в какой период времени во франции был период консульства

КОНСУЛЬСТВО ВО ФРАНЦИИ

Консульство во Франции — период в истории Франции от государственного переворота 18 брюмера VIII года Республики, совершенного Наполеоном Бонапартом, до его провозглашения императором в 1804.

После переворота был установлен режим временного К., при котором исполнительная власть была вверена Бонапарту, Э. Ж. Сийесу и Р. Дюко. Конституция VIII года (принята 26 декабря 1799, утверждена на референдуме в феврале 1800) знаменовала разрыв с предшествовавшей политической традицией, Декларация прав человека и гражданина в ней отсутствовала. Исполнительная власть была усилена и вручалась трем консулам, избираемым на 10 лет: Бонапарту, Ж. Ж. Р. Камбасересу и Ш.-Ф. Лебрену, однако второй и третий консулы обладали лишь совещательным голосом. Первый консул получал право назначать и смещать высших военачальников и чиновников. Разделение властей практически упразднялось, первый консул мог активно вмешиваться в дела двух других ветвей власти: ему принадлежало исключительное право предлагать и утверждать законы, а также назначать большую часть судей. Законодательная власть была разделена и ослаблена. Государственный совет занимался составлением административных уложений и законопроектов, Трибунат — обсуждением и доработкой этих проектов, Законодательный корпус должен был принять или отклонить законопроект без обсуждения. Члены Охранительного Сената получили право отклонять законопроекты как антиконституционные, а впоследствии присвоили себе право дополнять конституцию. Избирательная система была намеренно усложнена, для того чтобы покончить с принципом народного суверенитета и лишить простых граждан возможности менять политический курс страны, как это было при Директории: граждане предлагали лишь кандидатов для замещения выборных вакансий. В 1802 была одобрена на референдуме так называемая Конституция X года, по которой все три консула сохраняли свои посты пожизненно, а Первый консул приобретал право назначать себе преемника. В годы К. был создан режим личной власти Н. Бонапарта, который ставил себе целью примирить расколотую Французской революцией XVIII в. страну и сделать власть независимой от общественных настроений. Административная реформа (1800) стала отказом от принципов выборности и коллегиальности: вся реальная власть в департаментах оказалась в руках назначаемых Первым консулом префектов и была почти ничем не ограничена. Вторая вертикаль власти, выборная, по сути, имела декоративный характер. Укреплялись финансы, был создан Французский банк (1800). В 1801 был подписан конкордат с Пием VII, по которому католицизм признавался религией большинства французов. К 1802 закончились войны с Второй антифранцузской коалицией: Австрия отказалась от большей части владений в Италии, граница Франции стала проходить по Рейну.

Лит.: Вандаль А. Возвышение Бонапарта / Пер. с фр. Ростов-на-Дону, 1995 [1902—1907]; Тьер А. История Консульства и Империи / Cокр. пер. с фр. Т. 1. Консульство. М., 2012 [1845—1862]; Lentz T. Le Grand Consulat. Paris, 1999; Boudon J.-O. Histoire du Consulat et de l’Empire. Paris, 2003; Gueniffey P. Le Dix-huit Brumaire. L’épilogue de la Révolution française (9—10 novembre 1799). Paris, 2008; Thibaudeau A.-C. Mémoires sur le consulat, 1799—1804. Paris, 2013; Branda P., Pinaud P.-F., Zacharie C. Dictionnaire des institutions du Consulat et de l’Empire. Paris, 2017.

Источник

Консульство во Франции

Консульство во Франции — период от госпереворота 18-го брюмера VIII года Республики до провозглашения Наполеона Бонапарта императором Франции в 1804 году по григорианскому стилю.

После переворота, организованного Наполеоном, во Франции установился режим временного Консульства. Исполнительная власть отошла Бонапарту, Э. Ж. Сийесу и Р. Дюко. В конституции VIII года был прописан разрыв с предыдущим политическим строем. Декларация прав человека и гражданина отсутствовала.

Исполнительная власть принадлежала трем консулам, которые избирались на 10 лет. Эти посты заняли Бонапарт, Ж. Ж. Р. Камбасерес и Ш.-Ф. Лебрен. При этом последние два лица имели лишь право совещательного голоса. Бонапарт же мог смещать и назначать первых чиновников, судей и военачальников. Таким образом, принцип разделения властей фактически упразднялся.

Бонапарт мог контролировать и исполнительную, и законодательную власть. Он предлагал и утверждал законы. Государственный совет Франции составлял административные уложения и законопроекты. Трибунат — обсуждал их и, при необходимости, дорабатывал. Законодательный корпус принимал или отклонял законопроект без консультаций. Состав Охранительного сената отклонял законопроекты, если они являлись неконституционными, а в дальнейшем дополнял саму конституцию.

Избирательную систему усложнили, чтобы рядовой гражданин не мог оперативно влиять на политику государства, как это было при Директории. Он лишь предлагал кандидатов, чтобы заместить выборную вакансию. В 1802 году на референдуме утвердили Конституцию X года. В соответствии с ней пост консула стал пожизненным, а первый консул назначал преемника единолично.

За время Консульства сформировался режим личной власти Наполеона. В 1800 году прошла административная реформа, в ходе которой ушли принципы выборности и коллегиальности. Реальная власть в департаментах перешла к префектам, которых назначал Бонапарт. В этом же году был учрежден Французский банк. В 1801 году состоялось подписание конкордата с папой Пием VII. По нему католицизм становился преобладающей религией Франции. В 1802 году закончилась война с Второй антифранцузской коалицией. Австрия отказалась от владений в Италии, а французская граница установилась по линии Рейна.

Источник

Первая Империя

Первая Империя

Французская республика
République française

Империя
в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

1804 — 1815 в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства

в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульствав какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства
Флаг ФранцииГерб Франции
в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства
Национальный гимн ФранцииСтолицаПарижЯзык(и)Французский языкДенежная единицаФранкФорма правленияМонархияДинастияБонапартыИмператор— 1804-1815Наполеон I Бонапарт

Первая Французская империя (1804—1815)

Содержание

Консульство и империя (1799—1814)

После переворота 18 брюмера единственную власть во Франции представляло временное правительство, состоявшее из трёх консулов (Бонапарт, Сийес, Роже-Дюко). На двух комиссиях из членов советов пятисот и старейшин лежала обязанность составить новую конституцию. Консулы — или, точнее, консул Бонапарт, так как два других были не более чем его орудиями, — действовали с решительностью самодержавной власти. Париж отнесся к перевороту совершенно спокойно, не выразив ничем своего недовольства и даже явно сочувствуя новому порядку; в провинции кое-где протестовали некоторые лица из провинциальной магистратуры, но протест не был силен. Французская и даже заграничная биржи отнеслись к перевороту с полным доверием; вместо обычного в подобных случаях понижения биржевых ценностей, они в самые дни 18 и 19 брюмера начали повышение французских 5 % государственных ценностей, перед переворотом с трудом продававшихся по 7 франков за 100. Повышение продолжалось с колебаниями в течение всех следующих месяцев и достигло в конце 1800 года 44 франков. 20-го брюмера состоялось постановление об изгнании из Франции 34 якобинцев, вскоре, однако, отмененное. В многочисленных заявлениях нового правительства говорилось о его верности принципам революции; была подтверждена обязательность республиканского календаря; оставлен в силе декрет об эмигрантах, «которых отечество навсегда извергает из своей среды». Чтобы доказать своё миролюбие, консулы обратились к Англии и Австрии с мирными предложениями.

К 22-му фримера VIII года комиссии, вырабатывавшие конституцию, закончили свои работы; проект Сиейса был переделан согласно с желаниями Бонапарта, являющегося главным автором конституции. Это была вполне монархическая конституция, сохранявшая лишь призрак народной власти. Конституция, вручая верховную исполнительную власть трем консулам, назначала на 10-летний срок первым консулом — Бонапарта, вторым — Камбасереса и третьим (на 5-летний срок) — Лебрена. Первый консул получал, прямо или в слегка замаскированном виде, право назначать на все государственные должности, не исключая членов законодательного корпуса, трибуната, государственного совета и сената (см. Конституции французские). Конституция должна была быть подвергнута народному голосованию (плебисциту), и это было почти единственным проявлением народного суверенитета.

При подаче голосов народом не допускались прения; голосование было открытое. 3011000 голосов было подано за конституцию, только 1562 против неё; за голосовала почти вся парижская интеллигенция, профессора разных учебных заведений, художники, адвокаты, в том числе немало бывших монтаньяров. Новый порядок был введён в действие ещё до плебисцита, которому подвергалась конституция уже действовавшая. Вся власть отныне была в руках Бонапарта. Он сформировал министерство, в которое вошли Талейран в качестве министра иностранных дел, Люсьен Бонапарт (министр внутренних дел), Фуше (министр полиции).

Расцвет консульства во Франции

Задача Бонапарта была трудная. Предстояло создать почти совершенно заново все управление, восстановить финансы, находившиеся в крайне запутанном положении, при полном отсутствии кредита, и как-нибудь покончить со второй коалицией. Одной из первых мер Бонапарта было запрещение, 27 нивоза VIII года (17 января 1800 года), «на время войны», 60 политических периодических изданий в Париже; сохранены были всего 13, и то с подчинением министру полиции и с угрозой запрещения в случае появления в них статей, «не обнаруживающих должного уважения к социальному порядку, к народному суверенитету, к славе армии… и к державам, дружественным республике, хотя бы эти статьи были извлечением из иностранных журналов»; появление новых журналов было поставлено в зависимость от предварительного разрешения. Полицейские преследования политических противников отличались при консульстве (как впоследствии при империи) крайней грубостью.

Подавляя, таким образом, все проявления политической свободы, Бонапарт энергично проводил в жизнь положительную часть своей программы. Она состояла в создании твёрдой, крайне централизованной власти, в покровительстве промышленности, особенно земледелию, в примирении с новым порядком вещей всех тех элементов старого общества, которые только могут с ним примириться (в особенности церкви), в улучшении финансов. Законом 28 плювиоза VIII года (17 февраля 1800 года) «о разделении территории и администрации» сохранено и упрочено разделение Франции на департаменты и введено новое деление на округа (arrondissements). Во главе департамента поставлен назначаемый правительством префект; при нём учреждены совет префектуры и генеральный совет, и те, и другие назначаемые правительством из предлагаемых избирателями списков департаментских нотаблей (избиратели избирали из своей среды одну десятую часть лиц, являвшихся коммунальными нотаблями; эти последние из своей среды тоже одну десятую — то есть на всю Францию около 50000 человек — департаментских нотаблей, из коих и замещались департаментские должности). В округах при супрефектах состояли тоже назначаемые правительством окружные советы. В городах городским хозяйством должны были заведовать назначаемые мэры.

Таким образом все управление сверху донизу делалось строго централизованным, возвращаясь вполне к дореволюционным временам; префекты занимали место интендантов старой монархии, но были облечены гораздо более реальной властью и действовали под гораздо более действительным контролем центрального правительства. 18 марта 1800 года состоялся закон о судебной организации Франции, проникнутый теми же стремлениями. 7 февраля 1801 года этот закон, ввиду роялистского покушения на жизнь Бонапарта (см. Наполеон), был пополнен законом об особых трибуналах для всех случаев, когда правительство сочтет необходимым направить дело в порядке исключительной подсудности. Важным законодательным актом был гражданский кодекс 1804 года, впоследствии (1807) переименованный в кодекс Наполеона (Code Napoléon); за ним уже во время империи последовали кодексы гражданского и уголовного судопроизводства (1806), торгового права (1807), уголовных законов (1810); во всех этих законодательных актах было довольно строго проведено созданное революцией равенство перед законом и уничтожены остатки феодализма. Гражданский кодекс допускал развод по простому желанию супругов, но очень расширял в семье власть мужа и отца, безусловно подчиняя ей жену и детей; незаконным детям запрещалось отыскивать отца. В области уголовного права Наполеоновское законодательство безусловно возвращалось к дореволюционным традициям, щедро рассыпая смертную казнь, восстановляя такие наказания, как отсечение отцеубийцам перед казнью правой руки, клеймение плеча, приковывание к каторжникам тяжёлого ядра; эти наказания были окончательно отменены лишь в 1832 году.

В 1801 году при содействии правительства было основано общество поощрения национальной промышленности. Значительно улучшены пути сообщения как сухопутные, так и речные; закон об охране лесов XI года спас их от нерасчётливого истребления. 7 нивоза VIII года (25 декабря 1799) церковные здания были возвращены церкви; 15 июля 1801 года заключён с папой Пием VII конкордат, в силу которого законом 18 жерминаля Χ года (8 апреля 1802) восстановлена государственная церковь во Франции; епископы должны были назначаться первым консулом, но получать утверждение от папы; последней важной в этом направлении мерой, принятой уже при империи, была отмена республиканского календаря и восстановление календаря христианского (1 января 1806 года). Католическая церковь настолько примирилась с новым порядком вещей во Франции, что папа согласился венчать Наполеона на царство. Впоследствии отношения их вновь испортились, так что папа отлучил Наполеона от церкви.

Заговоры против Наполеона, расстрел герцога Энгиенского, изменения в конституции Χ года (признание Бонапарта пожизненным консулом), конституция XII года, признавшая Наполеона императором, коронация Наполеона в 1804 году — см. Наполеон I.

Эпоха империи во Франции 1804—1814

С 1804 года началась новая эпоха в истории Франции — эпоха империи, которая, впрочем, была прямым продолжением предыдущей, ибо Наполеон и во время консульства в действительности был уже императором. Царствование Наполеона было наполнено, с некоторыми перерывами, войнами, сперва чрезвычайно счастливыми для Франции, хотя и с отдельными неблагоприятными эпизодами (Трафальгарское сражение); Франция распространила свою власть и влияние почти на всю Европу, оставив глубокий след в её внутренних порядках. Начиная с неудач в Испании (см. Испано-португальская война 1807—1814 гг.) и продолжая войной с Россией в 1812 году, счастье изменило империи (см. Наполеоновские войны и Наполеон I). Тем не менее экономический баланс царствования Наполеона не может считаться безусловно неблагоприятным для Франции. Оно закрепило многие завоевания революционной эпохи и создало чрезвычайно благоприятные условия для развития земледелия и промышленности.

В эту эпоху во Франции (в основном при активном содействии правительства) сильно распространилась культура некоторых растений, до тех пор неизвестных или мало известных во Франции; важнейшим из них был картофель, введение которого началось ещё до революции, но шло медленно. Площадь обрабатываемых земель увеличилась весьма значительно; виноделие с 1790 по 1810 гг. увеличилось в полтора раза; вывоз скота с суммы 4,5 млн франков в 1790 году поднялся к 1812 году до 9 млн; прядильная, ткацкая, шелковая промышленность получили громадный толчок и усилились в несколько раз; фабричная промышленность, весьма слабая до революции, была очень развита к концу царствования Наполеона. Кроме различных внутренних мер, принимавшихся для этих целей, Наполеон считал нужным прибегать к высоко покровительственному, частью прямо запретительному таможенному тарифу. Вывозная торговля Франции в первую половину царствования Наполеона быстро росла: в 1802—04 гг. вывоз в среднем равнялся 351 млн франков, в 1805—07 гг. — 402 млн франков, и только во вторую половину начал падать, составляя в 1808—10 гг. 343, в 1811—12 гг. 356 млн франков. Ввоз, затрудняемый тарифами и политическими событиями сильно колебался из года в год, но в общем падал (в 1802—465 млн франков, в 1812—257 млн франков). См. Континентальная система.

Самая война не приносила Франции большого вреда (экономического). Она велась на чужой территории, на контрибуции и реквизиции, и Франция платила за них сравнительно мало (хотя налоги все-таки росли; см. Наполеон I); даже займы для неё не заключались. Между тем она освобождала страну от избыточных рабочих рук и давала громадные заказы собственной промышленности (ткацкая промышленность в значительной мере обязана своим ростом военным предприятиям Наполеона). Армия являлась учреждением деспотически-демократическим; в ней господствовала воля одного человека, но не было ни сословных, ни иных подобных различий; каждый солдат, независимо от происхождения, «носил маршальский жезл в своём ранце». Конскрипции, введенные революцией, были смягчены установленным во время консульства (1800) правом откупаться от воинской повинности, что примирило с войнами зажиточную буржуазию. Армия являлась крестьянской и мелкобуржуазной и была чрезвычайно популярна в народной массе. Так было преимущественно в первую половину царствования Наполеона; во вторую, когда война все же истощила народные средства и, главное, войны стали менее удачными, стране пришлось расплачиваться за свои военные увлечения и крайности протекционизма, вызвавшие страшный торгово-промышленный кризис. Империя обратилась в военную диктатуру, которая не могла быть прочной.

Деспотизм Наполеона оттолкнул от него всю сохранявшую ещё любовь к свободе часть интеллигенции (цензура 1810 года, высылка де Сталь, Констана и др. — см. Наполеон I); духовенство, едва с ним примирившееся, вновь сделалось самым ожесточённым его врагом. Старая аристократия, которой он разрешил вернуться на родину и которую пытался приблизить к своему двору, не могла примириться ни с потерей прежних богатств, ни с новым положением при дворе надменного и постоянно оскорблявшего её императора. Народные массы чувствовали себя утомленными и требовали смягчения податного бремени и прекращения войн. Не терпя вокруг себя ни малейшей искры самостоятельности, Наполеон наполнил все созданные им учреждения лишёнными собственной воли и льстившими ему его креатурами. В минуту испытания нельзя было рассчитывать на их твердость и стойкость; и действительно, после вступления союзных армии в Париж (31 марта 1814 года), назначенный им же сенат провозгласил 3 апреля 1814 года низложение его с престола, опубликовав в своём «Акте низложения» целый обвинительный акт против него, в котором ему ставились в вину нарушения конституции, совершенные при постоянной и деятельной поддержке сената.

Источник

Консульство и Первая империя во Франции

Пришедшая к власти в результате переворота 9 термидора группа умеренных депутатов Конвента, отражавших интересы респуб­ликански настроенных кругов французской буржуазии, по­лучила название термидорианцев. Для этой группировки, как и для других депутатов Конвента, участвовавших в суде над королем, рестав­рация монархии была абсолютно неприемлема, но столь же нетерпимым для нее стал режим революционного террора.
Первое время термидорианцы были вынуждены сохра­нять систему государственных органов, созданную якобин­цами. При этом сам механизм революционной диктатуры был постепенно разрушен, отменено чрезвычайное социаль­но-экономическое законодательство якобинцев.

Текст Конституции 1795 г. отличался напыщенностью и многословием (372 статьи), но при этом она была весьма умеренной по своему политическому содержанию.

Псевдодемократические государственные формы, вве­денные Конституцией 1795 г., не учитывали реального соот­ношения политических сил, не могли обеспечить экономи­ческой и правовой стабильности. Хотя по Конституции 1795 г. исполнительные и управленческие рычаги не должны были концентрироваться в одних руках, ведущую роль в Дирек­тории играл один из лидеров термидорианцев, беспринцип­ный карьерист Баррас. Как и многие другие представители правящей верхушки, он откровенно стремился использо­вать государственную казну для личного обогащения.
Откровенная коррупция, поразившая и сами правитель­ственные круги, ухудшила и без того тяжелое финансовое положение республики. Сохранялась опасность монархической, феодальной рестав­рации и нового революционного взрыва масс, вызванного бедственным положением городских низов и возрождением популярности якобинских идей.

Консульство и Конституция 1799 г.

Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII года республики — по новому календарю) группой заговорщиков, объединившихся вокруг генерала Бонапарта, привел к упразднению Директории и устране­нию других конституционных органов.

Государственное управление

Печальный финал Конституции III года республики, ко­торая была объявлена причиной всех бедствий во Франции, стал своего рода неизбежностью. Политика «качелей», про­водимая Директорией, ставшая символом непрочности и порочности правящего режима, в результате потеряла сво­их последних сторонников.

К осени 1799 г. Директория окончательно утратила свой авторитет как у демократически настроенных республикан­цев, так и у новой буржуазной аристократии, мечтавшей о создании устойчивой власти, способной искоренить рево­люционные настроения во французском обществе. Демокра­тические силы Франции, ослабленные предшествующими репрессиями, не выступили в защиту конституционного правительства, деятельность которого отличалась открытой враждебностью по отношению к народным массам.

Будучи достаточно трезвым политическим деятелем, генерал Бонапарт ясно представлял, что создаваемый им и опирающийся на армию авторитарный режим должен быть как можно быстрее облечен в конституционные формы. Он понимал также, что переход от коллегиальных республи­канских учреждений к личной власти требует промежу­точных ступеней и политико-юридического камуфляжа. Взяв в свои руки инициативу в составлении новой конституции, он оттеснил при этом Сиейеса, претендовавшего на роль «отца» французских конституционалистов, но проявившего со своим проектом непоследовательность и медлительность.

Генерал Бонапарт, он же первый консул, предложил такую организацию «республиканской» государственной власти, которая открывала простор для его честолюбивых политических замыслов. Новая Конституция VIII года республики отличалась от своих предшественниц прежде всего тем что, не утверждалась представитель­ным органом. Подписанная лишь членами узкой конституционной комиссии, она по воле первого консула была выне­сена «на одобрение французского народа». Таким образом, новая республиканская конституция была утверждена 13 декабря 1799 г. по итогам плебисцита, который проводился под жестким государственным контролем. Волеизъявление «французского народа» осуществлялось не путем голосова­ния в первичных собраниях избирателей, а посредством сбора подписей в реестрах, которые вели мировые судьи, нотариусы и т. д. В Конституции при внешнем сохранении республиканского строя закреплялась диктатура генерала Бонапарта, принявшая лишь гражданские очертания.
В отличии от предшествующих основных законов, Конституция 1799 г. уже не содержала Декларации прав чело­века и гражданина, ибо «гражданин Бонапарт» не считал уместным само напоминание в этом документе о свободе и братстве. Гарантируя буржуазии и крестьянству собствен­ность, полученную в годы революции в результате конфискаций и разделов дворянских имуществ, Конституция 1799 г. заявила, что «после совершения законной продажи нацио­нального имущества независимо от его происхождения» приобретатель такого имущества не может быть его лишен (ст. 94). В Конституции нашли свое отражение и цезаризм, и опора на армию, которой отводилась важная роль в осу­ществлении внутренней и внешней политики. Бонапарт в конституции особо предусмотрел установление пенсий для раненых воинов, а также для вдов и детей военных, умер­ших на поле битв и вследствие ранений (ст. 86).

Сохранив формально идею национального суверените­та, конституция 1799 г. ввела запутанную и псевдодемокра­тическую систему «участия» граждан в государственных делах. С чисто популистскими целями Бонапарт отменил явно антинародный и откровенно плутократический иму­щественный ценз и тем самым ввел во Франции своеобраз­ное «всеобщее» избирательное право. По Конституции все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в из­брании так называемого коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе).

Лица, внесенные в коммунальные списки, в свою оче­редь в той же пропорции составляли департаментские спи­ски. Наконец, третья ступень выборов проводилась на де­партаментском уровне, где избиралась 1/10 часть граждан «для осуществления национальных функций». Однако чле­ны этого национального списка не наделялись по Конститу­ции правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рассматривались лишь как кандидаты на госу­дарственные должности.

Согласно Конституции, он мог осуществлять свои пол­номочия «в случае необходимости, при помощи своих кол­лег» — второго и третьего консулов. Таким образом, кон­ституция практически отказалась от концепции разделе­ния властей, легально установив на республиканской почве режим личной власти.

Законодательный процесс

Для ослабления возможной оппозиции со стороны за­конодательной власти Наполеон предусмотрел в Конститу­ции своеобразное расщепление законодательного процесса, который осуществлялся рядом органов.
Государственный совет по указанию и под руководством правительства со­ставлял и предлагал законопроекты, которые затем посту­пали в Трибунат.
Трибуны имели право обсуждать законо­проекты, а после обсуждения вместе со своим мнением вно­сить их в Законодательный корпус.
Члены Законодатель­ного корпуса уже не могли обсуждать законопроект (за что получили название «трехсот немых»), а лишь принимали его или отвергали.
Утвержденный закон мог быть направ­лен первым консулом в Охранительный сенат, который одоб­рял его или отменял как неконституционный. Наконец, за­кон вновь возвращался к первому консулу, который подпи­сывал и обнародовал его. Вся эта сложная процедура поро­ждала фактически политическое бессилие законодательные органов и их большую зависимость от первого консула.

С другой стороны, превратив законодательную власти в придаток авторитарной системы, Конституция 1799 г. соз­дала для первого консула возможность активно воздействовать на процесс законотворчества. Бонапарт со свойствен­ной ему энергией незамедлительно развернул широкие за­конодательные и кодификационные работы, нередко при­нимал в них непосредственное участие. Во многом благода­ря деятельности Бонапарта, выступавшего фактически в качестве законодателя, Франция в короткий срок получила новую правовую систему, ставшую фундаментом для эко­номических и социальных преобразований, начало которым было положено еще революцией 1789-1794 гг.

Местное управление

Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих конституций, отказалась от выборности департаментской и ком­мунальной администрации. Местные чиновники всецело за­висели от центральной администрации: в департаментах пер­вый консул назначал префектов, в округах и общинах — супрефектов и мэров. Выборные местные советы (муници­пальные, общинные и генеральные) имели лишь совещатель­ные функции, их решения подлежали утверждению соот­ветствующей администрацией.

Похоронив, по сути дела, выборные демократические принципы, провозглашенные в период революции, консти­туция 1799 г. сделала важный шаг по пути ликвидации рес­публики и восстановления авторитарных и бюрократиче­ских методов управления, характерных еще для эпохи аб­солютизма.

Бонапарт прозорливо увидел опасности, проистекаю­щие от мощной бюрократической системы, тяготеющей к произволу и деспотизму. В качестве «гарантии» от злоупот­реблений всесильной администрации конституция преду­смотрела право Государственного совета издавать распоря­жения, относящиеся к деятельности публичной админист­рации, «разрешать затруднения, возникающие в админист­ративной деятельности».
Руководствуясь принципом, что «никто не может быть судьей в своем деле», Бонапарт позднее учредил при пре­фектах, всемогущих главах местной администрации, специ­альные Советы префектур, наделенные правом рассматри­вать административные и управленческие споры. Таким образом было положено начало институту административ­ной юстиции, характерному и для последующих этапов раз­вития государственного строя Франции.

Первая империя и бюрократизация государственного аппарата

Конституция 1799 г., предоставив первому консу­лу всю полноту власти, позволила ему в короткий срок раз­громить остатки якобинского движения и обезвредить дея­тельность роялистов, стремившихся к монархической реставрации во Франции.

Продемонстрировав респектабельным кругам общест­ва, прежде всего крупной буржуазии и крестьянам-собст­венникам, преимущества сильного правительства, создав своими успешными военными походами благоприятные условия для промышленного развития Франции, Бонапарт подготовил тем самым необходимый политический климат для окончательного уничтожения республиканского строя. В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бона­парт, ставший к тому времени кумиром для большинства французов, был объявлен пожизненным консулом. Соглас­но Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был при­своен титул императора (Наполеон I). Вновь был использо­ван испытанный прием плебисцита, и третья наполеонов­ская Конституция была практически единодушно одобрена «французским народом».

Государственное управление

Конституция отразила эволюцию честолюбивых политических установок Наполеона. В ней основное внимание уделялось уже не организации государственной власти (к чему император в значительной степени утратил интерес), а с большой тщательностью разрабатывались такие вопро­сы, как престолонаследие, статус императорской семьи, присяга императору, регентство, и т. д. Политический рас­чет и тщеславие Наполеона привели к восстановлению до­революционной процедуры венчания на трон, которая и была впоследствии осуществлена при участии римского папы.

Таким образом, постепенное развитие личной власти Бонапарта с неизбежностью привело к качественным изме­нениям в форме государственного строя Франции, которая теперь не только фактически, но и юридически превратилась в своеобразную монархию (империю). Правда, и с ус­тановлением императорского титула первоначально сам тер­мин «республика» продолжал использоваться в законода­тельстве («управление республикой вверяется императору») но он имел не больший смысл, чем в императорском Риме, постепенно стал выходить из употребления.

Персонификация государственной власти достигла сво­его наивысшего предела. Личность Наполеона ассоциирова­лась в глазах французов с правительством, с армией, с государством в целом. От его воли, а нередко и от чистого произвола зависели политический курс и сама судьба французского государства.

Установление монархического по своей сути строя сопровождалось созданием императорского двора. Родствен­ники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п.

С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе быстро развивающегося капитализма гражданское общество приобрело желанные стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия : запрещались публичные собрания и ма­нифестации, устанавливалась жесткая цензура над прес­сой и т. д.

Проголосовав за порядок и империю, французский на­род был вынужден в качестве своеобразной политической платы согласиться с предельно ограниченной сферой дей­ствия демократии, с утерей права на всякую легальную оппозицию бонапартистскому режиму.

Во время Первой империи во Франции в основном за­вершился процесс становления современного, построенного на рационалистических началах государства, освободивше­гося от теологического и сословного наследия. Это государ­ство создавалось Наполеоном на основе бюрократической централизации, гражданской службы и преданности чинов­ников императора. В условиях авторитарного режима оно все более отчуждалось от общества, превращалось в спо­собный к саморазвитию всесильный механизм, контроли­рующий многие стороны не только публичной, но и частной жизни французов.

Откровенно протекционистская экономическая политика наполеоновского государства способствовала быстрому рос­ту капитализма и пользовалась на первых порах поддерж­кой широких кругов предпринимателей.

Церковь

Наполеон по сути дела включил в систему государст­венного аппарата и католическую церковь, которая после многих революционных потрясений и запретов была вос­становлена в своих правах. Отчетливо представляя силу воздействия церкви на массы, особенно на крестьянство, он еще в 1801 г. подписал с римским папой конкордат, объя­вивший католицизм религией «подавляющего большинства французского народа». Государство взяло священников на свое содержание, а папа признал за Наполеоном право на­значать на высшие церковные должности. Священники при­сягали на верность первому консулу, затем — императору.

Армия

В период консульства и империи дальнейшее развитие получила также военная организация. Эволюция революци­онных войн в захватнические окончательно изменила харак­тер французской армии, превратившейся из национальной корпоративную и цезаристскую. Значительная часть бюджет­ных средств шла на военные нужды. В 1800 году в связи с действием рекрутского набора для состоятельных кругов была введена система найма заместителя, которая позволяла сы­новьям из богатых семей избегать «налога кровью».
Отслужившие свой срок солдаты нередко за деньги продолжали нести военную службу. Так в армии развива­лись кастовость и профессионализм. В период империи офи­церский состав ее все в большей мере пополнялся из пред­ставителей новой наполеоновской аристократии. Многочисленные военные походы императора, умножав­шие его славу как полководца, требовали, однако, все новых наборов и новых жертв. С 1800 по 1815 г. были призваны на службу 3153 тыс. французов, не считая военнослужащих вспомогательных подразделений, из них погибло около 1750 тыс. человек. Еще больший, невиданный до тех пор в исто­рии урон понесли армии союзников и противников Наполе­она (около 2 млн. человек).

Полицейская система

Особое внимание Наполеон уделял развитию и укреп­лению полицейской системы, на содержание которой вы­делялись большие ассигнования. При министерстве поли­ции, которое возглавил опытный профессионал, коварный интриган Ж. Фуше, была создана разветвленная система политического сыска и шпионажа. Фуше добился строжай­шей централизации полицейской системы. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах фор­мально подчинялись префектам, но фактически назнача­лись министром полиции и действовали под его руковод­ством. В Париже была создана особая префектура поли­ции.
В осуществлении карательной политики империи важ­ную роль играли военизированные полицейские соедине­ния — корпус жандармов, находившийся в подчинении во­енного министра. При проведении крупных полицейских операций (разгон митингов, массовые аресты и т. д.) отряды жандармов передавались в ведение министра внутренних дел или министра полиции. Жандармерия оказывала по­мощь полиции в поимке преступников, контрабандистов и т. д. Получила развитие и тюремная система Франции, ор­ганизация которой осуществлялась при личном участии На­полеона.

Таким образом, сравнительно непродолжительный пе­риод правления Наполеона (1799-1814 гг.) сопровождался существенными изменениями во всех сферах государствен­ной жизни Франции. Авторитарный режим империи лишь внешне представлялся постоянным и сильным. На деле та­ковым он не являлся, поскольку не имел прочных консти­туционных оснований и опоры в традиционном политиче­ском сознании французского общества. Он держался на вла­стной воле и успехе одной, хотя бы и одаренной, личности. Очевидно, что такой режим не мог существовать бесконеч­но. Разлад между обществом, могущественным государст­вом и самим императором становился исторически неиз­бежным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Франции
Портал Франция
в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства
в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть фото в какой период времени во франции был период консульства. Смотреть картинку в какой период времени во франции был период консульства. Картинка про в какой период времени во франции был период консульства. Фото в какой период времени во франции был период консульства