в какой последовательности читать фромма

Что я понял, прочитав 3 книги Эриха Фромма

в какой последовательности читать фромма. Смотреть фото в какой последовательности читать фромма. Смотреть картинку в какой последовательности читать фромма. Картинка про в какой последовательности читать фромма. Фото в какой последовательности читать фромма

в какой последовательности читать фромма. Смотреть фото в какой последовательности читать фромма. Смотреть картинку в какой последовательности читать фромма. Картинка про в какой последовательности читать фромма. Фото в какой последовательности читать фромма

Недавно я прочитал 3 книги товарища Эриха Фромма: “Иметь или быть”, “Искусство любить” и “Искусство быть”. Постараюсь кратко и доступно изложить главные мысли, которые посетили мою голову при прочтении.

Почему мир такой?

Каждый день мы бежим на работу, откуда поскорее бежим домой, чтобы потреблять медиа-контент и забывать о прожитом дне. Мы носим “умные часы”, чтобы не пропускать ни одного уведомления, ни одного пука в социальных сетях, а на работе заряжаем смартфон, чтобы не разрядился по дороге домой.

Вместо “быть” люди выбирают “иметь”. Иметь красивую жизнь, как с обложки журнала, иметь дом, машину, детей, любовь, красивую любовницу и собственный бизнес. Меня самого пожирает эта “мельница успеха”, которая перемалывает человеческие судьбы в пепел.

Люди уже счастливы от факта того, что им удалось “убить время”, которое они постоянно экономят. “У меня нет времени читать такую большую и заумную статью, но есть время 30 минут листать фидленту”.

Формула современного человека: “Я есть то, чем я обладаю”.

Так, человеку становится страшно потерять автомобиль/смартфон, ведь это части его собственного “Я”.

Главной целью любого индивида в новом обществе потребления является удовольствие, совсем как по Хаксли. То, что не приводит к удовольствию — отбраковывается.

Как перестать иметь и начать быть?

Для понимания этого, нужно понять концепт модуса бытия и обладания Это не черное и белое, а куча оттенков серого. Нельзя только “обладать”, как и нельзя только “быть”.

В разное время человек может ориентироваться как на “обладать”, так и на “быть”.

Сейчас приведу простые примеры. На лекции студенты с ориентацией на обладание, жадно конспектируют каждое слово лектора, чтобы потом его выплюнуть на зачете и забыть материал, выйдя из вуза. Студенты с ориентацией модуса на бытие воспринимают материал лекции сквозь себя. Они бурно реагируют на него, в их голове рождаются вопросы. Они могут иметь собственное мнение по этому материалу. Конечно, это все при условиях адекватного лектора, что далеко не часто встречается.

В любви человек с модусом обладание хочет овладеть партнером. Он ревнует его, он контролирует его жизнь и эмоции, он манипулирует им. Такой брак выполняет две функции. Партнерство, в виде совместной оплаты ипотеки и сексуальное удовлетворение. Человек с модусом бытия дополняет свою пару, а не имеет её. Он стимулирует рост и развитие личности и получает это же обратно.

Говоря о чтении, легче привести цитату самого Фромма:

Чтение бездарного, дешевого романа напоминает сон наяву. Такое чтение не вызывает продуктивной реакции; текст просто проглатывается, как проглатывается телевизионное шоу и хрустящий картофель, который мы жуем, бессмысленно уставившись в телевизор. Если же мы возьмем, к примеру, роман Бальзака, то его чтение может быть продуктивным и вызывать внутреннее сопереживание, если оно происходит в модусе бытия. Между тем даже такие книги в наше время люди часто читают по принципу потребления (то есть в модусе обладания). Как только любопытство читателя-потребителя возбуждено, его охватывает желание узнать фабулу романа: останется ли в живых герой или умрет, соблазнит ли он героиню или ей удастся устоять, он хочет знать ответы на все вопросы. Сам роман в этом случае играет лишь роль прелюдии, «счастливый» или «несчастный» финал — это кульминационный момент переживаний читателя. Узнав конец, он ощущает радость обладания всей историей, которая становится для него почти столь же реальной, как если бы она жила в его собственной голове. Однако от такого чтения его знания не стали шире: действующие лица романа остались далеки, их мотивы непонятны, и потому читателю не удалось глубже проникнуть в суть человеческой природы или лучше узнать себя.

Активная или пассивная жизнь?

Современное общество не видит различий между “активностью” и “занятостью”. А штука ведь очень важная. Часто совершенно пассивного человека называют активным и наоборот. Важно понимать различие, человек может быть активным по внешним обстоятельствам и только лишь подчиняется воле чего-то другого. В то время, как он сам хочет, чтобы от него все отстали.

Представьте себе человека, который год провел в затворничестве собственной квартиры. Он не выходил строить карьеру, не пытался построить интернет-бизнес и всякое такое. Такой человек активный или пассивный? На самом деле информации слишком мало, чтобы судить. Да и судить вообще не классно. Но именно такого человека чаще назовут пассивным, чем активным. Но ещё Аристотель на пару с Фомой Аквинским говорили, что созерцание и размышление есть именно активная форма бытия. В то время, как другой человек бежит делать проекты, работать, потреблять и которые по сути является узником собственных желаний и именно такого человека ошибочно называют активным.

Когда я ем, я ем. Когда я сплю, я сплю.

Человек, который жаждет овладеть искусством быть должен набраться терпения. Как и всякое искусство, наше требует активной деятельности, дисциплины и работы над собой.

Прежде всего, человек должен научиться любить себя, но не в эгоистичном плане. Наоборот, преодолеть нарциссизм. Замечали ли вы, что вам тяжко находиться даже 15 минут наедине с собой в комнате не делая ничего? Вы обязательно начнете убирать вещи, готовить, залипать в смартфон или думать о занятиях на вечер. Научитесь любить компанию из самого себя, медитировать и рефлексировать.

Ещё труднее в наше время держать фокус внимания. Внимание отжирает буквально всё. Каждое приложение, сайт, email, сообщение от друга в соц. сетях, размывает наш фокус. То, что вы в этот момент делаете, и только это, должно быть для вас важно, вы должны отдаться этому целиком. Сосредоточиться — значит жить целиком и полностью в настоящем, здесь и сейчас, и, делая что-нибудь, не думать о том, что будешь делать после.

Кратко говоря, я суммирую идеи Фромма в одну емкую в фразу: люби себя, люби мир и люби то, чем занимаешься и не занимайся хуйней.

Источник

Эрих Фромм

Хиты продаж

Все книги автора

Новая философия

Философский поединок

Эксклюзивная классика (АСТ)

Философия – Neoclassic

Диагноз

Читать Фромма несравненно проще и интереснее, чем Маркса или Фрейда: для человека скромного культурного уровня и кругозора (коим являюсь я сам) труд чтения не только приятен, но категорически необходим для собственного развития – иначе не сумеешь даже узреть интеллектуальную пропасть между писателями-мыслителями калибра Эриха Фромма и нынешними писателями-коммерсантами от психологии/социологии, загрузившими печатный станок и наводнившими сайт.

в какой последовательности читать фромма. Смотреть фото в какой последовательности читать фромма. Смотреть картинку в какой последовательности читать фромма. Картинка про в какой последовательности читать фромма. Фото в какой последовательности читать фромма

Читать Фромма несравненно проще и интереснее, чем Маркса или Фрейда: для человека скромного культурного уровня и кругозора (коим являюсь я сам) труд чтения не только приятен, но категорически необходим для собственного развития – иначе не сумеешь даже узреть интеллектуальную пропасть между писателями-мыслителями калибра Эриха Фромма и нынешними писателями-коммерсантами от психологии/социологии, загрузившими печатный станок и наводнившими сайт.

Эта книга заставила меня полностью пересмотреть свою жизнь и отношение к близким родственникам. Мы не правильно понимаем смысл слова «любовь», мы неверно его прикладываем к жизни. А уж СМИ и вовсе его замылили. Мы привыкли это слово практически всегда слышать только в значении «межполовые отношения»

Глубоко зауважала социологию и психологию после «Искусства любить»

в какой последовательности читать фромма. Смотреть фото в какой последовательности читать фромма. Смотреть картинку в какой последовательности читать фромма. Картинка про в какой последовательности читать фромма. Фото в какой последовательности читать фромма

Эта книга заставила меня полностью пересмотреть свою жизнь и отношение к близким родственникам. Мы не правильно понимаем смысл слова «любовь», мы неверно его прикладываем к жизни. А уж СМИ и вовсе его замылили. Мы привыкли это слово практически всегда слышать только в значении «межполовые отношения»

Глубоко зауважала социологию и психологию после «Искусства любить»

Книга переворачивает сознание, это произведение – единственно верный выбор для людей, кто только увлекся психологией, а так же для личностей, чья направленность – самопознание!

в какой последовательности читать фромма. Смотреть фото в какой последовательности читать фромма. Смотреть картинку в какой последовательности читать фромма. Картинка про в какой последовательности читать фромма. Фото в какой последовательности читать фромма

в какой последовательности читать фромма. Смотреть фото в какой последовательности читать фромма. Смотреть картинку в какой последовательности читать фромма. Картинка про в какой последовательности читать фромма. Фото в какой последовательности читать фромма

Книга переворачивает сознание, это произведение – единственно верный выбор для людей, кто только увлекся психологией, а так же для личностей, чья направленность – самопознание!

Эрих Фромм – это нечто! В юности он был завзятым сионистом. В среде немецкого еврейства, по словам его близких, бытовала фраза «ортодоксальный, как Фромм». В дальнейшем, он кардинальным образом пересматривает свои взгляды, отказываясь от радикальных воззрений. После переселения в США был написан один из основных его трудов – «Бегство от свободы». Фромм в дальнейшем становится адептом буддизма.

Его труды – это нечто. Поражает острота его ума, зоркость его глаза и внимание к мельчайшим деталям построения межчеловеческих отношений. Кроме того, поражает его трепетное человеколюбие и тонкое понимание человеческой природы.

В дальнейшем он будет отнесён к течению т.н. «неофрейдистов». Не знаю, так ли это, по сути, не буду спорить о терминах, однако, будучи одним из носителей наследства учения Зигмунда Фрейда, он преодолевает его узкий, упрощённый психоаналитический подход, и делает массу важных наблюдений и открытий.

Источник

Фромм Эрих. Книги онлайн

в какой последовательности читать фромма. Смотреть фото в какой последовательности читать фромма. Смотреть картинку в какой последовательности читать фромма. Картинка про в какой последовательности читать фромма. Фото в какой последовательности читать фромма

Эрих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm, 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма

Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.

В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. Там он преподавал в Колумбийском университете.

В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.

В 1960 году Фромм вступил в Социалистическую партию США и написал ее Программу, которая, впрочем, из-за партийных споров была отвергнута. Фромм продолжил заниматься политической деятельностью, выступал с лекциями, писал книги и участвовал в митингах.

В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт.

Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году.

Книги (21)

Человек может преобладать, если он способен выразить свой потенциал.

В издании приведена также биография Эриха Фромма, написанная президентом Всемирного общества памяти Эриха Фромма Райнером Функом.

Исследование знакомит с основными вехами жизненного пути и творческой эволюции философа.

Психоаналитическое эссе о Гитлере, русский перевод которого предлагается читателю, подводит итог многолетним размышлениям автора над этой проблемой.

Опираясь на разнообразные биографические материалы, документы и свидетельства современников, автор пытается нащупать потайные пружины личности Гитлера.

Включенные в эту хрестоматию тексты дают представление о понимании с позиций гуманистического психоанализа сновидений, нарциссизма, Эдипова комплекса, агрессии и деструктивности, индивидуального и социального характера нравственности и религии, теории и практики любви, а также роли психоаналитика как `целителя` души.

Работа «Дзэн-буддизм и психоанализ» представляет собой попытку сопоставления двух философских систем, наиболее полно отражающих особенности современного западного и восточного менталитетов.

Книга представит интерес для всех читателей, интересующихся проблемами социальной психологии.

Чтение этой книги принесет разочарование тому, кто ожидает доступной инструкции в искусстве любви. Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Книга посвящена философскому переосмыслению самой острой проблемы нашего времени — природе разрушительного в индивиде, в социуме и в истории. В этой основополагающей работе Э. Фромм, формируя целостное представление о реформированном психоанализе, раскрывает широчайшую панораму биологических, психологических и антропологических учений.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Эрих Фромм безоговорочно порвал с иудаизмом в 26 лет и с тех пор считал себя христианином.

Однако христианство великого философа, его понимание Бога и божественного, роли Христа в мировой истории, трактовка эволюции образа Спасителя и по сей день удивляют своей смелостью и неортодоксальностью.

В работах, представленных в этом сборнике, Эрих Фромм обращается к теме христианства, рассматривая его прежде всего как эволюцию человеческих представлений о религии — от рабского почитания высшего начала и клановой узости до свободы воли, раскрепощения личности и единения наций.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Эрих Фромм — крупнейший мыслитель ХХ века, один из великой когорты «философов от психологии» и духовный лидер Франкфуртской социологической школы.

Труды Эриха Фромма актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Взаимоотношения человека и общества с давних пор привлекали философов, стремившихся определить, какой из элементов этой бинарной оппозиции первичен. Антисоциален ли индивидуум по природе своей, как утверждал 3. Фрейд, или же, напротив, человек есть общественное животное, как полагал К. Маркс? Попытку примирить эти противоположные точки зрения предпринял основоположник «гуманистического психоанализа» Эрих Фромм.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Труды Эриха Фромма актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Эрих Фромм — крупнейший мыслитель ХХ века, один из великой когорты «философов от психологии» и духовный лидер Франкфуртской социологической школы.

Труды Эриха Фромма актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Этика и религия тесно связаны, между ними имеются определенные пересечения. Но в этой книге я сосредоточил внимание не на этике, а на религии. Взгляды, выраженные в книге, ни в коем случае не являются общепринятыми для «психоанализа». Есть психоаналитики, которые практикуют религию, есть и другие, считающие интерес к религии симптомом неразрешенных эмоциональных конфликтов. Моя же позиция характерна скорее для третьей группы психоаналитиков». Эрих Фромм

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

К ним он относит чувства нежности, любви, сопереживания, отношения, интереса, ответственности, честности, ранимости, трансценденции, свободы, ценности и нормы.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Эта книга во многих отношениях является продолжением «Бегства от свободы», где я пытался проанализировать бегство современного человека от самого себя и от своей свободы; теперь я рассматриваю проблемы этики, норм и ценностей, ведущих к реализации человеком своего Я и своих возможностей.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Источник

20 цитат из книг Эриха Фромма

Каждый новый шаг может окончиться неудачей — вот одна из причин, заставляющих людей бояться свободы

Эрих Фромм (1900 — 1980) был одним из наиболее влиятельных социологов, философов и психологов XX века. Он стоял у истоков идей неофрейдизма и фрейдомарксизма, почти всю свою жизнь посвятил изучению подсознания человека. Вот уже не одно десятилетие его работы по психоанализу пользуются огромной популярностью во всем мире. Самыми известными из них стали «Искусство любить», «Иметь или быть?» и «Бегство от свободы».

Мы отобрали 20 цитат из книг Эриха Фромма:

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен. («Искусство любить»)

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя». («Искусство любить»)

Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви. («Искусство любить»)

Именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных. («Бегство от свободы»)

Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить. («Искусство любить»)

Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения. («Анатомия человеческой деструктивности»)

Современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания. («Иметь или быть?»)

Каждый новый шаг может окончиться неудачей — вот одна из причин, заставляющих людей бояться свободы. («Иметь или быть?»)

В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. («Искусство любить»)

Сознаем мы это или нет, но мы ничего так не стыдимся, как отказа от себя, а наивысшую гордость, наивысшее счастье испытываем тогда, когда думаем, говорим и чувствуем подлинно самостоятельно. («Бегство от свободы»)

Человек может играть множество ролей и быть субъективно уверенным, что каждая из них — это он. На самом же деле человек разыгрывает каждую роль в соответствии со своими представлениями о том, чего от него ждут окружающие; и у многих людей, если не у большинства, подлинная личность полностью задушена псевдоличностью. («Бегство от свободы»)

Забота и ответственность — составные элементы любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в господство и собственничество. («Человек для себя»)

Выбор между жизнью и смертью скорее мнимый, чем реальный; реальный же человеческий выбор — между хорошей жизнью и плохой. («Человек для себя»)

Знать свои подлинные желания гораздо труднее, чем кажется большинству из нас; это одна из труднейших проблем человеческого бытия. Мы отчаянно стараемся уйти от этой проблемы, принимая стандартные цели за свои собственные. («Бегство от свободы»)

Право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли. («Бегство от свободы»)

Любовь начинает проявляться, только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях. («Искусство любить»)

Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить. («Иметь или быть?»)

Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения. («Искусство любить»)

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей. («Человек для себя»)

Источник

Эрих Фромм

в какой последовательности читать фромма. Смотреть фото в какой последовательности читать фромма. Смотреть картинку в какой последовательности читать фромма. Картинка про в какой последовательности читать фромма. Фото в какой последовательности читать фромма

Жизнь философа

Эрих Фромм происходил из семьи ортодоксальных иудеев. Родился он во Франкфурте-на-Майне, где первое время учился в школе. Он посещал национальную еврейскую школу, в которой, однако, помимо традиционных религиозных дисциплин преподавались и все предметы стандартной школьной программы. Это позволило ему после окончания школы поступить в Гейдельбергский университет, где он изучал философию, психологию и социологию. В дальнейшем Эрих Фромм учился и в других университетах.

В Берлинском психоаналитическом институте Эрих Фромм, помимо прочего, познакомился и с Карен Хорни – американским психологом, которая помогла ему впоследствии переселиться в США и стать там профессором.

В 1925 году он закончил основное обучение и открыл частную практику как психоаналитик. Этим он занимался более тридцати лет; его частная практика помогла ему собрать большой фактический материал для собственных исследований.

Когда в 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер Эрих Фромм переехал вначале в Швейцарию, а затем в США. Там он преподавал в Колумбийском университете, а также начал писать работы на английском языке.

Супругу Эрих Фромм нашёл «среди своих»: ею стала Фрида Райхман, сестра жены друга и соплеменника психолога – израильского писателя Шмуля Агнона.

Философия психоаналитика

Эрих Фромм считал себя верным последователем идей Зигмунда Фрейда. Однако, по его мнению, классический фрейдизм следовало развивать дальше, поскольку он открыл многие тайны сущности человека и его психики, но не давал ответа на вопросы о том, каким человек должен быть и как ему нужно поступать. С помощью теории Фрейда Эрих Фромм попытался исследовать социальную и политическую жизнь людей.

в какой последовательности читать фромма. Смотреть фото в какой последовательности читать фромма. Смотреть картинку в какой последовательности читать фромма. Картинка про в какой последовательности читать фромма. Фото в какой последовательности читать фромма

Фромм утверждал, что человеческие страхи, влечения, желания являются не продуктами внутреннего развития человека, а следствиями воздействия культуры. По его мнению, человеку изначально не свойственны стремления повелевать и подчиняться, дружелюбие и враждебность, созидательность и разрушительность, гордыня, тяга к развлечениям, любовь к чувственным наслаждениям или страх перед ними и другие проявления психики; всё это, считал Фромм, является реакциями на определённые жизненные условия.

Стремление человека к индивидуальности при капитализме приводит к чувству одиночества и беспомощности. В этом кроются многие психологические проблемы людей; в этом, как считал Фромм, состоят даже причины многих неврозов. Их сущностью является борьба внутренней зависимости и стремления к свободе.

Эрих Фромм разделяет две «совести». Одна – внешняя, сформированная навязанными извне установками: воспитанием, государственной пропагандой, религиозным учением и др. Вторая – внутренняя, являющаяся внутренним голосом самого человека независимо от внешних обстоятельств. Задача человека – следовать как раз «внутренней совести», реализовывать свой собственный потенциал, а не подстраиваться под некие внешние стандарты; только тогда человек обретёт подлинную свободу и счастье.

В этом заключается предложенный психологом гуманистический психоанализ. Если большинство бытовавших тогда методов психотерапии основывались на приспособлении пациента к существующей реальности, экономической и социальной системе и господствующей культуре, то гуманистическое направление должно иметь целью раскрытие собственных возможностей личности, реализацию его собственного потенциала. Психотерапевт поэтому должен быть не «наставником по приспособлению», а в буквальном смысле «целителем души».

Эрих Фромм считал, что Фрейд неправильно понял смысл античной легенды о царе Эдипе. По его мнению, истинный смысл эдипова комплекса кроется не в сексуальном влечении ребёнка к родителям, а в его реакции на давление родительского авторитета.

Не соглашался Эрих Фромм и с фрейдистским пониманием религии. Фрейд был убеждённым атеистом и трактовал религию как систему иллюзий. Фромм же считает, что в основе религии лежит стремление каждого человека систематизировать весь свой опыт, привести его к определённому порядку и составить из него некий идеалистический конструкт. Видимо, дело обстоит в том, что Фромм изначально рос в ортодоксальной религиозной семье и получил религиозное воспитание.

С другой стороны, Фромм критикует современные традиционные конфессии, поскольку они, по его мнению, способствуют не раскрытию внутреннего потенциала человека, а его ликвидации. Вместо того, чтобы учить верующих, что нужно делать и как это можно сделать лучше всего, современные религии лишь указывают, чего делать нельзя, и устанавливают настолько огромное количество запретов, что попросту лишают человека свободы.

Существующие религии Фромм разделяет на авторитарные и гуманистические. В первых человеку навязывается вера, что его жизнью и всем миром вокруг управляют некие «высшие силы», а сам он абсолютно беспомощен перед ними. В таких религиях добродетелью считается послушание, а стремление самостоятельно мыслить и действовать именуется страшным грехом. Чем больше превозносится бог, тем меньше уважения достаётся человеку. Такие религии, помимо всего прочего, приучают верующего к лицемерию, стремлению скрывать свои истинные мысли и чувства и подавлять их в себе.

Напротив, гуманистические религии помогают человеку реализовать свой внутренний потенциал и обрести гармонию с внешним миром. В таких религиях может существовать понятие «бога», однако его смысл совсем не такой, как в авторитарных культах. Примерами гуманистических религий Фромм считает буддизм, учение Сократа, культ Разума в эпоху Просвещения и др.

В свете своего учения рассматривает Эрих Фромм и явление любви. Он говорил, что любовь в современном мире превратилась в вещь, тогда как на самом деле она является процессом, актом, действием. В связи с этим существует истинная любовь – «любовь по принципу бытия» и ненастоящая любовь, то есть «любовь по принципу обладания».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *