в какой последовательности ставить звуки ребенку
В какой последовательности ставить звуки ребенку
При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук з, после этого переходят к мягким звукам сь и зь; последним в группе свистящих ставят звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж, ч, щ. В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляция звука к.
Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:
подготовительный,
постановка звука,
автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
этап дифференциации.
Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах рекомендуется развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.
Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.
Чаще всего у детей наблюдаются следующие анатомические недо-статки в строении речевых органов, в результате которых нарушается произношение звуков.
1. Укороченная уздечка языка
2. Неправильный прикус
Встречается два вида неправильного прикуса:
• Вертикальный прикус. Резцы располагаются строго друг над дру¬
гом. Они могут смыкаться полностью или образовывать между
собой овальной формы зазор. При таком прикусе почти всегда
удается поставить ребенку полноценное произношение.
• Нижний выдвинутый прикус. При сомкнутых коренных зубах
нижние резцы находятся впереди верхних. При таком прикусе
произношение некоторых поставленных звуков может оставаться
грубоватым и неточным, поэтому для исправления прикуса жела¬
тельно обратиться к ортодонту.
3. Отсутствие необходимого количества зубов. Это обстоятельство
влияет на произношение звуков. Коренные нужны для произнесения
шипящих звуков, резцы — свистящих.
4. Высокое твердое нёбо. Для осмотра нёба при хорошем освеще¬
нии снизу загляните ребенку в широко открытый рот. Нёбо нормально¬
го строения напоминает гладкую и ровную полусферу, несколько вытя¬
нутую по линии, идущей в глубь рта.
При высоком положении нёбо простирается в ротовой полости не плавным «куполом», а резко, угловато поднимается от коренных зубов к своей самой высокой точке (недаром такое нёбо еще называют «готическим»). На «высокое» нёбо у ребенка может указывать строение лица, когда расстояние от носа до рта оказывается непропорционально большим.
При этом анатомическом дефекте не всегда удается добиться полноценного произношения, а устранить его, к сожалению, невозможно.
Правила проведения занятий
1. Возраст ребенка. Заниматься с детьми постановкой звуков нужно
с 5 лет обязательно, с 4,5 — желательно, если ребенок в этом возрасте
способен к систематическим занятиям.
2. Режим занятий. Заниматься с ребенком нужно минимум два раза
в неделю. Лучше всего два раза в неделю проводить 45-минутные заня-тия, на которых ребенок будет осваивать новые навыки, и каждый день — 10-15-минутные занятия для закрепления пройденного материала.
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ СЛУХЕ
• Звуки нужно ставить группами. В группу входят звуки, похожие между собой по звучанию и способу произношения.
• Закреплять произношение звуков можно также группами (то есть
одновременно), если ребенок внутри группы их не путает. Если
ребенок начнет путать звуки, закрепляйте их по очереди.
• Звуки ставятся в следующей последовательности:
— Звуки [ф, в] и их мягкие пары. Поставить их очень легко, веро¬
ятно, вы сделаете это уже при работе над речевым выдохом.
— Заднеязычные звуки [к, г, х] и их мягкие пары.
— Мягкие звуки [т’] и [д’].
— Звук [й].
— Звук [л] и его мягкая пара. Постановка этого звука может
оказаться очень трудной. Если у вас возникнут сложности,
отложите на время работу над ним.
— Звуки [с, з, ц]. После формирования твердых звуков ставятся
[с’] и [з’] мягкие.
— Шипящие звуки [ш] и [ж]. Шипящие звуки ставятся, как пра¬
вило, после свистящих. Но если ребенок произносит свистя¬
щие, как неполноценные шипящие (то есть, [с] у него больше
похож на [ш]), тогда желательно ставить сначала шипящие,
включая [ч] и [щ], а потом — свистящие звуки.
— Звуки [ч] и [щ].
— Звук [р] и его мягкая пара.
Если ребенок произносит какие-то звуки смягченно, их произно-шение желательно исправить в первую очередь, тем более что сделать это очень легко.
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ СЛУХЕ
• При нарушенном речевом слухе ребенок путает между собой зву¬
ки, принадлежащие к одной и той же группе, так как они похожи
между собой по звучанию и способу произношения. Поэтому ра¬
боту над этими звуками нужно разделить, иначе ребенок будет
постоянно пытаться произносить один звук вместо другого.
• Только после того, как у ребенка закрепится произношение одно¬
го звука (например, [с]), можно переходить к постановке другого
звука, из этой же группы (например [з] или [ц]).
• Звуки, относящиеся к разным группам, нужно ставить одновре¬
менно, это ускоряет формирование произношения.
• При работе над звуками нужно соблюдать ту же последователь¬
ность, что и при постановке звуков при нормальном речевом слухе.
• Звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно:
— Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие,
губно-зубные, сонорные, заднеязычные.
— Звуки из групп свистящих и шипящих.
• Звуки, которые нельзя ставить одновременно, если они произно¬
сятся похожим образом:
— Губно-зубные ([ф — в]) со свистящими и шипящими звуками
(если они произносятся похожим образом — [ш] или [с] похож
на [ф]).
— Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим
образом ([ш] похож на [х]).
— Свистящие и [т’ — д’], когда в произношении [с] похож на [т].
— Заднеязычные и [т’ — д’], когда [к] заменяется на [т].
— Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].
— Сонорные звуки ([л], [р], [и]) и заднеязычные, когда произно¬
шение сонорных напоминает звук [г].
— Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].
— Звуки [т’ — д’] и [ч — щ], когда произношение [т’] похоже на
М-
— Звуки [ч — щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мяг¬
кий звук [к’].
• Звуки, которые всегда можно ставить одновременно:
— Свистящие и заднеязычные звуки.
— Шипящие и сонорные звуки.
— Свистящие и сонорные звуки.
— Звуки [т’ — д’] и сонорные звуки.
— Губно-зубные и звуки [р] и [й].
— Звуки [ш — ж] и [т’ — д’].
Если ребенок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в пер-вую очередь.
Улучшение подвижности речевых органов
При небольшом нарушении подвижности речевых мышц (легкая степень дизартрии) нужно выполнять только основной комплекс артикуляционной гимнастики. При более серьезном нарушении подвижности речевых мышц (дизартрия средней степени тяжести) — дополнительно комплексы упражнений, рассчитанные на постановку шипящих, свистящих и звука [р] (эти упражнения могут оказаться сложными для детей младшего возраста).
ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Названия упражнений носят игровой характер. Если какое-то из названий вашему ребенку не знакомо, замените его другим.
«Заборчик». Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Со-хранять положение до пяти секунд
«Трубочка». Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до пяти секунд.
«Заборчик — трубочка». Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.
«Блинчик». Широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы. Оставить в таком положении на пять секунд.
«Накажи непослушный язычок». Выполняется только при невозможности удержать позу предыдущего упражнения. Язык разместить так, как описано в четвертом упражнении и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя — пя — пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколь¬ко получится.
«Лопатка». Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение пять секунд.
«Иголка». Округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, не прикусывая его зубами. Сохранять положение до пяти секунд.
«Лопатка— иголка». Немного высунуть язык изо рта. Чередовать положения, описанные в двух предыдущих упражнениях. Нижняя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каждое положение около секунды.
«Маятник». Попеременно прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.
«Качели». Попеременно прикасаться кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произнесении звука [э]. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.
«Маляр». Рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движения. Нижняя челюсть неподвижна.
«Ванька-встанька». Рот приоткрыт. Максимально широкий язык, загибая вверх кончик, сначала прислонять к основанию верхних рез¬цов затем, загибая вниз кончик — к основанию нижних резцов. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Сохранять каждое положение по одной секунде.
Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста
МЕТОДИКА ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Дельцова Нина Михайловна
учитель-логопед МБДОУ «Д/с «Оленёнок»
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития. Если речь ребенка значительно отстает от возрастной нормы, то необходима комплексная коррекционная работа. Планируя восстановительную работу с ребёнком, необходимо учесть его психические и физические качества, для успешного овладения правильным звукопроизношением, так и анализу, и синтезу звукового состава слова.
В начале работы проходит отбор детей, нуждающихся в логопедической помощи. Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо познакомиться с родителями, побеседовать о раннем развитии ребенка (Какие были роды? Когда закричал? Первые речевые звуки? И т. д.). Эти данные необходимы для дальнейшей работы с ребенком.
Те дети, которые нуждаются в логопедической помощи, проходят проверку на состояние нормального физического слуха, проверяю состояние артикуляционного аппарата и состояние фонематического слуха.
Выявив все недостатки, приступаю к коррекционным занятиям. При обучении необходимо учитывать индивидуальные речевые способности каждого ребенка; создать благоприятные условия для более успешного усвоения материала (красочные наглядные пособия, ласковый фон обращения, обязательная похвала ребенка).
Работу начинаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастики; готовя речевой аппарат к постановке звуков, проводим биоэнергопластику (координация слов и движений, что является эффективным средством речевого и умственного развития. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в стихах, она будет более интересной, детям это очень нравится, и, что позволяет детям лучше усваивать и повторять упражнения.
Изложенный материал имел отношение к звуковой стороне речи, преодолению неправильно произносимых звуков родного языка. Необходимо ко всему сказанному добавить, что развитие речи ребенка тесно связанно с его познавательным развитием.
Работая над звукопроизношением, мы накапливаем активный и пассивный словарь, воспитываем эстетические впечатления, вырабатываем литературные вкусы ребенка. Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда он пойдет в школу. Ребенок, родившись не умеет говорить, но стремление познать окружающею действительность у него появляется вместе с появлением на свет. Ребенок реагирует на звуки, на речь матери, своими органами чувств он понимает тон обращения к нему, фон настроения окружающих, чувствует их любовь, ласку и, подрастая, не любит обставиться один. Разговаривая с ребенком с первых дней, мы его побуждаем к познанию окружающего мира. Огромное значение имеет социальная среда, в которой растет ребенок. Развитие ребенка целиком и полностью зависит от его окружения, которое способствует его умственному и физическому развитию.
Таким образом, работая над ответственным делом развития речи детей дошкольного возраста необходимо создание соответствующих условий, т. е системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи, и является основной задачей логопедического воздействия. Взрослея, совершенствуется мышление ребенка, активизируется его познавательная деятельность и развиваются его речевые способности.
«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.
Сценарий постановки «Берегите, дети, матерей своих!» для детей с ОВЗ старшего школьного возраста Авторская постановка «Берегите дети матерей своих!».Старший школьный возраст, дети с ОВЗ. Столярова Инна Николаевна Было прекрасное время,.
Фотоотчет музыкальной театрализованной постановки по сказке «Колобок» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования у детей умения, отражать игровые действия, имитировать и инсценировать действия персонажей. Задачи:.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.
Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.
Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Сценарий театральной постановки «Как петушка вылечили» для детей 3–4 лет Театрализованная постановка Как петушку горлышко вылечили Цель: развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
С каких звуков начинать работу – простые рекомендации
Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: “С каких звуков начинать работу логопеду?”
Содержание:
С каких звуков лучше начинать работу логопеду
Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:
Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».
Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.
Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.
Опорные звуки в речи
Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:
Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».
Последовательность работы со звуками
Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.
Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:
Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.
Условия закрепления звуков в речи
Регулярные занятия строятся на основании умений ребенка и проблем, которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.
Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.
Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.
Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.
Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.
Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).
За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.
Фонематический слух, самоконтроль и мотивация – это условия, необходимые для закрепления звуков в речи, они дополняют друг друга и влияют на конечный результат.
Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.
В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».
Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 5