в какой период смены наиболее верно проводить тематический огонек
Огоньки в лагере. Сценарии огонька в лагере
Мероприятия в детском лагере
«Огонек» — одна из самых известных и немаловажных традиций лагерей. Можно условно поделить «огоньки» на два типа: ежедневный «огонек»-анализ дня, который проводится в течение 30-40 минут, и тематический «огонек», который проводится 2-4 раза за смену и по сути представляет собой одну из форм внутриотрядного мероприятия.
Традиционная форма «огонька» заключается в том, что весь отряд собирается вечером вокруг костра или свечи, ведущий выбирает талисман и передает его по кругу. Тот, у кого в данный момент находится талисман, говорит о прошедшем дне или на заданную тему. В конце «огонька» проводится ритуал и все вместе задувают свечку. «Огонек» — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
1. «ОГОНЕК» — АНАЛИЗ ДНЯ
Основные цели ежедневного вечернего «огонька» — это не только анализ прошедшего дня, но и коррекция взаимоотношений в отряде, регулирование эмоционального настроя участников.
Для вечернего «огонька» существуют правила:
1. Отряд должен быть заранее настроен и готов к «огоньку».
2. Все: и дети, и вожатые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3. Дети и вожатые должны выполнять законы:
• Когда говорит один — все молчат.
• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
• Закон свободного микрофона.
• Все сказанное при свече не должно «выноситься» за его пределы.
• Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
• Через центр круга переходить нельзя.
Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.
Вопросы необходимо задавать такие, чтобы можно было проанализировать состояние отряда на текущий день и понять, как его скорректировать.
Вот примерные вопросы:
• Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
• Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
• Что было не очень хорошо и даже плохо?
• Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Не нужно никого торопить, останавливать. Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька», и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний «огонек» ритуалом.
Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:
Пять пальцев
Описание: Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее:
1. Мизинец (М) — «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрел.
2. Безымянный (Б) — «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели.
3. Средний (С) — «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело.
4. Указательный (У) — «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
5. Большой (Б) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Нить рассказа
Инвентарь: Моток ниток.
Описание: Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, высказываете свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните: если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
Шляпа
Инвентарь: Вопросы на бумажках, шляпа.
Описание: Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не совсем хороших (о каше, уборке, удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
Ниточки
Инвентарь: Разноцветные нитки.
Описание: Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины — 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
Дерево
Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют или настроение ребенка, или его оценку дня.
Если времени не хватает, можно ограничиться словом вожатого. Это хороший способ похвалить отличившихся, представить события дня в нужном свете, успокоить, вдохновить.
Типы «огоньков»
Тип «огонька» определяется задачами, стоящими перед отрядом:
Методика организации и проведения отрядных «огоньков»
Первый «огонек» называется «Расскажи мне о себе», его проводят вожатые.
Цель: расширить возможности знакомства детей друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда, выработать у ребят интерес к коллективному общению, к совместному обсуждению отрядных дел.
Педагогическая задача «огоньков» первых дней — научить ребят правилам поведения и выступления на «огоньке», приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день.
При проведении «огонька» необходимо создать необычную обстановку. Это достигается разными средствами, например, «традицией круга», чтобы каждого из ребят было видно всем; рассаживанием мальчиков и девочек «вперемешку»; если на «огоньке» несколько взрослых (двое вожатых и воспитатель), то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это делается для того, чтобы внимание ребят не сосредотачивалось только на взрослых, потому что взрослые обычно задают свой образец общения. Можно привести детей на первый «огонек» особой тропой, не лишенной «опасностей», и поэтому мальчики и девочки будут помогать друг друту, и т. д.
Схема проведения «огонька»:
Есть и такая традиция:
«Спокойной ночи, девочки!» (эти слова произносят только мальчики);
«Спокойной ночи, мальчики!» (эти слова произносят только девочки);
«Спокойной ночи, вожатые!» (говорят все ребята);
«Спокойной ночи всем!» (отвечают вожатые).
После произнесения последней фразы нужно взять себя за левое ухо и, прыгая вокруг своей оси на правой ноге, трижды произнести: «Пусть нам завтра повезет!». Старожилы уверяют, что это лучшее средство для удачного дня.
Задача: рефлексия деятельности отряда.
Продолжительность обычно небольшая — 15—20 минут. «Огонек» может быть более продолжительным лишь в ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов. В этом случае он проводится не в вечернее, а в дневное время.
Важно, чтобы сбор на «огонек» был неформальным. Не обязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы «огонька», как свеча или костер, их необходимо «беречь» для особых случаев.
«Огонек» начинает вожатый. Он ведет непринужденный разговор, который затем должен перейти в общую беседу. Используя паузы, вожатый обращает внимание на собравшихся ребят и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласить к разговору. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа к анализу дня.
Во время вечернего «огонька» не следует бурно обсуждать проблемные и конфликтные ситуации, распределять поручения на следующий день. Это время надо использовать для определения позитивных моментов прожитого дня, построения перспектив развития отрядной жизни.
Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.
Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения, качества подготовки к делу; качества со-организации; причины того, что не получилось; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.
Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.
Вопросы по содержанию.
Вопросы по организации.
Обязательно подведите итоги разговора-обсуждения. Если на первых порах это делает вожатый, то в последующем это лучше делать самим детям.
«Огонек» — откровенный разговор
«Откровенный разговор» — один из трудных «огоньков», как для вожатого, так и для детей. Для детей — потому что у большинства из них не было опыта такого разговора. Ребятам трудно оценить поведение другого человека, свои поступки, рассказать о том, что думаешь, услышать правду о себе. Вожатому трудно создать такой настрой, такую атмосферу, чтобы разговор проходил в доброжелательном ключе и не превратился в место сведения счетов, взаимных обвинений. Здесь как никогда важно соблюдение «Закона свободного микрофона» — говорить откровенно, без обид воспринимать критику, обсуждать не человека, а его поступок, говорить о своих чувствах.
Обсуждая плохой поступок ребенка, всегда важно дать понять, что провинившийся остается членом отряда, выразить уверенность, что поступок его случаен, дать возможность реабилитировать себя в дальнейшем.
Цель: дать возможность ребятам показать себя с неожиданной стороны.
Оборудование: листочки с вопросами (хорошо, если они изготовлены из цветного картона).
Вожатый перед «огоньком» подготавливает вопросы, при ответе на которые можно лучше узнать, понять другого человека.
Цель: организация разговора по актуальной для отряда теме.
Тематический «огонек» — это философский разговор, разговор с элементами диспута, в котором находятся точки соприкосновения и обнаруживаются полярные взгляды. Разговор на тематическом «огоньке» должен быть серьезным, глубоким, многогранным, и обязательно связан с жизнью ребят, с проблемами, которые больше всего их волнуют. Такой «огонек» способствует самопознанию личности, ее духовному развитию.
Для проведения тематического «огонька» вожатый заранее выясняет проблему актуальную, значимую для ребят отряда (об этом можно узнать из анкет или опроса, проведенного в отряде), подготавливает проблемные вопросы по теме разговора, активизирующие дискуссию.
При проведении «огонька» важно соблюдать золотую середину: не превращать его в формальный разговор «скажу то, что хочет от меня услышать вожатый», и не допускать превращения его в яростный спор, конфликт, столкновение противоположных мнений, взглядов и т. п.
Возможные темы для разговора:
Цель: дать ребятам возможность понять и прочувствовать состояние одиночества, остаться наедине со своими мыслями и чувствами, понять значимость и ценность общения.
Человек — существо социальное. Один из страхов каждого человека — страх перед одиночеством.
В начале «огонька» вожатый рассказывает легенду об одиночестве. Затем ребята зажигают от большого костра или общей отрядной свечи свои маленькие свечки. Вожатый предлагает провести личный «огонек», подумать в одиночку о себе, об окружающих людях, о своем отношении к миру. При этом вожатый не отторгает всех от «большого огня», каждый может вернуться к общему огню, как только ему станет невыносимо одиноко. Когда все ребята возвратятся, проводится анализ. Каждый может поделиться своими мыслями и чувствами.
Итоговый отрядный «огонек» обычно носит название «Расскажи мне обо мне». Этим подчеркивается, что за время смены ребята достаточно хорошо узнали друг друга и готовы похвалить любого соотрядника за счастливые недели, дни, часы и минуты, проведенные вместе в лагере.
Задача: подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива.
Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, как и в другие периоды смены. Есть два варианта разговора: первый — право слова имеет тот, кто держит символ круга, но теперь он говорит не о себе, а о коллективе или о любом ребенке из отряда, второй — ребята говорят о том человеке, у кого в руках находится символический предмет.
Завершить прощальный «огонек» можно следующим ритуалом. Вожатый дает каждому ребенку по маленькому кусочку отрядной свечи. Дети зажигают свои свечки от общего огня и расставляют их на отрядной поляне, как бы передавая эстафету следующей смене, или в знак того, что они хотели бы еще раз вернуться в лагерь. Этот ритуал не только красивый, но и несет в себе определенный смысл.
Несколько игровых приемов («изюминок») для проведения отрядного «огонька».
«Шляпа». На листочках бумаги написать вопросы к отряду, которые накопились за несколько дней. Вопросы могут касаться как хороших дел, так и не совсем хороших. Ведущий предлагает ребятам вытащить вопрос из шляпы, прочитать его вслух и выразить свое отношение к указанной проблеме.
«Ниточка». Перед началом «огонька» вожатый предлагает детям взять ниточку той или иной длины. Кусочки разноцветных ниток длиной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с вожатым. Выбирая нитку определенной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается либо на развернутую оценку, либо на короткую реплику.
Во время обсуждения дня (по схеме: что получилось; что не получилось; что надо сделать, чтобы сделать лучше) каждый ребенок, высказывая свою мысль, наматывает ниточку на палец.
Когда ниточка намотана, выступление прекращается.
«Конверт откровений». Накануне «огонька» вожатый просит ребят написать на листке волнующие их вопросы, касающиеся жизни отряда. Желательно, чтобы вопросы были обращены ко всем членам отряда, а не к кому-то конкретно.
Ребята предают друг другу конверт, как эстафетную палочку. Получивший конверт, вытаскивает из него вопрос, зачитывает его вслух, отвечает на вопрос, выражая свое отношение к прошедшему дню или событию, предлагает ответить на этот вопрос другим детям. Затем конверт перемещается к следующему ребенку.
«Зеркало». Перед началом «огонька» каждый ребенок заготавливает себе рамку «зеркала». Для этого берется лист бумаги и делится на две части. В левой части ребенок составляет список своих положительных и отрицательных качеств. Затем эта половинка закрывается. Листы подписываются и развешиваются или кладутся на горизонтальные поверхности по кругу. Ребятам предлагается обойти все «зеркала» от одного к другому и вписать на вторую половину листа те качества, которыми, по его мнению, обладает хозяин «зеркала». Вернувшись к своему «зеркалу» ребенок сравнивает записи на двух половинках листа. Таким образом, игра помогает формированию адекватной самооценки у детей, дает возможность узнать, каким тебя видят другие люди.
«Дом». Для проведения «огонька» потребуется заготовить «кирпичики» желтого, белого и черного цвета (каждый цвет по количеству детей в отряде). Вожатый предлагает детям построить дом. Для этого нужно взять «кирпичик» черного, белого или желтого цвета: черный — если день не удался, белый — если день был обычным, желтый — если день принес радость. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прожитый день.
«Дерево». В отрядном уголке помещается крона дерева без листьев. Вожатый сообщает ребятам о том, что перед каждым «огоньком» на дереве будут появляться листья зеленые или желтые. На зеленых листьях ребята должны писать имена детей, которых они хотели бы за что-нибудь поблагодарить, на желтых листьях — имена тех, чье поведение заслуживает критики.
Сборник «Вечерних огоньков» для летнего лагеря
Вечерние огоньки начального периода
Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Первый вожатый предлагает детям закрыть глаза и представить, что на небе – звездопад, в это время второй вожатый раскладывает перед каждым ребенком по 1 звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение. Вопросы могут быть следующими:
Что для тебя значит слово «друг»?
Каким ты себя представляешь через двадцать лет?
Какую основную цель ты преследуешь в жизни?
Какой у тебя характер?
Какой твой любимый предмет в школе?
Много ли у тебя друзей?
Что для тебя означает слово «друг»?
Ссоришься ли ты с родителями, и по какому поводу?
Какая твоя любимая песня?
Какие качества в человеке ты ценишь больше всего?
Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Часто ли ты ссоришься?
Умеешь ли ты рисовать?
В какие игры ты любишь играть?
Каких людей ты считаешь лучшими друзьями?
Что ты не любишь больше всего?
Любишь ли ты читать?
На кого бы ты хотел быть похожим?
Что для тебя в жизни самое страшное?
Что для тебя полноценный отдых?
Легко ли тебя вывести из себя?
Счастливый ли ты человек? Почему?
Уверен ли ты в себе?
Общительный ли ты человек?
Что может сделать тебя счастливым?
Легко ли ты можешь расплакаться?
Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?
Умеешь ли ты сочувствовать людям?
Бывает ли у тебя неспокойно на душе? Из-за чего?
Боишься ли ты темноты?
Какие сны тебе снятся чаще всего?
Как ты понимаешь выражение «чувствовать себя на седьмом небе»?
Любишь ли ты выступать на сцене?
Чему бы ты хотел научиться?
Ты веришь в гороскопы?
Какой твой любимый вид спорта?
Хотел бы ты летать как птица?
Любишь ли ты смотреть на ночное небо?
Без чего бы ты ни смог обойтись в жизни?
Согласен ли ты с выражением, что все в жизни надо попробовать?
Быстро ли ты прощаешь обидевших тебя людей?
Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?
Ты везучий человек?
Ты больше любишь дарить подарки или получать?
Что лучше – быть сильным или быть умным?
Что лучше иметь – сто рублей или сто друзей?
Есть ли у тебя любимый праздник?
Веришь ли ты в чудеса?
Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?
Что ты больше любишь – день или ночь?
Твоя заветная мечта?
1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?
Вечерние огоньки основного периода
Вожатые заранее заготавливают «кирпичи» (цветные прямоугольники из бумаги) для того, чтоб отряд смог «построить» свою «стену». Цвет «кирпичей» должен обозначать отношение ребенка к прожитому дню, например красный «кирпич» – день прошел замечательно, серый – день прошел без особых эмоций и т.д. Дети должны знать обозначение каждого цвета. В процессе огонька каждый ребенок выбирает себе кирпич того цвета, который считает нужным и приклеивает его на общую «стену». Цвет стены, которую возведут ребята, покажет вожатым – каким был прошедший день. К концу смены может получиться целая «Китайская стена».
В начале вечернего сбора вожатый делит ребят на микрогруппы (разбивка по цветам, геометрическим фигурам). Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например:
что было хорошего в сегодняшнем дне?
что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? И т.д.
После обсуждения (5-7 мин) от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.
Можно определить группам конкретный промежуток дня. Одна обсуждает утро, другая день, третья вечер и т.д. В конце вечернего сбора подводятся итоги всего дня. Определяются пути решения возникших проблем. Вся информация фиксируется на доске или листе ватмана, своего рода послание отряду на завтра.
Перед началом огонька вожатый предлагает ребята взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 см лежат рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме: что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? каждый ребенок, высказывая свою точку зрения. Он берет из общей массы одну ниточку и, начиная рассказ, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику.
Вы, наверное, прекрасно знаете игру «Ассоциации», когда участникам надо очень быстро придумать свою ассоциацию к какому-то слову. Ассоциативные методы анализа построены по такому же принципу, только здесь мы подбираем ассоциацию не к отдельному слову, а ко всему прожитому дню.
Например, ребятам дается задание выбрать предмет, который символизирует весь прожитый день. Ребенок, выбирая такой предмет, ассоциирует его с самым важным событием этого дня. Это может быть футбольный мяч, потому что сегодня дети выиграли соревнования по футболу, и это было самым главным событием, чистое полотенце, потому что сегодня был банный день, дети меняли белье. Помимо предмета дня, вы можете предложить ребятам подумать и назвать фразу дня. Например: «Тяжело в учении, легко в бою» – весь день готовились к общелагерному мероприятию.
Огоньки итогового периода – прощальные огоньки
Все собираются у костра, в руках у каждого участника огонька – свеча. Каждый говорит по кругу, передавая эстафету – зажженную от костра свечу. Можно вспомнить о том, что больше всего запомнилось в лагере и почему, можно говорить добрые и хорошие слова в адрес любого члена отряда. К окончанию разговора у всех участников огонька зажжены свечи. Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечи в сумерках на поляне в виде сердца, загадать свое самое заветное желание и всем вместе задуть эти свечи.
Вожатые заранее вырезают из цветной бумаги звездочки и пишут на них черты характера или качества людей, например: самый отзывчивый, добрый, активный, спокойный, трудолюбивый, внимательный, шумный и т. д. Количество звездочек должно превышать количество членов отряда. Звездочки раскладываются в центре круга, около свечки. Ребята по очереди берут звездочку и передают ее тому человеку, которого они считают самым отзывчивым, добрым и т.д., тому, у кого это качество наиболее выражено. В конце такого огонька у каждого ребенка в руках – своя маленькая звездочка, вожатый обращает на это внимание детей и говорит, что в начале смены наше созвездие только начало свое формирование и вот теперь готово к тому, чтобы продолжать свою жизнь. Можно пожелать ребятам, чтобы эта звездочка, из общего созвездия – никогда не гасла, помогала им и освещала их путь.
Все сидят в кругу. У вожатого в руках клубок ниток, он передает клубок одному из ребят с добрыми словами благодарности или пожеланиями. Конец ниточки он оставляет у себя и наматывает себе на палец, то же самое проделывает каждый ребенок.
В результате у каждого ребенка в руках ниточка, а в центре круга образуется замысловатая паутинка. Вожатый подводит итог и говорит о том, что за смену отряд очень сплотился и всех их вместе связывают невидимые, но очень крепкие ниточки. Он желает ребятам, чтобы эти ниточки никогда не рвались, а каждый ребенок оставляет себе на память маленький кусочек этой паутинки.
В руках вожатого зажженная свеча. Вожатый: «Сегодня у нас прощальный вечер. И я хочу, чтобы сегодня мы сделали друг другу комплименты, которые в течение смены так и не смогли сказать. Я хочу сделать комплимент … (имя). Она была лучшим помощником и т. д. Вожатый передает свечу тому, кому сказал комплимент. Так дальше дети говорят друг другу. Если кому-то не сделали комплимент, вожатый его делает сам. Повторять комплимент и того, кому его делали нельзя.
Заготавливаются изображения следов, на них пишутся пожелания (выдающихся успехов в спорте, отличной учебы и т. д.). Пожелания должны быть адресными, действительно соответствовать интересам детей. Следы складывают в коробку или просто кладут перевернутыми в центр круга. Каждый вытягивает и дарит тому, кому хочет, аргументируя выбор (каждому достается по одному следу). Это следы в сердце, которые будут напоминать о лагере.
В конце огонька очень важно, чтобы вожатые сказали несколько теплых слов почти каждому ребенку, возможно, подарил какие-либо сувениры, изготовленные собственными руками, чтобы они напоминали ребенку о времени, проведенном в лагере. Обязательно нужно заранее сочинить прощальную легенду и рассказать ее в заключение огонька.
В какой период смены наиболее верно проводить тематический огонек
Проведение огонька (идея)
Что дает эта форма огонька
примечания (уровень отряда)
ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА
Передача предмета по кругу, говорит тот, у кого находится предмет
Выговаривание сидящих в кругу по типу: «Все говорят, а чего бы и мне сказать». Работает система закручивания всех в разговор.
Уровеь отряда любой
Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами
Раскрытие личности с необычной стороны, проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопрос
Музей любимых вещей
Рассказ идет не о себе, а о предмете, характеризующем хозяина и демонстрируемом на огоньке
Гороскоп по группам – знакам зодиака. Перед выступлением детей вожатый дает краткую характеристику каждому знаку
Необычность характеристики детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств.
Уровеь отряда любой
Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого в руках фонарь. Фонарь передается по свободному выбору.
Определяет умение выбирать, выделять для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогрупп.
Уровень отряда высокий
Вариант: Букет цветов
В каждом цветке – вопрос. Высказывающий дарит цветок другому по выбору
Рассказывая о себе, ребенок вспоминает яркий день или случай из жизни
Вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам
ОГОНЬКИ АНАЛИЗА
Ответ на вопросы: Что хотели? Что получили? При проведении огонька могут быть использованы некоторые формы конфликтных огоньков
Фиксация перехода от пассивной позиции жизни в отряде к активной. Начало блока обучения З.У.Н., связанным с системой анализа и построения дальнейшей жизни (после событий).
Уровень отряда любой
Один говорит одну – две фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает этот разговор
Игровая форма огоньков, работающая на концентрацию внимания, получения большого количества информации, кратковременность проведения
Игра – отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей неделе, как будто они ее прожили
Образно-ассоциативное развитие детей, закрепление навыков построения перспектив, творческих подходов. Вожатый может выделить для себя основные проблемы, волнующие детей.
Каждый участник отвечает на вопрос: чем стал для меня отряд?
Осмысление детьми прожитого в лагере, в смене. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни
Рассказ – эстафета, передача предмета по кругу, у кого предмет, тот высказывается по дню, затем передает предмет
Высказывается каждый ребенок. Этот способ заставляет задуматься над темой высказывания каждого ребенка, но принцип добровольности высказывания не нарушается.
По очереди высказываются желающие в свободном режиме, по вопросам, анализирующим жизнь отряда за день
Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуаций. Появится возможность самореализации ребенка, укрепление его в отряде как личность
Все сидит в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом в центр.
Все сидит в помещении. Говорящий садится в круг.
Напряженность обстановки провоцирует эмоциональные выплески, снимает личное эмоциональное напряжение. Происходит снятие конфликта в отряде. В обоих огоньках «круг молчания» создается элитностью говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда
Говорящий выходит в круг к свечке
Путем использования свеч, достигается эффект одиночества.
Разговор со свечкой
Говорящий выходит за круг к свечке
Ситуация, в которой человек может вслух высказать мысли «скребущие» душу – крик души… Акцентирование внимания на проблемах, возникающих в отряде.
ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА (Адаптационные)
Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его практического конструирования.
Обыгрывается ситуация на «вживание» ребенка в социум «большой земли» не теряя своих положительных качеств, полученных или закрепленных в лагере
Уровень отряда средний, высокий
Самый последний разговор
В руках у говорящего свеча, дымящаяся ветка – «живой уголек». После того, как желающие выскажутся, «живой уголек» передается следующему. Огонек дополняется традициями прощания.
Снятие эмоционального напряжения. Связанного с прощанием. Огонек позволяет подготовить детей к расставанию.
Уровень отряда любой
Финальный огонек (после ЛЗС)
Расскажи мне обо мне
О каждом участнике огонька высказывают свое мнение два – три человека, по выбору того, о ком идет речь. Действует принцип «свободного микрофона».
Взгляд со стороны на систему деятельности и поведения ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.
Я, как в зеркало, смотрюсь в людей
В помещении, где проводится огонек, создается эффект зеркала (при помощи свечей, оформления). Говорящий и сидящий находятся в креслах друг против друга
Достигается концентрация внимания на диалоге.
Уровень отряда только высокий
Разговор с попутчиком
Заданная ситуация: закончилась смена, вы едите домой и рассказывайте попутчику о жизни в лагере
Снятие отрицательных эмоций и закрепление положительных, полученных в лагере
Уровень отряда любой
Анализ дня по микрогруппам
Обсуждение дня по микрогруппам, после этого от каждой микрогруппы говорит один представитель
Решение вопросов: «+» и «-» дня и дел, причины и что с этим делать, как это можно сделать по-другому
Уровень отряда средний
ОГОНЬКИ ОТКРОВЕНИЙ (Конфликтные)
Пользоваться конфликтными огоньками нужно очень осторожно! При выходе из конфликта, внутри огонька требуется провести игры на доверие, оптимизацию общения, выводящие эмоции детей на положительные
Участники огонька «пишут» вслух письмо другу, родным (принцип ведения пед.дневника
Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии, понимании, возникновение потребности друг в друге
Уровень отряда любой
Разговор с игрушкой
Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке
Дополняется воздействие на тактильность, кинестетику ребенка
Бессистемное распределение участников огонька в помещении. Каждый ребенок может подойти к любому участнику огонька с вопросом, начинающимся с фразы: «Я не понимаю, почему…?»
Предъявление требований с позиции более глубокого проникновения в мировоззрение другого человека. Налаживание контакта, выход на один уровень
Разговор в темноте
Рекомендуется проводить в холле при отсутствии света (в полной темноте). Дети в расслабленном состоянии (лежа на матрацах), разговаривают о наболевшем.
Эффект эмоциональной разгрузки (очищение от отрицательных эмоций). Выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде
Один из участников огонька сидит спиной к аудитории. Остальные пишут анонимные записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются вожатыми (с небольшой корректировкой)
Дает возможность узнать оценку поведения того или иного ребенка членами отряда (без амбиций, обид, оскорблений), оценку его личностного достоинства