в какой последовательности читать новый завет
Как читать Библию?
Содержание
О книге
Антология библейских текстов, составленная о. А. Менем, расположенных в хронологическом порядке. Все библейские тексты снабжены кратким научным комментарием. Во вводном разделе рассказывается об истории создания Библии и об ее влиянии на мировую культуру. К книге приложены краткая библиография, схема библейских источников, хронологические таблицы истории Древнего Востока и карты. Об истории создания книги «Как читать Библию» Павел Мень и Валентина Кузнецова пишут: «У отца Александра Меня был особый и редко встречающийся дар – умение передать свои огромные знания в ясной и доступной форме, ввести своих читателей и слушателей в сложный мир незнакомых для них понятий так, чтобы у них возникла радость совместного постижения истины. В его книге живая вера органически сочетается с достижениями современной библейской науки. [. ] Первые рукописные экземпляры книги отца Александра были пособием для нелегальных кружков, в которых изучалось Священное Писание. В 1981 г. эта книга вышла в Брюсселе в издательстве “Жизнь с Богом”. Иногда ее удавалось привезти из-за границы. Она рассматривалась как «подрывная литература» и изымалась при обысках. Времена переменились. Библия издается многочисленными тиражами, и у нас теперь ее можно купить без труда. Но именно сейчас, когда задача знакомства с миром Библии стала неизмеримо большей по масштабам, издание книги отца Александра приобрело еще большее значение. Первоначально книга не включала в себя библейских текстов, а только отсылала читателей к нужным главам и стихам. Но практика показала, что необходимость все время откладывать одну книгу и брать в руки другую рассеивает внимание. Поэтому отец Александр решил подготовить новое издание – библейскую антологию, включающую все тексты, на которые он раньше просто ссылался. И еще одно важное отличие: в антологию должны были войти кроме наиболее важных текстов Ветхого Завета все Евангелия, а также избранные страницы из других книг Нового Завета. Отец Александр всегда подчеркивал, что для христианина чтение Ветхого Завета должно происходить в свете Нового. Но он не успел довести задуманное до конца. После его трагической гибели осталось новое предисловие – “Мир Библии”, отредактированный текст вводных разделов к книгам Ветхого Завета, ксерокопии отобранных им страниц Ветхого Завета, предисловие к Евангелию от Марка и комментарии к 1-й главе этого Евангелия. Мы взяли на себя работу по составлению и подготовке настоящего издания. Начатый комментарий дополнен из авторской рукописи (“Комментарии к Евангелиям и Апокалипсису”, вариант 1979 г.), предназначенной для издательства “Жизнь с Богом” в Брюсселе».
Книга представляет собой антологию библейских текстов, составленную известным богословом, православным священником Александром Менем. Последовательность текстов соответствует хронологии истории Спасения. Книга состоит из трех частей. Предлагаемая 1 я часть начинается с Пятикнижия и заканчивается Книгой Песни Песней, традиционно приписываемой Соломону. Все библейские тексты снабжены кратким научным комментарием. В вводном разделе рассказывается об истории создания Библии и о ее влиянии на мировую культуру. К книге приложены краткая библиография, схема библейских источников, хронологические таблицы истории Древнего Востока и карты. Предназначена для самого широкого круга читателей, интересующихся миром Библии.
Предисловие
«Книги имеют свою судьбу», – было сказано в древности. И у этой книги своя судьба и своя непростая история. Она была написана в те времена, когда достать Библию в нашей стране было делом почти невозможным. Конечно, она издавалась и у нас, но крохотными тиражами. Библию на русском языке было легче купить в Париже, чем в Москве. Как правило, она тайно ввозилась из-за границы.
И вот выросло несколько поколений, никогда не державших в руках Книгу, которая по праву считается сокровищницей мудрости человечества, которую должны знать все – верующие и неверующие.
Но вхождение в мир Библии – длинный и трудный путь, предполагающий определенные знания. А мы, как оказалось, плохо знаем даже историю и географию Древнего мира, нам почти неведома сложная система древних образов и символов, нам непонятна их поэтика. Нужны знания, нужен труд, нужна культура… Нужен добрый и умный спутник по Книге книг, надежный проводник по этой воистину Святой земле человечества. Без него легко заблудиться, без него трудно что-либо увидеть и понять.
Таким проводником стал для нас отец Александр Мень. Он написал книгу «Как читать Библию». У него был особый и редко встречающийся дар – умение передать свои огромные знания в ясной и доступной форме, ввести своих читателей и слушателей в сложный мир незнакомых для них понятий так, чтобы у них возникла радость совместного постижения истины. В его книге живая вера органически сочетается с достижениями современной библейской науки. Отец Александр продолжает творческую традицию русской библеистики, представленной именами В. С. Соловьева, князя С. Н. Трубецкого, отца Сергия Булгакова, А. В. Карташева, епископа Кассиана (Безобразова).
Первые рукописные экземпляры книги отца Александра были пособием для нелегальных кружков, в которых изучалось Священное Писание. В 1981 г. эта книга вышла в Брюсселе в издательстве «Жизнь с Богом». Иногда ее удавалось привезти из-за границы. Она рассматривалась как «подрывная литература» и изымалась при обысках.
Времена переменились. Библия издается многочисленными тиражами и у нас, теперь ее можно купить без труда. Но именно сейчас, когда задача знакомства с миром Библии стала неизмеримо большей по масштабам, издание книги отца Александра приобрело еще большее значение.
Первоначально книга не включала в себя библейских текстов, а только отсылала читателей к нужным главам и стихам. Но практика показала, что необходимость все время откладывать одну книгу и брать в руки другую рассеивает внимание. Поэтому отец Александр решил подготовить новое издание – библейскую антологию, включающую все тексты, на которые он раньше просто ссылался. И еще одно важное отличие: в антологию должны были войти, кроме наиболее важных текстов Ветхого Завета, все Евангелия, а также избранные страницы из других книг Нового Завета. Отец Александр всегда подчеркивал, что для христианина чтение Ветхого Завета должно происходить в свете Нового.
Но он не успел довести задуманное до конца. После его трагической гибели осталось новое предисловие – «Мир Библии», отредактированный текст вводных разделов к книгам Ветхого Завета, ксерокопии отобранных им страниц Ветхого Завета, предисловие к Евангелию от Марка и комментарии к 1-й главе этого Евангелия.
Мы взяли на себя работу по составлению и подготовке настоящего издания. Начатый комментарий дополнен из авторской рукописи («Комментарии к Евангелиям и Апокалипсису», вариант 1979 г.), предназначенной для издательства «Жизнь с Богом» в Брюсселе.
Мы надеемся, что книга отца Александра станет для многих читателей путеводителем и хорошим помощником при чтении Священного Писания.
Валентина Кузнецова, Павел Мень
Как правильно читать Библию
— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?
— Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.
Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.
— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?
— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.
— Чем вызвано такое разночтение?
— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?
— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека.
— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?
— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4–5).
— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?
— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15–20 минут, чтобы прочитать одну–две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.
— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано.
— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?
— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми.
— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.
— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?
— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.
— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?
— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.
— Все ли народы сегодня могут читать Библию на своем родном языке?
— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.
— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?
— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).
— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском).
— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.
— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?
— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.
— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?
— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.
Хронологический план чтения Библии
Данный хронологический план чтения Библии подразумевает, что Вы будете читать Библию не по книгам, а в том порядке, в котором происходили события в библейской истории. Это один из наиболее интересных планов чтения Библии для тех, кто интересуется в том числе и историей.
Чтение Библии в хронологическом порядке — прекрасная возможность проследить развитие Божьего плана от Адама и Евы до деятельности церквей Нового Завета. Этот план чтения познакомит вас с основными действующими лицами и событиями Библии в хронологическом порядке, начиная с зарождения израильского народа и заканчивая пророческими словами Откровения.
День 4 — Книга Иова 1-5
День 5 — Книга Иова 6-9
День 6 — Книга Иова 10-13
День 7 — Книга Иова 14-16
День 8 — Книга Иова 17-20
День 9 — Книга Иова 21-23
День 10 — Книга Иова 24-28
День 11 — Книга Иова 29-31
День 12 — Книга Иова 32-34
День 13 — Книга Иова 35-37
День 14 — Книга Иова 38-39
День 15 — Книга Иова 40-42
День 16 — Бытие 12-15
День 17 — Бытие 16-18
День 18 — Бытие 19-21
День 19 — Бытие 22-24
День 20 — Бытие 25-26
День 21 — Бытие 27-29
День 22 — Бытие 30-31
День 23 — Бытие 32-34
День 24 — Бытие 35-37
День 25 — Бытие 38-40
День 26 — Бытие 41-42
День 27 — Бытие 43-45
День 28 — Бытие 46-47
День 29 — Бытие 48-50
День 33 — Исход 10-12
День 34 — Исход 13-15
День 35 — Исход 16-18
День 36 — Исход 19-21
День 37 — Исход 22-24
День 38 — Исход 25-27
День 39 — Исход 28-29
День 40 — Исход 30-32
День 41 — Исход 33-35
День 42 — Исход 36-38
День 43 — Исход 39-40
День 46 — Левит 8-10
День 47 — Левит 11-13
День 48 — Левит 14-15
День 49 — Левит 16-18
День 50 — Левит 19-21
День 51 — Левит 22-23
День 52 — Левит 24-25
День 53 — Левит 26-27
День 54 — Книга Чисел 1-2
День 55 — Книга Чисел 3-4
День 56 — Книга Чисел 5-6
День 57 — Книга Чисел 7
День 58 — Книга Чисел 8-10
День 59 — Книга Чисел 11-13
День 60 — Книга Чисел 14-15; Псалтырь 90
День 61 — Книга Чисел 16-17
День 62 — Книга Чисел 18-20
День 63 — Книга Чисел 21-22
День 64 — Книга Чисел 23-25
День 65 — Книга Чисел 26-27
День 66 — Книга Чисел 28-30
День 67 — Книга Чисел 31-32
День 68 — Книга Чисел 33-34
День 69 — Книга Чисел 35-36
День 70 — Второзаконие 1-2
День 71 — Второзаконие 3-4
День 72 — Второзаконие 5-7
День 73 — Второзаконие 8-10
День 74 — Второзаконие 11-13
День 75 — Второзаконие 14-16
День 76 — Второзаконие 17-20
День 77 — Второзаконие 21-23
День 78 — Второзаконие 24-27
День 79 — Второзаконие 28-29
День 80 — Второзаконие 30-31
День 81 — Второзаконие 32-34; Псалтырь 90
День 82 — Книга Иисуса Навина 1-4
День 83 — Книга Иисуса Навина 5-8
День 84 — Книга Иисуса Навина 9-11
День 85 — Книга Иисуса Навина 12-15
День 86 — Книга Иисуса Навина 16-18
День 87 — Книга Иисуса Навина 19-21
День 88 — Книга Иисуса Навина 22-24
День 89 — Книга Судей 1-2
День 90 — Книга Судей 3-5
День 91 — Книга Судей 6-7
День 92 — Книга Судей 8-9
День 93 — Книга Судей 10-12
День 94 — Книга Судей 13-15
День 95 — Книга Судей 16-18
День 96 — Книга Судей 19-21
День 98 — Первая Книга Царств 1-3
День 99 — Первая Книга Царств 4-8
День 100 — Первая Книга Царств 9-12
День 101 — Первая Книга Царств 13-14
День 102 — Первая Книга Царств 15-17
День 103 — Первая Книга Царств 18-20; Псалтырь 10, 58
День 104 — Первая Книга Царств 21-24
День 105 — Псалтырь 7, 26, 30, 33, 51
День 106 — Псалтырь 55, 119, 139-141
День 107 — Первая Книга Царств 25-27
День 108 — Псалтырь 16, 34, 53, 62
День 109 — Первая Книга Царств 28-31; Псалтырь 17
День 110 — Псалтырь 120, 122-124, 127-129
День 111 — Вторая Книга Царств 1-4
День 112 — Псалтырь 6, 8-9, 13, 15, 18, 20
День 113 — Первая Книга Паралипоменон 1-2
День 114 — Псалтырь 42-45, 48, 83-85, 86
День 115 — Первая Книга Паралипоменон 3-5
День 116 — Псалтырь 72, 76-77
День 117 — Первая Книга Паралипоменон 6
День 118 — Псалтырь 80, 87, 91-92
День 119 — Первая Книга Паралипоменон 7-10
День 120 — Псалтырь 101-103
День 121 — Вторая Книга Царств 5:1-10; Первая Книга Паралипоменон 11-12
День 122 — Псалтырь 132
День 123 — Псалтырь 105-106
День 124 — Вторая Книга Царств 5:11-25; Вторая Книга Царств 6:1-23; Первая Книга Паралипоменон 13-16
День 125 — Псалтырь 1-2, 14, 21-23, 46, 67
День 126 — Псалтырь 88, 95, 99, 100, 104, 131
День 127 — Вторая Книга Царств 7; Первая Книга Паралипоменон 17
День 128 — Псалтырь 24, 28, 32, 35, 38
День 129 — Вторая Книга Царств 8-9; Первая Книга Паралипоменон 18
День 130 — Псалтырь 49, 52, 59, 74
День 131 — Вторая Книга Царств 10; Первая Книга Паралипоменон 19; Псалтырь 18
День 132 — Псалтырь 64-6, 68-69
День 133 — Вторая Книга Царств 11-12; Первая Книга Паралипоменон 20
День 134 — Псалтырь 31, 50, 85, 121
День 135 — Вторая Книга Царств 13-15
День 136 — Псалтырь 3-4, 11-12, 27, 54
День 137 — Вторая Книга Царств 16-18
День 138 — Псалтырь 25, 39, 57, 60-61, 63
День 139 — Вторая Книга Царств 19-21
День 140 — Псалтырь 5, 37, 40-41
День 141 — Вторая Книга Царств 22-23; Псалтырь 56
День 142 — Псалтырь 94, 96-98
День 143 — Вторая Книга Царств 24; Первая Книга Паралипоменон 21-22; Псалтырь 29
День 144 — Псалтырь 107-109
День 145 — Первая Книга Паралипоменон 23-25
День 146 — Псалтырь 130, 137-138, 142-144
День 147 — Первая Книга Паралипоменон 26-29; Псалтырь 126
День 148 — Псалтырь 110-117
День 149 — Третья Книга Царств 1-2; Псалтырь 36, 70, 93
День 150 — Псалтырь 118:1-88
День 151 — Третья Книга Царств 3-4; Вторая Книга Паралипоменон 1; Псалтырь 71
День 152 — Псалтырь 118:89-176
День 153 — Книга Песни Песней Соломона 1-8
День 154 — Притчи Соломоновы 1-3
День 155 — Притчи Соломоновы 4-6
День 156 — Притчи Соломоновы 7-9
День 157 — Притчи Соломоновы 10-12
День 158 — Притчи Соломоновы 13-15
День 159 — Притчи Соломоновы 16-18
День 160 — Притчи Соломоновы 19-21
День 161 — Притчи Соломоновы 22-24
День 162 — Третья Книга Царств 5-6; Вторая Книга Паралипоменон 2-3
День 163 — Третья Книга Царств 7; Вторая Книга Паралипоменон 4
День 164 — Третья Книга Царств 8; Вторая Книга Паралипоменон 5
День 165 — Вторая Книга Паралипоменон 6-7; Псалтырь 135
День 166 — Псалтырь 133, 146-150
День 167 — Третья Книга Царств 9; Вторая Книга Паралипоменон 8
День 168 — Притчи Соломоновы 25-26
День 169 — Притчи Соломоновы 27-29
День 170 — Книга Екклесиаста 1-6
День 171 — Книга Екклесиаста 7-12
День 172 — Третья Книга Царств 10-11; Вторая Книга Паралипоменон 9
День 173 — Притчи Соломоновы 30-31
День 174 — Третья Книга Царств 12-14
День 175 — Вторая Книга Паралипоменон 10-12
День 176 — Третья Книга Царств 15:1-24; Вторая Книга Паралипоменон 13-16
День 177 — Третья Книга Царств 15:25-34; Третья Книга Царств 16:1-34; Вторая Книга Паралипоменон 17
День 178 — Третья Книга Царств 17-19
День 179 — Третья Книга Царств 20-21
День 180 — Третья Книга Царств 22; Вторая Книга Паралипоменон 18
День 181 — Вторая Книга Паралипоменон 19-23
День 182 — Книга Пророка Авдия ; Псалтырь 81-82
День 183 — Четвертая Книга Царств 1-4
День 184 — Четвертая Книга Царств 5-8
День 185 — Четвертая Книга Царств 9-11
День 186 — Четвертая Книга Царств 12-13; Вторая Книга Паралипоменон 24
День 187 — Четвертая Книга Царств 14; Вторая Книга Паралипоменон 25
День 188 — Книга пророка Ионы 1-4
День 189 — Четвертая Книга Царств 15; Вторая Книга Паралипоменон 26
День 190 — Книга Пророка Исаии 1-4
День 191 — Книга Пророка Исаии 5-8
День 192 — Книга Пророка Амоса 1-5
День 193 — Книга Пророка Амоса 6-9
День 194 — Вторая Книга Паралипоменон 27; Книга Пророка Исаии 9-12
День 195 — Книга пророка Михея 1-7
День 196 — Вторая Книга Паралипоменон 28; Четвертая Книга Царств 16-17
День 197 — Книга Пророка Исаии 13-17
День 198 — Книга Пророка Исаии 18-22
День 199 — Книга Пророка Исаии 23-27
День 200 — Четвертая Книга Царств 18:1-8; Вторая Книга Паралипоменон 29-31; Псалтырь 47
День 201 — Книга Пророка Осии 1-7
День 202 — Книга Пророка Осии 8-14
День 203 — Книга Пророка Исаии 28-30
День 204 — Книга Пророка Исаии 31-34
День 205 — Книга Пророка Исаии 35-36
День 206 — Книга Пророка Исаии 37-39; Псалтырь 75
День 207 — Книга Пророка Исаии 40-43
День 208 — Книга Пророка Исаии 44-48
День 209 — Четвертая Книга Царств 18:9-37; Четвертая Книга Царств 19:1-37; Псалтырь 45, 79, 134
День 210 — Книга Пророка Исаии 49-53
День 211 — Книга Пророка Исаии 54-58
День 212 — Книга Пророка Исаии 59-63
День 213 — Книга Пророка Исаии 64-66
День 214 — Четвертая Книга Царств 20-21
День 215 — Вторая Книга Паралипоменон 32-33
День 216 — Книга пророка Наума 1-3
День 217 — Четвертая Книга Царств 22-23; Вторая Книга Паралипоменон 34-35
День 218 — Книга пророка Софонии 1-3
День 219 — Книга Пророка Иеремии 1-3
День 220 — Книга Пророка Иеремии 4-6
День 221 — Книга Пророка Иеремии 7-9
День 222 — Книга Пророка Иеремии 10-13
День 223 — Книга Пророка Иеремии 14-17
День 224 — Книга Пророка Иеремии 18-22
День 225 — Книга Пророка Иеремии 23-25
День 226 — Книга Пророка Иеремии 26-29
День 227 — Книга Пророка Иеремии 30-31
День 228 — Книга Пророка Иеремии 32-34
День 229 — Книга Пророка Иеремии 35-37
День 230 — Книга Пророка Иеремии 38-40; Псалтырь 73, 78
День 231 — Четвертая Книга Царств 24-25; Вторая Книга Паралипоменон 36
День 232 — Книга пророка Аввакума 1-3
День 233 — Книга Пророка Иеремии 41-45
День 234 — Книга Пророка Иеремии 46-48
День 235 — Книга Пророка Иеремии 49-50
День 236 — Книга Пророка Иеремии 51-52
День 237 — Плач Иеремии 1; Плач Иеремии 2; Плач Иеремии 3:1-36
День 238 — Плач Иеремии 3:37-66; Плач Иеремии 4; Плач Иеремии 5:1-22
День 239 — Книга Пророка Иезекииля 1-4
День 240 — Книга Пророка Иезекииля 5-8
День 241 — Книга Пророка Иезекииля 9-12
День 242 — Книга Пророка Иезекииля 13-15
День 243 — Книга Пророка Иезекииля 16-17
День 244 — Книга Пророка Иезекииля 18-19
День 245 — Книга Пророка Иезекииля 20-21
День 246 — Книга Пророка Иезекииля 22-23
День 247 — Книга Пророка Иезекииля 24-27
День 248 — Книга Пророка Иезекииля 28-31
День 249 — Книга Пророка Иезекииля 32-34
День 250 — Книга Пророка Иезекииля 35-37
День 251 — Книга Пророка Иезекииля 38-39
День 252 — Книга Пророка Иезекииля 40-41
День 253 — Книга Пророка Иезекииля 42-43
День 254 — Книга Пророка Иезекииля 44-45
День 255 — Книга Пророка Иезекииля 46-48
День 256 — Книга Пророка Иоиля 1-3
День 257 — Книга Пророка Даниила 1-3
День 258 — Книга Пророка Даниила 4-6
День 259 — Книга Пророка Даниила 7-9
День 260 — Книга Пророка Даниила 10-12
День 261 — Книга Ездры 1-3
День 262 — Книга Ездры 4-6; Псалтырь 136
День 263 — Книга пророка Аггея 1-2
День 264 — Книга пророка Захарии 1-7
День 265 — Книга пророка Захарии 8-14
День 266 — Есфирь 1-5
День 267 — Есфирь 6-10
День 268 — Книга Ездры 7-10
День 269 — Книга Неемии 1-5
День 270 — Книга Неемии 6-7
День 271 — Книга Неемии 8-10
День 272 — Книга Неемии 11-13; Псалтырь 125
День 273 — Книга пророка Малахии 1-4
День 274 — Евангелие от Луки 1; Евангелие от Иоанна 1:1-14
День 275 — Евангелие от Матфея 1; Евангелие от Луки 2:1-38
День 276 — Евангелие от Матфея 2; Евангелие от Луки 2:39-52
День 277 — Евангелие от Матфея 3; Евангелие от Марка 1; Евангелие от Луки 3
День 278 — Евангелие от Матфея 4; Евангелие от Луки 4-5; Евангелие от Иоанна 1:15-51
День 279 — Евангелие от Иоанна 2-4
День 280 — Евангелие от Марка 2
День 281 — Евангелие от Иоанна 5
День 282 — Евангелие от Матфея 12:1-21; Евангелие от Марка 3; Евангелие от Луки 6
День 283 — Евангелие от Матфея 5-7
День 284 — Евангелие от Матфея 8:1-13; Евангелие от Луки 7
День 285 — Евангелие от Матфея 11
День 286 — Евангелие от Матфея 12:22-50; Евангелие от Луки 11
День 287 — Евангелие от Матфея 13; Евангелие от Луки 8
День 288 — Евангелие от Матфея 8:14-34; Евангелие от Марка 4-5
День 289 — Евангелие от Матфея 9-10
День 290 — Евангелие от Матфея 14; Евангелие от Марка 6; Евангелие от Луки 9:1-17
День 291 — Евангелие от Иоанна 6
День 292 — Евангелие от Матфея 15; Евангелие от Марка 7
День 293 — Евангелие от Матфея 16; Евангелие от Марка 8; Евангелие от Луки 9:18-27
День 294 — Евангелие от Матфея 17; Евангелие от Марка 9; Евангелие от Луки 9:28-62
День 295 — Евангелие от Матфея 18
День 296 — Евангелие от Иоанна 7-8
День 297 — Евангелие от Иоанна 9:1-41; Евангелие от Иоанна 10:1-21
День 298 — Евангелие от Луки 10-11; Евангелие от Иоанна 10:22-42
День 299 — Евангелие от Луки 12-13
День 300 — Евангелие от Луки 14-15
День 301 — Евангелие от Луки 16; Евангелие от Луки 17:1-10
День 302 — Евангелие от Иоанна 11
День 303 — Евангелие от Луки 17:11-37; Евангелие от Луки 18:1-14
День 304 — Евангелие от Матфея 19; Евангелие от Марка 10
День 305 — Евангелие от Матфея 20-21
День 306 — Евангелие от Луки 18:15—43; Евангелие от Луки 19:1-48
День 307 — Евангелие от Марка 11; Евангелие от Иоанна 12
День 308 — Евангелие от Матфея 22; Евангелие от Марка 12
День 309 — Евангелие от Матфея 23; Евангелие от Луки 20-21
День 310 — Евангелие от Марка 13
День 311 — Евангелие от Матфея 24
День 312 — Евангелие от Матфея 25
День 313 — Евангелие от Матфея 26; Евангелие от Марка 14
День 314 — Евангелие от Луки 22; Евангелие от Иоанна 13
День 315 — Евангелие от Иоанна 14-17
День 316 — Евангелие от Матфея 27; Евангелие от Марка 15
День 317 — Евангелие от Луки 23; Евангелие от Иоанна 18-19
День 318 — Евангелие от Матфея 28; Евангелие от Марка 16
День 319 — Евангелие от Луки 24; Евангелие от Иоанна 20-21
День 320 — Деяния апостолов 1-3, Послание Иуды
День 321 — Деяния апостолов 4-6
День 322 — Деяния апостолов 7-8
День 323 — Деяния апостолов 9-10
День 324 — Деяния апостолов 11-12
День 325 — Деяния апостолов 13-14
День 326 — Послание апостола Иакова 1-5
День 327 — Деяния апостолов 15-16
День 328 — Послание к Галатам 1-3
День 329 — Послание к Галатам 4-6
День 330 — Деяния апостолов 17; Деяния апостолов 18:1-18
День 331 — Первое послание к Фессалоникийцам 1-5; Второе послание к Фессалоникийцам 1-3
День 332 — Деяния апостолов 18:19-28; Деяния апостолов 19:1-41
День 333 — Первое Послание к Коринфянам 1-4
День 334 — Первое Послание к Коринфянам 5-8
День 335 — Первое Послание к Коринфянам 9-11
День 336 — Первое Послание к Коринфянам 12-14
День 337 — Первое Послание к Коринфянам 15-16
День 338 — Второе Послание к Коринфянам 1-4
День 339 — Второе Послание к Коринфянам 5-9
День 340 — Второе Послание к Коринфянам 10-13
День 341 — Деяния апостолов 20:1-3; Послание к Римлянам 1-3
День 342 — Послание к Римлянам 4-7
День 343 — Послание к Римлянам 8-10
День 344 — Послание к Римлянам 11-13
День 345 — Послание к Римлянам 14-16
День 346 — Деяния апостолов 20:4-38; Деяния апостолов 21; Деяния апостолов 22; Деяния апостолов 23:1-35
День 347 — Деяния апостолов 24-26
День 348 — Деяния апостолов 27-28
День 349 — Послание к Колоссянам 1-4; Philemon
День 350 — Послание к Ефесянам 1-6
День 351 — Послание к Филиппийцам 1-4
День 352 — Первое Послание к Тимофею 1-6
День 353 — Послание к Титу 1-3
День 354 — Первое Послание Петра 1-5
День 355 — Послание к Евреям 1-6
День 356 — Послание к Евреям 7-10
День 357 — Послание к Евреям 11-13
День 358 — Второе Послание к Тимофею 1-4
День 359 — Второе Послание Петра 1-3; Послание к Евреям
День 360 — 1 Евангелие от Иоанна 1-5
День 361 — 2 Евангелие от Иоанна ; 3 Евангелие от Иоанна