эстетического вкуса;
· формирование особого типа художественно-образного мышления;
· формирование эстетических суждений;
· развитие творческого потенциала личности;
· расширение эмоциональной сферы личности. Основными критериями отбора музыкальных произведений
· для составителей программ являются:
· высокий художественный уровень;
· небольшие объемы произведений;
· наличие образных контрастов.
Важнейшим условием выбора музыкального материала является также учет сенсорно-перцептивной потребности детей младшего школьного возраста и эволюции их переживаний на пути приобщения к миру общечеловеческих ценностей.
Принцип выбора материала согласуется с тематикой программ. Так, например, программа «Музыка» Ю.Б. Алиева предполагает следующую тематику четвертей во втором полугодии II класса:
Соответственно обозначенным ориентирам предлагается следующий материал для слушания:
Разрабатывая темы учебных четвертей, составители исходили из специфики музыки и задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который для лучшего его осмысления периодически повторяется и обобщается.
Усвоение содержания подразумевает также приобретение навыков и умений, без которых невозможны конкретизация и воплощение образа. Например, показателями обретения навыков в III классе, согласно программе Ю.Б. Алиева, являются следующие критерии:
Следует отметить, что материал по музыкально-ритмическому движению определен Ю.Б. Алиевым для каждой учебной четверти в соответствии с тематикой и возрастными особенностями младших школьников.
Так, к примеру, к теме «Музыка о животных» (I класс четырехлетней начальной школы) рекомендуются музыкальные игры: «Медведь и дети» (русская народная песня «Как пошли наши подружки», И. Стравинский «Медведь»), «Кто как ходит» (А. Пярт «Танец маленьких утят»,Г. Галынин «Слон», украинская народная песня «Лиса» в обработке Т. Попатенко). Дирижерские схемы, согласно программе Ю.Б. Алиева, целесообразно изучать с детьми начиная с третьей четверти II класса в теме «Кто исполняет музыку?» и т.д.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКЕ
В программе, разработанной Кабалевским, предлагаются следующие темы для начальной школы.
По мнению Кабалевского, идея тематического объединения программы очень плодотворна. Автор считал, что «тематическое построение программы создает условия для достижения целостности урока, единства всех составляющих его элементов». Опираясь на прогрессивные идеи советской музыкальной педагогики, высказанные Б.В.Асафьевым, Б.Л. Яворским, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбоймом и другими музыкантами-педагогами, Д.Б. Кабалевский рассматривает процесс музыкального воспитания как творческий, направленный во всех формах и видах занятий с детьми на раскрытие их творческих возможностей. В «Основных принципах и методах экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы» Кабалевский пишет, что все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
Таким образом, историческое наследие теории и практики музыкального воспитания в начальных классах общеобразовательной школы стало базой для реформирования структуры и содержания урока музыки. Современные поиски в данной области показывают заинтересованность педагогов в новом взгляде. Сюжетно-тематический урок музыки отражает эту тенденцию.
В учебной программе по музыке для начальной школы непременно должно быть отражено следующее:
· 2) включение таких важных составляющих, как духовная (церковная) музыка и музыкальная культура родного края (фольклор). При их изучении необходимо учитывать особенности и традиции музыкальной культуры конкретного региона;
· 3) направление работы по интеграции художественных дисциплин;
· 4) включение музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе против школьных неврозов, которые сегодня поражают не только учащихся, но и учителей;
· 5) современный музыкальный досуг школьников;
· 6) отбор музыкального материала для хорового пения, который осуществляется самим учителем начальной школы на основе национальных особенностей музыкальной культуры народа и традиций каждого конкретного региона России.
Пониманию музыки как источника духовного общения и средства воссоздания теплоты человеческих отношений в современном педагогическом процессе отвечают следующие программы:
«Музыка» для I класса четырехлетней начальной школы. Разработана И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.
«Духовная музыка: Россия и Запад». Разработана И.В. Кошминой, В.В. Алеевым.
«К вершинам музыкального искусства». Разработана под руководством М.С. Красильниковой.
Указанные программы, направленные на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства, адекватны структуре эстетического воспитания, представляющей комплекс элементов:
· развитие психологической основы эстетической культуры;
· повышение культуры восприятия и оценки художественно-эстетических явлений;
· содержательное обогащение процесса духовной жизни, образование эстетических потребностей;
· поиск и становление ориентации в мире эстетических ценностей;
· воспитание эстетического вкуса;
· формирование особого типа художественно-образного мышления;
· формирование эстетических суждений;
· развитие творческого потенциала личности;
· расширение эмоциональной сферы личности. Основными критериями отбора музыкальных произведений
· для составителей программ являются:
· высокий художественный уровень;
· небольшие объемы произведений;
· наличие образных контрастов.
Важнейшим условием выбора музыкального материала является также учет сенсорно-перцептивной потребности детей младшего школьного возраста и эволюции их переживаний на пути приобщения к миру общечеловеческих ценностей.
Принцип выбора материала согласуется с тематикой программ. Так, например, программа «Музыка» Ю.Б. Алиева предполагает следующую тематику четвертей во втором полугодии II класса:
Соответственно обозначенным ориентирам предлагается следующий материал для слушания:
Разрабатывая темы учебных четвертей, составители исходили из специфики музыки и задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который для лучшего его осмысления периодически повторяется и обобщается.
Усвоение содержания подразумевает также приобретение навыков и умений, без которых невозможны конкретизация и воплощение образа. Например, показателями обретения навыков в III классе, согласно программе Ю.Б. Алиева, являются следующие критерии:
Следует отметить, что материал по музыкально-ритмическому движению определен Ю.Б. Алиевым для каждой учебной четверти в соответствии с тематикой и возрастными особенностями младших школьников.
Так, к примеру, к теме «Музыка о животных» (I класс четырехлетней начальной школы) рекомендуются музыкальные игры: «Медведь и дети» (русская народная песня «Как пошли наши подружки», И. Стравинский «Медведь»), «Кто как ходит» (А. Пярт «Танец маленьких утят»,Г. Галынин «Слон», украинская народная песня «Лиса» в обработке Т. Попатенко). Дирижерские схемы, согласно программе Ю.Б. Алиева, целесообразно изучать с детьми начиная с третьей четверти II класса в теме «Кто исполняет музыку?» и т.д.
2.3 Анализ программ по музыке
В большинстве школ предмет музыки изучается по программе «Музыка», разработанной авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского.
Во втором классе ребята постигают своеобразие каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, лада, тембра. Знакомятся с простейшими музыкальными формами.
В четвертом классе учащиеся изучают богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов.
Но наиболее благоприятен для внедрения фольклорного материала 4 класс. Это тема: «Музыка моего народа». Здесь представлены жанры русских народных песен (солдатские, частушки, исторические, обрядовые. календарно-тематические и др.) в разных видах деятельности. Народная песня является одним из интереснейших и любимых жанров любого фольклорного праздника.
В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б. Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.
В программе по музыке под руководством авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.
Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
На уроках главное пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.
С различными жанрами народной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. К четвертому году обучения накапливается определенный багаж знаний и происходит обобщение опыта. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразная область культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народное творчество.
В разделах «Гори, гори ясно чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорным праздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как: Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицын день.
Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.
Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.
Таким образом, включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школе направлено на:
Формирование основ музыкальной культуры в том числе и фольклорной.
Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
Воспитание любви к русскому народу.
Развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, музыкальной памяти, образного мышления, воображения; творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, бубен и т.д.).
Таким образом, фольклорные праздники несут в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Поэтому данный опыт может быть рекомендован любому учителю музыки начальной школы, а также поможет в организации внеклассной работы.
38. Обзор учебных программ по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ.
Согласно концепции Д.Б. Кабалевского, тематизм, разработанный под его руководством и изложенный в программе по музыке, исходит из основных закономерностей музыкального искусства. В своей совокупности учебные темы отражают «различные грани музыки как единого целого».
В дальнейшем, основываясь на этой позиции, последователями Д.Б. Кабалевского были разработаны различные варианты учебных программ по музыке, отличающиеся своим конкретным содержанием, но близкие по общей направленности тематизма.
В основе другого подхода к разработке тематизма уроков музыки на первом плане — различные формы отражения окружающей жизни и ее взаимодействия с музыкой. В этом случае темы формулируются как та или иная грань жизни, жизненного опыта ребенка, общества в целом. Такая направленность, в частности, присуща программе по музыке, разработанной Г. С. Ригиной. В последние годы этой линии придерживаются в своих программах И. В. Кошмина, Т. И. Бакланова и ряд других педагогов-музыкантов.
В программе, разработанной авторским коллективом под руководством Ю.Б.Алиева, находят своеобразное претворение как та, так и другая позиции. В программе Ю.Б. Алиева большое внимание уделяется хоровому пению учащихся, межпредметным связям, разнообразию видам музыкальной деятельности школьников. Методика Ю.Б. Алиева соединяет проблемно-поисковые и репродуктивные методы представления и усвоения музыкального материала. Большое внимание уделяется в программе развитию у школьников способности стилеразличения. Авторами разработана система организации контроля за качеством усвоения и обратной связи в процессе музыкального обучения.
В программе, разработанной авторским коллективом под руководством Ю.Б.Алиева, находят своеобразное претворение как та, так и другая позиции.
Программа Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетичнеского тонуса учащихся, снятие с них нервно-психических перегрузок.
Цель – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Методологическим основаниемпрограммы являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.
Основные методические принципы построения программы:
— принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;
— принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;
— принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;
— принцип диалога культур.
Специфика урока музыкизаключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человека.
В программе активно используется метод проектов – средство активизации познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств.
Роль движения и пластического интонирования
3.Музыкальное восприятие………………………………………………. 5
5. Пластическое интонирование………………………………………….8
7.Приемы пластического интонирования……………………………….14
8.Телесно-двигательный алфавит………………………………………. 17
Просмотр содержимого документа
«Роль движения и пластического интонирования»
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет повышения квалификации
и профессиональной переподготовки кадров
Кафедра непрерывного профессионального образования
слушателя курсов профессиональной переподготовки по программе
«Совершенствование предмета «Музыка» в условиях введения новой редакции ФГОС общего образования»
на тему: «Роль движения и пластического интонирования в развитии восприятия произведений музыкального искусства»
Выполнила: учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» г. Курска
Красильникова Людмила Петровна
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания музыки
и изобразительного искусства
Рудзик Марина Федоровна
3.Музыкальное восприятие………………………………………………. 5
5. Пластическое интонирование………………………………………….8
7.Приемы пластического интонирования……………………………….14
8.Телесно-двигательный алфавит………………………………………. 17
Ключевыми задачами учебного предмета «Музыка» являются:
— изучение произведений народной и классической музыки, лучших образцов современной музыки академических и массовых жанров;
— реализация комплексного подхода к развитию музыкальной культуры обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
— освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие (графическое, пластическое моделирование музыки);
— активизации музыкального восприятия, музыкальной исполнительской деятельности детей с пониманием и удовольствием, а, значит, качественно и выразительно;
— приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных произведений посредством организации школьных хоровых, музыкальных, коллективов;
— овладение элементами музыкального языка в процессе активной музыкальной деятельности;
— расширение музыкального кругозора и основ музыкальной грамотности обучающихся;
— формирование музыкального вкуса в досуговой сфере;
«Восприятие музыки – это познание самого себя» Ф. Лист.
В общей психологии категория «восприятие» относится к числу основных. Через восприятие человек во многом постигает мир. Выдающийся российский психолог советской эпохи С. Л. Рубинштейн писал: «Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета».
Восприятие музыки – не одинаково, в силу различия музыкального и жизненного опыта. Оно зависит от уровня общего и музыкального развития человека. Восприятие музыки — это нечто слышимое и действующее на орган слуха.
Пластическое интонирование было задумано как метод активизации восприятия смысла музыки, как способ осознанного его проживания в простых и естественных движениях рук, головы и корпуса.
Идея сочетания музыки и движения как средства раскрепощения, свободы тела и духа, развития пластической фантазии, развития импровизационности, воплощенная Далькрозом, стала основой методики музыкально – ритмического воспитания К. Орфа.
В концепции музыкального воспитания и образования Д.Б. Кабалевского на идее взаимосвязи музыки и движения основаны такие методы как: метод взаимосвязи различных видов искусств, метод свободного дирижирования, метод имитации, метод движения под музыку и другие.
Музыкальное восприятие – есть восприятие, направленное на постижение и самое главное, осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как художественный эстетический феномен. Музыкальное восприятие опирается не только на музыкально – слуховые представления, но и на жизненный опыт, который проявляется в богатстве ассоциативных связей (слуховых, зрительных, временных) и других представлений, закрепленных долговременной памятью (Б.М. Теплов). Оно имеет ярко выраженный творческий характер. Развитие музыкального восприятия является одной из основных задач музыкального воспитания.
Музыкальное восприятие—это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание, музыкальные образы как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков. (О.А. Апраксина). Действительно, музыкальное восприятие как разновидность художественного восприятия — не просто отражение художественного произведения в сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего с автором произведения.
Так, например, А.Н. Сохор выявляет следующие стадии музыкального восприятия:
1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие;
2) стадию слушания как физический процесс; первое знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления от прослушиваемого произведения. При первом прослушивании слушатель неподготовленный получает лишь общее представление о музыкальном образе.
3) стадию понимания и переживания; она связана с повторным прослушиванием музыкального произведения, где уже включаются аналитические свойства сознания, происходит интонационно-образный анализ музыкального произведения.
Особая роль в решении вопроса активизации музыкального восприятия принадлежит разработке взаимосвязи музыки с движением, пластикой, танцем. Это такая проблема, к которой всегда обращались и обращаются специалисты в области музыки, педагогики, ритмики, балета. Двигательные реакции на музыку, в их всевозможных проявлениях, являются наиболее естественным, простым и доступным способом в развитии эмоциональной отзывчивости детей. История возникновения музыки наглядно подтверждает тот факт, что она неотделима от движения.
Музыка и движение в совокупности всегда заставляли обращаться к этой теме специалистов из разных областей искусства и педагогики. Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки). Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог 20 в. Э. Жак-Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей и пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой.
Связь музыки и жеста легко прослеживается на примере дирижёра. Не имея в руках музыкального инструмента, он способен выразить неисчислимое множество нюансов исполняемого произведения. Безусловными показателями эмоционального отношения дирижера к музыкальному произведению служат его пантомимические и особенно мимические движения. Свободное дирижирование. Метод разработан советским театральным педагогом Н.П. Збруевой. Название обусловлено тем, что дирижёрский жест возникает у учащихся как пластический отклик на музыку. Являясь упрощённым жестом по сравнению с академическим жестом, он позволяет отразить пульс, размер, ритмический рисунок, фразировку, степень соответствия характера движения характеру музыки позволяет выявить индивидуальное впечатление каждого ученика от звучащей музыки. Предлагая детям почувствовать себя в роли дирижёра можно рекомендовать им сначала дирижировать собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, выделяя кульминации. Выступая в роли дирижера, младший школьник наиболее тонко и глубоко проживает музыкальное произведение, естественно вживаясь в тот или иной образ.
Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
Руки – это зеркала, в которых отражается музыка. И только к звукам музыки присоединяются руки учителя, детей смысл воспринимаемого произведения становится объемным. Руки, живущие музыкой, расскажут гораздо больше, чем самые красивые слова. Все ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются». Пластическое интонирование – это один из способов, одна из возможностей «проживания» музыкальных образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания музыкального сочинения. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке – это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от «переизбытка» чувств).
Пластика обладает особым свойством обобщать эмоциональные состояния, вызванные музыкой и, порой, может стать настолько понятной, что сделает излишними длительные беседы по содержанию произведения.
Самым оптимальным вариантом для воплощения пластического интонирования в жизнь, на уроках музыки в младших классах, является слушание музыки. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Повышенная эмоциональность и малый словарный порой мешает им выразить словами свои мысли и чувства по отношению к музыке, гораздо проще для них показать это в пластике движений. Именно в младшем школьном возрасте у детей в полной мере проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и даже создавать пластические образы.
Сегодня, опираясь на требования социума по формированию личности творческой, креативной, умеющей осознано и целостно воспринимать свое будущее, можно сказать, что пластическое интонирование помогает:
— направлять естественную двигательную активность детей в нужное эмоциональное русло;
— развивать музыкальное восприятие через культуру движения;
При этом решается целый ряд проблем:
Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлеченности и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания: секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребенок.
При обращении к методике В. Коэн (Израиль, доктор, возглавляет кафедру музыкального образования Иерусалимской академии музыки и танца), которая называется методика «музыкальных зеркал», на первый взгляд кажется, что пластическое интонирование в процессе слушания музыки, это почти импровизация, вытекающая спонтанно из музыки в движения. На самом же деле это не так, потому что трудно найти точное, органически спаянное с музыкой движение, непросто выстроить драматургию этих движений, чтобы они естественно переходили одно в другое, создавая целостный образ.
Такое название дано методики потому, что:
1) дети как в зеркале повторяют все движения взрослого;
2) в движениях взрослого, как в зеркале, отражается его восприятие музыки, взрослый показывает то, как он слышит музыку.
Придуманные учителем движения к музыкальному произведению – не фиксация отдельных элементов музыки, не передача пульсации или фразировки, не «свободное дирижирование», а эмоциональный и целостный интонационный анализ музыки в простых и естественных движениях рук, головы, корпуса.
Общими правилами для составления зеркала являются следующие положения:
1)повтор музыки (предложений, фраз, тем) влечет за собой повтор движений; варьированный повтор – измененные движения;
2)в «зеркале» отражается членение мелодии (симметрия музыкальных построений – движения вправо и влево; предложения, оканчивающиеся вопросительной интонацией (доминанта) вызывают напряженный открытый жест, а утвердительной (тоника) – закрытый, завершающий;
3)«количество» энергии в том или ином фрагменте музыки вызывает или широкие, размашистые, или нежные, едва заметные движения; в жестах отражаются моменты начала развития, кульминации, завершения музыкального «цикла».
Создавая «зеркало», надо не только многократно вслушиваться в отрывок, но и свериться с нотным текстом (например, песня В.Шаинского «Улыбка»).
Создавая пластическое зеркало – пластический эквивалент музыкального образа, взрослый несет ответственность: он не только раскрывается свое слышание музыки, но и фактически «навязывает» именно такое слышание. Поэтому жест должен быть точен эмоционально и структурно, чтобы не «выйти в конфликт» с музыкой. Это ведь не танец, а выражение через моторику процесса восприятия музыки во всех ее нюансах.
Особое значение данный вид деятельности имеет для детей с недостаточно развитым звуковысотным слухом, со слабой координацией слуха и голоса.
Таким образом, можно выделить общие правила для составления «музыкальных зеркал»:
1)повтор предложения, фразы или темы, как правило, ведёт за собой повтор движения. При варьированном повторе в движения вносятся изменения;
2)возрастание или падение напряжения в том или ином фрагменте музыки вызывает широкие, размашистые движения, или едва заметные и нежные. Также находят отражения в жесте моменты начала развития музыки, её кульминации и завершения;
3)симметрия мотивов по длине и функции выражаются в движениях вправо и влево. Предложения, оканчивающиеся на вопросительной интонации, вызывают напряжённый открытый жест, а на утвердительной наоборот закрытый, завершающий жест;
Использование элементов пластического интонирования способствует развитию и совершенствованию музыкального слуха детей, что принципиально имеет значение для вокально – хоровой деятельности, для процесса слушания музыки. Учитель воздействует на эмоциональную сферу учеников, даёт им возможность прочувствовать художественный образ музыкального произведения, прожить его, переинтонировать его с помощью пластического интонирования. Учащимся помогают находить соответствующие приёмы и проявлять инициативу поисковые ситуации и наводящие вопросы. Всё это создаёт достаточно хорошую основу для развития интонационно – образного мышления детей, их самостоятельности и творчества.
Пение. Движения, как правило, активизируют эмоциональные проявления детей. Песни с движениями дети поют охотнее, нежели без них. Объединение пения и движений требуют от ребят сосредоточенности, распределения внимания и больших физических нагрузок. Отбирая репертуар для такого вида деятельности необходимо учитывать, что пение несовместимо с быстрыми, резкими движениями, поэтому песни должны быть спокойного характера. Резкие движения приводят к учащению дыхания, и пение становится невыразительным, прерывистым. Учащиеся младшего школьного возраста быстрее научатся слушать, понимать, принимать и осмысленно исполнять песенный репертуар через песни лирического характера. Несложные песни с короткими фразами, с небольшим диапазоном используются в начале учебного года, а уже затем более сложные, то есть двух частной или трёх частной формы, различного характера, с разнообразными, но спокойными движениями.
В музыкальной педагогике существуют разнообразные виды разучивания песни. Интересна методика разучивания песни, предложенная В. Коэн. Изучая её методику разучивания песни с использованием пластического интонирования, мы можем сделать вывод, что неотъемлемой частью полноценного восприятия музыки детьми, является движение. Смысл этой методики в том, чтобы дать учителю возможность несколько раз спеть песню так, чтобы её мотив постепенно запомнился без привычного разучивания «по фразам», а детям внимательно вслушаться в это пение. Лучше всего мы запоминаем мелодию, которая звучит там, где всё максимально приближенно к естественным условиям, а именно услышанную неоднократно от мамы, друга, в телепередаче, на кассете или по радио. В данной методике может возникнуть проблема в том, как побудить ребёнка прослушать несколько раз незнакомую мелодию песни, обращая внимание на особенности её структуры и на интонационный строй, при этом сохраняя интерес к ней. В. Коэн считает, что учитель может придумать множество способов непевческого участия детей в исполнении учителем песни так, чтобы интонации её как бы исподволь входили в сознание. Вот несколько примеров:
— сопровождение пения учителя движениями рук. Учитель делает несложные движения, при этом напевая мелодию. Ученик должен сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно, вернуться к этим движениям, сопровождая ими пение учителя. Также дети могут сами придумать движения, но так чтобы было понятно, где остановки, где предложения повторяются, а там где появляется новая музыка, соответственно должны быть новые движения. Используя на уроке этот приём, учитель добьётся от детей быстрого запоминания песни.
Итак, возможны следующие варианты использования этого метода в процессе организации слушания музыки, пения и импровизации:
— приём «музыкальных зеркал»;
— имитация игры на музыкальных инструментах;
Приемы пластического интонирования.
С первых занятий ребята учатся откликаться на дирижерские жесты музыкального руководителя при разучивании песен.
ИМИТАЦИЯ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Выразительными движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов. Так, прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых песен «Пойду ль, я выйду ль я», «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях.
Имитирование движений руки со смычком скрипки, виолончели передает выразительность звучания пьесы «Старинная французская песня» из «Детского альбома» П. Чайковского, пьесы «Лебедь» из «Карнавала животных» К.Сен-Санса и, конечно, «игра» на фортепиано – не только «исполнение» фортепианных пьес, но и «аккомпанирование» при исполнении песни, и др.
Интонационно-образный строй музыки, имеющей яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов.
Музыкальный фольклор, как никакой из других видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, также может иметь место на уроках музыки. Это, например, такие игровые русские народные песни, как «Как на тоненький ледок», «Как у наших, у ворот», «Я на камушке сижу», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. Обычно их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп обучающихся.