в какой период времени развивается валеологическая теория социальной работы
Введение
Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы.
Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
«Теория социальной работы» в контексте обучения будущих профессионалов в области социальной работы выступает не столько как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений реальности, сколько как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном профессиональном сообществе.
История развития теорий социальной работы
Поскольку все современные науки выросли из философии, в социальной работе, как и в большинстве гуманитарных дисциплин, важное место занимает философско-гуманистическая теория, обосновывающая смысл, социально-этические основы бытия человека.
В 1915 году Мэри Ричмонд в своей работе «Научная социальная работа» предложила набор схем оценок качества социальной работы, диагноза социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, что привело к созданию морально-терапевтической теории социальной работы, опирающейся на осмысление разнообразных форм благотворительности. Изучение благотворительности, социальной помощи нуждающимся и сейчас является источником научного осмысления социальной работы.
В 50-е годы развивается валеологическая теория социальной работы, основанная на достижениях экопсихологии (проблем экологической терапии, сохранения здоровых условий обитания, здорового образа жизни), способствующая формированию у населения идеологии и практики жизнесохранительного поведения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей.
Примерно в это же время получает развитие педагогическая теория социальной работы, активизирующая анализ социально-педагогических возможностей общин и теоретическое осмысление работы с социальными группами, оказания помощи человеку в микросреде обитания, по месту жительства.
К началу 90-х годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного явления. Каждая такая модель предполагает вполне определенное содержание, комплекс методов и форм содействия нуждающимся, профилактику кризисов.
Условно теоретические модели социальной работы объединяют в четыре группы: психолого-ориентированные; социолого-ориентированные; социально-педагогические; комплексные, междисциплинарные:
— Психолого-ориентированные модели опираются преимущественно на психологическое знание, учет закономерностей психологического статуса и развития человека.
— Социолого-ориентированные модели опираются на познание закономерностей социального развития, структурирование общества, взаимодействие его социальных институтов.
— Социально-педагогические модели опираются на использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности.
— Комплексные модели ориентируются на целостное видение проблемы защиты и поддержания жизненных сил человека как биосоциального существ.
В какой период времени развивается валеологическая теория социальной работы
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ
Р.М. Куличенко, А.В. Логинов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Понятие «подход» определяется в общем плане как совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, пробуждении к чему-нибудь. Общенаучные подходы характерны для социологии, философии, психологии, педагогики.
Главным признаком понятия является его научность, поскольку именно подход не только лежит в основе педагогической теории, но и во многом определяет состояние педагогической практики.
Подход включает в себя принципы обучения, характеризуется присущими только ему ценностными ориентациями, реализуется в практическом методе. Он предполагает рассмотрение того или иного педагогического феномена через призму педагогически определенных понятий и т.д.
Валеологический подход, ориентирующий на здоровый (здоровьесохраняющий, здоровьеукрепляющий, здоровьесозидающий) образ жизни субъектов учебно-воспитательного процесса как в дошкольных, школьных, специальных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеет определенную нормативно-правовую базу.
В нее входят Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Закон об образовании», Конституция РФ, Федеральный Закон от 23.02.2013 г. 15-ФЗ»Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепция непрерывного образования, Указы Президента Российской Федерации № 598 от 7 мая 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 606 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», № 761 от 1 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников и др.
Исследования, выполненные коллективом авторов под научным руководством В.Н.Ирхина, представляют для нас особый интерес, поскольку учеными теоретически обоснована целостная концепция развития здоровьеориентированной образовательной системы в вузе.
Авторами раскрыты сущность, тенденции и принципы, противоречия, этапы развития здоровьеориентированной образовательной системы в вузе, разработаны ее структурно-динамическая и структурно-функциональная модели, определена системная детерминация, управленческие механизмы развития, выявлены совокупности педагогических условий, осуществление которых эффективно обеспечивает процесс развития системы, обоснованы критерии и показатели эффективности процесса.
На основе сравнительного анализа теоретических исследований автор рассматривает разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся разных возрастных групп образовательных учреждений, в том числе и студентов.
М.Л. Звездина отмечает, что сущность валеологического подхода в образовании и в формировании ЗОЖ была разработана Г. К. Зайцевым, но определенный вклад в теорию и практику формирования здорового образа жизни посредством других подходов (аксиологического, системного, компетентностного, культурологического и т. д.) был внесен Н. П. Абаскаловой, В. И. Бобрицкой, С. Г. Добротворской, С. О. Омельченко, Т. Ф. Ореховой, В. Ю. Саловым, Н. В. Седых и О. Л. Трещевой [1].
Анализ изученной литературы позволил выявить четыре основных компонента реализации валеологического подхода в подготовке бакалавров социальной работы:
1. Формирование профессионально-ценностных ориентации бакалавров социальной работы в процессе учебной деятельности.
2. Воспитательная работа куратора студенческой группы по реализации валеологического подхода в образовательно-воспитательной среде вуза.
3. Формирование у студентов профессионально значимой компетентности здоровьесбережения
4. Квазипрофессиональная деятельность студентов, построенная на основе валеологического подхода.
Первостепенно значимым компонентом нами признается формирование профессионально-ценностных ориентации у бакалавров социальной работы в системе непрерывного профессионального образования.
Цели, задачи и базовые функции социальной работы заданы (в идеале) общечеловеческой системой ценностей и определяют гуманистическую направленность социальной работы.
К основным организационно-педагогическим условиям, реализуемым в рамках валеологического подхода и способствующим формированию профессионально-ценностных ориентации будущих бакалавров, относятся:
1. Организация активной, самостоятельной, самоуправляемой и контролируемой работы студентов посредством самоинформирования.
Самоинформирование, как форма самообразования, позволяет расширить потенциальные и активные возможности будущего бакалавра социальной работы, сформировать субъектную позицию, обеспечить его продвижение от воспроизведения и понимания изучаемого материала к построению собственных аксиологических смыслов профессиональной деятельности, способствует созданию новых знаний, формированию профессионально значимых умений, личностных качеств, профессионально значимых ценностных ориентации.
2. Организация учебных дискуссий, способствующих закреплению знаний и их творческому осмыслению на основе техники «позиционного обучения» В процессе дискуссий обнаруживаются ценностные позиции обучающихся по обсуждаемым вопросам, обеспечивается процесс критического анализа, приобретается опыт работы в команде;
3. Выполнение обучающимися индивидуальных и групповых заданий по изучаемым темам с различными формами предъявления результатов поисковых действий (опорные конспекты, мини-сочинения, презентации, стендовые доклады и т.д.), решение специально разработанных учебно-познавательных задач, в ходе решения которых студентам можно продемонстрировать возможность достижения результатов за счет освоения новых ценностей, показать негативные последствия оперирования прежним опытом, активизировать участие студентов в ситуациях, связанных с запуском процесса осмысления деятельности, то есть перехода в рефлексивную позицию.
4. Организация рефлексивной деятельности в форме деловой игры. Деловая игра как метод обучения будущих бакалавров вооружает участников профессиональными знаниями и умениями; развивает творческое мышление, формирует нравственные профессиональные представления и отношения, способствует накоплению умений и навыков работы в коллективе единомышленников при решении профессиональных задач.
В качестве ситуаций рефлексивно-деловой игры могут быть использованы ценностные (этические) дилеммы, так как большинство затруднений в практике социальной работы обусловлено необходимостью выбора между двумя и более противоречивыми ценностями (нравственными нормами).
5. Применение социально-психологического тренинга как активной формы социально-психологического обучения студентов с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми. Тренинги позволяют учащимся использовать на практике усвоенные знания, способствуют формированию следующих умений будущих бакалавров:
— владеть своим эмоциональным состоянием;
— использовать имеющиеся знания и опыт в нестандартных ситуациях;
— обращаться к аудитории и адекватно воспринимать ее ответную реакцию;
— профессионально грамотно оценивать складывающуюся или уже сложившуюся ситуацию, искать и находить выход из нее;
— создавать среду общения и взаимодействия с другими людьми с положительным, воспитывающим потенциалом;
— преодолевать конфликты в целях развития личности и деятельности.
6. Включение студентов в проектную деятельность, обеспечивающую формирование направленности поведения и деятельности на профессиональные ценности.
Социальное проектирование, независимо от объекта проектирования, несет в себе черты ценностно-нормативной системы инициатора проекта. В процессе подготовки и презентации проекта перед будущими бакалаврами стоит задача позиционирования себя как специалиста социальной работы, поэтому внимание студентов акцентируется на определении путей, ведущих к позитивным результатам, анализе таковых, предложенных участниками проекта. Отсюда ценностное поведение, основанием которого является ценностное осознание, ценностное отношение.
Важнейшим средством передачи профессионально значимых ценностей студентам и формирования их ценностных ориентации является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний.
Реализованные организационно-педагогические условия позволяют обеспечить позитивную динамику формирования ценностного отношения будущих бакалавров социальной работы к профессиональной деятельности.
Они могут быть представлены в виде педагогической стратегии формирования профессионально значимых ценностных ориентации будущего бакалавра — системе, воплощающей в себе единство социальных установок, целей, особенностей социально-культурной ситуации, внешних и внутренних средств, обеспечивающих взаимодействие преподавателей и студентов в процессе совместной деятельности.
В качестве второго важного компонента образовательно- воспитательной деятельности вуза следует, на наш взгляд, рассматривать содержание работы куратора студенческой группы по реализации валеологического подхода в образовательно-воспитательной среде вуза.
Важнейшим условием эффективности работы кураторов по формированию культуры здоровья у студентов является психологическая, теоретическая и технологическая готовность их к управлению данным процессом на уровне студенческих групп.
Основным содержанием процесса формирования культуры здоровья у студентов должно быть их развитие как субъекта здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей деятельности. Или, выражаясь по-иному, главная задача воспитания состоит в том, чтобы научить будущего специалиста сохранять, поддерживать и укреплять свое здоровье и здоровье своих близких людей, создавать условия для здоровьесберегающей деятельности у своих подчиненных.
Становление и развитие культуры здоровья у студентов осуществляется на основе совместной деятельности самих студентов, кураторов студенческих групп, преподавателей физического воспитания, тренеров спортивных секций и клубов, членов семьи, медицинских работников, общественных организаций.
Эффективной эта работа может быть лишь в том случае, когда она носит системный, целостный характер. Она должна поэтому каким-то образом интегрироваться и координироваться. И важнейшими функциями куратора являются интеграционная функция, обеспечивающая системный характер здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей деятельности студентов, взаимодополнение усилий субъектов образовательного процесса в формировании у них культуры здоровья; и координационная функция, содержанием которой является согласование отдельных действий субъектов.
Особенностью деятельности кураторов студенческих групп по формированию культуры здоровья у студентов является то, что они, как правило, не имеют специализированной подготовки в сфере физического воспитания подрастающего поколения. Физическое развитие личности специалиста осуществляется под руководством преподавателей физического воспитания, тренеров. Свой вклад в укрепление здоровья будущих специалистов вносят общественные организации (профсоюз, студсовет и др.), а также клубы по интересам. За здоровьем студентов следят медики. Основным же содержанием деятельности куратора студенческой группы является организаторская работа.
Главными задачами этой работы являются:
— во-первых, обеспечение системного характера деятельности субъектов по формированию культуры здоровья студентов ;
— во-вторых, координация усилий специалистов, участвующих в данном процессе, определение места и роли каждого субъекта образовательного процесса в формировании у студентов культуры здоровья;
— в-третьих, проектирование совместно со студентами индивидуальной программы деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, самовоспитанию культуры здоровья;
— в-четвертых, обеспечение включения каждого студента в практическую здоровьесохраняющую и здоровьесберегающую деятельность на основе индивидуальной работы;
— в-пятых, организация мониторинга развития культуры здоровья у будущих специалистов.
Одной из главных проблем в работе по формированию культуры здоровья у будущих специалистов является неготовность кураторов студенческих групп к ее решению [4].
Существующая ранее система подготовки специалистов, наряду с накопленным позитивным опытом, имела и определенные недостатки.
Как правило, она в большей степени была ориентирована на овладение будущим специалистом техникой профессиональной деятельности, чем на овладение механизмами самостоятельного добывания и осознанного применения на практике профессиональных знаний.
Последнее особенно актуально в современных условиях в связи с активным развитием института социальной работы в нашей стране, появлением новых технологий и моделей в этой сфере.
Современная многоуровневая система подготовки социальных работников, предполагающая непрерывное профессиональное образование, ориентирует, прежде всего, на формирование профессиональной компетентности.
Поэтому третья позиция обоснования валеологического подхода в подготовке бакалавров социальной работы определена как формирование у студентов профессионально значимой компетентности здоровьесбережения.
Поскольку формирование и развитие профессиональной компетентности на начальном этапе осуществляется в условиях вузовской подготовки, в связи с этим возникает вопрос о необходимости эффективной организации образовательного процесса и определения того места, какое в нем занимает профессионально-личностное развитие будущего бакалавра социальной работы, усовершенствование системы подготовки будущих бакалавров социальной работы, предполагающее использование как традиционных, так и новых форм обучения, активное развитие новых образовательных технологий при субъектной позиции как преподавателя, так и самого студента будет способствовать профессионально-личностному развитию будущих социальных работников с учетом потребностей времени.
Наряду с овладением компетенциями обязательным условием успешной реализации валеологического подхода является внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, предусматривающих:
• включение студентов в активное взаимодействие,
• отработкау умений в интерактивных технологиях (например, в технологии обучающего тренинга);
• стимулирование рефлексии на содержании курса, а также рефлексии личного жизненного опыта;
• использование групповых процессов в образовательной технологии;
• продуктивная, творческая деятельность студентов в ходе изучения курса;
• организация полной и самостоятельной учебной деятельности студентов.
Важно заметить, что сохранение здоровья студентов возможно, если целями внедрения валеологического подхода будет не только формирование профессиональной компетентности и стимулирование процессов личностного саморазвития, но и преодоление психологических барьеров формирования здоровъесберегающей компетентности будущих социальных работников.
В настоящее время в связи с реформой в сфере высшего образования и переходом к новым образовательным стандартам и программам требуются новые подходы к подготовке теперь уже не специалистов, а бакалавров социальной работы.
Иначе говоря, в современных условиях возникают объективно значимые проблемы профессионально-личностного развития будущих бакалавров социальной работы.
Одна их таких проблем касается наиболее перспективного и в то же время наименее разработанного аспекта реализации валеологического подхода вузовской подготовки работников социальной сферы: это квазипрофессиональная деятельность студентов, построенная на основе валеологического подхода.
В нашем понимании, квазипрофессиональная деятельность связана с практико-ориентированным теоретическим обучением (проектирование, игровые формы), моделированием целостных фрагментов профессиональной деятельности социального работника (предметно-технологическое и социально-ролевое содержание) или участием в реальных профессиональных действиях.
В целях освещения практики квазипрофессиональной деятельности в рамках знаково-контекстных технологий обучения приведем наиболее интересные формы работы со студентами.
Квазипрофессиональная деятельность студентов осуществляется параллельно с образовательным процессом на непрерывной основе и предполагает постоянный контакт студентов, преподавателей и специалистов-практиков. Данный опыт весьма важен для нас, поскольку полноценная подготовка бакалавров социальной работы осуществляется с привлечением сотрудников Управления социальной защиты, Центров социального обслуживания, геронтологического Центра, детских домов, социальных приютов, пенитенциарных учреждений, различных учебных заведений, общественных организаций и т.д.
Но нельзя не отметить, что наиболее важной и эффективной формой квазипрофессиональной деятельности бакалавра социальной работы является производственная практика, которая выступает в качестве переходного этапа от учебной деятельности в профессиональную и требует актуализации основных компонентов профессиональной подготовки:
— когнитивных (профессионально значимые знания),
— социальных (взаимодействие участников субъект-субъектного процесса общения в соответствии с принятыми нормами социальных отношений) ;
— психологических («включение» в профессию как часть культуры: через присвоение ее норм, правил, ценностей).
Специфика квазипрофессиональной деятельности бакалавра социальной работы заключается в том, что она протекает в реальных условиях в процессе активного взаимодействия как с сотрудниками базовых учреждений, так и различными социальными категориями граждан.
В аспекте нашего исследования в данной статье важно отметить, приведенные выше направления деятельности будущего социального работника содержат огромный потенциал для реализации валеологического подхода в квазипрофессиональной деятельности путем обращения, например, к псхотерапии, валеологической стрессологии, психосоматике.
Литература
1. Звездина М. Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся / М. Л. Звездина // Научный диалог. – 2013. – № 8 (20) : Педагогика. – С. 8–23.
2. Ирхин В.Н. Концепция развития здоровьесберегающей педагогической системы вуза (Монография Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
3. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Функции здоровьеориентированной педагогической системы университета // Вестник Тамбовского университета. – Вып.4 (72). – 2009. С. 34-36.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ВАЛЕОЛОГИЯ
«Зачем болезнь лечить, если можно ее в тело не пустить?» П.К. Иванов
Высокий профессионализм социального работника, крепкое здоровье, семейное счастье, творческое долголетие — основные стержни жизненного успеха специалиста.
Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. И подлинная красота человека— это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Здоровье человека — это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья как о динамическом процессе, который также улучшается или ухудшается, т. е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания.
Здоровье человека в первую очередь зависит от факторов, его определяющих. Если изобразить их схематично, то они представляют собой схему из 3 понятий: биологические возможности человека; социальная среда; природно-климатические условия (по Б.Н. Чумакову).
Первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50 — 55%
Однако, наша страна сориентирована на развитие промышленного и оборонного потенциала и финансирование социальной сферы по остаточному принципу; недостаточный уровень расходов на охрану здоровья населения; ухудшение экологической обстановки, особенно промышленной экологии; традиционное для России пренебрежение государства, общества и индивидуумов ценностью долгой и здоровой жизни, положительное отношение значительной части населения к курению, употреблению алкоголя, крайне недостаточное воспитание жизнесохранительного поведения среди детей и молодежи в образовательных структурах, отрицательная роль средств массовой информации в деле пропаганды здорового образа жизни; резкое ухудшение качества жизни значительной части населения (безработица, нерегулярная выплата заработной платы, пенсий, пособий на детей, ухудшение качества продуктов питания, снижение доступности услуг здравоохранения, образования, культуры).
По продолжительности жизни российские мужчины занимают 135-е место в мире, а женщины — 100-е. Российские мужчины живут на 15 — 17 лет, а российские женщины на 7 — 10 лет меньше, чем мужчины и женщины в Западной Европе.
Экономическими последствиями сверхсмертности и ухудшения здоровья населения России являются уменьшение численности трудового потенциала страны и ухудшение его качества. Происходит недополучение валового внутреннего продукта из-за преждевременной смертности и инвалидизации населения трудоспособного возраста. Постарение трудовых ресурсов и снижение их мобильности, увеличение иждивенческой нагрузки на трудовые ресурсы пожилыми и престарелыми ведет к росту затрат на социальное обеспечение и социальное обслуживание нетрудоспособных.
Социальными последствиями преждевременной смертности населения в стране является рост числа неполных семей, вдов, вдовцов и детей-сирот, психологическое неблагополучие в таких семьях, феминизация бедности, уменьшение количества молодых людей призывного возраста, сокращение населения и его плотности, что наиболее опасно в приграничных районах, особенно на Дальнем Востоке и юге страны, в условиях дефицита свободных для освоения территорий и давления избыточного населения в сопредельных странах.
Валеология призвана обеспечить разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни, повышению ценности здоровья для каждого человека, сделать болезнь невыгодной с точки зрения профессиональной карьеры и трудовых доходов.
Именно с ее позиций обращается особое внимание на вопросы гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи в образовательных учреждениях, на профилактику курения, алкоголизма и наркомании; увеличивается количество учебных часов в учебных заведениях на занятия подвижными играми, физической культурой, хореографией и т. п.
Валеологический подход в социальной работе позволяет разработать и осуществить государственную политику по защите здоровья населения от неблагоприятного воздействия потребления алкоголя и табака: запретить все виды прямой и скрытой рекламы алкогольной и табачной продукции; обеспечить эффективный государственный и общественный контроль за состоянием российского алкогольного и табачного рынка, качеством продукции; усилить разъяснительную работу среди населения, особенно молодежи, повысить информированность населения о негативном влиянии алкоголизма и курения табака на здоровье и жизнь людей; предусмотреть использование части дохода от акцизов на алкогольную и табачную продукцию для профилактики алкоголизма и курения табака; поэтапно увеличивать расходы на охрану здоровья населения до уровня развитых стран (8 — 9% ВВП).
Основные усилия государства и общества необходимо сосредоточить на двух взаимосвязанных направлениях.
Первое направление — это формирование у населения и руководителей органов власти и управления идеологии и практики жизнесохранительного поведения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и
продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей.
Второе направление — реформирование системы здравоохранения на основе приоритетного финансирования отраслей здравоохранения, дающих максимальный с точки зрения улучшения здоровья и снижения смертности населения эффект, при обязательном существенном увеличении расходов на охрану здоровья в ВВП.
Среди важных резервов снижения смертности — усиление контроля за состоянием окружающей среды и условиями труда, повышение внимания к мерам, связанным с профилактикой дорожно-транспортного травматизма.
Необходимо повысить эффективность первичного звена здравоохранения в оказании неотложной медицинской помощи пострадавшим от аварий, пожаров, несчастных случаев, стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий.
Только совместными усилиями всех органов власти и управления, общественных объединений и населения можно обеспечить преодоление демографического кризиса в России.
Важно знание валеологии и для старшеклассников, студентов. С учетом «хронических» недосыпаний, нарушения режима труда, питания и других факторов, связанных с образом и стилем жизни, развивается нервно-психическое напряжение.
Информационная перегрузка головного мозга вследствие эмоциональных и интеллектуальных напряжений (особенно в период экзаменов) вызывает так называемые информационные неврозы.
Эти патологические состояния вследствие умственного нервного переутомления вызывают соматические и вегетативные изменения.
Каждый чувствовал эти изменения, связанные с истощением функциональных систем нервной системы, выражающиеся в потливости, слабости, потере аппетита, быстрой утомляемости и раздражительности. Поэтому физическая культура и спорт в условиях напряженного умственного труда, дефицита времени, ограниченности двигательной активности (возможно, нежелания или просто лени) приобретают, безусловно, профилактическое значение, являясь средством реабилитации и восстановления оптимального (для молодого человека) психофизиологического состояния.
Познать свой организм, научиться стимулировать его действия, уметь снять нервно-мышечное напряжение и психоэмоциональное утомление — такова задача валеологии.
Различные исследования доказали снижение заболеваемости, повышение физической работоспособности и интеллектуальных возможностей у тех, кто целенаправленно использовал систему реабилитационных восстановительных мер.
В социальной работе используется ряд методов валеологии, самым распространенным среди которых является аутогенная тренировка, способствующая снятию нервно-мышечного напряжения, связанного с перестройкой нервной регуляции.
Вопросы для самоконтроля
Что такое валеология?
Какое влияние оказывает валеология на развитие социальной работы?
Какие валеологические методы используют в социальной работе?
Ситуация
Как проблема льготного распределения лекар ственных средств решается в вашем регионе? Какие нормативно-правовые документы регламентируют этот процесс? Кто и как контролирует доставку медикаментов прикованным к постели больным? Какую помощь в решении этой проблемы могут оказать волонтеры?
По распоряжению Главы администрации Московской области из бюджета выделены специальные средства на закупку медпрепаратов для лечения сахарного Диабета, туберкулеза, онкологических заболеваний, психических болезней и гемофилии. Без перебоев и задержек будут теперь поступать в подмосковные аптеки жизненно необходимые лекарства, предназначенные для льготных категорий граждан.
Прежде эти лекарства, которые должны выдаваться льготникам совершенно бесплатно, закупались за счет средств местных властей, из-за отсутствия финансов не всегда имеющих возможность вовремя расплатиться с аптеками. В результате аптеки, не получившие положенных денег, предпочитали сокращать ассортимент жизненно важных препаратов.
Кроме того, отныне упрощена схема доставки медикаментов от производителя к продавцу. Раньше стоимость многих лекарств возрастала в несколько раз за счет длинной цепи перекупщиков и всевозможных накладных расходов. Отчасти поэтому местные власти не могли расплатиться с аптеками за медпрепараты, а льготники не получали полагающихся им лекарств. Теперь во многих подмосковных поликлиниках будут открыты аптечные киоски, куда жизненно необходимые медикаменты будут поставляться непосредственно от производителя, а цены на другие лекарства за счет прямых поставок будут значительно ниже.
Список использованной литературы
Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.
Информационный бюллетень Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской федерации.— 1998.— Вып.2.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой.— М.: Изд-во АСО-ПиР РФ, 1995.
Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Чумаков Б.Н. Валеология: избранные лекции.— М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Практические задания
Валеологические аспекты социальной работы
Цели: закрепление знаний о человеческом организме; владение умениями и навыками физического самосовершенствования; пропаганда здорового образа жизни среди разновозрастных групп населения.
Составить план прохождения практики и подвести ее итоги. Провести опрос одного класса (беседу, интервью, анкетирование) учащихся старших классов по условной теме «Культура здоровья».
Разработать курс занятий, посвященный здоровому образу жизни (20 часов), и провести урок здоровья для подростков.
Составить перечень возможных «физкультминуток» для детей младшего школьного возраста и провести открытое занятие для педагогов начальной школы.
Патронажная работа с людьми, нуждающимися в уходе.
Приготовление простейших блюд и выпечки.
Современная Россия — одна из самых конфликтных стран мира. Социальные конфликты определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениями принципиально новые качества. Социальные работники имеют дело с остроконфликтными категориями населения (инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Таким образом, содержание науки социальной работы, ее объект, предмет, категории и другие научные атрибуты не могут осмысливаться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.
Игнорирование конфликтологического рассмотрения теоретико-методологических проблем социальной работы ведет к односторонности их трактовок. Например, часто отождествляют социальную работу с благотворительностью и милосердием, социальной медициной или другими ее проявлениями.
В социальной работе происходит стык интересов: самого социального работника и клиента; отдельного клиента и других людей; группы клиентов; группы клиентов и остальной части общества; систем учреждений и групп клиентов; системы (учреждения) наблюдателя и социальных работников; различных групп профессионалов.
Конфликтом в социальной работе может быть и несоответствие личных и профессиональных ценностей специалиста. У практического работника в семейной службе, являющегося, например, противником абортов, могут возникнуть трудности при обсуждении этой проблемы с беременной юной девушкой. Социальный работник клиники, осознающий возможности современной медицины, может столкнуться с правом на самоопределение пациента, который отказывается от спасающего жизнь переливания крови по религиоз-
ым причинам. В каждом отдельном случае социальный ‘аботник должен взвесить обязательства перед клиен-
оМ, работодателем, профессией, обществом прежде, чем принять решение.
Конфликтологически насыщенными являются и некоторые методы социальной работы, такие, как «со-циодрама» и «психодрама», ибо они есть не что иное, как проигрывание в ролях конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах.
Любой конфликт имеет определенные структуру, сферу и динамику.
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников выделяют цели, интересы и мотивы; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликта. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точкахзрения, пожеланиях. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Необходимо стремиться, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не «перетекал» в личностную, нельзя переходить «на личности». Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания; реализации; затухания. Наиболее успешное разрешение конфликта проходит на стадии его возникновения. Один из эффективных способов «блокировки» конфликта — переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в предметно-деятельностную.
Вопросы для самоконтроля
В социальные конфликты — международные, межнациональные, межконфессиональные, межгосударственные — всегда включены конфликты личностные, меж-АУ людьми. А разве реже конфликты с собой? Какие, по-вашему, сложнее для
Как вы считаете, возможно ли сосуществование людей без конфликтов между ними? Нужна ли бесконфлик тность? Спор ищет правого или истину? Конфликт между поколениями — объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности? Что чаще всего приводит к конфликту — разные точки зрения или обстоятельства?
В вашей жизни было, конечно же, немало всяких конфликтов. Какими вы гордитесь (если допустимо такое
слово)? Каких стыдитесь? Что вы предпочитаете
уклониться от возможного столкновения с другими людьми или влезть в конфликт, довести его до «победного конца»?
Назовите все аргументы в пользу конфликтологического подхода к осмыслению сути социальной работы. Какие конфликтологические знания необходимы практикующему социальному работнику?
Практическое задание
(Использованы материалы учебного пособия «Основы социальной педагогики и социальной работы». Составитель А.В. Пьяненкова).
Проанализируйте данные, благодаря которым спе циалисты ответили на вопрос: почему в Нижнем Нов городе уровень преступности значительно ниже, чем в Дзержинске, находящемся всего в 40 километрах от Нижнего Новгорода? Спроецируйте эти данные на свой микрорайон. Как бороться с организованной преступностью? Какова в этом роль социального работника?
Нижний Новгород
Дзержинск
— молодой промышленный
город, строился в 50-е
годы «химиками»;
— низкий уровень культур
ного досуга;
— отсутствие традиций та
кого рода;
— отсутствие таких связей;
ему деликатной критикой, подскажите, что в его предложениях, на ваш взгляд, абсолютно несбыточно, а что вполне конструктивно.
Новая смена позиции. Вы — Реалист. Ваш прагматизм позволяет вам дать разумные советы двум вашим оппонентам, учесть самое ценное из сказанного ими. Скажите им об этом. Обратите внимание Скептика на излишне мрачный взгляд на вещи, ведь это непродуктивно. Поддержите Мечтателя; несмотря на свои недостатки, он очень славный и искренне желает решить эту проблему. С вашей помощью и под контролем Скептика он вполне способен найти выход из ситуации. Выскажите свое мнение по поводу проблемы.
Затем снова осуществляется переход в позицию Мечтателя и стимулируется поиск нестандартного решения. Ведущий может задать три-четыре круга по субличностям, обычно этого хватает, если уделяется достаточное время проработке проблемы в каждой позиции. Эмпирические данные убеждают в том, что во многих людях наиболее сильной оказывается субличность Скептик. Иногда он полностью «забивает», заглушает мнения других и фактически парализует «Я» человека на пути к решению проблемы. Уже осознание этого факта в результате выполнения упражнения позволяет считать эту психотехнику полезной. Можно посоветовать участникам практиковать «Разговор со сменой позиции» вне группы, активно поощряя Мечтателя и предоставляя Скептику меньшее, по сравнению с другими, время.
В результате обсуждения упражнения участники приходят к выводу о том, что в реалиях нашей жизни все три субличности являются для нас необходимыми. Именно через диалог, через сотрудничество между ними возможен конструктивный поиск оптимального решения возникающих проблем. Должен существовать баланс между влияниями каждой, поскольку они выполняют различные функции.
Список использованной литературы
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Дружинин В.Н. Психология семьи.— М.: КСП, 1996.
Доэл М, Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер.
с англ. яз. под ред. Б.Ю. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1995.
Мудрик А.В. Социальная педагогика.— М: Изд-во МПГУ,
Основы конфликтологии: Учебное пособие / Под ред.
В.Н.Кудрявцева.— М.: Юристъ, 1997.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-
ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред.
А.М.Панова, Е.И. Холостовой,— М.: Юристъ, 1997.
ЗАНЯТИЕ 16