в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

Этот день в истории: 1987 год — в центре Москвы сел самолет Матиаса Руста

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

28 мая 1987 года, когда в СССР праздновали День пограничника, спортивный самолет американского производства «Сессна», за штурвалом которого находился Матиас Руст, нарушил воздушное пространство СССР и пересек советскую границу возле города Кохтла-Ярве, взяв курс на Москву.

Нарушение границы произошло около 14.00 на высоте 600 метров и было зафиксировано средствами ПВО, которые «вели» нарушителя в течение всего полета, однако приказа на его уничтожение так и не поступило.

Локаторы засекли его еще на границе, дежурные ракетные дивизионы были приведены в боевую готовность. На перехват был выслан истребитель, который быстро обнаружил нарушителя. Но ему не разрешили сбить «Сессну», который благополучно добрался до Москвы.

Как позже пояснил глава Минобороны маршал Дмитрий Язов, войска ПВО не пресекали этот полёт, потому что после инцидента с южно-корейским лайнером (1984) получили распоряжение гражданские самолеты не сбивать.

В итоге никем не остановленный спортивный самолет совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске. Точнее, он приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до собора Василия Блаженного.

Множество фотоаппаратов и видеокамер туристов зафиксировали момент, когда летчик вылез из кабины самолета и тут же стал раздавать автографы. Через 10 минут его арестовали.

Тут и была установлена личность нарушителя. Им оказался гражданин ФРГ 19-летний спортсмен-пилот Матиас Руст. Его отец был бизнесменом, продававшим самолеты «Сессна» в Германии.

Газеты того времени писали: «Страна в шоке! Пилот-любитель, и, как назло, немецкий, с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и в такой праздник — День пограничника».

В советских СМИ данный полёт был представлен как провал системы ПВО страны. При этом не учитывалось, что эта система не предназначалась для противодействия воздушным хулиганам.

Но даже в этих условиях она показала себя эффективной и могла легко пресечь полет нарушителя, если бы поступил такой приказ.

Тогда своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 генералов и офицеров. А в народе Красную площадь стали именовать «аэропортом Шереметьево-3».

4 сентября 1987 года Руст был осужден на 4 года лишения свободы за незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. При этом сам Руст заявил на суде, что его полет был «призывом к миру».

Проведя в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, 3 августа 1988 года он был помилован Президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР.

После возвращения в Германию Руста лишили лицензии пилота. Позже он был дважды осужден на родине — за нападение на медсестру и кражу в универмаге — и зарабатывал на жизнь игрой в покер. Мемуары Руста были опубликованы в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта.

Источник

В какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Немецкий самолет на Красной площади — 33 года перелёту Матиаса Руста

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

28 мая 1987 года, когда в СССР отмечался День пограничника, спортивный самолет американского производства «Сессна-172» нарушил воздушное пространство Советского Союза и совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске. Точнее, он приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. В 19:10 летчик Матиас Руст вышел из самолета и тут же стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

46 лет спустя, 28 мая 1987 года, на День пограничника, опять немецкий самолет перелетев государственную границу СССР, приземлился на Красной Площади.

Днём 28 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Сессна-172Б Скайхоук» (Cessna 172B Skyhawk). Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Хельсинки-Малми для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолёта. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву.

В одном случае (на аэродроме Тапа (Эстония)) по тревоге подняли два дежурных истребителя. Истребители обнаружили самолёт Руста, но не получили инструкций о дальнейших действиях и, сделав несколько пролётов над самолётом «Сессна» (самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями), просто вернулись на аэродром. Двигаясь в Москву, Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полёта в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецка, но приказа сбить «Сессну» так и не поступило.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом самолёт Матиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны.

Как могло случиться, что девятнадцатилетний очкастый паренек вышел победителем в сражении с мощнейшей системой противовоздушной обороны?

Вполне устроившее тогдашних россиян объяснение, что советские перехватчики просто не могли летать так медленно, как летела Cessna, сейчас представляется как минимум наивным. Ведь для того, чтобы посадить самолет, которым управляет не военный ас, а пилот-любитель, не надо зажимать его в тиски, вполне достаточно дать предупредительный выстрел поверх цели. И уж, во всяком случае, военные никак не должны были допустить, чтобы неизвестно кто, несущий на борту неизвестно что, спокойно пролетел в центр столицы.
Но ведь это же случилось. И причиной того стала цепь удивительных совпадений. Цепь настолько загадочная, что многие западные журналисты, плохо знакомые с советскими реалиями, узнав о ней, поспешили объявить перелет удачной инсценировкой.

То, что потом было классифицировано как «воздушное хулиганство», началось после того, как на двадцать второй минуте пилот вышел на связь с наземными службами, сообщил, что у него все в порядке, попрощался и взял курс на восток. К советской границе.

Попытки финского диспетчера вновь связаться с самолетом успеха не имели: сразу после сеанса связи Руст выключил все радиоприборы, за исключением радиокомпаса. Поведение летчика создавало реальную угрозу безопасности полетов на весьма оживленной линии Москва — Хельсинки, и диспетчерские службы вынуждены были на лету изменять маршруты полетов воздушных судов, попадавших в опасную зону. А вскоре Cessna и вовсе пропала с экранов радаров. Прибывшие в точку исчезновения спасатели обнаружили растекшееся по поверхности моря масляное пятно. Уже через три часа на месте работали водолазы, тщетно пытавшиеся отыскать на дне морском остатки моноплана.

Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Самолета на дне не было. Его там и не могло быть, он был в воздухе. После того, как летчик снизился до пятидесяти метров и стал практически невидим для гражданских служб, он сбросил в воду припасенные канистры с маслом и продолжил свой путь к границам СССР.

За четыре года до описываемых событий в советском воздушном пространстве над Сахалином при не совсем ясных обстоятельствах был сбит южнокорейский пассажирский самолет «Боинг-747». Погибли 269 человек. Резонанс в мире был просто бешеный, многие страны на несколько недель вообще бойкотировали русские самолеты и запретили им входить в свое воздушное пространство.

После этого в советских войсках был издан страшно секретный приказ, запрещающий открывать огонь по гражданским и спортивным самолетам, если по их поведению не было видно, что они преследуют военные цели. Создавалось впечатление, что пилот самолетика знал о приказе и поэтому вел себя довольно нагло. Он не скрывался, летел прямым курсом, не вилял, не старался спрятаться за холмы, шел довольно высоко и упорно молчал. Несомненно, о секретном приказе знали не только наши военные, но и представители вражеских ВВС. Знали о нем западные разведчики и западные же политики. Но откуда было знать об этом девятнадцатилетнему немецкому летчику-любителю? А ведь случай с «Боингом» был еще у всех на слуху.

А через пять минут те же радары в том же районе засекли еще одну цель, правда, следующую другим курсом и на другой высоте. Проще всего было предположить, что это и есть тот самый самолет-хулиган. Что диспетчеры и сделали. А поскольку новая цель устойчиво идентифицировалась как «я — свой», то недавнее происшествие было тут же списано на несовершенство техники. Тревогу отменили, перехватчики были возвращены на землю, а информация об инциденте надежно спрятана в недрах родной в/ч. До поры.

Между тем Cessna продолжала свой воздушный бросок на юго-восток и к трем часам пополудни уже пролетала над Псковом. Именно тут произошло то, что потом трактовалось компетентными органами как «случайность». В это время в окрестностях древнего города проходили учебные полеты одного из местных авиаполков. В воздухе одновременно находилось до десятка самолетов, поэтому появление на радарах новой точки осталось никем не замеченным.

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

Ровно в 15.00 все воздушные объекты должны были сменить свои коды системы госопознавания. Однако поскольку полеты были учебные, а летчики — вчерашние курсанты с минимумом опыта, то многие из них за азартом полета просто забывали о смене кода и становились для системы «чужими». Увидев на экране радара огромное количество «чужих», руководитель радиотехнической группы принудительно присвоил им код «я — свой». Такой прием часто практиковался у наших военных, хотя и не афишировался. В числе прочих получил этот код и самолет Матиаса Руста. Теперь он летел в нашем воздушном пространстве уже как советский малый самолет и интереса для военных не представлял.

Так Cessna летела еще километров двести, пока опять не пропала с экранов радаров в районе города Старая Русса. По предположению журналистов из немецкой газеты Bunte, здесь Руст сделал промежуточную посадку. Действительно, если разделить общую длину маршрута, по которому летел Руст, а это примерно тысяча километров, на время полета (около семи часов), то получится, что самолет летел со средней скоростью 140 км/час, в то время как крейсерская скорость Cessna-172R составляет 220 км/час. Косвенно подтверждает гипотезу о промежуточной посадке тот факт, что вылетавший из Мальами в джинсах и зеленой рубашке Руст прилетел в Москву в красном комбинезоне. Если вы считаете, что он мог переодеться по дороге, то попробуйте проделать подобное, сидя за рулем легкового автомобиля. Могу вас уверить: кабина Cessna не намного просторнее.

Когда спустя час самолет вновь показался на экранах радаров ПВО в районе озера Селигер, он вновь не имел никакого кода. Однако вместе с ним на экранах появились еще семь неопознанных целей. Все они, включая и Cessna, двигались в направлении движения ветра и с его скоростью и были идентифицированы дежурной сменой как «неизвестные метеообразования».

Дальше на пути у «метеообразования» лежал Торжок. Тут самолет Руста был легализован вторично и окончательно. И снова помог случай. За день до полета в сорока километрах от Торжка произошла авиакатастрофа: в воздухе столкнулись истребитель «МиГ-25» и дальний ракетоносец-бомбардировщик «Ту-22М», и теперь воздух над районом аварии просто кишел поисковыми вертолетами. Совершенно случайно над этим же местом пролетела и Cessna Руста. А поскольку скорость движения и высота Cessna почти точно совпадали со скоростью и высотой полета поисковых вертолетов, то диспетчеры посчитали его как еще одну поисковую «вертушку» и оставили в покое.

Так что в зону ответственности ПВО Московского округа Руст влетел уже как нарушивший режим полета московский вертолет. Оперативный дежурный Центрального командного пункта, понадеявшись на то, что в Московском округе сами разберутся со своим нарушителем, дал приказ снять цель с оповещения.

На этом кончается детектив и начинается анекдот

Как утверждал на процессе сам пилот, первоначально он хотел посадить самолет в самом Кремле, но, убедившись, что на его территории нет подходящей площадки, решил посадить его прямо перед Покровским собором. Однако площадь была заполнена народом, и Руст с включенными посадочными огнями несколько раз прошел над головами гуляющих, помахивая крыльями. В ответ на это гуляющие махали ему руками и дружески улыбались.

В этот же день, только чуть раньше, над Красной площадью летал вертолет, производивший фотосъемку. Поэтому, когда дежурному по отделу охраны Красной площади майору Токареву позвонили и спросили: «Кто там у тебя летает?» — он спокойно ответил: «Да это съемки идут», а когда с ним связался постовой Косоруков и сообщил, что над площадью летает самолет, лишь лениво возразил: «Ты смотри, чтобы коровы по площади не ходили, а самолет — хер с ним!»

Только с третьей попытки Матиасу Русту удалось-таки посадить самолет в начале Москворецкого моста и вырулить к Васильевскому спуску. На место происшествия тут же прибыл замначальника московской милиции Н.С. Мыриков. Прямо с площади он по рации связался с шефом, генерал-лейтенантом Богдановым, и доложил: «Товарищ генерал! На Красной площади сел немецкий самолет», в ответ на что Богданов лишь матюкнулся и прервал связь. Зато замначальника ГАИ Москвы полковник Панков приехал сразу: «Надо ехать. Когда «Россия» горела, я тоже ведь сразу не поверил». Богданов приехал сразу за ним. А еще минут через двадцать туда же приехали «люди в сером» и увезли смущенно улыбающегося летчика на Лубянку.

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

2 сентября 1987 года начался суд. Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы. 3 августа 1988 года он вернулся в ФРГ после того, как Андрей Громыко, в то время Председатель Президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

Политическое руководство страны воспользовалось инцидентом с Рустом по полной программе: уже через несколько дней лишились своих постов давно не устраивавшие Горбачева министр обороны СССР маршал Сергей Леонидович Соколов, отправлен на пенсию главнокомандующий войсками ПВО Александр Колдунов, перевернут практически весь Генштаб. Многие офицеры были уволены практически «ни за что», так, например, сам Соколов во время полета Руста находился в Берлине на консультативном совещании государств Варшавского договора и никак не мог отвечать за произошедший инцидент. Приходится признать, что западногерманский пилот вольно или невольно, но очень помог советским властям в борьбе с мощным военным лобби.

Версии о мотивах Руста

Мировые СМИ выдвигали разные версии причин полёта Руста: выиграть пари, произвести впечатление на девушку. Многие представители Советских Вооружённых Сил считали полёт акцией иностранных спецслужб.

В советских газетах его полёт был представлен как провал советской системы ПВО. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил.

Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года, за несколько дней до событий получил выговор, но должность свою сохранил.

Правда, с новой кандидатурой глава СССР не угадал: пришедший на смену Соколову Дмитрий Язов впоследствии предал Президента и принял активное участие в путче.

Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для Советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: «после пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году»

А в народе перелет отразился целой серией анекдотов. Красная площадь мигом получила второе название — Шереметьево-3. Не в последней степени этому способствовало то, что в скором времени после посадки Руста на ней было запрещено курение и выставлены соответствующие знаки. Говорили, что полет состоялся в рамках ширящегося в ФРГ движения «Свободу маршалу Соколову!» По Москве поползли слухи о том, что в ГУМе возле фонтана выставили милицейский пост, чтобы не всплыла американская подводная лодка.

Источник

Что осталось за кадрами посадки Матиаса Руста у стен Кремля? Разбор полета

Ровно 40 лет назад 28 мая 1987 года немецкий авантюрист, 18-летний парень Матиас Руст посадил свой небольшой самолет прямо у Кремля, на Васильевском спуске. Это было поразительное событие. Как такое могло случиться? Как мощная, эшелонированной система ПВО, с истребителями-перехватчиками пропустила этот самолетик? Он беспрепятственно пересек границу и летел над территорией Советского Союза больше четырех часов.

Вокруг таких событий всегда возникает много версий и конспирологических теорий. И здесь есть такие версии. Вот одна из них. Будто бы руководство Советской Армии было настроено оппозиционно по отношению к Горбачеву. Не хотело Перестройки. А Горбачев воспользовался ситуацией. Этакое дело Кирова. Когда Сталин обвинил в убийстве своего соратника Сергея Кирова политических противников. Устроил чистку. Многих посадили, некоторых расстреляли.

На взлетной полосе небольшого аэродрома в Германии к вылету готовится одномоторная «Сесна». Немецкий ас и девушка-репортер попытаются повторить знаменитую посадку Матиаса Руста на Москворецком мосту, прямо у стен Кремля. За штурвалом самолета Томас Хеннинг — обладатель всех возможных призов за точность пилотирования. Цель эксперимента — не просто воспроизвести посадку Руста, но и попробовать сделать то, что 30 лет назад Русту не удалось — посадить самолет прямо на Красную площадь. Для этого на посадочной полосе аэродрома в Германии воспроизводятся все параметры — длинна площади, ее ширина и удаленность от различных сооружений.

Никто кроме 300 офицеров советской армии, включая министра обороны и главнокомандующего ПВО. К ответственности было привлечено свыше 30 человек. Двое офицеров 14-й дивизии противовоздушной обороны, дислоцированной в Эстонии, были подвергнуты суду и отправились за решетку. По словам их бывших сослуживцев, такой кадровой чистки, как после Руста, советская армия не знала с 1937 года.

Не произошло при том, что это было обычной практикой взаимодействия. Такая информация, иногда по несколько раз в день поступала в штаб ПВО, но в этот раз почему-то не поступила.

С этого начались все проблемы. Драгоценное время было потрачено на то, чтобы решить, действительно ли неопознанная низколетящая цель является нарушителем государственной границы. Или это просто стая гусей, появившаяся на радаре. Или нарушитель правил полетов из своих, не удосужившийся подать заявку на вылет. Кроме совершенно вопиющего и так и нерасследованного факта молчания пограничников генерал Мальцев, в то время заместитель главкома ПВО, видит в случившемся еще целый ряд странностей.

Кто это были: спецслужбы или не спецслужбы, но это были серьезные специалисты, знающие не только летное дело, но хорошо информированные о нашем радиолокационным поле, о времени смены кодов в системе координат радиолокационной информации. То есть очень многое того, что обычно гражданские люди знать не могут.

По словам генерала, самолет Руста вошел в воздушное пространство Советского Союза ровно на стыке действия двух радиолокационных станций, в том самом месте, где при малой высоте полета его шансы оказаться обнаруженным были минимальны. Но на этом удачи Руста не заканчиваются. Он очень вовремя оказывается в зоне учебных полетов наших ВВС.

Генерал армии в отставке Петр Дейнекин, пожалуй, единственный из всех причастных к тому делу военных из тех, с которыми нам удалось пообщаться, кто сегодня убежден: случай с Рустом — это лишь воздушное хулиганство и пример некомпетентности и безответственности военных чинов разного уровня. Реакцию властей на это событие считает несправедливой и чрезмерной, особенно в том, что касается отставки министра обороны и Главкома ПВО. Однако политической подоплеки в этом не видит.

Действительно, кроме странных случайностей, сопровождавших Руста в небе над Советским Союзом, были и вполне объяснимые причины того, что он все же приземлился у стен Кремля. Абсолютно точно известно, что весь перелет «Сесны» от начала до конца так или иначе отслеживался ПВО. В воздух неоднократно поднимались истребители и передавали на землю информацию о летящем спортивном самолете.

После инцидента со сбитым корейским пассажирским «Боингом» в 1983 году, нарушившим советское воздушное пространство, армии был отдан четкий приказ — не сбивать невоенные самолеты. Не имея возможности однозначно идентифицировать цель, так и не опознав ее как нарушителя границы, военные предпочитали перекладывать ответственность за судьбу «Сессны» на погоны своих соседей. От округа к округу — и так до самой Москвы. Кроме того, мощная советская система ПВО предназначалась для отражения нападения на страну, а не для отлова инфантильного немца, решившего таким оригинальным способом доставить послание мира Михаилу Горбачеву, который в тот момент находился в Берлине.

Дальше незадачливый пилот миротворец надолго исчезает с радаров. Однако в 2001 году его имя вновь появляется в криминальной хронике, на этот раз в связи с попыткой кражи свитера в супермаркете. Еще совсем недавно с готовностью раздававший интервью за деньги, сегодня Матиус Руст наотрез отказывается от общения с журналистами, ссылаясь на то, что сейчас, спустя 30 лет, находится в процессе переосмысления своего отношения ко всему случившемуся.

Источник

На Красной площади в Москве приземлился самолет гражданина ФРГ Матиаса Руста

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площадиНа Красной площади в Москве приземлился немецкий спортивный самолет, нетронутый советскими ПВО

В День пограничника 28 мая 1987 года спортивный самолет американского производства «Сессна» нарушил воздушное пространство СССР. Нетронутый советскими ПВО, он совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске. Точнее, он приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до Собора Василия Блаженного.

Множество фотоаппаратов и видеокамер туристов зафиксировали момент, когда летчик вылез из кабины самолета и тут же стал раздавать автографы. Через 10 минут его арестовали. Нарушителем оказался гражданин ФРГ 19-летний спортсмен-пилот Матиас Руст. Его отец был бизнесменом, продававшим самолеты «Сессна» в Германии.

Самолет Руста пересек воздушную границу Советского Союза в 14.20 на высоте 600 метров над Финским заливом в районе эстонского города Кохтла-Ярве. Локаторы ПВО это зафиксировали, и дежурные ракетные дивизионы были приведены в боевую готовность. На перехват был выслан истребитель, который быстро обнаружил нарушителя. Но ему не разрешили сбить «Сессну», и вплоть до Москвы самолет Руста «вели». Дело в том, что с 1984 года в СССР действовал приказ, запрещающий открывать огонь по гражданским и спортивным самолетам.

Газеты того времени писали: «Страна в шоке! Пилот-любитель, и, как назло, немецкий, с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и в такой праздник – День пограничника». Тогда своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 офицеров. А в народе Красную площадь стали именовать «аэропортом «Шереметьево-3».

4 сентября 1987 года Руст был осужден на 4 года лишения свободы за незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. Проведя в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, 3 августа 1988 года он был помилован президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР. Сам Руст заявил на суде, что его полет был «призывом к миру».

Источник

Тайна полета Матиаса Руста

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

28 мая 1987 года на Красной площади приземлился самолет 18-летнего немецкого паренька Матиаса Руста.

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

Предвкушая полёт в Москву

13 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из аэропорта города Итерзен на лёгком самолёте «Цессна-172 Скайхок» (бортовой номер D-ECJB), арендованном им в своём аэроклубе и модифицированном путём установки дополнительных топливных баков вместо второго ряда сидений. Через пять часов полёта над Северным морем он приземлился на одном из аэродромов Шетландских островов.

На следующий день Руст вылетел в Вагар (Фарерские острова).

15 мая Руст совершил перелёт в Кеблавик (Исландия), где посетил Хёвди — место проведения встречи Рейгана и Горбачева в октябре 1986 года.

22 мая Руст вылетел в Берген (Норвегия), оттуда 25 мая — в Хельсинки (Финляндия). Теперь, преодолев почти 2600 миль из Гамбурга, он почувствовал, что имеет достаточно навыков для достижения главной цели. Однако сомнения в своей способности выдержать нервное напряжение не оставляли. Он постоянно колебался: «Да, я должен это сделать» — «Нет, это безумие».

Утром 28 мая он приехал в аэропорт, заправил «Цессну», проверил погоду и подал диспетчерской службе план двухчасового полёта на юго-запад, в Стокгольм. По его словам, это был альтернативный маршрут на случай, если он струсит.

В 12:21 Руст взлетел. Через 20 минут, в районе города Нуммела, его самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой, развернулся к береговой линии Балтийского моря и примерно в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Диспетчеры запустили поисково-спасательную операцию. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и предположили, что самолёт потерпел крушение. Чтобы достоверно в этом убедиться, были привлечены дополнительные силы. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву. Позже ему предъявят счёт за ложную спасательную тревогу на сумму более ста тысяч долларов.

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

Руст ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожному пути Ржев — Москва.

Пока финские спасатели искали Руста в море, он пересек границу СССР в районе Кохтла-Ярве (Эстония) над Финским заливом. Не сказать, чтобы самолет остался незамеченным, неверно.
Не отвечавшему на позывные «свой-чужой», был присвоен номер 8255.

Радиотехнические подразделения ПВО, дислоцированные в районе Скрунды, обнаружили его в 14:10. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение не получали. В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа, Андреаполь, Хотилово и Бежецк.

В районе города Гдов его обнаружили визуально — в 14:29 лётчики доложили, что в разрыве облаков наблюдают «спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа». Самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями. Сделав несколько пролётов над ним и не получив чёткой команды по воздействию, лётчики просто возвращались на аэродром.

Вряд ли Руст мог знать, что в районе трех часов, когда он будет уже в районе Пскова, там будут проходить учебные полеты местного авиаполка. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку.

Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код. Но часть молодых «орлов» этого не сделали и система сделала их «чужими». В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой». Среди самолетов оказалась и «Цессна» Руста.

Таким образом, свой дальнейший путь Руст совершил с советской воздушной пропиской. Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов – немецкую тихоходную «Цессну» приняли за поисковый советский вертолет.

В 18:30 Руст подлетел к Москве.

Он предполагал сесть непосредственно в Кремле или на Красной площади, но это оказалось невозможно. Сделав несколько кругов, он засёк цикл работы светофора на Большом Москворецком мосту.

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

Снизившись над улицей Большая Ордынка, его самолёт, едва не задевая крыши автомобилей, сел на мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного.

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

В 19:10 Руст вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы.

в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Смотреть картинку в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Картинка про в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади. Фото в какой праздник немец матиас руст посадил свой самолет возле красной площади

Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

В популярной эстраде Руст описан как бесшабашный и безрассудный парень. Евгений Евтушенко в одном из стихотворений назвал его «нахальным аэрокурёнком».

В советских газетах его полёт был представлен как провал системы ПВО страны. При этом не учитывалось, что система ПВО предназначалась для отражения нападения с воздуха или из космоса, способного нанести урон общегосударственного масштаба. Задача противодействия в мирное время воздушным хулиганам на легкомоторных аппаратах, летящих на малых высотах, непосильна для экономики государства, имеющего протяжённость границ более 60 тыс. км. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил. Оба они были политическими противниками Горбачёва. Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них — новый министр обороны Дмитрий Язов — впоследствии участвовал в путче против Горбачёва.

Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года (за несколько дней до события), получил выговор, но должность сохранил.

Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: «После пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году»

Аэродром на площади и субмарина у Большого

Шутка о том, что трасса Москва-Ленинград – самая мягкая, так как устелена папахами полковников и генералов, отразила невеселую действительность – было «пометено» много народу.

После того как шоковое состояние прошло, советский народ со свойственным ему энтузиазмом начал веселиться. Красную площадь стали именовать не иначе как «Шереметьево-3». Родился анекдот о двух летчиках на Красной площади, один из которых просит закурить, на что получает ответ: «Ты что?! На аэродроме курить нельзя!»

Или еще: на Красной площади собралась толпа народа с вещами. На вопрос: «Что это вы здесь делаете?», следует ответ: «Ждем самолет из Гамбурга!» Другая байка рассказывала о том, что возле фонтана Большого театра выставили милицейский пост. «Зачем?» «А вдруг американская подводная лодка всплывает?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *