в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 сентября 2020 г. N 1485

Положение
о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем;

б) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем;

в) физические лица, осваивающие основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования;

г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

3. Основными задачами подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

в) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий в организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

4. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

6. Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

7. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Правительство РФ урегулировало вопросы подготовки граждан России, иностранцев и апатридов в области защиты от природных и техногенных ЧС. Перечислены конкретные мероприятия. Установлены требования.

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г. включительно

Источник

Основные мероприятия

Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задач:

1. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются:

— развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;

— создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

— создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

— пропаганда знаний в области гражданской обороны.

2. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

— создание локальных систем оповещения;

— установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

— комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

— сбор информации и обмен ею.

3. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

— организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

— подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

— создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

4. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

— строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

— приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

— обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;

— накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

— обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

— приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

5. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:

— определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

— разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;

— проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

6. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются:

— создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;

— организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время.

7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

— планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

— создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

— нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

— предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

— определение численности населения, оставшегося без жилья;

— инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

— предоставление населению информационно-психологической поддержки.

8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:

— создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

— тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

— тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, являются:

— создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;

— введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

— совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:

— заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

— создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;

— организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

— создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

— восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;

— охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются:

— обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

— создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

— создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

— создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

— создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.

13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:

— заблаговременное определение мест возможных захоронений;

— создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

— организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;

— организация санитарно-эпидемиологического надзора.

14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

— создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

— рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

— разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

— разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

— планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

— заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

— создание страхового фонда документации;

— повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:

— создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;

— обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

— разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;

— разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

Источник

Порядок организации подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Подготовка населения

Федеральными законами от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены термины «подготовка населения в области гражданской обороны» и «подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», а также установлены на всех уровнях власти, объектовом уровне и для граждан полномочия и функции по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовка населения осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при этом население определено по группам, в зависимости от вида занятости, социального статуса, возложенных трудовых функций в области гражданской обороны либо защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Для каждой группы населения нормативно установлены соответствующие формы подготовки и определены места ее прохождения.

№ п/пГруппы населенияФормы подготовкиМесто подготовки
1Руководители
(органов государственной власти, субъектов РФ, местных администраций и организаций)
а) самостоятельная работа с НПА;
б) изучение своих функциональных обязанностей по ГО и защите от ЧС;
в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках
По месту работы
2Председатели;
КЧС и ОПБ;
Руководители местных администраций и организаций, категорированных по ГО ;
Работники гражданской обороны и специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС ;
Работники УМЦ и курсов ГО;
Преподаватели ОБЖ и БЖД
а) получение ДПО или курсового обучения в области ГО и защите от ЧС не реже одного раза в 5 лет;
б) самостоятельная работа;
в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях;
г) участие руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, ФО?ИВ, ОМС и организаций в тематических и проблемных обучающих семинарах (вебинарах) по ГО
1) Институт развития
АГЗ МЧС России;
2) УМЦ ГОЧС по субъектам РФ;
3) курсы ГО
3Личный состав формирований и служба) курсовое обучение руководителей формирований и служб;
б) курсовое обучение личного состава формирований и служб по месту работы;
в) участие в учениях и тренировках по ГО
1) УМЦ ГОЧС по субъектам РФ;
2) курсы ГО;
3) по месту службы
4Работающее населениеа) курсовое обучение в области ГО и защите от ЧС по месту работы;
прохождение вводного инструктажа по ГО по месту работы;
б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО и защите от ЧС;
в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС
По месту работы
5Обучающиеся образовательных организацийа) обучение по предмету «ОБЖ» и дисциплине «БЖД»;
б) участие в учениях и тренировках;
в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике ГО и защите от ЧС
По месту учебы
6Неработающее населениеа) посещение мероприятий, проводимых по тематике ГО и защите от ЧС (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов;
б) участие в учениях;
в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике ГО и защите от ЧС
По месту жительства
(учебно-консультационные пункты по ГО муниципальных образований)

В соответствии с приказами МЧС России от 13.11.2006 № 646 и от 19.01.2004 № 19 утверждены категории обучаемых из числа должностных лиц, работников ГО и РСЧС, проходящих обучение в образовательных организациях МЧС России, федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ. Смотреть фото в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ. Смотреть картинку в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ. Картинка про в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ. Фото в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ

Продемонстрирована непрерывность получения знаний и умений в области ГО и защиты от ЧС всеми группами населения в рамках прохождения соответствующих форм подготовки.

в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ. Смотреть фото в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ. Смотреть картинку в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ. Картинка про в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ. Фото в какой период проводятся мероприятия по подготовке к защите населения ответ

Представлена типовая схема организации подготовки населения в области ГО на примере Ивановской области.

Источник

Глава 3. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны

Глава 3 Порядок подготовки к ведению гражданской обороны

В мирное время проводится комплекс мероприятий обеспечивающих подготовку к ведению гражданской обороны (планирование мероприятий, обучение в области гражданской обороны и др.).

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны заключается в непосредственном выполнении задач по защите населения от опасностей.

Это разделение не носит строгого характера. В мирное время органы управления, спасательные службы и силы гражданской обороны привлекаются к выполнению задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях крупномасштабных террористических актов.

В свою очередь в военное время может продолжаться подготовка к ведению гражданской обороны.

3.1 Организация и планирование мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны

Основные направления подготовки к ведению гражданской обороны.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О гражданской обороне» подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Комплекс планируемых и осуществляемых заблаговременно мероприятий по гражданской обороне должен охватывать правовые, организационные, инженерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны.

Органическая связь задач и мероприятий гражданской обороны с другими оборонными мероприятиями и со всей народнохозяйственной деятельностью предопределяет необходимость и обязательность участия в их планировании и осуществлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов хозяйственного управления и военного командования.

Основными направлениями деятельности по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени являются:

— зонирование территорий по степени возможных опасностей, отнесение территорий и объектов к группам и категориям по гражданской обороне;

— планирование мероприятий гражданской обороны;

— развитие системы управления гражданской обороны, создание системы пунктов управления и технических средств связи;

— создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника;

— накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых;

— создание необходимого запаса средств индивидуальной защиты, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

— подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуируемого населения, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

— развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;

— организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовки руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны;

— развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств технологии и тактики проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Зонирование территорий по степени возможных опасностей и отнесение территорий (городов, населенных пунктов) к группам по гражданской обороне осуществляется с целью дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий гражданской обороны, заблаговременной разработки и реализации их в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени и чрезвычайных ситуаций в мирное время.

К основным зонам по гражданской обороне относятся:

зона вероятного катастрофического затопления

территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.

Отнесение территорий городов или населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территории организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (особой важности, первой и второй категории) или организаций, представляющих опасность для населения в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

К первой группе территорий по гражданской обороне относятся территории города:

если численность населения превышает 1 млн. человек;

или численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 50% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города:

если численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек;

или численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне или более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 30% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города:

если численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;

или численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположена одна организация особой важности по гражданской обороне или более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 30% его населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и вносятся в МЧС России и Минэкономразвития России, которые представляют их в установленном порядке на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Отнесению организаций к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации, которые:

имеют мобилизационное задание (заказ);

или представляют высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

или являются уникальными культурными ценностями.

Для организаций устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой категории, второй категории.

Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливается Правительством Российской Федерации.

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование, в том числе разработку планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны); разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны.

Оперативное планирование является важнейшей составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организационного перевода системы гражданской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.

Для планирования мероприятий гражданской обороны в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях разрабатываются Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны).

План гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны) представляет собой комплект документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение по реализации мероприятий, действий органов управления и сил гражданской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) корректируются ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года.

3.2 Подготовка мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений.

дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений, наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств и постановку их на учет;

освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения. В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обследование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений;

строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;

проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

Накопление фонда защитных сооружений. Пути и способы накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны показаны на рисунке 2.

НАКОПЛЕНИЕ ФОНДА ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Как отмечалось в главе 1 создание защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Порядок использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и приказу МЧС России от 21.07.2005 N 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», утвержденного основные помещения ЗС ГО разрешается использовать в мирное время в интересах экономики и обслуживания населения под:

помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий;

производственные помещения, в которых осуществляются технологические процессы, не сопровождающиеся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, и не требующие естественного освещения;

технологические, транспортные и пешеходные тоннели;

помещения дежурных электриков, связистов, ремонтных бригад;

гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки автокаров и автомобилей;

складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения;

помещения торговли и питания (магазины, залы столовых, буфеты, кафе, закусочные и др.);

спортивные помещения (стрелковые тиры и залы для спортивных занятий);

помещения бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, приемные пункты и др.);

вспомогательные (подсобные) помещения лечебных учреждений.

При использовании ЗС ГО под складские помещения, стоянки автомобилей, мастерские допускается загрузка помещений из расчета обеспечения приема 50%, укрываемых от расчетной вместимости сооружения (без освобождения от хранимого имущества). Освобождение помещений от имущества осуществляется при переводе ЗС ГО на режим убежища в срок не более 6 часов.

Размещение и складирование имущества осуществляется с учетом обеспечения постоянного свободного доступа в технические помещения и к инженерно-техническому оборудованию ЗС ГО для его осмотра, обслуживания и ремонта.

Вспомогательные помещения ЗС ГО использовать в мирное время запрещается, за исключением помещений санузлов.

Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование консервируется без его демонтажа.

Накопление запасов средств в целях гражданской обороны. Порядок накопления запасов защитных средств определен «Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379.

Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований и спасательных служб для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.

Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований и спасательных служб.

Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.

Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.

Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения спасательных воинских формирований спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации:

определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

создают и содержат запасы;

осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подготовка эвакомероприятий включает: разработку планов эвакомероприятий, создание и подготовку необходимых эвакоорганов; подготовку транспорта для вывоза эвакуируемого населения; подготовку районов для размещения эвакуируемого населения и материальных ценностей.

Организация эвакуации возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрацию организаций.

Для размещения рабочих и служащих организаций, продолжающих производственную деятельность на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, выбираются, согласовываются и утверждаются ближайшие к ним районы расселения, расположенные вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

Эвакуируемое население размещается в жилых, общественных и административных зданиях, а также помещениях дачных и садовых товариществ на основании ордеров, выдаваемых органами местного самоуправления.

Для сбора, регистрации эвакуируемого населения и отправки его на пункты посадки создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Они, как правило, располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации.

Планирование эвакомероприятий, в том числе эвакотранспортного обеспечения, осуществляют эвакуационные и эвакоприемные комиссии на основе решения руководителя гражданской обороны соответствующего уровня под руководством и при участии органов, осуществляющих управление.

Планы эвакуации являются составной частью планов гражданской обороны и защиты населения.

Планирование, подготовка и проведение эвакуационных мероприятий осуществляется во взаимодействии с органами военного управления (штабами военных округов, начальниками гарнизонов и военными комиссариатами).

Для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и органами военного управления заблаговременно в мирное время определяются безопасные районы.

Безопасные районы представляют собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления территорий, куда планируется эвакуация населения, по решению глав субъектов Российской Федерации разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.

Каждой организации, расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, в безопасных районах определяется район размещения (расселения) эвакуируемых.

Выбор районов расселения эвакуируемого населения осуществляется эвакуационными комиссиями организаций с учетом возможности создания условий жизнеобеспечения населения, его трудовой деятельности, а также наличия базы для размещения организаций, переносящих свою деятельность в безопасные районы.

Районы расселения утверждаются постановлениями органов местного самоуправления по представлениям эвакуационных комиссий, согласованным с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, и эвакокомиссией субъекта Российской Федерации.

3.3 Подготовка мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время

Объектами, необходимыми для устойчивого функционирования экономики в военное время, являются:

важнейшие объекты государственного управления;

предприятия по производству электрической и тепловой энергии;

предприятия по добыче и транспортировке угля, нефти и газа, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и медицинской промышленности;

предприятия по производству основных видов стройматериалов, крупные строительные и строительно-монтажные предприятия.

К основным объектам, необходимым для выживания населения в военное время, относятся:

предприятия агропромышленного комплекса, объекты пищевой и мясомолочной промышленности; хлебозаводы, холодильники и т.п.;

предприятия бытовой инфраструктуры и жилищно-коммунального обслуживания;

предприятия водо-, электро- и теплоснабжения;

организации материально-технического и продовольственного снабжения;

предприятия городского и междугороднего транспорта;

городские и районные ремонтно-восстановительные службы.

Конкретный перечень основных объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, утверждается при разработке планов гражданской обороны и защиты населения организаций, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации соответствующими руководителями.

Основными направлениями по сохранению указанных выше объектов являются:

осуществление градостроительной деятельности, разрешение и застройка объектов экономики и инфраструктуры в соответствии с требованиями строительных норм и правил и других утвержденных в установленном порядке нормативных актов по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, обеспечивающих своевременный и организованный перевод объектов на работу в условиях военного времени и их бесперебойное функционирование;

разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов;

разработка и подготовка мероприятий, направленных на эффективное проведение аварийных и восстановительных работ при поражении объекта современными средствами нападения;

осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения объектов в военное время;

осуществление мероприятий по инженерной и другим видам защиты персонала объектов и его жизнеобеспечению.

3.4 Создание группировки сил гражданской обороны

Группировки сил создаются заблаговременно, в мирное время, а полное их развертывание завершается в период перевода гражданской обороны с мирного на военное время или с началом войны. Создание группировок сил предусматривается планами гражданской обороны и защиты населения.

Состав группировок сил уточняется при угрозе нападения противника и после нанесения им ударов с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема АСДНР в очагах поражения.

Группировка сил гражданской обороны должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать:

возможность быстрого приведения сил в полную готовность к выполнению задач по предназначению;

своевременное выдвижение сил к очагу поражения и выполнение АСДНР в кратчайшие сроки;

сосредоточение основных усилий на наиболее важных участках (объектах) работ в целях спасения наибольшего количества людей, быстрого оказания помощи пораженным и эвакуации их в лечебные учреждения;

развертывание, непрерывное проведение и завершение всего комплекса АСДНР в сжатые сроки;

возможность осуществления маневра силами;

наращивание усилий и своевременную требуемую замену аварийно-спасательных и других сил и средств на участках (объектах) работ;

радиационную, химическую и биологическую защиту сил;

устойчивое управление силами и поддержание непрерывного взаимодействия между ними.

Группировка сил гражданской обороны, как правило, состоит из первого, второго эшелонов и резерва. По условиям обстановки или при незначительных силах группировка сил может состоять из одного эшелона.

Первый эшелон группировки сил предназначен для развертывания и проведения АСДНР на объектах, продолжающих производственную деятельность в городе, а также в других местах, где в момент нападения противника могли находиться люди. В состав первого эшелона обычно включаются спасательные воинские формирования МЧС России, аварийно-спасательные силы категорированных городов и объектов, продолжающих производственную деятельность в военное время. В зависимости от обстановки в первый эшелон могут включаться также силы гражданской обороны районов, расположенных вблизи категорированных городов.

Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта АСДНР, а также для требующейся замены частей (подразделений) и сил гражданской обороны первого эшелона. В его состав могут быть включены воинские спасательные формирования постоянной готовности, силы гражданской обороны, не вошедшие в состав первого эшелона, в том числе силы гражданской обороны районов (сельских), расположенных вблизи категорированных городов, с последующим привлечением сил гражданской обороны отдаленных районов (сельских).

Силы гражданской обороны, входящие в состав того или иного эшелона, с учетом сложившейся в зоне работ обстановки (в том числе радиационной) распределяются, как правило, по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры. В состав смен должны включаться различные по своему предназначению силы и средства, способные проводить весь комплекс АСДНР.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и для замены сил гражданской обороны первого и второго эшелонов. В состав резерва включаются формирования гражданской обороны, не вошедшие в состав эшелонов, силы гражданской обороны отдаленных районов (сельских), а также силы и средства, выведенные из очагов поражения после выполнения поставленных задач.

Часть спасательных воинских формирований и нештатных аварийно-спасательных формирований и служб может содержаться в повышенной готовности со сроками приведения в готовность не более 6-8 часов. Определяется это решением и оформляется приказом соответствующего руководителя.

Формирования повышенной готовности используются в основном для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других возложенных на них задач. Все остальные формирования находятся в повседневной готовности со сроками готовности до 24 часов.

Вид и количество формирований гражданской обороны, а также их численность определяются с учетом:

особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время;

наличия людских ресурсов, специальной техники, имущества, запасов материально-технических средств;

объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

Готовность создаваемых группировок сил гражданской обороны к выполнению задач по предназначению достигается: обеспечением укомплектованности личным составом и технической оснащенностью (по основным видам техники, оборудования и приборов) сил группировок, своевременным уточнением их состава в связи с происходящими изменениями; правильной организацией и проведением специальной подготовки сил к предстоящим действиям в соответствии с их предназначением и особенностями прикрываемых территорий и важнейших объектов; выполнением планов и организационно-методических указаний (на очередной год) по проведению учений и тренировок; обеспечением непрерывного и твердого руководства силами группировок; организацией системы связи с необходимым дублированием каналов связи; поддержанием взаимодействия с органами управления сил, подчиненных соответствующим федеральным органам исполнительной власти и с военным командованием, выделяющим силы и средства для выполнения задач в области гражданской обороны.

Ответственность за создание, подготовку и поддержание в готовности АСФ несут руководители организаций, на базе которых они созданы.

Готовность формирований гражданской обороны проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях гражданской обороны. Проверка готовности формирований гражданской обороны осуществляется:

руководителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (лично или по их поручению) во всех организациях, находящихся в сфере их влияния.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *