в какой период стилистика становится научной дисциплиной

История развития стилистики

В связи с характером стилистики как учения об «употреблении языка» неоднократно возникали попытки сделать её наиболее общей филологической дисциплиной, подчинив ей как частную науку языкознание в собственном смысле слова (впервые у немецких филологов-романтиков братьев А.В. и Ф. фон Шлегель в начале 19 в., в направлении эстетического идеализма К. Фосслера) [9; С. 45].

Более широкое понимание стилистики, непосредственно исходящее из предыдущего, характерно для современной, главным образом английской, лингвистики текста. Соответственно понятие вариативности, свободного выбора говорящим или автором текста приёмов и форм сильно ограничивается, и стилистика отождествляется с грамматикой текста (У. Хендрикс и другие) [13; С. 38]; тем не менее в этом смысле можно говорить о текстовой стилистике.

С одной стороны, в противопоставлении развивающемуся учению о структуре языка, стилистика стала осознаваться как общее учение об употреблении языка, что отвечало повсеместному сдвигу лингвистики 50_х гг. 20 в. к исследованию «языка в действии» (Э. Бенвенист), использования языка говорящими в разных ситуациях, предпосылок успешного совершения речевых актов и т. п.

Наконец, стилистика общенародного языка всегда, но особенно интенсивно начиная с 20_х гг. 20 в., рассматривается в связи с языком художественной литературы и творчеством отдельных крупных писателей, необходимость этого непреложно вытекает из концепции Виноградова (а также работ Л. Шпитцера и других на Западе). Это расширение составило предмет стилистики языка художественной литературы и тесно смыкается с поэтикой.

Все названные подходы составляют современную языковедческую стилистику в широком смысле слова [6; С. 98].

Источник

СТИЛИСТИКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Появление аспекта стилистики в системе языка говорит уже о высочайшей степени развития языка и интеллектуального развития людей на нём говорящих.

Стилистика выделяется как самостоятельная лингвистическая дисциплина и как особая отрасль теории языка в работах по общему языкознанию, например, у Ф.М. Берёзина и Б.Н. Головина (Общее языкознание. М., 1979), у Ю.С. Степанова (Основы языкознания. М., 1966.) и других. Свидетельством оформления стилистики в самостоятельную науку являются также и многочисленные международные и российские симпозиумы и конференции, посвящённые её проблемам. Весьма убедительны в этом отношении высказывания учёных о значении и месте стилистики в современном языкознании. Р.А. Будагов пишет: «… стилистика – «душа» любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе». В свою очередь Ю.С. Степанов подчёркивает значение стилистики для теории языкознания и других отраслей науки: «В настоящее время исследования национальной культуры, языка и психологии стали гораздо определённее и конкретнее именно благодаря появлению стилистики как особой отрасли языкознания».

Само слово стилистика, как и стиль, используются в филологии давно. В России они известны с XVIII века. Первые работы посвящались стилю различных художественных произведений. Однако как научная дисциплина стилистика начинает формироваться примерно с 20-30-х годов ХХ века, а особенно активно разрабатывается направление функциональной стилистики со средины 50-х годов.

Стилистика и сущность стиля теснейшим образом связаны с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его употребления, функционирования. Важность и необходимость изучения этой проблемы учёные осознали ещё в начале XX-го столетия.

Большой вклад в развитие стилистики как научной дисциплины, в изучение коммуникативного аспекта языка и его функционирования внесли выдающиеся учёные И.А. Бодуэн де Куртенэ, Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и многие другие. Свой вклад в разработку функциональной стилистики внесли языковеды Чехии и Словакии.

В 60-е годы функционально-стилистические исследования поворачиваются от изучения структуры языка к исследованию его функционирования – к разработке динамической модели языка. Появляются исследования литературного языка и его нормы.

Основными предпосылками формирования стилистики как научной дисциплины явились три фактора:

1) выделение идеи (начало XX в.) о различении языка – речи и внимание к функциональной стороне языка;

2) разработка проблематики литературного языка и нормы;

3) идея системности.

Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков) ко всё более «крупным», в том числе текстовым.

Эти три фактора оказались основополагающими для развития стилистики по трём причинам. Во-первых, само явление стиля по своему возникновению и назначению связано именно с речью, с функциональной стороной языка. Во-вторых, понятие стиля – это прежде всего понятие литературного языка и связанное с ним понятие нормы и культуры языка. (Не случайно в процессе развития языкознания три его дисциплины – история литературного языка, стилистика, культура речи – появляются почти одновременно, когда уже сложились национальные литературные языки.). В-третьих, стиль вообще (прежде всего стиль речи) – явление глубоко системное. Таким образом, стилистика сложилась как наука теоретическая, но имеющая большое практическое значение.

В системе языковых средств ведущую роль занимает слово: слово является основной стилистической единицей.

С.Я. Маршак писал: «Человек нашёл слова для всего, что было обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает».

Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, даёт оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывает рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

В аспекте лексической стилистики анализируется стилистическое расслоение лексики, выделение её активного и пассивного запаса, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.

Стилистика играет важную роль в жизнедеятельности человека – роль учителя и своеобразного контролёра, который следит за нашей речью. Именно стилистика не даёт нам права употреблять лишние слова или пропускать их, следует за уместностью употребления тех или иных слов в речи, позволяет сделать нашу речь более красивой, образной. А эти проблемы тесно соприкасаются уже с культурой речи. Культура речи в свою очередь, является показателем уровня образованности, воспитанности, общей культуры человека и его интеллектуального развития. Потому что речь определяет всё, что делает человек.

В языкознании нет общепринятого определения стилистики, она развивалась в составе различных направлений.

В самом общем смысле стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Прежде всего, выделяются такие социально значимые сферы общения, как научная, художественная, публицистическая, деловая, бытовая. В соответствии с ними различаются и функциональные стили языка.

Это определение стилистики общее, исторически соответствующее действительности, но его можно разделить на два аспекта по исторически сложившимся направлениям стилистических исследований.

1. Исследования внеконтекстуальных стилистических ресурсов языка – (аспект строевой, структурный), т.е. стилистика ресурсов.

2. Исследования закономерностей функционирования языка в различных сферах общения, т.е. функциональная стилистика – аспект собственно коммуникативный.

В рамках общей стилистики выделяют направление, изучающее язык и стиль художественной литературы и нормативно-прикладной аспект, касающийся непосредственно культуры речи как устной, так и письменной.

Наличие разных направлений и аспектов в стилистике не разрывает её на части, все эти направления объединены общим предметом исследования – определением средств и закономерностей их функционирования в речи (в текстах). То есть, это направления (аспекты) внутри сложного целого.

Охарактеризуем вышеназванные направления стилистики.

1. Направление, изучающее стилистические ресурсы языка, является наиболее традиционным. Стилистика ресурсов (описательная стилистика) характеризует стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций. Центральным объектом является стилистическая синонимия языка.

2. Функциональная стилистика исследует закономерности языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и, прежде всего, специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей: «подстилевых», жанровых, ситуативных и т.д. Таким образом, Функциональная стилистика – это лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих тем или иным разновидностям человеческой деятельности и речевую системность складывающихся при этом функциональных стилей или их разновидностей. Это направление весьма перспективное.

3. Наука о стилях художественной литературы представляет историческую науку лингво-литературоведческого характера. Она исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии. К этому же направлению относится стилистика писателя и отдельного художественного произведения, т.е. интерпретация конкретных текстов (стилистика декодирования, стилистика восприятия).

4. Практическая стилистика. Главный принцип стилистики, который должен усвоить каждый говорящий и пишущий, является целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения, конкретных целей и задач, ситуации, содержания высказывания, жанра и других экстралингвистических задач. Практическая стилистика должна воспитывать у говорящих стилевое чутьё, знакомить с нормами того или иного функционального стиля.

Интересы наших лингвистов сосредоточены на проблемах употребления языка, эффективности коммуникации, влияния экстралингвистических факторов (в том числе социальных) речевой деятельности, целях и задачах речевого общения. Это вывело отечественных лингвистов на разработку приоритетных направлений современного языкознания. Наша отечественная стилистика шире зарубежной по своей проблематике.

Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 3692 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

ЛЕКЦИЯ 1. СТИЛИСТИКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Появление аспекта стилистики в системе языка говорит уже о высочайшей степени развития языка и интеллектуального развития людей на нём говорящих.

Стилистика выделяется как самостоятельная лингвистическая дисциплина и как особая отрасль теории языка в работах по общему языкознанию, например, у Ф.М. Берёзина и Б.Н. Головина (Общее языкознание. М., 1979), у Ю.С. Степанова (Основы языкознания. М., 1966.) и других. Свидетельством оформления стилистики в самостоятельную науку являются также и многочисленные международные и российские симпозиумы и конференции, посвящённые её проблемам. Весьма убедительны в этом отношении высказывания учёных о значении и месте стилистики в современном языкознании. Р.А. Будагов пишет: «… стилистика – «душа» любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе». В свою очередь Ю.С. Степанов подчёркивает значение стилистики для теории языкознания и других отраслей науки: «В настоящее время исследования национальной культуры, языка и психологии стали гораздо определённее и конкретнее именно благодаря появлению стилистики как особой отрасли языкознания».

Само слово стилистика, как и стиль, используются в филологии давно. В России они известны с XVIII века. Первые работы посвящались стилю различных художественных произведений. Однако как научная дисциплина стилистика начинает формироваться примерно с 20-30-х годов ХХ века, а особенно активно разрабатывается направление функциональной стилистики со средины 50-х годов.

Стилистика и сущность стиля теснейшим образом связаны с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его употребления, функционирования. Важность и необходимость изучения этой проблемы учёные осознали ещё в начале XX-го столетия.

Большой вклад в развитие стилистики как научной дисциплины, в изучение коммуникативного аспекта языка и его функционирования внесли выдающиеся учёные И.А. Бодуэн де Куртенэ, Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и многие другие. Свой вклад в разработку функциональной стилистики внесли языковеды Чехии и Словакии.

В 60-е годы функционально-стилистические исследования поворачиваются от изучения структуры языка к исследованию его функционирования – к разработке динамической модели языка. Появляются исследования литературного языка и его нормы.

Основными предпосылками формирования стилистики как научной дисциплины явились три фактора:

1) выделение идеи (начало XX в.) о различении языка – речи и внимание к функциональной стороне языка;

2) разработка проблематики литературного языка и нормы;

3) идея системности.

Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков) ко всё более «крупным», в том числе текстовым.

Эти три фактора оказались основополагающими для развития стилистики по трём причинам. Во-первых, само явление стиля по своему возникновению и назначению связано именно с речью, с функциональной стороной языка. Во-вторых, понятие стиля – это прежде всего понятие литературного языка и связанное с ним понятие нормы и культуры языка. (Не случайно в процессе развития языкознания три его дисциплины – история литературного языка, стилистика, культура речи – появляются почти одновременно, когда уже сложились национальные литературные языки.). В-третьих, стиль вообще (прежде всего стиль речи) – явление глубоко системное. Таким образом, стилистика сложилась как наука теоретическая, но имеющая большое практическое значение.

В системе языковых средств ведущую роль занимает слово: слово является основной стилистической единицей.

С.Я. Маршак писал: «Человек нашёл слова для всего, что было обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает».

Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, даёт оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывает рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

В аспекте лексической стилистики анализируется стилистическое расслоение лексики, выделение её активного и пассивного запаса, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.

Стилистика играет важную роль в жизнедеятельности человека – роль учителя и своеобразного контролёра, который следит за нашей речью. Именно стилистика не даёт нам права употреблять лишние слова или пропускать их, следует за уместностью употребления тех или иных слов в речи, позволяет сделать нашу речь более красивой, образной. А эти проблемы тесно соприкасаются уже с культурой речи. Культура речи в свою очередь, является показателем уровня образованности, воспитанности, общей культуры человека и его интеллектуального развития. Потому что речь определяет всё, что делает человек.

В языкознании нет общепринятого определения стилистики, она развивалась в составе различных направлений.

В самом общем смысле стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Прежде всего, выделяются такие социально значимые сферы общения, как научная, художественная, публицистическая, деловая, бытовая. В соответствии с ними различаются и функциональные стили языка.

Это определение стилистики общее, исторически соответствующее действительности, но его можно разделить на два аспекта по исторически сложившимся направлениям стилистических исследований.

1. Исследования внеконтекстуальных стилистических ресурсов языка – (аспект строевой, структурный), т.е. стилистика ресурсов.

2. Исследования закономерностей функционирования языка в различных сферах общения, т.е. функциональная стилистика – аспект собственно коммуникативный.

В рамках общей стилистики выделяют направление, изучающее язык и стиль художественной литературы и нормативно-прикладной аспект, касающийся непосредственно культуры речи как устной, так и письменной.

Наличие разных направлений и аспектов в стилистике не разрывает её на части, все эти направления объединены общим предметом исследования – определением средств и закономерностей их функционирования в речи (в текстах). То есть, это направления (аспекты) внутри сложного целого.

Охарактеризуем вышеназванные направления стилистики.

1. Направление, изучающее стилистические ресурсы языка, является наиболее традиционным. Стилистика ресурсов (описательная стилистика) характеризует стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций. Центральным объектом является стилистическая синонимия языка.

2. Функциональная стилистика исследует закономерности языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и, прежде всего, специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей: «подстилевых», жанровых, ситуативных и т.д. Таким образом, Функциональная стилистика – это лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих тем или иным разновидностям человеческой деятельности и речевую системность складывающихся при этом функциональных стилей или их разновидностей. Это направление весьма перспективное.

3. Наука о стилях художественной литературы представляет историческую науку лингво-литературоведческого характера. Она исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии. К этому же направлению относится стилистика писателя и отдельного художественного произведения, т.е. интерпретация конкретных текстов (стилистика декодирования, стилистика восприятия).

4. Практическая стилистика. Главный принцип стилистики, который должен усвоить каждый говорящий и пишущий, является целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения, конкретных целей и задач, ситуации, содержания высказывания, жанра и других экстралингвистических задач. Практическая стилистика должна воспитывать у говорящих стилевое чутьё, знакомить с нормами того или иного функционального стиля.

Интересы наших лингвистов сосредоточены на проблемах употребления языка, эффективности коммуникации, влияния экстралингвистических факторов (в том числе социальных) речевой деятельности, целях и задачах речевого общения. Это вывело отечественных лингвистов на разработку приоритетных направлений современного языкознания. Наша отечественная стилистика шире зарубежной по своей проблематике.

Источник

Понятие стилистики. История становления стилистической науки. Стилистика на современном этапе

Стилистика — филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Понятие стилистики

Стилистика — филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

До сих пор предмет и задачи стилистики остаются спорным вопросом.

Существует, но не является полностью общепринятым разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую. Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов,сюжет, фабулу и т.д. в отдельном произведении.

Б. В. Томашевский писал: «Стилистика является связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением».

В языкознании нет общепринятого определения стилистики. Это происходит отчасти потому, что в процессе своего формирования эта отрасль языковедения развивалась в составе различных направлений. Во второй половине ХХ в. расширился и объект исследования этой науки, далеко вышедшей за пределы изучения художественной речи.

В самом общем смысле стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования (употребления) языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием в тексте языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения. Выделяются прежде всего такие типовые и социально значимые сферы общения, как научная, художественная, публицистическая, официально-деловая, разговорно-бытовая, частично — религиозная. В соответствии с ними различаются и функциональные стили (их подстили и т.д.).

Иногда стилистику определяют лишь как науку о выразительных средствах языка. Это не вполне верно: при таком понимании игнорируется функциональный аспект стилистики — аспект употребления языка в речи, в тексте, стилевого построения последнего, а ее предмет ограничивается стилистически окрашенными языковыми единицами. С другой стороны, определение стилистики только как науки о функциональных стилях не достаточно, поскольку исторически в лоне стилистики развивается традиционное направление, изучающее стилистические ресурсы языка (окраски и пр.). Кроме того, в формировании функциональных стилей принимают участие разнообразные выразительные средства, и изучение их состава логично включать в стилистику.

Таким образом, приведенное выше определение является наиболее полным и исторически соответствующим действительности. Однако это определение, так сказать, общей стилистики. Оно может быть расчленено на две части, соответствующие двум основным исторически сложившимся аспектам стилистических исследований:

История становления стилистической науки

Элементы стилистики как науки были заложены еще в античных теориях языка Риторика – предшественница современной стилистики, ее цель обучение ораторской речи. Основное развитие как науки происходит в начале 20 века. В Европе основоположников являлся Шарль Балли, который разработал учение о выразительных средствах языка. В России становление стилистики начинается с работ Ломоносова, в частности его теории о 3 штилях.

Первый составляется из речений словено-российских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из словенских (древнеславянских), россиянам вразумительных, но весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях…

Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском употребительных… Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги (идиллии, пасторали — стихи о пастушеской жизни) сего штиля больше должны держаться.

Низкий штиль принимает реченья, которых нет в словенском диалекте… Каковы суть — комедии, увеселительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению.

— М. В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке, 1758

Слово стиль уходит своими корнями в глубокую древность; слово же стилистика используется в филологической науке с XVII в. Известны довольно многочисленные (в России XVIII—XIX вв.) исследования по отдельным аспектам стилистики, посвященные преимущественно стилю различных художественных произведений или писателей, а также сводные курсы стилистики; появлялись и работы теоретического характера. Однако как научная дисциплина стилистика начинает формироваться примерно с 20—30х гг. XX в., а особенно активная разработка одного из ее центральных направлений, называемого функциональной стилистикой, происходит лишь с середины 50х гг.

Стилистика и сама сущность стиля теснейшим образом связаны с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его употребления, функционирования. Необходимость изучения этой проблемы была осознана еще в начале ХХ столетия. В России над ней, помимо И.А. Бодуэна-де Куртенэ, работают Е.Д. Поливанов, М.М. Бахтин, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур. Большой вклад в разработку вопросов стилистики внесла также «функциональная лингвистика» ученых Чехии и Словакии. Функционально-стилистические исследования особенно активизируются с 60х гг. XX в. в связи с общим поворотом интересов лингвистики от изучения структуры языка к исследованию его функционирования (разработка не статической, а динамической модели языка). Тесно связано с формированием стилистики исследование проблем нормы и литературного языка. Определение этих категорий в языкознании находит свое выражение также лишь в XX в. (В. Матезиус, В. Гавранек, Э. Косериу, В.В. Виноградов).

Основными предпосылками формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины явились три фактора:

Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков — в фонетике) ко все более «крупным», в том числе текстовым, являющимся прежде всего объектом исследования стилистики. Указанные факторы оказались основополагающими для развития стилистики по трем причинам:

Стилистика, выделяясь в самостоятельную лингвистическую дисциплину, признается особой отраслью теории языка в работах по общему языкознанию (Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979 (гл. XI); Степанов Ю. С. Общее языкознание. М., 1966). Свидетельством оформления стилистики в самостоятельную науку явились также и многочисленные международные и всероссийские съезды и конференции, посвященные ее проблемам. Появление лингвистики текста, а затем развитие прагматики активизировали некоторые новые направления стилистических исследований. Заметную роль в этой активизации в нашей стране и за рубежом (в особенности в странах Восточной Европы) сыграла в свое время дискуссия по стилистике, проходившая на страницах журнала «Вопросы языкознания» (1955). Симптоматичны в этом отношении высказывания ученых о значении и месте стилистики в современном языковедении. Так, Р.А. Будагов пишет: «…стилистика — «душа» любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе» (Литературные языки и языковые стили. М., 1967. С. 101). Ю.С. Степанов следующим образом определяет значение стилистики для теории языкознания и других отраслей науки: «В настоящее время исследования национальной культуры, языка и психологии стали гораздо определеннее и конкретнее именно благодаря появлению стилистики как особой отрасли языкознания» (Степанов Ю. С. Семиотика. М., 1971. С. 21). В.В. Виноградов, определяя роль стилистики в языкознании, отмечал, что она является своего рода вершиной исследования языка, теоретической основой развития национальной речевой культуры. Согласно известному высказыванию Г.О. Винокура, путь к практической стилистике лежит через теоретическую.

Итак, стилистика по своему характеру — наука сугубо функциональная, что и отразилось в истории ее формирования. Это наука к тому же теоретическая, что ничуть не умаляет ее практического значения; напротив, развитие стилистики, особенно функциональной, явилось весьма продуктивным для методики преподавания языкa и других прикладных отраслей. Лингвостилистика призвана изучать фундаментальные проблемы языковедческой теории, прежде всего сущности языка (социальная природа языка, взаимосвязь его структурного и функционального аспектов, закономерности функционирования, взаимосвязь языка и мышления и др.). Решение этих проблем, в особенности последних, вызывает необходимость комплексного к ним подхода — лингвистического, гносеологического и когнитивного, социологического, психологического и др.

Стилистика на современном этапе

С 20х гг. прошлого столетия благодаря деятельности замечательных отечественных ученых В.В. Виноградова, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, А.М. Пешковского, позже А.Н. Гвоздева, А.И. Ефимова, Р.А. Будагова, И.Р. Гальперина проблемы стилистики активно изучаются и стилистика становится н а у ч н о й дисциплиной. Однако многие ее вопросы, в том числе дискуссионные и кардинальные, еще нуждаются в дальнейшем и всестороннем изучении. Кстати, первоочередным вопросом, требующим решения, является вопрос о стиле как понятии лингвистики, сущности стиля, его структуре и историческом развитии, а также вопрос о статусе стиля в языке и общественной коммуникации. Назрела необходимость обсуждения нерешенных и спорных проблем лингвостилистики. Эта ситуация вылилась в дискуссию по проблемам этой науки в журнале «Вопросы языкознания», инициированную Ю.С. Сорокиным и продолжавшуюся в течение 1954 г., итоги которой подвел В.В. Виноградов в первом номере журнала за 1955 г. При этом он отметил, что дискуссия не решила обсуждаемых проблем, но поставила много вопросов.

В дискуссии приняли участие все крупные ученые того времени, занимающиеся стилистикой: кроме В.В. Виноградова и Ю.С. Сорокина Г. В. Степанов, Р.А. Будагов, И.Р. Гальперин, Т.И. Сильман, Л.П. Жуковская, В.Д. Левин и др. Несмотря на в известной мере критическую оценку дискуссии В.В. Виноградовым, она, бесспорно, имела большое значение для развития отечественной стилистики: прежде всего получило определение понятие стиль, данное В.В. Виноградовым, были поставлены проблемы историзма стиля, многообразия и взаимодействия стилей; дискуссия побудила к дальнейшему изучению многих проблем стилистики, к разработке новых направлений лингвостилистики, в том числе функционального.

Дискуссия 1954—1955 гг. явилась сильным толчком для развития функциональной стилистики. С 60х гг. в русле этого направления появляются исследования целой плеяды ученых: А.Н. Васильевой, Т.Г. Винокур, Б.Н. Головина, М.Н. Кожиной, В.Г. Костомарова, М.П. Кульгава, О.А. Лаптевой, О.Д. Митрофановой, Г.Г. Полищук, Н.М. Разинкиной, Э.Г. Ризель, К.А. Роговой, О.Б. Сиротининой, Ю.М. Скребнева, Е.С. Троянской и др., несколько позже Д.Э. Розенталя, Ю.А. Бельчикова, К.А. Долинина, Г.Я. Солганика, В.В. Одинцова, О.А. Крыловой, Н.М. Лариохиной, Н.М. Фирсовой, В.Д. Бондалетова, Т.В. Матвеевой и др.

Исследования этих ученых обозначили многие новые проблемы и направления стилистики и способствовали оформлению функциональной стилистики в качестве главного ее направления, которое стало интенсивно и последовательно развиваться. И хотя сейчас порой появляются высказывания критического характера в адрес отдельных положений этого направления стилистики, например об абстрактном характере функциональных стилей, однако бесспорно, что именно функциональная стилистика способствовала реализации, укреплению и утверждению в лингвостилистике идеи связи стиля с динамическим, функциональным аспектом языка — его употреблением. Сформулированный еще Г.О. Винокуром и ставший «крылатым» упоминаемый выше тезис: «Язык есть лишь тогда, когда он употребляется», реализуется во многих современных стилистических исследованиях, становится приоритетным, является фундаментальной теоретической основой современной стилистической науки и учебных дисциплин (см., например, новейшие публикации А.И. Горшкова, В.Г. Костомарова, Г.Я. Солганика и др.).

Примерно с 80-х гг. прошлого века стали говорить о кризисе стилистики. Частично это связано с тем, что под влиянием американской лингвистики многие стилистические проблемы как бы поглотились риторикой, точнее неориторикой. При этом следует помнить о том, что в американистике термин риторика, как отмечает Ф. Данеш, употреблялся в случаях, когда в европейском языкознании использовался термин стилистика; таким образом, номинации оказались взаимозаменяемыми. Между тем со времен античности эти термины-понятия различались; и в наше время, хотя объекты исследования стилистики и риторики в ряде случаев совмещаются и пересекаются, однако по предмету исследования это все же две разных дисциплины. З. К. Тарланов в предшествующем номере журнала «Стил» хорошо определил, с одной стороны, как он пишет, причины угасания интереса к стилистике, с другой, сохранения этого интереса в славянских странах, связанного с ситуацией литературных языков этих стран и вниманием к проблематике литературного языка и культуры речи, а значит – и к стилистике.

В продолжение разговора на эту тему нам бы хотелось обратить внимание на исконную связь стилистики (риторики) с речевéдением как более широкой отраслью исследований, на развитие последнего в недавнем прошлом и перспективах его на будущее. Но прежде отметим: стиль сам по себе – явление вечное, поскольку он присущ речи, языковой коммуникации человека, составляет один из важных компонентов (свойств) высказывания, языковой личности, как сказал Бюффон, «стиль – это сам человек». В связи с антропоцентрическим направлением современного языкознания не может угасать интерес к стилистике, по- скольку «по своей онтологической природе стиль является антропоцентрической категорией».

Сложность, еще недостаточная изученность этого объекта, разброс мнений по тем или иным его вопросам обусловливают необходимость дальнейших его исследований. При этом, если так называемая аналитическая (формальная) стилистика, или «стилистика ресурсов», уже достаточно разработана, то функциональная стилистика как стилистика речи (с учетом ее многообразных сфер и жанров), связанная с проблемами употребления языка, речевого общения, речемыслительной деятельности требует дальнейших многоаспекых изысканий, а в некоторых славянских лингвистических школах начинает развиваться лишь с недавнего времени. Между прочим, говоря о развитии стилистики, С. Фиш отмечает тупиковое ее состояние именно по отношению к формальным направлениям стилистики. Проблема же употребления языка, его динамики, функционирования в синхронии и диахронии с учетом воздействующих на эти процессы экстралингвистических факторов, в наше время, время острых социокультурных преобразований, становится особенно актуальной. Сказанное подтверждается большим числом публикаций по стилистике во многих славянских странах только за последние 20–30 лет (на Западе этому в известной мере соответствуют исследования дискурсивного плана, неориторики и прагматики). Можно назвать многие десятки работ по стилистике – в том числе монографий и сборников – вышедших за последние годы в Болгарии, Польше. Особо следует отметить ежегодно издаваемые под ред. Ст. Гайды сборники, коллективные монографии и материалы конференций по стилистике), Словакии и Чехии Об этом же красноречиво свидетельствует появление международных журналов по стилистике и разработка научных программ (инициированных С. Гайдой, М. Чаркичем, Б. Тошовичем и, конечно – монографий последних в 2002 г.).

в какой период стилистика становится научной дисциплиной. Смотреть фото в какой период стилистика становится научной дисциплиной. Смотреть картинку в какой период стилистика становится научной дисциплиной. Картинка про в какой период стилистика становится научной дисциплиной. Фото в какой период стилистика становится научной дисциплиной14.02.2016, 33120 просмотров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *