в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания

Этапы обучения плаванию

в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть картинку в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Картинка про в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания Алексеева Ольга Викторовна
Этапы обучения плаванию

Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.

1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.) Таким образом у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места, то инструктор разрешает новичку попробовать плавать показанным способом.

2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику плавания, также упражнения для освоения с водой.

3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плаванияизучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Каждый элемент техники плаванияизучается в следующем порядке:— ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершёнствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;

— изучение движений в воде с, неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

— изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);— изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.

4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плаванияс помощью ног и рук должно быть 1:1

в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть картинку в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Картинка про в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции В предыдущей публикации я рассказывала о художественной выставке под названием «Пиратские копии». Зрителям были представлены копии картин.

в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть картинку в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Картинка про в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плаванияФотоотчет «Наши занятия по плаванию» Каждое образовательное учреждение включает в свою программу мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей. Наш детский сад – не.

в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть картинку в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Картинка про в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плаванияГородские соревнования по плаванию «Кубок Дельфина» 14 марта 2017 года состоялись первые городские соревнования по плаванию среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть картинку в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Картинка про в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плаванияКонсультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Самоанализ занятия по плаванию «В гостях у солнышка Здоровья» Предлагаю Вам самоанализ занятия по плаванию, конспект которого был размещен 1 записью в моем в блоге. Надеюсь, что Вам самоанализ пригодится.

в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть картинку в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Картинка про в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плаванияЭтапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка» Подготовительный этап проекта Поиск необходимой литературы по теме проекта Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный.

в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть картинку в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Картинка про в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плаванияЭтапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье» Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное.

в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть картинку в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Картинка про в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плаванияЗа здоровьем во дворец спорта по плаванию с детьми 6–7 лет (фотоотчет) Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Кристалл» является.

Источник

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКУ ПЛАВАНИЯ. Ч. I.

в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть картинку в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Картинка про в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания

Обучение плаванию, как совокупность педагогических методик, базируется на знании ряда научно-прикладных дисциплин, таких как гидрология, биомеханика, психология, физиология и многих других, и требует последовательного погружения в материал.

Текст: Дмитрий ВОЛКОВ

Обучение плаванию, как правило, проводится в форме групповых занятий. Таким занятиям присущ элемент соревнования. Не умеющим плавать пример товарищей помогает побороть страх и неуверенность в своих силах. На групповых занятиях удобно проводить воспитательную работу с пловцами, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, тренер должен учитывать индивидуальные особенности каждого как личности, а также его способности к плаванию.

В связи с этим методика обучения строится на сочетании группового и индивидуального подходов.

Если группа большая, тренер делит ее на четыре подгруппы (в зависимости от плавательной подготовленности):

При проведении занятий тренер ориентируется на основную часть группы со средней подготовленностью, а его помощники (из числа хорошо плавающих) помогают ему, давая индивидуальные указания и объяснения более слабым подгруппам. При обучении плаванию и для создания дополнительной мотивации к занятиям применяются общеразвивающие и специальные физические упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде. Некоторые из этих упражнений используются на протяжении всего периода обучения, другие — на каком-то определенном его этапе. Так, например, упражнения для освоения с водой применяются на первых занятиях и почти не используются в дальнейшем. А вот общеразвивающие, специальные физические упражнения и большинство упражнений для изучения техники плавания выполняются на протяжении всего периода обучения.

в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Смотреть картинку в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Картинка про в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания. Фото в какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания

В этом разделе пригодятся общие положения по структуре построения программы обучения, комментарии физических свойств воды, а также рекомендации по обучению основным элементам плавания и освоению с водой для начинающих, поэтому общефизические и специальные упражнения для « продвинутых» пловцов будут приведены ниже, в соответствующих главах.

Весь процесс обучения плаванию условно можно разделить на четыре этапа:

Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершенствования деталей, поскольку условия выполнения движений на суше и в воде различны;

изучение движений в воде с неподвижной опорой (на месте). В качестве опоры используется бортик бассейна, дно или берег водоема. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами, в качестве опоры используют плавательные доски. Движение руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);

изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в состоянии скольжения и во время плавания.

Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движение ногами с дыханием, движение руками с дыханием, плавание в полной координации с дыханием. На этапе закрепления и совершенствования техники плавания ведущее значение имеет плавание изучаемым способом в полной координации, где на каждом занятии соотношение плавания в полной координации и с использованием различных упражнений (в т.ч. с помощью только рук и только ног) должно быть 1/1.

Источник

Обучение спортивным способам плавания

Обучение спортивным способам плавания

Общая схема изучения.техники спортивных способов плавания не отличается от описанной выше схемы, применяемой для обучения облегченным способам. В таком же порядке, как в облегченных способах, изучаются и отдельные элементы спортивных способов и их согласования.

Если приступить к изучению техники спортивных способов после овладения облегченными способами, то последовательность изучения каждого из них выглядит следующим образом: движения руками, дыхание, согласование движений руками с дыханием, движения ногами, согласование движений ногами с дыханием, согласование движений руками и ногами при задержанном дыхании, согласование движений руками и ногами с дыханием.

Изучение техники движений руками

При изучении движений на суше указываются направление движений, примерные углы сгибания рук в суставах, расположение основных гребущих звеньев, места наибольшего приложения усилий во время гребка, скорость движения руки во время рабочего и подготовительного движений, особенности выполнения подготовительного движения в зависимости от способа плавания. На суше следует выполнять такое количество имитационных упражнений, которое полностью раскрывает перед учащимися упомянутые выше положения.

Все эти положения в равной степени относятся к разделу изучения техники движений в воде в опорном положении (стоя на месте и продвигаясь вперед). При выполнении движений в опорных положениях дыхание должно быть сначала произвольным (подбородок у поверхности воды), а затем задержанным на вдохе (лицо опущено в воду). Это позволяет занимающимся сосредоточить внимание на особенностях движения.

В безопорном положении нужно выполнять большое количество упражнений, направленных на овладение формой (направление и амплитуда) и характером (усилие и скорость) каждого движения. Различные исходные положения помогают приобрести навыки для сохранения равновесия и устойчивости тела в за висимости от различных положений конечностей во время движения, способствуют правильному выполнению рабочих и подготовительных движений руками как по элементам, так и в полной координации.

Упражнения для изучения техники движений руками

При плавании брассом. На суше. Стоя в положении наклона вперед, имитационные движения руками брассом, дыхание произвольное. В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, подбородок у воды,- движения руками брассом, дыхание произвольное. 2. То же, на лицо опущено в воду, дыхание задержано. 3. Те же движения руками при ходьбе по дну в положении наклона вперед. 4. Те же движения руками в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.

При плавании дельфином. На суше. Стоя в положении наклона вперед, имитационные движения руками дельфином, В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, подбородок у воды,- движения руками дельфином, дыхание произвольное. 2. То же, но лицо опущено в воду, дыхание задержано. 3. Те же движения в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.

Изучение техники дыхания

Изучение техники дыхания начинается в опорном положении (стоя в положении наклона вперед). Если дыхание изучается в способе кроль на груди, то голова поворачивается в сторону настолько, чтобы рот вышел из воды, после чего выполняется вдох. При повороте голову не следует поднимать вверх, а лишь поворачивать вокруг горизонтальной оси. После вдоха принивается в исходное положение настолько, чтобы уровень воды был приблизительно на середине лба.

При изучении техники дыхания в способах брасс и баттерфляя голова поднимается вверх так, чтобы рот показался над водой. После вдоха голова опускается вниз, лицо погружается в воду. Дальнейшее изучение техники дыхания осуществляется в согласовании с движениями руками и ногами.

Упражнения для изучения техники дыхания

Изучение согласования движений руками с дыханием

С целью ознакомления с этим согласованием выполняется целый ряд имитационных упражнений на суше. Затем упражнения выполняются в воде в опорных положениях, стоя на месте и продвигаясь в положении наклона вперед. Здесь главное внимание должно быть обращено на выполнение полного, активного и быстрого выдоха в воду и своевременного движения головы для вдоха (в зависимости от особенностей техники изучаемого способа плавания). Движения руками нужно выполнять медленно, чтобы занимающиеся успели сделать энергичный выдох и глубокий вдох. Указанные правила используются при изучении этого согласования в безопорном положении.

Упражнения для изучения согласования движений руками с дыханием.

Изучение и совершенствование техники движений ногами

Движения ногами в кроле на груди и в кроле на спине как в облегченных, так и в спортивных способах плавания не имеют технических различий. При изучении движений ногами в способах брасс и дельфин допускаемые при облегченных способах плавания упрощения устраняются и движения приобретают форму и характер, которые отвечают технике этих спортивных способов плавания.

Движения ногами в кроле на груди и кроле на спине можно сразу выполнять в безопорном положении на задержанном дыхании. В брассе и дельфине изучение движений ногами должно осуществляться вначале в опорном, а затем в безопорном положениях.

Упражнения для изучения и совершенствования техники движений ногами

При плавании кролем на спине. На суше. Сидя в положе. нии упора сзади,- имитационные движения ногами кролем на спине, дыхание произвольное. В воде. 1. Удерживаясь руками за желоб или опираясь о дно,-движения ногами кролем на спине, дыхание произвольное. 2. Плавание в безопорном положении с помощью одних ног кролем на спине с различными положениями рук (руки прижать к туловищу, одна вытянута за головой, другая прижата к туловищу, обе вытянуты за головой), дыхание произвольное.

Изучение согласования движений ногами с дыханием

Изучение этого согласования начинается в опорном положении. Здесь следует научить занимающихся выполнению полного и энергичного выдоха в воду без задержки дыхания после вдоха и выдоха, т. е. учить его непрерывному дыханию. В целях создания облегченных условий для формирования этого согласования надо на первых порах движения ногами выполнять с небольшой амплитудой (укорочено) без излишнего напряжения. По мере усвоения согласования движений ногами с непрерывным дыханием следует изменять как амплитуду, так и темп движений. Далее следует усложнение условий выполнения упражнений (уменьшение опоры и безопорное плавание).

Упражнения для изучения согласования движений ногами с дыханием

Изучение согласования движений руками и ногами при задержанном дыхании

Как и в облегченных способах плавания, согласование изучается лишь в воде. На суше проводится лишь общее ознакомление с формой движений.

В зависимости от техники изучаемого способа и правил соревнований необходимо научить занимающихся последовательности выполнения движений в различных способах плавания. В кроле на груди и кроле на спине первыми начинают активные движения ноги, тело должно принять устойчивое горизонтальное положение у поверхности воды и только после этого следует начинать движения руками. Все остальные замечания изложены в разделе изучения облегченных способов плавания.

Упражнения для изучения согласования движений руками и ногами при задержанном дыхании

При плавании кролем на груди. На суше. 1. Согласование движений руками и ногами при ходьбе на месте мелкими быстрыми шагами. 2. То же при ходьбе вперед. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений левой (правой) руки с движениями ногами, свободная рука вытянута вперед (прижата к туловищу), лицо опушено в воду, дыхание задержано. 2. Согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками и задержкой их в исходном положении (впереди или у туловища). 3. Плавание кролем на груди при задержанном дыхании.

При плавании кролем на спине. На суше. Согласование движений руками и ногами при ходьбе на месте мелкими быстрыми шагами, дыхание произвольное. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений левой (правой) руки с движениями ногами, свободная рука прижата к туловищу (вытянута за головой), дыхание произвольное. 2. Согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками и задержкой их в исходном положении (за головой или у туловища). 3. Плавание кролем на спине с произвольным дыханием.

Изучение согласования движений руками и ногами с дыханием

Все замечания по этому разделу изложены в разделе методики обучения облегченным способам плавания (см. стр. ПО).

Упражнения для изучения согласования движений руками, ногами с дыханием

При плавании кролем на груди. На суше. Согласование движений руками и ногами с дыханием при ходьбе на месте мелкими быстрыми шагами и при ходьбе вперед. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений левой (правой) руки с движениями ногами и дыханием, свободная рука впереди (прижата к туловищу). 2. Согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками с задержкой их в исходном положении (впереди или у туловища). 3. Плавание кролем на груди в полной координации в медленном темпе на короткие отрезки и небольшие дистанции.

При плавании кролем на спине. На суше. Согласование движений руками и ногами с дыханием при ходьбе на месте мелкими шагами. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений левой (правой) руки с движениями ногами и дыханием, свободная рука прижата к туловищу (вытянута за головой). 2. Согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками и задержкой их в исходном положении (у туловища или за головой). 3. Плавание в медленном темпе кролем на спине в полной координации на короткие отрезки и небольшие дистанции.

При плавании брассом. На суше. Согласование движений руками с дыханием и движением одной ноги. В воде. Проплывание коротких отрезков и небольших дистанций брассом в полной координации.

При плавании дельфином. На суше. Согласование движений руками с дыханием и движением одной ноги. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений одной руки с движениями ногами и дыханием, свободная рука впереди (прижата к туловищу). 2. Плавание дельфином на короткие отрезки и небольшие дистанции в двух ударной координации.

Источник

Общая схема и этапы обучения плаванию

Методика обучения плаванию зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучаемых, поставленных задач, условий обучения и др. В общих же чертах (за исключением возраста примерно до 5 лет) методика обучения плаванию принципиально не отличается. Наиболее благоприятный возраст для овладения навыком плавания — это 6-8 лет. В дальнейшем также не должно возникать проблем, однако следует учитывать, что быстрое и качественное освоение новых двигательных умений и навыков идет в определенные возрастные периоды. Поэтому желательно не откладывать начало обучения плаванию на более поздние сроки. Однако и взрослый человек, особенно под руководством инструктора или тренера, беспрепятственно может научиться плавать, пусть и с некоторыми сложностями, связанными с уже совершенно другой реакцией его организма на процесс обучения и овладение новым двигательным действием, нежели в периоды интенсивного развития организма.

Естественно, что набор средств и методов и их сочетание в том или ином случае будут различаться. Однако методика обучения плаванию имеет общую схему, где идет последовательное изучение отдельных элементов изучаемого способа и их согласование, и последовательность этапов. Методика, основанная на обучении спортивным способам плавания, является достаточно эффективной и пригодной для массового обучения навыку плавания.

Общая схема в обучении спортивным способам плавания выглядит следующим образом:

Основной смысл схемы — последовательное изучение элементов.

Основное правило — без достаточно прочного освоения и закрепления одного элемента или согласования элементов не стоит переходить к следующему.

Следует также отметить, что приведенная общая схема не является основанием для того, чтобы, например, во время изучения техники работы ног, полностью игнорировать работу рук. Речь идет о преимущественной направленности изучения одних элементов перед другими.

Данная схема вполне логична и давно уже апробирована при обучении спортивным способам плавания. Она же должна стать основой и для обучения в прикладных и других целях.

Слишком поспешное и быстрое обучение плаванию, включая так называемым облегченным способам с высокоподнятой головой над водой (об этом говорится во многих учебных изданиях по плаванию) приводит к искажению самого навыка плавания. В данном случае основной его элемент — дыхание — не освоен и, соответственно, неправильно работают ноги, а в большинстве своем, особенно при плавании кролем на груди, они совсем не работают.

В качестве примера можно привести сдачу контрольных нормативов по плаванию абитуриентами при поступлении в институт физической культуры, которые, с одной стороны, укладываются во временной норматив на дистанции 100 м вольным стилем, с другой (а как правило, все плывут чем-то подобным кролю на груди), они просто истязают себя, так как работают одни руки, голова находится на поверхности, пловец пытается увернуться от брызг, ноги не работают, а в связи с подниманием головы над поверхностью воды ноги опускаются еще ниже и создают вместе с туловищем колоссальное сопротивление своему движению.

Самое интересное, что если бы дистанция была не 100, а 150-200м, то многие просто не финишировали бы. И практика работы со студентами подтверждает это.

Не научившись правильно дышать в воде, потом очень сложно поставить работу ног, совершенствовать физические качества с помощью плавательных тренировок и занятий.

Человек, не способный делать выдох в воду и ритмично дышать, при преодолении дистанции или плавательного отрезка начинает задерживать дыхание с неодинаковой периодичностью, пытаться остановиться для вдоха или найти промежуток между брызгами и волной, однако, учитывая выполняемую физическую работу, потребность в дыхании будет возрастать с каждой секундой.

Поэтому обучение способности держаться на воде должно проходить именно по приведенной выше схеме без нарушения ее последовательности. Пусть даже плавательные движения научившегося плавать будут неловкими и «корявыми», а скорость незначительная, самое главное, чтобы при плавании он ритмично дышал, мог делать выдохи в воду, т. е. комфортно себя чувствовал в водной среде.

Весь же процесс обучения плаванию каким-либо способом условно делится на четыре этапа. На такие же 4 этапа может разбиваться обучение отдельному движению (элементу).

1-й этап — формирование первоначального представления о способе плавания.

На этапе осуществляется предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела и дыхание, характер гребковых движений), используя показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами, включая демонстрацию учебного видеофильма и использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, фотографий и др.). Таким образом, у детей создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям.

2-й этап — разучивание отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом.

Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела и дыхание, движения ногами, согласование движений ног с дыханием, движения руками, согласование всех движений, т. е. по общей схеме обучения спортивным способам плавания. При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопор-ном положении (рабочая поза пловца).

Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.

В связи с быстрой утомляемостью на этапе разучивания обычно целесообразно давать большой объем нагрузки в отдельном занятии, число повторений нового действия определяется, прежде всего, возможностью обучающегося улучшать движения при каждой попытке.

Основными причинами грубых искажений двигательного акта на этапе его разучивания бывают:

1. Недостаточная физическая подготовленность. Анализируется характер искажения техники движения, преподаватель в первую очередь должен установить, какое из физических качеств недостаточно развито, и в зависимости от этого определить дополнительные задания, которые предусматривали бы подготовительные упражнения;

Всего вышеперечисленного можно избежать при методически грамотном построении тренировочного (учебного) процесса, опираясь на общепедагогические принципы обучения.

3-й этап — закрепление и работа над ошибками. На этом этапе необходимо обеспечить оптимальное владение двигательным действием в условиях его практического применения и своевременно начать исправление возможных ошибок, так как повторность в упражнениях создает предпосылки для закрепления ошибок на уровне стереотипа.

Основные задачи обучения на этом этапе:

На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.

Повторное исполнение со стереотипными ошибками, а тем более ухудшение качества движений является сигналом к перерыву для отдыха и осмысливания действия. Без непрерывного повторения, разумеется, невозможно обойтись в большинстве действий с циклической структурой. В этих случаях корректируют технику по ходу движений или при кратковременных остановках.

4-й этап — углубленного разучивания и совершенствования.

Современная техника плавания чрезвычайно вариативна. Она постоянно развивается и совершенствуется.

На этапе углубленного разучивания и дальнейшего совершенствования преследуется цель — довести первоначальное владение техникой действия до относительно совершенного.

Обучение на этом этапе строится в соответствии с закономерностями совершенствования двигательного умения, а затем перехода его в навык. Уточнение техники происходит в процессе многократного воспроизведения действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. При этом система движений изменяется не во всех фазах. Ряд фаз, выпол няемых правильно, повторяется без значительных изменений и постоянно автоматизируется. По мере отработки техники число автоматизированных компонентов движений увеличивается, что и определяет переход двигательного умения в навык. К концу этой стадии функциональная система действия, приобретает стационарный характер, упрочняется системность протекания нервно-регуляторных процессов. Характерно и то, что ведущая роль в системе афферентации при управлении движениями переходит к двигательному анализатору, «мышечному чувству» (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.). Согласно физиологическим представлениям, на этой стадии формирования навыка происходит его закрепление, тончайшая специализация и упорядочение центрально-нервных регуляторных процессов, что позволяет тонко дифференцировать движения.

Уточненная на предыдущем этапе обучения и в значительной части автоматизированная система движений ещё не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам. На данном этапе предстоит упрочить сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с тем увеличить его подвижность, определяющую возможность приспособления действия различным изменениям внешних условий. При этом в зависимости от характера двигательных действий на этой стадии можно выделить относительно самостоятельную фазу закрепления навыка, или закреплять навык, одновременно увеличивая его варианты, либо частично перестраивая технику в связи с развитием физических качеств.

Главным средством совершенствования техники каждом из этапов является скоростные упражнения на коротких отрезках, выполняемые по элементам и в координации.

При обучении и совершенствовании техники спортивных способов плавания необходимо обеспечивать постепенный переход к более совершенным ее фазам. С момента, когда в тренировке пловца начинают широко применяться большие нагрузки, его техника и стиль находятся в прямой зависимости от состояния всего организма. Сильно утомленный пловец на какое-то время утрачивает лёгкость движений, теряет обычную их согласованность. По мере восстановления сил спортсмена, техника не только возвращается в исходное состояние, но и претерпевает ряд сложных качественных изменений, которые сопровождаются повышением скоростных абсолютных возможностей пловца.

Для обучения технике или её совершенствованию отводится всё занятие или его часть. Так, урок с новичками целиком посвящается обучению, а для шлифовки стиля плавания мастера спорта, иногда достаточно несколько замечаний тренера во время выполнения скоростных упражнений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *