в какой последовательности читать талеба
Книги и биография Нассима Талеба, которые стоит прочитать каждому
Приветствую! Нассим Талеб – автор философских эссе на экономическую тематику, трейдер и экономист с весьма оригинальными взглядами. Многие годы он изучал то, как случайные и непредсказуемые события влияют на мировую экономику.
Краткая биография
Родился Нассим Николас Талеб в городе Амиун (Ливан) в знатной семье. Среди его предков были видные политики и ученые (верховный судья, губернатор, заместитель премьер-министра, врач-онколог). Но в 1975 году в Ливане случилась гражданская война. Семья Талеба была депортирована. Среднее образование Талеб завершал во Франции, там же закончил и парижский университет.
Осознав, что философией много не заработаешь, Нассим получил второе образование: степень магистра бизнес-администрирования.
За двадцать с лишним лет карьеры Нассим успел поработать в таких крупных финансовых структурах как Union Bank of Switzerland, BNP-Paribas и Chicago Mercantile Exchange.
В 2007-м он становится советником в инвесткомпании Universa Investments L.P., где с успехом применяет свои наработки и теории. К слову, Нассим Талеб точно предсказал кризис 2008-го года и вновь хорошо заработал на мировом спаде экономики.
Книги Нассима Талеба
«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости»
Это самое известное произведение Нассима Талеба. В ней автор рассматривает теорию редких и труднопрогнозируемых событий, которые вызывают серьезные последствия.
Такие события Нассим Талеб называет «Черными лебедями». Несколько примеров: развал СССР, атака на башни-близнецы 11 сентября, молниеносное развитие Интернета, Первая мировая война. К «Черному лебедю» я бы отнес и недавний резкий обвал цен на нефть. Даже за год до события эксперты ничего такого не прогнозировали и близко.
Критерии «Черных лебедей»:
По мнению Талеба, предсказать подобные события невозможно в принципе. Поэтому любой риск-менеджмент в компаниях и госучреждениях — это выброшенные на ветер деньги. К «Черным лебедям» нужно быть просто готовым.
Одна из ключевых мыслей книги: «Люди сплошь и рядом делают прогноз на будущее на основе данных из прошлого». Приведу яркий пример, который стал афоризмом для многих финансовых консультантов.
Индейка живет на ферме и прекрасно себя чувствует. Целый год фермер кормит ее отборным зерном, холит и лелеет. У индейки есть «статистика» за год. Она уверена, что так будет всегда. И тут наступает День благодарения.
Многие из нас совершают ту же ошибку. Мы делаем точные прогнозы на будущее на основе прошлых событий. А ведь в мире произошли сотни хороших и плохих событий только благодаря случайностям! Скажем, побочный эффект виагры и аспирина случайно превратился в их основное свойство.
Еще одна ценная мысль: «Всегда ищите факты, которые могут опровергнуть, а не подтвердить Вашу точку зрения». Это к тому, что даже, читая гороскопы, мы вылавливаем оттуда только «попадания», а не противоречия.
Смысл книги не в том, чтобы лишний раз показать «в каком непредсказуемом мире мы живем». А сформировать более зрелый взгляд на инвестиции, прогнозирование и жизнь в целом. Да, и еще в книге Нассим Талеб жестко критикует экспертов по прогнозированию и планированию.
Книгу «Черный лебедь» сегодня можно найти в Сети в любом формате (Fb2, epub).
«Одураченные случайностью»
Основная идея книги: «Люди склонны объяснять случайные результаты закономерностями». Например, мы с удовольствием читаем интервью со знаменитостями, пытаясь узнать от них секрет успеха.
Одна из мыслей: «Все мы слишком зависим от ложных стереотипов и общепринятого мнения. И готовы поддерживать высокий социальный статус даже в ущерб себе».
Книга Нассима Талеба переведена на 20 языков мира. И доступна в Сети в любых форматах (в том числе и в виде аудиокниги).
«Одураченные случайностью» заставляет взглянуть на привычные вещи под другим углом. Книга написана отличным живым языком, с кучей ярких примеров и сравнений из жизни.
«Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»
Ключевая мысль книги: из неудач, провалов и потерь можно и нужно извлекать выгоду. Талеб пишет о том, что нет смысла оценивать, предсказывать или прогнозировать риск. Гораздо полезней правильно определить хрупкость объекта с помощью триады: антихрупкое, неуязвимое, хрупкое.
Антихрупкость — способность извлекать выгоду из стрессовых ситуаций и меняться.
Неуязвимость — способность противостоять стрессу (неуязвимость «отражает» проблему как щит и остается такой же).
Хрупкость — думаю, понятно.
Пример «триады». Возьмем репутацию в профессиональной деятельности:
Справедливости ради замечу, что у книг Нассима Талеба критиков не меньше, чем поклонников. Вот парочка негативных отзывов: «самый занудный бестселлер на земле», «сборник банальностей», «суть книги сводится к одной фразе». Ну, и основная претензия критиков: автор на 600 страниц расписывает «как делать не надо», но ни слова не говорит о том, «как надо».
А Вы читали что-нибудь из Нассима Талеба?
Подписывайтесь на обновления и делитесь ссылками на свежие посты с друзьями в социальных сетях!
Incerto. Пять лучших книг Нассима Талеба
В прошлом успешный менеджер хедж-фондов, сегодня Нассим Николас Талеб известен в первую очередь благодаря своим книгам. Он называет себя эпистемиологом, то есть исследователем познания. Основной предмет его исследования — случайность. Именно ей посвящена серия книг, которую Талеб назвал Incerto (в переводе с итальянского «Неопределённость»).
Широкому кругу читателей больше всего известна вторая книга Incerto «Чёрный лебедь», однако её совершенно невозможно рассматривать отдельно от первой, четвёртой и, пожалуй, пятой части цикла. Третья часть является скорее украшением пенталогии, но тоже весьма полезным для читателя. Все вместе эти книги составляют блестящий ансамбль нетривиальных и даже поразительных мыслей. Поговорим отдельно о каждой части Incerto.
Основной посыл книги очевиден из названия — перед нами трактат о влиянии случайности на судьбу отдельных личностей и человечества в целом.
Красочно, местами с восточной витиеватостью, с примерами из древней истории автор излагает размышления о том, что в этой жизни далеко не всё очевидно.
Почему не каждый может быть богатым? Как становятся неудачниками? Не спешите искать простые ответы — скорее всего, вас дурит случайность, замаскированная под причинно-следственные связи. В мире Талеба она обманывает всех: правителей, азартных игроков, литературных критиков, даже саму эволюцию. О трейдерах и говорить нечего: как большинство людей, они постоянно изобретают псевдологические объяснения своих удач и поражений, потому что неспособны увидеть общую картину.
Хотя из четырнадцати глав лишь три посвящены финансам, часть критиков восприняла книгу как вызов традиционным ценностям Уолл-стрит. Сам же Талеб назвал «Одураченных случайностью» глубоко личным произведением, написанным «шутки ради» и для удовольствия читателей.
Самая популярная книга Нассима Талеба. «Чёрный лебедь» — метафора неожиданного и труднопредсказуемого события, которое изменяет действительность. Жители Старого Света лишь после открытия Австралии узнали, что лебедь может быть не только белого цвета. А в 1987 году брокеры Уолл-стрит впервые поняли, насколько чёрным может быть понедельник.
Термин «чёрный лебедь» появился ещё в седьмой главе «Одураченных случайностью». Это не изобретение автора, а отсылка к философу эпохи Просвещения Дэвиду Юму, который писал: «Никакое количество наблюдений белых лебедей не может позволить сделать вывод, что все лебеди являются белыми, но достаточно наблюдения единственного чёрного лебедя, чтобы опровергнуть это заключение». В заглавной книге Талеб развивает мысль философа и адаптирует к современным реалиям. В роли «чёрного лебедя» по очереди выступают мировые войны, кризисы, теракты, изобретения и научные открытия. Так появляется новый стандарт риск-менеджмента, в котором то, чего мы не знаем, становится намного важнее того, что нам уже известно.
Сборник афористических высказываний Нассима Талеба. Вот некоторые из них.
Пиковая точка развития теории о случайностях. Нассим Талеб поднимается на персональный Эверест и общается с читателем из-за туманных облаков, изобретая собственный язык. Рядом с «чёрным лебедем» появляются хрупкодел и рациональный фланёр; на наших глазах вырастают города Среднестан и Крайнестан, окружённые Зелёным лесом. Наблюдать за этим невероятно увлекательно, хоть и приходится на ходу учить новые слова. Хорошо, что ключевое понятие книги автор объясняет уже в предисловии.
Современное отношение людей к антихрупкости Талеба не устраивает. «Мы сделали хрупкими экономику, наше здоровье, политическую жизнь, образование, почти всё на свете», — ужасается он. Это значит, что люди боятся случайностей, избегают риска и ошибок, поэтому останавливаются в развитии. И всё-таки жизнь без антихрупкости невозможна, поэтому рисковать рано или поздно приходится — но только не тем, кто принимает решения. Последнюю мысль Талеб подробно развивает уже в следующей книге.
Самая остросоциальная часть Incerto. Оперируя понятием антихрупкости, Нассим Талеб показывает, как люди, облечённые властью, испытывают на прочность целые цивилизации. Он начинает с относительно безобидных примеров вроде неудачного дизайна или рисков при сделках с опционами, а заканчивает прямым утверждением, что на поле боя должны отправляться дети тех, кто объявил войну.
«Ставить собственную шкуру на кон» Талеб считает не только этичным, но и разумным решением, поскольку личная вовлечённость помогает добиться успеха в любом деле. В качестве иллюстрации он использует современную Америку, где решительно настроенные меньшинства добиваются своих целей, подчиняя пассивное большинство. Однако, чтобы у человека появилась возможность рисковать, он должен освободиться от рабства, то есть зависимости от оценки начальства.
Судя по информации на персональной странице Нассима Талеба, Incerto может в ближайшие годы дополниться новыми книгами. Какие темы в них будут затронуты, читателям остаётся только догадываться.
Диктатура меньшинства и черные лебеди: кто такой Нассим Талеб
Кто такой Нассим Талеб и почему о нем все говорят?
Нассим Талеб — американский экономист, публицист и доктор философии ливанского происхождения. Прежде всего Талеб известен как автор книг «Черный лебедь: под знаком непредвиденности» и «Антихрупкость». Обе работы стали мировыми бестселлерами — общий тираж превысил 10 млн копий. В своих книгах Талеб рассказывает о том, как непредсказуемые события определяют состояние экономики, а провалы приводят к успеху.
Особенно популярными идеи Талеба стали во время пандемии коронавируса, поскольку медиа назвали COVID-19 «черным лебедем». Правда, сам писатель не полностью согласен с этой оценкой.
Талеб правда предсказал пандемию?
Да, о возможном наступлении всемирной эпидемии Талеб говорил еще в 2017 году. «Самый большой риск — это новые эпидемии. СМИ недооценивают эту опасность и редко поднимают шумиху вокруг научных публикаций о том, что резистентность бактерий к антибиотикам растет, или о том, что появляются новые штаммы вирусов», — рассуждал Талеб в интервью РБК в 2017 году. Три года спустя он добавил, что разрушительный эффект от COVID-19 возник из-за того, что многие недооценили эпидемию даже тогда, когда угроза стала вполне очевидной. «Пренебрежение превращает эпидемии в кандидатов в новые «черные лебеди», — говорил Талеб.
Не только «черные лебеди»: другие идеи Талеба
Миром правят меньшинства
Талеб уверен, что лишь около 4% населения решают, как будут жить все остальные. Тех, кто диктует социальные и культурные установки, он называет «непримиримым меньшинством». «Они готовы поставить на кон свою жизнь, чтобы отстоять свое мнение», — пишет Талеб в книге «Рискуя собственной шкурой». Ученый считает, что активная позиция приносит больший результат, чем численное превосходство.
В качестве примера Талеб приводит рынок напитков в США. Почти все они кошерные, хотя это важно только для 0,3% населения страны. Такой подход, с одной стороны, упрощает бизнес-процессы, а с другой — позволяет учесть интересы меньшинств. Поскольку кошерные напитки могут пить все, их массовое производство не ущемляет ничьих интересов, а производители могут не маркировать продукты и не разделять прилавки.
Также из-за радикально настроенного меньшинства до сих пор не прижились продукты с ГМО. Если один из четырех членов семьи будет противником продуктов с ГМО, то остальные тоже перестанут их покупать. Корпорации этого не понимают и тратят ресурсы на переубеждение догматиков.
По мнению Талеба, аналогичный механизм действует в политике. Если радикальную партию поддерживает только 10% избирателей, а консервативную — 30%, это не значит, что у радикалов нет шанса на победу. Исход голосования зависит от неопределившихся избирателей, именно на них нужно направить агитацию. Переубедить ярых сторонников невозможно — это пустая трата времени.
«Биткоин — финансовая пирамида для идиотов»
«Почти все сторонники биткоина — идиоты», — заявил Талеб в июне 2020 года. Он уверен, что биткоин не оправдал себя как платежное средство. «Валюта не должна быть более волатильной, чем товары, которые на нее можно купить. Поскольку курс биткоина нестабилен, вы не можете использовать его в торговле, и это провал», — пишет он.
В интервью CNBC ученый сказал, что биткоин не спасет от инфляции. Он посоветовал инвесторам не связываться с криптовалютами и приобретать землю или оливки: «Если цена на них обрушится, то у вас останется хотя бы оливковое масло».
Однако еще недавно Талеб не был так категоричен, рассуждая о криптовалюте. В 2019 году экономист выступал с лекцией в Москве, на которой говорил, что предпочтет держать сбережения в биткоинах, а не в долларах. Талеб тогда считал, что криптовалюта способна «застраховать общество от антиутопии, в которой у государства есть монополия на валюту».
Главные книги Талеба
Рассказываем, какие работы философа стоит прочесть, чтобы разобраться в его идеях.
«Одураченные случайностью»
Первая часть четырехтомного философского эссе. Книга объясняет, что такое удача и вероятность с научной точки зрения. Талеб описывает когнитивные искажения, которые мешают принимать рациональные решения. По его словам, мы видим связи там, где их нет, и усложняем проблемы, отказываясь верить в случайность.
«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости»
В начале ХХ века люди не представляли, что им придется пережить две мировых войны, а в СССР даже в конце 1980-х планировали построить коммунизм к 2000 году. Развитие мира непредсказуемо, поскольку будущее определяют «черные лебеди» — события, которых никто не ожидает. Книга вышла в 2008-м и провела 36 недель в списке бестселлеров New York Times.
«Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»
«Чтобы добиться успеха, действительно нужно выходить из зоны комфорта», — об этом Талеб пишет в «Антихрупкости». Небольшие стрессы заставляют искать возможности и постоянно оставаться на плаву. В книге Талеб приводит практичные советы, которые помогут справиться с трудностями и извлечь выгоду из проблем.
«Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни»
Талеб уверен, что невозможно принимать правильные решения, если на кону не стоит «собственная шкура». По мнению философа, риск заставляет нас подходить к выбору осознанно. «Если нечего терять, то человек будет действовать словно персонаж видеоигры». В книге ученый развивает идеи, которые уже были озвучены в предыдущих трудах.
Нассим Николас Талеб
Нассим Николас Талеб
Книга Нассима Николаса Талеба «Чёрный лебедь» относится к разряду экономических, книг по психологии бизнеса. Однако это не учебник, как может показаться. Это скорее размышления автора, которые тем не.
Нассим Николас Талеб
Жизнь полна неожиданностей. И если одни из них мелкие и не играют особой роли в жизни человека или будущем компании, то другие могут перевернуть всё вверх дном. Непредсказуемые изменения могут стать.
Нассим Николас Талеб
Когда люди принимают решения, насколько сильно они готовы рискнуть своим положением в обществе, своей компетентностью? Когда обычный среднестатистический человек принимает решение, то оно обычно.
Нассим Николас Талеб
Нассим Талеб в своей книге «Одураченные случайностью» предлагает читателям иначе посмотреть на все происходящее в жизни. Он сам занимается математикой и играет на бирже. При этом, несмотря на то, что.
Нассим Николас Талеб
Когда человек принимает важное решение, он всегда старается учитывать то, что уже было ранее. Он может смотреть на чужой опыт, данные статистики и вычислять вероятность успешного исхода событий.
Нассим Николас Талеб
Нассим Николас Талеб
Русская рулетка и лидеры бизнеса, классическая история и финансовые спекуляции, поэзия и математика, Шерлок Холмс и научные войны ― все есть в этом очаровательном проникновении автора в нашу жизнь, в.
Нассим Талеб: «Патология нашего времени — потеря контакта с реальностью»
«Теоретики редко становятся богачами»
— На днях вы написали в своем Facebook-аккаунте: «Наблюдение по поводу современности: слишком высокий темп изменений оказывается смертельным». Это распространенный страх: люди боятся, что наплыв мигрантов, изменения в культуре, разрушение прежних гендерных ролей и т. п. приведут к краху западной цивилизации. Нас и вправду ждет коллапс?
— Само по себе развитие благотворно и неизбежно, вопрос лишь в том, как мы к нему адаптируемся. Если общество недостаточно быстро приспосабливается к изменениям, его ждет коллапс. Но и слишком быстрое приспособление превращается в регресс: общество начинает терять то хорошее, что у него было до того, как начались перемены. Перед тем как проводить новые реформы, вы должны убедиться, что предшествующие сработали. Но главная проблема, связанная с глобализацией, — это совсем не мигранты и разрушение привычных устоев. Одно из самых больших разочарований нашей эпохи — глобализация не привела к интеллектуальному разнообразию, не породила плюрализма мнений. Напротив, мы видим, что весь мир начинает вести себя как централизованная система: общество кластеризуется, возникает деление на «наших» и «ваших». Вместо провозглашенной свободы мнений создается ситуация, напоминающая жизнь в тоталитарном государстве: есть официальные мнения, которые ты должен разделять, иначе становишься изгоем.
— Другими словами, открытое общество оказалось несбывшейся мечтой и мы живем в мире, поделенном на высоколобых читателей The New York Times и простоватых зрителей Fox News?
— Вне всяких сомнений. История полна примеров, когда общество разбивалось на группы, враждующие между собой по абсурдным причинам. В Византии люди делились на политические партии в зависимости от того, какую команду на ипподроме поддерживают — «синих» или «зеленых», они регулярно собирались, чтобы устроить резню. Это ничем не хуже и не лучше тех религиозных групп, которые уничтожали друг друга просто потому, что придерживались разной теологии. Все это глубоко в человеческой природе. Но если такая поляризация имеет место на планетарном уровне, это опасно. И, конечно, она во многом возникает благодаря работе СМИ.
— Словосочетанием года стало fake news («фейковые новости»). Даже Трамп завоевал симпатии избирателей во многом благодаря тому, что выбрал образ борца с медиапропагандой. Почему СМИ многими сейчас стали восприниматься как зло?
— Потому что они создают ситуацию, в которой люди живут в двух разных мирах. Например, практически все, что CNN передает по конфликту в Сирии, — ложь. Я почувствовал это, когда был в Алеппо: собственными глазами ты видишь одно, в новостях — совершенно другое. Кто лжет — твои глаза или телеканал? Беда в том, что среди западных журналистов сейчас сформировалась интеллектуальная монокультура. Если ты пытаешься показать, что происходит на самом деле, на тебя вешают ярлык «путиниста», а значит, ты не получишь работы на главных американских каналах. Это инквизиция нашего времени, которая наказывает за мнения, отличающиеся от официального.
— Принято считать, что СМИ манипулируют в основном мнением реднеков, «работяг», но тому же CNN доверяют вполне образованные люди.
— Их зрители — это те, кого я называю «интеллектуальными идиотами». На самом деле как раз реднека обвести вокруг пальца невероятно сложно. Если ты ищешь, кого бы обмануть, лучшая кандидатура — это кто-то вроде читателя The New Yorker. Этот человек рассуждает так: если я интеллектуал (а я, несомненно, интеллектуал) — значит, я понимаю, что происходит в мире. Он презирает реднеков, считая их неспособными к критическому мышлению. При этом он не осознает простой вещи: любой человек, который не кормит себя интеллектуальным трудом, — это уже по умолчанию эксперт, поскольку его профессия непосредственно связана с реальным миром. Например, водопроводчик — эксперт по тому, как класть трубы и так далее. Их опыт основан на взаимодействии с повседневностью, и у них очень критичное к догмам мышление. Образованные люди, напротив, чаще склонны исходить из безумных идей, не имеющих отношения к действительности. И чем больше времени и сил вы посвящаете изучению макровопросов, будь то макроэкономика или глобальная политика, тем выше шансы в конечном итоге оказаться в «макродерьме».
— Почему так происходит?
— Потому что образованный человек получает информацию в основном не из окружающего мира, а от других людей — из журналов, соцсетей, от разных авторитетов. Самая страшная патология нашего времени — потеря контакта с реальностью. Когда я зарабатывал торговлей на бирже, то часто сталкивался с особым типом трейдеров, которые просчитывали какой-то сценарий на компьютере, а потом пребывали в уверенности, что в действительности все будет так же. Лучший вопрос, который сбивает с них апломб: «А сколько у тебя на банковском счете?» Потому что теоретики редко становятся богачами: человек способен принимать здравые решения, только если он включен в реальность. Сейчас существует целый класс псевдоэкспертов — некомпетентных людей, которые думают, что они компетентны.
— Мне кажется, что люди в массе не стараются выстроить цельное мировоззрение, а ловят отдельные громкие идеи. Я, например, знаю немало тех, кто против вмешательства государства в экономику и одновременно за расширение социальных программ. Как будто одно не противоречит другому.
— Да, люди оперируют слоганами. Например, одни говорят, что они феминистки, а потом ты видишь, что они предпочитают нанимать на работу мужчин. Другие восклицают: я против расизма и социального неравенства! Но спросите их, когда они в последний раз приглашали на обед таксиста-пакистанца. Честный ответ будет: никогда. Это все та же жизнь в двух разных мирах — в разговоре с другими просвещенными людьми вы не расист, а в реальном мире боитесь мигрантов. И все становится гораздо хуже, когда эта двойственность приходит в политику. Почему политики нашего времени так безответственны? Потому что им не угрожают последствия их решений. В книге, над которой я сейчас работаю (Skin In the Game. The Thrills and Logic of Risk Taking («Рискуя своей шкурой. Страхи и логика принятия рисков»). — РБК), я отстаиваю мнение: адекватные решения принимаются только тогда, когда человек «рискует своей шкурой». Сейчас политики управляют своими странами и миром в целом так, словно в компьютерную игру играют: риски нулевые, а значит, и решения будут неадекватными.
«Какой бы глобальной проблемой ни занимался бюрократ, он не принимает ее близко к сердцу»
— Какие главные угрозы человечеству вы видите в ближайшем будущем? Ждет ли нас новый глобальный кризис или крупная война?
— Я не думаю, что в ближайшее время мы придем к настоящей, «горячей» мировой войне. Война хороша для некоторых государств и некоторых компаний, но таких не слишком много. Чаще всего державы, которые действительно могут позволить себе вести войну, предпочитают вести ее чужими руками.
Две страшные угрозы человечеству не имеют отношения ни к войнам, ни к экономическим кризисам. Самый большой риск — это новые эпидемии. СМИ недооценивают эту опасность и редко поднимают шумиху вокруг научных публикаций о том, что резистентность бактерий к антибиотикам растет, или о том, что появляются новые штаммы вирусов. Такое пренебрежение превращает эпидемии в одного из самых вероятных кандидатов в новые «черные лебеди». Вторая угроза — это неолуддизм. Прогресс не приносит людям того, что им хотелось бы, и очень многие превращаются в ультраконсерваторов, начинают бороться с наукой и социальными реформами. Этот тренд хорошо заметен по исламскому миру.
— А самая большая возможность, которую сейчас нельзя упустить?
— Это движения снизу, которые противостоят тоталитарному «официальному мнению». Например, те, которые мы наблюдаем сейчас в Каталонии. Да, оно не привело к появлению отдельного государства. Но в примере с Каталонией мы видим попытку людей высказать мнение, которое не навязано государством. Нужно больше таких движений, поскольку они ведут к децентрализации, возможности опробовать максимальное количество разных вариантов административного устройства и выбрать те, которые устраивают самих людей.
— В опубликованном в Сети фрагменте из вашей новой книги вы сравниваете российского лидера с главами западных государств и делаете вывод: «Глядя на противостояние Путина с другими лидерами, я понял, что у домашних (и стерилизованных) животных нет ни единого шанса против дикого хищника». С чем связан этот вывод?
— А как вы оцениваете работу Дональда Трампа?
«Чем богаче компания, тем быстрее ее сотрудники становятся рабами»
— В вашей новой книге вы пишете, что постоянная работа — это новое рабство. Если это так, зачем сотрудники соглашаются? Сто лет назад человек понимал, что, потеряв работу, может умереть с голоду. Сегодня в развитой стране он может жить на пособие или найти более мягкого работодателя.
— Я беседовал со множеством экономистов и в итоге пришел к выводу: чем больше человеку платят, тем сильнее он чувствует себя рабом. Это своего рода способ манипуляции со стороны работодателя: человек должен чувствовать, что ему переплачивают, тогда он будет бояться потерять работу. Именно поэтому чем богаче компания, тем быстрее ее сотрудники становятся рабами. Но рабство выгодно всем без исключения компаниям. Другое дело, что некоторые из них «порабощают» грубо — например, навязывают сотрудникам убеждения, которые противоречат их этике.
— А есть шанс, что рабству положат конец новые технологии? Например, Uber и Airbnb заменили штатных сотрудников вольными подрядчиками.
— Их опыт применим в очень ограниченном числе сфер: лишь немногие компании смогли бы работать, опираясь только на подрядчиков. Эффект, который новые технологии оказывают на общество, в целом преувеличен. Привели ли социальные сети к тому, что мы перестали общаться вживую или смотреть телевизор? Вытеснит ли Uber частный автотранспорт? В США то и дело обсуждают трагедии, которые произошли по вине автовладельцев, и ограничения использования частного транспорта. А во время последнего визита в Москву я столкнулся с чудовищными пробками, хотя Uber у вас уже вовсю работает. Никакие новые технологии не спасут от всех проблем. Приведет ли Airbnb к тому, что люди перестанут жить в своих квартирах, а станут путешествовать по миру, меняя в год десятки жилищ? Нет. Из всех технологий, которые обещают перевернуть мир, я верю разве что в новую энергетику. Просто потому, что сам ею пользуюсь. Мой дом полностью автономный и работает на солнечной энергии, я езжу на Tesla.
— Какое у вас впечатление от России? Какие наши проблемы видны невооруженным глазом?
— Россия всегда вдохновляет, это глубоко интеллектуальное место. Я часто бываю в России, и каждый раз меня поражает одна особенность ваших людей: они часто работают не для денег, а ради некой абстрактной идеи. Я не знаю, обязан ли ваш народ этим Советскому Союзу или эта традиция еще из дореволюционных времен. Но ваше государство и компании должны много сделать, чтобы как-то использовать этот потенциал. В нью-йоркских компаниях работает масса русских математиков. Почему они вынуждены покинуть родину? Отчего вы не можете использовать их таланты у себя? Вот над чем вам нужно задуматься самым серьезным образом.
— А как можно людей удержать? Наши чиновники в лучшем случае оперируют экономическими соображениями в духе «вот сейчас ВВП страны вырастет, и жить станет хорошо». Но ведь корреляция между качеством жизни и формальным состоянием экономики ложная.
— Политики и экономисты любят красивые цифры и ложные корреляции. Это как врачи, которые рассказывают людям о вреде холестерина. В действительности, если речь не идет о зашкаливающих показателях, между холестерином и состоянием вашего здоровья нет практически никакой корреляции. Что делает людей счастливее? Я думаю, что для России решением могла бы стать все та же децентрализация управления. Я говорю не о политической, а об операционной децентрализации — люди должны получить возможность принимать решения, которые влияют на их жизнь, участвовать в управлении хотя бы на местах. Это будет хорошо и для бизнеса, и для жизни в стране в целом.
— Сейчас многие компании, в том числе в России, одержимы эффективностью, их руководители внедряют новые методы работы. Но сотрудники продолжают жаловаться, что их нагружают бессмысленными задачами. Почему так происходит?
— В любой компании работает один из вариантов принципа Парето: 80% работы делают 20% сотрудников, причем из этих 20% сотрудников есть свои 20%, которые дают 80% их выработки. Я бы посоветовал компаниям заниматься не новыми методами, а людьми — находить правильных сотрудников и давать им больше возможностей.
Автор «Черного лебедя»
Нассим Талеб родился в 1960 году в ливанском городе Амиун. В 1970-е годы его семья была депортирована в ходе гражданской войны. В 1980-х годах Талеб занимал руководящие посты в брокерских компаниях Лондона и Нью-Йорка, затем основал собственный хедж-фонд Empirica Capital. В качестве ученого Талеб работал в Курантовском институте математических наук (Нью-Йорк), Лондонской школе бизнеса, Оксфордском университете и др. Он автор книг «Динамическое хеджирование», «Одураченные случайностью», «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» и «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». Его «Черный лебедь» в течение 36 недель находился в списке бестселлеров The New York Times Bestseller. Книга была переведена на 40 мировых языков, а ее тираж еще в 2011 году превысил 3 млн экземпляров. В 2015 году Талеб стал сооснователем некоммерческого учреждения Real World Risk Institute, занимающегося разработкой новых методик риск-менеджмента.
Нассим Талеб выступит в Москве на Synergy Global Forum 27–28 ноября, а в конце марта 2018 года компания BBI организует его двухдневную программу в Тбилиси.