в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь

Речь ребенка — эгоцентрична ли?

Эгоцентрическая речь – это форма речи, которая обычно наблюдается у маленьких детей и включает в себя использование речи, не обращаясь ни к кому конкретно. В следующих разделах статьи будет рассказано больше об этой речи и ее компонентах.

Эгоцентрическая речь — это уникальная и интересная концепция, которая встречается у маленьких детей. Включение слова «эго» в термин «эгоцентрик» предположительно имеет отношение к самому себе.

Эгоцентрическая речь — это разновидность речи, которая осуществляется с самим собой, не обязательно обращаясь к кому-либо конкретно.

Этот вид речи встречается у очень маленьких детей, как правило, в возрасте от 3 до 5 лет, и она используется в качестве средства обучения речи, так как дети не знают, как мыслить внутренне, а затем говорить.

Для примера – стоит понаблюдать за маленьким ребенком во время игры. Можно обнаружить, что ребенок имеет склонность говорить с самим собой и буквально комментировать то, что он делает.

Например, когда он кормит куклу или играет с машиной, он говорит что-то вроде: «Теперь я собираюсь покормить куклу» или «Теперь машина будет ехать по полу».

По мере того, как ребенок растет, этой речи становится все меньше и меньше, а через год или два она полностью исчезает. Это происходит потому, что ребенок учится усваивать свои мысли, думать о том, что он хочет сказать, а затем говорить.

Теории эгоцентрической речи

Эхолалия: этот тип речи включает в себя повторяющиеся слова, фразы или звуки. Обычно это слышно, когда дети болтают.

Монолог: эта форма речи является бегущим дискурсом. Это обычно наблюдается, когда играют дети, и можно услышать только фрагменты предложений.

Коллективный (двойной или социальный) монолог. Это происходит, когда два ребёнка используют речь, но эта речь не имеет связи друг с другом.

Например, когда двое детей сидят вместе и играют в разные игры, они могут комментировать свои собственные игры, но эта речь не связана друг с другом. Они просто говорят одновременно или говорят по очереди.

Имеется некоторое количество теорий, окружающие данную концепцию, и они подробно описаны в следующих разделах.

Хотя эгоцентрическая речь является неотъемлемой частью развития ребенка (точнее говоря, языкового развития у детей), также необходимо знать, что есть несколько теорий, которые окружают эту концепцию. Ниже приведены две из самых известных теорий, которые подчеркивают эту концепцию более подробно.

Теория Жана Пиаже

Жан Пиаже был известным психологом, который наблюдал за детьми и сформулировал концепцию эгоцентрической речи. Эта форма речи является частью этапов развития. Он сказал, что, когда ребенок рождается и начинает учиться, он говорит, и проявляет эту форму речи.

Так он разговаривает сам с собой, не обращаясь ни к кому конкретно. Он также заметил, что всякий раз, когда малыш разговаривает сам с собой, он почти всегда использует громкую речь.

Далее Пиаже объяснил, что эта громкая и «для себя» речь происходит потому, что ребенок еще не научился быть социальным. Быть социальным означает, что ему нужно принимать во внимание точки зрения других или понимать, что говорили другие.

Таким образом, он не знает, как эффективно общаться с другими, и прибегает к эгоцентрической речи.

Пиаже также сказал, что по мере роста ребенка он будет учиться быть частью социальной арены и, таким образом, развивать надлежащие средства общения. Это будет означать, что эгоцентрическая речь исчезнет и ее заменит социальная речь.

Теория Выготского

Выготский был еще одним психологом, который наблюдал за поведением детей, а затем вывел определенные теории на концепцию эгоцентрической речи. Его точка зрения отличалась от точки зрения Пиаже.

Выготский сказал, что дети использовали эту форму речи, потому что они еще не разработали концепцию усвоения своих мыслей. Ребенок, по его словам, еще не изучил концепцию способности продумывать свои мысли, выводить их и затем говорить.

Он находится в процессе обучения, и поэтому постоянные инструкции, которые ему передавались, были громко озвучены без их обработки.

Выготский также считал, что ребенок изначально был социальным существом, а не со временем стал социальным индивидуумом. Он сказал, что все действия, где принимает участие ребенок, — будь то лепет или использование слов, которые ребенок начинает произносить, впервые научившись говорить и общаться, — достаточное тому доказательство. Поэтому ребенок всегда был общественным существом.

Таким образом, он выступил против теории Пиаже, которая гласила, что ребенок со временем учится быть социальным, а затем учится общаться с другими.

Выготский также сказал, что эгоцентрическая речь не заменяется социальной речью, а постепенно перерастает в нее.

В последующие годы была создана комбинация обеих этих теорий, и термин эгоцентрическая речь был заменен частной речью. Это считалось более приемлемым термином.

Источник

Мнение Пиаже и Выготского относительно эгоцентризма

Эгоцентрической можно назвать речь ребенка, которая направлена на внутренний разговор с самим собой. Подобное поведение характерно для детей дошкольного и школьного возраста, примерно 6-7 лет. Специалисты в области психологии считают подобные разговоры нормальными, ведь таким образом малыш просто размышляет и проговаривает свои действия.

в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть картинку в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Картинка про в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь
Эгоцентричная речь: теория ученых

Ученый Жан Пиаже объясняет детский эгоцентризм тем, что ребенок в этом возрасте слышит исключительно себя и минимально реагирует на социум. Концепция Выготского предполагает, что эгоцентричная речь является переходным этапом ребенка от внешних действий к внутренней речи. В качестве примера можно привести сбор пирамидки, когда малыш вслух рассуждает о том, какое из колечек является больше и какое следует надевать вначале. Со временем ребенок перестает проговаривать очевидные для него вещи вслух и продолжает сравнивать колечки молча, продолжая собирать пирамидку.

Выводы Жана Пиаже

Жан Пиаже считал, что благодаря эгоцентрической речи можно максимально хорошо понять мысли ребенка. Ученый утверждал, что речь взрослых людей и детей — многофункциональное умение, а донесение мыслей — всего лишь одна из функций. В ходе проделанных экспериментов Пиаже выявил 2 вида речи у детей — эгоцентрическая и социализированная. Первая предназначена для общения с самим собой, а вторая — с окружающими.

Какой бывает эгоцентрическая речь?

Согласно проведенным историческим экспериментам, Пиаже выделил 3 основных вида эгоцентрической речи, каждая из них является вполне приемлемым для дошкольников:

Исследования Выготского

В отличие от Жана Пиаже, Лев Выготский считал, что эгоцентрическая речь является процессом переноса действия от внешней среды в умственную речь. Так, например, ребенок от взрослого слышит историю, что в розетке есть ток, и ее трогать нельзя. Увидев розетку, малыш сам себе начинает проговаривать, что ее нельзя трогать. В дальнейшем детское сознание воспринимает розетку как что-то запрещенное.

Таким образом, согласно Выготскому, эгоцентрическая речь является некой линией перехода от внешнего действия к внутренней речи. Развитие эгоцентрической речи можно наблюдать даже в сюжетно-ролевой детской игре. Так, например, раньше мышление малыша работало несколько иначе, и он подробно проговаривал все действия при варке каши. Однако с возрастом детская игра становится не такой подробной, так как малыш перестаёт проговаривать каждое свое действие.

Эгоцентризм в речи

Случаются ситуации, когда и у взрослых людей можно наблюдать эгоцентрическую речь. Чаще всего такое происходит, когда индивид начинает заниматься новым для себя ремеслом. Например, эгоцентричным можно назвать вязание чего-либо крючком, особенно когда данное занятие для женщины является полностью новым.

После того как определенные действия станут выполняться чисто на интуитивном уровне и дойдут до автоматизма, человеку не придется проговаривать про себя. Кроме того, у взрослых данный период происходит гораздо быстрее, чем у детей. Часто экспрессивный характер ребенка может очень обеспокоить родителей, однако, следует помнить, что подобное поведение является нормой в развитии. В данном случае соотношение информации и развития мозга не позволяют ребенку удерживать все в голове, поэтому помимо мыслей, он старается проговаривать новые действия. Спустя определенное время, когда ребенок начинает подрастать, эгоцентрическая речь становится внутренней, и малыш начинает уже мыслить самостоятельно, а не вслух. К тому же, его рассуждения становятся более осознанными и взрослыми. Именно поэтому нельзя назвать эгоцентрическую речь чем-то ненормальным и неправильным.

Источник

Эгоцентрическая речь: виды, исследования Пиаже и Выготского

Эгоцентрическая речь – это разговор ребенка, который обращен к самому себе и сопровождает любую его деятельность. Она характерна для малышей в возрасте 5-7 лет. По мнению ученых, она считается нормальным явлением в развитии ребенка: разговаривая с собой, ребенок размышляет. Малыш не нуждается в слушателях, он просто обсуждает выполняемые действия сам с собой.

в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть картинку в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Картинка про в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь

С точки зрения Жана Пиаже, эгоцентрическая речь связана с тем, что ребенок направлен на себя, а не на социум, поэтому он разговаривает сам с собой, а не с окружающими. Также он считал, что по тому, как формируется эгоцентрическая речь, можно судить о формировании детского мышления, после 5-6 лет она бесследно исчезает.

Эгоцентрическая речь, согласно культурно исторической концепции Л.С. Выготского, является одной из ступеней перехода ребенка от внешних действий к внутренней речи. Например, во внешнем плане малыш, собирая пирамидку, проговаривает, прикладывая одно колечко к другому для сравнения: «Это колечко больше — значит, его нужно надеть сначала».

Через время сам процесс сравнения и вывод о том, какое колечко нужно надеть сначала, а какое потом, уходит во внутренний план: ребенок сравнивает их мысленно и выполняет действие молча. Эгоцентрическая речь, по мнению отечественного психолога, переходит во внутреннюю и остается с человеком на всю жизнь.

Выводы Жана Пиаже

в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть картинку в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Картинка про в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь

Впервые эгоцентрическую речь выделил Жан Пиаже. Он предполагал, что по анализу детской эгоцентрической речи можно понять образ мыслей ребенка. Также он выявил, что взрослая и детская речь имеют несколько функций, при этом донесение своих мыслей до собеседника – лишь одна из них. В результате экспериментов Ж.Пиаже сделал вывод о том, что у ребенка есть два вида речи: эгоцентрическая – для себя и социализированная – для общения с окружающими.

Виды эгоцентрической речи

В результате психологических экспериментов с маленькими детьми Ж. Пиаже было выделено три категории эгоцентрической речи, каждая из которых является нормальной для ребенка среднего дошкольного возраста.

Эхолалия

в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть картинку в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Картинка про в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь

По мнению Пиаже, феномен такой эгоцентрической речи характерен для малышей 2-3,5 лет и тождественен игре. Ребенок просто повторяет услышанные где-то звуки и слоги, ни к кому не обращаясь, не вкладывая в них особого смысла, делает это ради собственного удовольствия.

Монолог

Ребенок произносит свои мысли вслух, не рассчитывая на то, что кто-то его слушает. При наблюдении за малышом можно увидеть прочную связь между речью и действием. Например, ребенок строит башню из кубиков, приговаривая: «Теперь возьму красный кубик и поставлю на зеленый».

Действия сопровождаются словами, иногда даже бывает так, что действие не производится, если для него нет подходящего слова. Например, малыш забыл слово «приклеить», не может сказать «приклею пластилин на бумагу», и совершить действие тоже не получается.

Коллективный монолог

в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть картинку в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Картинка про в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь

Этот вид эгоцентрической речи в психологии еще называется «монологом вдвоем». Когда детей двое или несколько, они выступают друг для друга как возбудители монолога. То есть, они видят сверстника, им хочется говорить, но делают они это по-прежнему для себя, не рассчитывая на то, что его слушают и ему ответят. Ж.Пиаже называл этот вид эгоцентрической речи наиболее социализированным.

Согласно теории Ж.Пиаже, в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя.

Исследования Выготского

в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть картинку в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Картинка про в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь

Отечественный психолог Лев Семенович Выготский с Ж. Пиаже был не согласен. По его теории о природе эгоцентрической речи, это – часть процесса интериоризации действий, то есть – перемещения их из внешней среды в умственную речь. На примере процесс интериоризации происходит следующим образом:

Так, эгоцентрическая детская речь является переходным этапом от внешних действий к внутренней речи. Внешняя деятельность сворачивается до мыслей, это видно даже по детской сюжетно-ролевой игре в разном возрасте. В 4-5 лет малыши подробно проговаривают и выполняют действия, которые необходимы в процессе, например, берут воображаемую крупу, засыпают в кастрюлю, ставят на игрушечную плиту, раскладывают по тарелкам и предлагают «угоститься». При этом каждое действие проговаривают.

Мое мнение об эгоцентрической речи

На самом деле, эгоцентрическая речь в несколько видоизмененном виде даже иногда встречается у взрослых людей, которые начинают выполнять новую для себя деятельность, с которой никогда не сталкивались. Например, женщина учится вязать крючком и проговаривает: «Зацепляем нить, заводим крючок под петлю…». Со временем, когда действия дойдут до автоматизма, словесное сопровождение пропадает и происходит уже в уме. У взрослых это происходит значительно быстрее, чем у детей.

Иногда эгоцентрическая речь у ребенка вызывает вопросы у родителей о нормальности его развития. Но она не должна вызывать беспокойства, так как для детей это просто период развития. Мозг еще развивается и не может удержать слишком много информации одновременно, а внешняя речь помогает выстроить структуру необходимых действий. Со временем эгоцентрическая речь сворачивается и становится внутренней, тогда ребенок начинает мыслить и рассуждать сам с собой не вслух, а про себя.

Заключение

Эгоцентрическая речь – это нормальное явление в развитии ребенка. В дошкольном возрасте она не должна вызывать беспокойства у родителей. Проговаривая мысли вслух, малыш думает, и со временем эти размышления становятся его внутренней речью, оставаясь с ним на всю жизнь.

Источник

Что такое эгоцентрическая речь и опасна ли она

в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Смотреть картинку в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Картинка про в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь. Фото в какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь

В психологии есть такое явление как эгоцентрическая речь, то есть разговор с собой. Родители могут столкнуться с ней, когда видят, что их ребенок как-то странно разговаривает – произносит монологи в пустоту, бездумно повторяет слова и т.п. Это становится поводом тревожиться и даже заподозрить психическое расстройство. Но так ли опасно это явление?

По речи ребенка можно понять, как он мыслит. Этот тезис лег в основу теории швейцарского психолога Жана Пиаже, стоявшего у истоков исследования эгоцентрической речи. Участниками его экспериментов становились маленькие дети. Психолог заметил, что чаще всего эгоцентрическая речь проявляется в возрасте 3-5 лет, после чего исчезает. Речь идет об эпизодах, когда ребенок говорит вслух, ни к кому не обращаясь, в том числе задавая вопросы. Его не интересует наличие слушателей, он довольствуется лишь видимым интересом со стороны. Ребенок не ставит целью как-либо воздействовать на собеседника своими словами, а просто разговаривает для себя.

К каким выводам пришел Жан Пиаже

Если углубиться в результаты исследований психологов, то окажется, что эгоцентрическая речь совсем не страшна. Так Жан Пиаже написал книгу, посвященную детским речи и мышлению. Он пытался понять, зачем детям нужны эти разговоры, но в своих размышлениях немного ошибся. В частности его предположение, что понять образ мыслей ребенка можно только по анализу его речи оказалось опровергнутым коллегами. Так явление эгоцентрической речи стало изучаться глубже.

Пиаже установил, что речь и детей, и взрослых, имеет несколько функций. Сообщение собственных мыслей – лишь одна из них. Он проводил свои эксперименты в «Доме малюток» вместе с Ж.-Ж. Руссо. В результате было определено, что у детей есть социализированная и эгоцентрическая речь.

Разновидности эгоцентрической речи

В своем исследовании психолог Жан Пиаже выделил несколько разновидностей эгоцентрической речи со своими особенностями у каждой из них.

Феномен механического повторения слов без полного осмысления просто ради удовольствия – наследие младенческого лепета. Такая речь ни к кому не обращена. Ребенок повторяет слова, которые слышал, произносит слоги, не вкладывая в это никакого смысла. Пиаже отождествляет эхолалию с игрой.

Под монологом у ребенка понимается произношение своих мыслей вслух. Такая речь не обращена к собеседнику, ребенок говорит сам с собой. Если понаблюдать за ним, то можно увидеть связь слов и действий. Дети играют и вербально сопровождают свои действия – не только говорят, но и кричат. Иногда в процессе такого симбиоза у ребенка меняется отношение к его действиям. В некоторых случаях без слова вообще нет действий.

Пиаже заметил, что такой феномен тоже прослеживается в детской речи, и детально описал его в своих трудах. Когда двое и более детей приобщают друг друга к своим мыслям и действиям без стремления быть услышанными и понятыми – это и есть «монолог вдвоем». Оппонента ребенок воспринимает в качестве возбудителя монолога. Эту форму эгоцентрической речи Пиаже назвал самой социальной из всех прочих, поскольку тут уже в расчет принимаются окружающие. При этом ребенок все равно говорит для себя, размышляя вслух.

По мнению Пиаже, речь маленького ребенка не такая как речь взрослого. Если в последнем случае она является орудием общения, то у детей это скорее подражание, вспомогательное действие. Психолог предположил, что первые годы жизни малыш замкнут на себе. По итогам своих экспериментов Пиаже сделал вывод, что мышление маленького ребенка эгоцентрично. На практике это означает, что он будет разговаривать сам с собой, для себя, а не для других и без стремления понять то, как мыслит его собеседник.

Выводы, сделанные Пиаже, позже были опровергнуты многими другими исследователями. В их числе был советский психолог Лев Выготский. Он опроверг мнение, что у детской эгоцентрической речи нет функциональной нагрузки. В качестве доказательства были приведены результаты собственных экспериментов Выготского.

Так следует ли беспокоиться родителям? Эгоцентрическая речь ребенка не является признаком какого-либо расстройства – всего лишь переходный этап развития логического мышления. Потому, по мнению психологов, правильная реакция родителей – не волноваться и не пытаться ее убрать.

Источник

Феномен эгоцентрической речи

Одним из доказательств эгоцентризма детской мысли Ж. Пиаже счи­тал открытый и подробно описанный им феномен эгоцентрической детской речи. Он обратил внимание не то, что дети 4- 6 лет очень час­то сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказы­ваниями. Пиаже пришел к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две большие группы — эгоцентрическую и социали­зированную речь.

Эгоцентрическая речь отличается тем, что ребенок говорит сам для себя, никому не адресуя свои высказывания, не ожидая ответа и не интересуясь, слушают его или нет. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Этот словесный аккомпанемент детской деятельности существенно отличается от социализированной речи, функция которой совершенно иная: здесь ребенок просит, обме­нивается мыслями, задает вопросы, пытается воздействовать на окру­жающих и пр.

Пиаже ввел специальный коэффициент эгоцентрической речи, кото­рый подсчитывается как отношение эгоцентрических высказываний к общему числу высказываний ребенка в единицу времени. Оказа­ лось, что в 3-5 лет этот коэффициент достигает своего максимально­ го значения и равен 54-6 0 %. После 6-7 лет этот коэффициент начи­нает стремительно падать и в школьном возрасте практически сходит на нет — речь ребенка становится исключительно социализирован­ной.

Пиаже полагал, что эгоцентрическая речь ребенка ничего существен­ но не меняет ни в деятельности, ни в переживаниях ребенка. Она лишь является побочным продуктом детской активности, в котором находят свое отражение миражные формы мышления ребенка. Поскольку глав­ной сферой жизни в этом возрасте является игра, в которой ребенок живет в мире своих грез и фантазий, эта «несоциальная» работа детско­го воображения PI выражается в эгоцентрической речи. А так как эта речь не несет в себе никакой полезной функции, естественно, что в про­цессе детского развития она постепенно отмирает, уступая место дру­гим, социализированным формам мышления и речи.

Такое объяснение природы эгоцентрической речи прямо вытекает из основных положений общей концепции Ж. Пиаже: эгоцентриче­ская мысль с генетической точки зрения образует переходную ступень в развитии мышления от детского аутизма к логическому мышлению взрослых.

Однако Л. С. Выготский дает феномену эгоцентрической детской речи совсем другую, во многом противоположную интерпретацию. Его исследования привели к выводу о том, что эгоцентрическая речь очень рано начинает выполнять в деятельности ребенка чрезвычайно важную своеобразную роль. Он попытался понять, чем вызывается эгоцентри­ческая речь ребенка и какие причины ее порождают. Дл я этого в про­цессе эксперимента в деятельность ребенка вносился ряд затрудняю­щих моментов.

Например, при свободном рисовании в нужную минуту у ребенка не оказывалось под рукой необходимого ему карандаша или бумаги. Экспе­рименты показали, что такие затруднения в детской деятельности резко повышают коэффициент эгоцентрической речи. Ребенок, оказавшись в затруднении, пытался осмыслить положение и делал это с помощью речи: «Где карандаш, мне нужен синий карандаш, а его нету. Ничего, я вместо этого нарисую красным, смочу водой, это потемнеет и будет как синее» — рассуждал ребенок сам с собой.

На основании этих результатов Л. С. Выготский предположил, что одним из факторов, вызывающим эгоцентрическую речь, являются за­труднения или нарушения в гладко текущей деятельности. В такой речи ребенок с помощью слов пытался осмыслить ситуацию и сплани­ровать свои действия. Дети старшего возраста (после семи лет) вели себя несколько иначе — они всматривались, обдумывали, а затем нахо­дили выход. На вопрос, о чем он думал, ребенок давал ответы, очень близкие к высказываниям дошкольников вслух. Таким образом, можно полагать, что та же операция, которая совершается у дошкольника в от­крытой речи вслух, у школьника осуществляется в речи внутренней, беззвучной.

Л. С. Выготский предположил, что эгоцентрическая речь, помимо чисто экспрессивной функции, помимо того что она просто сопровож­дает детскую активность, очень легко становится средством мышления ребенка, то есть помогает ребенку осознать ситуацию и разрешить воз­никшую задачу.

Следует подчеркнуть, что Л. С. Выготский рассматривал речь как средство мышления человека. Человеческое мышление не только вы­ражает себя в речи, но и осуществляется в ней. Мышление совершается в плане внутренней речи, которая по своей функции и по своей струк­туре существенно отличается от внешней. В отличие от внешней или коммуникативной речи, она не направлена на собеседника и не предпо­лагает воздействия на него; она предельно сокращена, она опускает все, находящееся перед глазами, предикативна (то есть в ней преобладают сказуемые и предикаты), она понятна только для себя. Эгоцентрическая речь дошкольника имеет много общего с внутрен­ней речью взрослого человека: она непонятна окружающим, сокращена, обнаруживает тенденцию к пропускам и пр. Все это, несомненно, сбли­жает эгоцентрическую речь ребенка и внутреннюю речь взрослого. Факт исчезновения эгоцентрической речи в школьном возрасте позво­ляет говорить о том, что после семи лет происходит не ее отмирание, а превращение во внутреннюю речь, или уход ее вовнутрь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *